ЛЕТЯЩИЕ НАД ВОДАМИ...

    Есть люди, которые коллекционируют мосты. Ну, не сами мосты, конечно, а открытки, марки, фотографии с их изображениями. Как-то в квартире знакомого филателиста (коллекционера открыток) я устроил ему экзамен.

   -Ну а есть ли у тебя мосты Парижа?-спросил я.

   На свет тут же появился альбом с парижскими видами.

   -А мосты, скажем, Сан-Франциско?

   Внушительных размеров фолиант лег на стол.

   -И мосты Санкт-Петербурга есть?

    Это была наиболее полная коллекция. Открытки старые, дореволюционные и современные. А ведь в Санкт-Петербурге насчитывается более 350 мостов!

     Когда собраны все они перед тобой, когда проходят друг за другом великолепным парадом, видишь, сколько уменья и таланта вложил в них человек. А для чего? Чтобы соеденить "всего-навсего" два противоположенных берега реки, канала.

    Это "всего-навсего" выражается скегодня в многотомных ученых трудах, в многочасовом курсе "Мосты", который преподают будущим строителям в ВУЗах. Опыт, собраный здесь, приходил медленно, веками.

   В старину "изрезанная, благодаря высокому уровню подпочвенных вод, массой рек, речек и ручьев, каковы Яуза, Неглинка, Черторыя, Черногрязка и другие, от которых теперь остались только названия урочищ, Москва изобиловала деревянными мостами и мостиками, и если считать их десятками, то в этом не будет большой ошибки...Мост считался местом опасным, в  особенности в ночную пору, когда тати и разбойники, хоронившиеся под мостом, неожиданно нападали на прохожих, грабя и убивая их.

    А первый каменный мост столицы был построен в 1508 году над рвом, выкопанным на Красной площади у стен Кремля, мост длиной в 44,1 метра.

   Если бы удалось подробно проследить историю построения различных вариантов одного и того же моста, это была бы история...города. Вот хороший пример. Развитие торговли и заселение Замоскворечья вызвали необходимость построить постоянный каменный мост через глубокую и быструю в то время Москву-реку. Решили, что с этим лучше всего сможет справиться иностранец. В 1643 году из Страсбурга был приглашен для этой цели "палатных дел мастер" Анце Яковлевич Кристлер. Модель моста, чертежи, сметы, подготовленные им, были одобрены в посольском приказе. Но лишь через несколько лет после смерти автора началось строительство. В 1692 году постройка моста была завершена, он получил название Большого Каменного. Семь арочных пролетов опирались на мощные устои и представляли собой довольно живописную картину. К тому же мост стал местом торговли. Здесь открылись многочисленные лавочки, ларьки, пивной двор, кабак.Здесь устраивались массовые гулянья. Мост прилежно работал: около каменных устоев его расположилась казенная мукомольная водяная мельница.

   Первый вариант Большого Каменного моста существовал более ста пятидесяти лет. А ныне живет уже третий вариант, построенный в 1938 году. Название, как эстафету, мост принял из глубины веков, хотя сегодня оно и не соответствует "положению дел": основной материал, использованный при возведении третьего варианта,-железобетон.

   Не только прошлые мастера умели на Руси возводить мосты. В 70-х годах восемнадцатого века знаменитый к тому времени русский самоучка Иван Кулибин предложил и расчитал несколько проектов уникального одноарочного моста через Неву в Петербурге с длиной пролета 298 метров. Это вместо привычных тогда пролетов в 50-60 метров! И не его вина в том, что мост этот ему увидеть не пришлось...

   Теперь мостостроители смело соединяют берега Волги, Енисея, Оби...Километровые громады легко парят над водами. Почти 150 больших железнодорожных мостов сооружено при строительстве Байкало -Амурской магистрали. Всего же трасса БАМа преодалела около 3200 водных преград. Самые современные достижения техники и многих наук взяты на вооружение и советскими и российскими мостовиками.

   Давным-давно существует поговорка: "Добрый человек надежнее каменного моста". Наверное, стоит принять её к сведению. Но вот я листаю еще один альбом знакомого филокартиниста-на этот раз с видами новых наших мостов. Смотрю-надежными они получились. А почему? Потому что строили их добрые люди...

   Есть в альбоме открытка с видом вантового моста через Даугаву. Можно узнать и Ригу. И вспоминаю зафиксироващуюся в голове информацию...

