ПРОМО АВТОРА
Иван Соболев
 Иван Соболев

хотите заявить о себе?

АВТОРЫ ПРИГЛАШАЮТ

Серго - приглашает вас на свою авторскую страницу Серго: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Ялинка  - приглашает вас на свою авторскую страницу Ялинка : «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Борис Лебедев - приглашает вас на свою авторскую страницу Борис Лебедев: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
kapral55 - приглашает вас на свою авторскую страницу kapral55: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Ялинка  - приглашает вас на свою авторскую страницу Ялинка : «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»

МЕЦЕНАТЫ САЙТА

Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»



ПОПУЛЯРНАЯ ПРОЗА
за 2019 год

Автор иконка Сергей Вольновит
Стоит почитать КОМАНДИРОВКА

Автор иконка Эльдар Шарбатов
Стоит почитать Юродивый

Автор иконка Редактор
Стоит почитать Стихи к 8 марта для женщин - Поздравляем...

Автор иконка Роман SH.
Стоит почитать Читая,он плакал.

Автор иконка Сандра Сонер
Стоит почитать На даче

ПОПУЛЯРНЫЕ СТИХИ
за 2019 год

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать Как будто пленники дома

Автор иконка  Натали
Стоит почитать Понимание

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать Возможно, это и честней...

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать Рок-опера жалкой души

Автор иконка Елена Гай
Стоит почитать Вера Надежды

БЛОГ РЕДАКТОРА

ПоследнееПомочь сайту
ПоследнееПроблемы с сайтом?
ПоследнееОбращение президента 2 апреля 2020
ПоследнееПечать книги в типографии
ПоследнееСвинья прощай!
ПоследнееОшибки в защите комментирования
ПоследнееНовые жанры в прозе и еще поиск

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К ПРОЗЕ

Вова РельефныйВова Рельефный: "Это про вашего дядю рассказ?" к произведению Дядя Виталик

СлаваСлава: "Животные, неважно какие, всегда делают людей лучше и отзывчивей." к произведению Скованные для жизни

СлаваСлава: "Благодарю за внимание!" к рецензии на Ночные тревоги жаркого лета

СлаваСлава: "Благодарю за внимание!" к рецензии на Тамара Габриэлова. Своеобразный, но весьма необходимый урок.

Do JamodatakajamaDo Jamodatakajama: "Не просто "учиться-учиться-учиться" самим, но "учить-учить-учить"" к рецензии на

Do JamodatakajamaDo Jamodatakajama: "ахха.. хм... вот ведь как..." к рецензии на

Еще комментарии...

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К СТИХАМ

ЦементЦемент: "Вам спасибо и удачи!" к рецензии на Хамасовы слезы

СлаваСлава: "Этих героев никогда не забудут!" к стихотворению Шахтер

СлаваСлава: "Спасибо за эти нужные стихи!" к стихотворению Хамасовы слезы

VG36VG36: "Великолепно просто!" к стихотворению Захлопни дверь, за ней седая пелена

СлаваСлава: "Красиво написано." к стихотворению Не боюсь ужастиков

VG34VG34: " Очень интересно! " к рецензии на В моём шкафу есть маленькая полка

Еще комментарии...

СЛУЧАЙНЫЙ ТРУД

Отвеку двойствен по природе...
Просмотры:  135       Лайки:  0
Автор Владимир Лучит

Полезные ссылки

Что такое проза в интернете?

"Прошли те времена, когда бумажная книга была единственным вариантом для распространения своего творчества. Теперь любой автор, который хочет явить миру свою прозу может разместить её в интернете. Найти читателей и стать известным сегодня просто, как никогда. Для этого нужно лишь зарегистрироваться на любом из более менее известных литературных сайтов и выложить свой труд на суд людям. Миллионы потенциальных читателей не идут ни в какое сравнение с тиражами современных книг (2-5 тысяч экземпляров)".

Мы в соцсетях



Группа РУИЗДАТа вконтакте Группа РУИЗДАТа в Одноклассниках Группа РУИЗДАТа в твиттере Группа РУИЗДАТа в фейсбуке Ютуб канал Руиздата

Современная литература

"Автор хочет разместить свои стихи или прозу в интернете и получить читателей. Читатель хочет читать бесплатно и без регистрации книги современных авторов. Литературный сайт руиздат.ру предоставляет им эту возможность. Кроме этого, наш сайт позволяет читателям после регистрации: использовать закладки, книжную полку, следить за новостями избранных авторов и более комфортно писать комментарии".




Уроки и перемены. Часть 3. Свобода, молоко и свежий воздух


Юлия Шулепова-Кавальони Юлия Шулепова-Кавальони Жанр прозы:

Жанр прозы Литература для детей
686 просмотров
0 рекомендуют
3 лайки
Возможно, вам будет удобней читать это произведение в виде для чтения. Нажмите сюда.
Уроки и перемены. Часть 3. Свобода, молоко и свежий воздухПродолжение повести "Уроки и перемены"

На новом месте

           Во второй класс Алеша пошел в сельскую школу. Перед самым началом учебного года пришла как-то мама, очень расстроенная, и говорит Алеше:

-Все, поедем, сынок, опять в деревню.

-Навсегда? – обрадовался Алеша.

-Это уж как там получится, - ответила мама. – Но сейчас надо ехать непременно. Твоя врач сказала, что тебе нужен свежий воздух, еще настоящее коровье молоко и свобода. Тогда можно поправить твое здоровье. А при здешней обстановке не то, чтобы поправить, и последнее растрепать можно. Да и какой тут, в городе, воздух? Сплошной бензин, а не воздух. А я устала воевать с твоими болезнями. В общем, поехали!

Ну, и поехали Алеша с мамой. Погрузили в машину вещи, сели в нее сами и отправились к свежему воздуху, молоку и свободе.

            Перед отъездом пришли в кабинет к Кантемировой. Она очень огорчилась, когда узнала о внезапном мамином  решении. Да еще перед сентябрем. Но когда мама объяснила ей, что без деревни не поправить Алешиного здоровья, сказала:

-Конечно, ребенку нужен свежий воздух. Да и молоко бутылочное не сравнить с настоящим. А потому давайте мы с вами договоримся, что поживете вы в деревне годик, здоровье наладите, и приезжайте назад. Я вам буду держать место.

             Потом она посадила Алешу на колени, погладила его по голове и сказала очень грустно:

- Прощай, малыш! Мне будет без тебя скучно. А ты уж не забывай меня, навещай по  возможности! Я вот приготовила тебе в подарок  этот фотоаппарат. Им еще мой сын снимал, когда молодой был.

              Маргарита Владимировна протянула Алеше большой коричневый футляр. Алеша раскрыл его. Фотоаппарат оказался самым настоящим, с большим объективом, всякими кнопочками и защелками. Еще у него был длинный ремешок. Назывался фотоаппарат: «ФЭД».

-Хорошая вещь! – похвалил Алеша. – А что же теперь ваш сын не снимает этим аппаратом?

- Мой сын разбился вместе с самолетом семь лет назад. Он был летчиком, - сказала Маргарита Владимировна.

-Маргарита Владимировна, Бога ради, простите Алешу за его болтливость! – вмешалась в разговор мама. – И примите, пожалуйста, наше участие!..

-Не стоит извиняться, - спокойно ответила директриса. – Я  уже пережила свою боль. Хотя, конечно, совсем невозможно… Впрочем, не об этом  сейчас речь. Поезжайте с Богом! И возвращайтесь, если надумаете.

Она ссадила Алешу с колен:

  • Слушайся маму и береги ее, Алеша! Ты же мужчина. – Махнула рукой вслед.

            А на следующий день Алеша был уже на новом месте.

           Директор местной школы временно поселил  прибывших в школьный интернат. В нем  во время учебного года проживали школьники из близлежащих  хуторов, в которых не было своих школ. Каждый день приезжать в школу из хутора сложно, особенно зимой или в непогоду. Вот и придумали специальный интернат, чтоб всю учебную неделю дети не мотались по дорогам, а спокойно приходили в интернат из школы и отдыхали. Тут же делали домашние задания, кушали, спали – жили, в общем, как люди.

          В интернате  за детьми приглядывают воспитательница и няня. Няня одновременно справляет обязанности  сторожа и повара. Она же стирает постельное белье. Если нужно, к примеру, простирнуть штаны какому-нибудь малолетнему шалопаю, то няня и от этого дела не отказывается. Она вообще  мастерица на все руки. Зовут няню Антониной Андреевной. А воспитательницу – Галиной Алексеевной. Обе они  добрейшей души женщины. Дети их любят. Галину Алексеевну слушаются беспрекословно, хотя она никогда не кричит, никого не ругает – вообще, говорит всегда тихо и спокойно. Она и внешне вся такая тихонькая, маленькая, незаметная. Очень любит подробно объяснять свои поступки и  требования. А няня Антонина Андреевна, наоборот, женщина с крутым характером. Она не может терпеть разгильдяйства  и безделья. Очень любит привлекать всех окружающих к работе.  Когда она чем-нибудь занимается по хозяйству, возле нее обязательно крутятся  в помощниках два-три воспитанника.

