Советы начинающим литераторам
От компании "И Т.П."
"Мы поможем вам написать бестселлер!" - таков наш девиз и мы ему неукоснительно следуем. Для этого мы внимательно изучаем все издаваемые литературные новинки, пристально следим за их продвижением и тщательно анализируем произведения, занимающие первые места в рейтингах. Результатами нашей кропотливой работы стали настоящие "Советы" и различные дополнительные и вспомогательные материалы, на которые есть указания в "Советах". Также заканчивается работа над "Советами по продвижению книги на потребительском рынке" с набором апробированных PR, маркетинговых и рекламных материалов.
Помните – бестселлер подчиняется определенным правилам и законам. Пушкин, Достоевский и Гоголь бестселлеров не писали, поэтому при жизни ощущали недостаток в финансах, а сейчас их мало кто читает. А вы – с нашей помощью – сможете написать бестселлер и будете успешным!
Общие замечания
Сегодня любое литературное произведение стремится стать киносценарием (или основой для сценария телесериала). Поэтому, чтобы впоследствии было интереснее смотреть, в тексте должна присутствовать некая фрагментарность, частая перемена мест и событий. Действие должно разворачиваться в разных городах и странах, но при этом в очень конкретных гостиницах, ресторанах и на определенных улицах. Для этого автору совсем не обязательно быть там лично. Мы предлагаем набор иллюстрированных путеводителей (в бумажной и электронной версиях) по всем столицам и крупным городам земного шара. С помощью наших путеводителей вы не только сможете выбрать конкретный столик в любом ресторане мира и рассмотреть, что его окружает (для достоверности), но и побывать внутри заброшенного селения, скажем, в Танзании или в поселке оленеводов на Крайнем Севере. Путеводители и разговорники – по отдельному заказу и за отдельную плату.
Стиль.
Над стилем особо задумываться не стоит – выше себя все равно не прыгнешь. Пишите тем языком, которым разговариваете, но без ненормативной лексики. Ее стоит вставлять только для усиления и увеличения. Как говорите вы, так потребляет и большинство из ваших потенциальных читателей.
Но при этом не стоит забывать, что вы создаете произведение, имеющее какое-то отношение к литературе, поэтому без некоторых обязательных элементов не обойтись.
Эпитет – такая фигура речи, которая усиливает выразительность. Например, если вы напишите: "Он взял стул и пододвинул его к окну", - это будет простая констатация факта. Но если написать: "Он взял стул в стиле модерн и пододвинул его к засиженному мухами окну", - это будет почти настоящая литература. Что такое "стул в стиле модерн" не знает никто, и, слава Богу. Почему мухи облюбовали именно данное окно, тоже никому неизвестно, но это создает некую загадку о редком посещении людьми данного помещения.
Метафора (почти неотличима от гиперболы, синекдохи, сравнения или олицетворения, поэтому радуйтесь, что пользуетесь всеми сразу) – это перенос смысла с одного предмета или явления на другие на основе их сходства или по контрасту. Предлагаем некоторые образцы (не стоит их включать в ваш текст – это только примеры):
"Быстрой СМС-кой пробежал он два квартала, молниеносным двойным кликом купил три гвоздички и, наконец-то, наткнувшись на Нее, как программа-шпион на брандмауэр, высокоскоростным потоком данных признался ей в своих чувствах. Сверился с информацией о загрузке, понял, что успевает, и байтом контрольной суммы умчался домой добивать свой сетевой гейм".
"Пенной струей шампанского из нагретой и постоянно встряхиваемой бутылки лился на слушателей его текст, попадая на каждого пузырьками смысла или брызгами намека. Но вскоре напор перестал доставать до задних рядов, потом ослабел до первых, и последние несколько капель упали ему на штаны".
"Мягким южным ветерком приласкал, мощным циклоном овладел, резким порывом северного ветра остудил надежды и ушел гордым антициклоном, оставив после себя ливень ее слез".
"Опрокинутой наземь восьмеркой бесконечности лежал он на обочине, воплощая собой извечное человеческое желание умиротворения и покоя".
Не стоит при этом забывать, что обильное использование эпитетов, метафор и проч. очень снижает динамику развития сюжета. Поэтому будьте осторожны в использовании данных тропов.
