Уроки и перемены. Часть 2 Фаворит Королевы Марго

                                                                       Новая школа

                 Когда Алеше исполнилось пять лет, они с мамой вернулись в город. Мама сказала, что надо серьезно готовиться к школе.

                 В общем, доработала мама до конца учебной четверти и уволилась. А потом учитель по сельхозмашинам Митрич на школьном грузовике  перевез Алешу с мамой и с багажом в город.

                В городе мама  устроилась тоже в школу, которая была раза в четыре больше и километров на пять дальше, чем в селе. Алеша как-то посчитал, что до новой маминой школы от дома нужно ехать целых двенадцать остановок на трамвае. Поэтому на работу мама уезжала рано утром, а приезжала назад поздно вечером.

                 Алеша  первые дни сидел дома, пока мама была на работе, потому что в садик его не определили. С садиками в городе большая морока. Во-первых, чтобы отправить ребенка в детсад, нужно выждать огромную очередь. А пока очередь дойдет, ребенку уже в школу идти надо. Во-вторых, осенью Алеше  и впрямь нужно в школу отправляться. Вот и получается, что хлопотать насчет садика нет смысла. Бабушка сказала:

Но через две недели бабушка взбунтовалась:

Дедушка вступился:

            Короче, пришлось маме брать Алешу с собой в школу на целый день. Так что и в городе оказался Алеша вольно болтающимся учительским ребенком.

             Школа очень понравилась Алеше. Это не то, что в селе: десять классов и коридор. Тут на четырех этажах столько разных кабинетов – запутаешься. В первые дни Алеша побаивался далеко уходить от маминого кабинета, чтоб не заблудиться. Но потом осмелел и стал пускаться в путешествия по всем этажам.

              Самое привлекательное место в школе – выставка разных изделий, выполненных школьниками на уроках труда. Поэтому и расположена выставка на 1-м этаже  недалеко от входа в школу. Направо от выставки – спортивный зал. После уроков там проводятся различные игры, соревнования и тренировки. Интереснее всего наблюдать, как тренируются гимнасты и батутисты. Заберется Алеша на самую верхотуру шведской стенки и смотрит, как на растянутой сетке прыгают спортсмены. Вот бы попрыгать разок!

                  Есть еще одно замечательное место в школе: музыкальный кабинет. Когда в первый раз Алеша заглянул туда, то просто обомлел от восторга. Ну, элементарно позабыл все на свете от удивления. Прямо перед глазами высвечивалось чудо. Это на школьной доске, разлинованной, как нотный стан, переливались разноцветные фонарики. Не доска, а новогодняя елка!

               Но мужчина фокуса не выкинул, а подвел Алешу к самой доске и включил музыку. Огоньки на нотном стане  принялись разноцветно перемигиваться.

               Вышел из кабинета и пошел к маме на четвертый этаж. Всю дорогу боялся, что встретится с этой самой Кантемировой, которая очень сильно не любит маленьких учительских детей. Но встречи, к счастью, не произошло. И в этот день, и в последующие. Алеша уже даже и бояться перестал, и по всей школе курсировал, как по собственной квартире. И тут в жизни у Алеши произошло некоторое событие, которое, как оказалось, круто повернуло его судьбу. Но об этом речь пойдет в следующем рассказе.   

                                                                               Кантемирова

              В школьных коридорах тихо. Потому что уроки идут. Алеша бродит по этой тишине и разглядывает стенные газеты. Их вчера только развесили, чтобы очередной праздник  в школе был понаряднее. И тут встречается Алеше четвероклассник Саша, новый приятель, у которого мама тоже работает здесь учительницей русского языка. У Саши вторая смена, но он в школе с утра пораньше, потому что тоже, как и Алеша, с мамой в школу ездит.

               Особенно подружился Алеша с лаборанткой химического кабинета. Ее зовут Инна. По совместительству Инна работает секретаршей у Кантемировой.

               По правде говоря, Инна и с лаборантской, и с секретарской работой не справляется. Потому что ей некогда. Она учится на вечернем отделении исторического факультета. И все время Инна готовится к занятиям. Работа в лаборантской и в секретарской движется как-то сама собой. Директриса рвет и мечет, но Инну не выгоняет, потому что Инна – чья-то дочка.

              Алеше очень нравится бывать в лаборантской у Инны. Потому что Инна позволяет делать, что хочешь. К примеру, надо готовить к практическим занятиям какие-нибудь опыты. Инна показывает Алеше, где что надо взять и куда сколько положить. Алеша все в точности выполняет. Происходят чудеса: вода закипает без горелки или без краски окрашивается в красный или синий цвет. Или искры появляются сами по себе.

