ПРОМО АВТОРА
kapral55
 kapral55

хотите заявить о себе?

АВТОРЫ ПРИГЛАШАЮТ

Евгений Ефрешин - приглашает вас на свою авторскую страницу Евгений Ефрешин: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Серго - приглашает вас на свою авторскую страницу Серго: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Ялинка  - приглашает вас на свою авторскую страницу Ялинка : «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Борис Лебедев - приглашает вас на свою авторскую страницу Борис Лебедев: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
kapral55 - приглашает вас на свою авторскую страницу kapral55: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»

МЕЦЕНАТЫ САЙТА

Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»



ПОПУЛЯРНАЯ ПРОЗА
за 2019 год

Автор иконка Андрей Штин
Стоит почитать Во имя жизни

Автор иконка Роман SH.
Стоит почитать Читая,он плакал.

Автор иконка Юлия Шулепова-Кава...
Стоит почитать Солёный

Автор иконка Редактор
Стоит почитать Ухудшаем функционал сайта

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать День накануне развода

ПОПУЛЯРНЫЕ СТИХИ
за 2019 год

Автор иконка Юлия Шулепова-Кава...
Стоит почитать Видение

Автор иконка Сергей Елецкий
Стоит почитать МЕДВЕЖЬЯ РУСЬ

Автор иконка Владимир Котиков
Стоит почитать РОМАШКА

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать То игриво, то печально...

Автор иконка  Натали
Стоит почитать Смысл жизни

БЛОГ РЕДАКТОРА

ПоследнееПомочь сайту
ПоследнееПроблемы с сайтом?
ПоследнееОбращение президента 2 апреля 2020
ПоследнееПечать книги в типографии
ПоследнееСвинья прощай!
ПоследнееОшибки в защите комментирования
ПоследнееНовые жанры в прозе и еще поиск

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К ПРОЗЕ

Вова РельефныйВова Рельефный: "Очень показательно, что никто из авторов не перечислил на помощь сайту..." к произведению Помочь сайту

Тихонов Валентин МаксимовичТихонов Валентин Максимович: "Я очень рад,Светлана Владимировна, вашему появлению на сайте,но почему..." к рецензии на Рестораны

Колбасова Светлана ВладимировнаКолбасова Светлана Владимировна: "Очень красивый рассказ, погружает в приятную ностальгию" к произведению В весеннем лесу

Колбасова Светлана ВладимировнаКолбасова Светлана Владимировна: "Кратко, лаконично, по житейски просто. Здорово!!!" к произведению Рестораны

СлаваСлава: "Именно таких произведений сейчас очень не хватает. Браво!" к произведению Я -

Тихонов Валентин МаксимовичТихонов Валентин Максимович: "Дорогой Слава!Я должен Вам сказать,что Вы,во первых,поступили нехо..." к произведению Дети войны

Еще комментарии...

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К СТИХАМ

Юрий нестеренкоЮрий нестеренко: "Забавным "ужастик" получился." к стихотворению Лунная отрава

Тихонов Валентин МаксимовичТихонов Валентин Максимович: "Уважаемая Иня! Я понимаю,что называя мое мален..." к рецензии на Сорочья душа

Песня ИниПесня Ини: "Спасибо, Валентин, за глубокий критический анализ ..." к рецензии на Сорочья душа

Песня ИниПесня Ини: "Сердечное спасибо, Юрий!" к рецензии на Верный Ангел

Тихонов Валентин МаксимовичТихонов Валентин Максимович: "Вы правы,Светлана Владимировна. Стихотворенье прон..." к стихотворению Гуляют метели

Колбасова Светлана ВладимировнаКолбасова Светлана Владимировна: "Валентин Максимович, стихотворение пронизано внутр..." к стихотворению Гуляют метели

Еще комментарии...

СЛУЧАЙНЫЙ ТРУД

24. Согласие.(Я люблю тебя, слышишь.)
просмотры64       лайки0
автор Ялинка 

Полезные ссылки

Что такое проза в интернете?

"Прошли те времена, когда бумажная книга была единственным вариантом для распространения своего творчества. Теперь любой автор, который хочет явить миру свою прозу может разместить её в интернете. Найти читателей и стать известным сегодня просто, как никогда. Для этого нужно лишь зарегистрироваться на любом из более менее известных литературных сайтов и выложить свой труд на суд людям. Миллионы потенциальных читателей не идут ни в какое сравнение с тиражами современных книг (2-5 тысяч экземпляров)".

Мы в соцсетях



Группа РУИЗДАТа вконтакте Группа РУИЗДАТа в Одноклассниках Группа РУИЗДАТа в твиттере Группа РУИЗДАТа в фейсбуке Ютуб канал Руиздата

Современная литература

"Автор хочет разместить свои стихи или прозу в интернете и получить читателей. Читатель хочет читать бесплатно и без регистрации книги современных авторов. Литературный сайт руиздат.ру предоставляет им эту возможность. Кроме этого, наш сайт позволяет читателям после регистрации: использовать закладки, книжную полку, следить за новостями избранных авторов и более комфортно писать комментарии".




