ИСТОРИЯ АВИАЦИИ ИЛИ НЕБО АНАТОЛИЯ КАЛЕДИНА

    Все было готово к полету.Экипаж занял привычные места в просторной кабине. Загорелись на приборной доске причудливым разноцветьем десятки лампочек, засветились экраны лакаторов. Мерно, басовито заговорили одна за другой турбины. Самолет медленно заскользил по рулежной дорожке. Вот уже далеко позади остались аэровокзал, люди с печальными от расставания глазвми, многочисленные строения... ИЛ-86 разбежался, на миг затаил дыхание, собрался и уверенно помчался вперед. Потом большая и красивая серебристая машина плавно оторвалась от взлетной полосы аэропорта Внуково и, сделав прощальный круг над аэродромом, взяла курс на Минеральные Воды. Это был обычный полет. Обычный для пассажиров. Для внуковцев это был также обычный рейс. Этот рейс выполнял экипаж возглавляемый Анатолием Сергеевичем Калединым. Вторым пилотом был Иван ГригорьевичТомильчик, бортинженером Борис Васильевич Ямщиков.

    -Я стремлюсь к тому, чтобв экипаж был постоянным,-говорит Анатолий Сергеевич Каледин.-Лучше узнаешь людей и они тебя. Это очень помогает в работе, особенно в сложных условиях, когда порой и времени на раздумья нет. От быстроты реакции каждого, его профессионального мастерства зависят судьбы пассажиров. Со мной летают надежные ребята.

    Надежный-внушающий доверие, верный, прочный-так определяет это слово толковый словарь русского языка. Что может быть лучше такой характеристики! В гражданской авиации это, пожалуй, самая высокая оценка людям. Конечно, должна быть надежной и машина, тогда человек и самолет сливаются в единое целое.

     ...Самолет быстро набирал заданную высоту.Стюардесса объявила всю необходимую информацию о рейсе и о том, как надо вести себя в полете.

      Самолет ИЛ-86 действительно замечательный. Ни в каком другом не чувствуют пассажиры себя так хорошо и уютно: просторные высокие салоны, по-домашнему удобные кресла, широкие проходы между рядами, приятный цвет отделки "стен", совершенная система конденционирования. Не говоря уже о том, что свои вещи можно оставить прямо в багажном вестибюле  нижней палубы лайнера в ячейке, соответствующей номеру кресла. Когда рейс закончен, вы забираете чемоданы, и никаких томительных ожиданий, пока разгрузят самолет.

    Но самое главное качество ИЛ-86-это надежная и послушная машина. Пилотажно-навигационный комплекс, установленный на самолете, заменяет штурмана. Это и позволило сократить экипаж до трех человек.

   ...Ил-86 лег на заданный курс. Управление взяла на себя автоматика. Командир выходит взглянуть на пассажиров: как они чувствуют себя в высоком салоне. Это плотный, крепко сбитый, красивый человек с приветливым спокойным лицом.Немножко застенчивый-приходится клещами вытаскивать из него сведения о себе. Видимо, годы проведенные в небе Сибири, накладывают отпечаток на всю жизнь: скуп на слова, но основателен в деле.

    Кабина напоминает какой-то сверхсовременный цех крупного завода. Кажется, никогда бы не разобрался в этом обилии приборов, рычажков, кнопок, электроники. Сквозь стекло кабины открывается удивительное зрелище: ярко светящиеся небо, окрашенное в "неземной" синий цвет, эти пушистые поля облаков, сквозь которые просвечивают проплывающие под нами деревушки, полески, города...

    Анатолий Сергеевич одним из первых изучил и освоил "восемьдесят шестой". Рассказывал, что впервые подходил к аэробусу с дрожью в коленках: неужели эта махина полетит? Это было еще в ОКБ имени Ильюшина, где он и учился летать на новом самолете. Их было тогда всего семеро-четыре командира, два вторых пилота и один штурман-в общем два экипажа. Первый рейс с пассажирами на борту был выполнен в декабре 1980 года по маршруту Москва-Ташкент-Москва. Летели два экипажа. Каледину достался участок от Ташкента до Москвы-он сменил своего коллегу по учебе и работе Виктора Александровича Калиманова.

   Потом начались полеты в Минеральные Воды, Новосибирск, Симферополь, Ленинград...

   Прочно и до сих пор хранит память Анатолий Сергеевич и о своих учитклях. Одним из них был летчик-испытатель, Герой Советского Союза Эдуард Иванович Кузнецов, вторым заслуженный испытатель СССР Владимир Чемгуевич Мезоха.