           А живут няня с воспитательницей тут же, в интернате. Потому что места хватает всем, даже слишком. Комнат в здании  много, а учеников –  всего 14 детей, включая и сынишку воспитательницы.

          Когда директор школы Иван Павлович вселял Алешину маму с Алешей в интернат, он сказал, что это временная мера: пока отремонтируют  настоящую квартиру. И заметил, что на первых порах пожить в интернате будет очень даже удобно со всех сторон. Во-первых, маме не придется заботиться о продуктах, поскольку няня-повар все вовремя приготовит и накормит. Во-вторых, у мамы не будет болеть голова насчет Алеши, потому что после уроков он не будет беспризорным, ожидая маму с работы.

           Действительно, все так и получилось. Жизнь в интернате оказалась для Алеши и его мамы настоящим раем. После уроков, которые всегда у Алеши заканчивались раньше маминых, ребенок вместе с остальными интернатскими детьми приходил в интернат и поступал на попечение Галины Алексеевны и Антонины Андреевны. К приходу мамы с работы у Алеши уже и уроки сделаны, и ботинки вычищены, и школьная форма к завтрашним занятиям выглажена. А сам Алеша играет с друзьями  во дворе или в игровой комнате.

          За друзьями далеко не надо ходить: все под боком. Уже в первый же день Алеша подружился со всеми интернатскими мальчиками и с двумя девочками – четвероклассницами. Есть тут еще одна девочка. Она старшеклассница. И живет она в отдельной комнате. А эти две – Валя и Таня – в другой. А других девочек в интернате пока нет. Зато мальчишек – целый десяток. Все они живут в одной большой комнате. Эту комнату называют « коммуналкой». Наверное, потому, что в ней всегда шумно, как в коммуналке. У мальчиков в комнате помимо тумбочек возле кроватей и шкафчиков для одежды есть еще большой раздвижной стол для настольных  игр. На нем же мальчики выполняют домашние задания.

            Еще одна большая комната  предназначена для игр и развлечений. Она так и называется – «игровая». В игровой есть небольшая библиотека и телевизор. Есть еще столовая, которая вместе с кухней. Тут же и кладовка для продуктов, в которой на самодельных деревянных полках  установлены всякие соленья, варенья и маринады, изготовленные собственноручно самой Антониной Андреевной. Вообще, здесь ее единовластное царство, в котором никому  и в голову не приходит устанавливать какие-то свои порядки.

             Из мальчиков Алеша выделил сына воспитательницы Галины Алексеевны, которого тоже зовут Алеша. Этот мальчик, разумеется, живет не в «коммуналке», а вместе с мамой в отдельной комнате. Но уроки, обычно делает вместе с мальчиками у них в комнате за большим столом. Алеше, кстати, тоже очень даже удобно заниматься тут же. Играют оба мальчика тоже вместе со всеми в игровой. И кушают вместе со всеми в столовой. Поэтому они так же, как и все остальные выполняют обязанности дежурных, когда приходит очередь убирать или мыть посуду.

             Алеша, сын воспитательницы, учится в четвертом классе. Он очень серьезный и умный. Как и его мама, говорит он всегда тихо, спокойно и вразумительно. С ним очень интересно беседовать о каких-нибудь открытиях или изобретениях. Еще он любит собирать конструкторы.

            Самый веселый и забавный из всех мальчиков в интернате – третьеклассник Сережа Коровин. Все называют его, конечно, «коровой», но, по мнению Алеши, Сережа больше похож на непоседу-козлика. Сережа не может усидеть на месте спокойно дольше 10 минут. Он постоянно вертится, суетится, пристает к кому-нибудь и мешает всем подряд. За это ему крепко достается и от взрослых, и от товарищей. Но он ни на кого не обижается. И на него никто  по-настоящему не обижается. Ну что с него взять, если он такой вертунчик?

             Сережа – мастер на всякие розыгрыши и смешные проделки. Этим он и понравился Алеше. Алеша и сам не прочь придумать какую-нибудь шутку. А когда вдвоем что-нибудь сотворяешь – это вдвойне интереснее. Как-то Сережа с Алешей пришли из школы раньше всех, скучно стало одним по интернату слоняться. Тут Сережа и говорит Алеше:

- А давай Танькину и Валькину тумбочки перетащим к мальчишкам в «коммуналку», а к ним в комнату чьи-нибудь поставим! Вот хохма-то будет!

              К обеду четвероклассницы Валька и Танька пришли из школы, сунулись в тумбочки, а там совсем какое-то чужое барахло. Они взвыли и побежали к Галине Алексеевне жаловаться. А тут одновременно два мальчика в «коммуналке» воют. Ох, и досталось же потом Сереже с Алешей, когда все прояснилось! Зато шутка эта надолго всем запомнилась.

            Алеше тоже надолго запомнилась. Мама  запретила играть со всеми в игровой и во дворе в течение целой недели. Даже уроки Алеша обязан был выполнять в своей комнате. А тут, как назло, дни такие теплые установились: настоящая золотая осень! Только Алеша не такой человек, чтобы унывать. Открыл окно, уселся на него и давай песни петь. Сережа подошел, влез на окно со стороны двора, присоединился.

           Вот сидят Алеша с Сережей на окне и орут всякие песни. Большей частью военные, героические. Им говорят:

-Нельзя ли потише? Уроки невозможно готовить!

Алеша отвечает:

-Нельзя. Песни надо петь громко: они для народа созданы, чтоб народ их слушал и передавал из уст в уста.

             Народ взбушевался, в драку готов лезть, а певцы еще пуще заливаются. На шум няня прибежала, Антонина Андреевна:

-А ну-ка, прекратите безобразничать!

-Не имеете права запрещать! – сказал Алеша.

             А  Сережа стал кривляться и показал Антонине Андреевне «носа». Обиделась Антонина Андреевна:

--Вот уж я все директору  расскажу! – И ушла.

       Вечером пришла с работы Алешина мама вся расстроенная. С Алешей не разговаривает. И вообще    никак его не замечает. А ребенок так соскучился. Да и поговорить охота. Тем более, что полдня  один сидел.

             После ужина мама не стала тетрадки проверять, а принялась вещи перекладывать из шкафа в чемоданы. Потом говорит Алеше:

-Ты свои вещи тоже собери в чемодан. Мы завтра назад в город поедем.

-Зачем в город? – удивился Алеша. – Разве завтра выходной?

-Не выходной. Но тут нам никак нельзя оставаться. Школа тут всего одна, а поменять работу я не могу. Так что едем назад в город.

-Но зачем тебе менять, мамочка? Здесь так хорошо!

-Я не имею права  работать здесь в  школе. Что же я за учительница такая, если у меня сын – хулиган и разбойник? После того, что ты тут сотворил, я не могу сделать замечание даже самому последнему лоботрясу. Да и директор как узнает завтра о том, что тут случилось, тут же уволит. Лучше уж самой убраться подобру-поздорову.

             Алеша заскулил:

-Мамочка, но я же нечаянно. Сам не знаю, что на меня нашло!

-Алеша, ни мне, ни Антонине Андреевне, которую ты обидел, от этого не легче. Собирай вещи: возвращаемся в город.

-А там опять у бабушки будем жить?

-У бабушки.

              Тут Алеша расстроился не на шутку:

-Мамочка, ну давай не будем ехать! Я больше никогда-никогда не буду плохо себя вести. Честное слово!

-Не нужно мне твое честное слово, если Антонина Андреевна решительно намерена обратиться к директору. Он церемониться не станет. Я лично очень понимаю Антонину Андреевну. И на ее месте поступила бы так же.

              Алеша взвыл по-настоящему:

-Мамочка! Но ведь можно еще что-нибудь поправить? Я пойду извинюсь перед Антониной Андреевной. Может, она простит, мамочка?

-Этого я не знаю. Лично я бы не простила. Но она женщина добрая.

            Алеша вытер глаза рукавом и поскакал в коридор. Минут через десять возвращается и прямо с  порога радостно кричит:

-Мамочка! Антонина Андреевна простила! Я попросил прощения, и она простила. Не надо никуда уезжать!

-Ты меня, Алеша, не убедил. Я не верю, чтоб она могла такое простить. Что она была жутко расстроена – это я видела, а что простила тебя – этого не вижу. Да и все равно все дети видели, какой у меня сын.

              Алеша опять исчез за дверью. Возвращается не один: тянет за руку Сережу Коровина. Следом за ними в комнату заходит Антонина Андреевна.

