ПРОМО АВТОРА
kapral55
 kapral55

хотите заявить о себе?

АВТОРЫ ПРИГЛАШАЮТ

Ялинка  - приглашает вас на свою авторскую страницу Ялинка : «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Тома  Фортуна - приглашает вас на свою авторскую страницу Тома Фортуна: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Евгений Ефрешин - приглашает вас на свою авторскую страницу Евгений Ефрешин: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Серго - приглашает вас на свою авторскую страницу Серго: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Ялинка  - приглашает вас на свою авторскую страницу Ялинка : «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»

МЕЦЕНАТЫ САЙТА

Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»



ПОПУЛЯРНАЯ ПРОЗА
за 2019 год

Автор иконка Андрей Штин
Стоит почитать Рыжик

Автор иконка Юлия Шулепова-Кава...
Стоит почитать Дети войны

Автор иконка Анастасия Денисова
Стоит почитать "ДЛЯ МЕЧТЫ НЕТ ГРАНИЦ..."

Автор иконка Сергей Вольновит
Стоит почитать КОМАНДИРОВКА

Автор иконка Юлия Шулепова-Кава...
Стоит почитать Берта

ПОПУЛЯРНЫЕ СТИХИ
за 2019 год

Автор иконка Елена Гай
Стоит почитать ПУСТО В ДОМЕ

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать Есть явление более грозное...

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать В свой День рождения

Автор иконка Юлия Шулепова-Кава...
Стоит почитать Бараны в креслах

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать Гадай, цыганка-одиночество...

БЛОГ РЕДАКТОРА

ПоследнееПомочь сайту
ПоследнееПроблемы с сайтом?
ПоследнееОбращение президента 2 апреля 2020
ПоследнееПечать книги в типографии
ПоследнееСвинья прощай!
ПоследнееОшибки в защите комментирования
ПоследнееНовые жанры в прозе и еще поиск

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К ПРОЗЕ

egrfsdhgdfshfgggdhggggggegrfsdhgdfshfgggdhgggggg: "liveinternet.ru/users/sanathan/post504411809/" к рецензии на Как найти работу в современном мире

egrfsdhgdfshfgggdhggggggegrfsdhgdfshfgggdhgggggg: ".liveinternet.ru/users/abzalkumarov/post499329539/" к рецензии на Как найти работу в современном мире

д.ф.н., проф. Андрей Викторович: "Прежде чем писать откровенную ерунду про вполне научно обоснованные мы..." к произведению Киров Евгений Флорентович как махровый адепт лженауки.

СлаваСлава: "Есть над чем поразмыслить." к произведению Правильная самооценка .

Евгений ЕфрешинЕвгений Ефрешин: "в канализацию тебя, плевок ректальный мойша гофман))))))))))))" к произведению  Коммунизм и фашизм близнецы-братья или братья-враги?

Анастасия ДенисоваАнастасия Денисова: "Откуда в Вас столько пренебрежения к истории жизни и успеха певицы? Ко..." к рецензии на Рецензия о фильме Лорены Муньос «Gilda. No me arrepiento de este amor».

Еще комментарии...

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К СТИХАМ

Климентина ЧугункинаКлиментина Чугункина: "Очень смешно! Огромное удовольствие вас читать..." к стихотворению Самурайская хулиганская

Климентина ЧугункинаКлиментина Чугункина: "Прочитала все ваши труды на Поэмбуке. Я в восторге..." к стихотворению Ночной каприз

Климентина ЧугункинаКлиментина Чугункина: "Или о грядущем. Но эту пару я действительно видела..." к рецензии на Влюблённые

Климентина ЧугункинаКлиментина Чугункина: "Замечательно! Очень красиво! Пойду вас иск..." к стихотворению Ночной каприз

Вадим ХрабрыхВадим Храбрых: "Спасибо большое! Можно глянуть мои страницы на..." к рецензии на "Мститель"

Вадим ХрабрыхВадим Храбрых: "Ох... от этих прекрасных дам всего можно ожидать))..." к рецензии на Ночной каприз

Еще комментарии...

Полезные ссылки

Что такое проза в интернете?

"Прошли те времена, когда бумажная книга была единственным вариантом для распространения своего творчества. Теперь любой автор, который хочет явить миру свою прозу может разместить её в интернете. Найти читателей и стать известным сегодня просто, как никогда. Для этого нужно лишь зарегистрироваться на любом из более менее известных литературных сайтов и выложить свой труд на суд людям. Миллионы потенциальных читателей не идут ни в какое сравнение с тиражами современных книг (2-5 тысяч экземпляров)".

Мы в соцсетях



Группа РУИЗДАТа вконтакте Группа РУИЗДАТа в Одноклассниках Группа РУИЗДАТа в твиттере Группа РУИЗДАТа в фейсбуке Ютуб канал Руиздата

Современная литература

"Автор хочет разместить свои стихи или прозу в интернете и получить читателей. Читатель хочет читать бесплатно и без регистрации книги современных авторов. Литературный сайт руиздат.ру предоставляет им эту возможность. Кроме этого, наш сайт позволяет читателям после регистрации: использовать закладки, книжную полку, следить за новостями избранных авторов и более комфортно писать комментарии".