Загадка Симфосия. День шестой


Валерий Рябых Валерий Рябых Жанр прозы:

Жанр прозы Детектив
767 просмотров
0 рекомендуют
2 лайки
Возможно, вам будет удобней читать это произведение в виде для чтения. Нажмите сюда.
Загадка Симфосия. День шестойГлава I. В которой Василий находит боярина Андрея Ростиславича израненным, но, слава богу, живым. Глава YI. Где Василий, наконец, обретает заветный клад, однако не ведает, в чем он состоит. Глава VIII.Где скрипторные старцы Аполлинарий, Феофил и Даниил, перебрав пергамены и спрятав их, пропали сами. Глава XI. В которой обнаруживается чудесная чаша, исцеляющая боярина Андрея от понесенных ран. Глава XII. Где появляется старец Аполлинарий и повествует, что за чашу такую обрели Василий с боярином Андреем.

ика. Тогда чернец настойчиво постучал в полки с арамейскими письменами, громко окликнул отца хранителя, но тщетно. Развернув шкаф на петлях, обнажив потайную дверцу, он громко забарабанил по ней. Приложился ухом к замочной скважине, полное безмолвие. Одно из двух: или старец отдал богу душу, или его там нет. Встревоженный Селиваний кинулся на поиски иеромонахов Феофила и Данила. Сделай то минутой раньше, он неизбежно бы разминулся с игуменом и боярином Андреем.
       Предприняли повторную безуспешную попытку достучаться до Аполлинария. Библиотекарь молчал как рыба. Как потом рассказывал рубрикатор Макарий: боярин Андрей столь неистово ударял рукоятью кинжала по окованной двери, что от этого грома у зажухших в скриптории чернецов ажник уши заложило. Более ничего не оставалось, как отрядить посыльных на поиски исчезнувших старцев. Ни Парфений, ни боярин уже не сомневались, что придется взламывать дверь особой кладовой.
       Закралось естественное подозрение: уж не содеял ли Аполлинарий чего ужасного с собой, хотя нельзя столь непристойно думать о православном иеромонахе... А с другой стороны, как посмотреть...
       Всякий грех на то он и грех, что никто не избавлен от его цепких объятий. Однако и умалять его нельзя, и уж тем более оправдывать, а тем паче соизмерять прегрешения по мере их тяжести. Казалось бы, к каждому проступку есть свое мерило. Но не дано нам судить о бремени содеянного — по сути, вещи, недоступной разуму смертных. Да и нет в природе таких весов. Иной самый закоренелый злодей, но прощен — другой лишь помыслил плохо, а вторгнут в геенну.
       К поиску пропавших книжников подключилась стража, решили обшарить подземелье. Пустяшное с виду дело приняло нешуточный оборот. Опять в монастыре стала нагнетаться нервозность, вновь возникло предчувствие чего-то недопустимого и ужасного. Напасть, да и только!
       Игумен и боярин чуть не повздорили из-за того, каким образом вскрывать замкнутую изнутри дверь «святая святых» хранилища. Но разум восторжествовал. Вызвали плотника с молотком, зубилом и долотами. Смерд, степенно покумекав, чинно поплевав на руки, стал размеренно, с роздыхом выдалбливать отверстие. Вначале вырубил дыру в железной накладке, доска же поддалась гораздо легче. И вот долото проскочило навылет. Вставив крюк, плотник изловчился и провернул засов. Дверца со скрипом распахнулась.
       Камора встретила взломщиков зловещей пустотой. Очевидно, Аполлинарий, закрывшись, ушел через потайной ход. Высветили все закоулки кладовой, надеясь обнаружить укромный лаз или люк. Стали простукивать дощатый потолок игуменским посохом. Убедясь, что верхами Аполлинарию не уйти, обратили пристальные взоры на ладно вымощенный каменный пол. Плотно подогнанные известковые блоки были неколебимы. Приблизив огонь вплотную, стали наблюдать колебание пламени, однако свежей щели не обнаружили.
       Потом обратили внимание на зловещий «царский» сундук. В его недрах, как известно, хранилось адовы книги, запечатанные митрополичьим перстнем. Попытка сдвинуть саркофаг с места оказалась неудачной. Куда уж там тщедушным старичкам... Андрей Ростиславич внимательно вгляделся в восковые печати на запорах и потрясенно вскрикнул. Он рассмотрел, что оттиски, будучи срезаны, опять ловко примастырены на место. Присутствующие изумленно зашептались: «Неужели Аполлинарий сидит в сундуке?» Лишь боярин оказался сообразительней, он заявил: «В днище сундука вделан люк под землю».
       Все-таки до чего же ушлые старцы, ишь что придумали!.. Задраили крышку сундука за Аполлинарием, проникшим в подземный склеп, приладили липовые печати, затворили дверь кладовой — вроде так и было...
       Ну, держитесь. хитрющие старички! Грядет ваше неотвратимое возмездие...
      
