Жил да был чёрный кот за углом

Примета – это устойчивая связь двух явлений объективной действительности, одно из которых принимается как знак, второе как толкование, обычно в виде прогноза на будущее.
Такое громоздкое и малопонятное определение выдаёт википедия. Там так же сказано, что приметы возникли в древности, их выдумали наши далёкие пращуры, пытаясь с их помощью предотвратить грядущие негативные явления. Как-то так. Однако мало упоминается про то, что у большинства суеверий ноги растут из темноты средних веков, когда образ жизни безграмотного сообщества, его взгляд на мироустройство навязывался жестокой инквизицией. Например, определённое сочетание музыкальных нот должно вызывать дьявола. А чёрные кошки - злобные исчадия ада, рядом с которыми непременно находятся невидимые, сеющие несчастья колдуньи. Но времена охоты на ведьм давно канули в лету. Однако и поныне народ продолжает стучать по дереву. Прибивает на дверях подковы. Народившемуся месяцу мелочь протягивает. Даже песни приметам посвящает. Жил, да был чёрный кот за углом, и кота ненавидел весь дом. Этот заезженный шутовской шлягер звучит на просторах эфира поди шестое десятилетие. Исполняется на разных языках, в разных поколениях и вошёл в историю как выдающийся шедевр советской поп-музыки.
Быть может, я чего-то не понимаю, но лично я в этой песне весёлого позитива в упор не вижу. В ней сквозит что-то неотвратимо трагичное для четырёхлапого героя, виноватого лишь в том, что на свет он народился чёрным. Вообще-то, это всего лишь песня, и на вкус и цвет все фломастеры разные. Но я её просто ненавижу. Всякий раз, услыхав где-нибудь до боли знакомый мотив, я вспоминаю про чёрного кота, который врезался в мою память на всю жизнь.
Когда-то давно во дворе нашего кубика из хрущовок жил да был чёрный кот по кличке Чёрт. Так окрестили его верящие в приметы тёмные недалёкие люди. Чёрт появился в нашем дворе в один из тёплых майских дней, и облюбовал мусорные баки, огороженные невысоким деревянным забором. Он поедал помои, выбрасываемые жителями двора, и в этих контейнерах, собственно, обитал. Окрас он имел, согласно песенным словам, как сама чернота. Передняя лапка была когда-то сломана, и срослась уродливо-неестественным образом. Ввиду абсолютной черноты, на голове кота даже издали яркими кляксами выделялись грязно-серые коросты. Одного уха не хватало. Ну не было в те времена волонтёров, подбирающих бездомных скитальцев мяу и гав, и определяющих их в питомники. Мамаши запрещали детям кота гладить, а взрослые швыряли камни и обливали водой, когда намывали свои жигули да запорожцы. Если кот норовил заскочить в чью-то квартиру, его тут же выметали веником. Казалось, весь мир ополчился на этого, в общем-то, доброго и глубоко несчастного бродягу. Кот чувствовал негатив по отношению к себе со стороны взрослых, и старался вести незаметный образ жизни. Однако по всему было видно, что чёрный скиталец, как и вся кошачья братия, жаждет любви. Когда его не трогали, Чёртик не спешил ретироваться, стараясь подобраться поближе и потереться о ноги, тем самым символизируя готовность принять ответную ласку. В его золотисто-жёлтых глазах читалась просьба не причинять ему боль. Взрослым было не до каких-то кошачьих чувств. Но дети. Они ещё как его понимали. Завидев ребятишек, Чёрт, поджав, покалеченную лапку, бежал навстречу, весело мяукал, и тёрся о протянутые ладошки, давая понять, что готов поделиться своей любовью. А когда его брали на руки, Чёртик мурлыкал, щекотался усами и облизывал шершавым языком руки, одежду, в общем, всё, что попадало в поле досягаемости его мордочки. Вот так всё лето кот жил, да был на своей мусорке.