               В секретарскую Инна не допускает Алешу ни в коем случае. «Нельзя, - говорит. – Если Марго тебя увидит, прибьет на месте обоих».

              «Марго» - это тоже директриса. Потому что зовут ее Маргарита Владимировна. Короче, ее то «Дивизией» называют, то «Марго», то просто Кантемировой – в зависимости от обстоятельств и настроения. Инна рассказала Алеше, что когда-то давно во Франции была такая королева Марго: своенравная дамочка. И к ней нелегко было на какой-нибудь козе подъехать. А характер у нее был похлеще, чем у любого мужчины. «Вот наша директриса такая же», - пояснила Инна.

             Как-то Инна сама попросила Алешу посидеть вместо себя в секретарской.

                Инна улетучилась. Алеша стал изучать кнопки на телефоне и селекторе. Тут заработал факс. Сообщение было из какого-то московского областного пединститута о том, что методические пособия уже высланы. Алеша включил кнопочку на селекторе и по слогам стал читать текст сообщения.

                 В кабинете он без остановки пролетел к директорскому столу и протянул факс пожилой грузной женщине, восседавшей на огромном кресле, похожем на трон. На широком столе перед женщиной громоздится всяческая аппаратура, включая телефон и селектор.

                 Приняв сообщение, директриса удивленно уставилась на мальчика.

                Его простодушная болтовня растопила суровое сердце этой немолодой женщины. Она почувствовала вдруг необыкновенную симпатию к этому маленькому болтуну. Ей захотелось слушать его бесконечно. «До чего забавный малыш!» - подумала она, умиленно разглядывая щупленькую фигурку.

Кантемирова рассмеялась.

               Она действительно совсем не склонна была сейчас сердиться и гневаться. Она даже почувствовала себя довольной, оттого что познакомилась с таким очаровательным малышом. «У меня мог быть такой внук», - подумала вдруг она, ощутив прилив нежности к ребенку.

«Ну вот, теперь выгонит!» - екнуло у него в груди. Опустил голову и готов был уже разреветься.

Алеша обиделся:

                                                         Фаворит Королевы Марго

                 В школе случился переворот. Революция какая-то произошла, да и только.

                 Короче, Кантемирова покинула пределы своего кабинета. Два раза в течение дня (по разу на каждую смену) она самолично обходит всю школу, заглядывая в кабинеты, залы, лаборантские и туалеты, чтобы удостовериться в том, что в школе все в порядке. Обнаружив что-нибудь неладное, возвращается в свой кабинет и вызывает виновника беспорядка. И тут уж достается бедолаге по первое число.

               Чаще всего она интересуется состоянием дел в начальных классах. Кантемирова и завучей своих обязала взять начальные классы под особый контроль. «Малыши наиболее уязвимые и бесправные, поэтому они должны быть под особой защитой, - заявила она своим заместителям. – В начальной школе закладывается фундамент. Чем крепче фундамент, тем прочнее знания».

               А началось все со столовой. Сидел как-то Алеша в секретарской. Как обычно, у селектора  восседал и соединял директора со школьными объектами. А дело к обеду шло. Ну, Кантемирова Алешу в кабинет зовет и спрашивает:

              Она с трудом выбралась из кресла и направилась к двери, подхватив за руку Алешу.

              Заканчивался последний урок первой смены. В столовой накрывали обеды для групп продленного дня. Кантемирову собственной персоной, разумеется, никто не ожидал. Она же в сопровождении Алеши обошла столики продленщиков, придирчиво осмотрела тарелки с содержимым, потом обратилась к женщине, которая накрывала столы, чтобы та выделила ей одну порцию для пробы.

              Она выбрала из подноса ложку и, усевшись за стол, принялась отведывать. Первое, по-видимому, не пришлось ей по душе. Проглотив ложку-две, она отставила тарелку в сторону и взялась за второе. Но и второе пошло с тем же успехом.

 Раздатчица проглотила язык.

Раздатчица, наконец, обрела дар речи и заявила, что заведующая столовой недавно вышла куда-то.

                И она ушла. Алеша впервые за все пребывание в школе наелся до отвала и с удовольствием. Причем, совершенно задарма. Его даже вишневым вареньем угостили, которое подали к чаю. И чай оказался самым настоящим, пахучим, и с лимоном. В прекрасном расположении духа Алеша возвратился в секретарскую, где его встретила встревоженная Инна.

