Последний таран

Каждая страна сосоставляет свои списки лучших лётчиков-асов 2-й Мировой Войны, оценивая их по разным параметрам, чаще всего по количеству сбитых сомолётов противника. Попытки сравнения этих списков носят дискуссионный характер. Некоторые "знатоки" считают, что показатели лётчиков люфтваффе выше показателей лётчиков других стран, значит они лучшие и достойны восхищения. 104 лётчика нацисткой Германии, по их весьма спорной статистике, имеют по 100 и более побед. Счёт побед идёт с 1939-го года, по результатам боёв на всех фронтах. Не везьде и не всегда у них были равноценные противники.

В первые годы войны наши лётчики были недостаточно обучены, не имели боевого опыта, воевали на технически несовершенных самолётах не сопоставимых с немецкими, потому и несли огромные потери. В 1941-42-м годах, таран был грозным оружием наших молодых лётчиков. Большее количество таранов пришлось именно на этот самый тяжолый период войны. Немцы назвали таран "русским способом ведения воздушного боя". Тараны были и в 1-ю Мировую войну и в гражданскую в Испании. Таран применяли китайцы против японцев. Японцы против кораблей и самолётов США, против наших самолётов в боях над  Халхин-Голом. Первый таран 2-й Мировой войны совершил польский лётчик 1-го сентября 1939-го года. Англичане применяли таран в боях за Ламанш, американцы в начале войны с японией. Несколько таранов совершили немецкие лётчики в 1944-45-м годах. Лётчики разных стран шли на самопожертвование ради спасения своего гражданского населения от бомбардировок противника. Во время воздушных боёв над Кубанью, немцы утратили своё боевое превосходство в воздухе и наши асы за короткий период подошли к тем результатам, которые немцы накопили за предыдущее время боёв. Военное руководство Германии  и Японии, в конце войны, официально приняло на вооружение использование тарана, создавая отряды смертников, а применение тарана в Красной Армии никогда не было узаконено уставом. В конце войны, командование издало приказ, запрещающий применение тарана. Но и в конце войны тараны были, так-как трудно обвинить лётчика и доказать, что таран произошёл преднамеренно, особенно при столкновении с противником на встречных курсах. Таран, это не предсказуемый результат, это риск требующий мужества и самообладания. За 4 года войны наши лётчики совершили 595 воздушных таранов, 227 из них со смертельным исходом. В отличии от Советского Союза, данные о количестве проведённых таранов в Германии не афишируют, их было мизерное количество.

     18-го апреля 1945-го года, за 20 дней до окончания войны, командир эскадрильи, дважды Герой Советского Союза капитан Виталий Попков сбил свой последний, 41-й вражеский самолёт, применив таран. Командование полка разбирало этот боевой эпизод, требуя объяснений целесообразности применения тарана. Капитану пришлось обьяснять сложившуюся боевую ситуацию, доказывать безвыходность в выборе средств и необходимость доведения воздушного боя до победного конца. Своё упорство и бескомпромисность действий он оправдывал тем, что война подойдя к своему концу, всё равно, каждую минуту уносит десятки жизней наших бойцов, а каждый сбитый вражеский самолёт приближает окончание войны. Капитан, ещё будучи сержантом, рядовым лётчиком, в 1942-м году был награждён орденом Ленина за свой первый сбитый немецкий самолёт, а за свой последний сбитый немецкий самолёт получил выговор.

     В эскадрилье капитана Попкова из 14-ти человек было 11 Героев Советского Союза. За создание ими музыкального ансамбля их называли "поющей эскадрильей". У их командира был позывной -  "Маэстро". Это о них сняли фильм - "В бой идут одни старики".

     Виталий Иванович Попков руководил авиадивизией в Корейскую войну. Двадцатидевяти летний полковник сам совершал боевые вылеты. Асы его дивизии  хорошо потрепали американских лётчиков. Это они устроили   "Чёрный вторник" американской авиации 30-го октября 1951-го года, когда 22-е пары МИГ-15 пошли прямым курсом на американскую армаду в составе двадцати одного (21!!!) тяжёлого бомбардировщика и двухсот(200!!!) истребителей прикрытия, сломав их безупречный боевой порядок, погрузили в хаос воздушного боя. В результате ,потеряв лишь один МИГ-15, сбили двенадцать (12!) бомбардировщиков и четыре (4!) истребителя прикрытия. Имея 5-и кратное преимущество американцы "сделали ноги".

     Результатом этой войны было не только создание демаркационной линии между севером и югом, но и признание мастерства, мужества, боевого духа советских лётчиков и  оказание уважения к противнику, принятием В, И. Попкова в Почётные члены Американской национальной ассоциации лётчиков -  "Золотые Орлы" и включением его этой ассоциацией в список десяти сильнейших асов в мире. В своей стране он занимает 8-ю строчку в списке лучших лётчиков Великой Отечественной Войны.

P.P.S.  Генерал-полковник Виталий Иванович Попков умер 6.02.2010г.

 

Алексей Михайлович Борзенко
2020-12-23 09:40:44


Русское интернет-издательство
https://ruizdat.ru

Выйти из режима для чтения

Рейтинг@Mail.ru