двухгодичник

Командир танкового взвода второго батальона лейтенант Славик Новожилин отличился уже на первых ночных стрельбах. В самом начале движения танка со старта, ещё не поднялась мишень, башня задвигалась в поисках цели. И цель нашлась. Резко поведя пультом стабилизатора, лейтенант неожиданно развернул башню на сто восемьдесят градусов и нажал гашетку. Стреляли из  вкладного ствола авиационной пушки. Болванка 23-х миллиметрового снаряда ударила в угол смотровой вышки, посыпались оконные стёкла. Находившиеся на вышке и рядом с ней офицеры попадали на пол и на землю. Все с ужасом ждали очереди из спаренного пулемёта. Не растерялся водитель, заглушил двигатель. Первым к вылезшему из танка  экипажу подбежал друг Славика Виталий Полянский, с ходу ударив его в челюсть. Зимний шлемофон смягчил удар. Дальше посыпались пинки от других двухгодичников. Подошёл начштаба. С ненавистью взглянув на Славика прошипел: "Создал бог двухгодичников на нашу голову. Лучше цирковых медведей призывать в армию".

Через неделю, вернувшись из Прудбоя, начштаба расписал наряды и то ли случайно, то ли предвидя, отрядил лейтенантов Новожилина и Полянского в, ближайшую от военного городка, школу на вечер старшеклассников. Тема вечера - встреча с людьми героических трудовых профессий. Полянский  расстроился: "Я к вечеру выходного дня никакой. Испортил гад воскресенье." Виталик терпел на службе, но в выходные запивал. И в этот раз, он пришёл в школу слегка не в форме. Прошли в актовый зал, сели в последнем ряду. Славику было скучно и неинтересно слушать выступающих героев, строителей коммунизма. Он встал и пошёл на сцену. Попросил слова. Показал пальцем на спящего Полянского.

   - Вы посмотрите на лейтенанта. Он трое суток разминировал немецкий склад неразорвавшихся боеприпасов времён Великой Отечественной Войны.. Рисковал жизнью. Спас один из районов города от разрушения, спас сотни жизней. Вместо отдыха он пришёл на ваше мероприятие, понимая  важность этой встречи. Предыдущие выступающие не раскрыли заявленную тему, не привели примеров трудовых и боевых подвигов советских людей в наше время, на которые надо равняться, которым надо соответствовать. Я недавно приехал из командировки в Египет. Кто знает, что происходит в Египте, где служат наши советники?

Кто-то робко ответил: " Там какой-то военный конфликт".

   - Какой-то? Израиль грубо нарушая международные договорённости, ежедневно совершал военные преступления, обстреливая кварталы мирных жителей. Военное командование Египта решило отодвинуть израильские войска, лишить их этой возможности. Под ураганным огнём противника десант, в котором я участвовал, переправился через Суэцкий канал и занял плацдарм на израильском берегу. Во время переправы наш катер перевернулся от взрывной волны недалеко от берега. Я оказался в воде. У меня в руках был контейнер с секретным оружием, ПТУР "Малютка", весивший около двадцати килограмм. Я не имел права его бросить, потерять, оставить врагу.  Я шёл под водой и тащил за собой ПТУР. Одним из первых ворвался во вражеский окоп и ударами контейнера буквально размазал по стенам окопа трёх евреев. Знаменитый израильский спецназ атаковал нас под прикрытием лучшего американского танка "Центурион", стремясь выбить нас с захваченного плацдарма. Я быстро собрал ПТУР в боевое положение и с первого выстрела попал в "Центурион". Ракета разнесла его на куски. Египтяне возвели пантонный мост и переправили танковый батальон, в штате  которого я был инструктором. Я сел в свой танк.  Наступила ночь и началось сражение с подошедшими израильскими танками. У меня лучший результат в полку по ночной стрельбе. Я пополнил свой счёт подбив ещё три танка. На другом участке, где не было наших советников израильтяне нанесли поражение арабам и нам пришлось оставить плацдарм. Если бы не наши советники евреи дошли бы до Каира.

Славика несло. Старшеклассницы слушали его раскрыв рты. Ребята старших классов восхищённо оценивали выступление: " Во врёт!". Не известно, чем бы закончилась арабо-израильская война, если бы не директор выставивший наших героев из зала, объяснив им что не стоит превращать серьёзное мероприятие в клоунаду. В понедельник, до развода двухгодичники бурно обсуждали подвиги коллег. После развода, Славик отчитывался о выполнении  задания перед старшими офицерами. Начштаба сравнивал версию Славика с версией директора школы, просившего армейское начальство не посылать подобных героев на ответственные мероприятия. У комбата был один вопрос, почему так метко стреляя в Египте, он в Прудбое подверг смертельной опасности своих боевых товарищей. Славик ответил, что прицел ночного видения на учебном танке в Прудбое засвечен в отличии от хорошо подготовленной техники арабов, что мы дарим в африканские страны новую современную технику, а сами вооружены старьем, особенно второй батальон танкового полка. Комбат остался доволен ответом. Выступил замполит полка. Указав на прикреплённые к мундиру два ромба с изображением Маркса и Ленина, обратился к собранию.

