ПРОМО АВТОРА
Иван Соболев
 Иван Соболев

хотите заявить о себе?

АВТОРЫ ПРИГЛАШАЮТ

Серго - приглашает вас на свою авторскую страницу Серго: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Ялинка  - приглашает вас на свою авторскую страницу Ялинка : «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Борис Лебедев - приглашает вас на свою авторскую страницу Борис Лебедев: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
kapral55 - приглашает вас на свою авторскую страницу kapral55: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Ялинка  - приглашает вас на свою авторскую страницу Ялинка : «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»

МЕЦЕНАТЫ САЙТА

Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»



ПОПУЛЯРНАЯ ПРОЗА
за 2019 год

Автор иконка Юлия Шулепова-Кава...
Стоит почитать Берта

Автор иконка Юлия Шулепова-Кава...
Стоит почитать Когда весной поет свирель

Автор иконка Редактор
Стоит почитать Новые жанры в прозе и еще поиск

Автор иконка Александр Фирсов
Стоит почитать Прокурор

Автор иконка генрих кранц 
Стоит почитать В объятиях Золушки

ПОПУЛЯРНЫЕ СТИХИ
за 2019 год

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать У окна

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать Точно срок отбывал

Автор иконка Мария Сухарева
Стоит почитать Из песни не можем мы выкинуть слово...

Автор иконка Виктор Любецкий
Стоит почитать Пусть день догорел — будет вечер?...

Автор иконка Ося Флай
Стоит почитать Я благодарна

БЛОГ РЕДАКТОРА

ПоследнееПомочь сайту
ПоследнееПроблемы с сайтом?
ПоследнееОбращение президента 2 апреля 2020
ПоследнееПечать книги в типографии
ПоследнееСвинья прощай!
ПоследнееОшибки в защите комментирования
ПоследнееНовые жанры в прозе и еще поиск

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К ПРОЗЕ

Вова РельефныйВова Рельефный: "Это про вашего дядю рассказ?" к произведению Дядя Виталик

СлаваСлава: "Животные, неважно какие, всегда делают людей лучше и отзывчивей." к произведению Скованные для жизни

СлаваСлава: "Благодарю за внимание!" к рецензии на Ночные тревоги жаркого лета

СлаваСлава: "Благодарю за внимание!" к рецензии на Тамара Габриэлова. Своеобразный, но весьма необходимый урок.

Do JamodatakajamaDo Jamodatakajama: "Не просто "учиться-учиться-учиться" самим, но "учить-учить-учить"" к рецензии на

Do JamodatakajamaDo Jamodatakajama: "ахха.. хм... вот ведь как..." к рецензии на

Еще комментарии...

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К СТИХАМ

ЦементЦемент: "Вам спасибо и удачи!" к рецензии на Хамасовы слезы

СлаваСлава: "Этих героев никогда не забудут!" к стихотворению Шахтер

СлаваСлава: "Спасибо за эти нужные стихи!" к стихотворению Хамасовы слезы

VG36VG36: "Великолепно просто!" к стихотворению Захлопни дверь, за ней седая пелена

СлаваСлава: "Красиво написано." к стихотворению Не боюсь ужастиков

VG34VG34: " Очень интересно! " к рецензии на В моём шкафу есть маленькая полка

Еще комментарии...

Полезные ссылки

Что такое проза в интернете?

"Прошли те времена, когда бумажная книга была единственным вариантом для распространения своего творчества. Теперь любой автор, который хочет явить миру свою прозу может разместить её в интернете. Найти читателей и стать известным сегодня просто, как никогда. Для этого нужно лишь зарегистрироваться на любом из более менее известных литературных сайтов и выложить свой труд на суд людям. Миллионы потенциальных читателей не идут ни в какое сравнение с тиражами современных книг (2-5 тысяч экземпляров)".

Мы в соцсетях



Группа РУИЗДАТа вконтакте Группа РУИЗДАТа в Одноклассниках Группа РУИЗДАТа в твиттере Группа РУИЗДАТа в фейсбуке Ютуб канал Руиздата

Современная литература

"Автор хочет разместить свои стихи или прозу в интернете и получить читателей. Читатель хочет читать бесплатно и без регистрации книги современных авторов. Литературный сайт руиздат.ру предоставляет им эту возможность. Кроме этого, наш сайт позволяет читателям после регистрации: использовать закладки, книжную полку, следить за новостями избранных авторов и более комфортно писать комментарии".




Булгаков, Сталин и время


Михаил Кедровский Михаил Кедровский Жанр прозы:

Жанр прозы Публицистика
502 просмотров
0 рекомендуют
1 лайки
вид для чтения
Не время подделывалось под них, они старались угодить времени.

