СУХОПУТНЫЕ БРОНЕНОСЦЫ ИЛИ "ЖЕЛЕЗНЫЕ ЧУДИЩА"...

    Известно, что броненосец-это железнодорожный состав с артиллерийским и пулеметным вооружением, укрытый броней... Преднфзначен он для броневой поддержки пехоты и других родов войск, а также для ведения самостоятельных боевых действий в пологе железной дороги.

   Бронепоезда возникли от удачного соеденения подвижного состава и артиллерии. Еще в период гражданской войны Севера и Юга США в июне 1862 года была использована 32-фунтовая пушка, установленная на четырехосную платформу. Это "железное чудище" неожиданно нанесло огромные потери в стане южан, распологавшихся лагерем у железной дороги.

   Чуть позже в Европе во время франко-прусской войны зимой 1871 года прусские войска тоже применили железнодорожную артиллерию. Велась осада Парижа, и одному прусскому офицеру пришла в голову мысль установить несколько пушек на железнодорожную платформу. Такая батарея, передвигаясь могла обстреливать город и его укрепления не с одного места, а с разных сторон. Потом появились одетые в броню вагоны, но их уже изобрели французы.

   Железнодорожная артиллерия широко использовалась в англо-бурской войне. Англичане для вооружения целиком бронированных поездов применяли 76-ти миллиметровые пушки. Орудия более крупного калибра (150- и даже 200-миллиметровые), учитывая их массу, устанавливались обычно в головном или хвостовом вагоне.

   В первую мировую войну позиционный характер ведения боев позволил применять бронепоезда в качестве средств передвижения тяжелой и сверхтяжелой артиллерии. Это давало возможность быстро сосредотачивать огневую мощь на каком- либо важном объекте, устранять сложность в снабжении подвижного рода орудий боепитанием. Артиллерия, пердвигаясь по железной дороге, была мобильной, могла неожиданно появиться в расположении противника, молненосно наносить удары по его живой силе и технике, а также оперативно уходить от ответного огня.

  На Путиловском заводе в годы первой мировой войны были построены первые русские бронепоезда. В 1915 году инженерами был разработан тип бронепоезда для русской армии. Он состоял из бронированного паровоза, двух бронеплощадок с мощными гаубицами и двух-трех платформ, именуемых контрольными. Двигаясь впереди состава, они как бы "контролировали" состояние пути, прежде чем по нему пройдут бронеплощадки и бронепаровоз. На них размещались рельсы, шпалы, костыли и другое железнодорожное имущество для ремонта полотна.

    К середине 1917 года на вооружении русской армии состояло 7 бронепоездов.

    В Германии наибольшее распространение получили бронированные железнодорожные транспортеры, вооруженные дальнобойными орудиями. Бронепоезда транспортеры, оснащенные 210-305-миллиметровыми пушками, предназначались для осады крепостей, а вооруженные 240-380-миллиметровыми орудиями-для обстрела особо важных целей в тылу противника. Все германские бронепоезда-транспортеры имели укрытые броней паровозы, были снабжены прожекторами, аэростатами. Широкое применение в России бронепоезда получили в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции. Промышленность Советской России за 1918-1920 годы изготовила 68 бронепоездов и 102 бронеплощадки. Но начинать приходилось буквально с нуля. Техническое состояние унаследованных от царской армии бронепоездов было крайне низким, да и количество их оставалось недостаточным. Много бронепоездной техники оказалось у противника. В разные периоды гражданской войны в армиях Колчака, Деникина, Юденича, Врангеля действовало против частей Красной Армии от 47 до 79 бронепоездов. Однако за счет строительства новых, модернизации старых, востановления добытых в боях трофейных бронепоездов Красной Армии удалось к октябрю 1917 года довести их число до 103 боевых единиц.

   Первые бронепоезда Советской республиуи представляли собой пульмановские вагоны, защищенные мешками с песком, шпалами, котельным железом. В то время можно было нередко встретить бронепоезда, состоящие из пяти-шести площадок с 76, 107- и даже 152-миллимитровыми орудиями, с пулеметами различных систем.

   В первые часы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов на многих участках Львовской и Ковельской железных дорог вступили в бой с фашистами бронепоезда НКВД. Сохранились лишь немногие документы тех первых дней войны. В составе 10-й дивизии НКВД бронепоезд № 66 сражался на участке Перемышль-Львов. В бою под Перемышлем, поддерживая части 99-й стрелковой дивизии, экипаж бронепоезда рассеял многострелковый батальон гитлеровцев. В ходе жестоких схваток бронепоезд № 66 отошел к Киеву и позднее участвовал в обороне этого города.