   - Я вот два университета окончил, но  не пропускаю политзанятия, а этих лейтенантов, на политзанятиях, не видел ни раза. Обращаю на это внимание командира батальона и начальника штаба полка. И ещё, как можно доверить разминирование лейтенанту Полянскому? У него от пьянства руки трясутся. Надо что-то делать.

Возмутился начштаба.

   - Вот что-то и сделайте, а  я не врач-нарколог. Я днюю и ночую в расположении, а вы в доме офицеров, в своём университете Марксизма-Ленинизма.

Начштаба отметил, что при сдаче нормативов по физподготовке лейтенант Новожилин не выполнил норматив на перекладине и он сомневается, что лейтенант может поднять двадцать килограмм и размазать по стенам хоть одного еврея.

 В качестве награды за службу, начштаба объявил героям  очередной отпуск. Полянский был недоволен. 

   - Выставил, сука, в январе. Я ближе к лету хотел, на море в Ялту.

Новожилин нашёл выход.

   - Рванём на океан, в закрытый порт Владивосток.

   - Не разрешит. Четырнадцать суток на дорогу положено.

   - Попытка не пытка.

Начштаба покраснел от злости.

    - Ну вы и наглецы.! У вас родня во Владивостоке?

    - Нет. Просто посмотреть хотим. Когда ещё такая возможность представится.

    - Вы же самолётом полетите?

    - Да самолётом.

    - Тогда двое суток на дорогу.

    - Каждому. Согласны.

Получив на руки документы отпускники помчались жаловаться к замполиту дивизии. Попали в расклад. Начштаба получил выволочку из-за каких-то недоделанных лейтенантов. Замполит орал в телефон.

     - Пусть хоть по севморпути на ледоколе плывут, лишь бы уложились в срок. Не надо наё...... офицеров.

Виталик Полянский расстроился: "Ну нажили врага."

Вернулись из отпуска через полтора месяца. Коллеги встретили радостно, расспрашивали: "Стоит ли игра свеч?"

    - Долетели нормально. Устроились в гостинице Тихоакеанского флота. Моряки живут по московскому времени. Телевизор работает круглые сутки. В первый день ,посмотрели телевизор ,легли спать. Проснулись в 22-00 по -местному. Пошли смотреть достопримечательности - океан, бухту Золотой Рог. Ночь, темно, океан не видно.Золотой Рог нашли - ресторан. После ресторана легли спать, проснулись в 22-00 по -местному и тем же путём через Золотой Рог и так, ещё три дня, пока деньги не кончились. Отметились в камендатуре и улетели.

После такой рекламы, больше желающих провести отпуск во Владивостоке не нашлось. С этого времени Славик зачастил на гауптвахту. Оправдывался, что это начштаба мстит. Ему возражали.

     - Не надо было затевать драку в ресторане дома офицеров.

 Славик объяснял, что не виноват и драку затеял не он, а вот досталось ему.

     - Не надо водить солдат в кафе и угощать их пивом.

Славик объяснял, что не повезло, нарвались на малиновый патруль.

Дослужился до младшего лейтенанта. Начштаба провёл суд чести, когда большинство двухгодичников было в Прудбое. Кадровые офицеры единогласно проголосовали за снятие звезды.После суда , те же офицеры язвили: " Ну ты и карьерист. Года не прослужил, а уже новое звание". В отместку Славик стал  обращаться к старшим офицерам, по имени - отчеству, что не принято в армии. Офицеры обижались: "Не по уставу, издевается, фамильярничает". Вмешался командир полка. Вызвал начштаба и Славика на ковёр и призвал к примирению. Славик сильно переживал понижение в звании. Стеснялся погон с одной звездой. Дома, В городе, вне службы он продолжал носить погоны лейтенанта, в расположении части снимал одну звезду. Со временем перестал это делать. Старшие офицеры не делали замечаний по этому поводу. Неожиданно для всех, Славик подал рапорт на службу в кадровую армию. К удивлению двухгодичников, благодаря протекции замполита полка, его приняли. Два года прошли,  двухгодичники демобилизовались. Демобилизовался комбат. "Дембиль неизбежен, как победа коммунизма". Комполка перевёлся в Москву топтать паркет подальше от Прудбоя. Лейтенант Новожилин остался.

Через семь лет я случайно встретился с ним. Разговорились. Он был в погонах старшего лейтенанта.

     - За девять лет службы, недалеко ты продвинулся.

     - Задержали немного. В Казахстане на уборочной перевернулась машина. Погиб солдат- водитель. Виноват ротный. Вот, недавно послали на капитана. Звонил в округ. Говорят присвоили.Жду.

Прощаясь я пошутил: " Капитан, никогда ты не будешь майором".

О чём сожалею уже сорок лет.

Капитан Вячеслав Новожилин погиб в Афганистане в 1980-м году.

   

Алексей Михайлович Борзенко
2020-07-24 15:58:06


Русское интернет-издательство
https://ruizdat.ru

Выйти из режима для чтения

Рейтинг@Mail.ru