     После переселения в Москву в 1921 году Михаил Булгаков почти четыре года нес на себе бремя житейской неустроенности, постоянного недостатка в денежных средствах и полуголодного существования. От тягот, связанных с революцией и гражданской войной, многие пытались спастись в столице, но мало кому это удавалось...

     До 1924 года при содействии московских знакомых он работал мелким клерком в литературном товариществе при наркомате просвещения, печатал фельетоны и короткие рассказы в ряде газет и, прежде всего, в «Гудке», с которым сотрудничали такие известные в дальнейшем литераторы, как Олеша, Ильф, Петров и Катаев...

     По словам Булгакова, жалованья хватало на четверть жизни, а он предъявлял к ней большие материальные требования. Михаил Афанасьевич утверждал, что для полного счастья человеку нужно: здоровье, собственная вилла, автомобиль и деньги... Здесь мы сталкиваемся с широко известным явлением несовпадения личности и таланта. Они как бы существуют отдельно друг от друга. В общем – гений и злодейство...

     Конечно, Булгаков не был гением, но имел талант озорной, изобретательный, доступный. В иную эпоху и при других обстоятельствах он обязательно стал бы весьма популярным и обеспеченным писателем. Однако человеком порой он был паршивым. С первой женой Татьяной Николаевной, которая была ему надежной опорой в тяжелейшие годы скитаний и мытарств, расстался таким образом: притащил вечером бутылку шампанского в честь некоего таинственного события, выпили по бокалу за удачу, много шутил, а потом сказал, что полюбил другую женщину и исчез навсегда...

     Вторую жену, Любовь Евгеньевну, он попросил очистить трехкомнатную квартиру на Большой Пироговской опять же из-за страсти к другой женщине. Правда, позднее арендовал ей комнату в коммуналке в том же доме, где она и скончалась в 1982 году. Я некоторое время жил по соседству, а мой приятель – на одной с ней лестничной клетке. Она, как и первая супруга, принесла писателю немало сюжетов, знакомств и денег, в которых по мере их поступления наш герой всё больше нуждался...

     Третья жена, Елена Сергеевна, с которой Михаил Афанасьевич прожил около семи с половиной лет до собственной смерти, ему изменяла. Таковы законы прижизненного воздаяния. Изменяла особенно с лета 1939 года, когда Булгаков ослеп и находился в полумертвом состоянии. Она сожительствовала, по утверждению Ангелины Степановой, с Александром Фадеевым. При этом Елена Сергеевна – женщина тщеславная – видела в своем третьем муже одаренного писателя и сделала многое для популяризации его творчества и для публикации «Мастера и Маргариты» впоследствии...

     Первый успех пришел к Булгакову в 1925 году, когда был опубликован, пусть и частично, роман «Белая гвардия» – лучшее, на мой взгляд, его произведение, чистое и честное. Через год во МХАТе была поставлена инсценировка этого романа под названием «Дни Турбиных». Пьеса значительно отличалась от первоисточника, но сохраняла его неповторимые ностальгические черты – печаль по ушедшей России...

     Критика, а она была, за исключением двух-трех отзывов, исключительно отрицательной, называла Михаила Афанасьевича «антисоветчиком» и «белогвардейцем». Первое определение было совершенно верным, а второе достаточно условным. Булгаков никогда не служил в армии. Он проработал лишь недолгое время в военных госпиталях, неизменно требуя, чтобы его освободили от этого непосильного труда по состоянию здоровья. При царском режиме такое требование удовлетворено не было, а при Советской власти пришло из Москвы разрешение избрать себе другое поприще...

     На «Дни Турбиных» публика валила валом, ореол восторга окружал эту постановку. И понятно – почему. В самом центре столицы совершенно открыто шел антисоветский спектакль, восхвалявший представителей эксплуататорских классов. Об этом растрезвонили на весь западный мир. Булгакова стали печатать заграницей, он завел себе портного, домработницу, шлялся по ресторанам, закусывая водочку не соленым огурцом, не селедкой, а осетриной и черной икрой, регулярно баловался картишками, посещал казино, играл на бильярде и даже пару раз с самим Владимиром Маяковским...

     Откуда такой крутой поворот в судьбе? Несомненно, от Сталина. Пьеса попала во МХАТ через Любовь Евгеньевну и тамошних ее друзей. Однако руководители театра отлично осознавали, что подобный материал не пропустит никакая цензура, если не будет дано «добро» с самого верха. Помощник секретаря ЦК ВКП /б/ Иван Товстуха показал Сталину рукопись. Сталин, к превеликому удивлению, пьесу одобрил...