Александра - Кассандра


Владимир Житников Владимир Житников Жанр прозы:

Жанр прозы Фэнтези
471 просмотров
0 рекомендуют
0 лайки
Возможно, вам будет удобней читать это произведение в виде для чтения. Нажмите сюда.
Историческая пьеса

                                              ВЛАДИМИР ЖИТНИКОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             

 

А Л Е К С А Н Д Р А -

 

                                      К А С С А Н Д Р А

 

 

 

    

                                                    Трагедия  в двух действиях                 

 

 

 

 

 

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДЕЙСТВУЮЩИЕ       ЛИЦА

 

 

 

 

                                       

 

                                                      Александра (Кассандра)

                                  

                                                      Дар  (Приам),  царь Троады 

 

                                                      Парис,  брат  Александры

 

                                                      Елена, его жена

 

                                                      Агамемнон (Атрид), царь Аргоса и Микен

 

                                                      Клитемнестра,  первая жена Атрида

 

                                                      Эгист, двоюродный брат Атрида

 

                                                      Аякс, царь локров

 

                                                      Кореб, царь Фригии 

                                                                          

                                                      Жрицы храма

 

                                                      Прислужник Дара

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

              

 

 

    

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

 

                                                          ЯВЛЕНИЕ  ПЕРВОЕ

 

     Зал во дворце Дара.  Царь Троады сидит на троне, над ним на стене висит символ царской власти - парящий  орел.  У окна его сын Парис.

 

П а р и с (вглядываясь в даль через окно).    Враги  уже взошли на корабли, чтобы домой вернуться.

 

Д а р.   В который раз снята осада Трои?  

 

П а р и с.  Десятый год война лихая длится, и приступам давно потерян счет. Враги отходят,   исцеляют раны и вновь спешат на кораблях  сюда. 

 

Д а р.  Так за волной волна накатывает на песчаный берег.  

 

П а р и с. Откуда ж столько их, ахейцев кровожадных?

 

Д а р.  О, если бы одни ахейцы, сын.  Тут и данайцы, и микенцы, и спартанцы…  Почти все племена элладские повоевали  с нами.

 

П а р и с.  И вот безумцы поняли,  что Трою им не взять! И, может, все-таки  их   вразумили боги... 

 

Д а р.  Я так не думаю.

 

       Дар три раза громко хлопает в ладоши.  Входит прислужник  с поклоном.

 

Д а р (вошедшему).  Ступай, царевне Александре передай, чтобы сюда явилась.

 

           Прислужник  отступает  к двери.

 

Д а р.  Да без промедленья.

 

       Прислужник  почтительно  кивает головой и уходит.

 

Д а р  (Парису).  Сестру твою бог мудрости избрал своей невестой.

 

П а р и с.  Так  Александра говорит.

 

 

4

 

 

Д а р.  И  потому уменье ниспослал заглядывать в то, что должно случиться.

 

 П а р и с. Ты веришь ей, отец?

 

Д а р.  Уже не раз сбывались предсказанья,  звучавшие из   уст  божественных.

 

П а р и с. Божественных?   Нет,  говорю тебе:  сестра блаженная,  ее вещанья – вздор. Невеста бога мудрости – придумать же такое! 

 

Д а р.  Своею речью ты гневишь богов.

 

П а р и с (язвительно).   Сказала бы  – жена…

 

Д а р.    Оставь ее в покое.

 

        Парис хочет сказать еще что-то, но не осмеливается ослушаться отца. Он отходит от Дара.

 

П а р и с ( в сторону, ладонью прикрывая рот).  Когда к сестре посватался Кореб, она ему ответила отказом.  Конечно же, царь Фригии – лишь царь…

 

Д а р.  Давным-давно она сказала мне, что ты беду на нас накликать можешь.

 

П а р и с.  В неведении об этом до сих пор.

 

Д а р. Лишь потому, что я  просил не говорить  об этом.  Как видишь, дочь  уважила меня.

 

П а р и с.  Ее пророчества – пустая болтовня.

 

Д а р (строго).  Не смей высказываться так  о том, чего не знаешь.

 

       Парис в раздумье отступает  в глубину зала.

 

П а р и с (повернувшись к Дару).  Не знаю?  Что же вы сокрыли от меня?

 

          В зал входит  Александра в черных одеяниях,   волосы ее распущены.

 

А л е к с а н д р а. (склоняя голову).  Приветствую тебя, великий цезарь. (Заметив выступившего из полумрака Париса).  И брат мой здесь, я вижу.  (Парису).  Добрый день.

 

П а р и с.  Согласен.  Выдался день добрым.  Вот эллины от Трои отступили, и потому я  в радости, сестра.  А как твое здоровье?

 

 

5

 

А л е к с а н д р а.  Как всегда.

 

П а р и с. Видения не посещают?

 

А л е к с а н д р а.  Нет причины.

 

Д а р.  Нет, есть причина для общения с богами.  Но прежде, чем тебе подскажут боги, вернутся ль рати вражьи к нашим берегам, желаю я, чтобы Парис услышал рассказ твой  об  его судьбе.

 

А л е к с а н д р а.  Но царь велел мне: никому ни слова…

 

Д а р.  Теперь прошу, скажи. Уже  настало время.

 

А л е к с а н д р а.  Царь может сам изречь…

 

П а р и с. Нет, нет.  Мне будет интересно   узнать о тайне этой  от сестры.

 

А л е к с а н д р а (после паузы).  Что ж, коль настаиваешь, слушай.  Перед рождением твоим приснилось матери, что факел родила она горящий, и страшный  сон ее был истолкован прорицателями верно: они сказали все, что ты погубишь Трою.

