Сбереги судьба

Подошел к концу первый год моей трудовой деятельности. В душе весь этот год звучали радостные гимны со словами: «Лето, отпуск, свобода, Москва, экзамены, институт, студентка!!!» Как же я мечтала о нем! О лете…

И вот оно пришло – долгожданное, жаркое, солнечное, со вкусом спелой клубники и медовых яблок, с жаждой перемен и верой в свою удачу! Лето само по себе - замечательное время года, а если еще и одна за другой сбываются мечты, то такому лету нет цены, ощущение праздника, восторга, волшебства сохранится на всю жизнь.

Как-то легко все получилось, будто кто-то неведомый вел за руку и помогал. Первый же экзамен был сдан на «отлично»,  через три дня после приезда в столицу, я стала студенткой. Председатель приемной комиссии поздравил меня с пятеркой, сказал, что с учетом красного диплома техникума больше экзаменов сдавать не нужно. Улыбнувшись, пожал мою руку, уточнил: «Встретили ли вы своего Александра Сергеевича, Наталья Николаевна? Я желаю вам удачи! Ждем вас в сентябре!»

Окрыленная, радостная я бежала отправить телеграмму домой, по дороге заскочила в общежитие оставить учебники, которые листала перед экзаменом, в этот момент и увидела Венеру. Невысокая улыбчивая девчонка с чемоданом наперевес прибыла только что и, пристроив вещи, спешила в приемную комиссию, едва успев к сдаче экзаменов. Не заметить, и не запомнить ее было нельзя, Венера была красива яркой, знойной нездешней красотой - роскошные черные волосы, озорные карие глаза, изящная, гибкая, тонкая, как  тростинка. Она приехала в Москву из Казахстана.

В сентябре мы оказались зачисленными в одну студенческую группу, столкнулись нос к носу в аудитории, сели рядом и больше уже не разлучались. Оказалось, что Венера закончила тот же техникум, что и я. Один год мы даже учились вместе, я на последнем курсе, а она на первом, поступив учиться после 10 класса, не рискнув сразу сдавать экзамены в институт. Она запомнила меня по техникуму и была рада  случайной встрече в Москве. Мы оказались ровесницами, подружились, делились тайнами, строили планы, советовались, во всем поддерживали друг друга. Хоть и говорят, что женской дружбы не бывает, это не так.

Как же здорово было учиться в столице, ранним утром спешить в институт, записывать лекции, отвечать на семинарах, заниматься в библиотеках, сдавать сессии – набираться знаний и ума. Времени хватало и на прогулки по Москве, на экскурсии, музеи, театры, концерты. Мы с Венерой умудрились поездить по морям, были в Сочи, Калининграде, Юрмале и Риге. А еще я уговорила ее съездить со мной на Украину. Мы с подругой гуляли по Крещатику, любовались красотой Киева. Я с головой окунулась в украинскую речь и находилась в состоянии эйфории, я понимала этот певучий язык!

Жили мы с Венерой в студенческом общежитии на разных этажах, я – на 14-м, она – на 16-м.  На занятиях посекретничать не успевали, ходили друг к другу в гости решать задачи, обменяться конспектами, а потом бывали долгие проводы, мы «зависали» на лестничной площадке 15-го этажа со своими тайнами и секретами, о которых больше и негде было поговорить.

Венера была увлечена в то время интересным мужчиной, успешным спортсменом-медалистом, чемпионом мира по вольной борьбе. Он часто ездил на соревнования, бывал на сборах, время от времени проведывал свою землячку – «студентку, комсомолку и просто красавицу». Был постарше и серьезнее Венериных ухажеров из числа наших студентов, привозил ей подарки, баловал девчонку и ждал, когда она доучится, чтобы озвучить ей предложение руки и сердца. Свой выбор он тогда уже сделал. А вот подруга моя все не решалась себе признаться, что этот человек и есть ее судьба. Сколько было раздумий, волнений, эмоций от каждого его визита.