Из директорского кабинета донеслось:

                   Так началась революция. По школе поползли толки: «Медведь какой в тайге сдох, что ли, если Марго из своей берлоги вылезла?» «Медведь здесь ни при чем. Просто Марго теперь не Марго, а Бабуся. Внук у нее, похоже, объявился. Она в нем души не чает. И он тут в школе, ровно хозяин, повсюду гуляет». «Ну да, и чтоб его никто не обидел, она и наводит по всей школе порядки». «Так он, что, действительно ей внук?» «В том-то и дело, что нет. Учительницы новой сынок. Чем уж он старухе приглянулся, никто не знает. А только она к нему прилепилась и позволяет ему все». «А у столовских, говорят, черные дни наступили: Кантемирова каждый день сама пробы снимает». «Это правильно! Давно бы так! А то зажрались окончательно: совсем уж помоями кормить стали. Теперь хоть поесть по-человечески можно».

               Коснулись школьные толки и Алешиной мамы. Дескать, вот счастье-то привалило: и работает спокойно, и ребенок рядом под присмотром. Некоторые, правда, справедливо замечали, что покоя от свалившейся директорской опеки мало. Какой там покой, когда Марго постоянно призывает Алешину маму к себе в кабинет и долбает за то, что та скверно следит за ребенком. Все это было правдой, хотя и перемалывалось устами огромного учительского коллектива как-то недоброжелательно. Разумеется, все подобные разговоры не могли не касаться ушей Кантемировой и Алешиной мамы. Это не доставляло удовольствия. Но что поделаешь: женский коллектив.

                   Зато самому Алеше жилось  прекрасно.  Ходи, куда хочешь, делай, что хочешь. Даже поспать можно в директорском кабинете на диване, и никого это не шокирует. Только спать некогда. Во-первых, в секретарской дел невпроворот. Инна почти целиком перебралась в лаборантскую. А у селектора Алеша один дежурит. Директриса теперь Инну и не вызывает.

               Алеша включает кнопочку кабинета музыки и сообщает учителю, что его приглашает к себе директор школы. Если учитель задерживается по каким-либо причинам, то Алеша пулей мчится в кабинет и напоминает Георгию Владимировичу, что его уже заждались в директорской.

                    Еще у Алеши есть дела в столярной мастерской. Там всегда крутятся мальчики, которые что-нибудь мастерят. Алеша вертится между ними, ищет себе работу. Когда он уже почти всем надоест, учитель Степан Иванович дает фанерку или деревянный брусочек и просит, чтоб Алеша зашкурил все это хорошенько. Чаще всего Алеше поручают подметать в мастерской и собирать совочком стружки.

                А вот в слесарную мастерскую Алеша никогда не ходит. Там учитель очень сердитый. Он всегда кричит на мальчиков и ставит им двойки. Как-то директор школы пригласила к себе в кабинет  этого учителя. Алеша как раз находился в секретарской и помогал Инне подшивать в папки исходящую и входящую документацию.

                Едва учитель вошел в кабинет, как оттуда раздался мощный гром директорской немилости. Потому что на учителя поступила очередная жалоба от родителей  за то, что он жестоко обращается с детьми. А Кантемирова уже беседовала с этим учителем по этому поводу. Но с него как с гуся вода. Теперь ее терпение лопнуло, и она разбушевалась не на шутку.

              Внезапно она обрывается на полуслове, уставивши взор на распахнутую дверь. Прижавши кулачки к груди, в дверях стоит Алеша и испуганно таращит на Кантемирову глаза. Секунду-две наблюдается немая сцена.

                Алешины глаза моментально наполняются слезами, и он пускается в оглушительный рев. Кантемирова тяжело выбирается из кресла и двигается к ребенку. Натыкается на очумелого учителя.

Она берет Алешу за руку, наклоняется к его ревущей мордочке:

Но это лишь подливает масла в огонь.

Этот довод успокаивает. Алеша утирает рукавом слезы и молчит.

Директриса отошла к дивану и села. Алеша остался стоять у двери. Всхлипывает и рукавами глаза трет.

Алеша кивает головой в знак согласия.

Алеша кивнул.

                На этот вопрос Кантемирова ничего не может ответить. Она поднимается с дивана и проходит к столу. Не садясь в кресло, включает селектор:

В дверях появляется трудовик.

Учитель ушел.

              - И ты ступай! – сказала Кантемирова, устало опускаясь в кресло. – Ты прав: я не должна быть грубой, пресекая грубость, и несправедливой, требуя справедливости от других.