-Антонина Андреевна, скажите маме, что вы простили! Пожалуйста! Она не верит! И что Сережка извинился, скажите! – вопит Алеша. Тут же толкает в бок Сережу:

-Ну, ты! Говори скорее маме, что извинился! Говори, извинился?

-Ну, - буркнул Сережа, не поднимая головы. – Сказал же, что не буду больше!

          И заревел от перенапряжения.

-Да что вы, ей-богу! Я уж и забыла все! – замахала руками сердобольная Антонина Андреевна. – От, как расстроились, сердешные! Прибежал, плачет: простите, говорит, я нечаянно! Не жалуйтесь, говорит, директору. Не хочу, говорит, уезжать и буду, говорит, теперь всегда слушаться. Не ругайте уж вы его, бедного. Вон, как переживает хлопец!

              Мама улыбнулась:

-Спасибо, Антонина Андреевна! И, пожалуйста, извините уж меня за сына! Возможно, он и впрямь образумится.

             Так и не уехали назад в город.

Свобода, молоко и свежий воздух

           Ранней весной Алеша с мамой перебрались на новую квартиру. И оказалось, что за молоком далеко не надо ходить. Прямо тут же, во дворе в соседнем доме живет женщина, у которой есть корова. И эта корова дает изумительное молоко.

           Каждый вечер после дойки женщина приносит в баночке литр молока. С молоком баночку приносит и без молока уносит. Если мама в это время на работе, то караулить молочницу должен Алеша.

           Двери Алешиной квартиры выходят на крыльцо, а крыльцо – во двор. Сюда же, во двор, смотрит и огромное, во всю стену,  кухонное окно. Когда на улице непогода, Алеша высматривает молочницу через окно, а когда погода хорошая, Алеша сидит на крыльце и ждет.

           Однажды Алеша пришел из школы, пообедал и побежал во двор играть в футбол. Он рассчитывал поиграть немножко, а потом уж вернуться домой и заняться делами. Погонял футбольный мяч во дворе, потом с Андрюшкой Новиковым доделали воздушный змей. Когда доделали, проверили в поле, как он летает. Змей оказался на редкость летучим. Так бы и гоняли до вечера, наверное, но змей зацепился за провода и остался там висеть. Андрюшка отправился в гараж к отцу, а Алеша пошел в интернат к своим приятелям Сережке и Алеше.

           Алеша, сын воспитательницы, делал в учебной комнате уроки, а Сережка помогал Антонине Андреевне укладывать кирпичи вокруг клумбы. Ну, и Алеша присоединился. Быстро уложили все кирпичи и побежали на пруд смотреть на уток. Потом Алеша вместе со всеми поужинал, и только после ужина вспомнил, что ему надо было быть дома и караулить молочницу.

          Пришел домой, а тут уже мама хлопочет возле плиты. Алеша обрадовался, что мама дома, подскочил к ней, а она Алешу  молча отстраняет. Сердится на него мама за то, что прогулял целый день. И молочницу прозевал. Прошел Алеша в маленькую комнату, сел за стол, заваленный Алешиными тетрадками, школьными принадлежностями, игрушками и всяким хламом, который Алеша приносит, обычно, с улицы, и принялся размышлять: что делать? То ли сразу же сесть за уроки, то ли пойти на кухню и повиниться перед мамой? Мама, конечно, разговаривать с ним не желает, но не будут же они всю жизнь вот так  молча жить? Когда-то ведь и говорить придется. Лучше уж сразу покаяться и попросить прощения. А заодно и выяснить, что теперь с молоком получилось? Может, мама сама уже сходила за ним, а может, молочница приходила, когда мама дома уже была?

          Алеша выполз на кухню.

-Мам, а за молоком надо идти? – спросил он.

-Спасибо, родной! Но ты как-то припозднился со своими хлопотами, - сердито бросила мама.

            Алеша так и не понял, что ж с молоком-то теперь?

-Так за молоком-то надо идти? – опять спросил он.

-Шел бы ты лучше в свою комнату и не мозолил бы мне глаза. Утром теперь молоко будет.

               Алеша вернулся с маленькую комнату и опять уселся за стол. Что-то не получилось насчет покаяния и прощения. Зато с молоком разобрался. К тому же, вспомнил, что завтра суббота, если утром за молоком идти. Выходит, что не так уж и страшно, что полдня пробегал: не надо за уроки садиться. Алеша немного успокоился и принялся читать книжку.

-Через пять минут будем ужинать, - сказала мама, заглянув в комнату.

-Меня Антонина Андреевна накормила, - сообщил Алеша.

-Может, ты  совсем переселишься в интернат жить? – спросила мама. – А то я беспокоюсь за тебя, хлопочусь чего-то. Оказывается, мои хлопоты тебе ни к чему. Ты сам теперь себе голова.

-Нет, мамочка, не голова! Я нечаянно! Забегался и забыл про время. Ну, прости меня, пожалуйста!

-Хорошо! Но завтра  ты будешь все-таки наказан.

-Почему завтра? – не понял Алеша.

-Потому что сегодня уже поздно. Тебе нужно спать

             Алеша пошел к умывальнику: спать, так спать. А зачем наказывать-то? Повинился же, раскаялся. И ничего страшного не случилось.

-Мам, а ты как наказывать будешь?

-А вот завтра и узнаешь.

              Долго не  мог уснуть Алеша. Все думал, ворочаясь в постели, какое же наказание мама ему придумала? Алеша не боялся наказаний. Подумаешь, в углу десять минут постоять, или полы в квартире помыть. Это что, наказание? Полы он и без наказаний всегда сам моет, а в углу стоять  даже иногда интересно бывает. Стоишь и мечтаешь  о чем-нибудь. И никто не мешает.

           Так и заснул, не придумавши ничего конкретного. Утром продрал глаза, вскочил и побежал к маме:

-Мам, а ты меня как наказывать будешь?

-Наказывать? За что? – удивилась мама. – Ах, да, наказывать! – Она призадумалась.

-Давай-ка, ты приводи себя в порядок. Позавтракаем, уберем в доме, а потом ты и приходи за своим наказанием.

-Может, лучше сразу?

-Нет, все сразу ничего не делается. А ты вечно торопишься куда-то. Не волнуйся, успеешь еще получить свое.

              Наконец, после всех дел мама поставила перед собой сына и сказала:

-Я думаю, сынок, что у тебя большие нелады со временем. Ты сам по себе, а твое время существует совершенно отдельно от тебя. И поэтому ты его не замечаешь. Ведь, правда, же?

-Точно, мамочка! Я заметил, что время то летит слишком быстро, то очень медленно тянется.

-Вот-вот, мой дорогой! И потому вчера ты не нарочно прогулял без толку полдня, а потому, что забыл про время. Оно и пролетело мимо тебя так, что ты его и не заметил. А если дальше так продолжаться будет, то вскоре ты совсем с ним не совладаешь. И у тебя будут проблемы и в школе, и дома.

-И что же мне теперь делать, мамочка! – спросил Алеша.

-Тебе следует серьезно подумать о том, как найти общий язык с твоим временем. А чтобы подумать, на это тоже нужно время. Думаю, что часика тебе вполне хватит. Поэтому в течение часа ты будешь находиться здесь, на кухне, возле окна и думать. Может быть, что путное и придумаешь.

-Мамочка, но я же могу думать, где угодно. Зачем тут находиться?

-Тут, по-моему, самое подходящее место.

-А что я должен делать?

-Ничего. Только наблюдать и думать. Вон, там за окном всего много интересного. А ты можешь хоть сидеть, хоть стоять, хоть на полу валяться. От окна только нельзя отходить. Вот тебе часы: как только час пройдет, можешь быть свободен. Потом расскажешь, что придумал за этот час. А мне надо отлучиться: за молоком, в магазин, к Антонине Андреевне наведаться – в общем, дела у меня. Дождись меня, если задержусь!

-Это, что, такое наказание? – удивился Алеша.

-Ну, можно сказать, что наказание, а можно, что наука. Короче, я пошла, а ты думай. – Мама взяла банку для молока, сумку для магазина и отправилась по делам.

              А сын остался на часах. Он совсем не огорчился от такого «наказания». Наоборот, ему стало весело и даже занятно. «Тоже еще наказание, - усмехнулся  он. – Сиди себе возле окна и смотри, что во дворе происходит! Что ли, я никогда не сидел и не смотрел?»

            Алеша пододвинул к окну стул и с удовольствием уселся на него так, чтобы очень удобно было обозревать дворовый пейзаж, простиравшийся за окном. Но тут обнаружил, что сидит спиной  к столу и не видит часы. Он  поднялся и переставил свой стул как надо. Заодно раздвинул во всю ширь окна занавески. Вот теперь все в порядке. Уселся опять на стул и посмотрел на будильник, который мама поставила на столе. Минутная стрелка заметно продвинулась. Алеша остался доволен. «Все хорошо, - подумал он. – Подумаешь, беда какая! Всего-то часик на кухне посидеть! Бывало, и дольше приходилось, когда непогода, или болезнь».