А ещё жила-была в нашем доме злобная толстая пенсионерка Арсентьевна, по прозвищу Корова. Так окрестили её за то, что перед выходом на пенсию она работала на какой-то ферме уборщицей, а так же за то, что любила на халяву пожрать. В молодости Корова служила в НКВД штатным осведомителем, стуча без устали на всех окружающих. Достучалась, однако. За ложный донос ей влепили десятку, и на лесоповал в мерзлоту этапировали. Но – выжила. В приметы верила свято, а чёрных кошек ненавидела и переходила на другую сторону улицы, если на пути возникал чёрный мурлыка. В начальство Корова так и не выбилась, тем не менее, продолжала доносы писать и на пенсии. Соседи её презирали, а родня стыдилась. Самым обожаемым занятием Коровы было просиживание на лавочке в тени раскидистого клёна днями напролёт. Если лавочку занимали дети, Корова, потрясая клюкой, бесцеремонно их прогоняла. И постоянно всех обсуждала. Кто сколько зарабатывает. Кто вредитель, а кто расхититель. Кого под суд, а кого сразу к стенке. Не забывала поносить злобными проклятиями чёрного кота, мирно копошащегося в мусорном баке. К вечеру двор наполнялся детворой. Чёртик покидал помойку и шёл к детям за лакомствами, а Корова махала палкой и истошно вопила:
- А ну прочь, сатано! Откуда тебя принесла нечистая. Зараза. Не к добру ты здесь появился, чернота проклятая. Видать, грядёт беда великая. Не зря молва людская пророчит.
- Что ты мелешь, Арсентьевна, - говаривала ей с соседней лавочки старуха Мефодьевна, - ты же партейная, а в голове одни предрассудки.
Однажды с котом случилась беда. Арсентьевна вынесла из дома миску молока, и всыпала в неё желтоватого цвета порошок. Я ковырялся на балконе с железками и случайно всё видел.
- Эй, Арсентьевна, вы что делаете?
- Ничего, своим делом занимайся, - отозвалась старуха, - кыс-кыс-кыс, - иди, отведай бабушкиного гостинца.
Не ведало добродушное животное про подлость и коварство. Чёрт выпрыгнул из мусорки, подбежал к угощенью, и принялся с удовольствием лакать. Он не доел и повалился на бок, по телу пробежала судорога. В его стонах и криках было столько боли, что я не выдержал и выбежал во двор.
- Да что-ж вы делаете? А ещё в преклонном возрасте.
- А ты, милок, не понимаешь? А раз не понимаешь, так и не лезь не в своё дело. Мало он детишек заражал.
- Ты, Арсентьевна, сама испей своё пойло, вот и поймёшь потом.
Я подошёл к распластавшемуся на земле коту и взял его на руки. Чёрт больше не дёргался. Он мелко дрожал, и было ясно, что жизнь его на исходе. И тут я ощутил влажный шершавый язычок на своей ладони. Чёртик понял мою защиту, и таким образом пытался благодарить. Он жалобно замурлыкал. В надежде хоть как-то помочь, попытаться промыть желудок, я принёс его домой. Бережно уложив в прихожей на трюмо, я погладил кота за покрытую коростами холку, а он поднял голову, и с надеждой смотрел на меня угасающим взором. Он не пытался вырваться и царапаться, а из золотистых глаз, оставляя на шерсти чистый след, катились слёзы. Чёрт умер у меня на руках. Вздохнув совсем по человечески, он вытянулся и затих. Я долго гладил мёртвого кота, и всё думал о том, как искалеченный бродяга сумел разбудить во мне сострадание и изменить свои взгляды на жизнь. Он был покалечен, уродлив, но до последней минуты сохранял любовь даже к своим мучителям. Я выбежал во двор и бросился к лавочкам, где восседала Корова.
- Что, издох твой Чёртик? - сказала она, как ни в чём не бывало.
