Радищев

       Сергей Николаевич Травников был моим однокурсником, мы с ним лежали рядом на нарах в холерном карантине на Ахтубе в конце лета 70-го. Весной 1974 года он накатал диплом по «Путешествию из Петербурга в Москву» на 500 страниц. Председатель дипломной комиссии сравнил его работу с докторской диссертацией. С.Н. в действительности стал профессором.

 

       В середине 80-х годов мы случайно встретились с Сергеем на Арбате, и он рассказал мне о своем разочаровании в научной карьере. Он до сих пор ведет семинары и, возможно, читает лекции, а студенты его упрекают в отсутствии юмора.

 

       У Александра Николаевича Радищева (1749 – 1802) юмор тоже не был сильной стороной, иначе вряд ли появилось бы знаменитое «Путешествие». Если лишить себя начисто иронии и здравого смысла, то и сегодня, проехав по маршруту Петербург – Москва, можно сильно взгрустнуть, увидеть то, что и прежде, не замечая главного, что в нашей немощи сила рождается.

 

       Александр Николаевич и Сергей Николаевич были прилежными учениками, ходили в лучших. Среди двенадцати самых способных юношей Радищев был направлен Екатериной II в Лейпцигский университет, где изучал разнообразные науки не менее шести лет и заразился вольнодумством. Она же, наша великая императрица, отправила А.Н. за «означенный пасквиль» на поселение в Сибирь, откуда его вытащил «сумасшедший Павел» и вернул в Петербург. Александр I включил своего тезку в комиссию по реформам. Немного поработав в ней, Александр Николаевич Радищев взял, да и повесился.

 

       Немногие знают, что Радищев увлекался философией и написал трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии».  Как и его современник Иммануил Кант, А.Н. понимал, что познание не может быть ограничено только чувственным личным опытом, ибо личный опыт (например, различение цвета) зачастую обманывает нас. В мышлении уже заложены зерна познания, полагал Радищев. Он верил в бессмертие души, исходя из ее неделимости и неподверженности угрозам обыденного мира.

 

       Цель жизни, по его мнению, заключается в стремлении к совершенству. «Всемилостивый Господь не сотворил нас для того, чтобы мы считали подобную цель напрасной мечтой», – пишет он. Радищев был уверен в том, что «после смерти одной плоти человек приобретает другую, лучшую, в соответствии с достигнутой им ступенью развития». Он исходил из известной схемы Лейбница: отвратительная гусеница превращается в нейтральную куколку, а та – в прекрасную бабочку. Жаль, что Радищев описал лишь временное состояние дороги из Петербурга в Москву и не дожил до соответствующей платной магистрали …

 

15.02.2019     

 

Михаил Кедровский
2019-02-15 08:15:46


Русское интернет-издательство
https://ruizdat.ru

Выйти из режима для чтения

Рейтинг@Mail.ru