             Посидел немного, руки на коленках сложивши и уставившись на часы. Скучно стало  сидеть без всякого занятия. Тут вспомнил, что мама велела в окно смотреть и думать. « Я ж  возле окна потому и сижу, чтоб смотреть», - хлопнул себя по лбу. И уставился в окно.

             Двор представлял собой скучную пустынную картину. Наверное, потому, что небо тучами заволокло. Да и выходной, к тому же: люди отсыпаются по утрам после трудовой недели. Собаки - и те попрятались куда-то. «Неужели, никому гулять не хочется? -  подумал Алеша. - Я бы уж давно пошел на улицу, если б можно было». Он опять взглянул на часы. Минутная стрелка была почти на том же самом месте, на каком была в прошлый раз. «Это потому, что я все время на нее смотрю, - догадался Алеша. – Надо вовсе не смотреть на часы. И вообще, мама велела в окно глядеть».

           Алеша послушно уставился в окно. Но там ни на чем невозможно было даже глазом зацепиться.

             «Оказывается, двор-то у нас большой. А я и не замечал раньше, – подумал Алеша, оглядывая дворовое пространство. – Только весь какой-то неухоженный. И мусору много. А мы бегаем вокруг. Никому даже и в голову не приходит навести во дворе порядок. Надо бы сказать об этом маме, чтоб комендантшу попросила организовать какой-нибудь субботник. Тут и взрослым, и детям работы хватит. Еще можно попросить, чтобы для малышей какую-нибудь площадку соорудили. А то возятся в грязи, как беспризорники. Качели можно поставить, турники всякие. Я и сам бы покатался с удовольствием. А дорожки во дворе следует гравием хорошенько засыпать: вон, как машины колесами разворотили! Да и вообще, зачем это мужики машины во двор тянут? Оставляли бы за воротами. Кто их там тронет? А то еще и тракторами заезжают. Ну, никакой культуры!»

            Тут Алеша спохватился, что давно на часы не поглядывал. Задумался над всеми этими дворовыми проблемами и забыл про часы. Глянул, а стрелка-то далеко вперед убежала! Так быстро! Прямо странно получается: то стрелка тянется еле-еле, почти не двигаясь, а то летит стрелой. Отчего это?

            Алеша опять принялся размышлять. Тянется время когда? Когда ничего не делаешь. Сидишь сиднем и пялишься на часы. А когда про часы вовсе забываешь и чем-нибудь занимаешься, то и время бежит незаметно. Значит, на часы вовсе не надо глядеть. Вот, опять они остановились! А до положенного времени еще долго ждать. Может, часы и впрямь остановились? Алеша подошел к столу, взял будильник и приложил его к уху. Нет, тикают  как обычно. Даже слишком хорошо тикают. Надо в окно смотреть, как мама велела.

              Алеша вновь уставился в окно. О, мальчишки выбежали с мячом! Сейчас, небось, в футбол играть будут. Так и есть: на команды разделились, вратарей на ворота поставили. И Новиков играть вышел, и Мальцев, и даже тихоня Ленька Горячев тоже во дворе.

            Сережка на Алешино окно посмотрел, увидел Алешу, подбежал к окну и кричит:

-Ну, ты чего там сидишь? Давай, выходи! У нас игроков не хватает.

            Алеша в форточку высунулся:

-Не могу выйти. Меня мама наказала.

-Надолго?

-Ага! На целый час.

-Ну, ладно, как простит, выходи сразу же. Скоро соседские придут: будем соревноваться. – И побежал играть.

             А Алеша из окна  стал наблюдать за игрой. Только смотреть за игрой из окна совсем не интересно. Гораздо лучше, если с друзьями на поле бегать. Тем более, что у них там что-то совсем не ладится игра: мажут все время по воротам. А из Леньки Горячева - вратарь, что из коровы  сторож. Ему даже один раз мячом по голове влепили, а он его никак поймать не мог. Нет, это просто невыносимо: сидеть в доме и глазеть, как другие играют.

          Пришла мама. А сидеть Алеше еще 20 минут.

-Мамочка, у нас, наверное, часы отстают. Ты проверь. Я уже, вон, сколько много сижу, а еще чуть ли не половина  времени осталась.

-Нет, сынок, часы у нас идут правильно. Это ты еще чего-то правильного не удумал.

-Ну, ты бы подсказала, что я должен такое придумать?

-Не буду же я тебе всю жизнь что-нибудь подсказывать, - засмеялась мама. – Ты и сам должен уметь соображать.

-Да, вот если сидишь на часах наказанный, то ничего путное и не соображается.

-А ты представь себе, что это вовсе не наказание, а важное-преважное задание, которое тебе следует выполнить ровно за 20 минут.

-Ну, так давай мне скорее это самое задание.

-Так не я же тебе должна его давать, а ты сам себе придумать. Я для чего тебя у окна усадила? Чтоб ты думал, а не бездельничал.

               «Какое же такое задание должен я сам себе придумать? -  стал размышлять Алеша. – И чтоб вовремя уложиться, и скукой себя не замучить?»

              А впрочем, что тут думать? Увидел же нынче из окна, в каком безобразном состоянии двор находится. Надо бы комендантше заявить. Маму попросить, чтоб заявила, конечно, можно. Мама не откажет. Но у мамы дел по горло: некогда ей бегать и вылавливать комендантшу. Говорить комендантше устно – бесполезно. Да и слушать она не станет. «Напишу-ка я заявление, а все ребята во дворе подпишут. Пусть попробует отказать!»

             Алеша побежал в свою комнату, вырвал из чистой тетради листок, сел за стол и принялся писать:

             «Заявление…»

          Подумал намного и добавил ниже:

 «… коменданту Степановне от всех  детей».

            Так, начало положено. «Как же там пишутся эти самые заявления? Надо вспомнить, как мама на уроках учила своих  восьмиклассников. Помнится, что все заявления она начинала словом «прошу». Но я же не один прошу, а дети всего двора просят. Значит, надо писать: «Просим». « Просим…» «Привести», или «превести» надо писать? Ладно, напишем:  « …навести во дворе порядок. Много всякой грязи. Надо для малышей  качели сделать и грибок, чтоб в песке возились. Еще машины и трактора оставлять за воротами. И пр… насыпать везде гравий, чтоб не  утопать в лужах и болотах».

            Алеша прочитал свое произведение и подумал, что в нем чего-то очень важного не хватает. Еще раз перечитал: вроде все проблемы обозначил. Но явно не хватает  какой-то информации. Стал вспоминать,  что же он еще такое хорошее придумал? О! Вспомнил! « Надо всем сделать суботник, чтоб и дети работали с родителями», - дописал он в своем заявлении.

-Алеша, время твое уже давно вышло, - сказала мама, заглядывая на кухню. – Можешь быть свободен!

-Погоди, еще немножко осталось! – отмахнулся Алеша, старательно выводя свои каракули. Он приписал к заявлению дату и поставил подпись.

-Ты что там пишешь, сынок? – поинтересовалась мама и подошла к столу.

-Вот, заявление написал Степановне. Теперь надо переписать начисто и понести, чтоб все подписали. Мам, ты проверь, правильно  у меня там все?

             Мама внимательно прочитала Алешин труд и сказала:

-Ну, что ж, молодец, все правильно изложил! Идея тоже замечательная. Вот только слово «субботник» пишется с двумя «б». Ты думаешь, все ребята подпишут?

-Еще как подпишут, мамочка! Надоело в таком дворе играть.

              Алеша принес новый лист бумаги и принялся аккуратно переписывать заявление.

-Алешка! Ну, что ты там застрял? – крикнул со двора Сережка. – Час уже твой давно прошел!

-Да отстань ты! – крикнул в ответ Алеша. – Некогда мне сейчас!

              Наконец, все было готово. Алеша взял заявление и пошел с ним в комнату к маме.

- Мам, ты сможешь передать Степановне?

-Я-то, конечно, смогу, но почему бы тебе самому это не сделать? Всякие заявления подаются лично. Из рук в руки, - сказала мама. – Возьми себе в компанию еще кого-нибудь из ребят постарше.

-Так ведь Степановна и слушать нас не станет. Выгонит прочь – и все.

-Если выгонит, идите дальше. В партком, например. Нужно уметь отстаивать свои интересы. Тем более, что ты не свои личные интересы берешься отстаивать, а общественные.

