-Пять часов едем. Да еще сутки впереди. Нет, Денис Викторович, устарел наш с вами транспорт. С учетом остановок средняя скорость движения 50 километров в час. Нужны принцыпиально новые проекты,-говорит сухощавый, смуглый молодой человек лет 25 с очень серьезным вырадением лица. Денис Викторович в том, же возрасте, но, круглолиц, вихраст, добродушен, по-мальчишески беззаботен.
-Да, ладно, тебе Женька, важничать! Мы с тобой не мальчики, как-никак, на солидную научную конференцию направляемся,-сказал Женька, покасившись на темноволосую красивую девушку, которая с отрешенным видом смотрела в окно. Девушка не обращала на них никакого внимания, только длинные ресницы ее изредко вздрагивали.
-Я сейчас работаю над проектом сверхскоростной транспортной магистрали,-продолжает Евгений. В голосе его едва скрываемые нотки гордости.
-Да-да, слышал. Проект профессора Полякова. Знасчит ты в его группе?
Евгений незаметно показывает Денису кулак. Денис посерьезнел,солидно выпятил нижнюю губу, нахмурился.
-Э-э, уважаемый коллега, а не могли бы вы поподробнее описать суть вашего проекта?
-Это счень трудно сделать в нескольких словах, но я попытаюсь. Итак, дорога новая, экспериментальная, иопытный участок соединит, например,Одессу, Кировоград с Черкассами и Киевом, а потом и остальные населенные пункты. Все здесь необычно. Во-первых, мы отказались(для экономии рельсового пути), от обычной схемы двухпутных линий.
-Слушай, Женька, а ты попроще не можешь? А то, аудитория не поймет.
-Ладно, попробую. Итак, представьте, что вы в кабине машиниста. Она напоминает пилотскую кабину авиалайнера. Шелкнул динамик: диспетчер объявил пятиминутную готовность. Началась проверка состава и маршрута движения по 17 позициям "Охлаждение" и т.д. Затем объявляется минутная готовность. Обратный отсчет времени, и поезд трогается. Сначало мы слышим только шуршание резиновых колес под полом. Но вибрации никакой нет-колеса пневматические и крепятся они не к вагону, а располагаются на пути. Врадщают их электромоторы, а поезд по ним перемещается как стальной лист на роликах прокатного стана. На скорости 200 км/ч мы "взлетели"-это включилась магнитная подвеска, и экспересс полетел,не касаясь дороги.
Смотрим в лобовое стекло, дорога бежит все быстрее, а за стеклом темнеет. Темнеет не за стеклом, а само стекло. Перед нами большой экран.Серебристой линией прочерчена дорога, по ней медленно двигается яркая зеленая точка и на некотором расстоянии-несколько белых.
-Вот закрутил, может тебе и спутник потребуется?-спросил Денис.
-Ты угадал, карту дают со спутников, зеленая точка-наш поезд, белые попутные и встречные поезда.
-Встречные поезда на скорости 1000 км/ч каждый?! Да это не железная дорога, а линейный ускоритель, работающий по принципу встречных пучков.Удар-и вместо поезда поток элементарных частиц!
-Автоматика, еще раз автоматика, уважаемый коллега. Мы предусматрели через каждые 500 километров разъезды-двухпутный участок, где скорости поездов уменьшаются. Автоматика может и отказать. Давно известно-простые схемы надежнее. Нельзя до бесконечности эксплуатировать автоматику.
-Можно продублировать важнейшие операции, как это днлается на спутниках.
-Тогда нужен какой-то очень простой и надежный принцип...
-А мне другое ненравится,-вступила вдруг в разговор девушка,-вы меня извините.
-Пожалуйста, ради Бога!-Хором ответили Евгений и Денис.
-Конечно, я не специалист... Но я люблю наши поезда. Я отдыхаю в дороге. Сидишь спокойно, в окно смотришь-лес, речка, поля, горы. Ведь человек-это не груз, который надо транспортировать. В метро сидишь-тебя , в сущности, по трубе перемещают. В самолете-не лучше. Так высоко летают, что одни облака и видишь.Мне такой поезд-со скоростью 500 км/ч то же совсем не нужен.На этой скорости ничего не увидешь.Ла и телевизор дома осточертел. Я от него отдохнуть хочу. Я хочу живое видеть-лес, травку, озеро, людей. Хочу покупать ягоды и цветы на полустанках, а уж если и спешу, лучше самолетом полечу. У вас получается, что и машинист, собственно не в поезде, а на спутнике сидит, а в поезде только помощник. И к тому же все это очень дорого!
