Родителям – про родителей

Я не считаю себя идеальным родителем. Более того, я думаю, в некоторых странах меня бы давно лишили родительских прав. Я часто срываюсь на своего малыша, а, бывает, даже шлепаю его по попе. И я даже не буду ссылаться на то, что устаю, потому что  у меня нет помощников. Какая бы ситуация ни была, дети не при чем. Я это знаю, об этом помню, но… все мы люди.

 

Впрочем, при посторонних я, как англичанин, стараюсь не привлекать внимание. Мне безумно неприятны сцены на улицах и потому в обществе я держусь изо всех сил. Хотя в соседнем магазине, где мы покупаем продукты, все давно знают, что мой малыш может лечь на коврик у входа и бить ногами просто потому, что я не даю ему увезти магазинную тележку домой. В таких случаях я отхожу подальше и делаю вид, что этот ребенок не мой. А потом машу ему рукой и выхожу на улицу. Бывает, срабатывает. Если не срабатывает (а это бывает почти всегда), то я быстро хватаю его в охапку и решительно несу домой с надеждой, что в следующий раз в этот магазин нас впустят.

 

Однако кричащие сцены на улице мы стараемся не устраивать. Ничего нет лучше живого примера. Когда видишь, как мама в бешенстве дергает своего малыша за руку и тащит в сторону дома, думаешь о том, как бы самой не стать такой. Однажды на улице мы стали невольными свидетелями такой сцены. Мама пыталась поскорей перевести малыша через дорогу, но он упирался и ни за что не желал шагать в ногу. И был отправлен резким толчком вперед, его голова приземлилась в сантиметре от высокого и твердого поребрика, он же бордюр. У меня даже мурашки пробежали по телу. Надеюсь, у этой мамы тоже.

 

Теперь я вспоминаю этот случай каждый раз, когда у меня самой появляется желание силой заставить ребенка что-то сделать: встать, пойти или остановиться. Мне очень не хочется принудить его слушаться ценой разбитого лица или вывихнутой руки. Папа моего малыша часто вспоминает историю, как его мама, с которой он просто играл на улице, толкнула его и результатом стала поломанная рука. Несмотря на то, что это произошло во время игры, он запомнил этот случай на всю жизнь.

 

Превратившись в родителя, совсем по-другому начинаешь смотреть на детей. На всех. И перестаешь смотреть передачи, где показывают детей несчастных. Одиноких или больных. Это становится невыносимо. Какое-то время мне в голову часто, особенно, по вечерам, стучались мысли о том, каково это быть без родителей. Я так и не смогла этого представить, но, когда я пыталась, мне становилось настолько плохо, что и представить нельзя. Родители – это твердыня. Это единственные люди, которые всегда будут на твоей стороне. Это те, к кому всегда можно вернуться. Когда за спиной нет родительского дома и маминых рук, это страшно. Человек теряет опору. И вот на кроватях сидят малыши, обняв и раскачивая себя, словно в невидимых маминых руках. Этого не должно быть, но жизнь непредсказуема во всех смыслах.

 

Одна знакомая девушка, бесконечно жизнерадостный, любознательный и дружелюбный человек, как-то вспоминала про свою семью. Как видела отца всего несколько раз, насколько важными для нее были эти воспоминания, и как, пообщавшись с ним, уже глубоко пожилым человеком, много лет спустя, она вдруг узнала, что эти воспоминания принадлежали только ей, что и сейчас отцу ее жизнь не интересна. Такого не должно быть. Но такое бывает. И мы, дети (а ведь все мы чьи-то дети), не виноваты в том, что наши родители когда-то совершили ошибку. Хотя что такое ошибка? Поддаться порыву, пойти на поводу у чувств? Ведь все мы люди… И чьи-то дети… Когда-то был совершен первый грех. Только теперь я поняла настоящий смысл этой притчи. Все были бы счастливы, не будь мы людьми...