               Как и ожидал Алеша, ребята с удовольствием поставили свои подписи на Алешином заявлении. Даже проявили живейший интерес. Шутка ли: настоящий документ от своего имени получился. И с Алешей к коменданту вызвались идти почти все. Пришлось учинить выборы. В результате долгих дебатов собрали делегацию уполномоченных из числа трех человек: самого Алеши как автора заявления, отличника Жени, ученика 6 класса, и пятиклассника Володи Климова, у которого мама была знаменитой на весь район дояркой-передовицей.

            До самого вечера занят был Алеша всеми организационными вопросами насчет уборки двора. Вечером спрашивает его мама:

- Ну, как у тебя там с заявлением продвинулись дела? Собрал подписи?

-Подписи-то собрал, да Степановну никак не могли выловить.

-Ничего, выловите еще. Главное, не бросайте начатого дела.

-Мам, а ты так и не сказала мне, о чем я должен был подумать, когда наказан был.

-А ты разве не догадался сам? – спросила мама.

-Да есть у меня одна мысль, но, боюсь, что ошибочная.

-И что же это за мысль?

-Наверное, должен был я подумать, как с пользой проводить свое время, чтоб оно и не убегало, и не отставало от меня.

-Ну, и подумал?

-Подумал, подумал, мамочка! – рассмеялся Алеша и кинулся к маме обниматься.

-За то и молодец! – похвалила мама. – А дело свое общественное вы обязательно доведите до конца.

-Доведем! – уверенно пообещал Алеша.

Васька

               Васька – это большой серый кот обычной домашней породы. Достался он Алешиной маме с Алешей в наследство от бывших хозяев квартиры. А уж от кого он им достался, этого никто не знает. В общем, Васька живет в квартире с незапамятных времен постоянно на правах полноправного хозяина.

             Он и ведет себя в доме по-хозяйски. И не только в доме, но и во всем дворе. Местные кошки его обожают, коты подчиняются беспрекословно, а остальное дворовое зверье, включая и собак, старается обходить его стороной, от греха подальше. Бо-ольшой авторитет этот Васька во дворе, ну, прям, «вор в законе» среди животного мира. Кстати, Васька, на самом деле вор чистейших кровей. Как ни посмотришь, он все что-нибудь вкусненькое жрет, устроившись где-нибудь возле крыльца. То рыбью голову, то куриную ножку, а то и кусок колбасы уплетает. Где это он все достает? Хотя, правда, за лапу его еще никто ни разу не поймал. То есть, возможно, что и не он сам ворует, а всякие сородичи ему долю отдают. А с другой стороны, чтобы такой кот, да и не воровал?

              Ну, у хозяев своих он, конечно, никогда ничего не крадет. Не такой дурак, чтобы портить отношения. Хозяева – это святое для всякого порядочного кота. Потому что без хозяев кот – не кот, а так, тьфу! бездомный бродяга какой-то. Васька таких котов на дух не переносит. Он и сам, пока нынешние хозяева не вселились, целых полгода мучился своим дурацким положением.

            Даже запаршивел слегка от одиночества. Как не запаршиветь: квартира есть, а хозяев нет. Да и в квартире творилось невесть что: люди какие-то все что-то резали, скоблили, драли, мазали. Пыль столбом, запахи эти противные лакокрасочные – всю квартиру загадили! Васька попытался было пометить территорию, чтоб втемяшить этим бестолковым людям, кто в доме хозяин. Не поняли, вышвырнули вон и дверь закрыли.

           Слава богу, явились, наконец, хозяева! Вот уж рад был Васька! Давай задабривать, чтоб не уехали, гляди. Ходит за хозяйкой по пятам, об ноги трется и мурлычет во всю ивановскую: «Мур-мрым,мур-мрым!» Орган какой-то, а не кот.

    -Мамочка, гляди, какой котик пришел хорошенький! – закричал Алеша. – Ты послушай, как он громко мурлычет!

-Кушать, небось, хочет, вот и мурлычет, - сказала мама. – Потом наклонилась и потрепала Ваську за ушками:

-Погоди, вот сейчас управимся с вещами, тогда я тебе молочка налью.

             «Молочка мне твоего и даром не надо, - подумал кот. – А хозяйка ты, видать, добрая. Другие ногами пинались, когда знакомились». Васька добродушно боднул хозяйку в ногу и решил снисходительно: «Ладно, уж, выпью я твое молочко за ради знакомства. Хотя я, конечно, предпочитаю колбасу. Или котлету, еще лучше». Вот так Алеша и его мама познакомились с котом Васькой. И подружились.

             Ну, если можно так сказать, что подружились. Вообще, стоит заметить, что упомянутый выше кот Васька людей не любил. Попросту опасался и не доверял. Он знал, что от людей следует ждать одни только гадости. Кричат, пинают ногами, швыряются палками, вениками, тряпками и камнями, таскают за хвост и обливают помоями, тычут мордой во что попало и наступают на лапы – вот далеко не полный перечень различных методов общения, которые используют люди, добиваясь с котами взаимопонимания. И как относиться к этому следует, скажите на милость? Ну, не «спасибо» же говорить?

            Вот и получается, что одни коты раболепствуют перед людьми, стараясь им угодить, а другие пускают в ход зубы и когти. Наиболее продвинутые коты просто делают ноги, почувствовав недобрый момент. Васька относился к очень продвинутой категории котов. Он взял себе за правило: с людьми нужно держать ухо востро и быть от них подальше.

             Но, когда Алеша с мамой вселились в квартиру, кот моментально почуял носом, что эти люди отличаются от других. Вроде, как и не люди вовсе: ногами не пинаются, не орут, за дверь не выгоняют и куски Ваське на пол не швыряют, как собаке, а накладывают в мисочку. «Вот это очень даже правильно! – согласился с таким поведением кот. – Ты ко мне с уважением, и я к тебе со всей душой».

           А все-таки, на всякий случай, решил проверить хозяев на вшивость. Да и территорию заодно обозначить. То есть, пока мама с Алешей побыли в школе, Васька метки на кухне пограничные сотворил.

-Ай-я-яй! Как не стыдно! – возмутилась мама, обнаружив эти «творения». – Такой солидный кот, а занимаешься безобразием! Придется мне за дверь тебя выставлять и форточку закрывать, чтоб не хозяйничал тут в наше отсутствие.

            «Да, тут я, кажется, малость переборщил, - подумал кот. – А ведь подсказывала мне интуиция, что не следует этого делать. Слушать надо голос разума наперед».

             Тут пришла комендантша Степановна. Увидела кота на кухне и набросилась на него:

-А ты уже тут, разбойник! Ворюга проклятый, сатрап заморский! Пришел порядочным людям жизнь калечить?

-Так это ваш котик? – спросила хозяйка. – Смотрим, пришел, кушать просит. Ну, мы и приютили, - принялась она оправдываться перед Степановной.

-Да нет, это Васька. Он тут и живет, в этой квартире, - объяснила комендантша. – Прежние-то хозяева съехали, а он остался. Лучше б уж наоборот все было: такой разбойный кот, спасу от него нет! Это не кот, скажу я вам. Это чудовище какое-то с хвостом – вот, что это такое. А вы его в дом. Нельзя его в дом дальше порога допускать.

               «Тебя это нельзя дальше порога пускать, змеюка подколодная!» - подумал кот и слегка вильнул хвостом. – Ходит тут по квартирам, вынюхивает что-то».

-А мне кажется, что этот котик очень даже милый и добродушный, - возразила хозяйка. – Смотрите, какая у него симпатичная мордочка!

             «Еще какая симпатичная, - согласился Васька. – Я еще и песни  хорошие знаю!» Он поднялся с места, подошел к хозяйкиным ногам и принялся усиленно тереться, громко мурлыча.

-Посмотрите, посмотрите! Он все понимает, что о нем говорят! – воскликнул Алеша, наблюдавший происходящее. Наклонился к Ваське и погладил спинку:

-Пошли в комнату со мной играться!

             Васька и пошел следом за Алешей.

-Действительно, понимает! – удивилась мама. -  Прямо чудеса в решете!

              И вправду, стали с Васькой происходить настоящие чудеса после того, как поселились в доме Алеша с мамой. Во-первых, Васька распрощался навсегда со своими воровскими привычками. Ни тебе драки с другими котами не учиняет, ни по чужим сараям не шарит. И даже цыплят перестал давить.

              Во-вторых, перестал шляться по подвалам и чердакам. Ну, разве только иногда прошвырнется по крыше со знакомой кошечкой. Но это так только, чтобы не потерять форму. А в целом, совсем домоседом стал Васька. Если хозяева дома, то и Васька в доме крутится. А когда их нет, то терпеливо поджидает у двери на крылечке. Это, если погода хорошая. А в непогоду пробирается через форточку на кухонном окне, разваливается тут же, на подоконнике и спит, на солнышке греясь. И ничто его не колышет, пока в дверях ключ не начнет звякать. Тут Васька спрыгивает с подоконника и шлепает встречать хозяев.

