Иоанно-Предтеченский монастырь (Москва). Старые кресты на могильных камнях.

 

Владислав Батарин

Иоанно-Предтеченский монастырь (Москва). Старые кресты на могильных камнях.


Вид на монастырь
http://new.chronologia.org/volume17/batarin_monastery.php

Предисловие.

Иоанно-Предтеченский монастырь находится в самом центре Москвы, недалеко от Кремля, в той части, которая называется Белым городом. Обитель считается древней по основанию, но во второй половине 19 веке н.э. старые здания были снесены. О них мы знаем только из летописей. А монастырь выстроен заново.  На сегодня: красивый монастырь с новыми зданиями на старом сакральном месте. Но если вы зайдете внутрь, то обнаружите интересные находки на местах старых захоронений. Но сначала немного истории, информация о которой взята из разных общедоступных источников в интернете, указанных в ссылках.



История Обители.

Иоанно­-Предтеченский монастырь, один из древнейших в Москве, первоначально был мужским и существовал с начала XV века на другом берегу Москвы­-реки — в Замоскворечье, в районе современной Пятницкой улицы. Обитель дала название и самой местности - «Ивановская гора». Первое известие о Московском Ивановском монастыре содержится в летописях под 1415 годом при описании чуда, сопровождавшего рождение великого князя Василия II Темного. В 1530-­е годы после рождения у Василия III долгожданного наследника — будущего царя Иоанна Васильевича, был перенесен на Кулишки, где располагалась заброшенная великокняжеская усадьба. Здесь на новом месте, при сохранении старого посвящения, монастырь стал женским.[1.] Таким образом, все находки, обнаруженные на территории монастыря необходимо датировать периодом не ранее первой трети 16 века н.э. Древность монастыря подтверждает архитектура его соборного храма, существовавшего до его разборки в 1859 году. Это был бесстолпный одноглавый храм, с тремя сильно выдвинутыми к востоку апсидами; в его архитектуре присутствовали три притвора, придававших его плану крестообразность. Собор Ивановского монастыря был построен в 1510—1530­е годы.

Во второй половине XVI века собор Ивановского монастыря был обновлен. Монастырь, посвященный ангелу царя Иоанна Васильевича — св. Иоанну Предтече, не имел вотчин и поместий и содержался исключительно на государственные средства.

При царе Михаиле Феодоровиче и царице Евдокии Лукьяновне к Ивановскому монастырю в день Усекновения главы Иоанна Предтечи 29 августа совершались праздничные выходы царя. В эти годы в монастыре подвизалась блаженная схимонахиня Марфа, в миру — девица Дария. Царица Евдокия знала и почитала Марфу. В начале 1640-­х годов был значительно увеличен монастырский собор. С запада, к храму первой трети XVI века пристроили трапезную с приделом свт. Николая Чудотворца. Ее строительство было окончено к 1642 году. Тогда же, видимо, возвели и каменную колокольню, на которую повесили новый колокол, слитый по повелению царя Михаила Федоровича.

Праздничные выходы в монастырь совершались и при царе Алексее Михайловиче. Вероятно, выходы 29 августа к празднику в Ивановский монастырь стали снова более регулярными при царе Иоанне Алексеевиче, именины которого праздновались 29 августа. Царевич родился с 26 на 27 августа 1666 года, а 29 августа был совершен выход его отца, царя Алексея Михайловича в Ивановский монастырь, где была отслужена праздничная литургия и молебен.

Для многих княжеских и служилых московских семей он выполнял функции родовой обители, куда представители этих семейств делали вклады, здесь они хоронили своих умерших сродников. Среди них - князья Хилковы, Волконские, Кропоткины, Голицыны, Татевы, Мезецкие и другие. Известно также, что представительницы этих княжеских и дворянских семейств постригались в Ивановском монастыре.

Недалеко от Собора мы видим старые саркофаги, раскопанные, видимо, во время одних из восстановительных работ. Саркофаги доромановские, вероятно, и напоминают «древнеегипетские» и «древнегреческие». Могильные камни и плиты с древним русским христианским крестом. Такие кресты на могильных камнях встречаются во время многочисленных раскопках в России. Встречаются они также и … в Таиланде в Аюттхае, например. [12.] Во времена Романовых традиции поменялись(не при первых царях), и христианские захоронения стали выглядеть иначе. То, что это был именно старый христианский обряд, доказывается и тем, что саркофаги и плиты с лучевым крестом обнаружены на старом монастырском захоронении.



