Родина и мы

Родина мила сердцу  местными красотами,                                                               пленительными воспоминаниями и пережитым здесь.                                             Н. Карамзин

Жить стоит только тем, за что стоит бороться и умереть.                            И.Ильин

Вечерний поезд Хабаровск – Москва, плавно отходил от вокзала станции  легендарного города на Амуре. Пассажиры прильнули к окнам плацкартного вагона, прощаясь с красотой разлива могучей реки Дальнего Востока. Среди гражданских лиц, выделялся молодой человек, в форме военного,старшего сержанта, с эмблемой перекрещенных пушек. Его громкий голос, улыбка на лице, выдавали радость прощания со здешними местами.

- Что на дембиль, паренек? – лукаво поинтересовался попутчик по купе.

- Да, отпустили досрочно, за хорошую службу. Сегодня ночью пришел приказ, а в десять утра, на разводе, командир командного пункта огласил его, поблагодарил нас за службу,четырех однополчан роты и выделил машину для доставки в штаб бригады ПВО. Командир бригады, полковник, тоже поблагодарил нас, сводную группу демобилизованных. Было торжественно и грустно, расставаться с родной частью.

- Ничего, сейчас у тебя наступает совсем другая пора жизни, самая лучшая, только не загуляйся на гражданке, иначе все пойдет прахом, - мудро продолжал наставления, приятный мужчина, неопределенных лет.

- Да уж, постараюсь, спасибо за житейские советы, - поблагодарил Игнат собеседника и, стал готовиться ко сну, разговор ему  показался излишне  затянутым.

Под мерный стук колес поезда и стихшие голоса пассажиров, он силился заснуть. Тревожные мысли  о жизни на новом месте, в далекой, неведомой Белоруссии, волновали Игната, по мере приближения к демобилизации. Что ждет его впереди, как решится вопрос с трудоустройством, как они с отцом наладят свой осиротевший быт. Пока он проходил срочную службу, родители переехали жить, по приглашению старшей сестры, с Урала в Беларусь синеокую. События развивались стремительно. Сестра с мужем, военным политруком, проходили службу на крайнем севере, авиобазе гарнизона Тикси. С завершением срока, получают новое  назначение службы в Белоруссию. Проходит какое-то время, сестра пишет отцу на Урал: – «Мы огляделись на новом месте, походили по магазинам здесь и в соседних городах, пришли к выводу – в Белоруссии построен коммунизм (в то время Первым секретарем ЦК  Компартии Белоруссии был выдающийся руководитель Республики, любимец всего белорусского народа, Петр Миронович Машеров), здесь есть возможность вступить в жилищный кооператив и, в течение года  получить квартиру. Немедленно все продавайте и переезжайте жить сюда, в Белоруссию». Родители так и поступили. По истечении года на новом месте жительства,  тяжело заболевает и умирает мама. Отец остается жить один, а ему уже идет  восьмой десяток лет.  С такими воспоминаниями и  ожиданием нелегкой жизни в настоящем, Игнат мысленно прокручивал встречу с отцом, сестрой и дорогим шуриным, теперь уже майором авиации, который всегда согревал дружеской поддержкой, участием в добрых начинаниях дел их семьи на протяжении многих лет.

Путь до Москвы далек. Пассажиры поезда занимали себя кто во что горазд. Игната занимал весенний майский, меняющийся пейзаж за окном. Вспоминалась жизнь в глухом селе Зауралья, друзья детства и юности. Как в такую пору ходили в лес, за березовым соком. Пока сок набирался в банки и бидоны, жгли костер, жарили в золе картошку. Печенки, с добавлением поджаренного сала с луком, были верх блаженства на свежем весеннем воздухе, с привкусом лесного аромата берез и сосен! Были любимые места походов на природу, вокруг утопающего в смешанных лесах и речках поселка Заводоуспенское. Теперь это казалось далеким прошлым, со щемящей болью в душе, что оно уже не повторится, ему предначертана жизнь в другом далеком, неведомом крае. На пятые сутки пути, поезд прибывал  утром на станцию Тюмень, родину Игната. Он вышел на платформу родного вокзала подышать воздухом родины, купить у местных бабушек, торгующих у поездов, домашней отварной картошечки, с добавлением в придачу соленых огурцов, грибов, поджаренных кусочков сала с луком, упакованных в отдельных пакетиках. Такой дорожный сервис сопровождает поезда дальнего следования и по сей день. Игнат прошелся  вдоль перрона, заглянул в зал ожидания вокзала, купил набор утренних газет и журналов. До Москвы еще далеко, чтение в дороге прессы, лучшее занятие для души и разговоров о последних новостях в стране и мире. За обменом новостями, происходит большее сближение пассажиров, переходящее во взаимное приглашение к трапезному столу. Создается особенно теплая, доверительная атмосфера общения попутчиков. В этом, мы славяне, превзошли всех других попутчиков мира. Не зря поэт А.Т.Твардовский, во время написания поэмы «За далью даль», дважды проехал этот путь от Москвы до Владивостока, чтобы лучше узнать душу русского народа и описать красоты необъятной земли русской. Созданный им шедевр легкости и выразительности стиха, заставляет вдумчивого читателя вновь и вновь перечитывать поэму и, другие его произведения. Вот кто действительно высоко отразил в творчестве свою и народную любовь к Родине, Отечеству со времен военного лихолетья Отечественной войны и до  нашего  времени! Не оскудевает Русь на таланты во все времена!