   Вскоре в личном деле А.С.Каледина появилась такая запись: "За отведенное время отлично освоил многоместный широкофюзеляжный авиалайнер. Выполнил самое большое количество испытательных полетов. Принимал активное участие в написании летной оценки самолета ИЛ-86. Своим упорным и самоотверженным трудом внес достойный вклад в развитие гражданской авиации и освоение самолета ИЛ-86, за что в 1981 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени."

    Анатолий Сергеевич научил летать на самолете ИЛ-86 около сорока учеников. Работа эта очень сложная, трудоемкая. Монотонные тренировочные полеты по кругу продолжительностью двенадцать минут: взлет-посадка, взлет-посадка. Каждый полет не похож на другой, имеет свои особенности, заставляет постоянно думать, несмотря на то, чтосамолет оборудован всевозможными устройствами, помогающими в полете, включая и автопилот.Однако летчик должен контролировать автоматику, доверять ей, но проверять. Ни один автомат не заменит живой человеческий ум. Каждую секунду может что-то произойти, но летчик всегда готов к любой ситуации. А это и есть высокое летное мастерство, которое оттачивается постоянно. Настойчивость, быстрота реакции, выносливость, мужество воспитываются в каждом летчике, пожалуй на протяжении всей его жизни. И если он их достиг, то они надежно служат ему во всем. Зато как приятно бывает потом, когда шасси самолета коснется бетонв взлетно-посадочной полосы, услышать аплодисменты пассажиров-благодарность за мягкую посадку. Таких аплодисментов было немало в летной судьбе Каледина. Профессия летчика-трудная и ответственная, но она приносит много радости и летчику и людям, доверившим пилоту свою жизнь.

    Я спрашиваю Каледина,как журналист, что больше всего он ценит в людях.

    -Искренность, доброту, увлеченность, стремление постоянно учиться. И главное-надо всегда помнить, что ты еще не достиг всего.

     Да, летчику приходится учиться всю жизнь, и не только профессиональному мастерству, но и учиться быть человеком. По-мнению Анатолия Сергеевича понятия "хороший летчик" и "хороший человек" слиты воедино. Не может и не должен быть мастер своего дела плохим человеком, в особенности когда он в ответе за жизнь людей, которые летят вместе с ним в пассажирском салоне. Всегда летчик учиться летать- и когда осваивает новый тип самолета и когда занимается на тренажере, и когда учит летать других.

    Анатолий Сергеевич Каледин начал учиться своей профессии можно сказать, со школьной скамьи, когда занимался в кружке юных авиамоделистов, затем после десятилетки, работая шофером,ходил в аэроклуб. Нелегкими были его детство и юность. В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, отец-слесарь железнодорожной станции-ушел на фронт, и год спустя погиб под Сталинградом.Правда,Толя тогда был еще мал-он в 1937 году родился. Его мама умерла в тот день, когда он окончил школу. Остались они вдоем на белом свете-он и старшая сестра. Маргарита Сергеевна до сих пор живет с семьей в их отчем доме в Вологодской деревне-Емельяново.

   ...Вот выходит он Толя, маленький парнишка, из дома затемно-чтобы успеть в школу, а она в пяти километрах от деревни. И холодно, и спать хочется, и страшно, но будущий летчик понимал: надо учиться. И эта тяга к учебе сохранилась на всю жизнь. Представлял ли он себе тогда, как сложиться его жизнь? Что простой деревенский парнишка с Вологотчины, станет первоклассным летчиком, что ему доверят штурвал такой слрожной машины как ИЛ-86.Наверное, где-то подспудно представлял, потомучто тогда же, в юные годы, сформировалась и другая особенность в характере Каледина-настойчивость, с которой он всегда шел к поставленной цели.

    Когда Анатолия призвали в армию, он попал в авиацию Северного флота, летал на гидросамолете стрелком-радистом. И эти годы окончательно утвердили мечту: только летать! А после армии командир аосоветовал: иди в гражданские летчики, всегда рядом с тобой будкут люди, которым ты нужен.И он закончил Сасовское летное училище гражданской авиации. В 1962 году по распределению попал в Красноярск.

    Тринадцать лет бороздил Анатолий Сергеевич Каледин воздушные дороги Красноярского края. Именно те далекие годы Каледин вспоминает и сейчас с особой теплотой. Может, быть потому, что там было, пожалуй труднее всего. Полеты по срочным заданиям и обычные рейсовые, доставка грузов, санитарные рейсы в глухомань, "детские" рейсы на юг, к морю-в пионерские лагеря-всего не перечислишь. Летать приходилось и в 50-ти градусные морозы в оковах полярной ночи, и в прожигающую фюзеляж 40-градусную жару, да при этом воевать с полчищами мошки и гнуса.