               Громогласные директорские «разносы» с того дня прекратились. Исчезли навсегда как пережиток прошлого. Поначалу никто этого не заметил, потом люди не поверили в чудо. Все томительно ожидали «случая». Но «случай» не представлялся. То есть, «случаи» появлялись – «разносов» не было. И тогда люди решили, что и впрямь где-то на кантемировском пути какой-то дохлый медведь попался.

                 И только самые понятливые додумались (не без участия Инны, конечно), что у истоков чуда оказался маленький мальчик по имени Алеша, который новой учительницы сын и, по слухам, - новоявленный директорский внук.

                  А сердитого учителя по труду директор все-таки уволила: он какого-то пятиклассника оскорбил, а его товарищи по классу пожаловались классному руководителю.

Первый раз в первый класс

                    Когда Алеша узнал, что 1 сентября пойдет в 1-й класс, он решительно заявил маме, что учиться в школе не хочет.

                С таким настроением Алеша и пришел 1-го сентября в школу. Впрочем, в первый день учеба оказалась не такой уж и страшной, какой она представлялась Алеше. На школьной линейке всем первоклассникам подарили цветы и книжки. А еще до линейки Маргарита Владимировна подарила Алеше большущий набор для первоклассника, в котором оказались ручки, тетрадки, карандаши, альбом для рисования, еще пенал и краски – ну, в общем, все, что нужно для уроков.

               У Алеши уже один набор имелся. Который мама купила. Но и этому Алеша обрадовался. Ведь так замечательно, когда все сразу поздравляют и вручают подарки.

              Правда, три раза в этот день Алеша обиделся. Первый раз он обиделся на Костю Андреева, ученика из маминого 10-го «А». Алеша думал, что Костя возьмет на руки его, чтоб пронести со звонком перед всей линейкой. А Костя почему-то подхватил какую-то девчонку с большим бантом, которая стояла рядом с Алешей в строю, усадил ее на плечо, и вот с этого плеча она трезвонила огромным медным звонком, пока Костя обегал весь строй.

               Второй раз Алеша обиделся, когда учительница Елена Андреевна привела   детей в класс и принялась рассаживать всех по партам. И Алешу она посадила за первую парту рядом с этой самой девчонкой с бантом, которую Костя таскал на  плече. Пока Елена Андреевна усаживала остальных детей, Алеша изловчился и дернул девчонкин хвостик под бантом. Она дернулась и запищала. Тут подскочила ее мама, которая стояла вместе с другими родителями возле дверей, и набросилась на Алешу с уверениями, что он совершенно негодный мальчишка. А Елена Андреевна погрозила ему пальцем.

                И тогда Алеша обиделся в третий раз. И заревел от обиды. Как не зареветь, когда с таким трудом согласился пойти поучиться в школе, а тут в первый же день обзывают и грозят пальцем. Алеша взял свой ранец и цветы, которые лежали на парте, и направился к выходу. «Ну, ее, эту школу! Обойдется и без меня! – решил обиженный Алеша. В дверях его догнала учительница.

Елена Андреевна взяла ранец из Алешиных рук  и  легонько подтолкнула мальчика  к парте:

Алеша согласился. Один-то день потерпеть можно.

                На переменке первоклассников построили парами и повели в столовую. И там был праздничный завтрак. А после завтрака учительница с помощью родителей опять построила детей парами и повела в туалет. Девчонок в одну сторону, мальчиков – в другую. Алеша в туалет не хотел. Он отошел в сторону, к окну. И увидел возле окна свою соседку по парте. Она одиноко озиралась по сторонам и нервно теребила край фартучка. Алеша подошел и взял ее за руку:

                Малыши взялись за руки и побежали по коридору к мастерским, прямо к выставке детского творчества. Алеша подробно все рассказал о выставке, обо всех моделях и изделиях, о том, где все это мастерят, и кто руководит мастерской.

                Выставка Оксане понравилась. Она даже забыла про все свои страхи, которыми была наполнена с самого утра.

                Дети вышли из здания школы и побежали на хоздвор к гаражам. Из гаража выскочила школьная собака дворовой породы и устремилась навстречу.

                Действительно, Дамка самым дружественным манером облизала Алешины ладошки, потом поднялась на задние лапы, положив передние мальчику на грудь, и облизала Алешино лицо.

Из глубины гаража вышел шофер Федор Кузьмич.

