Воспитание и призвание

       Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (будущий архиепископ и святой Лука Крымский) родился за 30 лет до Октябрьской революции в Керчи в семье обедневшего дворянина, который ввиду обстоятельств стад провизором и владельцем небольшой аптеки. Биография нашего героя досконально изучена как религиозными деятелями, так и журналистами (один Марк Поповский чего стоит). Святитель и сам успел написать собственные мемуары. К чему упоминаю об этом, к тому, что большинство биографий известных людей значительно фальсифицированы, а абстрактные разговоры о человеке заводят в тупик.

 

       Валентин вспоминал, что набожность ему передалась от отца, который, кстати, был ревностным католиком. Мать и пятеро детей (три сына и две дочери) исповедовали православную веру, но, скорее, формально. Мама в церковь не ходила, поскольку презирала местных священников за жадность и склочность. Дети посещали храм по праздникам, но без рвения. В них преобладали атеистические настроения, в лучшем случае они признавали модное тогда толстовство, то есть сборы денег для бедных, мытье полов в богадельнях и тому подобное. Вообще стремление пострадать за народ в конце XIX века в России, как бы сегодня выразились, было основным трендом. На фоне повсеместного безбожия результаты оказались плачевными.

 

       Вскоре семья переехала в Киев – третью столицу Российской империи. Здесь Валентин с отличием окончил гимназию и одновременно художественную школу (он всегда учился на отлично). За полученный приз на художественной выставке юношу отправили на стажировку в Германию, откуда он через три недели сбежал «из-за тоски по родине и сомнений по поводу правильности избранного пути». Ему хотелось приносить реальную пользу простым людям и посвятить этому поприщу свою жизнь.

 

       В результате он сознательно и осмысленно пришел к медицине, к хирургии, стал полунищим земским доктором, обремененным семьей и научной работой. Он делал уникальные операции, не имея зачастую элементарных инструментов и удовлетворительных больничных помещений. Его имя в медицинских кругах было известно уже до революции. После Октября, после ранней смерти красавицы-жены, Валентин Феликсович неожиданно принял иночество в самый пик большевистской антирелигиозной истерии, последовательно и довольно быстро в силу чрезвычайных обстоятельств был посвящен в иеромонахи, епископы и позднее в архиепископы. Дети остались на попечении одной из его сотрудниц по клинике в Ташкенте. А самого Луку водили на расстрелы, которые удивительным образом отменяли, отправляли в тюрьмы, в ссылки за Полярный круг – в общем преследовали по полной программе, но будущего святителя не удалось ни сломить, ни прогнуть. Да и медицину он не забросил, делая за год до тысячи операций в любых, даже самых экстремальных условиях.

 

       В ходе Великой Отечественной войны отношение к Православной церкви резко поменялось. И профессору медицины Войно-Ясенецкому (епископу Луке) было предложено возглавить сначала все медицинские учреждения Красноярска, работавшие на фронт, а затем – Красноярскую епархию в качестве архиепископа. После войны за научные труды в области гнойной хирургии Валентин Феликсович получил Сталинскую премию. В соответствующих документах и изданных трудах непременно указывалось его духовное звание. Такое условие он поставил сам. До конца жизни святой Лука помогал ближним и не щадил себя…

 

       Сегодня индивиды, не желающие по природным свойствам воровать и обманывать, все же абсолютно не готовы служить другим людям, не понимают, зачем это нужно и какова от этого выгода. У них в большинстве случаев нет ни воспитания, ни призвания. При этом они не сомневаются в том, что их должны любить и им должны помогать.  

 

14.07.2019

 

 

Михаил Кедровский
2019-07-14 09:25:37


Русское интернет-издательство
https://ruizdat.ru

Выйти из режима для чтения

Рейтинг@Mail.ru