     Возможно, пьеса Иосифу Виссарионовичу понравилась, ибо он посещал спектакль не менее пятнадцати раз. Возможно, эти посещения «Дней Турбиных» были политической поддержкой спектакля. В любом деле у Сталина на первом месте стояла политика. Эта необычная постановка была выгодна СССР. Кое-кто на Западе помогал России, без такой помощи нельзя было преодолеть разруху. Поэтому важен был хотя бы какой-то намек на демократизацию и порядок в разбалансированной стране...

      Для Сталина в тот период имели большое значение такие категории, как офицерская честь и семейные ценности. Возможность мировой революции виделась ему теперь затеей корыстной, но нереальной. Еще не вождь, еще не хозяин, он с недоверием относился к интернационализму. Он воспринимал его, как способ набивать карманы звонкой монетой – и свои, и чужие. Интернационалисты ослабляли государство. С ними велась беспощадная борьба. Поэтому тема возвращения к истокам, к русской идеализированной старине играла заметную политическую роль. Вспомните роман «Петр Первый» Алексея Толстого, первую часть «Ивана Грозного» Эйзенштейна...

     Под давлением завистников и идейных врагов Булгакова пьесу на пару лет убрали из репертуара, и Сталину тогда не по силам было ее защитить. Но после 1930 года, когда Иосиф Виссарионович вполне определенно возглавил Страну Советов, не имея, правда, пока абсолютной власти, он распорядился «Дни Турбиных» восстановить...

     Однако в остальном Булгакову больше ни разу не повезло. Зато его материальная обеспеченность постоянно росла: он переехал в писательском дом в Нащокинском переулке. Ему досталась удобная отдельная трехкомнатная квартира, да еще с ванной. Это уже была роскошь по-советски, принадлежность к элитарному слою...

     В 1928 году Булгаков принес в главный театр страны пьесу «Бег», написана она была по заказу и в каком-то смысле как продолжение «Дней Турбиных». Приступили к репетициям, два года мурыжили, несмотря на проходившие под овации прогоны, а в 1930 году удалили из репертуара. Пьеса «Бег» написана мастерски, динамично, с прекрасными и остроумными диалогами. Сюжет – приключенческий и захватывающий. Кому не угодил Булгаков? Своим бесталанным критикам, Сталину? Нет, времени...

     О неизбежности грядущей большой войны трубили советские газеты и радио. Эта тема обсуждалась на всех общественных уровнях, она упоминается в письмах нашего героя неоднократно. Поэтому, когда заявляют, что Сталин не услышал сигнала от Зорге или кого-то еще о неотвратимости нападения, то становится смешно. Мы были   полностью не готовы к войне в человеческом, а не в военном плане – в предвоенное десятилетие была проделана огромная технологическая работа в области обороны...

       За два десятилетия Советской власти невозможно было переделать народ на свой манер, если русский народ вообще подлежит переделке. Несмотря на бравый показушный тон пропаганды, немалая часть населения ненавидела СССР, желала бездумно поражения коммунистам, не понимая, что враг истребит всех, кого сможет, а остальных превратит в рабов. В таком контексте пьеса «Бег» выглядит пораженческой, а ее название – пророческим. Сталин не мог дать ей зеленый свет и не хотел...

     Два других талантливых проекта – драмы «Мольер» и «Пушкин» – не могли пройти ни низшей, ни высшей цензуры, поскольку под королем и царем в той и другой постановке зритель, державший фигу в кармане (а иные театр почти не посещали), мог смело подразумевать товарища Сталина, который уже приобрел статус безраздельного хозяина. Станиславский осторожно намекал автору на данное обстоятельство...

     После снятия с производства «Мольера» в 1936 году Булгаков ушел из МХАТа, куда его устроил на работу режиссером-ассистентом не кто-нибудь, а Иосиф Виссарионович после первого письма писателя вождю и телефонного разговора с ним. Звонил, между прочим, сам Сталин, иначе и быть не могло. С тех пор и до конца дней своих Михаил Афанасьевич являлся либреттистом и консультантом Большого театра...

     Материальное положение его было прекрасным, моральное – беспросветным. Его не печатали и не ставили. На сцене шли только «Дни Турбиных». Он семь раз подавал заявление о командировке заграницу, отказывали неизменно, хотя однажды даже обещали выдать заграничный паспорт... На что Булгаков надеялся? Как всегда, на чудо. Он не любил СССР и практически не скрывал своей нелюбви. У него два брата жили в Париже, один из них защищал авторские права писателя за рубежом. Гонорары бывали немалые. Булгаков клялся властям вернуться, но, наверное, все-таки лукавил...

