Тунис, полная версия

 

Второго  августа в Москве было прохладно и слегка накрапывало. Домодедово. 4 часа лёту на "Боинге 747" - международный аэропорт Монастир. Тунис. Северная  Африка. Ещё совсем недавно - одна из многочисленных французских колоний. Времени 5 часов пополудни (минус 3 часа от времени московского).
 
Когда вышли на трап самолёта, то в первое мгновение показалось, что зноем веет из турбин. Нет. Всё нормально: дневная жара спадает, "всего лишь" +39 в тени. Автобус с кондиционером, короткая дорога, и мы в отеле "Palm Inn". Бутылка водки "Столичная" на ресепшн - и у нас 2-комнатный номер на 1 этаже: к морю можно выйти прямо из него, пройдя по мощёной дорожке метров 60...
 
Темнеет быстро. В 8 вечера уже ночь. Устроились, поужинали (варёные помидоры и варёные же огурцы поначалу шокировали) и немедленно - купаться в ночном Средиземном море. Удивительно корректный человек в футболке с надписью "Securiti" просто вышел с нами на пляж и сел в беседку, наблюдая, чтобы всё было в порядке. Вода - банальность - парное молоко (потом узнали, что её температура ночью +30). Счастье - несказанное!
 
Купались до полуночи. Рано утром - опять на море. На пляже никого, кроме двух черепах, уходивших уже в море: шеи, как у репинских бурлаков, и, почему-то, плачущие глаза… Сейчас я понимаю легенду, что позднее рассказал нам тот самый человек в чёрной футболке…
… Если слёзы черепахи падают в открытое море, их подхватывают жадно открытыми ртами раковины, которые живут у самого дна. Из этих проглоченных слёз и родятся удивительные розовые перлы или жемчужины, в которые когда-то, много лет назад, перевёл всё своё состояние первый из Дюпонов - отчаянный пират. А спустя 150 лет всё его состояние рассыпалось в прах, перестало быть… Но - ужжжасно красиво - розовый жемчуг… "в стакане плавим… И миром правим…" (М. Цветаева).
А здесь, в Тунисе, миром правит - ЖАРА. Изнурительное дыхание Сахары ты чувствуешь каждое мгновение. От него, этого знойного дыхания, даже небо в Тунисе кажется выгнутым куполом, особенно ночью, когда не по-русски крупные звёзды щедро рассыпаются по чёрному бархату.
 И так все 14 дней. И 14 ночей.
Только ради неба этого "всёнакрывшего" стоит хоть однажды побывать в Тунисе.
Даже когда оно (вдруг!) совсем исчезает во время песчаной бури. Вечером однажды вышли из отеля и пошли пройтись по торговым кварталам. Было как-то странно вокруг: тихо, как в киностудии во время подготовки к съёмке редкого кадра. И началось: резко задул ветер… и побежал песок. Сначала по щиколоткам ног, потом по коленям. А потом начал сечь везде, и даже небу доставалось! Вернуться в отель удалось, только порвав на себе футболки и обмотав ими лица. И так же неожиданно - полнейшая тишина, после которой начали высачиваться из неба крупные, как арбузы наши астраханские, капли дождя. Редкие. Тягучие. Величественные, как сама Сахара.
Вода в Тунисе - на вес золота. На плоских крышах домов строят бассейны, в которых накапливается драгоценная влага и по трубам стекает в подвалы, где, похолодевшая, хранится бережно. Так, как раковины хранят слёзы черепах. Дожди в Тунисе редки: раз в два-три года, а потому так особенно жданны…
Только перед самым отъездом  понял, что главное отличие между нами и тунисцами - круг ценносте. Нам, жителям средней полосы России, просто неведомо, что такое - беречь влагу. Что такое вечно смотреть на горизонт, ожидая, что вот придут тучи и оросят причудливо изогнутые дерева маслин, удивительно похожих на пушкинский Анчар...
… И между теми деревами вьётся неширокая дорога в древний Сусс, которому три тысячи лет. Помните кадры из "Бриллиантовой руки", где герой Никулина гуляет по улицам экзотического города? Конечно, снимались те кадры в советском Баку, но вот древний Сусс ещё более загадочен. Улицы Верхнего Города не шире метра. Постоянно вздымаются куда-то вверх. Всякая растительность отсутствует, как борода на лице гаремного евнуха - ни травинки: стены гладко обмазаны жёлто-розовой глиной, а тротуар вымощен таким же жёлто-розовым туфом. И шаги твои становятся каким-то странно оркестрованным "Хорошо темперированным клавиром" Баха:  музыка древности, безысходности и… Сахары...
Здесь, прямо средь бела дня, на одной из улиц, нас ограбили (сорвали с шеи золотую цепочку с крестом: "Господи!  Ну зачем мусульманам православный крест!"- острили мы потом).