Фото саркофагов и старых крестов на могильных плитах, найденных в монастыре на http://new.chronologia.org/volume17/batarin_monastery.php


Конец XVII века. Территория была окружена каменной оградой, сменившей деревянный забор. В конце столетия над каменными Святыми вратами вкладчиком монастыря Василием Савичем Нарбековым была построена надвратная церковь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. В центре монастыря находился собор, вокруг которого располагался некрополь; здесь были захоронены вкладчики и сестры монастыря. В течение первой трети XVIII века начинает постепенно меняться социальный состав монашествующих. На смену игумениям из дворянских семейств приходят игумении, происходящие из духовенства и купечества.

В Ивановский монастырь отправляли под надзор по императорскому указу особ, нарушивших нравственные законы, по которым жило русское общество XVIII века, иногда и настоящих преступниц. Монастырь также принимал лиц, присутствие которых было нежелательно в миру для власти.

В 1812 году, перед оккупацией Москвы, ризницу вывезли в Вознесенский монастырь, а затем отправили в Вологду. Ивановская обитель была захвачена, ограблена и сожжена. После освобождения города многие горевшие храмы с малым количеством прихожан были разобраны или приписаны к другим монастырям. Сгоревший Ивановский монастырь упразднили, церковь стала приходской. Опустевшие здания монастыря были необходимы городу для размещения оставшихся без крова после опустошительного пожара 1812 года.

В феврале 1859 года митрополиту Филарету был представлен проект приспособления зданий Ивановского монастыря для новой обители. Проект архитектурного ансамбля монастыря был заказан известному московскому зодчему того времени Михаилу Быковскому. Обитель перестроили в стиле неоренессанс, при этом были снесены некоторые старые постройки: собор первой трети XVI века в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, колокольня и трапезная с приделами Святого Николая Чудотворца и Казанской иконы Божией Матери, Святые врата с надвратной церковью, а также примыкавшие к ним с двух сторон игуменские кельи. Быковский создал единый корпус так, чтобы вся жизнь монастыря проходила в одном месте, — двух соединенных друг с другом корпусах. Горожанин, вошедший в монастырь, оказывался во дворе, окруженном со всех сторон одноэтажными галереями. Торжественная закладка собора с больничным храмом прп. Елизаветы Чудотворицы была совершена 3 сентября 1860 года. К январю 1863 года были сведены подпружные арки под барабаном собора. Ещё через год достроили трёхэтажный прачечный корпус, разобрали флигель церковнослужителей и восточную ограду монастыря. Восстановление монастыря было практически завершено к 1865 году, к тому моменту уже построили больничный, трапезный, бывший типографский и хозяйственный корпуса, обе колокольни со Святыми вратами, дом церковнослужителей, галерею между собором и монастырскими зданиями, ограду. Своды собора расписали в 1871г. Через год практически закончили внутреннюю отделку больничной церкви. При строительстве собора произошло одно знаменательное для истории Ивановского монастыря событие — обретение мощей блаженной схимонахини Марфы. Гробница, существовавшая в старом соборе, была разобрана и мощи перенесены в существующую и поныне часовню, где они находились во время всего строительства нового соборного храма. В 1875 году мощи блаженной Марфы были перенесены в новый собор и положены на поверхности пола в мраморную гробницу.



Ивановский монастырь в 1882 году
К 1877 году все работы практически были окончены. Но началась русско-­турецкая война. Городские власти обратились к с просьбой предоставить уже отделанные корпуса под госпиталь, который и открылся 7 июня 1877 года. Все раненые и больные офицеры, прибывавшие в Москву, находились именно в Ивановском монастыре. Монастырь после ремонта освятили в октябре 1879 г. В новый храм перенесли из часовни гробницу с мощами блаженной Марфы. На столпах собора в мраморных киотах поместили образы святых: на северном — ангела блаженной Марфы, на южном — митрополита Филарета.



Собор Ивановского монастыря.
Вид на иконостас.
Фото кон. XIX века (РГБ) http://new.chronologia.org/volume17/batarin_monastery.php
Новейшее время. После выхода декрета об отделении церкви от государства Ивановский женский монастырь был закрыт одним из первых, его банковские счета ликвидировали, приносившие доход арендные помещения конфисковали. В октябре 1918 года власть заключила с приходской общиной договор о принятии в бесплатное пользование двух храмов и часовни Ивановского монастыря с богослужебными предметами. В результате переговоров общине вернули церковное имущество, а сёстры могли жить в кельях, именуемых комнатами для общежития. Собор Усекновения главы святого Иоанна Предтечи и Елизаветинская церковь продолжали действовать как приходские, при которых жили около ста насельниц. Но в июле 1919 года прихожанам закрыли доступ к храмам. Бо?льшую часть территории монастыря передали отделу принудительных работ НКВД и преобразовали в концентрационный лагерь — «Московский Ивановский Исправдом на Солянке», где в 1920-е годы одновременно пребывало до четырёхсот заключённых. Монастырской общине оставили для проживания только больничный корпус и две колокольни. Вход в монастырь осуществлялся через часовню Святого Иоанна Предтечи, а через Святые врата заходили заключённые.

