В службе энергоснабжения мое внимание привлекла таблица о задержках отправления поездов на Юго-Западной железной дороге. Бросалось в глаза, что этот показатель резко увеличился в весенние месяцы. Спросил, почему весна так плохо влияет на показатели работы, и получил от старшего ревизора А.Семенюты совершенно неожиданный ответ: "Виновники происшествий вон там" -и он показална стену, где весела репродукция извесной картины А.Саврасова "Грачи прилетели"
До тех пор пока по рельсам пыхтел паровоз,всякая живность могла пострадать только сама. С того же момента, как поезда перешли на электротягу, многие представители фауны создают на железной дороге аварийную ситуацию. Достаточно опасными являются гнездовья на опорах контактной сети грачей, ворон, аистов, что зачастую приводит к короткому замыканию.
В этом 2015 году на участке Клавдиево-Тетерев две совы стали виновниками задерхки на несколько часов трех пассажирских поездов и восемнадцати пригородных поездов. Сова-птица ночная. Она имеет свои участки охоты.Устав садится на контактный провод отдохнуть. Приближающаяся электричка ослепляет птицу, она взмахивает крыльями и своим телом замыкает цепь.
Но не только пернатые, но и другие животные доставляют много хлопот железнодорожникам.В последнее время контактную сеть выводили из строя крысы, ужи, куницы,лисы. На станции Бровки (Чудов-Волынская подстанция) куница размером 76 сантиметров в одно мгновение повредила оборудование на тысячи гривен поплатившись своей жизнью. Зверек забрался в трансформатор, перекрыл две фазы. В результате устойчивого короткого замыкания произошло повреждение трех изоляторов, выключателя и трех трансформаторов.
Но если с нашествием животных еще можно как-то бороться (чучела, красные флажки, голубые мячи, акустически отпугивающие устройства), то гораздо опаснее для железных дорог вмешательство двуногих. Речь идет о накладывании посторонних предметов на рельсы и прочих повреждениях оборудования праздношатающимися вдоль полотна подростками, да и гражданами постарше.
Почти обыденным делом стали кражи деталей и элементов оборудования, выводящие из строя приборы автоматики и связи. В прошлом году по Украине таких случаев было 5 тысяч. Железные дороги недосчитались, девяти километров кабеля,36 км. проводов воздушных линий связи. Крадут светофильтры светофоров, детали обеспечивающие фиксирование переводимых стрелок...
Весной возле станции Дубно Львовской дороги машинистом было применено экстренное торможение пассажирского поезда Харьков -Ужгород. Путевой обходчик вовремя заметил набросанные на рельсы железки и камни. Вскоре было установлено, что это дело рук трех местных школьников.
Кстати, как и в случаях с животными, проделки рук человеческих тоже носят ярко выраженный сезонный характер. Что-то такое происходит весной в головах больших и малых балбесов, и они творят зло, не задумываясь о последствиях.
Также весной но уже на Донецкой железной дороге машинист локомотива грузового поезда заметил убегающих подростков, но не успел затормозить. Локомотив, наехав на лежащий на рельсах шарикоподшипник, получил серьезные повреждения.
Есть у меня пример и типично зимнего случая. Недалеко от Червонограда Львовской дороги рано утром были обнаружены разобранные рельсы. Об этом доложил встревоженный монтер пути. Движение поездов немедленно приостановили. Вскоре выяснилось, что это вовсе не диверсия, а незавершенный накануне "ремонт"той самой бригады, представитель которой и проявил "бдительность". Накануне вечером изрядно замерзнув, монтеры облюбовали будочку для хранения инструментов и кототали в ней смену, время от времени посылая гонца в станционный буфет. Вовремя вспомнив, что скоро по расписанию здесь должен пройти поезд, выслали "встревоженного монтера" подать сигнал.
Во всех приведенных случаях виновные установлены и привлечены к отстветственности. Но не дает покоя мысль: как же недалеко ушли от уровня животных многие из нас!
8 декабря 2015
Иллюстрация к: ГРАЧИ И РВАЧИ.