П а р и с.  Вздор это, вздор!  Как может человек один-единственный весь город погубить?

А л е к с а н д р а.  Навлечь беду не трудно.

Д а р.  Слушай дальше.

А л е к с а н д р а. Когда на свет  ты появился, то отец велел в лесу свое дитя оставить, но там медведица  нашла  и выкормила молоком своим тебя.

П а р и с (в изумлении).  Царь, это правда?

Д а р.  Для  властителя,  Парис,  судьба страны порой дороже сына.

А л е к с а н д р а. А через год попал ты снова к людям,  у них ты вырос, стал красивым  пастухом. И все семнадцать  лет царь думал, что погиб его младенец… Когда ж   в наш город ты на игрища явился,   я первая в тебе  признала брата.

П а р и с.  Я помню  это.

А л е к с а н д р а.  Да, но за добро ты отплатил неблагодарностью полнейшей. Как царский сын стал жить ты во дворце, день ото дня росли твои желания. И вот уже в один прекрасный день ты захотел посвататься к Елене и, снарядив корабль,  отплыть к невесте в Спарту.  Напрасно я тогда   отца просила  тебя за море в Спарту не пускать  и заточить в темницу.

П а р и с а. Я полюбил Елену, и любовь безумную к ней даровали мне богини.

 

А л е к с а н д р а.  Ты покорил спартанку  красотой своей,  отца ее прельстил богатством  Азии. И, главное,  ты Дара  убедил   в разумности желаемой женитьбы.

 

 

6

 

   

Д а р (Александре). Сказал он мне тогда, что  этот брак  союз родства поможет  заключить с могущественной Спартой.

 

А л е к с а н д р а. А после смерти нынешних правителей и Спарты, и Троады, объединив наследные владения, ты  бы  стал  властителем столь грозным и могучим, что в страхе трепетали б пред тобой  удельные царьки Эллады.

 

П а р и с.  Не только в этом дело.   Мне без   любимой и величье ни к чему.

 

А л е к с а н д р а.  Так   ты  и  совместил приятное с полезным.

                        

П а р и с.  Я был влюблен.

 

Д а р. Да,  чувства смертного  порой сильнее разума… 

 

А л е к с а н д р а.  Твоя любовь другим доставила страданья.  Когда ступил на берег Азии ты с молодой женой,  все женихи Елены, сговорившись,  решили отомстить за униженье, а заодно и город наш разграбить.   От их обид и вызрел этот сговор, им повод нужен был, чтоб захватить Троаду.

 

П а р и с.  Пусть я им этот повод дал.  Но вот когда о стены крепостные захватчики уже сломали зубы, они готовят корабли свои, чтобы опять убраться восвояси.

 

А л е к с а н д р а.  Они вернутся, брат, они вернутся.  Их манит золото, и вместо сорока, сюда прибудет кораблей сто двадцать.

 

Д а р.  Поведали тебе об этом боги?

 

А л е к с а н д р а.  Нет,  мой царь.

 

Д а р. Настало время попросить у них совета.

 

П а р и с.  Хочу  узнать совет богов и я.

 

А л е к с а н д р а.  Мой зов остаться может без ответа.

 

Д а р.  Попробуй,  дочь моя. Решать нам нужно, что же  делать дальше. Теперь одна  надежда на тебя.

 

        Александра медленно удаляется в полумрак зала. Парис хочет что-то сказать отцу, но тот жестом требует от него молчания. После некоторой паузы слышен негромкий голос царевны. После несвязного бормотания речь ее становится отчетливой.

 

 

                                                                            7

 

А л е к с а н д р а.    …я ощущаю, как дрожит земля, готовая принять в свои объятья пески пустыни. Вижу  сквозь туман, как горы напирают друг на друга, и городская треснула стена… Вот на нее идет волна огромная, морская … Спасает стену лишь прибрежный холм.  А там, где нет холмов, там  гибнет урожай,  и рушатся жилища у троадцев…

 

                                             Парис подходит к Дару.

А л е к с а н д р а.  Степь, степь без конца и края… И множество троадцев в той степи… Идут они  с повозками, с детьми…  Через пролив переправляются и горы все минуют…Их путь лежит   на север…  Вот долина… У края чудный город… Он омывается водой морскою… По улицам там плавают на лодках…

 

П а р и с (Дару).  Ты говорил, она в своем уме.

 

       Царь Трои поднимает руку, словно приказывая ему молчать.

 

Д а р.  Ни слова более. Сестру послушай молча.

 

А л е к с а н д р а.  (После паузы).  А вот еще я вижу корабли, приставшие к другой земле благословенной. С них молодой отважный капитан людей своих на сушу отправляет, чтоб новый город заложить у скал, величием своим достойный Трои… Волчицу вижу я с волчатами…

 

П а р и с (не удержавшись).   А волки тут причем?

 

Д а р.  Возможно, символ города того.

 

       Парис вопросительно смотрит на отца и только мотает головой.

 

 А л е к с а н д р а. (После паузы).  Вновь яркий свет,  свет факела… Нет, это даже пламя, бушующее средь знакомых стен,  но ставших  красными от пламени и крови… И тьма.  Тьма воинов, не знающих пощады…

 

          Далее Александра говорит невнятно, потом поворачивается и идет к выходу из залы.

 

Д а р.  Ты куда, дитя?

 

А л е к с а н д р а.  Не в силах я смотреть на это больше…

 

                                     Она отходит в дальний угол и затихает.