В апреле 1922 года из монастыря изъяли церковные ценности под предлогом борьбы с голодом в Поволжье и других регионах. В том же году собор святого Иоанна Предтечи приспособили под Губернское архивное бюро, а Елизаветинскую церковь передали в распоряжение лагерного начальства.

В октябре 1941 года во время Великой Отечественной войны в помещениях Ивановского монастыря разместили Истребительный мотострелковый полк управления НКВД. В послевоенные годы постройки продолжали использоваться как места заключения. К концу 1980-х годов бо?льшая часть территории принадлежала структурам Министерства внутренних дел. Святые врата были замурованы, а проход к собору застроен. В монастырском соборе размещались тир и хранилище Центрального государственного архива Московской области.

В 1992 году часть построек обители передали Русской православной церкви. В 1999-м рядом с собором Преображения Господня возвели деревянную часовню Николая Чудотворца. Через год в ней установили резной образ святого Николая. Во время реконструкции территории удалось полностью восстановить бывший больничный корпус с домовым храмом преподобной Елизаветы Чудотворицы. Освящение и первое богослужение в Елизаветинской церкви состоялось в 1995 году. Богослужения в Иоанно-Предтеченском соборе начались в июле 2001-го, когда архив Московской области освободил здание. В январе 2002-го монастырю вернули его главные святыни — икону Иоанна Предтечи с обручем и Елизаветы Чудотворицы. В том же году освятили Казанский придел собора. Часть бывших монастырских зданий до сих пор принадлежит Министерству внутренних дел. Там расположен один из корпусов Московского университета МВД России.

Архитектурный ансамбль.

•    Собор Усекновения главы Иоанна Предтечи в центре монастырского двора — построен архитектором Михаилом Быковским на месте древнего храм в 1879 году. Приделы освящены в честь Казанской Божией Матери и Николая Чудотворца.

•  Церковь праведной Елизаветы — возведена в 1879 году и названа по именинам Елизаветы Алексеевны Макаровой-Зубачевой.

•    Часовня Иоанна Предтечи в Ивановском монастыре — впервые упоминается при пожаре 1737 года. После революции была закрыта, вновь действует с 1991-го.



Ссылки.

Иоанно­-Предтеченский монастырь. http://ioannpredtecha.ru/category/istoriya/
Иоанно-Предтеченский монастырь (Москва). ru.wikipedia.org
  https://pravoslavie.ru/1750.html
Баталов А., Вайнтрауб Л., Головкова Л. Церковная археология Москвы. Храмы и приходы Ивановской горки и Кулишек. — М., 2007. — 558 с.
Баталов А., Головкова Л., Харченко Г. Московский Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Страницы истории. — М.: Лето, 2005. — 128 с.
Иоанно-Предтеченский женский монастырь в Москве: посвящается 130-летию возобновления монастыря в 1879 году. — М.: Иоанно-Предтеченский женский монастырь совместно с Международным благотворительным фондом исторического наследия «Православная Таганка», 2009. — 62 с.
История Московского Ивановского девичьего монастыря в документах XVII — начала XIX века. — М.: Лето, 2015. — 498 с.
Паламарчук П. Сорок сороков: Кремль и монастыри. — М., 1992. — Т. 1.
Памятники архитектуры Москвы. Белый город. — М.: Искусство, 1989. — 380 с.
Первушин Г. Московский Иоанно-Предтеченский монастырь в Золотом веке русского православного женского монашества, 1879—1917 гг. — М., 2015. — 75 с.
Рассохин О. Москва пешком. Самые интересные прогулки по столице. — М.: Эксмо-Пресс, 2013. — 240 с.
Аюттхайский период истории Таиланда до 17 века н.э. - общая история для всех стран Ордынской Империи - Монгольской орды. http://new.chronologia.org/volume13/batarin_autthaja.php

http://new.chronologia.org/volume17/batarin_monastery.php

Батарин Влад
2021-01-13 17:35:03


Русское интернет-издательство
https://ruizdat.ru

Выйти из режима для чтения

Рейтинг@Mail.ru