Почему нас интересует жизнь великих? Полагаю, потому, что о жизни малых мира сего, кроме лицедеев, нам ничего не известно. Чем крупнее фигура, тем больше фактического материала собрано о ней. Иными словами, мы просто получаем возможность узнать самые подробные сведения о жизни человека вообще. Мало кто может сравниться в отношении величия с Александром Македонским (356 – 323 годы до Рождества Христова).
Он действовал в ту эпоху и находился в том месте, когда и где слава, доблесть и мудрость считались высшим идеалом и смыслом существования. Удивительно, что самый великий завоеватель причислял себя к тем, кто обделен этими достоинствами. Славу у него отнял собственный отец – Филипп, объединивший Грецию под македонским правлением. Доблесть – Геракл (по преданию основатель рода), подвиги которого повторить или превзойти ему не удалось. Мудрость – Аристотель, который был его учителем.
Детство у Александра было тяжелым из-за распущенности и постоянных ссор родителей. Он рос в семье абсолютно неблагополучной – один из супругов убил другого. Из-за ревности Олимпиада устроила заговор против Филиппа, который с ней уже не жил, и он был зарезан при входе в театр в 336 году до новой эры, когда нашему герою исполнилось 20 лет и когда ему пришлось возглавить мощное государство.
Величайший полководец всех времен недооценивал свои успехи. Но он не без оснований думал, что 20-40 тысяч человек не в силах контролировать все известное тогда обитаемое пространство (ойкумену). То, что он его прошел практически без поражений, в заслугу себе особо не ставил, именуя это военной прогулкой, а превосходящего в десятки раз противника – стадом баранов, которое послушно хлысту проворного пастуха.
Следует отметить, что походы Александра Великого перемежались регулярными попойками и блудом. Пристрастие к вину и разврату он унаследовал от обоих родителей.
В минуты просветления и трезвости царь горевал о том, что Персидская держава, которую он якобы сокрушил, уже давно прогнила изнутри, а эллинизация Северной Африки началась задолго до его блистательных побед. Несокрушимую фалангу также придумали до него. Правда, он ее усовершенствовал двадцатиметровыми прочными копьями, которые удерживали в руках до семи воинов. Основанная им Александрия прославилась в веках, но он не ведал о последствиях своего поступка. Разочарования не оставляли его почти никогда.
Заботясь о репутации храбреца, он первым вскарабкивался на стены вражеских крепостей, он возглавлял солдат, врубавшихся в гущу противника. Однако так поступали и многие другие. К тому же опасность была невелика, поскольку древние сражения редко отличались большим кровопролитием. Сама победа чаще всего заключалась в вытеснении противоположной стороны с поля боя.
Александр, скорее, относил себя к неудачникам. В этом корень его душевного недуга, проявлявшегося в чрезвычайном унынии, гордыне и гневливости. Он не отдавал должное своему благородству по отношению к побежденным, потому что памятовал о своей неоправданной жестокости. Страдания постоянно сопровождали его на избранном пути.
В мае месяце 333 года полководец всех времен и народов беспрепятственно вступил в хорошо укрепленный сирийский городок Тарс (он позднее получил мировую известность благодаря апостолу Павлу). Здесь внезапно наш герой заболел «горячкой от переутомления», пишут его биографы.
Эта загадочная горячка не отпускала македонского царя около шести месяцев. Тем временем Дарий собрал шестисот тысячное войско – в двадцать, а то и в тридцать раз превосходящее по численности греческую пехоту и весьма незначительную конницу. Однако под Дамаском в ноябре того же года при виде выздоровевшего Александра оно дало деру. Было убито (в основном в давке) порядка ста тысяч бегущих – неслыханная для тех времен цифра.
Дарий сумел скрыться, но Александр Великий взял в почетный плен мать, жену, сестру, двух дочерей и малолетнего сына властителя Персиды. В Дамаске, открывшем свои ворота, грекам досталась колоссальная добыча – сокровищница Дария. Такого количества добра и драгоценностей эллины, включая их предводителя, с роду не видывали. Они, подобно дикарям, не представляли себе, что такое подлинный комфорт, включая изысканную мебель и золотые ватер-клозеты.
У многих помутились головы. Обильные пьянки вперемешку с разнузданным блудом происходили чуть ли не ежедневно. В дневниках Александра той поры, которые видел Плутарх, преобладают записи такого рода: «В этот день и на следующий не мог пробудиться после попойки».
После подобных кошмарных возлияний македонский царь отнюдь не ощущал себя повелителем мира. Жалкий, трясущийся, поддерживаемый слугами, он часами отрабатывал рвотный рефлекс над золотым унитазом.
Но и в реальности насаждаемая на местах новая администрация фактически не функционировала. Минимальным жизнеобеспечением и борьбой с хаосом занимались прежние чиновники. К слову сказать, в Персии лучше, чем в Греции, были налажены коммуникации. Именно этой державе исторически мы обязаны возникновению четко продуманной системы почтовой связи.
Проводивший время беспорядочно, Александр плохо разбирался в окружающей действительности, но при этом в возбужденном состоянии воображал себе, что может с ней делать все, что угодно. Проявлялись признаки мании величия, абсолютной оторванности от Высшего Промысла, о чем некогда говорил ему Аристотель, хотя именно Промысел осуществлял руками македонского царя свои таинственные планы. Не исключено, правда, что в мгновения ясности Александр Великий чувствовал твердую длань Судьбы.
Когда он возомнил себя богом, доподлинно не известно. Как бы то ни было, это весьма опасное заблуждение. С некоторых пор льстецы и прихлебатели стали запросто его называть сошедшим на землю Зевсом.
В октябре 332 года до Рождества Христова Александр вступил в Египет. Местная многочисленная греческая колония встречала его как освободителя от персидской тирании. Тут ему была подсказана идея основать город собственного имени в дельте Нила вблизи острова Форос. Проект существовал давно, но не хватало средств. Теперь они появились.
Незадолго до смерти Александр поселился в Вавилоне. Царь решил сделать его столицей виртуального мира, который он завоевал. Кстати, эти завоевания завершились безрезультатным походом в Индию.
Вавилон, по мнению древних, был прибежищем сатаны. Здесь некогда обманутые им люди строили Вавилонскую башню, чтобы дотянуться до Бога. Но мысль дотянуться или даже встать на место Господа есть ложь. Она до конца времен будет приводить человека к поражению.
В Вавилоне Александр Великий сильно скучал и пил больше обычного. После одного из продолжительных застолий он скончался на тридцать третьем году жизни. Умер, разочарованный и подзабытый многими ввиду отсутствия Интернета.
Позднейшие бойкие писатели восстановили его репутацию и прославили в веках.
24.07.2014
23 марта 2019
Иллюстрация к: Александр Македонский как символ