Неприветлив Днепр поздней осенью. На широких плесах свинцовая волна ерошит стылую воду. Ветер срывает пенные гребни, бъет тяжелыми брызгами в борта проходящих судов.
Навигации скоро конец, но река работает во всю богатырскую мощь.
Полночь...Владислав Иванович Ищенко, высокий, плечистый, одетый по всей форме, выходит из своей каюты. От нее до ходовой рубки три шага. Начинается привычная и неизменная капитанская вахта.
Короткий доклад штурмана, сдающего дежурство, смена рулевых. В просторной рубке " Тараса Шевченко" полумрак. Неярко светятся шкалы приборов. Зеленоватый тонкий лучик заботливо кружит по полю радиолакатора;капитан следит за ним, тихонько приговаривая:
-Чувствительный, бесенок, даже слишком...Все подряд наровит поймать, что плывет и что летает, даже случайное бревно не пропустит, даже чайку, заночевавшую на воде...
Пассажиры в теплых, уютных каютах, утомившись от экскурсий, танцев, викторин,разных положительных эмоций, видят должно быть, вторые и третьи сны, а тут, в рубках, идет своим чередом будничная флотская служба.Короткие команды капитана, четкие, негромкие ответы рулевого. Огромное судно плавно меняет курс, замедляет или ускоряет ход.
Далеко впереди, там, где маслянисто-черная вода едва различимо переходит в густо-фиалетовое небо, возникает светящееся пятнышко. Самолет? Звезда?
-Танкер снизу бежит,-поясняет Владислав Иванович.-Взгляните в бинокль-видите огоньки? Белый, а под ним красный. Это отличительные огни танкеров...
Капитанская рубка. Капитан Ищенко собран и сосредоточен.
-Повнимательнее,-предупреждает Владислав Иванович рулевого Роенко.-Тут мель под правым берегом.
-Хорошо, вижу-откликается рулевой Роенко, беря чуть в сторону от показавшегося красного огня буя, ограждающего фарватер.
Речники вспомнили суровые днепровские будни...Когда-то в один из хмурых октябрьских дней, когда задуло от норда метров 25 в секунду видимость была ограниченная и лил стеной дождь. Команда судна подвела его на рейд, бросила якорь, а он не держит. Парусность у судна большая-снесло километра на полтора. Тогда сразу на два якоря пытались стать (каждый по полторы тонны весом), но результат тот же.
В такие моменты лишь капитан вправе принять окончательное решение: отстаиваться ли в тихом месте или продолжать рейс.
Ищенко выбрал второе. Включил радиолокатор, гирокомпас, эхолот и повел судно. Бортовая качка на просторах водохранилища достигла лвадцати градусов (критическая 26), но судно шло своим курсом и очередного порта достигло вовремя.
Люди...Экипаж. Не сразу, не вдруг сложился он на "Тарасе Шевченко". Ищенко принял в команду штурманов, механиков, мотористов, матросов с одиннадцати различных теплоходов. Не рейс и не два нужно было нужно с ними поработать как следует,чтобы начал складываться настоящий дружелюбный коллектив с которым чувствуешь себя на своем месте.
Не все после первой навигации сумели удержаться. Некоторых пришлось списать на берег, другие сами попросились "в отставку"-не по нутру оказались флотовая дисциплина, длительная разлука с домом. Зато те,кто остался, не жалеют: судно-загляденье, а капитан, хоть и строгий, но справедливый, у него многому можно научиться. И в работе и в жизни...
Главный принцип у Владислава Ивановича такой: лучший воспитатель-личный пример. Если сам работаешь от души, честно и не меньше других, можешь с подчиненных спрашивать полной мерой. Для капитана нет "черного" труда и "белого". Если надо, например, на зимнем судоремонте, и карандаш руководящий бросит-за слесарный инструмент возьмется или за малярную кисть. Что здесь зазорного? Но уж в рейсе ни один пассажир не увидет его в грязной рабочей спецовке! Тут он-образец безукоризненной аккуратности, даже некой флотской щеголеватости. Что ж, как говорится, честь фирмы. И это тоже вполне оправдано. На таком судне капитан просто обязан держаться соответствующим образом, хотя забот сугубо прозаических, далеких от речной романтики, у него хоть отбавляй. И не только по судоводительской части.
Ведь что такое судно с туристами на борту? Это плавучий дом отдыха. Люди тут живут, обедают в ресторане, смотрят фильмы в кинозале, потом загорают в солярии на верхней палубе, пользуются библиотекой. И если в какой-то каюте душ плохо работает, свежих газет на борту не осталось или сувенирный киоск раньше положенного часа закрылся, все притензии к экипажу, а значит, в первую очередь к капитану.
-Считаю "смежную профессию" хозяйственника не легче капитанской, -признается Владислав Иванович.-Подчас какие-то мелочи упустишь из виду, а туристы справедливо обижаются. Вот простой пример.На борту есть прекрасно оборудованный парикмахерский салон.Парихмахер же в штатном рассписании не придусмотрен. Пришлось инициативу брать на себя, стучаться в разные инстанции, доказывать, просить, убеждать, чтобы в летниемесяцы на судно командировали мастера из парукмахерской...
...Впереди километра за полтора, показалось встречное судно. Смотрю в бинокль. Странные какие-то очертания: будтостаринный пароходик с колесами, с высокой прямой трубой. Шлепает по воде плицами, словно гусь лапчатый. Вот уже и название можно различить на борту- "Бригантина"... Поистинне путешествие по Днепру- это движение не только в пространстве, но и во времени....
16 января 2017
Иллюстрация к: КРУИЗ ИЛИ КАПИТАНСКАЯ ВАХТА...