В конце последнего марша лестницы он перепрыгнул через перила и, дожевывая на ходу пирожок, помчался по вестюбюлю...Времени оставалось совсем немного, ровно столько, чтобы занять исходную позицию в начале аллеи, небрежно развалиться на скамейке, и, дождавшись выхода второго курса, пригласить её на футбол или концерт. Затем они поужинают в студенческом кафе, после чего... Впрочем, что будет потом, он еще не знал. В таких делах он всегда полагался на интуицию.
Он был уже всеми помыслами в парке, когда из репродуктора возле вахтера раздался голос:
-Студента первого курса Харьковской государственной академии железнодорожного транспорта Зименко, индекс фенотипа тысяча триста восемдесят шесть дробь шестнадцать эм бэ срочно вызывает декан факультета "Управление процессами перевозок".
Решение нужно было принимать немедленно. До спасительной двери оставалось всего несколько шагов.Вытянув губы в трубочку, отттопырив руками уши, прищурив левый глаз и припадая на правую ногу, он попытался прошмыгнуть мимо анализатора фенотипа.
-Перестаньте поясничать, Зименко!
Это был голос самого декана.
"Опоздал!"
В течение нескольких долей секунды аналитическое устройство по заданному индексу отобрало его из десяти тысяч студентов, и сейчас изображение кривляющейся рожи красовалось на телеэкране в кабинете декана.
Зименко придал губам нормальное положение, оустил уши, и со все еще прищуренными глазами стал растирать колено правой ноги. Эта манипуляция по его замыслу, должна была создать у декана впечатление внезапно начавшегося приступа ревматизма.
Глубоко вздохнув и все еще прихрамывая, он направился на четвертый этаж первого корпуса...
Несколько минут декан с интересом разглядывал его физиономию. Зименко придал своему лицу приличиствующее случаю выражение грусной сосредоточенности. Он прикидывал в уме, сколько времени ему понадобиться, чтобы догнать второкурсницу, если декан...
-Скажите, Зименко, Вас в жизни вообще что нибудь интересует?
По мнению Зименко это был праздный вопрос.Его интересовало многое. Во- первых, кого он больше любит. Наташу или Лену, во-вторых возможное положение киевского "Динамо" в турнирной таблице, в-третьих, эта второкурсница, в-четвертых... Словом, круг его интересов был достаточно обширен, но вряд ли стоило во все это посвящать декана.
-Меня интересует профессия инженера по эксплуатации железных дорог, скромно ответил он.
Это было почти правдой. Все его жизненные устремления так или иначе тесно связаны с пребыванием в городе, где дают высшее железнодорожное образование, где расположена ХарГАЖТ.
-Тогда, может быть, вы мне объяните, почему к концу второго семестра у вас не сдан ни один зачет?
"Ой, как плохо,-подумал он,-исключат, как пить дать исключат"
-Может быть, специфика машинного обучения....-неуверенно начал Зименко.
-Вот именно специфика,-перебил его декан.-Уже три обучающих автомата отказались с вами заниматься. На что вы рассчитываете?
Тактически правильнее было считать этот вопрос риторическим и не давать на него прямого ответа.
Декан задумчиво барабанил пальцами по столу. Зименко глядел в окно. Рыжекудрая второкурсница шла по аллее.Шагавший рядом везила любезничал с ней. Кажется, все ясно. Второй билет на концерт гастролирующего в Харькове Филипа Киркорова прийдется кому-то отдать.
-Мне не хотелось бы вас исключать, не убедившись в полной безнадежности попытки дать вам инженерное образование.
Охотнее всего Зименко сделал бы сейчас кульбит, но это было рискованно.
-Я очень рад,-сказал он,потупившись,-что вы еще верите в возможность для меня...
-Если бы речь шла о ваших возможностях, то вы бы уже давно не числились бы в списках студентов. Я имею ввиду возможности обучающих автоматов, а в них-то я верю.
Вы слышали когда-нибудь об УПСОСе?
-Конечно...это...
Пауза становилась томительной.
-Конечно, слышали,- усмехнулся декан.-Вы ведь, наверное, читали все работы преподователей кафедры обучающих автоматов...УПСОС- это Уневерсальный преподователь с обратной связью. Надеюсь, вы знаете, что такое обратная связь?
-Ну, в общих чертах,- осторожно сказал Зименко.
-Я буду демонстрировать УПСОС на Международном конгрессе новых транспортных систем в Сиднее. Сейчас когда на улице уже двадцать первый век, для определения функциональных способностей УПСОСа мы создали создали контрольную группу студентов. Нам необходимы в век техники и автоматики исследования и еще раз исследования и этой темы... Мне не очень хочется заведомо снижать средний балл его учеников, но элементарная честность ученого требует, чтобы я его испробывал на таком...гм...э-э-э...Ну, словом на вас. Короче говоря, я вас включаю в состав контрольной группы.