 

П а р и с.  Что ж,  нынче наши боги не очень разговорчивы.

 

Д а р ( в задумчивости).  Поверь, они и так сказали многое.

 

                                                                     

                                                                      8

П а р и с.  Я их не смог понять.                                                                               

 

Д а р.  Землетрясенье ожидает нас. И голод,  даже мор за ним  наступит в нашем царстве.

 

П а р и с.  А если это вымысел нездравого ума?

 

Д а р.   Пока же в точности сбылись  события,  предсказанные много лет назад:   после твоей женитьбы,  видишь, что творится?

 

П а р и с.  Но греки  к Трое добрались  бы без меня, коль им, бродягам, дома не сидится.

 

Д а р.  А ты упрям.  Наверное, упрямство, всосал ты с молоком медведицы.

 

П а р и с.  Не верю бредням я.

 

Д а р.  Негоже мне, царю, идти на поводу твоего упрямства. Сегодня же  оповещу людей: пусть все,  кто пожелает,  в путь   дальний собираются ...

 

П а р и с.  Ослабишь этим царство.

 

Д а р.  Но если мор, увиденный  сестрой, коснется нас рукой своей холодной,  мы станем легкою добычей для  врагов, охочих до чужих богатств и славы.  Тогда не важно, сколько будет нас, приди и грабь бессильных и голодных.

 

П а р и с.  Услав часть люда в дальние края…

 

Д а р.  Его спасу, он будет благодарен Дару.    И если дорогая мать-земля нас хочет видеть на иных равнинах,  пусть будет так…. А ты…

 

          Он на мгновение замолкает.

 

П а р и с.  Я весь внимание.

 

Д а р.  Не тот ли капитан, о коем говорила Александра?

 

П а р и с.  Но я не мореплаватель, отец.

 

Д а р.  Подучишься, ты на ученье хваткий.

 

П а р и с.  Меня ты хочешь отослать из Трои?  Вот, скажут, так Парис – навлек беду на город, а сам уплыл неведомо куда!  Нет, если греки тут из-за меня, как говорит провидица благая,  то бросить престарелого отца врагам на растерзанье   я смею.  Я не моряк, а воин. Потому, как воин и как сын, прошу тебя любезно:  пошли Энея  к дальним берегам.   Походы за моря –  его призвание.

 

Д а р.  За речь такую сыном я горжусь, но…

 

                                                                          9

П а р и с.  Больше будешь сыном ты гордиться,  коли он алчных псов прогонит прочь от стен родных.  Хотя уверен я, спартанцы и ахейцы не вернутся.

 

          В это время в полосу света выходит Александра.  Она бледна, волосы ее всколочены, взгляд блуждающий.  Дар и Парис обращают к ней свои взоры.   Яркий свет заполняет зал. Александра заслоняет глаза ладонью.

 

А л е к с а н д р а.  Как много света в зале у царя…

 

Д а р.   Иди и отдохни, забудь все страхи.

 

П а р и с.  Она после видений не пришла в себя, вот потому и чудится ей факел…

 

А л е к с а н д р а.   Горящий, словно солнце,  в небесах…

 

Постепенно из оранжевого свет становится красным, затем бордовым. Под шум морского прибоя декорации приходят в движение. Потом плеск воды сменяется невнятным  шумом  битвы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 

 

                                                                                         10

 

 

 

 

                                                        ЯВЛЕНИЕ  ВТОРОЕ

 

       Тот же зал, но в полумраке. Дар неподвижно с закрытыми глазами сидит  на полу, прислонившись к трону, потом начинает беспокойно ворочаться. Встрепенувшись, он   открывает глаза.

 

Д а р.  Ужасный сон…  Мне было суждено во сне увидеть гибнущее царство…  И холм безлюдный там, где Троя процветала.  Нет, даже  смерть не так страшна.

 

           Царь  пытается встать на ноги, опираясь на подлокотник трона.

 

Д а р.   И неспроста   вновь эллины явились  в тот момент, когда я стал беспомощным и слабым.  Все это рок, неотвратимый рок… Эй, кто-нибудь!

 

   На зов является   прислужник, он помогает царю встать.

 

Д а  р.  Ну, как там?

 

П р и с л у ж н и к.  Также,  государь.

 

Д а р.  Подробнее.

 

 П р и с л у ж н и к (нерешительно).  Враги бессчетны, наши тают силы…

 

Д а р (опираясь на плечо прислужника).   Так может, прав  был наш Парис, когда меня корил за то, что я людей отправил в края неведомые?

 

П р и с л у ж н и к.   Царевич молод, потому с  надеждой дружен он. 

 

Д а р . А ты в спасенье наше веришь?

 

П р и с л у ж н и к.   Не успокоились бы пришлые вожди, пока  не взяли б  Трою.

 

Д а р.  И Александра мне об этом говорила.  Какой бы волей человек не обладал, не в силах он бороться с провиденьем.

 

П р и с л у ж н и к.  Умна царевна наша.

 

 Д а р.  Да, Александра видит то, чего узреть нам  не дано… Иные города, иные страны… А как бы мне хотелось одним глазком взглянуть на те места, где будут жить потомки наши.  Жаль, жизнь царя так коротка…

 

                                                                       

                                                                          11

 

П р и с л у ж н и к.  У царских воинов   она еще короче.

 

Д а р. Ты дерзким стал не в меру, верный друг.

 

         Слабые красные отблески начинают блуждать  по стенам зала.