      
       Глава 9
       Где, возвращаясь в монастырь, Василий от праздномыслия чуть не впал в ересь 
      
       Не благодарное дело передавать события, коих не являлся участником. Любую несообразность в изложении въедливый читатель расценит как искажение или сокрытие факта, неугодного рассказчику. Хотя тот и не помышлял вводить кого-либо в заблуждение и уж тем более дурачить доверчивых людей. Посему спешу вернуться к повествованию о приключениях, которых сам был очевидцем и прямым участником.
       Радость от обретенного сокровища, захлестнув поначалу мое существо, постепенно сошла на нет. Ее омрачила выходка волхва Кологрива, чудовищным образом покинувшего нас. На протяжении всего обратного пути я невольно возвращался мыслию к последнему разговору со старцем, пытался понять резон его поступка и как-то оправдать собственную оплошность. Ведь что ни говори, но начальник в ответе за людей, вверенных ему, — никуда не годен тот главный, коль не в силах укротить самоволия подчиненных.
       Возвращение по пещерным анфиладам проходило без происшествий. Подземные страхи, а тем паче тяготы, причиняемые лазанием по норам, целиком подавила страсть скорей выбраться наружу. Ни что уже не прельщало внимания. Неинтересным стал сказочный алтарь-цветок посреди каменной залы, стены и колонны которой по-прежнему сверкали мириадами искр. Не пугали бурлящие в черных провалах грозные водопады. Не леденили душу завывающие, похожие на волчью песнь шелесты воздушных струй, изрыгаемых подземными недрами. Единственное, что еще занимало наше существо, так это опасение за собственную участь — глупо, заполучив ларец с сокровищами, провалиться в тартарары, сгинуть в кромешной тьме с переломанными руками и ногами.
       Как мне показалось, дорога в пещерном лабиринте заняла совсем мало времени. Благодаря общему настрою мы действовали размеренно и слаженно. Без лишних слов сверяясь с меловыми отметинами, мы чуть ли не бегом, подобно юрким ящеркам, скользили по подземной галерее, предусмотрительно огибая опасные места. И стоило впереди забрезжить небесному свету, как все завопили от радости, разом осознав конец выпавшим мучениям.
       И когда в сквозном проеме появились силуэты ожидавших нас товарищей, забыв о достоинстве, я и мои спутники что было силы рванули к обетованному выходу.
       Попав в дружеские объятья Назара Юрьева, я гордо похвастал обретенным ларцом. Покрутив его без всякой надежды вскрыть, Назар, пристроив мешок на спине, наконец спросил про исчезнувшего Кологрива. Я без утайки поведал дядьке необъяснимый конец волхва. К моему удивлению, воевода спокойно воспринял его погибель. Почесав в раздумье затылок, он произнес памятную фразу:
       — Кудесник давным-давно пережил отпущенный ему век. Он не прижился в нашем мире, но и покорно прозябать в нем не хотел — уподобился закостенелому репью, что, укоренясь в трухлявом прошлом, норовит ужалить зацепивших его. Рано или поздно надоедливую колючку выдирают с корнем, коль сама не отвалится. Так и дед, хорошо, что он ушел достойно, худо, когда его привлекли бы к ответу, растоптав в прах. Ну да и бес с ним... — незлобно заключил воевода. — Сгинула душа языческая без покаяния, все одно гореть ей в аду... Пусть до срока тешится, что избежала позорного кострища на земле. Будет тебе печалится, иноче, было бы о ком. Жил Кологривище по-волчьи и помер не по-людски. Не Господь его прибрал, а сатана уволок!
       Надо сказать, что невзыскательная логика дружинника укрепила меня — ибо не стоит горевать о том, чего не имел, и плакаться о тех, кого не любил.
       А кроме того, я был рад твердому плечу дядьки Назара. Ведь я не всамделишный, не прирожденный старшина, командовать людьми для меня докука — суетный и нервный труд. Злопыхатели, не изведавшие начальничьего ярма — из зависти, а то и по дурости за благодать считают право повелевать другими, вкушая их покорность и раболепие; и полагают, как сладко иметь волю вязать и судить по своему усмотрению. Истинно, глупец, а то и подлый скот, кто так рассуждает. Но уж совсем отвратительно, когда человек подобного образа мыслей приобретает верх над людьми. К несчастью, у нас такая гнусность стала правилом.