 

… Если честно, есть дети, которые мне не нравятся. Это даже не привязать к отдельным чертам характера, просто не нравятся и все. Хотя они в этом, конечно же, не виноваты. Просто их родители либо слишком строги, либо слишком мягки с ними. Гармония во всем. Должна быть гармония во всем. Я знаю тех детей, родители которых не могут сказать им «нет». И знаю тех детей, которые слышат это слово постоянно. И в том, и в другом случае, это дети, которые не знают, что такое хорошо, а что такое плохо. Как я прочла в одной довольно интересной, несмотря на то, что она написана психологом,  книге, у детей должны быть границы. Они должны знать и чувствовать эти границы, и в их пределах им будет безопасно, комфортно и хорошо. Мир слишком огромен, чтобы отпускать маленького человека в самостоятельное путешествие. Все-таки у родителей чуть больше опыта и знаний. По крайней мере, мы знаем, что не стоит засовывать пальцы в розетку и крутить ручку газовой плиты. Мы знаем, что, если не спать по ночам, можно потерять интерес ко многим интересным происходящим вокруг вещам. А если не есть, то не будет сил делать открытия.

 

Какое-то время назад я сделала для себя открытие – я твердый «середнячок», когда касается воспитания детей. Это значит, что одним родителям я кажусь слишком спокойной, а другим – излишне нервной. У меня есть знакомые, которые практически всегда спокойны. И, когда я делаю своему ребенку замечание, или не пускаю его в глубокую лужу, они говорят: «Да оставь ты его в покое». Другие мои знакомые сказали бы на это: «А мы не разрешаем своим детям ходить по лужам». Впрочем, причины у всех бывают свои. Я просто не хочу, чтобы он промочил ноги, но совсем не против, чтобы он попрыгал в свое удовольствие. Бывают, конечно, моменты, когда я превращаюсь в «крайне правых» или «крайне левых». От усталости, или от раздражения, я могу проигнорировать какое-то поведение, либо наоборот – взорваться на пустом месте. Все мы люди…

 

Быть последовательным. Самым большим своим достижением я считаю то, что убедила своего ребенка в том, что я всегда держу свое слово. Поэтому иногда с ним можно договориться. Если я обещаю ему, что включу мультик после обеда, я включаю. И тогда он соглашается сначала пообедать. Если обещаю ему что-то купить, когда ухожу из дома, то по дороге домой обязательно захожу в магазин за игрушкой, а, бывает, даже делаю лишний круг, вспомнив об обещании. Мой малыш должен мне верить. У меня замечательные, прекрасные родители, добрые, отзывчивые и очень спокойные. Но. У моей мамы была такая черта – обещать что-то просто так. Самым большим моим разочарованием было ее обещание отпустить меня учиться в другой город. Она много лет обещала мне это. А потом стала настаивать на местном институте. Я никогда не скажу своему малышу «конечно, да», если не буду уверена в том, что я действительно с этим согласна, даже если это касается будущего. Потому что какие-то вещи мы запоминаем очень хорошо.

 

Не всегда, правда, все получается спокойно и гармонично. Когда после часа чтения книжек, малыш продолжает прыгать по кровати и просить есть, пить, писать и все, чем можно заменить дневной сон, мама не выдерживает. Мама предупреждает, что еще один рывок – и она выходит из комнаты. Мама всегда держит слово. Рывок – и мама выходит из комнаты, чтобы пустить слезу отчаяния и бессилия, ибо ей очень надо, чтобы ребенок немного поспал. Да и не только ей. Без дневного сна двухлетний малыш превращается к вечеру в злобного зомби. А за дверью колотится в слезах малыш. После такой двухминутной встряски он сразу лезет обниматься и целоваться, после чего мы, наконец, засыпаем в обнимку. Плохой пример, но другого действенного метода я до сих пор не придумала.

 

«Мамы разные нужны, мамы всякие важны». Все родители разные, и все по-своему правы. Неправы, возможно, только те, кто позволяет увезти наш велосипед без спроса с детской площадки. Таких я бы отстреливала… Не потому, что жалко велосипед. А потому что они позволяют своим детям брать чужое без спроса. А это уже не очень хорошо.

Елена Габитбаева
2016-04-06 18:24:04


Русское интернет-издательство
https://ruizdat.ru

Выйти из режима для чтения

Рейтинг@Mail.ru