Человек был тучен и неповоротлив. Лестницы скрипучи и круты. Однако преодолеть их требовал долг. Третий день он обследовал дом в местечке Белпост под Нью-Йорком, который предстояло выставить на продажу после смерти его хозяйки.
Трёхэтажный, он занимал довольно большую территорию и состоял из многочисленных комнат, хозяйственных помещений и всевозможных чуланчиков. Всё следует описать, измерить и определить цену, которую установит после завершения осмотра. Остался последний этаж - чердак, на котором, по всей вероятности, хранился ненужный хлам, забрасываемый наверх бывшими жильцами дома на протяжении многих лет.
Помогал ему молодой маклер с внушительным блокнотом, внося данные описи с педантичностью, необходимой для итогового подсчёта. Он отстал от своего коллеги, застряв этажом ниже.
Рассохшиеся деревянные покрытия доносили скрип свой до ушей друг друга и без слов свидетельствовали о местонахождении двух мужчин. Первый наконец преодолел пролёт и, тяжело дыша, оказался в проёме входа на чердак.
На него пахнуло сыростью и плесенью. Дневной свет, едва сочившийся из узкого оконца, не в состоянии осветить помещение настолько, чтобы с чёткостью различить содержимое. Паутина свисала с потолка огромными кусками в несколько рядов, словно тонкий тюль... Любое движение рукой разрывало невесомые слои, приводя в хаотичную пляску частички пыли и разбегающихся чёрных обитателей - паучков.
Человек с тоской окинул пространство, заваленное рухлядью. Старая поломанная мебель, чугунная посуда, вышедшая из употребления лет двадцать назад, лохмотья одежды, из-под которых торчали кипами сложенные полотна, пустые рамки для картин, тюбики высохших красок и прочая дребедень, с которой жалко бывает расстаться рачительному хозяину при жизни. Но хозяин дома уже года три как приказал долго жить, а оставшаяся после него престарелая сестра подвела черту под двадцатым веком, покинув этот мир спустя год после смерти брата. Дальние родственники заявили о продаже дома.
Взгляд пожилого риэлтора, собравшегося повернуть назад с чердака, ухватил картину, поманившую яркими красками, совершенно не вязавшимися с тусклой обстановкой вокруг. Он подошёл ближе, прищурился, не найдя на ней ни одного сколько-нибудь понятного рисунка, который определил бы сюжет, и, усмехнувшись, обратился к подошедшему коллеге:
- Беспредметная мазня?!
- Скорее всего — да, - ответил тот, и, раскрывая рулоны холстов один за другим, убедился в том, что они, как и первая картина, повторяют всё те же непонятные мазки без намёка на осмысленное, фигуративное содержание. Под рисунками ни года создания, ни имени создателя.
- Всё,.. закончил? - устало спросил тучный у напарника и после его кивка, они осторожно спустились вниз.
***
Когда тебе выпало счастье на короткое время оказаться в Париже не так важно, какая там выдалась погода. В снег ли, в дождь ли, в ветер и туман этот город обладает неимоверной силой обаяния. Он очаровывает историческими названиями, знакомых слуху с детства, околдовывает таинственностью далёких событий, ошеломляет роскошью соборов и дворцов, поражает воображение призрачными и очевидными одновременно знаками старины и модерновости европейской столицы.
Чтобы не убивать последний день пребывания в отеле из-за моросящего дождя, что было бы непростительной глупостью, я отправилась на левый берег Сены, где много салонов-магазинов. Они хороши тем, что в отличие от больших галерей, напоминают своей камерностью уютные трёхкомнатные квартиры, где хозяин и продавец в одном лице, расскажет о напряжённом интеллектуальном труде, муках творчества и вечной ценности искусства. И о изюминке, которая приоткроет завесу над творчеством художника.
Перебегая из салона в салон уже под проливным дождём, я оказалась в крохотном магазине, который вдруг, в этот пасмурный день, предстал перед моим взором, на удивление, осветлённым и пространственно объёмным. Прямо передо мной висела картина, сотканная из вибрирующих частиц света, солнца и воздуха. Нечёткие, размытые линии, схваченные крупными мазками, уплывали, унося мгновение настоящего, но оставляя в сознании его эфемерный след. Пленённая красотой, я не могла оторваться от неё. Подошёл пожилой мужчина:
- Мадам, Вам понравилась картина?
- О, да! Ван Гог? - Он, довольный, рассмеялся, отрицая мою догадку.
- Все так считают... Тот же стиль, те же краски. С летящей энергетикой и чистотой цветовой палитры...Слишком похоже на него. Но! - Подняв указательный палец, непререкаемым тоном заявил: - Это, без натяжек, второй Ван Гог. Со своей манерой письма... И поведал об удивительной находке на чердаке в Белпосте, где риэлторы пренебрежительно отнеслись к картинам, назвав их "мазнёй", продав вместе с домом. История их создания раскрылась совершенно случайно.
***
Художник начинал как карикатурист, невольно повторяя судьбу Ван Гога. Затем оставил эту работу и погрузился в пейзажи и рисунки, создавая яркие полотна в абстрактном стиле в духе импрессионизма. Творил на протяжении десятилетий без денег и без признания. Как и Ван Гог. Написал тысячи картин, а перед смертью попросил выбросить все полотна. Но у сестры не поднялась рука сделать это.
Новый хозяин дома был ошеломлён количеством картин, обнаруженных в гараже и на чердаке. Он не подозревал, что заплатив за дом всего триста тысяч долларов, выиграет тридцать миллионов. Именно в такую сумму были оценены известными искусствоведами картины до сих пор неизвестного автора Артура Панаджяна, ставшие находкой века в мире искусства. На одну из них я сейчас смотрела с удивлением и восхищением.
- А как эта оказалась здесь, в Париже, - поинтересовалась я у хозяина салона.
- О, мадам, не лишённая странностей история,.. но совсем-совсем другая. В следующий раз я обязательно расскажу её, - заверил он меня.
Попрощавшись, я вышла. Дождь продолжал идти, но мне казалось, что из-за туч пробиваются лучи солнца, наполняя воздух радужными движущимися переплетениями с картины, которую я мысленно уносила с собой.
28 февраля 2017
Иллюстрация к: Находка века.