       Низкие натуры не мытьем, так катаньем пробиваются вверх и без меры плодят мздоимство, кумовство и прочее бесчестие. Настоящая беда, что властители наши не научены отличать людей честных и праведных от корыстолюбых и подлых. Совсем не различают делячества от деятельной натуры, лизоблюдства от преданности, жлобства, от природной простоты. Неужели так и будет царить на Руси самодурство, неправда будет изгаляться над нуждой, сытый не разуметь голодного?..
       Извечная проблема мирозданья — противостояние добра и зла, света и тьмы, Бога и Сатаны. Почему добро, будучи благодатным, как правило, бессильно? Почему зло, столь очевидное всем — торжествует? Зачем порок попирает нравственность? Отчего живем не по-христиански? И как так: говорим одно, думает другое, а поступаем совсем иначе? Где она — правда? Кто сможет и должен рассудить?..
       Я, монах по самой сути своей, обязан знать тот ответ. Да только, думается мне: никто его не знает. Почему Творец всеблагой допустил в мир зло? Почему Бог вседержитель терпит Диавола и слуг его? Почему именем Всевышнего зачастую творятся не Божьи дела, а от лица Господня вещают не праведники, а злостные грешники?
       В тысячный раз ощущаю в душе тошнотворный холодок от каверзных мыслей. Умом понимаю: то бес искушает меня, натравливая дух мой супротив Господа, тщится подвигнуть меня в ропот, поколебать веру, расшатывая разум. Вот он, корень всякой ереси!..
       Так что же получается?.. Допустим, Сатана, являясь созданием Божьим, первоначально возник как чистый ангел, потом в силу надменного высокомерия был низвергнут Господом в ад. Но все равно из-за своеволия не прекратил творить зла. Всеведущий Бог не мог не знать такого поворота событий и уж конечно, будучи всемогущ, сумел бы пресечь бесчинство восставшего ангела. Но коль этого не произошло, не сомневаясь во всеблагости Господней, можно предположить, что Дьявол нужен и выполняет возложенную на него миссию. Таким образом, не извращенный софистикой разум приходит к мысли, коль Бог вездесущ, то он присутствует в Дьяволе, а значит, несет ответственность за зло, исходящее от Сатаны. Получается абсолютно неприемлемый христианскому духу вывод, что Бог источник и добра, и зла. Возникает настоятельная потребность осмысления суетных раздумий, чреватых неверием.
       Более трех веков назад некий монах (1), следуя учению Блаженного Августина (2), сформировал крайне спорное учение, согласно которому одним людям обеспечено спасение в раю, другим заведомо уготована гиена огненная. На адские муки они осуждены за заранее предопределенные провинности. Так заповедано Богом в силу его всеведения, все предрешено раз и навсегда. Но тогда нет смысла стараться ради спасения — можно творить любые безобразия, коль они и так предопределены.
       В ходе возникшей полемики Эригена (3) заявил, что в мире вообще нет зла. По философу — зло есть отсутствие бытия. Он предлагал принимать очевидное зло за добро, так как Бог зла не творит. Противостояние добра и зла, таким образом, устранялась из богословия, но вместе с тем исчезала и всяческая мораль.
       Заумь Эригены была осуждена на соборе в Балансе (4). Ее квалифицировали как тезисы Дьявола, а не истины веры. Постичь разумом проблему добра и зла римской церкви не удалось. Опять восторжествовало учение Пелагия (5) о спасении путем совершения добрых дел. Оно единственное несло христианскую мораль и обещало хоть какой-то порядок в головах.
       Ересиархи всех мастей, уповая на извращенный ум, тщатся постичь замысел Всевышнего. Но скудны их мысли и образы, происходит подмена понятий, возникает путаница. Кого считать создателем нашего мира? Кто олицетворяет настоящее зло? Кто таков библейский Яхве и кто таков Люцифер? Вот истоки ереси: павликан, богомилов, патаренов и катар. Впрочем, неподходящее время для обсуждения столь важных и отнюдь не терпящих суеты вопросов. Пора отправляться в обратный путь, кажется, уже девятый час на исходе...