   Когда пускали мост через поток Даугавы на остров Кундзиньсала-это в черте Риги,-творилось что-то невероятное.Люди плясали от радости. Несли строителям охапки цветов. Трубы духового оркестра помогали открыться самым замкнутым. Лица светились счастьем. У кундзиньсальцев появился свой мост! Их гордость и радость можно было понять, если знать, что долгие-долгие годы люди жили отрезанными от Большой земли, и порой даже спички, буханка хлеба превращалась в дефицит, если шла по реке шуга, если темнел под мартовским солнцем лед. Чтобы доставить тогда врача к больному, требовалось не лодка-вертолет.

    Тот мост он тоже строил-Юрий Алоизович Бривц. С ним мне удолось пообщаться. Мой собеседник вспоминает:

    -Мы радовались тогда не меньше жителей острова, радовались их радостью. Какая еще может быть большая награда за твой труд, чем эта-сердечная благодарность людей! Такие минуты подтверждают: живешь правильно, твои руки нужны, а профессия-мостовик-прекрасна.

   Мы говорим с ним о мостах. Уже издавна "наводить мосты" значило жить в мире, дружить, сотрудничать, а "сжигать мосты"-вступать в распрю, враждовать, не знаться. Вспомнилась грустная песня: "Мы с тобой два берега у одной реки..." Вот если бы им да мост! Я вытащил блокнот, в которую переписал строку из энциклопедии: "Мост-сооружение, прокладывающее путь над препятствием..." Эта строчка показалась мне символичной. Сооружение, прокладывающее путь над препятствием, то есть преодалевающее препятствие. И значит, профессия людей, возводящих такие сооружения, тоже преодалевать препятствия. Я говорю об этом Бривцу, он смеется: слишком, мол, громко,  книжно...

    Еще в ФЗО их учили строить мосты. Бривц получил специальность плотника. Делал опалубку для бетона. После армии вернулся-нужны кессонщики. Как раз строился Октябрьский мост через Даугаву. Раз нужны, пошел в кессонщики.

   Надо сказать, что кессон, теперь уже, к счастью, ушедший в историю, был великим испытателем человеческого духа и здоровья. В гиганском перевернутом "стакане", куда подавался сжатый воздух, тесня наступающую воду, нужно было работать на дне реки, готовить фундаменты будущих мостовых опор. Три часа проработаешь, два-поднимаешься на поверхность, иначе "заломает" кессонная болезнь. На берегу стояла специальная камера, куда быстро помещали заболевшего "кессонкой", нагнетали воздух до того же давления и медленно сравнивали его... Болезнь отступала.

   Четыре года проработал Юрий Бривц под водой. Узнал и "кессонку", и острые минуты единоборства со стихией, когда через размывы пробивались ледяные фонтаны воды и в ход шли телогрейки, шапки, мешки, а сверх них пульсирующую амбразуру прикрывали телами. И делалось это для того, чтобы встал над препятствием-над рекой-мост. И во время строительства случались и непредвиденные ситуации.

    Рассказывает Юрий Алозович:

    -Фундамент под 108- метровый пилон моста намечался мощным, усиленным. Требовалось по периметру прямоугольника 30 на 20 метров забить в дно реки шпунт, выкачать из этого "колодца" воду, забурить в дно в глубину около 30 метров 52 столба, а над ними уложить железобетон-подводное основание пилона. Но скоро сказка сказывается...Разделили мы "колодец" изнутри на четыре части- иначе бы река наше сооружение сплющила- и стали по очереди в каждой из четвертей работать. Все шло нормально, уже тремя четвертями вылезли из воды, черед за последней-четвертой. А дело к осени, с Балтики задули холодные ветры, погнали за собой встречь течению воду. Мы торопились, уже почти готова была арматура, хотели через день вести бетон, но вот ночью вода так поднялась, что пошла к нам через верх, через шпунт-еле успели выскочить. И тут начался поединок. Нарастим верх -вода пробьется через грунт. Укрепим грунт-найдет "дверку" сбоку. Часть арматуры затянуло илом, грязью, пришлось убрать ее и заново связать стальные узлы. Стройка начинала день с вопроса: "Ну как та, на пилоне?" Мы шли на смену, упрямо сцепив зубы, зная, что обязаны укротить ставшую своенравной Даугаву. Эти фонтаны и водопады, лившиеся на нас отовсюду, снились нам по ночам...Но когда все же удалось "выйти сухим из воды", вздохнулось полегче. Хотя впереди еще было много и трудностей и волнений-мост-то уникальный, небывалый. Такой длины пролета на то время в Советском Союзе не было-312 метров...Мост, превзошедший длиной своего пролета кулибинский проект, действительно замечателен. Я разглядывал его из морского порта, где в те дни стоял учебный парусник барк "Седов". В них было что-то родственное. На парусном судне-четыре мачты и сложная система такелажа. На мосту-одна мачта-пилон и не менее сложная система вант, держащая на весу сверхдлинный пролет. Мост родственен и морскому порту, и вертикальным силуэтам Риги. Я уверен, горожане любят его, гордятся им.