В Москву поезд прибыл в полдень. Игнат спешил на Белорусский вокзал, была неопределенность с билетом до Орши. На вечерние поезда западного направления всегда трудности с наличием мест, он знал это по своему поощрительному отпуску в прошлом году, в это же весеннее время, в начале мая, а сейчас он прибыл в столицу семнадцатого мая. Так и вышло, мест нет. Дежурная по вокзалу посоветовала, подойти вечером к отправке поезда Москва-Берлин. Поезд скорый, идет с минимальными остановками до Орши, может быть проводник возьмет солдатика из благородных чувств. Он нашел начальника поезда и вежливо, с достоинством, попросил помочь скорее добраться до дома, там собрались родственники для встречи служивого и, с нетерпением ждут его скорейшего приезда. Мужчина указал к какому вагону лучше подойти и, не ошибся – проводник выслушал просьбу Игната, указал купе и место, при условии полного соблюдения  тишины и отсутствия безобразия в поведении демобилизованного, сам при этом  с хитрецой улыбался и явным намеком на продолжение условия проезда. В купе вагона Игнат находился один. Поезд быстро набрал скорость.  Наступило успокоение и расслабление от волнения за сегодняшний день.Сильно захотелось перекусить. Проводник сообщил, что вегон-ресторан уже открыт. Оставшиеся  деньги позволяли красиво проехать последний отрезок пути к родному дому. Плотно поужинав, с небольшой долей русской, Игнат прихватил с собой трехзвездный коньяк для рассчета с проводником. Презент подошел как нельзя лучше – хозяин вагона тоже расположился поужинать в своем служебном купе. Совместный ужин завершил остаток вечера в пути. На сон оставалось четыре часа. В начале пятого утра поезд прибыл на станцию Орша. Накануне прошел теплый майский дождь, перрон и вокзал встретили Игната чистотой и блеском. Поднялось настроение праздника прибытия домой, правда оно омрачилось отсутствием такси на привокзальной площади. На крыльях молодости, Игнат пешком направился домой по спящим улицам  города, авеянного военной славой Константина Заслонова, подпольщиков, партизан и первого залпа «Катюши» по врагу. В садах частных домов цвели яблони, вишни, сливы, груши. Он задыхался от аромата белого и розового цветения. За восторгом увиденной красоты не заметил как подошел к своему пятиэтажному дому района «Раница». Посидел на скамейке у подъезда, отдышался от быстрого темпа ходьбы и пулей влетел на пятый этаж. На звонок  в квартиру послышался голос:

 - Игнат, это ты? – Боже мой, да это же голос старшего брата, Германа, который  приехал с Урала, чтобы встретить младшего брата из Армии!

 - Я, я Герман! – Вырвалось у Игната.

