Неандертальцы и кроманьонцы.Межвидовые отношения.

Есть ученые, которые считают, что если бы какой-нибудь неандерталец оказался в нашем времени, и если бы его одели в современную одежду, и он прошел бы по улицам современного города, то мало кто обратил бы внимание на его внешность – настолько неандертальцы уже были похожи на нас.

Долгое время считалось, что кроманьонцы, то есть люди современного типа, произошли от неандертальцев. Относительно недавно ученым удалось доказать, что кроманьонцы не есть продукт эволюции неандертальцев. Это две разные ветви человечества. Какое-то время считалось, что у них был единый предок – Гейдельбергский человек. Теперь же установлено, что предок у людей, которые остались до некоторых пор в Африке и от которых впоследствии произошли кроманьонцы, родственен виду, который составляет сестринскую группу по отношению к неандертальцам, денисовцам и сапиенсам. А гейдельберсгский человек является прямым предком именно неандертальца. Говоря проще, кому-то когда-то наскучило жить в Африке, и они отправились в далекие странствования (700 тыс. лет назад, возможно, следуя за животными, на которых в основном охотились, а возможно, в уже достаточно развившемся человеческом уме появилась познавательная тяга к географическим открытиям). Предки кроманьонцев еще оставались в Африке. Надобно заметить, что на кроманьонцев они слишком мало были тогда похожи, а вот на гейдельбергского человека – очень и отнюдь еще не обладали гигантским ростом кроманьонцев.  Отправившиеся в странствия, в конце концов, надежно обосновались в некоторых районах Евразии, в том числе, в Европе (500 – 400 тыс. лет назад). Потомки оставшихся в Африке людей несколько обогнали потомков ушедших в развитии интеллекта, но зато те стали знаменитыми неандертальцами, которые поражают нас своей способностью приспосабливаться к суровым условиям жизни. Европа в доисторические времена не раз становилась одной из самых холодных частей света. Даже было время, когда люди гораздо охотнее селились в западной Сибири и Приуралье, где было гораздо теплее. В Европе близость Атлантического океана создавала постоянный конденсат, способствующий наращиванию ледников в северо-западной ее части, превращающих своим холодным дыханием более южные территории в тундровую и подобные ей зоны. Да и Гольфстрим не всегда протекал нынешним путем – порой уходил далеко в сторону от берегов и оставался там несколько тысячелетий.

Неандертальцы сумели пережить даже самое жестокое глобальное похолодание. Специалисты называют его Рисским оледенением. Тогда ледяной панцирь покрыл всю Европу, кроме лишь небольших клочков суши около морей. А северная Африка превратилась в тундру.

Что же касается интеллектуального развития, то нельзя не отметить тот факт, что в народе неандертальцы сильно недооцениваются. Их часто путают с более ранними архантропами. Благодаря компьютерной томографии артикуляционного аппарата неандертальцев, проведенной американскими учеными еще в 20 веке, стало известно, что они были способны произносить столько согласных и гласных звуков, сколько их в современном ободзинском языке, не менее богатом, чем любой другой современный язык. Если учесть также то, на сколько у них уже был развит быт, то нельзя не утверждать, что речь у неандертальцев была, но, конечно, еще не столь многообразная, как наша. У неандертальцев уже 200 тыс. лет назад была религия (у людей совр. типа она появилась лишь 10 - 15 тыс. лет назад). Не так давно было даже найдено архитектурное сооружение со сложной симметричной планировкой, относящееся к 200 тыс. лет до. н.э. и имеющее правильную, аккуратную каменную кладку. У них уже были начатки искусства (найден костяной нож с ритмичной насечкой).  Неандертальцы, о которых пишу я в своих повестях, называются неандертальцами специализированными. Это самые поздние неандертальцы, которые дожили до тридцатого тысячелетия до н.э., что стало известно относительно недавно -  долгое время считалось, что последние неандертальцы жили 60 тыс. лет назад. Неандертальцы специализированные были особенно развитыми.

Сто тысяч лет назад некоторым африканцам  (они еще не были кроманьонцами, ибо не обрели в полной мере признаков современного человека – внешне были очень похожи на неандертальцев) тоже наскучило жить в доме родителей, и они покинули Африку. Благодаря этому наши непосредственные предки заселили необъятные просторы Азии. Будучи южанами, они, конечно, не стремились в холодные края, например, в Европу. Нужно заметить, что расселение это происходило во времена последней, самой длительной ледниковой эпохи (специалисты называют ее Вюрмским оледенением). Она началась 110 тысяч лет назад и закончилась 9 тысяч лет назад (конечно, цифры приблизительные). В этот период случались неожиданные глобальные потепления, относительно непродолжительные – от двух до пяти тысяч лет. Во время последнего такого потепления (приблизительно 30 – 33 тысячи лет назад) кроманьонцы появились в центральной Европе. Здесь они, как ранее в восточной Европе, встретили неандертальцев. Несомненно, отдельные случайные встречи кроманьонцев с неандертальцами происходили еще раньше. Отношения между ними складывались непросто: на местах их стоянок находят, то неандертальский культурный слой, то кроманьонский, а в остатках еды – то кроманьонские кости, то неандертальские со следами насилия. Об этом, а также о многих других захватывающих событиях доисторической эпохи рассказывается в повестях «Каменный век. Борьба за женщин» и «Борьба за женщин-2». По сути, это остросюжетная литературно-художественная реконструкция жизни древних людей. Эти повести уже нашли тысячи читателей. Они вышли одной книгой в канадском издательстве «Альтаспера». Бесплатно доступны в интернете. Их можно прочитать на этом сайте. Можно и на других (для этого достаточно набрать в поисковике название произведения и имя автора).

     В этих повестях удалось найти ответ на весьма интригующие современных исследователей вопросы, такие, как, например, почему у неандертальцев правая рука была значительно длиннее левой, почему они обладали столь объемистой мускулатурой, в основном не свойственной людям, чей образ жизни связан с чрезмерно большими аэробными нагрузками; почему в пещерах они жгли не один костер, а несколько (нынешнее объяснение этого тем, что, дескать, каждая семья имела свой очаг, выглядит в применении к неандертальцам наивным), благодаря чему развилось чувство стыдливости  и почему в человеке так силен дух противоречия.

Петр
2019-06-21 22:29:53


Русское интернет-издательство
https://ruizdat.ru

Выйти из режима для чтения

Рейтинг@Mail.ru