Есть теория, что всё, о чем бы мы ни подумали и чего бы мы ни сочинили в своей голове, в том или ином виде существует во Вселенной. Иными словами, разум наш не может работать вне пределов окружающего мира, который нами познан едва ли на десять процентов.
Демокрит (V – IV века до Рождества Христова) был уверен, что материя состоит из атомов. Но тогда речи не шло ни о электронных микроскопах, ни о специальных сверхточных камерах-ловушках, понятия не имели даже о молекулах.
Пифагор (VI век до Р.Х.) разработал основы современной математики, но еще и в мечтаниях не было той технологии, которой пригодились бы его расчеты.
Черт сказал Ивану Карамазову, что если топор забросить выше атмосферы, то он будет летать по траектории вокруг Земли. Иван Федорович не верил ни в Бога, ни в дьявола и полагал, что услышанные им слова – игра его собственного болезненного воображения. Однако тогда ни один человек не имел опыта поведения любого повседневного предмета на околоземной орбите.
Альберт Эйнштейн говорил, что для созданной им Теории относительности романы Федора Достоевского сыграли более значительную роль, чем классическая физика. Эйнштейн предположил, что время – величина переменная и зависит от скорости движения материи (люди, физиологически лишенные абстрактного мышления, этого никак не могут принять). При снижении скорости оно увеличивается, при повышении – уменьшается. При достижении частицей скорости света «протекающее на ней время» равняется нулю. При допустимой остановке движения материи время вообще исчезает, как и сама материя. Поначалу гипотеза Эйнштейна казалась абсолютным бредом. Сегодня многие ее положения доказаны теоретически и используются практически.
Не так давно скончавшийся писатель Рэй Брэдбери презирал фэнтези. Он называл этот жанр «деклассированной литературой». По его мнению, любой неуч и бездарь может здесь проявить себя, потому что ни жизненного опыта, ни образования, ни профессиональных навыков подобная писанина не требует. Он не исключал, что помощь авторам фэнтези оказывают инфернальные силы. Брэдбери утверждал: «Научная фантастика – это такая литература, где в основу положена метафора, связанная с научным открытием или гипотезой, остальное же – жизнь нормальных людей с ее проблемами. В фэнтези жизни нет, часто даже отголосков жизни. Порой это видения, сны наркомана или же психически больного человека».
Стивен Кинг, по собственному признанию, увлекшись фэнтези, попал под машину. Причем, весьма странным образом. Он шел по тротуару ближе к зданиям, а не проезжей части, когда она наехала на него. Кинг много месяцев провалялся на больничной койке...
Я не буду озвучивать громкие и малоизвестные имена, у которых возникли серьезные неприятности из-за этого жанра. Каждый из вас найдет и вспомнит немало примеров. Но и авторы фэнтези, и их близкие, и люди, задействованные в производстве данного вида продукции и в ее киноверсиях, находятся в зоне риска. В зоне влияния инфернальных сил, по определению Брэдбери, который прожил, кстати, более 90 лет.
5 августа 2016
Иллюстрация к: Фэнтези