Открывается дверь, братья крепко обнялись. На шум из спальни вышел отец, обнял сына, заплакал и запричитал, что теперь мы все вместе, как и в прежние времена. Герман засуетился на кухне с приготовлением завтрака и праздничного угощения. Игнат зашел в зал, рухнул на диван и мертвецки заснул, после утомительной дороги и обилия впечатлений. Так, с приятной встречи со старшим братом и здравствующим отцом, началась его гражданская жизнь. Брат погостил еще три денька и засобирался домой в дальнюю дорогу, на Урал. Отец подгонял сына устраиваться на работу. Люди подсказали адрес электоромеханического, номерного завода в пригороде города. В начале июля Игнат вышел на работу в качестве регулировщика радиоаппаратуры третьего разряда. Поработав год, решил поступать учиться на заочное отделение института. Вступительные экзамены сдал хорошо и был зачислен на факультет автоматики, телемеханики и связи, что было ближе всего к работе по специальности на заводе. Проходит еще год упорного труда и учебы, теперь уже сами коллеги по работе на заводе подсказывают адрес желательной работы для молодого, целеустремленного, дисциплинированного паренька. Так в двадцать три года Игнат стал инженером-электроником информационно-вычислительного центра центрального статистического управления  –ЦСУ СССР. Интересная творческая работа на долгие восемнадцать лет завладела молодым специалистом, вплоть до полного развала нашей общей Родины СССР. С 90-х годов прошлого века началось скитание нашего народа по городам и весям в поиске любой работы, чтобы как-то выжить, прокормить свою семью и самому не упасть духом. Мы, белорусы, с честью и достоинством выстояли это адское, проклятое время. В республике были сохранены, а не разграблены промышленные предприятия местного, республиканского и бывшего союзного значения. Начали создаваться небольшие частные предприятия, они обеспечивали частичную занятость населения, вперед шагнуло индивидуальное предпринимательство. В сельском хозяйстве были сохранены средние и крупные животноводческие комплексы, стали развиваться фермерские хозяйства и кооперативы. Мы не уронили память и эстафету стойкости выживания, как в годы войны, от  Петра Мироновича Машерова, здесь истоки наших побед в сохранении национального достояния в наступлении дикого капитализма. Да, порой было невыносимо обидно за растерзанное Отечество и мы через силу мирились с неизбежностью краха прежней страны. Беларусь явила пример выживания и дальнейшего развития на всем постсоветском пространстве. Редко кто уехал из Беларуси в это время разброда, а если уезжали, то потом возвращались на исконную свою Родину. Народная мудрость гласит: - «Своя земля и в горести мила».

В этот период одичания общественной  и социальной жизни, Игнат Савельевич, мягкий, впечатлительный человек, с настальгической любовью к прошлому, устоявшемуся с трудом нашел себя в новой жизни. Переквалифицировался из инженера-электроника в инженера-энергетика. Это две полные противоположности по опыту работы. Одна профессия  сразу не может заменить другую. Пришлось все начинать с нуля в возрасте сорока семи лет.  Вот где потребовалась армейская психологическая закалка и вера в благополучный исход, что все получится. Год практики инженера-энергетика, на полуразваленном промышленном предприятии, позволил занять должность главного энергетика среднего СПК – сельского производственного комплекса, устойчивого в своем существовании и развитии. Два года работы на селе, дали колоссальный опыт работы в энергетике. После этого экзамена, приобретенная уверенность в безоварийности эксплуатации силового и теплового оборудования, позволила Игнату  спокойно жить и трудится по этой приобретенной, востребованной во все времена специальности, до ухода на пенсию. Топливно-энергетический комплекс Белоруссии приобретал  современное состояние, внедрялась новейшая техника контроля и управления технологическими процессами производства и транспортировки электрической и тепловой энергии. Все это вместе взятое, придавало экономичность и надежность энергообеспечения всех отраслей производства республики. Работать в сфере энергетики было интересно,ответственно и конечно престижно. Всегда тяжело расставаться с тем, что полюбил и врос с этой любовью в долгое, желанное общение. По достижении пенсионного возраста, Игнату Савельичу позволено было поработать еще годик, а после скромно проводили на заслуженный отдых. И так потрудился на славу с пятнадцати лет, когда поступил учиться в техникум, затем служба в Армии,  после пришлось пройти долгий трудовой путь проб и ошибок, длинною в  сорок четыре года десять месяцев, срок не малый. Стабильная, благожелательная общественная и социальная обстановка в Беларуси дала возможность спокойно завершить трудовой путь. Впереди не менее интересная жизнь на склоне лет в окружении семьи, детей и внуков. Дедушке есть о чем рассказать и поведать на страницах коротких рассказов и очерков. Память о трудном и радостном прошлом старшего поколения, должна остаться жить в грядущих поколениях, такова диалектика живой жизни, иначе она не имеет никакого смысла, мы жили и живем для лучшего будущего своей семьи, своего дома, малой и большой Родины, в этом наше земное предназначение.

30.05.16  Игорь Назаров  / Игорь Сибиряк /



 

Игорь Сибиряк
2016-06-16 07:42:06


Русское интернет-издательство
https://ruizdat.ru

Выйти из режима для чтения

Рейтинг@Mail.ru