Из Пиндемонти. Александр Пушкин :: Версия для чтения

Из Пиндемонти. Александр Пушкин

Не дорого ценю я громкие права,

От коих не одна кружится голова.

Я не ропщу о том, что отказали боги

Мне в сладкой участи оспоривать налоги

Или мешать царям друг с другом воевать;

И мало горя мне, свободно ли печать

Морочит олухов, иль чуткая цензура

В журнальных замыслах стесняет балагура.

Все это, видите ль, слова, слова, слова*.

Иные, лучшие, мне дороги права;

Иная, лучшая, потребна мне свобода:

Зависеть от царя, зависеть от народа -

Не все ли нам равно? Бог с ними.

Никому

Отчета не давать, себе лишь самому

Служить и угождать, для власти, для ливреи

Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;

По прихоти своей скитаться здесь и там,

Дивясь божественным природы красотам,

И пред созданьями искусств и вдохновенья

Трепеща радостно в восторгах умиленья.

- Вот счастье! вот права...

* Hamlet. (Примеч. А.С.Пушкина.)

1836

 

Анализ стихотворения Александра Пушкина «Из Пиндемонти»

Название изначально включало в себя имя поэта из Франции, но по причине недавних революционных происшествий там, цензура могла пресечь публикацию произведения с такой отсылкой. Поэтому Пушкин сохранив идею мистификации, использовал в названии  фамилию итальянского поэта, малоизвестного в то время Пиндемонте Ипполито.

Стихотворение сюжетно делится на три композиционные части. В первой, автор перечисляет социальные роли и институты политики, которым противится. Центральная часть обозначает стремление поэта к другим свободам и правам. Третья часть – положительные образы для лирического героя, некий его идеал и кредо.

Смысл произведения – в попытке выразить любовь к свободе, противлении давлению общественных институтов. «Власть» и «народ» как низменные общественные образования противопоставляются «божественной» красоте природы и творениям искусства. Не желает любимец муз прислуживать государству и не понимает он подобной обязанности, дающейся с рождения каждому человеку.

Короткие высказывания в начале отличаются от протяжных синтаксических конструкций в конце произведения, поэтому перечисление близких Пушкину сторон жизни звучит одухотворенно, а список врагов свободы – приземленно и грубо.

Указана автором еще одна отсылка – на Гамлета. Это троекратное повторение «слова» – замечание об отношении власти к деятельности литераторов. На самом же деле пустословием заняты цари и необразованный народ, – вот мнение лирического персонажа Пушкина.

Пушкин Александр Сергеевич
2019-03-15 22:38:23


Русское интернет-издательство
https://ruizdat.ru

Рейтинг@Mail.ru