    Мост-дело коллективное, одному его не построить:-Бривц тут абсолютно прав. Вся Рига не только с интересом следила, но и активно помогала его возведению. Потребовалось изготовить флагшток для пилона. Решили, что над самой высокой мостовой точкой должен развиваться государственный флаг. Кого попросить сделать такой флагшток? Задача осложнялась тем, что нужно было еще составить проект. Обратились за помощью к корабелам-судоремонтникам Вецмилгрависа. А те поручили изготовление десятиметровой металлической мачты своему ремонтно-механическому участку. Конструкторы В.Понтоплев и Ю.Смыслов, которые обычно проектируют различные детали судов, с ходу взялись за новое задание и быстро с ним справились-ведь "на всё отпускалось только десять дней. С их столов чертежи-еще "тепленькие"-поступили прямо на участок, где рабочие воплощали проект-экспромт в металл. Уникальный флагшток вскоре был установлен на макушке пилона. Это еще больше сделало похожим пилон на мачту огромного корабля с развивающимся по ветру флагом.

   Теперь подобных вантовых мостов много. Есть, например, такие  большие мосты в Киеве, Череповце и в Риге. Как показала практика, изготовление вант для таких мостов-одна из самых трудоемких и ответственных операций. В Риге учли предыдущий опыт и решили делать тогда по-своему-быстрей и надежней.Кому поручили?Конечно, Бривцу и его бригаде. Дело для него было новое. Вант, кажущийся издалека ниточкой,-создание внушительное. В нем соеденены шесть канатов, каждый из которых под свинцовой оплеткой состоит из 91 особой прочности проволоки. Эту проволоку получали с завода в огромных бухтах. Остальное дело рук Бривца и его помощников. Оборудовав на берегу настоящий "вантовый полигон" с 91 катушкой и специальным монтажным стонком, бригада наладила производство мостового "такелажа".

   Одни считают, что  люди создают мост, но и мост создает людей. Да, да, оттачивает их мастерство, закаляет характеры. В литературе написано: "К мостам предъявляют особые требования в отношениях их прочности, надежности и долговечности". Значит, делать их надо на совесть, с полным и ясным сознанием своей профессиональной и человеческой ответственности. Слабые не выдерживают, уходят из мостовиков. Люди, наводящие мосты  Люди прокладывающие путь через препятствия... И один из них передо мной-заслуженный строитель Латвии Юрий Бривц. В одно из семейных торжеств коллеги вручили ему шестигранную медаль на ленте. Это был тонкий срез каната, того самого, из 91 проволочки. Каждая из них способна выдержать три тонны. Вручая самодельную медаль, друзья желали Бривцу прочно сохранять связи с профессией, с жизнью и не отпускать ни силу не здоровье.И чтобы у него был интерес к преодалению препятствий. Бривц улыбался, благодарил и...недоумевал: "С чего это вы взяли? Вам я не изменю никогда. В мосты влюбляются навечно..."

   Другие мостовики, тоже собрав "урожай" наград и почетных званий, перешли на новые мосты и путепроводы. Электросварщики из бригады Бривца поехали даже во Вьетнам, и работали на возведении сверхдлинного моста через реку Красную в Ханое. Работал Юрий Бривц не только в Латвии но и в Белоруссии. А вантовый мост ему запомнился своей новизной. Он был первым в СССР с таким огромным пролетом. Ему-Юрию Бривцу было очень интересно. Все в первый раз-как в молодости. Хотя двух мостов одинаковых, как двух людей, не бывает. В том то и прелесть  работы мостовиков. Наводить мосты между берегами, между людьми-это прекрасно. И дел молодежи, молодым мостовикам еще хватит, и память о вас у правнуков останется. Мосты стоят долго. Скажу еще, что мостовики -народ особой породы. Они не могут делать плохо, не могут подвести друг друга, иначе мост просто рухнет. Мосты построенные многими мостостроителями добротны и надежны, как и сами строители.

  ...Я  закрываю свой толстый альбом с открытками. Ставлю его на полку. Как хорошо, что есть люди коллекционирующие мосты!

    

Дмитрий Выркин
2017-04-07 11:14:25


Русское интернет-издательство
https://ruizdat.ru

Выйти из режима для чтения

Рейтинг@Mail.ru