 

Д а р.  А что это за красный цвет на стенах колышется?  Иль мне мерещится?

 

П р и с л у ж н и к.  Багровым был закат.

 

Д а  р.  Закат багровый – это не к добру.

 

П р и с л у ж н и к (со вздохом).  Да, царь.

 

Д а р .    Еще глаза слезятся от болезни…  Но почему сквозь слезы  сполохи я вижу?

 

П р и с л у ж н и к.  Костры горят.

 

Д а р.  Да  кто же их разжег так ярко?    

 

         Прислужник притупляет взгляд и молчит.

 

Д а р.  Неужто  вороги?

 

П р и с л у ж н и к.  Их много, очень много.

 

Д а р. И в городе они?

 

П р и с л у ж н и к.  Да, государь…  Хоть доблестный Парис, людьми командуя, успешно отражал атаки…

 

Д а р.  Суть говори.

 

П р и с л у ж н и к.  К той бреши в крепостной стене, которую не до конца мы заложили после того, как вздрогнула  земля, коня данайцы прикатили…

 

Д а р.  Кого?

 

П р и с л у ж н и к.  Огромного коня из дерева, и по нему  на стену взобрались, а после в город...

 

    Царь Трои, опираясь на подлокотники трона, с трудом, поднимается.

 

 

 

                                                                          12

 

Д а р .  О, бедный мой Парис!  Ему погибнуть суждено в жестокой битве.

 

П р и с л у ж н и к. Случиться может всякое…. 

 

Д а р.  Не смею уповать на чудеса.

 

П р и с л у ж н и к.  А на подземный ход, из города ведущий к диким чащам?

 

Д а р. Нет, не таков Парис, чтобы спасаться бегством.

 

П р и с л у ж н и к.  Тогда навечно он себя покроет славой.

 

        Слышен звон мечей и крики.

 

Д а р.  Сражаются  уже у стен дворца?

 

П р и с л у ж н и к (выглядывая в окно).  Да, государь.

 

Д а р.  Тут где-то был  мой меч.

 

П р и с л у ж н и к.  Его царь не поднимет, поскольку   слаб от хвори.

 

Д а р. Ищи, не рассуждай.

 

П р и с л у ж н и к. Нашел.

 

Д а р.  Неси  ко мне оружие.

 

       Дар жестом заставляет прислужника исполнить свое приказание. Тот поднимает меч, лежащий недалеко от трона.    Дар указывает на свою грудь.

 

Д а р.  Сюда коли.

 

П р и с л у ж н и к. О,  нет…

 

Д а р.  Велю – рази мне грудь без промедленья.

 

     Прислужник направляет острие меча на грудь Дара.  Меч в его руке дрожит.

 

П р и с л у ж н и к (качая  головой).  Нет, не могу.

 

      Дар протягивает к нему обе  руки.

 

 

 

 

                                                                         13

 

Д а р.  Тогда клади его на руки мне.

 

       Прислужник качает головой.

 

Д а р.  Ну что ты, не робей.  Запомни:  жизнь всего лишь краткий миг между рожденьем и долиной мертвых. Иль ты осмелишься ослушаться меня?

 

             Прислужник нерешительно вкладывает оружие в руки Дара.

 

Д а р.   Хотя от старости и  ослабели руки, я не доставлю торжества врагам.  Им Дара не увидеть унижения.

 

        Царь Трои опускает одну руку. Меч рукоятью упирается в пол.  Двумя руками  Дар держит острие. Прислужник понимает его намерение и падает на колени.

 

П р и с л у ж н и к.  Мой властелин,  не надо!

 

Д а р.  Коль нету царства более,  не нужен и владыка.   Что  проку ныне от меня?   Ведь раньше было сердце у меня скалой гранитной, а теперь оно в груди  готово разорваться на  куски лишь оттого, что   больно, очень больно родного сына оставлять на  растерзание, а дочь на поругание врагам…

 

          Дар   падает на меч.

 

Д а р.  Как больно…

 

 Прислужник бросается к нему, падает на колени и отбрасывает меч в сторону. Несколько мгновений он гладит седые волосы царя. Потом поднимается и убегает.

 

                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                         14

 

 

 

 

 

                                                              ЯВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ

 

 

      Языческий храм, на переднем плане статуя причудливого божества Ма – Великой матери. В углу храма  сгрудились жрицы храма, объятые страхом. На возвышении у колонн, к которым ведет широкая лестница, стоит с поднятыми руками Александра и глядит на горящий город.

 

А л е к с а н д р а.     Объята Троя ужасом пожара и битвы страшной.  Вижу наяву, как умирают в ней бесстрашные герои, в отчаянии ведя неравный бой с врагами.  Остры мечи  и вездесущи стрелы, и копья заостренные длинны у наших воинов, но очень мало их…    (Оборачиваясь к женщинам).    Идите же, узрите смертный час  сынов отечества, достойных уваженья … Ступайте все сюда! 

 

  Жрицы, подчиняясь ее требованию, по лестнице поднимаются на возвышение. От вида сражения они начинают рыдать и причитать. У статуи Ма остается лишь Елена.

 

А л е к с а н д р а (женщинам).  Смотрите же!  Идет не бой, а жертвоприношенье.

 

           Елена опускается перед Ма на колени.