       Коварно схождение с каменистого крутояра. Того и гляди сорвешься по осыпи вниз, переломаешь руки-ноги. Или, того хлеще, расколешь голову, словно зрелый арбуз. Но все же возвращение с удачного промысла чрезвычайно отрадно. Радостные, словно ребятня, скользили мы на пружинящих ногах по откосу, стараясь не набрать излишней скорости, дабы не посшибать друг друга. Кое-кому довелось собственным задом проехать по гравию, что все же лучше, нежели кувырнуться вверх ногами. Слава Богу, до большой крови не дошло. По завершению схождения, соизмерив крутояр с высотой окрестных сосен, стало чудно, что спуск занял совсем мало времени.
       Больше всех, конечно, обрадовался послушник Акимка. Он сердечный, облобызал каждого из нас, будто мы вернулись из дальних странствий. Хотя как сказать — могли и не вернуться... Волхв Кологрив, исчерпав жизненную стезю, наглядный тому пример. Правда, сгинул он по собственной воле, но какая разница, был человек и нет его... Аким, стремясь оправдать свое невольное тунеядство, взялся нести ларец с сокровищем. Перекинув мешок за плечо, ребячливо заметил: «Уж больно легка Ярославья похоронка».
       Наивный мальчишка, сам того не ведая, высказал общее мнение о пустячности клада Осмомысла. Впрочем, я изначально знал, что о сокровищах и речи не могло быть, еще художник Афанасий предупреждал в шифрованном послании: «В кладе не злато, а важная реликвия».
       Вдвойне печально, коль та заповедная реликвия окажется никому не нужной, значит, напрасны наши усилья. Впрочем, рано понуро вешать голову: что бы ни было в ларце, нам повезло отыскать его. А тот, кто прятал, надеялся, что сундучок не найдут, — посему и рвал карту, и хоронил обрывки, оттого и устраивал волчьи ямы в пещере, тщась не подпустить чужака к кладу.
       Таким образом, одной тайной на земле стало меньше... Мне, грешному, видится, что любое сокрытие: добра, зла ли — плодит лишь новое лихо. Ведь не зря заповедано в конце всего сущего: «И станет всякое тайное — явным!»
       Исподволь в душе вызрело убеждение, что труд наш не напрасен и обязательно послужит во благо, хотя бы в том, что исчезнут глупые пересуды по поводу клада Осмомысла. И то дело...
       И окрыленный такой мыслей, направил я нашу кавалькаду вниз, в заповедную долину языческих святилищ. Товарищи мои дружно поспешали за мной. Даже инок Зосима скакал как заправский наездник, толи навострился править лошадью, толи его савраска взялась за ум. Одно я ощутил: все хотели как можно скорей покинуть тлетворно красочную, походящую на кладбище долину.
       Замечу между прочим: мне больше не довелось побывать здесь, и я не сожалел о том. Но в последующей жизни то урочище часто возникало в кошмарных снах, принимая вид, далекий от былой реальности. Бывало, носится в гнетущем тумане один лишь символ ее, обозначая чужой и непонятый мир, порой до ужаса страшный, а случалось и чарующе притягательный. Я понимаю, что это позывы времен давно минувших, но я не желаю возвращения в те дни.
       Мы поравнялись с отвесной стеной, границей двух миров. Юркнули в скальные врата и оказались в сыром мраке неприветливого ущелья. Но оно не устрашало нас, ибо мы знали, что тьма преходяща. Начался подъем по тропе вверх, и вскоре ширящийся купол неба вдохнул нас в себя. Взобравшись на яйло (6), нам бы залюбоваться дивной панорамой: воздух прозрачен и свеж, осеннее светило, клонясь к западу, щедро озаряя все округ, превратило величественный горный пейзаж в настоящий гимн создателю. Но нам не до природных красот, не мешкая, мы спустились к окаменелым останкам издохшего дракона.
       Слава Богу, горы остались позади...
       Теперь только настегивай коня плеткой и через час будем дома. Скорей, скорей в обитель!.. И нет зазорного в том, что нам хочется под ее материнский кров, право, приютивший нас монастырь стал нашим домом — родным и желанным.
      
