Карандашом на полях (VII.1998)

       К середине девяностых годов XX века я стал главным редактором информационного агентства «Эфир-дайджест», которое распространяло среди элиты материалы зарубежных электронных СМИ на злободневные темы. Материалы редактировались, сокращались, но не в угоду цензурным соображениям, а для чистоты языка и для выявления сути и избавления от шелухи. Конечно, далеко не всегда это получалось.

 

       Существовало до пяти разноплановых сборников, но главными считались два – «Сообщения и комментарии» и «Проблемы и мнения». Первый – выходил ежедневно (без выходных и праздников), второй («толстушка») – по вторникам и субботам, если они не выпадали на праздничные дни. На основе публикуемых сведений и суждений я писал аналитические записки наверх, «тезисы и антитезисы» в МИД и иные пропагандистские учреждения, делал развлекательные подборки для одной из радиостанций.

 

       Работал я и на службе, и вне ее. Приносил домой так называемые «мониторинговые бюллетени» и делал кое-какие пометки на полях карандашом.  Часть материалов с моими зарисовками лежали у меня стопками на антресолях многие годы. Недавно я вздумал их пересмотреть. Многое устарело, многое потеряло актуальность, но кое-что любопытно и поучительно. Из этого «кое-что» буду публиковать по мере сил и возможностей отрывки с моими нынешними соображениями на сей счет...

 

       В самом начале июля 1998 года Никита Михалков дал пространное интервью Радио «Свобода». Ельцина к тому времени причисляли чуть ли не к врагам народа, обсуждалась фигура будущего правителя, и известный режиссер входил в список претендентов. Поэтому интерес к его высказываниям был вполне закономерным.

 

       Никита Сергеевич, в частности, сказал следующее: «Я не думаю, что страна готова к распаду. Сейчас как никогда в русской провинции проходит некая внутренняя работа, которая не видна. Мы видим только то, что связано со знаком минус: шахтеры на рельсах, учителя бедствуют и так далее. Но существует другая жизнь. Ее не освещают. Создается впечатление полной, тотальной, глубокой катастрофы. Я не считаю, что это так. Здоровое начало, живущее в нации, превозмогает трудности. Есть ощущение того, что будет всё нормально. В нашем народе заложено нечто неожиданное, что может повернуть прогнозы резко в другую сторону».

 

       Далее он говорил о национальной идее. По его мнению, она «первоначально должна строиться на достоинстве. Достоинство – это осознание своего места в жизни и удовлетворение от того, что ты это место занимаешь...»

 

       На март 1998 года приходилось 80-летие расстрела царской семьи. 17 июля состоялось захоронение останков мучеников в Санкт-Петербурге. Весь месяц появлялись статьи о спорах по поводу того, те ли это останки, о значении цареубийства для России и даже о том, что это было ритуальное убийство. Торжества не получилось...     

 

       Не раз в лежащих передо мною сборниках затрагивалась тема исламского радикализма, особенно в Алжире и Египте. Если в первом уже происходили вооруженные столкновения, то второй тогда еще относился к светским государствам и до кровопролития на религиозной почве было далеко. Однако в том самом июле в Американском университете в Каире – самом либеральном учебном заведении страны – по распоряжению правительства была изъята из библиотеки биография пророка Мохаммеда, выдержанная в критическом духе. Приведу слова египетского журналиста Салама Ахмеда Салама, сказанные на Би-Би-Си: «Исламисты проникают во все сферы жизни и особенно в образование. Больше женщин сейчас ходят с покрытой головой, на работе стали объявлять перерывы для молитв. Эти люди считают себя лучше и выше других, не понимая того, что в итоге приведут общество к дестабилизации» ...

 

       Июль 1998 года был богат на погодные сюрпризы – ураганы, жару, землетрясения, извержения вулканов и так далее (хотел составить целый список, но воздержусь). Я читаю в очередном бюллетене «Эфир-дайджеста» заметку о статистике ФБР, собранной в 50 американских городах с 1972-го по 1997-й годы. Ее проанализировал с группой специалистов известный психолог Крэйг Андерсон. Оказалось, что, чем теплее год, тем чаще всплески насилия, а наибольшей жестокостью отличаются преступления и убийства, совершенные в особенно жаркие летние дни. Андерсон приходит к выводу: «Повышение температуры воздуха всего на три градуса Цельсия приведет к тому, что в США число преступлений возрастет минимум на 60 тысяч в год».

 

       Сын знаменитого физика Петра Капицы Андрей – географ и член-корреспондент РАН – заявил в Лондоне в июле 1998 года: «Глобального потепления не существует. Например, в последние 20 лет происходит небольшое похолодание порядка восьми сотых градуса за десятилетие». А что вы скажете о выбросах фреона, на котором работают холодильники, спросили его? «Фреон, который выбрасывают холодильники, составляет сотые доли от вулканических выбросов. Боюсь, что в подобной мифологии играют большую роль деньги. Смена холодильников и кондиционеров в США в прошлом году обошлась потребителю в 220 миллиардов долларов», – последовал ответ.

 

       Мы, в свою очередь, ждали тогда, в июле 1998 года, помощи от Международного валютного фонда в пределах 6 – 11 миллиардов долларов, чтобы Россия могла избежать дефолта. Анатолий Чубайс в течение всего месяца вел упорные переговоры по данному вопросу. О дефолте, видимо, поговорим в следующий раз.

 

22.07.2017

 

Михаил Кедровский
2017-07-22 11:32:16


Русское интернет-издательство
https://ruizdat.ru

Выйти из режима для чтения

Рейтинг@Mail.ru