 

Е л е н а.  Мудрейшая из всех божеств небесных,  дарующая  жизнь и благодать!  Властительница дум, людских  желаний!  Узри, к тебе взываю я с мольбой - останови  сейчас кровопролитие.    Верни же милосердие врагам, не дай разрушить чудный город сей до основания и погубить мужей троадских…  Они падут в безумстве грозной сечи…

 

           Появляется смертельно раненый Парис с мечом в руке. С видимым трудом он доходит до Елены, роняет меч  и опускается рядом с ней на пол.

 

Е л е н а.  Парис?! (Заметив кровь на его одежде).    Ты ранен?

 

П а р и с.  Я тебя нашел. Хотел  я умереть в объятиях любимой.

 

                           Елена обнимает мужа.

 

Е л е н а.  Вот видишь, обняла тебя.  Зачем же умирать?  Тебя согрею я, прикрою раны...

 

П а р и с.  Жена моя… Богам я благодарен за мгновенья, которые  провел подле тебя…

 

Е л е н а (вытирая навернувшиеся на свои глаза слезы).   Их за любовь твою благодарю и я.

 

 

                                                                         15

 

 

П а р и с.  Ты плачешь?

 

Е л е н а.  Нет, не плачу.

 

П а р и с.  Скажи сестре моей, она была права.  Но я не мог… Не мог я поступить иначе...

 

     Он замирает.   Елена, увидав, что ее супруг умер,  громко вскрикивает. Женщины на возвышении оборачиваются, Александра спешит к Елене.

 

А л е к с а н д р а.  Парис наш ранен?

 

Е л е н а (с надеждой  прикладывая ладонь к груди мужа).  Нет, не бьется сердце, дыхания не слышно…

 

А л е к с а н д р а (наклоняясь над мертвым Парисом).    Он уже в долине мертвых.

 

         Елена простирает руки к статуе богини Ма.

 

Е л е н а.  А я так … Я так ее просила... 

 

А л е к с а н д р а.  Уже не в силах божество помочь.

 

Е л е н а (гладя волосы умершего мужа, сквозь рыдания). Париса воскресить она  не в силах. Зачем же покарали так меня от Трои отвернувшиеся боги?

 

А л е к с а н д р а.  Все началось с того, что стала ты женой троянца.  Вот в чем корень бед.

 

Е л е н а.  Я о замужестве своем не сожалею,    хоть и сказал Парис  о правоте твоей.

 

А л е к с а н д р а.  Любовь в безумцев превратила вас.

 

Е л е н а (поднимаясь).  Муж и жена – единое создание. И потому я умереть должна. Вслед за Парисом я ступлю в долину, откуда нет возврата никому…

 

        С блуждающим взором Елена направляется на возвышение.

 

А л е к с а н д р а.  Постой, Елена!

 

       Вдова не обращает внимания на ее окрик. Александра бросается ей вдогонку. У колонн она настигает Елену и мешает ей сброситься вниз. Жрицы обступают борющихся женщин. В это время в храм  вбегает прислужник.

 

П р и с л у ж н и к ( громко).  Царь Трои умер. Заколол себя.

 

                                                                          

                                                                          16

 

     Женщины на возвышении оглядываются.  Александра отделяется от них и спешит к прислужнику.

 

А л е к с а н д р а.  Отец?!

 

П р и с л у ж н и к (глядя на Александру).   Все кончено.  Царевна сиротой осталась.

 

   Александра несколько мгновений стоит молча. Потом лицо ее  искажает страшная гримаса, она растопыривает  пальцы и сгибает их, делая похожими руки на лапы хищной птицы. Александра хватает себя за волосы, начинает рвать их и бормотать неразборчивые слова. Вдруг она внезапно падает на пол, взгляд ее стекленеет.

П р и с л у ж н и к (жрицам).    Тут есть вода? 

 К нему подбегают  женщины с двумя амфорами. Прислужник берет одну амфору и  обливает Александру  водой. Несчастная вздрагивает и пытается подняться. Прислужник опускается на колени, подхватывает царевну и помогает ей сесть. Глаза Александры закрыты.

А л е к с а н д р а.  Я вижу…

П р и с л у ж н и к.  Что же?

А л е к с а н д р а . Давно уж на охоту вышел лев.  Он заприметил лань и прыгнул на нее, за холку взял зубами и поволок несчастную…  А  в  логове его жестокая волчица с приблудным волком ждали льва с добычей…

                  Александра вдруг замолкает и открывает глаза.

П р и с л у ж н и к.    Страшны видения твои, но явь не лучше.                                                                                            

А л е к с а н д р а. (Снова закрывая глаза).  Как только появился он, волчица   клык ему вонзила в грудь, потом отгрызла лапы… Кровавым стало пиршество.  Лежит на покрывале мертвый лев, в то время как обидчики его терзают тело  лани… 

П р и с л у ж н и к (жрицам).  Несчастная лишилась разума.

       Александра открывает глаза и смотрит на окружающих.

А л е к с а н д р а.    Как страшно…  Мстить еще страшнее…

       С трудом она  поднимается, пытается привести себя в порядок, затем  гордо выпрямляет спину.

А л е к с а н д р а.  Одна осталась я из царственных особ.

П р и с л у ж н и к.  Приказывай, царевна.

 

А л е к с а н д р а.  Похороните брата и отца. Не оставлять же их тела на поруганье врагам жестоким.   Елену облачите в платье жрицы.

 

     Услышав ее слова, Елена вырывается из рук женщин и бросается к мертвому Парису.

 

                                                                          17

 

 

Е л е н а.  Они хотят нас разлучить навеки. 