   Много важнейших событий в жизни Анатолия Сергеевича прошло на красноярской земле. Таа он встретил и свою судьбу-Ольгу Викторовну, которая работала тогда техником на метиостанции во аэропорту. Там же родился и первенец -Женя. Семья была дружная. Помогая друг другу, они и заочно учились-жена на юридическом факультете Томского университета,а муж в Ленинградской академии гражданской авиации. Потом Каледин переучивался-уже на самолет Ту-154. Пришлось перевестись в Москву, во Внуково,-в Красноярске тогда этих машин не было.

   За несколько десятилетий работы в авиации почти 13 тысяч часов провел в воздухе Анатолий Сергеевич. И ИЛ-86  был для него не приделом. Был он в свое время и депутатом Верховного Совета СССР, бодро чувствует себя и сейчас на заслуженном отдыхе. И где бы он не работал, на какой бы машине не летал, все было подчинено его одной цели-жить для людей

   Неплохо знает Анатолий Сергеевич и историю авиации, и своими знаниями делится со мной. И вот, что я слышу от него:

   -Первый в мире полет на матерчатом воздушном шаре, наполненном горячим дымом, совершил в 1731 году замечательный русский изобретатель из Рязани Крякутной. Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов впервые создал летающую модель вертолета и теоретически обосновал возможность ее производства. А.Ф.Можайский, выдающийся русский изобретатель, в 1881 году получил патент на изобретение самолета с паровым двигателем, который он построил в 1882 году и совершил на нем в Красном Селе под Петербургом первый в мире полет. Новую эпоху в науке и технике самолетостроения открыл знаменитый русский ученый К.Э.Циалковский, обосновав теорию ракетного полета. Огромную рольв развитии теории воздухоплавания сыграли труды Н.Е.Жуковского, которого В.И.Ленин назвал "отцом русской авиации". На протяжении 1911-1913 годов в России были сконструированы многоместные самолеты "Гранд-Балтийский", "Русский Витязь", "Илья Муромец". Однако царское правительство из-за преклонения перед западными странами не реализовало большинство проектов и изобретений русских ученых. Только с установлением Советской власти 100-лет назад в октябре 1917 года началось бурное развитие русской авиации. Впервые советский самолет появился над Красной площадью в Москве 1 мая 1918 года. В 1918-1919 годы В.И.Ленин подписал более 200 документов по развитию авиации. В 1923 году в Советском Союзе была открыта первая пассажирская воздушная линия протяженностью 420 километров между Москвой и Нижним Новгородом. По этой линии за год было перевезено 229 пассажиров и 1900 килограммов грузов и почтовых отправлений. 9 февраля 1923 года является официальной датой образования Гражданского воздушного флота СССР.В этот день Совет Труда и Обороны республики принял постановление о создании авиации в стране.Советская авиация из года в год повышала темпы своего развития. В период Великой Отечественной войны самолеты Гражданского воздушного флота доставляли на передовые линии боеприпасы и вооружение, совершали регулярные полеты к партизанам, переправляя им боеприпасы и продовольствие и увозили раненных и детей. За мужество и отвагу, проявленные в годы войны, более 15 тысяч работников Гражданского воздушного флота были награждены орденами и медалями, а 12 -ти пилотам было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. В последние же годы существования Советского Союза на воздушных линиях днем и ночью, в любое время года, в любых метеорологических условиях самолеты перевозили ежегодно более 100 миллионов пассажиров, доставляя свыше 3 миллионов тонн срочных грузов и почтовых отправлений. Активно трудилась и трудится гражданская авиация в народном хозяйстве, выполняя более 30 видов работ в сельском хозяйстве, на строительстве и геологической разведке. Она принимает непосредственное участие в сооружении нефте-и газопроводов, на строительстве железных дорог...

   ...Слушая Анатолия Сергеевича я был поражен его любовью к авиации. Я понимал, что он часами, днями, сутками может говорить о небе и истории авиации. Он был,и остается человеком которого позвало к себе небо! Ведь небо всегда звало к себе пытливых и сильных! А Каледин и является таким удивительным человеком! Однозначно-является!

   

Дмитрий Выркин
2017-03-12 21:25:04


Русское интернет-издательство
https://ruizdat.ru

Выйти из режима для чтения

Рейтинг@Mail.ru