Начну с названия. Оно менялось. В Австралии фильм вышел как "Крокодмл Данди". Компании "Парамаунт" купившей его для американского проката название не понравилось. Требовательные прогнозисты маркетинга перебрали примерно 250 (1) вариантов и опробовали их на публике.Кончилось тем, что к зрительскому названию...навесили кавычки. Стало"Крокодил" Данди" Чтобы, избави Бог, не ввести в заблуждение будущего зрителя относительно жанра: не про. настоящих зубастых тварей, не вариант набивших оскомину "Челюстей" и "Аллигаторов", "Крокодил"-прозвище, данное человеку....
Этот фильм имел в Австралии огромный успех. До него фаворитом кассы там долго был "Инопланетянин" Спилберга. "Данди" за считанные недели потеснил знаменитого рекордсмена. Навострил уши американский бизнес, проворнее оказались упомянутая фирма "Парамаунт". И не ошиблась. Уже за первые три дня демонстрации в американских кинотеатрах фильм принес восемь миллионов долларов (а стоил он шесть миллионов, что по нынешним меркам совсем немного). В несколько месяцев "Крокодил" Данди" покорил Америку и Европу. Успех ему сопутствовал и к нас. Я лично видел очереди в кинотеатры на этот фильм тогда когда он появился в СССР.
Ошеломляющий успех-всегдв повод для раздумий. Успех мировой, тотальный, не признающий региональных и национальных границ и особенностей восприятия-подавно. Авторы фильма подобрали ключик ( или отмычку?) к сердцам миллионов. Каким образом? В чем их секрет, какое тайное оружие изобрели они к 90 летию кинематографа, уже вроде бы протоптавшего все мыслимые дорожки к зрителю?
Наверное, кто-нибудь окажется разочарован. Ничего сверхоригинального, архиноваторского я в рецептуре "Крокодила..." не обнаружил. Она старв как мир. Замес тут такой: любовт, приключение, юмор. Причем все компаненты не спорят, не теснят друг друга, мирно существуя в динамическом равновесии. Есть у кинокритиков неутолимая страсть к дефенициям.Получив фильм на рецензию, с настойчивостью алхимика они подыскивают ему жанровое определение. И найдя, приспособив его наподобие аптечного ярлычка или каторжных кандалов, тут же удовлетворенно успокаиваются, посчитав свою аналитическую миссию исполненной. Не напоминаем ли мы доисторического человека, для которого назвать явление или предмет вполне равносильно совершению практического действия по отношению к этому явлению или предмету? Так и здесь, в случае с "Крокодилом..."Что с того, что фильм легко вписывается в жанровые приделы "комедийной мелодрамы" или, если хотите, мелодраматической комедии? Что сие, по-существу, объясняет?
Пора, пора обратить взор на главного героя этой истории. Чует сердце-в нем загвозка, в нем разгадка.
Майкл Данди,обитатель австралийской глубинки, одинокий рыболов и охотник, мужчина зрелых лет, поджарый, сильный, с обветренным, загорелым лицом. В округе о нем травят байки-о его лесных приключениях и отчаянной храбрости. Одной из них он обязан своему прозвищу:как чудом спасся после смертельной схватки с кровожадной рептилией. Цивилизация никак не затронула этого человека из крошечного поселка, затерянного в североавстралийской глухомани, он никуда не выбирался, газет не читает, радио не слушает. Он, похоже, неотесан, грубоват. Но у него природная сметка, немалый житейский опыт, и, главное, свой незаемный кодекс чести, позволяющий различить добро и зло. И, различая их,-что само по себе кже возвышает его,-он вовсе не рассудком, не усилием рефлексирующего сознания, а только интуицией, "нутром", безошибочно выбирает добро.
Природный, естественный человек. Богатая типология! Поройтесь в детских воспоминаниях, вспомните любимые вами книги и фильмы, и вы, уверен, обнаружите целый полк таких героев, начиная от Маугли и следов Купера и кончяя Дерсу Узала и Тарзаном.Они, конечно, разнятся, но схема характера приблизительно прочитывается так: я не притендую на интеллектуализм и прочие "штучки", но за моей спиной жизненные испытания и борьба со стихиями, я прост как правда и жду от людей той же меры искренности и доброты.
Понятно, почему новоявленный герой " сермяжного" типа прописан в Австралии. Именно туда, в джунгли пятого континента, отодвинулась от наступления цивилизации граница фронтира. А мериканцы, полагаю, и схватились за Данди, повинуясь неизбывной настальгии по собственному ковбойскому герою-рыцарю из раннего романтического вестерна.Они, заметим, не раз пытались реанимировать этот жанр, но это пока не удается: ремесленники лепят холодильные стилизации, не трогающие душу, а честные художники не могут не регисрировать крах неоковбойства (достаточно назвать "Электрического наездника" СиднеяПоллака и "Полуночного ковбоя" Джона Шлезингера) Так, что тут создатели Данди попали в самую точку, в самый дефицит.
Фильм не мудрствует лукаво, он прост до лапидарности, до примитива. К нашему герою, наслышанная о его подвигах, устремляется очаровательная американка журналистка, знакомится с ним, предпринимает что-то вроде сафари в местных лесах, где Майкл проявляет доблесть, и благородство. Разумеется, зарождается взаимное чувство. Журналистка просит Майкла пожаловать с ответным визитом. И из джунглей вечнозеленых действие сремительно перемещается в джунгли асфальтовые, в вавилонское столпотворение Нью-Йорка, где героя ждут разные забавные происшествия, где он посвоему откроет Америку.
