Деление литературы на роды
Литературные произведения принято объединять в три группы: эпос, драма и лирика – это роды литературы. Хотя и не все произведения укладываются в эту тройку, именно она в литературоведении берется за основу.
Понятие эпоса, драмы и лирики появились с подачи Сократа, Платона и Аристотеля. Они рассматривали роды литературы, как типы отношения высказывающегося («носителя речи») к художественному целому. В XIX в. пришло иное понимание родов литературы - они стали представляться, как типы художественного содержания. Гегель разделял эпос, лирику и драму с помощью объективности и субъективности: эпическая поэзия — объективна, лирическая — субъективна, драматическая соединяет два эти начала. Эта концепция главенствует в российском литературоведении.
В тоже время, теория, восходящая к Аристотелю, не забыта. Типы речевой организации произведений — достойны внимания.
Существует теория речи о природе эпоса, лирики и драмы. Ее озвучил в 30-е годы прошлого столетия немецкий лингвист К. Бюлер. Он говорил, что в лирике, организующее начало - речевая экспрессия. Драма акцентирует действенную сторону речи, и слово предстает как своего рода поступок, совершаемый в развертывании событий. Эпос опирается на апеллятивные начала речи (поскольку в состав произведений входят высказывания героев, знаменующие их действия). Но доминируют в эпосе сообщения о чем-то внешнем говорящему.
Роды литературы не совпадают с ее делением на поэзию и прозу. Каждый из литературных родов включает в себя как поэтические (стихотворные), так и прозаические произведения. Эпос на ранних этапах был чаще всего стихотворным (эпопеи античности, русские былины и т. п.). Эпос написанный стихами, нередок и в литературе Нового времени («Евгений Онегин» Пушкина, «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова). В драме также фигурируют как стихи, так и проза, порой соединяемые в одном и том же произведении (многие пьесы У. Шекспира). Да и стихотворная лирика иногда бывает прозаической («Стихотворения в прозе» Тургенева).
В теории литературных родов возникают и другие проблемы. Слова «эпическое», «драматическое», «лирическое» обозначают не только родовые особенности произведений, но и другие их свойства. Эпичностью называют неторопливое созерцание жизни в ее многоплановости, широту взгляда на мир и его приятие как целостности. Говорят об «эпическом миросозерцании», воплотившемся в гомеровских поэмах и ряде других произведений («Война и мир» Толстого). Эпичность как идейно-эмоциональная настроенность может иметь место во всех литературных родах — не только в повествовательных произведениях, но и в драме («Борис Годунов» Пушкина) и лирике (цикл «На поле Куликовом» Блока). Драматизмом принято называть умонастроение, связанное с переживанием противоречий, с взволнованностью и тревогой. И лиризм — это возвышенная эмоциональность, выраженная в речи автора, рассказчика, персонажей. Драматизм и лиризм тоже могут присутствовать во всех литературных родах. Так, исполнены драматизма роман Толстого «Анна Каренина», стихотворение Цветаевой «Тоска по родине». Лиризмом проникнуты роман Тургенева «Дворянское гнездо», пьесы Чехова «Три сестры» и «Вишневый сад», рассказы и повести И. А. Бунина. Эпос, лирика и драма свободны от жесткой привязанности к эпичности, лиризму и драматизму, как типам эмоционально-смыслового «звучания» произведений.
Эпос
В эпосе организующим началом произведения является повествование о действующих лицах, их судьбах, поступках, умонастроениях, о событиях, составляющих сюжет. Повествование ведется со стороны и, почти всегда, имеет форму прошедшего времени. Дистанция между временем описываемого действия и временем повествования о нем составляет едва ли не самую главную черту эпоса.
Повествование в узком смысле — это обозначение словами того, что произошло однажды и имело временную протяженность. В более широком значении повествование — описание, воссоздание посредством слов чего-то устойчивого, стабильного или вовсе неподвижного (пейзаж, бытовая обстановка и т.д.). В эпических произведениях повествование включает в себя и высказывания действующих лиц — их диалоги и монологи, в том числе внутренние. Художественный текст — это сплав повествовательной речи и высказываний персонажей.
Эпос может умещать в себе большое количество характеров, судеб, обстоятельств, которое недоступно ни другим родам литературы, ни иному виду искусства. При этом повествовательная форма способствует глубочайшему проникновению во внутренний мир человека. Ей доступны сложные характеры, обладающие множеством черт и свойств, противоречивые, находящиеся в движении, развитии.