             Взаимоотношения у него с хозяевами самые теплые. Но разные с каждым из них. Алеша у Васьки – приятель по играм и ребенок, о котором следует заботиться. Играют чаще всего в охоту. Это когда Васька, словно котенок, мотается по всей квартире за игрушечной мышкой, которую Алеша смастерил из тряпочного лоскутка и привязал к веревочке. Еще играют в футбол. Для этого у Алеши специально есть маленький мячик. Когда Алеша с Васькой играют в охоту или футбол, все вокруг переворачивается вверх дном. Зато весело.

             Вечером Васька убаюкивает Алешу. Как только Алеша уляжется в постель, Васька тут же прыг на кровать, и к Алеше под бочок: «Мур-мрым, мур-мрым…». Это у него колыбельная песенка такая. Алеша и засыпает под Васькину колыбельную.

            Вообще, Васька старается постоянно заботиться о ребенке. Например, Алешины волосы. Вечно они у него торчат вихрами. Это же некрасиво. Сядет Алеша на диван телевизор смотреть, а Васька на спинку дивана прыгнет, к Алешиной голове подберется и принимается прилизывать Алешины вихры, чтоб не торчали ежиком.

           Когда  у Алеши болит живот, или еще что-нибудь, и мальчик вынужден соблюдать постельный режим, Васька принимает на себя обязанность сиделки. Вернее, лежалки. Ложится на больное место и греет. Еще и песенки Алеше поет, чтоб не скучно больному было.

              С мамой Алешиной у Васьки отношения серьезные, деловые. Перед мамой он важный и степенный. Когда она занимается уборкой, сопровождает ее из комнаты в комнату. Ступает при этом мягко, медленно, чтоб не слишком обращать на себя внимание. Если мама сидит на месте или стоит, Васька устраивается где-нибудь рядышком и наблюдает. Больше всего любит наблюдать, как мама пишет. Устраивается на столе удобнее и внимательно следит за пишущей ручкой, как она движется по бумаге, оставляя за собой какие-то замысловатые загогулины. Ползет, ползет ручка, все ближе и ближе к Ваське подбирается. И вот уже прямо к Васькиной мордочке подползает. Тут он ее хвать лапой! – и пригвоздит к месту.

-Отстань, Васька! Не мешай! – сердится мама. Но Ваську не прогоняет. И он вновь продолжает караулить мамину ручку.

            Еще у мамы с Васькой  заводятся всякие длинные беседы, которые чаще всего проводятся на кухне и носят воспитательный характер.

-Ты же, Василий, взрослый кот, и прекрасно знаешь, что во всем должен соблюдаться порядок. Особенно, если что стоит на своем месте. А ты зачем-то с книжной полки все Алешины модели на пол скинул. Опять, верно, гонялся за мухой? Ну, неужели ты не понимаешь, что если муха летает по комнате, то нечего за нею гоняться. Ее следует ловить, когда она сидит.

              «Это верно, - мысленно соглашается кот, - полчаса  бесполезно гонялся. Только набедокурил слегка: занавеску порвал и стакан опрокинул. Хоть бы не заметила хозяйка».

-А стакан тоже из-за мухи  опрокинул? Или по столам уже принялся шарить? По столам, братец, нехорошо с лапами забираться! Ты же по улице ходишь, а после улицы лапы не моешь.

             «Стакан, верно, из-за мухи этой проклятой опрокинул. А насчет лап это вы напрасно наговариваете! Лапы я регулярно мою. И не только после улицы. Они у меня всегда чистые. Я же не какой-нибудь там бродяга с помойки».

-Вообще-то, Василий, советовала бы я тебе остепениться уже. Ты  все-таки в солидном возрасте, и живешь в неплохих домашних условиях. А позволяешь себе хулиганские поступки, вредные твоему же здоровью. Ты зачем, к примеру, учинил вчера во дворе драку? Ну, чем тебе, скажи на милость, не угодил Степановнин пудель? Премилый, безобидный песик…

             « Тоже еще, безобидного нашла! Да он такой же Змей Горыныч, как и его хозяйка. Был бы я побольше, я бы этого «милого» песика разодрал бы в клочья».

-И занавеску, вот, подрал зачем-то. Прямо разбой какой получается!

             « Ну, все, я пошел, уважаемая моя хозяйка! Мне этот разговор надоел! Я, конечно, не Сахар Медович, но гордость свою тоже имею». Васька недовольно поднимается с места и тащится к дверям, помахивая сердито хвостом.

-Вот так, значит? – спрашивает мама. – Правда нам глаза колет? Ну, иди, иди! Подумать не забудь о своем поведении. – Открывает дверь и выпускает кота на улицу.

             Думает Васька, или не думает, а указания мамины все-таки старается выполнять. Да и как иначе? Кто кормит, тот и музыку заказывает.

            К примеру, насчет лап. Возмутилась мама по поводу того, что Васька лапы не вытирает об тряпочку, которую она специально у порога положила:

-На улице, вон, грязюка, лужи кругом! А ты, Василий, прямо с улицы с грязными лапами топаешь! Тряпочка у порога для чего лежит?

           «Алеше тоже не мешало бы про тряпочку напомнить.  Летит в дом с грязными ботинками. Тем более, что он-то как раз по лужам прыгает, а я их стороной обхожу».

-С Алеши ты пример не бери! Он, во-первых, ребенок еще, ему триста раз одно и то же сказать надо, чтоб усвоил, а ты взрослый кот. А, во-вторых, он если наследит, то сам же потом и вымоет за собой. А ты полы не моешь.

           «Знаем, как он моет! Посредине комнаты поелозит тряпкой, а под кроватью я всю пыль собираю, когда за мячиком бегаю».

           Как ни спорит Васька с мамой, а к словам ее прислушивается. И лапы стал у порога вытирать. Подойдет к дверям, на тряпочку всеми четырьмя лапами наступит, потопчется секунду, потом в дом идет. Соседи увидели как-то, просто обомлели от удивления: что это с котом твориться стало?

           Очень любит Васька в компании с Алешей телевизор смотреть. Включат телевизор, на диван с ногами и лапами заберутся и на экран уставятся. А там все так забавно мелькает! Васька смотрит, смотрит, потом нервы у него не выдерживают. Он спрыгивает с дивана и – к телевизору, который на ножках напротив дивана стоит. И принимается  ловить изображение в телевизоре, подпрыгивая на задних лапах. А ничего не ловится.

-Мама, мама! Смотри: Васька передачу ловит!

              «Глупый этот Алеша! Чем попусту глазеть в ящик, лучше помог бы изловить в нем всех уродов, которые там бегают».

               Как-то смотрели по телевизору мультики. Вместе с мамой смотрели. И там какой-то идиот, которого мама с Алешей котом назвали, все время безуспешно гоняется за мышью. Омерзительный такой мультик, надо сказать! Вдруг, мама и говорит Ваське:

-Вон, смотри, Васька, порядочные коты мышей ловят, а ты уж, небось, и забыл, как это делается. Дрыхнешь целыми днями на подоконнике, а мыши скоро тебе на хвост наступать будут.

            «А вот это вы напрасно, уважаемая! – обиделся Васька. – Во-первых, не дрыхну вовсе, как вы изволили выразиться, а культурно отдыхаю после ночного дежурства. Во-вторых, нечего меня сравнивать с этим нарисованным уродом. И мыши у вас вовсе не водятся в квартире. В других квартирах, точно, есть. А тут я контролирую ситуацию. А если не верите, то я сумею вам доказать».

           Наутро, чуть свет, вздумала мама ведро с мусором на помойку вынести. И у порога наткнулась на огромную серую крысу, не проявляющую никаких признаков жизни.

-А-а-а!!! – завопила мама от ужаса. – Алеша-а-а! Гляди, что такое?!!

          Подскочил на вопль сонный Алеша.

-Мамочка! Это же обыкновенная крыса! Ее, верно, Васька задушил, - успокоил маму.

-Ой, не могу! Убери, пожалуйста, отсюда эту гадость, а то помру!

             Алеша принес совочек с веником и сгреб крысу в мусорное ведро, которое тут же и вынес на помойку.

            Мама все утро не могла прийти в себя. А Васька важно терся о мамины ноги и воображал. «Вот теперь убедилась, какой я замечательный охотник!» – думал он и гордился сам собою.

            На следующее утро точно такая же крыса оказалась на кухне под окном. Просто Васька обронил ее, когда втаскивал с улицы через форточку. Да так и оставил, не стал к дверям тянуть.

            Мама чуть в обморок не упала, увидевши окровавленную тушку. Алеше опять пришлось сгребать крысу в ведро и выносить на помойку.

-Где этот хвостатый бандит? Я убью его, паразита, на месте, если он попадется мне на глаза! – бушевала в это время мама, размахивая шваброй.