   На станции Марковцы под Станиславом (ныне Ивано-Франковск) встретил войну экипаж 77-го полка НКВД. Бронепоездом командовал бесстрашный офицер, старший лейтенант И.Д.Турганов. Ранее он участвовал в борьбе с басмачами, был тяжело ранен,награжден орденом Красного Знамени, после длительного лечения возвратился в строй. Бронепоезд 77-го полка, построенный в 1933 году в Брянске, имел на вооружении четыре короткоствольных 76-ти миллимитровых орудия и 12 станковых пулеметов "максим".

   29 июня бронепоезд нес боевое дежурство на участке Хрыплин-Коломыя, создавая возможность эвакуировать эшелоны на станцию Тернополь. Рано утром 30 июня 1941 года старший лейтенант И.Д.Турганов получил приказ задержать моторизированные вражеские части. Но как? Помогла находчивость. Команда подрывников доставила на мост через реку Быстрицу (у станции Хрыплин) вагон с авиабомбами. Артиллеристы бронепоезда с некоторого расстояния открыли по нему огонь. Огромный взрыв потряс окресности. Когда рассеялся дым, бойцы бронепоезда увидели, что фермы моста беспорядочно сгрудились над водами горной реки...

   Известно, что бронепоезда во время войны 1941-1945 годов принимали участие во многих операциях и в большинстве регионов театра военных действий. Это были бои на полесье, на Днепре, в Одессе, под Харьковом, под Киевом, под Минском, в степях под Ростовом...Они участвовали в обороне Крыма, воевали у стен древнего Курска, на подступах к Воронежу, они защищали столицу город Москву...

  Мы знаем из истории, что фашистская Германия потерпела под Москвой первое крупное поражение в ходе второй мировой войны. Упорно сражаясь, наши войска обескровили противника и перешли в решительное наступление. Свой вклад в разгром немецко-фашистских войск под Москвой внесли и экипажи бронепоездов. Первые особые бронепоезда были созданы осенью 1941 года. Один из таких бронепоездов был изготовлен на Коломенском паровозостроительном заводе имени В.В.Куйбышева и получил наименование особый бронепоезд № 1 "За Сталина!" 9 октября 1941 года машинист бронепоезда Михаил Тимофеевич Фокин повел состав в направлении Можайска. Сразу же после прибытия в Можайск из Коломны бронипоезд отправился в Гжатск. Но за станцией Уваровка колея оказалась разрушенной. Отремонтировали ее, и в Можайск вернулись заполночь. А в три часа ночи был получен новый приказ: враг занял Гжатск, фашистские танки движутся к Москве, их надо остановить любой ценой.

    ...Ранее осеннее утро, еще темно. Проследовали станцию Колесники, последнюю перед Гжатском. Готовились и все-таки как-то неожиданно для себя увидели с левой стороны пути скопление немецких танков. Онм стояли, вероятно, на отдыхе. Бронепоезд немедленно открыл по ним огонь прямой наводкой. Запылали машины, заметались в растеренности гитлеровцы. Нанеся удар, бронепоезд решил отойти. Все равно со всеми танками одному не справиться, вон их сколько, не сосчетать. Бронепоезд, набирая скорость, отходил, но артиллеристы продолжали вести огонь...

       В ночь на 28 ноября 1941 года бронепоезд № 73 стоял на станции Вербилки, чуть в стороне от канала и города Дмитрова. Капитана Ф.Д.Малышева вызвали к селекторному переговорному пункту. Командующий 1-й ударной армией генерал-лейтенант  В.И.Кузнецов приказал немедленно двинуться навстречу прорвавшимся через канал немецким танкам и остановить их продвижение. И вот 73-й помчался в сторону Дмитрова, к мосту через канал. Всередине состава паровоз, одетый в броню. По обе его стороны площадки, сзади и спереди по контрольной платформе. На одной из контрольных площадок расположился взвод десантников, приданый бронепоезду. Холодно было им на ноябрьском ветру. Сидели прижавшись друг к другу. Курить было строжайше запрещено...

    Вот и Дмитров. Малышев спрыгнул с подножки, мгновенно отдал честь стоявшему рядом генералу Кузнецову.

    -Капитан, время дорого,-торопил командующий, следуйте к мосту.