В эпических произведениях значимо присутствие повествователя, он является посредником между текстом и читателем, часто выступая в роли свидетеля и истолкователя действий лиц и разворачивающихся событий. Эпос воспроизводит не только рассказываемое, но и рассказывающего, он запечатлевает манеру говорить и воспринимать мир, а в конечном счете — склад ума и чувств повествователя.
Подобные представления о содержательных основах эпической формы неполны и односторонни. Дистанция между повествователем и действующими лицами актуализируется не всегда. Об этом свидетельствует уже античная проза: в романах «Метаморфозы» Апулея и «Сатирикон» Петрония персонажи сами рассказывают о виденном и испытанном. В таких произведениях выражается взгляд на мир, не имеющий ничего общего с так называемым «эпическим миросозерцанием».
В литературе последних трех столетий почти возобладало субъективное повествование. Повествователь стал смотреть на мир глазами одного из персонажей, проникаясь его мыслями и впечатлениями. Бородинская битва в одной из глав «Войны и мира» показана в восприятии не искушенного в военном деле Пьера Безухова; военный совет в Филях подан в виде впечатлений девочки Малаши. В «Анне Карениной» скачки, в которых участвует Вронский, воспроизведены дважды: один раз пережитые им самим, другой — увиденные глазами Анны. Нечто подобное свойственно произведениям Достоевского и Чехова, Флобера и Манна. Герой изображается изнутри. «Нужно перенестись в действующее лицо», — замечал Флобер. В этом случае, широко используется несобственно-прямая речь и голоса повествующего и действующего лица сливаются воедино.
Самая распространенная форма эпического повествования — рассказ от третьего лица. Но повествующий вполне может выступить в произведении как некое «я». Таких повествователей, высказывающихся от «первого» лица, называют рассказчиками. Рассказчик часто является одновременно и персонажем произведения.
Драма
Драма, как и эпос, воссоздает события, поступки людей и их взаимоотношения. Драматург подчинен «закону развивающегося действия». Но развернутое повествовательно-описательное изображение в драме отсутствует. Авторская речь здесь вспомогательна. Основа драмы — это цепь высказываний персонажей, их реплик и монологов.
Отсюда ограниченность художественных возможностей. Драматург пользуется лишь частью предметно-изобразительных средств, которые доступны создателю романа или эпопеи, новеллы или повести. Драматурги, в отличие от авторов эпических произведений, вынуждены ограничиваться объемом словесного текста, который отвечает запросам театрального искусства. Изображаемое в драме действие должно уместиться в рамки сценического времени.
Вместе с тем у автора пьесы есть преимущества перед создателями повестей и романов. Если с помощью повествования действие запечатлевается как нечто прошедшее, то цепь диалогов и монологов в драме создает иллюзию настоящего времени. Между изображаемым, и читателем нет повествователя.
В XIX–XX вв. в литературе возобладало стремление к житейской достоверности и присущие драме условности стали менее явными. Произведения русских драматургов XIX в. и начала XX столетия — А.Н. Островского, А.П. Чехова и М. Горького — отличаются достоверностью воссоздаваемых жизненных форм. Но и при установке драматургов на правдоподобие сюжетные, психологические и речевые гиперболы сохранялись. Театральные условности дали о себе знать даже в драматургии Чехова, любившего «жизнеподобие». К примеру, заключительная сцена «Трех сестер». Одна женщина десять минут назад рассталась с любимым человеком. Другая узнала о смерти жениха. И они, вместе со старшей сестрой подводят нравственно-философские итоги прошедшему, размышляя под военный марш о своем поколении, о будущем человечества. Можно представить себе это в реальности?
Ответственная роль в драме принадлежит речевому самораскрытию героев, диалогам и монологам которые, нередко насыщенные афоризмами и сентенциями, оказываются куда более эффектными, чем реплики, которые могли бы быть произнесены в жизни. Герои здесь изъясняются как поэты или ораторы. Прав был Гегель, рассматривая драму как синтез эпического начала (событийность) и лирического (речевая экспрессия).
В первой половине XIX в. литературные достоинства драмы часто ставились выше сценических. Гете полагал, будто «произведения Шекспира не для телесных очей», а Грибоедов называл «ребяческим» свое желание услышать «Горя от ума» со сцены. Получила распространение Lesedrama (драма для чтения), создаваемая для восприятия в чтении. Таковы «Фауст» Гете, маленькие трагедии Пушкина, тургеневские драмы, по поводу которых автор замечал: «Пьесы мои, неудовлетворительные на сцене, могут представить некоторый интерес в чтении».