Остальные пожелания – по отдельному заказу.
Сюжет.
Основа любого сюжета бестселлера – это поиск. Поиск главным героем (см. ниже) исполнителей/заказчиков преступления и обязательная неизбежная месть виновным; поиск ответа на вопрос: "Почему все так получилось?", даже если вопрос задается не самим главным героем, а кем-то другим/другой, кто убеждает главного героя принять вопрос как свой личный; поиск главным героем выхода из ситуации, в которую его поставил автор. Как видим, подавляющее большинство сюжетов исходит от выбора главного героя. Поэтому сначала надо определиться с главным героем, а сюжет ляжет сам собой. Но лечь он должен круто.
Классическое построение произведения – завязка, кульминация, развязка, - давно устарело. Кроме завязки. Завязки должны присутствовать на протяжении всего текста. Не стесняйтесь вводить новых второстепенных персонажей и их конфликты (пускай пока мнимые) с главным героем. Бестселлер – это вам не классический английский детектив. Пусть некий персонаж у вас будет действовать всего полстраницы, но он может понадобиться (если примете нашу помощь и советы) при написании сиквела, триквела, квадриквела и т.д.
Полезным элементом развития сюжета может оказаться следующий: идет повествование, читатель уже начинает привыкать к нагромождению сюжетных поворотов и вдруг (прекрасное слово "вдруг", не стесняйтесь его использовать. Даже в обычных фразах: "И вдруг ему остро захотелось в туалет") происходит нечто из совсем другой области и в другом конце света. Пока герой задумчиво ищет в Сети необходимую ему информацию, оказывается, что в Монголии – вдруг! – открыли новый элемент периодической системы, или в горах Тибета наконец-то удалось взять интервью у снежного человека, или расшифровали язык, на котором общаются между собой водоросли в Саргассовом море. Герой, узнав об этом, глубокомысленно роняет: "Я ждал этого". Одна короткая фраза, но она дает возможность, объясняя, почему же он этого ждал, сделать пространный экскурс в прошлое героя и завязать там еще пару сюжетных узелков.
Постельная сцена (сцены), драка/перестрелка и погоня – обязательные элементы любого сюжета.
Название
Название должно быть максимально броским и захватывающим. Устаревшие глобальные и ничего не говорящие названия типа "Война и мир", "Жизнь и судьба", а тем более "Сага о Форсайтах" давно пора выбросить и забыть. "Преступление и наказание" еще может пройти, но на сегодняшний день выглядит скучно.
Название не обязано отражать ни тему, ни суть всего произведения. Название – это рекламный слоган, который ни к самой продукции, ни к его качеству не имеет никакого отношения. Его первая и основная задача – привлечь интерес покупателя.
Эпиграф
Для придания литературного веса в начале произведения лучше помещать эпиграф. Так же, как и название, эпиграф совсем не обязан кратко отражать суть нижеизложенного, как это делалось давно тому назад. Он должен показать, что автор, кроме своих творений, читал и чужие. Лучше, если имена авторов эпиграфов будут широко известны, хотя иногда (для особого шика) можно поместить фразу из какого-нибудь полузабытого философа или, на худой конец, лауреата Нобелевской премии.
Но здесь важно быть точным – если кто-нибудь действительно проверит. Некоторые примеры эпиграфов на все случаи жизни представлены ниже. Остальные – на конкретную тему и с особыми пожеланиями, - по отдельному заказу и за отдельную плату.
Бернардо:
- Кто здесь?
Шекспир, "Гамлет" (первая фраза пьесы).
"Это - гость,- пробормотал я,- там, у входа моего,
Гость, - и больше ничего!"
Эдгар Алан По, стихотворение "Ворон" (конец первой строфы)
"Ничто так не воодушевляет, как первое безнаказанное преступление".
Маркиз де Сад, "120 дней Содома" (в средине третьей станицы)
"Что же будет дальше?"
Кобо Абэ "Совсем как человек" (в начале, 8-й абзац)
Для эстетов:
Эстрагон: А если он придет?
Владимир: Тогда мы спасены.
Сэмюель Беккет "В ожидании Годо" (в конце пьесы).