-Спасибо.
-Надеюсь, что он в вас вдолбит хотя бы минимальный объем знаний, его схема...
Схемы любых автоматов мало интересовали Зименко. Сохраняя на лице выражение напряженного внимания, он думал о том,, что концерт, вероятно, уже начался.
-....Таким образом, во время обучения ваш мозг составляет единое целое с аналитическим устройством автомата, который меняет тактику обучения в зависимости от хода усвоения материала студентом. Понятно?
-Понятно.
-Слава Богу! Можете идти.
.....Тысяча триста сорок второй логический поиск, шестнадцатый вариант доказательства теоремы, и снова блокирующее устройство дает сигнал: "Материал не усвоен.Перемена тактики". Снова логический поиск. "Доказательство теоремы требует элементарных знаний в объеме средней школы". Команда: "Приступить к обучению высшей математики". Сигнал: "Материал усвоен посредственно". Переключение на доказательство теоремы, к концу доказательства- сигнал: " Базовые знания утеряны". Вновь команда на переключение, снова логический поиск... Вспыхивает красный сигнал на панели: " Перегрев", из силового трансформатора валит дым. Автомат отключается.
Зименко снимает с головы диполь и вытирает пот. Такого еще не было! Сейчас он даже чувствует симпатию к старенькому электронному лектору-экзаменатору. С ним несравненно легче: можно проспать всю лекцию, а потом просто не ответить на вопросы. С УПСОСом не уснешь! Хорошо, что автоматическая зпщита время от времени его отключает.
Размышления Зименко прирывает звонок видеотелефона. На экране -декан.
-Почему вы бездельничаете?
-Автомат охлаждается.
К несчастью,на панели загорается зеленая лампочка. Зименко вздыхает и укрепляет на голове диполь.
Снова логический поиск, и в мозгу Зименко вспыхивают ненависные ему уравнения. Он пытается бороться с автоматом, думает о том,что было бы, если бы он пошел тогда на концерт, а позднее не упустил футбольного матча с киевским "Динамо", пробует представить себе второкурсницу в самых соблазнительных ситуациях, но все тщетно.
.....Логический поиск, сигнал, команда, переключение, изменение тактики, сигнал, логтческий поиск...
Проходит семь дней, и- о чудо!-обучение не кажется Зименко таким мучительным. Автомат тоже кажется, к нему приспособился. Все реже вспыхивают сигналы перегрева.
Проходит еще неделя, и снова громкоговорители разносят по всем трем корпусам ХарГФЖТа:
-Студента первого курса Зименко, индекс фенотипа тысяча триста восемьдесят шесть дробь шестнадцать эм бэ вызывает декан факультета "Управление процессами перевозок".
На этот раз он не прячется от всевидящих глаз фенологического анализатора.
-Поздравляю вас, Зименко,-говорит декан.-Вы проявили незаурядные способности!
Зименко краснеет.
-Я полагаю,-скромно отвечает он,- что правильнее было бы говорить об удивительных способностях УПСОСа. Это действительно замечательное изобретение.
-Когда я говорю о ваших способностях, то имею в виду вас. Что же касается УПСОСа, то двухнедельное общение с вами не осталось для него бесследным. Теперь это не обычный автомат, а какой-то Дон-Жуан, Казанова, или, чтобы вам было понятнее, попрасту бабник: он ставит высшие оценки только смазливым студенткам. Кроме того, он стал заядлым футбольным болельщиком, любителем эстрадной музыки- и вовлек в это дело всю контрольную группу студентов. Обленился он до придела. Завтра мы его демонтируем, ну а вас, вы сами понимаете...
-Понимаю. Желаю вам дальнейших успехов в обучении этих... гм...ну, словом студентов.
Отвесив низкий поклон, Зименко пошел к двери.
-Куда?!
-Как куда? Покупать билет на скорый № 64 Харьков-Киев, чтобы ехать домой. Ведь вы меня отчислили.
-Мы вас исключили из списка студентов, но назначили старшим лаборантом кафедры обучающих автоматов и транспортной электроники. Отныне не одна машина с обратной связью не выйдет из стен лаборатории, не выдержав поединка с вами. Вы для нас-сущая находка! Впереди преобразование системы обучения: грядут новые времена, нужны квалифицированные инженеры транспорта. Ну, обещайте, что вы нас не бросите: нам такие специалисты нужны, Зименко!
18 декабря 2015
Иллюстрация к: ПОЕДИНОК В ХарГАЖТе