 

А л е к с а н д р а (женщинам).  Держите же ее.

 

    Несколько жриц подбегают к Елене и силой удерживают вдову. Прислужник с несколькими женщинами удаляются, потом одна из жриц возвращается с  большим лоскутом  ткани.  Париса  кладут на ткань.    Вбегает Кореб,  взглядом находит Александру и бросается к ней.

                                                 

К о р е б.   Мы битву проиграли, Александра. Пришел я за тобой, еще спастись есть время. По подземелью тайному мы к зарослям придем  и там спасемся бегством.

 

А л е к с а н д р а (кивая в сторону женщин).  А они?

 

К о р е б.  Пусть им помогут боги. Всех  не спасешь от гибельной резни.

 

А ле к с а н д р а.  Нет, не пойду я. 

 

К о р е б.  Почему? 

 

А л е к с а н д р а.  Отвечу.  Должна идти судьбе своей навстречу.

 

        Она замечает вырывающуюся из рук жриц  Елену.

 

А л е к с а н д р а. (Коребу).  Спасай Елену.

 

 Е л е н а.  Я – дочь спартанского царя, меня никто не тронет!  А муж еще вдовою не оплакан.

 

А л е к с а н д р а.  Спасайся сам, Кореб!

 

   В это время раздаются крики ужаса.  Появляется Аякс с копьем и мечом. Он преследует  разбегающихся в разные стороны женщин, но наталкивается на Александру и Кореба. Тот заслоняет собой царевну, потом подхватывает  меч Париса и выставляет его перед противником.   Они начинают сражаться.   Александра опускается на колени и закрывает лицо руками.

 

А л е к с а н д р а.  Я слышу, что идет  спаситель мой.  Шаги его все ближе…

 

К о р е б (отбив атаку Аякса и бросаясь к ней).   Здесь я, Александра!

 

   Он хочет помочь Александре подняться, но подскочивший Аякс поражает его мечом в спину.    Кореб падает и умирает. 

                          

А л е к с а н д р а.  И Кореб убит! 

                                                                                            18                           

Аякс хватает ее за распущенные волосы и  тянет упирающуюся Александру в затемненное место храма. Увидав это, женщины  забывают о страхе и устремляются к  Аяксу. Он отступает, размахивая мечом, и задевает им статую богини. В испуге женщины падают на колени, Аякс  с мечом в руке замирает. В это время у колонн появляется Агамемнон. Увидев его, Александра лишается чувств. Агамемнон   подходит к Аяксу.

 

А г а м е м н о н (Аяксу).   На улицах в разгаре  бой, а ты здесь, в храме, женщин добываешь. 

 

А я к с ( указывая на лежащего Кореба). Тут воин был с мечом.

 

А г а м е м н о н (глядя на  убитого).   Он поражен был в спину.

А я к с.   На войне случается такое. 

 

А г а м е м н о н. А с оскверненной как же быть?

 А я к с (думая, что тот говорит об Александре).    Наложницей моею станет.

 

А г а м е м н о н (рукой показывая на статую Ма).  Что? Она?  Наложницей? Ведь ты мечом ее коснулся.  Нельзя  так с божествами поступать.

 

А я к с (предчувствуя недоброе).   Случайно вышло это.

 

А г а м е м н о н. Хоть это и чужие  божества, их нужно уважать.  Они – владыки  всех стихий. Прогневаются -   шторм вызовут на море,  когда из Трои будем возвращаться. Вмиг поглотит пучина корабли…

                                                                

        Агамемнон  подходит к статуе и руками  касается ее ног.

 

А г а м е м н о н.   И  если воинам сказать про  святотатство, они тебя изрубят на куски.

 

А я к с. Не говори им ничего,  Агамемнон.

 

А г а м е м н о н.   (поворачиваясь лицом  к Аяксу).   Ступай, добей врагов и захвати  добычу, достойную героя.

 

А я к с (показывая рукой на Александру).  А наложница?

 

А г а м е м н о н.  О ней я позабочусь сам.  Иди.

А я к с.  Бегу.

 

А г а м е м н о н.  Еще успеешь к торжеству победы.

 

  Аякс убегает. Агамемнон подходит к Александре и смотрит на нее, потом на женщин.

А г а м е м н о н.  Я зла не причиню несчастной.  Кто она?

 

                                                                          19

 

О д н а   из ж р и ц.   Царевна Александра.  Дочь нашего царя.

А г а м е м н о н. (удивленно).  Вот как?

 

Агамемнон  наклоняется, убирает волосы с лица Александры и любуется ею.

А г а м е м н о н.   Тогда она  достойна быть царицей.

         Он поднимает Александру с пола и уносит на руках из храма мимо молчаливых женщин.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                          20

 

 

                                   

                                                      

                     

                                                        ЯВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

  

Слабо освещенная комната дворца. Луч солнца пробивается через окно и освещает очертания  орла, сорванного со стены.  Рядом с поверженным символом царской власти на полу в забытьи лежит Александра. Когда луч солнца опускается до нее, бывшая царевна открывает глаза и  поднимает  руку,  как бы касаясь  луча. 

 

А л е к с а н д р а.  Со мною  снова ты, мой  мудрый бог.  Позволь к руке твоей ладонью прикоснуться и рассказать о горестях  своих. Как птичка одинокая, томлюсь я в тесной клетке. Могущественный Дар сражен мечом,  и пал орел, поверженный,  на землю. Разорено гнездо его,  умерщвлены птенцы,  которые вокруг гнезда летали …

 

        Александра складывает ладони. Луч оказывается  в этом уютном гнездышке.