К тому времени и у меня были сердечные волнения, я познакомилась-таки с Александром Сергеевичем. Когда парень, пригласивший меня на танец, назвал свое имя, я сразу же уточнила, не Сергеем ли зовут его отца… Мы потом, шутя, называли друг друга Пушкиным и Гончаровой. Он отслужил армейскую службу в Афганистане, вернулся домой, работал и заочно учился в юридическом институте. Саша хотел, чтобы и я перевелась на заочное обучение, был расстроен, когда я уезжала на учебу, и не знал, как удержать, как отпускать. В итоге, отбывала я в Москву в «растрепанных чувствах».

Заканчивались благополучные 80-е, золотые годы нашей студенческой юности. Все мы оказались на пороге перемен, перестройка грянула нежданно-негаданно. Распался Советский Союз. Еще вчера «скованные одной цепью» братские республики - звенья одной цепи - отделились и обособились.

Мы, воспитанные на идеях дружбы, равенства и братства, единения всех народов, непонимающе смотрели друг на друга, что происходит? Венера  вмиг стала гражданкой другого государства.

***

Говорят, что судьба предрешена для каждого человека, и невозможно уйти от  того, что на роду написано. Так горько, если  это истина.

Девяностые принесли столько бед, что казалось, хуже уже быть не может. Смерть любимой моей бабушки, потом - отца.

В те же 90-е погиб Александр. Его повесили. Друзья-афганцы и ребята-сокурсники по юридическому институту клялись, что найдут и накажут убийц, но этого не случилось. В десантной форме Саша смотрит с плиты памятника. Не достроенным остался дом, не посаженным дерево, не рожденным сын. Судьба сберегла его в Афганистане, но отмеряла такой короткий срок на гражданке.

Я восстанавливалась после автомобильной аварии. Для новой работы вновь пришлось учиться.

 Совершенно случайно разговорились с девушкой из моей группы по дороге домой после лекций. Она была из того же города, что и Венера. Обрадованная таким совпадением, я рассказала новой знакомой все, что знала о подруге и ее семье в надежде, что теперь смогу отыскать Венеру, передать ей письмо, свой адрес и номер телефона. Мне так ее не хватало, очень хотелось узнать хоть что-то о ней.

Я в ужасе и в оцепенении слушала рассказ моей сокурсницы. Венера погибла, ее убили. Моей веселой подружки, улыбчивой, задушевной, дружелюбной девчонки, умницы и красавицы больше не было в живых…

Венера была счастлива. Она работала в налоговой инспекции после  окончания института. Вышла замуж за своего любимого спортсмена, родила сынишку. С сыном сидела бабушка, Венера вышла на работу.

Ее муж привез немалые призовые деньги за очередную свою спортивную победу. Нашлись люди, а вернее, были это нелюди, которые затребовали деньги себе. В городке, где каждый друг друга знает, любой человек - как на ладони. Ему угрожали. Он не прятался от вымогателей, но не уступал.

Чемпион, боец, привыкший держать удар, рассчитывать на свою силу и смелость, побеждать в честном бою, не поддавался угрозам. И тогда расстреляли его семью. Подло и хладнокровно. Венера сама впустила незваных гостей, когда в дверь позвонили. Прикрыла собой сына, все пули достались ей. Шансов выжить не было...

                                                          ***

«С судьбой не поспоришь», - говорила бабушка, но всех своих внуков хотела видеть счастливыми.

«Сбереги тебя судьба»,- крестила она меня на дорожку, провожая в большую жизнь.

«Судьба-разлучница, судьба-злодейка», - вздыхаем мы, отпуская от себя самых дорогих своих людей.

«Не судьба…»  -  льем слезы, когда ничего уже нельзя вернуть…

Не об этом мы мечтали с тобой когда-то. Милая моя подруга - тонкий стебелек, ты жива в моей памяти. Ты продолжилась в своем сыне.

Сбереги его судьба…

Наталья Кравцова
2018-03-20 13:14:37


Русское интернет-издательство
https://ruizdat.ru

Выйти из режима для чтения

Рейтинг@Mail.ru