Восемь миллионов детей. Что можно представить? Много гвалта, беготни, воздушные шарики, радостный смех, обиженный рев. Кто-то из этой гигантской толпы станет гением, кто-то преступником, кто-то просто будет жить, радоваться и печалиться, трудиться и отдыхать, создавать и разрушать. Но это пустые выдумки. Их нет. Восемь миллионов детей мертвы.
Их легко можно было бы спасти. Для этого не потребовалось бы ни вмешательства супергероев, ни чудес, ни армии врачей. Не потребовалось бы ничего, кроме здравого смысла.
Все эти дети жили в Африке, Южной и Юго-Восточной Азии, и страдали от недостатка витамина А. Существующие программы борьбы с этой проблемой помогали мало. И тогда ученые придумали выход: они вставили ген витамина А из моркови в геном риса, который всегда был главным блюдом этих детей. Но спасительный желтый рис дети так и не получили из-за страха взрослых перед генно-модифицированными организмами.
Страх этот целиком происходит от недостатка образования и нежелания разбираться в сложной проблеме самостоятельно. Как бы то ни было, у меня не хватает духу винить в судьбе детей их родителей. Ведь наверняка это очень небогатые малообразованные африканцы, сами, доверчивые и послушные перед чиновниками и священниками, как дети. Каково же было мое удивление, когда выяснилось, что не бедные необразованные африканцы, а половина российских людей из моего родного города не знают что такое гены, и даже считают, что ГМО-продукты следует запретить!
Геном можно сравнить с текстом, который написан при помощи алфавита из четырех букв. Все слова в нем состоят всего из трех букв. Рассуждая таким образом, геном человека можно сравнить с крупным романом, бактерий — с небольшой повестью, а вирусный — с коротким рассказом. Отдельные предложения из этого текста называются генами. Генетический код универсален для всех организмов, и сами по себе «буквы», ничем не отличаются у змеи и человека. Змею змеей, а человека человеком делают не «буквы», а их сочетания. Генетическая инженерия позволяет вырезать ген из одного организма, и помещать его в другой. Выглядит это примерно так:
Вот лес: вяз, бук, дуб, ивы тут, был вал — дым шел три дня (исходный ген)
Вот лес: бук, ивы, вяз, тут дуб, вал был — шел дым три дня (искуственный ген)
Смысл фразы не искажен, сохранились те же буквы в тех же сочетаниях. Как нетрудно заметить, нигда не возникает новой информации о заячьих ушах или раковых заболеваниях. Природа миллионы лет пользовалась перестановкой генов для осуществления эволюции. В этом смысле все мы, люди, тоже ГМО.
Аргументы противников генетической модификации поражают своей нелепостью. Чего только не выдумают: «бесконтактный способ передачи плохой информации», «неизвестные гены попадают в тело человека через пищеварительный тракт». Хотя генетическая инженерия имеет дело как раз с известными генами и природными инструментами для их вырезания и сшивания, в то время как традиционная селекция для слепого «перепутывания» генов использовала радиацию и химические мутагены. Сейчас никого это не пугает. Так же как никого не беспокоит, что гены, которые неизбежно присутствуют в любом природном продукте питания тоже попадают в пищеварительный тракт человека. Увенчивают всю эту башню ахинеи ометка «без ГМО» на продуктах, которые в принципе не могут содержать генов, например, соль и минеральная вода.
Откуда же возникла истерия вокруг генетически модифицированных организмов? Ведь нет дыма без огня... Действительно, нет. Трансгенные растения устойчивы к вредителям и болезням, поэтому их не требуется обрабатывать традиционными средствами. Поэтому компании, производящие удобрения и гербициды поддерживают страх перед нововведениями в сельском хозяйстве, чтобы избежать убытков.
Истине часто проиходится пробивать дорогу сквозь дебри неповоротливого общественного мнения и путаницу интриг. Так было с гелиоцентрической системой, генетикой в СССР, а теперь с ее родственницей — генетической инженерией. Если вас когда-нибудь попросят поддержать движение против ГМО, пожалуйста, вспомните про восемь миллионов детей, которых в этом мире нет.
Литература.
1. Vitamin A deficiency and attributable mortality among under-5-year-olds. — World Health Organization , 1992.
2. Трансгенные продукты или пестициды: что опаснее? Еженедельник 2000 — Аспекты . №1-2 (301) 13 - 19 января 2006 г.
3. Трансгены: знания, спекуляции, бизнес. http://www.dynastyfdn.com/news/38
4. Богданова Т. Л., Солодова Е. А. Справочник по биологии для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 816 с.
10 сентября 2015
Иллюстрация к: Восемь миллионов детей и ГМО