                  В школе в это время наблюдается паника на первом этаже: пропали два первоклассника! Когда 1-й «А» возле туалетов вытроили парами, обнаружилось, что одной пары не хватает. Дежурные старшеклассницы побежали к классу, возле которого родители ожидали своих детей. Надеялись найти пропавших детей среди родителей, или в классе. А родители, узнавши, в чем дело, взбаламутились, шуметь стали. Дескать, что за порядки в школе, если в первый же день дети в ней пропадают. Мамаша Оксаны шумит больше всех. А мамы Алеши вовсе нет среди родителей. У нее урок начинается в десятом классе. И потому всю вину относительно исчезновения возложили на Алешу. Точнее, мамаша Оксаны накинулась на Елену Андреевну с версией, что не иначе, как «этот негодный хулиган» утащил «бедную девочку», чтоб «расправиться» с нею.

              «Все! Теперь конец! – с ужасом подумала Елена Андреевна. – Когда пропадают директорские любимчики, то это хуже стихийного бедствия».

И тут в секретарскую влетает старшеклассница с красной повязкой на рукаве.

                   А на первом этаже шум и гам. Возле кабинета 1-го «А» класса толпа из взрослых и детей. И в кабинете толпа. А в кругу толпы ревут виновники происшествия.

                 Кантемирова со всеми сопровождающими подходит к кабинету, рассекая, словно ледокол, толпу, и приближается к плачущим детям. Из-за директорской спины выворачивается мамаша Оксаны и хватает за руку свою дочь:

Она наклоняется к девочке, прямо к ее заплаканному личику:

Алеша кивает головой.

Кантемирова обернулась к зрителям:

                  Елена Андреевна тут же принялась разводить малышей по местам, а родители так и остались толпиться у дверей.

И тогда все вышли. И дверь закрыли за собой. А Маргарита Владимировна прошла к учительскому столу и обратилась к ученикам:

После этих слов директор пошла к выходу. У двери остановилась и посмотрела на Алешу.

Он тут же вскочил с места, подбежал к Маргарите Владимировне и взял ее за руку.

За дверьми толпились взволнованные родители.

Они с Алешей прошли до конца коридора.

                                                                        Где прячутся пирожки?

                    Если паркет очень хорошо до блеска натереть мастикой, то по нему удобно кататься, как по льду. Нужно только сильно разбежаться, а во время скольжения обязательно упасть на попу, или на коленки. Тогда скользишь дольше.

                   Так что почти все мальчики и некоторые девочки младших классов катаются по паркету после того, как его натрут. Коридоры и рекреация первого этажа (там классы начальной школы) во время перемен превращаются в каток. Пройти взрослому человеку по этому катку без риска для жизни просто невозможно. Обязательно будет сбит каким-нибудь мальчиком. Особенно, если этот мальчик такой шустрый, как Алеша, который летит обычно, не разбирая пути-дороги.

                   Вот Алеша выходит из класса и тут же пускается в разбег: локти да пятки снуют, словно шарнирчики. Пробежав полкоридора, Алеша валится на коленки или прямо сразу на попу и блаженствует от удовольствия, погружаясь в процесс радостного скольжения. В конце коридора поднимается и пускается в обратный путь.

                  И в самом конце обратного пути его поднимает директор школы Кантемирова Маргарита Владимировна. Ставит его на  ноги и осматривает со всех сторон: все ли у него на месте?

             Алеша вытаскивает заповидленной рукой то, что осталось от пирожка, и недоуменно крутит им перед своими глазами.

Алеша весело смеется:

            - Понятно! – задумывается Кантемирова. Потом отпускает Алешу и велит привести себя в порядок. Сама же направляется в сторону столовой.

              У дверей в столовую – толкотня и давка. Двое старшеклассников перегородили собой выход и тормозят движение из столовой. Кое-кого из напирающих в толпе вталкивают обратно, а прорвавшихся с пирожками в руках тут же хватают и водворяют обратно.

               Толпа у выхода мгновенно отхлынула вовнутрь и растворилась в недрах столовой. Впрочем, чистые душой и совестью школьники спокойно продолжили свой путь из столовой. Тем более, что дежурные, с которыми директор вступила в беседу, потеряли бдительность.

На это учительница ничего не ответила.

Дежурная направилась к выходу.

                                                                        Философствования

        Всю осень Алеша провалялся в больнице. Сначала у него объявился гепатит, а потом осложнения после него. Потом был карантин.