А грабители были удивительно красивы!  Два высоких, оливкового цвета подростка с глазами верблюдов, устремлёнными выше наших голов...
А потом был небольшой уютный Монастир - город "новых" тунисцев с замечательными виллами, фонтанами во дворах и мечетями. Был Тунис (так называется столица государства Тунис) с его роскошным французским центром, Нотр-Дам де Тунис, страшным рынком, в глубине которого продавали заповедные тунисские парфюмерные масла непередаваемых ароматов.
Были  развалины Карфагена - рай на земле, где даже в самый страшный зной удивительно прохладно. Потому что берег так повёрнут к Сахаре, что её знойные поцелую не чувствуются. А сам город несколько "врыт" в берег, находится будто бы в полуподвале, на дне которого ещё кое-где видна драгоценная карфагенская мозаика, выполненная из природной необработанной гальки, но так искусно подобранной, что узоры тех тротуаров уже сами по себе произведения искусства. Там только понимаешь, что Катон Старший просто завидовал Карфагену, когда с запёкшейся в углах губ пеной кричал в Сенате: "Карфаген должен быть разрушен!..".
Спи с миром, благородный римлянин, Карфаген по-прежнему разрушен в начале 21 века...
Зато благоухает и светится всеми запахами и красками Африки Синий Город художников, где творили и творят искусство прошлого и нынешнего века потомки тех, кто защищал и разрушал Карфаген…
А ещё - утомлённое море, жгучие укусы медуз (в августе они как раз размножаются, а потому и прикосновения их столь болезненны), белый песок на пляже… Рядом с нашим отелем нашли мы канал, по которому сгоняли отработанную воду с соляных полей: соль из неё уже выпарили, вот и сливали в море обратно, чтобы выбрать соль и снова нагнать из моря свежей воды. Вода в этом канале - градусов 50, течёт, обволакивает тело. И встаёшь из неё, заново родившись: все хвори как рукой снимает. А показали нам эту "чудо-реку" люди из обслуживающего персонала отеля, весьма доброжелательные, а если вы ещё и на чай будете давать, по одному динару (динар равен, примерно, 26 рублям), то для вас сделают всё: ежедневная смена белья, полотенец и даже цветы в номер.
 Очень хорошая анимация по вечерам: шестеро молодых парней стараются на совесть, а раз в неделю какое-нибудь шоу с приглашением…
 Ну, например, мы видели тунисскую свадьбу. Женщины в европейских кринолинах, с настоящими драгоценностями, певец-тамада с удивительной силы голосом. Маленькие дети, одетые "по-взрослому" - мальчики во фраках, а девочки в платьях принцесс, едва ли не самые главные гости на свадьбе. Никакого алкоголя, лишь сок, вода и много всевозможных сладостей, нарезанных микроскопическими кусочками на подносах. Жених и невеста сидят на сцене на "позлащённых тронах" в ожидании даров и поздравлений от друзей и родственников. А в это время люди беспрестанно танцуют под песни удивительные, когда голос певца летит и летит к самому выгнутому небу. И веришь, что его слышит Бог...
Если вас утомит только пляжный отдых, то - пожалуйста, экскурсии: двухдневная в Сахару (верблюды, сафари на джипах, хижины бедуинов, ночь в пятизвёздочном отеле), музей мозаики во дворце Бордо, в зоопарк...
Это, разумеется, за дополнительную плату, но весьма обозримую (Сахара - 145 долларов).
Если захотите подлечиться, то к вашим услугам превосходная клиника талассотерапии совсем рядом с отелем.
 
В одну линию вытянулись вдоль моря 3-,4- и 5- звёздочные отели. Так что выбор есть. Хорошо, просто, без затей...
Из сувениров? Ароматное тунисское мыло, ароматические масла...
Сами тунисцы – народ невысокий, часто склонный к полноте, с выразительными арабскими глазами и лицами. Помнят они до сих пор французскую колонизацию, а потому с туристами доброжелательны, но очень закрыты. Не любят, когда их называют «арабами». «Мы – тунисцы»,- говорят с достоинством. И очень гордятся самым высоким в Северной Африке уровнем образования. Но при этом "гордый тунисиец"-шофёр такси запросто может не дать вам сдачу в несколько динар, хотя при посадке договаривались на мЕньшую сумму. Страна бедна, очень. Практически единственной статьёй экспорта Туниса стали маслины и оливковое масло.
Денег своих из страны вывозить не дают. Если у вас в кармане заваляется несколько динар, то таможенник в аэропорту их просто конфискует. Без всякой компенсации в какой-либо другой валюте.
 Ночь… Домодедово… +16...
        

 

Олег Букач
2017-11-07 18:37:43


Русское интернет-издательство
https://ruizdat.ru

Выйти из режима для чтения

Рейтинг@Mail.ru