 

А л е к с а н д р а.  Осталась я одна.  Одна среди врагов. И будут  долго  надо мною потешаться, пока не надоест им щебет мой. Тогда и я…

 

               Лучик дрожит в ее  ладонях.

 

А л е к с а н д р а. Ты от печали подаешь мне знак?   Недолго мне осталось быть   твоей невестой.   Уже слышны шаги…

 

      Александра замолкает.   В комнату входит Агамемнон.  Александра сжимается и отодвигается к стене.

 

А г а м е м н о н.  (улыбнувшись).   Царевна, с добрым утром. 

 

          Александра прижимается к стене вплотную.

 

А г а м е м н о н.  Причудливы дела - меня боишься ты?  Поверь, напрасно.  Я защитил  тебя от грубого Аякса, который  возжелал  царевну превратить в наложницу.

 

        Девушка качает головой.

 

А г а м е м н о н.    Что, мне не веришь ты?   А, ты меня не понимаешь…

 

        Он подходит к еде, стоящей возле Александры.

 

А г а м е м н о н  (касаясь лепешки).  Вот это хлеб.

 

А л е к с а н д р а.  Хлеб.

 

                                                                         21

 

 

А г а м е м н о н  (заглядывая в сосуд).   Тут чистая вода.

 

А л е к с а н д р а.  Вода.

.

А г а м е м н о н (поднимая с пола другую амфору).    А тут вино.

 

А л е к с а н д р а.  Вино.

 

А г а м е м н о н.  Испей его со мною.

 

    Агамемнон делает глоток из сосуда и передает его Александре. Та тоже отпивает из сосуда.

 

А г а м е м н о н.   Агамемнон я, царь Аргоса.

 

А л е к с а н д р а.  Ар…

 

А г а м е м н о н.  И царь Микен.  Название такое, тебе о чем-то говорит?

 

А л е к с а н д р а.  А…трид.

 

А г а м е м н о н. Что ж, пусть отныне  я  Атридом  буду зваться.  Атрид - царь Трои, и Аргоса, и Микен.  Как величать тебя? 

 

А л е к с а н д р а.  Я – Але…ксандра.

 

А г а м е м н о н..  А-а, тебя зовут Кассандра?  Кассандра, хочешь, мы пройдем с тобою по дворцу? Потом я мудрецам  тебя представлю, которые научат нашей речи.

 

                 Агамемнон  протягивает ей руку.

 

А г а м е м н о н.  Пойдешь со мною?

 

             Александра вновь пожимает плечами.

 

А г а м е м н о н.  Ты отвечай мне: «Да, пойду».

 

А л е к с а н д р а (касаясь протянутой руки).   Да.

 

А г а м е м н о н.  У тебя достаточно ума.  «Нет»  говорить научишься сама.

 

            Агамемнон  за руку уводит Александру.

 

 

                                                                          22

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     ЯВЛЕНИЕ ПЯТОЕ

 

   Зал  дворца, над   троном  Дара  символа власти   уже нет.  Уверенным шагом входит Атрид, за ним по пятам следует Аякс.  Атрид останавливается и поворачивается к своему спутнику лицом.

 

А т р и д.  Есть явное и тайное, Аякс.  То, что глазами ты узрел, - то истинно, рукой потрогал – тоже. Слова – как женщины: найдешь средь них и честных, и блудниц.

А я к с.   Словами люди выражают мысли.

 

А т р и д.  О, мысли человека – это тайна,  и к ней не подобраться никому.

 

А я к с.  Порой полезно своему собрату    надуманное рассказать.

 

А т р и д (с подобием улыбки на губах).  Ну, коли так, то честно я готов ответить на твои вопросы. Сегодня у меня хороший день.

 

А я к с.  Атрид, за десять долгих лет у этих стен мы потеряли множество сынов Эллады. Быть может, самых лучших. Почему же ты нам не позволил до конца разграбить город, сравнять его с землей?

 

А т р и д.  На это есть причина.

 

А я к с.  Какая же?

 

А т р и д (подходя к трону).  Я буду править в нем.

 

А я к с.  Ты очень любишь власть?

 

А т р и д.  Ты укажи того мне, кто ее не любит. Да, признаю, что много лет назад женился я на Клитемнестре дерзкой, чтобы упрочить власть свою в Микенах.  К несчастью,  дочь спартанского царя строптивой оказалась очень.

 

А я к с.  И ты безропотно  терпел ее причуды?

 

А т р и д.  Пришлось, но только потому, что Тиндарей – спартанец. Спартанский царь!  Теперь, Аякс, представь:  явился вдруг Парис из благодатной Трои и обольстил прекрасную Елену,  сестру моей жены.

 

 

                &nb... Читать следующую страницу »

Страница: 1 2 3


26 сентября 2019

0 лайки
0 рекомендуют

Понравилось произведение? Расскажи друзьям!

Последние отзывы и рецензии на
«Александра - Кассандра»

Нет отзывов и рецензий
Хотите стать первым?


Просмотр всех рецензий и отзывов (0) | Добавить свою рецензию

Добавить закладку | Просмотр закладок | Добавить на полку

Вернуться назад








© 2014-2019 Сайт, где можно почитать прозу 18+
Правила пользования сайтом :: Договор с сайтом
Рейтинг@Mail.ru Частный вебмастерЧастный вебмастер