Главный герой
Выбор главного героя – три четверти успеха. Главный герой должен быть и плохим и хорошим одновременно. Это создаст иллюзию психологизма. Например, он может быть убийцей, но убивать он должен тех, кто еще хуже него. Он должен быть неоднозначным, может, даже грубым и несимпатичным на первых страницах, но, в общем-то, понятным широкой публике, и должен вызывать у нее симпатию. Сильный ход – в начале определить главного героя, как инвалида, но очень скоро сделать из него практически супермена. В своем прошлом он обязательно должен иметь некую тайну, которую стремятся разгадать и он сам, и читатели. К концу первой четверти текста главный герой перестает быть непонятным (но тайна остается для сиквела), а читатель продолжает следить только за бесконечным развитием сюжета.
Главная героиня должна дополнять главного героя и обладать теми качествами, которые у него отсутствуют. Если он грубоват, она нежна, если он тугодум, она – интеллектуалка, если он не обращает внимания на женщин, пусть она будет феминисткой, а к концу станет нимфоманкой (опять-таки для психологизма).
Друг/помощник главного героя. Персонаж обязательный, он тоже должен оттенять главного героя, но к концу текста его можно убить (главного героя или героиню убивать нельзя ни в коем случае). Обычно для политкорректности друг/помощник должен иметь или африканские или азиатские корни. Также для политкорректности и приближенности к сегодняшним реалиям в набор второстепенных персонажей (см. ниже) или помощников главного героя надо ввести гомосексуалиста или лесбиянку.
Отрицательный герой
Время представления главного отрицательного героя со стаканом алкоголя в руке, наркотиками на столе и в окружении полуголых красавиц давно прошло. Сейчас в моде аскет, вооруженный идеей о переустройстве мира в соответствии с его, аскета, представлениями. Можно добавить черной магии и древних культов с человеческими жертвоприношениями. Хорошо смотрится "падший ангел", то есть человек, честно служивший некоей системе или организации, а потом разочаровавшийся в ее принципах и идеалах. Понятно, что по интеллекту и физической силе он равен, или даже чуть превосходит главного героя. Иначе, как в финале организовать "поединок титанов"?
Конечно же, отрицательного героя окружают его последователи (друзей у него нет принципиально). Среди них должны быть: красивая, но глубоко порочная женщина (для финальной драки с главной героиней), первый помощник (который потом убьет друга/помощника главного героя) и еще кто-нибудь, кто останется в живых в финале (см. ниже).
По-прежнему в качестве отрицательного героя может выступать катастрофа (наводнение, одновременное извержение нескольких вулканов, взрыв атомной станции, не замеченный ни одним астрономом астероид) или заговор в высших эшелонах власти. Но сегодня это смотрится вяло. Лучше играть на психологической или мировоззренческой несовместимости позиций героев.
Второстепенные персонажи
Без них не обойтись. Они помогают главным героям проявлять себя во всей красе, делают за них черную работу и изредка подбрасывают здравые идеи для развития сюжета. Сегодня одиночки не в моде, все решает команда. Поэтому, кроме выбора главного героя (см. выше) надо серьезно продумать состав его сторонников. Обычно это: Боец (чтобы оправдать второстепенные драки и насильственное добывание свидетельств / доказательств), Компьютерный гений/хакер (понятно, для чего), Красотка/бывшая проститутка/воровка (тоже понятно, для чего). Остальные – по отдельному заказу.
Но чтобы избежать схематичности в изображении, стоит добавить пару ярких мазков для их раскраски. Например, один персонаж может переживать сложный развод, потому что очень любит своего ребенка, а жену не любил никогда и женился только для того, чтоб она ему родила ребенка. А его жена по-прежнему его любит и хочет воссоединения семьи (намек на хэппи-энд с трудностями). Другой по молодости отказался жениться, когда его тогдашняя подруга была беременна, а та пошла и сделала аборт, а сейчас он жалеет об этом, и поэтому трепетно относится ко всем маленьким существам, включая мышей и воробьев. Третья испытала некое потрясение в детстве (оно не называется, но искушенный читатель догадывается, что потрясение было сексуального характера), поэтому до сих пор боится темноты и одиночества, а потому готова спать со всеми подряд, но только при включенном свете. Дальнейшие разработки второстепенных персонажей – по отдельному заказу и за отдельную плату.