          А когда  закончился этот самый  карантин, мама сказала:

Наутро по дороге в школу мама посоветовала Алеше:

                  Алеша сдал в раздевалке пальто и потопал в директорский кабинет. На пути предстала  какая-то незнакомая девушка: не Инна вовсе:

                Маргарита Владимировна выдвинула из стола ящик и вытащила коробку. Протянула Алеше:

                Алеша взял подарок и прошел к дивану. Устроившись на нем удобнее, стал рассматривать содержимое коробки. В ней оказался авиамодельный конструктор в разобранном виде.

                Маргарита Владимировна молча кивнула головой.

                  Алеша удивленно вскинул брови: шутит, мол, Маргарита Владимировна, как обычно. Но она вполне серьезно смотрела на мальчика:

               Алеша попрощался с Маргаритой Владимировной и помчался к своему классу. Вечером по дороге домой Алеша спросил у мамы:

Мама резко остановилась и посмотрела на Алешу  изумленно:

                  Дома на кухне после ужина между Алешей и бабушкой разразился скандал. Алеша собирался уже в постель отправляться, ну, и перед сном почитать что-нибудь интересное. Тут бабушка велела ему ботинки вымыть и почистить.

Тут уж бабушка всерьез рассердилась:

На шум из комнаты мама вышла и говорит Алеше:

Он взял свои ботинки и поплелся в ванную приводить их в порядок.

                                                                                     Стакановна

                После зимних каникул Алеша, наконец, явился в школу на занятия. И узнал, что учительница у них в классе теперь не Елена Андреевна, а совсем другая женщина. Мама сказала, что Елена Андреевна лежит в больнице после операции и в школу на работу выйдет не скоро. Может быть даже, в следующем учебном году.

                А новую учительницу зовут очень смешно: Лиана Стояновна. Но  в школе все ученики называют ее просто Стакановной.

               Алеша не поленился и пошел наводить справки насчет прозвища у пятиклассников, которых Стакановна в прошлом году выпустила.

                Действительно, у этой Стакановны довольно скверный характер. Детей она не любит и даже не скрывает этой своей нелюбви. Она утверждает, что в школе учащихся нужно не любить, а учить, потому что дети способны только портить жизнь и действовать на нервы. Всех абсолютно мальчиков она кличет «ослами», а девочек называет «буренами». На уроках она любит покричать на первоклашек. Заставит, к примеру, ученика читать по «Родной речи» текст, а у ребенка от страха перед учительницей язык заплетается. Она орет: «Ты что спотыкаешься, осел безмозглый!? Совсем буквы разучился различать?» Тут уж ребенок и вовсе немеет. И слезы у него  наворачиваются. «Что ты ревешь, дубина? Читай скорее, говорю тебе, а не то вышвырну вон из класса, как щенка паршивого!», - орет она, совершенно не обращая внимания на слезы.

               Бывало, что и вышвырнет. У нее это в порядке вещей. Зато у Стакановны  есть два достоинства, которые позволяют ей не только благополучно держаться в школе, но даже в передовиках числиться. У Стакановны всегда довольно высокие показатели по успеваемости и железная дисциплина в классе. Ее ученики даже на переменках  не шалят, настолько боятся учительского гнева. А что касается успеваемости, то высокие показатели достигаются благодаря неимоверным усилиям родителей учащихся, которые дни и ночи занимаются уроками со своими детьми, только чтобы избавить их от гнева Стакановны. Жаловаться не смеют. Стакановна наперед всем заявляет, что ничего хорошего от жалоб не получится, потому что у нее  «наверху рука». Ну, и терпят все: и дети, и взрослые. Этак лет двадцать терпят, если не больше.

                 Вот какая учительница взялась учить Алешин класс на время болезни Елены Андреевны.

                 Алешу Стакановна  возненавидела в первые же минуты знакомства. Ей не понравился его статус директорского любимца. А тут еще мама Алешина попросила ее отнестись к нему помягче, поскольку у него заболевание сердца, да и гепатит перенес недавно. Волноваться и расстраиваться Алеше никак нельзя. При выписке из больницы врач прямо так и сказал, что лучше было бы посадить мальчика в теплицу под колпак от всяких внешних раздражителей. Но ведь учиться-то надо. И  тогда  Алешина мама и  директор школы Маргарита Владимировна по совету врача решили, что  Алеша будет посещать школу просто чтоб не сидеть дома. Выздоровеет окончательно, тогда и будет осваивать программу. Вот об этом  решении Алешина мама и  доложила Стакановне. И  убедительно попросила не загружать ребенка никакими серьезными заданиями:

                 Разумеется, открыто демонстрировать свое отношение к ребенку Стакановна не решилась. Даже и при том, что у нее «рука наверху». Но втихую она немало попортила крови мальчику. То в угол его поставит на пол-урока за какую-нибудь невинную шалость. Да еще и перед всем классом выругает: дескать, посмотрите, дети, какой Алеша  безобразник, мешает учиться всему классу. То начнет перед всем классом стыдить за то, что не выполнил домашнего задания. Алеша, мол, совсем обнаглел: все дети дома уроки делают, а Алеша не считает нужным заниматься, поэтому и пишет коряво, и читает плохо. Дети смеются. Они же не думают о том, что сами уже полгода обучаются грамоте, а Алеша только-только начал, потому что эти полгода по больницам провалялся. А то еще придумала Стакановна оставлять Алешу после уроков для дополнительных занятий. Оставит  в классе, когда все дети разойдутся: кто домой, а кто в продленку, и велит ему  писать строчки в прописях. Целую страницу. Алеша склонится над тетрадкой, каракули выводит, а сам думает о том, что в столовой, небось, продленка уже пообедала, а он опять без обеда останется. И от обиды Алеша принимается плакать. А слезы на тетрадь капают. Стакановна видит, что тетрадь взмокла, вырывает испорченный лист и заставляет писать все сначала.

                Покорпел так Алеша дня три-четыре, а  тут мама кинулась искать сына по какому-то делу. Пошла в столовую, где в это время вся группа первоклассников обедала, а сына там нет. «Алеша, - говорят, - почему-то не пришел обедать. Он последние дни  что-то стал опаздывать в группу. Приходит, когда все дети уроки уже делают». Побежала мама в секретарскую. Там тоже Алеши нет. Поискала  по школе, хотела на улицу пойти поискать, но гардеробщица заявила, что Алешино пальто на месте: никуда не выходил. На всякий случай заглянула в Алешин класс: сидит ребенок за партой  и пыхтит над тетрадкой. А за учительским столом Стакановна восседает и караулит. Мама в класс забежала, и к Алеше:

Алеша как заревет во весь голос!

Алеша еще пуще заливается. Уткнулся в маму, и успокоиться не может.

Когда Алеша вышел из кабинета, мама сказала Стакановне:

После этого случая каждый день по дороге домой из школы мама спрашивала у Алеши:

                   Алеша более-менее подтянулся в учебе. Читал  он и до школы неплохо, считал вообще замечательно, а примеры и задачки так приспособился виртуозно решать, что, порой, ответ мог выдать сразу же после постановки вопроса. Зачастую выполнял несколько вариантов решения. Правда, Стакановне Алеша свои способности не демонстрировал. Он решил вообще поменьше вступать с ней в разговоры. Тем более что с письмом у Алеши явно не ладилось. Большей частью, потому что после болезни рука еще плохо слушалась, когда надо было писать. Сосредоточится Алеша, ручку в руке зажмет и пытается линию аккуратно повести, а вместо ровного письма какая-то каракуля  выходит. Обидно и досадно Алеше: до школы печатными буквами куда лучше писал.

                 Если кто-то подумает, что Стакановна так просто отстала от Алеши со своими издевками, то глубоко ошибается. Такие крепкие учительницы в своих убеждениях на полдороге не останавливаются. Они если считают, что данный ученик  - последний негодяй на этом свете, то обратного им никто и никогда не докажет. И будут они гнуть свою линию в отношениях с  учеником и подминать его под свои принципы.

                 Многоопытная учительница Лиана Стояновна, по прозвищу «Стакановна» принялась очень хитро и осторожно воевать с первоклассником Алешей. К примеру, даст она задачу,  и никто ее решить не может. А вот Алеша  эту задачу в один момент, как семечко, расщелкает. У него со всеми задачами всегда полный порядок. Поднимет он руку и выдаст решение и ответ. Учительница выслушает его, потом велит садиться. И говорит: «Алеше мы оценку не будем ставить. Он же у нас особенный: аленький цветочек. Его тревожить нельзя». Все в классе услужливо хихикают, Алеше обидно. А придраться не к чему: разве учительница оскорбила ребенка? Ну, что такое сказала? Что «аленький цветочек», и что тревожить нельзя.

                    Или, скажем, вызовет к доске. Никогда сразу не дает задание: сначала покуражится в свое удовольствие.

                  Алеша молчит и смотрит в окно. Ворона сидит на дереве и головой вертит: то в одну сторону, то в другую. Алеша представляет себе, что это не просто ворона, а Стакановна, которую добрый волшебник превратил  в злую ворону и отправил на дерево. И теперь она злится оттого, что не может попасть в класс, потому что окно закрыто наглухо.