Гегелем и Белинским драма рассматривалась высшей формой литературного творчества: как «венец поэзии».
Вплоть до XVIII столетия драма не только успешно соперничала с эпосом, но и становилась ведущей формой художественного воспроизведения жизни. Это объясняется тем, что огромную роль играло театральное искусство, доступное (в отличие от книги) широким слоям общества. Кроме того, свойства драматических произведений (изображение персонажей с выраженными чертами, воспроизведение человеческих страстей, тяготение к патетике и гротеску) в «дореалистические» эпохи вполне отвечали тенденциям общелитературным и общехудожественным.
И не смотря на то, что в XIX–XX вв. на передний план литературы выдвинулся социально-психологический роман — жанр эпического рода литературы, драматическим произведениям по-прежнему принадлежит почетное место.
Лирика
В лирике на первом плане эмоциональные размышления, волевые импульсы, впечатления, внерациональные ощущения и устремления. Если в лирическом произведении и обозначается какой-либо событийный ряд, то без тщательной детализации. «Лирика, — писал Ф. Шлегель, — всегда изображает лишь само по себе определенное состояние, например, порыв удивления, вспышку гнева, боли, радости и т. д., — некое целое, собственно не являющееся целым. Здесь необходимо единство чувства».
Лирическое переживание предстает как принадлежащее говорящему. В лирике (и только в ней) система художественных средств подчиняется раскрытию движения человеческой души.
Лирическое переживание отличается от непосредственно жизненных эмоций, где преобладают аморфность, невнятность, хаотичность. Лирическая эмоция — это своего рода квинтэссенция душевного опыта человека. Лежащее в основе лирического произведения переживание — это душевное озарение. Оно — результат творческого достраивания и художественного преобразования того, что испытано (или может быть испытано) человеком.
Лирика обретает себя в малой форме. Хотя и существует жанр лирической поэмы, в лирике преобладают небольшие стихотворения. Максимально сжатые лирические тексты подобны пословицам, афоризмам, сентенциям, с которыми нередко соприкасаются и соперничают.
Речевая экспрессия в лирическом роде поэзии нередко доводится до предела. Такого количества смелых и неожиданных иносказаний, гибкого и насыщенного соединения интонаций и ритмов, таких проникновенных звуковых повторов и подобий, к которым прибегают поэты-лирики, не знают ни высказывания героев в эпосе и драме, ни повествовательная проза, ни даже стихотворный эпос.
На ранних этапах развития искусства лирические произведения пелись, текст сопровождался мелодией, ею обогащался и с ней взаимодействовал. Многочисленные песни и романсы и поныне свидетельствуют, что лирика близка музыке. По словам М.С. Кагана, лирика является «музыкой в литературе», «литературой, принявшей на себя законы музыки».
Носителя переживания, выраженного в лирике, принято называть лирическим героем. Лирический герой не просто связан тесными узами с мироощущением автора, с его духовно-биографическим опытом, душевным настроем, но оказывается (в большинстве случаев) от него неотличимым. Лирика в основном ее «массиве» автопсихологична.
Вместе с тем лирическое переживание не тождественно тому, что было испытано поэтом. Лирика трансформирует чувства автора, обогащает, создает заново, возвышает и облагораживает. Именно об этом — стихотворение А. С. Пушкина «Поэт» («.. лишь божественный глагол /До слуха чуткого коснется, /Душа поэта встрепенется, / Как пробудившийся орел»).
При этом автор часто создает силой воображения психологические ситуации, которых в реальности не было. Мотивы и темы лирических стихотворений А. С. Пушкина не всегда согласуются с фактами его судьбы. Знаменательна и надпись, которую сделал А.А. Блок на полях рукописи одного своего стихотворения: «Ничего такого не было». Лирически выражаемые переживания могут принадлежать как самому поэту, так и иным, не похожим на него лицам. Умение «чужое вмиг почувствовать своим» — такова, по словам А.А. Фета, одна из граней поэтического дарования. Лирику, в которой выражаются переживания лица, заметно отличающегося от автора, называют ролевой (в отличие от автопсихологической).
Читаю новеллу, роман или драму, мы воспринимаем изображенное отстраненно. Другое дело лирика. Воспринять лирическое произведение —значит проникнуться умонастроениями поэта, ощутить их как свое собственное, личное, задушевное. Чувства поэта становятся нашими чувствами. Автор и его читатель образуют единое, нераздельное «мы». И в этом состоит особое обаяние лирики.
Написано на основе учебника «Теория литературы» Валентина Хализева.
12 апреля 2016
Иллюстрация к: Роды литературы