       Примечания:
      
       1. Монах — монах Готшальк из Орбе (803–868), проповедовал учение о предопределении.
       2. Августин — Августин Блаженный Аврелий (354–430), епископ гиппонский (Северная Африка), христианский теолог и церковный деятель.
       3. Эригена — Иоганн Скот Эриугена (810–877), средневековый шотландский философ-неоплатоник, в XIII в. идеи Э. были осуждены как еретические.
       4. Собор в Балансе — поместный собор в Балансе 855 г.
       5. Пелагий — Пелагий (ок. 360 — после 418), христианский монах, теолог, учение которого осуждено как еретическое.
       6. Яйло — плоская вершина горы.
      
      
       Глава 10
       В которой ведутся тщетные поиски бежавших скрипторных старцев

       С чувством всецело исполненного долга ступили мы в пределы обители. Впрочем, скрытность задания не позволяла нам надеяться на триумфальную встречу. Прихватив мешок с обретенным ларцом, не чуя под собой ног, я устремился к Андрею Ростиславичу. Влетев в гостевую половину, стремительно взмыв по лестнице, рванул дверную створку. Заперто! Настойчиво постучал — в ответ молчание... На резкий стук объявился черноризец и добродушно объяснил, что боярин Андрей ушел в библиотеку. Я обрадовался исцелению боярина и поспешил по указанному адресу.
       Обитатели скриптория, прежде радушные и компанейские, встретили меня натянутой тишиной, вели себя подчеркнуто отчужденно, хотя я подметил, что мой заплечный мешок их явно заинтриговал. Я осведомился: «Что случилось?» — иноки, сотворив пресные физиономии, отстраненно пожимали плечами. С досады плюнув на молчунов, я решительно отворил дверь книгохранилища.
       Первым, с кем я столкнулся, был тиун Чурила. Он то и рассказал мне о загадочном исчезновении ученых старцев и о взломе особой кладовой. Поиски иеромонахов оказались безуспешны, и теперь игумен собирается вскрыть саркофаг с запечатанными адскими книгами. На мой недоуменный вопрос: «Зачем лезть в сундук, неужели Аполлинарий сидит в нем?» — тиун кратко пояснил, поглаживая бороденку:
       — Да, нет — под днищем сундука потайной ход в подземное убежище, где, по всей видимости, и затаился Аполлинарий.
       Сведения тиуна обескуражили, остудили мой хвалебный настрой. Но в тоже время нельзя ни поделиться с товарищем собственной удачей. Украдкой показал ему резную створку ларчика, предвидя слова удивления и восторга. Но Чурила воспринял находку черство и буднично. Мне стало досадно, ведь он больше других способствовал поиску сокровища — и вот, явленное на свет Божий, оно уже не влечет его.
       Более интригующая тайна овладела помыслами Чурилы. Он, завороженный ею, не смел уже думать ни о чем ином. Такая непоследовательность, свойственная увлеченным натурам, случалась и со мной. Поэтому я не обиделся на управителя, а лишь просил скорее свести с боярином. Он подтолкнул меня к изъязвленной двери кладовой.
       Я заглянул внутрь. Настоятель и ризничий Антоний заунывно читали очистительные молитвы над зловеще поблескивающим во всполохах огней массивным саркофагом.
       Мертвенно бледный Андрей Ростиславич, потирая руки, заметно нервничал. Мое появление не удивило и не обрадовало его, будто он начисто забыл, почему я отсутствовал весь день. Но я не осерчал, главное, что боярин оправился от понесенных ран, твердо стоит на ногах и способен принимать решения.
       Проявив настойчивость, я кратко отчитался в проделанной работе. Затем, приоткрыв мешковину, представил заветный ларец. Однако Андрей Ростиславич не потешил моего самолюбия словами признательности, он, как и Чурила, страждал скорейшей разгадки секрета заклятого сундука.
       Я не стал надоедать ему, даже не рассказал о гибели волхва Кологрива, понимая, что Ростиславичу не до меня, сделал шаг в сторону. И тут, образумившись, боярин придержал меня за локоть и тихо произнес:
       — Погоди, Василий, обязательно вскроем твой ларчик, дай только сцапать окаянных старикашек...
       Выйдя из склепа на волю, я подозвал тиуна Чурилу. Теперь ничто не мешало мне выслушать подробный отчет об изворотливых старцах.
       Меж тем заунывные ритуальные песнопения прекратились. В воздухе завибрировало оживление. Мы с Чурилой нагло протеснились в душную камору и, затаив дыхание, стали наблюдать за развитием событий. Помня страсти, увиденные третьего дня в недрах сундука, внутренне изготовясь к неожиданным каверзам, я с опаской взирал на действа, производимые отцом Парфением.
       Настоятель сорвал печати с запоров, скатав воск, сунул келарю Поликарпу, тот брезгливо положил жамку на краешек скамьи. Парфений достал лопаточные ключи, проверив прорези на просвет, трясущимися руками взялся отпирать громко клацавшие замки. Отворив последний, он три раза перекрестил крышку сундука и с надсадой откинул ее. Потянуло приторным запахом извлеченного из земли гроба. Игумен проворно откупорил услужливо протянутую травщиком склянку и стал кропить внутренности саркофага. Тлетворный запах стал улетучиваться, повеяло ароматом свежескошенного сена и березовых веников.
       Настал черед келаря. Предусмотрительно зажав левой рукой ноздри, правой он попытался выудить связку богомерзких фолиантов. Да не тут-то было... Слишком уж тяжелы они, да и вериги, оплетающие книги, весили немало. С обреченной решимостью отбросив предосторожности, келарь обеими руками вытащил злосчастный груз, не удержал и грохнул его об пол.
       Сызнова, точно в помешательстве, я увидел, как из-под корешков книг полезли жабы и сколопендры, пауки и рогатые жуки. Ускользая, нечисть стремглав бросилась в разные стороны. Одна из тварей, шелестя чешуйками, прошмыгнула рядом, задев носок моего сапога. Все случилось настолько быстро, что я не сподобился раздавить гадину. Обратил лишь внимание, что и другие иноки испуганно отшатнулись и, нелепо переступая ногами, увертывались от потревоженной мерзости.