- Да что он тебе сделал? А о своём конце ты подумала, когда его убивала? Тебе, Арсентьевна, это ещё зачтётся, когда ты будешь лежать на смертном одре. Скоро зачтётся.
Наверное, я сказал нехорошее.
- Скаженный. Да провалиться тебе на месте за такие слова. Он же паразитом был. Болячки всякие разносил. Его давно надо было ликвидировать, - возмутилась старуха.
- Не вы ему жизнь давали. Не вам и отнимать. Бог вам судья.
В тот момент я жалел лишь о том, что когда над котом издевались, проходил мимо. Почему? Этот вопрос терзает мою душу до сих пор. Я не нахожу в себе ответа, и вряд ли найду. Это умрёт вместе со мной. Завернув кота в старую куртку, на своём москвиче я вывез его в лесопосадку и похоронил под раскидистой ивой. Я долго сидел в машине, размышляя о том, что настало время пересматривать своё мировоззрение и учиться любви. Начинать с чистого листа.
В то время, да и сейчас, в общественном сознании гуляет уверенность, что богатство, сомнительный успех, популярность, сделают человека счастливым. Это ложные ценности. Вместе с деньгами приходит жадность и презрение к окружающим. Ощущение превосходства. А любят ли их, уважают ли в обществе этих успешных людей? Не всё в этом мире повязано на деньгах. Есть вещи, которые богатым толстосумам, развратным, чванливым, занимающихся чёсом на подиумах и стремящихся к вечной молодости упакованным моделям шоу бизнеса, попросту не понять.
В один из ненастных осенних дней в дверях раздался звонок. На пороге стояла наша соседка, задорная девчушка Катя. В руках она держала чёрный как смоль, маленький пушистый комочек.
- Дядь Лёша, не хотите взять котёночка? Наша сибирская Нарва погуляла с Чёртом незадолго до того, как эта злая Арсентьевна его отравила. Я не усмотрела, когда кошка выскочила во двор, ну, в общем, погуляла с котом. Мама потом меня ругала. Котёнок привит. Сказали, что здоров. Не возьмёте?
Котёнок призывно мяукнул. На меня смотрели золотистые глаза, такие же, как когда-то у Чёртика. И я, не колеблясь, ответил:
- Беру.
Жена поначалу протестовала. Но вскоре привыкла, и стала ласково называть его Барсик-чёртушка. Кот прожил счастливую долгую жизнь, в отличие от своего горемычного отца. Хоть и был он цвета воронова крыла, никаких бед и несчастий в дом не принёс, а только ещё больше сплотил нашу семью. Ну а Чёртик. Я думаю, в жизни каждого человека существовал такой вот чёрный пушистый бродяга. Не стоит верить в приметы и предрассудки. В себя надо верить.
Во времена второй мировой войны лётчик авиаполка "Сражающаяся Франция", автор светлой и доброй сказки под названием "Маленький принц" Антуан де Сент Экзюпери написал, что мы в ответе за тех, кого приручили. Кот по имени Чёрт не был приручен никем. Он был сам по себе. Но несмотря на негатив по отношению к себе, не утратил своей любви к нам, людям. Он умел без оглядки прощать любую обиду и боль, а это дано далеко не каждому человеку. На протяжении своей короткой жизни он мечтал, чтобы его хоть кто-нибудь приручил. И перед смертью он посчитал, что я, наконец, это сделал.
Всё же как-то неправильно мы живём. Порой мне хочется оказаться в совсем другом мире, в мире гармонии, чистоты помыслов и поступков, в мире доброты и любви. Наступит ли это время?

Мчится мой парусник, мчится мой парусник,
Мчится мой парусник в сказочный путь.
Где же вы, где же вы, счастья острова,
Где побережие света и добра?
Там, где с надеждами, там, где с надеждами,
Самые нежные дружат слова...

Алексей Белобров
2019-02-17 17:08:55


Русское интернет-издательство
https://ruizdat.ru

Выйти из режима для чтения

Рейтинг@Mail.ru