    Бронепоезд рванулся навстречу фашистским танкам. Вот они показались меченные крестами. Четыре 76-миллиметровые пушки с двух бронеплощадок открыли огонь. Сразу же вспыхнули три вражеские машины. Движение гитлеровской колоннеы к Дмитрову притормозилось. Артиллерийская дуэль между бронепоездом и танками врага разгоралась. Они били друг в друга прямой наводкой. На поле пылали уже пять машин. Вражеские снаряды также рвались у колес бронепоезда. Машинист М.С.Погорельский энергично маневрировал поездом: то стремительно уводил его вперед, то бросал назад... День клонился к вечеру, а схватка не утихала. Безусловно бронепоезд был прекрасной мишенью для врага. Один из снарядов угодил в паровоз. Бронепоезд стал неподвижнымПоложение становилось критическим Но удалось вовремя подогнать резервый паровоз со станции Дмитров и бой уже с новым паровозом продолжился. Бронепоезд продолжал сражаться до полной темноты.  В этом бою фашисты потеряли 12 танков, 24 автомашины и не менее 700  солдат и офицеров. 14 апреля 1943 года объявили Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении бронепоезда " 73 внутренних воск НКВД орденом Красного Знамени.

   Позднее военных действий под Москвой бронепоезда советских вооруженных сил принимали действительно губительный для врага действия под Ельцом, в боях под Мармыжами, на воронежском направлении,, в Косторной,, в битве за Северный Кавказ, в Сталиградском переломе, в обороне Ленинграда... 

    В ночь на 15 января 1944 года войска Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота были готовы к провалу гитлеровской обороны с целью снятия блокады. Перед началом артиллерийской обработки позиций врага два бронепоезда " Народный мститель" и "Сталинец-28" стояли на железнодорожном перегоне. "Народный мститель" чуть впереди. Ждали команду, чтобы открыть огонь. Артобстрел позиций противника начался в 9 часов 20 минут. Затем последовал штурм долговременных укреплений врага, рушилась блокада города. "Народный мститель" и "Сталинец 28" выпустили по врагу более тысячи снарядов. После того как подавили огневые точки противника на переднем крае, бронепоезда перенесли огонь в глубину вражеской обороны. Продвигаясь вперед наши танки и стрелковые подразделения, двигались вслед им и бронепоезда... Участвовали в боях с врагом бронепоезда и в Карелии. Отдельный бронепоезд № 27 войск НКВД, например, сражался на самом северном участке Кировской железной дороги. С 1-го по 10 августа  1941 года бронепоезд прикрывал участок железной дороги между станциями Полярный круг и Энгозеро. 4 августа при сопровождении санитарного поезда 14-й армии на перегоне Боярская-Амбарный он подвергся нападению четырех вражеских бомбардировщиков, сбросивших фугасные и зажигательные бомбы. С нескольких заходов они обстреляли состав из пушек и пулеметов. Загорелись четыре вагона. Бронепоезд № 27 открыл огонь по вражеским самолетам, не давая возможности приблизиться к горящему поезду. Под огнем личный состав бронепоезда отцеплял горевшие вагоны, выносил из них раненных бойцов...

    Принимали участие бронепоезда и в Прибалтике и на Курской дуге и в Ковеле и за рубежом в районе советско-польской границы, и близ Варшавы, в городе Ясло, на учаске Ломжа-Осроленка,...Освобождали бронепоезда, принимали участие и в боях территории Румынии,, Чехословакии... Принимали они участие и в боях на Дальнем Востоке....Многие из экипажей, команд и самих бронепоездов были награждены  орденами Красного Знамени,орденами Александра Невского удостоины почетных наименований...

    Давно отгремели последние бои на фронтах Великой Отечественной войны, жестокой и кровопролитной. Наш народ принял главный удар военной машины гитлеровского фашизма, выстоял и вышел победителем. В этом и немалая заслуга и советских железнодорожников. Более 500 бронепоездов-стальных крепостей на колесах-действовали на фронтовых магистралях. Из них 230 зенитных, защищавших небо над станциями, разъездами от налетов вражеской авиации... Память это общечеловеческая потребность и мы помним о многом, в том, числе и о бронепоездах...И их роли в истории...

   

 

     

Дмитрий Выркин
2017-02-27 04:00:01


Русское интернет-издательство
https://ruizdat.ru

Выйти из режима для чтения

Рейтинг@Mail.ru