          «Бандит» надежно укрылся под шифоньером. «Ну, чем тебе не понравилась эта крыса? – недоумевал он. – Самую жирную выбрал. Ты еще попробуй поймать ее! Чем шваброй размахивать, лучше б и за то «спасибо» сказала».

           На третье утро мама сначала разбудила Алешу и послала его на кухню проверять, как обстоят дела насчет крыс. Алеша выбросил на помойку очередную Васькину жертву, а заодно отправил на улицу самого охотника. Подальше от маминого гнева.

-Алеша, он издевается надо мною, кровопивец проклятый! – простонала мама.

-Да нет же, мамочка! – сказал Алеша. – Просто он хочет доказать тебе, что замечательный охотник. Ты же сама упрекнула его, что не умеет ловить мышей, а он обиделся. Теперь показывает, что может поймать не только мышку, но и крысу.

-Что же, он теперь до конца дней своих будет подбрасывать мне этих дохлых тварей?

-Ну, ты скажи ему, что осознала свою ошибку, что теперь убедилась в его охотничьих способностях.

            Вечером, наливая Ваське в мисочку молоко, мама сказала ему:

-Василий, ты не таскай больше в дом крыс. И мышей не таскай.  Что ты великолепный охотник, то сомнению не подлежит. Равных тебе нет. Но крыс и мышей я терпеть не могу.

            «Жаль! – огорчился Васька. – А то б я тебе таких экземплярчиков доставил – пальчики оближешь!»

Но просьбе внял: ни крыс, ни мышей в квартире теперь ни в каком виде не обнаруживалось.

Симуляция

            Алеша любит в школу ходить. Ну, не на уроки, разумеется, а на переменки. На уроках скучно. Разговаривать нельзя, а к доске Алешу не вызывают. Учительница думает, что Алешу нет смысла вызывать, потому что он и так все знает. Она вызывает, обычно, тех, у кого с домашними заданиями не в порядке.

           Правда, Алеша частенько берет в руки инициативу и принимается с места громко заявлять о своем существовании. Он первый отвечает на вопросы, которые учительница всему классу задает, или подсказывает отвечающему у доски, или принимается помогать учительнице, когда она объясняет новый материал. Когда учительница окончательно выходит из себя из-за Алешиного поведения, она отправляет его за дверь. Такое наказание Алеша принимает вовсе не как наказание, а как отпуск на свободу. Потому что за пределами класса он волен делать все, что угодно. Например, заглядывает в соседние классы, или пускает в коридоре бумажные самолетики, или играет в догонялки с такими же, как он сам, вольноотпущенцами. Или, к примеру, пойдет в столовую, которая одновременно является актовым залом. А на невысоком подиуме там стоит старое-престарое и расстроенное вдрызг пианино. Алеша поднимает крышку пианино и принимается музицировать в тоне фортиссимо. Кухонные работники в ужасе вылетают из кухни и устремляются к музыканту, чтобы воздать ему необходимые почести. Но Алеша вовремя улепетывает восвояси, дабы горячие всплески всенародной любви не покалечили его романтическую натуру.

            Не поймавши «музыканта» за руку, кухонные работники идут жаловаться директору. Директор с возмущением обрушивается на учителей, которые любят выдворять из класса неспокойных учеников:

-Почему у вас дети во время уроков по школе болтаются? Вам родители доверили деток, чтобы они обучались наукам, а не беспризорничали. Вы если не умеете работать с детьми, не работайте. А коль взялись учительствовать, то извольте управляться со всеми.

             Какое-то время после директорского нагоняя учительница терпит Алешу. И наступают для ребенка скучные серые будни: не вертись, не разговаривай, не перебивай, не подсказывай – тягомотина, а не жизнь.

            Другое дело – переменки! За одну переменку Алеша творит гораздо больше подвигов, чем за все уроки, вместе взятые. Плохо только, что короткие переменки: только во вкус войдешь – звонок.

            Что ни говори, а уроки сильно отравляют существование. А еще хуже, что слишком уж рано следует отправляться в школу. Спишь себе сладким сном, тут прямо в сон врывается: «Алеша-а-а! Вставай!» Что, вставай? Куда вставать?

-Алеша, вставай, сынок, а то в школу опоздаем! – тормошит мама.

-Мамочка, можно, я еще минуточку посплю! – стонет сын.

-Нет, сыночек, все минутки вышли. А у меня первый урок.

              Эх, кабы не мамины уроки, Алеша еще минут пять поканючил бы. Но приходится выползать из теплой постели и собираться в эту противную школу. Скорей бы до выходных дотянуть! А еще лучше – заболеть! Не сильно, конечно, а так, чтобы совершенно не болело ничего, а в школу подниматься не надо. Везет же некоторым детям, которые чуть ли не каждый день болеют и дома отсиживаются. В Алешином классе есть такой мальчик – Сережка Мальцев. Ни одной недели не проходит, чтоб он день-два не проболел. Живет, кстати, этот Мальцев в доме, который напротив Алешиного.  Как-то Алеша спросил у Сережки:

-Слушай, Мальцев, ты почему так часто болеешь?

-Потому что я умный, - ответил Мальцев. – Когда захочу, тогда и болею.

-Как это, «когда захочу»?

 А так. У меня хронический бронхит. Я в детстве, когда еще в садик ходил, болел бронхитом. И тетенька врач сказала, что мне простужаться нельзя. Чуть простужусь, сразу кашель. Вот мама и бережет меня от простуды. Стоит закашлять, она дома оставляет меня. Если мне в школу неохота, я принимаюсь кашлять. Мама сразу же компресс на грудь, питье горячее, а в школу – ни-ни! Потом на работу уйдет, а я что хочу, то и делаю: хоть во дворе гуляю, хоть дома развлекаюсь.

-Ну, ты и даешь! – восхитился Алеша. – Как же ты до этого додумался?

-Из-за этой школы до чего угодно додумаешься! А утром, знаешь, как неохота вставать! А в классе учительница орет, оболтусом обзывает. Ты скажи, разве я похож на оболтуса?

-Нет, Мальцев, на оболтуса ты не похож. Ты вообще очень даже нормальный мальчик.

-Вот-вот, а она обзывает. Обидно! Кому же понравится? У тебя мама в школе работает, и то учительница  к тебе придирается. А меня кто защитит? Вот и приходится выкручиваться самому.

-Это ты верно! – согласился Алеша. – Ученикам в школе беда! Мне бы тоже какую-нибудь болезнь подхватить, вроде твоей.

-Что, совсем уж никакой и нет?

-Да вот такой, чтоб покашлял, и дома сиди, такой нет.

-А ты попробуй! Кашлять – это совсем легко. – Сережка для убедительности прокашлялся. Очень даже натурально вышло. Алеша позавидовал: бывают же у людей способности.

-Не-е, у меня так не получится, - сказал он. – Да и бронхита у меня не было никогда. Я желтухой в прошлом году болел и еще сердцем.

-А что это такое – желтуха? – поинтересовался Мальцев.

-Это когда живот болит, и желтый весь получаешься, - объяснил Алеша.

-Нет, когда нужно, чтоб желтый был, не годится, - сказал Мальцев.

-Да, и еще когда желтуха, сразу же в больницу отправляют, потому что болезнь заразная.

-С такой болезнью, действительно, ничего не изобразишь, - посочувствовал Мальцев. – Сразу же в больницу упекут.

-Мне после больницы диету назначили и сказали, что живот нужно сильно беречь, - похвастал Алеша.

-Это как беречь?

-Ну, если заболит, сразу же следует ложиться в постель и лежать. Покой нужен, и чтоб ничего не поднимать.

-И долго его беречь надо?

-Всю жизнь. Печень, это тебе, брат, не шуточки.

          Тут Мальцев схватился за живот,  смеяться начал. Алеша даже обиделся: чего смешного он сказал.

-Ты что? – спросил он.

-А то, башка дурья, что у тебя желтуха в тысячу раз лучше моего бронхита. Мне же кашлять всякий раз надо, а тебе только сказать, что у тебя живот болит – и все. Схватись за живот и стони погромче. Мама тебя дома сразу же и оставит.

-Ты думаешь, оставит? – не поверил Алеша?

-Еще как оставит! Она же любит тебя.

              Очень заинтересовала Алешу идея с больным животом. Но пойти на прямой обман он долго не решался. Помог случай. То есть, у Алеши действительно заболел вечером живот. Наверное, от школьных котлет. Обычно, Алеша не ест в школе котлеты, потому что они из свинины. А свинину ему категорически нельзя употреблять. Но тут сильно хотелось есть, а ничего, кроме котлет, не было. Алеша и съел-то всего парочку. Аппетитные такие оказались, горяченькие. Домой пришел, живот и заболел.