Штрихи к портрету
Для характеристики персонажа совсем не обязательно давать его портрет, или описывать историю его взросления и становления. Иногда достаточно одного яркого штриха, характеризующего всего персонажа целиком. Такие фразы-штрихи также повышают литературную ценность всего произведения и мнение критиков об авторе. По такой фразе грамотный читатель может домыслить себе все остальное. Например: "…и хотя она была сравнительно молода, она пила давно и сильно". Сразу представляется одутловатое лицо синюшного цвета без всяких следов косметики со щелочками глаз над щеками. Спутанные, давно не мытые волосы, неуверенность, а от этого и медлительность в движениях. Замедленная невнятная речь. Друзей и собутыльников легко можно дорисовать по обстановке и развитию сюжета.
Некоторые штрихи к портрету персонажей представлены ниже. Что-либо иное, конкретное – по отдельному заказу и за отдельную плату.
"В туалет он ходил или на работе, или в гостях: экономил свою туалетную бумагу".
"Он производил впечатление человека, который на собственном венчании будет давать советы священнику по поводу проведения церемонии".
"У него было постоянно недовольное и брезгливое выражение лица, словно в детстве он по ошибке съел какую-то гадость, и с тех пор смотрит на окружающий мир с подозрением".
"Женщина, на которую приятно смотреть. Но не более".
Финал
В финале должна присутствовать решающая битва добра со злом – поединок титанов. Кто побеждает – понятно. Но, учитывая силу отрицательного героя (см. выше), главный герой (см. выше) тоже должен пострадать. Потеря зрения, конечности, памяти приветствуются для последующего сиквела.
Но финал всегда должен быть открытым. Нельзя решить все проблемы, пусть даже и явно не обозначенные, в одном произведении. Люди любит сериалы. Так дайте их им. И обязательно надо оставить в живых хотя бы одного из помощников отрицательного героя (см. выше) для возможного продолжения.
Благодарности
В благодарности можно включать всех, кто, может, и не имел никакого отношения к написанию произведения, но кому вы хотите сделать приятное: начальнику отдела в банке, где вы хотите взять кредит, старому знакомому, живущему не то в Болгарии, не то в Канаде, которого вы не видели сто последних лет, но надеетесь, что он поможет с изданием вашего произведения в той самой стране и т.д. Отдельно можно упомянуть вашу кошку или собаку – им все равно, а вы покажете, что любите животных. Последнее время стало модно благодарить композиторов и отдельные их опусы, в которых вы черпали свое вдохновение. Ваших сегодняшних любимых исполнителей упоминать не стоит – эстрада не ровня вечному. Лучше что-нибудь из классики. В этом сезоне, например, модны Гайдн и Брамс. Но для конкретного произведения музыку лучше подбирать отдельно и за отдельную плату.
Заключительные положения
Настоящие "Советы" предназначены, в основном, для произведений, имеющих отношение к реализму (хотя понятие "реализм" уже давно размыто элементами фантастики – инопланетяне, и мистики – вампиры и оборотни). Но они вполне применимы и к произведениям в жанре "фэнтези", за исключением второстепенных персонажей: вместо людей должны присутствовать другие существа, подходящие вам по замыслу. Также настоящие "Советы" относятся по большей части к так называемой "мужской прозе", хотя основные положения прекрасно подходят и для "женской прозы". По отдельному заказу мы с удовольствием поможем вам в их разработке.
Кроме того.
В нашей компании готовятся к выпуску:
- "Советы начинающим композиторам". В комплект входят фрагменты будущих хитов.
- "Советы начинающим художникам". В приложениях – эскизы полотен (на выбор: абстракционизм, импрессионизм, сюрреализм, примитивизм, поп-арт), которые надо только раскрасить.
- "Советы начинающим скульпторам". В наборе – пластмассовые эскизы (выполнены в масштабе) монументальных произведений.
Обращайтесь, мы всегда готовы оказать вам любую помощь.
Удачи вам на вашем творческом пути!
Виталий Феденко
2015-11-30 15:28:38
Русское интернет-издательство
https://ruizdat.ru