       Кабы я один такой мнительный, но потом и Чурила, и ризничий Антоний подтвердили, что видели то же самое, но помалкивали, чтобы их не сочли за полудурков.
       Лекарь Савелий, неприхотливый по роду выбранных занятий, поднял с полу зачумленные книги и перенес их на поставец. Я же невольно отшатнулся в сторону от окаянного пятикнижия. Игумен опять покропил из пузырька. Новая волна пряных запахов обдала нас. Разум мой просветлел, и я уже не страшился недавней напасти.
       Келарь, кликнув плотника, велел вскрыть днище сундука. Чернец поддел ломиком доски и легко извлек донце наружу. Как и полагали, внизу оказался потайной люк. Взявшись за кольцо, инок отворил его. Тотчас мы кожей почувствовали сырость и подземельный хлад. Вот оно — годами скрываемое убежище скрипторных старцев...
       Однако лезть в дыру за здорово живешь никто не собирался. Мало ли какие гадости уготованы изобретательными старичками. Чего доброго, вляпаешься в медвежий капкан или наскочишь на острую пику, а и того хлеще покусает трупный аспид. И уж совсем без затей — надышишься ядовитой дряни да и окочуришься там...
       Послали за лампами. Пока посыльный рыскал по обители, все по очереди надсаживая глотки, кричали в зев подземелья, призывая старца Аполлинария сдаться на милость, выйти из промозглого заточения.
       Но лукавый книжник затаился. Ни словом, ни иным звуком не выдал своего присутствия. Молчал, аки рыбы.
       Явился факельщик. Запалив фитиль, пропитанный жиром, высветил потаенное убежище. Ржавая железная лесенка круто уводила вниз, пугая осклизлыми ступенями. Первым полез служка, за ним неловко стал спускаться Андрей Ростиславич. Вот еще непоседа, куда лезет, изранен ведь... Мне сам Бог велел сойти вослед боярину.
       Мы проникли в узкий коридор, обложенный диким камнем. Огляделись, принюхались, не обнаружив ловушек, проследовали вглубь и очутились в округлой, довольно поместительной крипте. Хода из каменного мешка не было. Боярин предположил, что имеется секретная дверь. Только где она и как ее открыть, нам не ведомо... Взялись нажимать на все камни подряд в надежде сыскать вделанный рычаг. Бесполезное занятие... Андрей Ростиславич, схватив лампу, стал водить ей по стенам, следя за колебаниями пламени. Он пояснил, что выискивает сквознячок, неизбежный в задраенном каменными блоками проходе. Размышляя вслух, поведал, что лучше всего заполнить крипту водой и пронаблюдать, куда она потечет. Ибо вода непременно разыщет пустоты. Я понимал, боярин от безысходности несет чушь, но не противоречил ему.
       Один раз язычок огня вытянулся к расселине меж камней, но при повторном обследовании того места застыл как вкопанный. То ли да, то ли нет... Мы принялись давить, стучать, даже пинали по неподатливой кладке, но тщетно, камни не поддавались.
       Так промучились с полчаса. Нам уже надоело отвечать на страждущие вопросы стоящих сверху. Несолоно нахлебавшись, мы выбрались наверх.
       Раздосадованный игумен Парфений, забыв про иноческое благочестие, клял изворотливых старцев, даже в горячке пожелал им бесславно издохнуть в подземелье. Оттого назло им велел вытащить лесенку и тщательно задраить люк. «Чтобы червь не пролез..!» — так он был сердит.
       Андрей Ростиславич высказал запоздалое предположение, что крипта никоим образом не сообщается с сетью подземных ходов, а служит запасным хранилищем, Аполлинарий же умыкнул другим путем. Оставалось только обнаружить тот путь... Все недоуменно переглянулись и почему-то посмотрели на Чурилу, тиун беспомощно развел руками.
       И вдруг, чисто по наитию, мне пришло в голову одна хитрость. Необходимо точно знать о том, что старцы не вернулись в библиотеку, для чего ее проходы следует опутать тонкими нитями. Ежели волокна останутся нетронутыми, то злодеи в другом месте, из которого нет доступа в книгохранилище. Возможно, Аполлинарий улизнул из скриптория незамеченным, а сподручники нарочно отвлекли братию.
       И тут пришло озарение Андрею Ростиславичу:
       — Определенно, у старцев есть сообщники в обители. Через них можно выманить книжников обманом.
       Недолго думая, боярин предложил следующий план. Изложу его суть.
       Нужно немедля распустить слух, что уже отрядили посыльных за ищейками, псами-малоссами, от тех натасканных волкодавов, известных своей кровожадностью, никто еще не ушел живым. Так что Аполлинарию, Феофилу и Данилу ничего не останется, как вылезти наружу, неужто они пожелают испытать на собственной шкуре песьи клыки?.. Каждый знает, что псы-живодеры хрумкают кости как хворост, эти монстры способны в мгновение ока растерзать, а то и сожрать человека.
       Затея боярина нам понравилась. Было решено так же перекрыть все известные выходы и лазы из подземелий, дабы и мышь не проскочила. Келаря обязали оповестить управителей и тиунов монастырских: пусть рыщут за пределами обители. Стараясь ничего не упустить, оговорили прочие тонкости и хитрости. Беглецов, как говорится, обложили тройным кордоном — настоящая облава на волков, да и только...
       Приближалось время вечери. Отцу настоятелю предстояло оповестить братию о бегстве ученых старцев, об особом распорядке в обители и о прибытии ловчих псов-волкодавов.
       Сославшись на невмоготу Андрей Ростиславич попросил Парфения не беспокоить его ночью, заодно отпросил и меня. Мы покинули библиотеку, ставшую для меня вконец неуютной и даже враждебной.
      