     За три-четыре года до смерти Михаил Афанасьевич превратился в руины и сам шутил над собой угрюмо: «Здесь трупом пахнет». У него был нервный тик, постоянные головные боли, и многочисленные фобии: он боялся и открытых, и закрытых пространств, не мог находится один не только дома, но и на улице. Давала о себе знать наследственная болезнь почек. Чувство страха одолевало его...

      В эти труднейшие закатные месяцы Булгаков завершил растянувшийся на полтора десятилетия роман «Мастер и Маргарита». Предполагалось мотивировать его публикацию тем обстоятельством, что это новое слово в антирелигиозной пропаганде, ибо Учитель из Назарета оказывался не Богом, а всего-навсего бродячим философом...

      Сталину было известно из надежных источников, что писатель смертельно болен, ему сообщили и о романе. Хозяин поручил Александру Фадееву навещать больного коллегу. Во-первых, это была некая поддержка на высоком уровне. Во-вторых, такие посещения давали возможность заодно разузнать поподробнее о содержании новой книги. Она не вдохновила вождя – в прошлом семинариста-отличника...

     Примерно за год до кончины Булгаков неожиданно поверил, что фортуна вновь улыбается ему. В каких-то недалеких головах от искусства родилась мыслишка выслужиться перед Сталиным художественным способом. Они вспомнили, что Михаил Афанасьевич некогда предлагал к постановке пьесу «Батум» о молодых годах Кобы. Черновик сохранился. Руководству МХАТа не пришлось долго уговаривать драматурга подписать договор на постановку этой пьесы. Выписан был аванс, выданы командировочные для поездки по местам революционной славы... Замерцала где-то впереди Сталинская премия, а дальше замаячили надежды на собственную виллу и авто...

     Сталин к тому времени превратился в икону, желал он того или нет. Его можно было изображать гением и вождем, но никак не простым смертным. Он прилюдно демонстрировал скромность. Когда ему клялись в верности, он обычно говорил: «Вы лучше Родине будьте верны, а товарищ Сталин как-нибудь сам о себе позаботится» ...

      О батумском замысле Сталину доложили с опозданием, думали преподнести сюрприз – ведь в конце 1939 года отмечалось его 60-летие. Премьера и планировалась как раз к юбилею. Сталин усмехнулся и сказал: «Любой молодой человек совершает много глупостей. Об этом писать можно, но с учетом того, что эти промахи с возрастом исправляются». Такая была у вождя форма отказа. На пьесе поставили крест...

      Телеграмму об отмене «Батума» принесли, когда поезд сделал остановку в Серпухове. Булгакову стало плохо, и он с Еленой Сергеевной сошел только в Туле. Михаил Афанасьевич был окончательно сломлен. И даже на предложение Фадеева (несомненно, по поручению Сталина) поправить здоровье в Италии ответил отказом...

      Вечером 10 марта 1940 года в квартире Булгаковых раздался телефонный звонок.

      – Правда, что умер товарищ Булгаков? – спросил Александр Поскребышев, помощник генерального секретаря.

      Е.С. ответила:

      – Да.

      – Принято решение похоронить вашего мужа на Новодевичьем кладбище и возобновить на главных сценах страны некоторые его пьесы...


3 марта 2017

1 лайки
0 рекомендуют

Понравилось произведение? Расскажи друзьям!

Последние отзывы и рецензии на
«Булгаков, Сталин и время»

Иконка автора Дмитрий ВыркинДмитрий Выркин пишет рецензию 10 марта 1:59
Интересно и историку и краеведу и просто любознательному человеку из творческого мира. Спасибо Михаил!
Михаил Кедровский отвечает 10 марта 8:02

Дмитрий, огромное спасибо Вам за многочисленные отклики на мои вещицы. Для меня это истинная поддержка, ибо отзывы Ваши содержательны и бескорыстны.
Дмитрий Выркин отвечает 10 марта 16:51

Спасибо Михаил за теплые слова и в мой адрес! Удачи!
Перейти к рецензии (2)Написать свой отзыв к рецензии

Просмотр всех рецензий и отзывов (3) | Добавить свою рецензию

Добавить закладку | Просмотр закладок | Добавить на полку

Вернуться назад








© 2014-2019 Сайт, где можно почитать прозу 18+
Правила пользования сайтом :: Договор с сайтом
Рейтинг@Mail.ru Частный вебмастерЧастный вебмастер