Сюжет в литературном произведении

Сюжет — цепочка событий, описываемая в литературном произведении. Изображаемые писателем персонажи и события составляют основу предметного мира. Сюжет обязателен для драматических, эпических и лиро-эпических произведений.

Многие века писатели брали сюжеты преимущественно из мифологии, исторических преданий, литературы прошлого, дополняли, обрабатывали, видоизменяли. О важности заимствований говорил Гете: «Я советую <…> браться за обработанные темы. Сколько раз изображали Ифигению, — и все Ифигении разные, потому что каждый видит и изображает вещи <…> по-своему».

В XIX–XX вв. изображаемые писателями события стали основываться на фактах близкой писателю реальности, автобиографиях. Достоевский следил за газетной хроникой. Широко используется биографический опыт писателя и его наблюдения. При этом реальными стали не только отдельные персонажи, но и сюжеты произведений. Тогда же активизируется индивидуальный сюжетный вымысел.

В одних случаях на первый план сюжета выдвигается одна жизненная ситуация, произведение строится на одной событийной линии. Таковы малые эпические и драматические жанры, для которых характерно единство действия. Сюжетам единого действия (концентрическими, или центростремительными) отдавалось предпочтение и в античности, и в эстетике классицизма.

Вместе с тем в литературе распространены сюжеты, где события рассредоточены и развертываются независимые событийные комплексы, имеющие свои начала и концы. Здесь события не имеют между собой причинно-следственных связей и соотнесены друг с другом лишь во времени. Подобного рода сюжеты правомерно назвать хроникальными. От сюжетов единого действия отличны также многолинейные сюжеты, в которых одновременно, параллельно одна другой развертываются несколько событийных линий, связанных с судьбой разных лиц и соприкасающихся лишь эпизодически и внешне. Хроникальные и многолинейные сюжеты рисуют событийные панорамы, тогда как сюжеты единого действия воссоздают отдельные событийные узлы. Панорамные сюжеты можно определить как центробежные, или кумулятивные (лат. cumulatio — скопление).

В литературном произведении сюжет выполняет существенные функции.

Во-первых, событийные ряды имеют конструктивное значение: они скрепляют воедино изображаемое. Во-вторых, сюжет необходим для показа персонажей, для обнаружения характеров. События создают для персонажей поле действия, позволяют им раскрыться перед читателем в эмоциональных и умственных откликах на происходящее, главное же — в поведении и поступках. Сюжетная форма особенно благоприятна для детализированного воссоздания волевого, действенного начала в человеке. Многие произведения с богатым событийным рядом посвящены личностям героическим. Остросюжетными, как правило, являются произведения, в центре которых герой, склонный к авантюрам.

В-третьих, сюжеты обнаруживают жизненные противоречия. Без конфликта в жизни героев (длительного или кратковременного) нельзя создать выраженный сюжет. Персонажи, вовлеченные в ход событий, испытывают неудовлетворенность чем-то, желание что-то обрести, чего-то добиться либо сохранить нечто важное, претерпевают поражения или одерживают победы. Иначе говоря, сюжет не безмятежен.

Говоря просто.

Если идея вашего произведения в том, что воровать не хорошо, не достаточно написать: Иван понял – воровать плохо. Необходимо погрузить Ивана в сюжетную линию, завернуть в динамику разворачивающихся событий, столкнуть с проблемами. Изобразить его реакцию на все это. Только тогда читатель поймет, почему Иван сделал такой вывод и, зачем он его сделал. Ведь мы не просыпаемся каждое утро с подобными мыслями в голове.

Редактор
2016-08-10 17:03:49


Русское интернет-издательство
https://ruizdat.ru

Выйти из режима для чтения

Рейтинг@Mail.ru