Австролиец Пол Хоган-творец этого героя и главная пружина всего проекта. Человек весьма незаурядный. Выходец из военной семьи, он в молодости и не помышлял о шоу-бизнесе, перепробовал множество профессий, зарабатывал тяжелым трудом. В тридцать лет рискнул, пришел на телевидение, в программу, анологичную популярной некогда программе в СССР "Алло, мы ищем таланты!" Понравился, получил контракт и к сорока пяти годам стал звездой, но не экрана, а рекламы. Его телеролики, призывающие покупать пиво именно этой, лучшей марки и курить сигареты другой, но тоже лучшей марки, мозолили глаза не только австралийцам, их охотно крутили американцы, а раз крутили американцы значит это о чем то говорило....
Фильм "Крокодил Данди" для Хогана в первую очередь мероприятие идейное, программное.. И думаю, нет оснований ему не верить. Он олицетворяет настроения внушительной массы трудового люда, "синих воротничков", требующих от кино ясности и эмоциональной разрядки.
Есть в английском языке такое короткое словцо-fun. Русский эквивалент- "шутка", "забава"-не в полной мере передает смысл, который применительно к миру зрелищ вкладывают в него на англоязычном Западе. Американец говорит "fun" не только о комедии или бурлеске, это вообще высшая оценка увиденному, высшая степень эстетического одобрения. Так вот, "фана" в автролийском кино, по мнению Хогана и его единомышленников, возмутительно мало. То, что начиналось как "австролийское киночудо" 70-х годов двадцатого века, вырадилось в нечто художественно-эстетическое и подражательное. Хоган загорелся идеей создать подлинно авмтралиский фильм с подлинно австролийским героем. Вместе с Кеном Шейди написал сценарий, а после того, как лучший австралийский режиссер Питер Уэйр отказался от предложенной постановки, поручил ее своему соратнику по рекламному бизнесу Питеру Файману.
То был, заметим, не первый сюжет об австролийском простаке за границей. На контрасте австралийского и британского национального характера построен фильм 1972 года "Приключения Барри Маккензи" Брюса Бирсфорда. Грубоватый "осси" попадал в Англию, где совершал целую серию нелепых и смешных поступков. Но то была сатира, осмеянию подлежали обе стороны, герой не претендовал на зрительскую симпатию, он был рожден для другого-выжиманию смеха.
Майкл Данди в Нью-Йорке- это тоже невероятно смешно, но это и сильная жизненная позиция. Естественный человек ступает по залитым неоном мостовым, преисполненный невозмутимой ясности. Он ясен не потому, что глуп, а потому что его эстетическая концепция (хотя, конечно, он этого не осознает) столь проста и универсальна, что его Данди успешно руководствуется в любой, казалось бы, самой запутанной, самой щекотливой, самой безвыходной ситуации. Прежде всего он не испытывает никакого культурного шока. Это пусть слабаки ахают при виде чудес свехцивилизации, это пусть у них кружится голова от пестроты и изобилия, это пусть их бросает в дрожь от махровых мерзостей урбанизма. Майкл приветлив со всеми, он по-деревенски здоровается с каждым прохожим,он нисколько не подавлен этой стихией некоммуникабельности, сеты, лицемерия. Он их не замечает. Свою патриархальную, доморощенную этику он проецирует на безумный мир и не испытывает от этого никакого дискомфорта.
Ситуация умиротворяюще утопична (и чрезвычайно привлекательна), потому, что в реальности этого ловца крокодилов город бы скрутил и раслил в одночасье. Здесь стороны остаются пр своих: Данди непостижимым образом не меняется, а горожане от общения сним становятся даже немножко лучше.
В компании модных молодых героев коммерческого западного экрана простодушный Данди смотрится "белой вороной". Достаточно сравнить его с мускулистыми персонажами Сталлоне и Шварцнеггера,, сумрачными изгоями Иствуда и Аль-Пачино, цинично -небрежными красавчиками Ричарда Гира и Микки Рурке. Он из какой-то другой системы ценностей. Он олицетворяет миф-воспоминание человечества о "золотом веке", когда люди еще не ведали греха и были счастливы, как дети. Он отчасти сродни русскому Ивану-дураку (а мы помним, как тот на поверку оказывался сметлив и решителен) и его многочисленным собратьям из фольклора других народов. Он тешит нас от души, и может поучить, между тем, уму-разуму.
И здесь мы пришли к тому, с чего начали. Герой этот притягателен, потому, что он из сказки. Из сказки на все времена.
ИНФОРМАЦИЯ О ФИЛЬМЕ "КРОКОДИЛ ДАНДИ"
Авторы сценария: Пол Хоган, Кен Шейди, Джон Корнелл.
Режиссер: Питер Файман.
Оператор: Рассел Бойд.
Художник: Грэхем Уолкер.
Композитор: Питер Бест.
В ролях: Пол Хоган, ЛиндаКозловска, Джон Мейллон, Майкл Ломбэрд.
Производство: "Римфайр Филмз"-Двадцатый век-Фокс".
Страна: Австралия.
18 марта 2017
Иллюстрация к: В ЧЕМ УСПЕХ КРОКОДИЛА ДАНДИ?