                   Однажды Алеша опоздал на урок. После столовой забежал в туалет и опоздал. С ним еще двое мальчиков опоздали. Открывают они в класс дверь, а Стакановна уже  тетрадки раздает. Оробели мальчики, потому что Стакановна опозданий не выносит. Сейчас расправляться будет с нарушителями порядка!  Стакановна  грозно уставилась на опоздавших. Вознамерилась было высказать им все, что она думает о них, но, вдруг, передумала. Посадила двух мальчиков на место, а Алешу у двери оставила.

                 Молчит Алеша. Неловко говорить ему при девчонках, что в туалете задержался. Да и обидно, что его бессовестным бездельником обозвали. Вовсе он и не бездельник, а просто времени очень мало было. А Стакановна наседает:

                   Такой вольности со стороны ученика Стакановна отродясь не видывала. И взбесилась окончательно. Шагнула к вольнодумцу, чтобы примерно проучить его. А он в дверь шмыгнул – и был таков.

                  Пробежал Алеша к  лестничной площадке, спрятался за дверью и громко заплакал. Нервы у него не выдержали такого напряжения. Не привык еще Алеша с учительницами сражаться, да и силенок к таким баталиям у него еще маловато. Потому и расстроился окончательно. Ревет, и  успокоиться никак не может. Тут и застала его новая директорская секретарша Марина. Она как раз проходила  мимо этой площадки из кабинета завхоза школы. Увидела  Алешу, который был уже на грани истерики, взяла его за руку и привела к директору  в кабинет.

                  Кантемирова сильно обеспокоилась: вид у Алеши был прямо-таки истерзанный. С помощью Марины она уложила мальчика на диван и напоила водой из графина. Потом она велела Марине сходить за доктором.

                  Алеша был сильно плох. Неожиданно его стало мутить и рвать. Маргарита Владимировна предложила даже вызвать «Скорую». Но доктор дала Алеше капли и сказала, что теперь станет легче. Действительно, полегчало. Но  успокаиваться было рано. Доктор  сделала укол, потом все время щупала пульс и терла руками Алешины ножки.

                 Вызвали в кабинет Алешину маму. Алеша взял ее за руку и затих. А мама заплакала. «Скорую» все-таки вызвали, поскольку мама настаивала. Доктор, приехавший на машине «Скорой помощи», сказал, что у мальчика, скорее всего, случился какой-то нервный срыв, что первую помощь оказали квалифицированно,  и страшного сейчас ничего нет, но показать специалисту-нервопатологу ребенка следует, тем более, что проблемы с сердцем.

                  За всей этой канителью прошло часа полтора. Марина сходила в столовую и принесла всем горячего чаю с лимоном и сахаром. А потом директор школы Маргарита Владимировна стала спрашивать у Алеши, что его так сильно расстроило? Алеша  вознамерился было опять заплакать, но его удержали, заявивши, что настоящим мужчинам не пристало так сильно расклеиваться, а потому следует держать себя очень спокойно. А если он не хочет что-нибудь рассказывать, то и не надо.  Алеша согласился с таким убеждением и не стал плакать.

                  Потом отпустили маму на уроки, докторшу – в ее кабинет, а Марину  - в секретарскую. Все ж побросали свои дела ради Алеши. Остались в кабинете только Маргарита Владимировна и Алеша.

Марина выполнила все в точности, как велела Кантемирова.

                 Когда, оправившись после перенесенного потрясения, Алеша через три дня пришел  в школу, он с удивлением увидел в классе вместо Стакановны свою задушевную подружку Инну. Она приветливо встречала  в дверях малышей: мальчикам помогала снимать ранцы с плеч, а девочкам поправляла бантики в косичках. Алеша несказанно удивился. Инна дружески  подмигнула Алеше, потом наклонилась к нему и прошептала в ухо:

                  Алеша просто сгорал от нетерпения, пока Инна в этот день проводила у них в классе все уроки. Когда по окончании последнего урока Инна проводила всех детей одеваться, Алеша прямо возле раздевалки уцепился за руку Инны и потащил ее в класс.

Алеша  счастливо прильнул  к Инне:

Инна  опять засмеялась:

 

 

Юлия Шулепова-Кавальони
2019-03-01 12:45:20


Русское интернет-издательство
https://ruizdat.ru

Выйти из режима для чтения

Рейтинг@Mail.ru