-Браво, девушка, дельные аргументы!-сказал Денис.-А как вас зовут?
-Это не важно.
-Нас интерисует в основном организация, которую вы представляете. Ну и телефончик для деловых контактов,-сказал Денис.
-Не приставай, Денис,ты девушке не интересен. Ее интерисует мой проект, хотя и в несколько негативном плане.
-Вы исчерпали регламент, уважаемый коллега,-загнусавил Денис, явно подражая кому-то. -Я думаю, потолок скорости для поезда 300-500 км/ч. И второе. Девушка права. Человек должен видеть природу. Нельзя загонять его в трубу или вешать ему шторы на окна. Давайте фантазировать.
Представь себе, Женька, что мы отправились с тобой в командировку. Я,значит, ловлю такси, едем на вокзал, чтобы отправиться, например, в Крым. И еще издали видим "парад домов гулливеров"-целый ряд высоченных башен. А между ними другой-серебристая лента взмывается ввысь и теряется в облаках. Это-подвесной монорельс. И множество вагончиков-зеленые, оранжевые,красные...Покупаем билет.
-Вам до Симферополя? Значит, оранжевый.
Выходим к вокзалу-огромное поле, будто аэродром. Перед нами-два десятка вагончиков. Вроде бы обыкновенные, на четырех колесах.Садимся в оранжевый согласно билетам. Вагончик набирает скорость и бежит все выше и выше-в небо. И вдруг замечаю, к нам на сближение тоже оранжевый вагончик едет, обтекаемой формы. Р-р-раз, ми нашидва вагона буквально прилипли друг к другу. Понимаю: мощные электромагниты включились. Батюшки!Двери открываются, и в наше купе въехало на ходу в другой вагон, а посадочный вагончик съехал вниз по эстакаде. Мы, значит, теперь в оснавном вагоне. Поднимаемся все выше и выше, куда долетают только орлы. И главное, как и в твоем проекте,-монорельс на магнитной подвеске. Несущее колесо не катится, а парит. Да и оно лишь на аварийный случай требуется, чтобы не было резкого торможения, если, наприиер,электромагнит выключится.Смотрим в окно-пейзаж восхитительный. Там -два озерка, немного правее-стадо коров пасется...Высота в среднем метров 400. Впереди и сзади через каждые 20 метров-вагончики разноцветные. Представляешь, вся дорога-один сплошной поезд. Какая экономия рельсового пути! Во-вторых, все вагоны между собой связаны магнитной привязкой. Так, что вагоны, которые вниз опускаются, тянут за собой те,которые поднимаются. Экономия энергии. И все они вращаются с постоянной скоростью. Опять же экономия. Ведь любой поезд на разгон и торможение, да и на преодаление подъемов тратит более половины энергии. Система в целом проста. Уловили? Все это похоже на огромное колесо обозрения в парке отдыха, только вытянутое в виде эллипса и повернутое к плоскости земли на 45 градусов. Для обслуживания этой системы никаких спутников и сверхсложной аппаратуры не требуется.
Движение посадочных вагонов-по графику. Вычислительная машина работает лишь по учету свободных мест. Да еще регулирует продажу билетов.Итак, совсем немного времени и мы-в Симферополе. Стоит ли бороться за такую большую скорость, как, например, 1000 км/ч, чтобы прибыть туда немного раньше?
-Знаешь,- фыркнул Евгений-это у тебя гибрит самолета с трамваем получактся.
-Злопыхатель ты, Женька. Главное-абсолютно надежно, достаточно быстро и весьма дешево,-вдруг посерьезнел Денис.-И, наконец природу не будем трогать -лес вырубать на трасск, мосты строить, болота осушать. Они, болота, тоже нужны. Знаешь какая клюква на болотах? И птица водоплавающая! Будем природой любоваться. Вы согласны со мной девушка?
-Меня зовут Юля,-сказала молчаливая спутница, явно обрпщаясь к одному Денису.
8 декабря 2015
Иллюстрация к: НЕ ЗАГОНЯЙТЕ ПРИРОДУ В ТРУБУ