             Мама очень расстроилась. Напичкала таблетками и велела наутро в школу не ходить, а дома полежать в постели. Тут Алеша и вспомнил про свой разговор с Мальцевым. А через неделю Мальцев сам пришел к Алеше и говорит:

           Давай, завтра в школу не пойдем! Мне дядя Миша игру настольную подарил. Футбол. Поиграем вместе.

           Алеша и купился на этот  настольный футбол.

-Ой, мамочка, животик болит! – простонал он жалобно, когда мама принялась утром будить его.

-Где болит? – испугалась мама.

-Вот тут, - Алеша ткнул в правую сторону живота.

-Ты вчера что ел в школе? – спросила мама.

-Ничего особенного. Только то, что можно.

-Может, поднимал что-нибудь тяжелое?

-Нет, мамочка, ничего не поднимал.

-Ну, ладно, попей, пожалуйста, сегодня таблетки и побудь дома. А завтра, если боль не пройдет, пойдем  к врачу. И, пожалуйста, прошу тебя, не носись по квартире с Васькой, а спокойно лежи!

                «Чуть что, сразу Васька! – обиделся кот, дремавший в это время у Алеши в ногах. – А сам Алеша, можно подумать, святой. И ничего у него не болит: голову морочит». – Поднялся на лапы, потянулся и, спрыгнув с кровати, поплелся на кухню.

-Не буду носиться! – пообещал Алеша.

                 Мама ушла на работу с твердым намерением отменить сегодня факультатив и прийти домой пораньше.

                Проводив маму, Алеша немного повалялся на кровати, потом прошлепал на кухню и выпил оставленное мамой молоко в кружке. Побродил немного по квартире. На всякий случай, пощупал свой живот. Живот был в полном порядке. Алеша оделся и пошел к  Мальцеву.

               Мальцев был дома и чувствовал себя превосходно. Встретив Алешу, он тут же достал из шкафа настольный футбол, и мальчики принялись увлеченно играть. Незадолго до обеда Алеша вспомнил, что не убрал со стола таблетки, которые мама оставила ему для лечения.

-Пора домой! – сказал Мальцеву. – У меня таблетки на столе остались. Как бы Васька их по квартире не раскидал. Да и мама скоро домой вернется.

-Ну, ладно, завтра доиграем, - согласился Мальцев.

-А ты, что, и завтра собираешься дома сидеть? – спросил Алеша.

-А ты нет?

-Я не буду. Мама сказала, что к врачу поведет, если живот не перестанет.

-Моя не поведет.

-Но ты же не болеешь на самом деле!

-Ну и что? Я же как будто болею. Значит, надо по-настоящему. А по-настоящему болеть надо не меньше трех дней. А иначе никто не поверит.

              «Ну, и жук ты, Мальцев!» - подумал Алеша и тут же поймал себя на мысли, что сам он ничуть не лучше. Настроение упало окончательно. «Не буду больше обманывать! – решил он. – Стыдно все это и противно».

             Но спустя неделю Мальцев опять подговорил Алешу остаться дома:

-Завтра после уроков наши пацаны будут с «ашниками» драться. Ты хочешь драться?

-Нет, не хочу! – замотал головой Алеша.

-Не хочешь, а будешь! А не то дразнить будут. Или побьют, - сказал Мальцев.

-А зачем драться? – спросил Алеша.

-Затем, чтоб не задирались первые.

-Ты-то откуда про драку узнал?

-Мне Булка сегодня сказал.

-А почему мне не сказал?

-Ага! Чтоб ты маме своей проболтался?

            Булка – это Аладин Саша. Он самый высокий мальчик в классе. Его все боятся, потому что таких сморчков, как Алеша с Сережей, он одним пальцем сковырнуть может. Правда, Алешу Булка ни разу еще не побил, но после Сережиных слов насчет драки Алеша решил, на всякий случай, отсидеться дома.

           Как и в первый раз, все прошло гладко и натурально. Мама испугалась, пощупала живот, потом лоб у Алеши, затем подумала вслух, что, может, стоит вызвать врача на дом. Алеша категорически отказался от врача, дескать, зачем врач, если и так все ясно, а таблетки Алеша и без врача пить может. В общем, Алеша остался дома, а мама ушла на работу.

             Вскоре пришел Сережа, и  мальчики принялись играть в индейцев. Потом пели военные песни и учили кота Ваську прыгать через кресло за «мышкой». Ваське это занятие очень быстро надоело, он запросился во двор. Выпустили кота и сами побегали немного.

             В следующий раз Алеша «заболел» самостоятельно, без помощи Мальцева. Просто проснулся, глянул в окно, а там дождь и ветер. Алеша как представил себе, что в такую мерзопакостную погоду он будет до школы тащиться полчаса, что решил дома отсидеться. «Последний раз притворюсь – и все! Больше уж никогда не буду!» - сказал он сам себе и застонал, что есть мочи.

            Так получилось, что Мальцев по той же самой причине тоже в тот день решил сделать себе выходной. В общем, как и раньше, мальчики очень весело и активно провели день, а к приходу родительниц разбрелись по домам изображать из себя несчастных страдальцев.

            А мама Алешина, как и в прошлые разы, летела домой на всех парусах, отпросившись пораньше с работы. Возле дома ей повстречалась комендантша Степановна.

-А сынок ваш не ходит в школу, что ли? – поинтересовалась она, остановивши спешащую к сыну женщину.

-Да болеет он, Степановна! – ответила мама. – Вот, бегу скорее кормить. Ему режим соблюдать нужно.

-Что же у него, сердечного, за болезнь такая, если он вкупе с Мальцевским пацаном носится по дому и во дворе, как оголтелый? – спросила она.

-Может, это и не Алеша был? – спросила мама удивленно.

-Что же, я вашего Алешу от других мальчиков отличить не могу? – обиделась Степановна.

              Ничего не ответила на это мама. Домой поспешила. Алеша за столом сидит, книжку читает.

-Ты как себя чувствуешь, сынок? – спросила мама, пристально вглядываясь в Алешины глаза.

-Хорошо, мама, - ответил Алеша.

-Действительно, тебя ничто не беспокоит? – многозначительно повторила мама.

-Да нет же, мамочка! – воскликнул Алеша, подбегая к маме. – У меня, правда, ничего не болит!

-А как  же твой живот?

-Да ну его! Все в порядке с моим животом.

                «Ладно, - подумала мама, останавливая себя от каких-либо действий, - не будем спешить. Оставим это дело до времени».

                Время не заставило долго ждать. Через неделю у Алеши опять «заболел» живот. Мальцев культпоход наметил на конюшню, где его любимая кобыла Герда родила жеребеночка. Алеша никогда в жизни еще не видел новорожденных жеребеночков. А очень хотелось.

-Ой, мамочка, животик болит! – привычно застонал Алеша, сгибаясь в три погибели.

-Сильно болит? – участливо спросила мама.

-Сильно! – простонал Алеша, не ощущая подвоха в маминой интонации.

-Ну, что ж, тогда придется нам, сынок, отправляться к врачу в больницу.

-Как, в больницу? – выпучил Алеша глаза.

-Ну, как? Ногами.

-Но я же не дойду, мамочка! Очень сильно болит!

-Ничего, дорогой, я тебя на руках донесу, - успокоила мама. – Ну, ты сам посуди, как я могу тебя тут одного оставить? А вдруг приступ случится?

-Не случится, мамочка! – заплакал ребенок. – Раньше ж не случалось?

-Всему свое время, - ответила мама. – Раньше у тебя и живот не так часто болел. В общем, вставай потихоньку и одевайся. Если уж совсем невмоготу, то я попрошу соседа, чтоб довез. Он не откажет

                 Такого поворота событий Алеша никак не ожидал. И потому не знал, как же теперь ему выкручиваться? Если в больницу мама доставит, то непременно положат. А это вовсе не входило в Алешины планы. Эх, говорил же сам себе, что пора завязывать с этой симуляцией! Не послушал голоса разума.

-Мамочка, может, я в школу пойду лучше? Не хочу в больницу!

-А кто там, в школе, с тобой возиться будет, если тебе совсем плохо станет?... Читать следующую страницу »

Страница: 1 2


2 марта 2019

3 лайки
0 рекомендуют

Понравилось произведение? Расскажи друзьям!

Последние отзывы и рецензии на
«Уроки и перемены. Часть 3. Свобода, молоко и свежий воздух»

Нет отзывов и рецензий
Хотите стать первым?


Просмотр всех рецензий и отзывов (0) | Добавить свою рецензию

Добавить закладку | Просмотр закладок | Добавить на полку

Вернуться назад








© 2014-2019 Сайт, где можно почитать прозу 18+
Правила пользования сайтом :: Договор с сайтом
Рейтинг@Mail.ru Частный вебмастерЧастный вебмастер