      
      
       Глава 11
       В которой обнаруживается чудесная чаша, исцеляющая боярина Андрея от понесенных ран
      
        По пути в странноприимный дом я весьма обстоятельно изложил Андрею Ростиславичу свое удачно завершенное предприятие. Боярин искренне жалел, что ему не удалось воочию увидеть древнее языческое капище, не говоря уж об останках ископаемого чудовища. Повторюсь: он был по-детски охоч и любознателен до всяческих чудес и загадок природы, памятников старины, а также незаурядных творений рук человеческих. Ему все было интересно и вызывало в его чуткой душе живой отклик, а порой и трепет.
       Искренне пожалел он волхва Кологрива, предавшего себя отчаянной смерти. Слова боярина были созвучны моим собственным мыслям.
       Хотя бродяга и оголтелый идолопоклонник, к тому же кудесник, но все же, как никак, он человек, наделенный разумом и чувствами, вдобавок славянского роду-племени. А каждый из людей имеет свой смысл и предназначение, любой для чего-то сотворен волей Господа. Нельзя, легкомысленно сопоставляя другого человека лишь с собственной самооценкой, судить о том, кто угоден и неугоден Творцу. Без воли Господа ничего не деется в подлунном мире. Так и судьба несчастного Кологрива в воле Божьей, да исполнится над ним Правда Христова. Недаром Златоуст утверждал, что Христос царствует над верным и неверным, эллином и иудеем и... самими бесами. Христос есть Правда Истинная, и будет праведно судить всех на Страшном Суде. Ибо Правда Истинная и есть воплощение справедливости...
       Дядька Назар и пронырливый Чурила, догнав нас, стали набиваться посмотреть содержимое ларца. Но боярин остудил их пыл, приказал немедля начинать подготовку к ночному дозору. Он посчитал нужным никому не раскрывать до времени существа найденного сокровища, дабы не плодить разного рода кривотолков. К тому же грубый люд, не уразумев его подлинной ценности, опошлит находку, выхолостит ее истинное предназначение.
       Так за разговором мы дошли до спального корпуса и стали поджидать вызванного мастерового. Меж тем стемнело, самая сподручная пора для злоумышленников. Опасаясь налетчиков, помня раны боярские, я подстегивал Андрея Ростиславича подняться наверх. Но он все тянул и тянул, раздражая халатной беспечностью.
       Тут во тьме раздались громко спорящие голоса. Изготовясь ко всякой неожиданности, я перехватил мешок и стиснул рукоять кинжала. Но то оказались чернецы, бурно обсуждавшие какую-то новость. Поравнявшись с нами, вне всякого сомнения, узнав нас, они вместо приветствия, как принято испокон веков в отношении гостей, прошли напыщенно, дерзко, чуть не пихнув зазевавшегося боярина.
       Это неспроста, очевидно, черноризцев раздражало наше хлопотливое присутствие, видать, засиделись мы в обители, коль братия дает понять: «Пора и честь знать...» Полагаю, Андрей Ростиславич подумал сходно со мной.
       Наконец явился кузнец — нелюдимый бородач по имени Радомир. Впрочем, в данном деле и требовался именно человек-могила. Поднявшись в келью, мы закрыли дверь на запор. Прибавив света, стали обследовать не допускавший в свои недра ларец, стараясь постичь, каким образом он открывается, где пружинка-защелка, замкнувшая его?
       Андрей Ростиславич, не выдержав пустого томления, велел вскрывать ларчик силой. Но коваль сделал вид, что не слышит боярина, с мелочной тщательностью он ощупывал поверхность ларца, то подносил его к свету, то, наоборот, отодвигал в тень. Верно, холоп не сомневался, что выявит плотно подогнанную защелку. Боярин умолк, предоставив малому самому решать: применить ли грубый инструмент или нет.
       В угнетенном молчании прошло с полчаса. Но вот коваль напрягся, будто рысь перед прыжком. Мы затаили дыхание... Узловатые пальцы кузнеца побелели от напряжения, сдавив корпус ларчика, он лишь ногтем мизинца подковырнул неприметную загогулину. Раздался мелодичный щелчок и... о чудо — створка откинулась кверху! Кузнец торжественно поставил ларец на столешницу, отошел в сторону, оттирая пот, обильно выступивший на лбу и щеках. Мы с боярином, как оглашенные, метнулись к укладке, готовые чуть ли не с головой залезть в ее нутро.
       Первое, что мы ощутили, так это тончайшие токи неземного аромата, исходящие из недр ларца. Внутри лежал туго спеленатый матерчатый сверток. Боярин осторожно извлек его. Потемневшая парчовая ткань, тронутая тлением, обволакивала тяжелый, должно изготовленный из металла предмет. Дрожащими от волнения руками Андрей Ростиславич принялся разворачивать оболочку. Чудный запах становился все явственней и благоуханней и вскоре заполнил собой всю келью. Даже нелюдимый коваль, раскрыв рот от изумления, зачарованно уставился на действо боярина.
       Но вот последняя пелена спала, и нашему взору открылась почерневшая от времени оловянная чаша — подобие тех, что используют для причастия в бедных церквах, где нет серебряной и даже медной утвари. Боярин аккуратно выложил братину. Потому, с какой осторожностью, переходящей в нежность, он касался стенок чаши, я счел ее весьма хрупкой. Но Андрей Ростиславич, опережая мои догадки, пояснил:
       — Бог ты мой... Василий, ты не поверишь, она теплая, эта чаша, она словно живая!.. Попробуй сам...
       Я не заставил себя ждать. Подушечками пальцев легонько прикоснулся к шершавой поверхности металла и ощутил необычайно нежное и живительное тепло, согревающее мою десницу. Я не отнял руки, и тепло осязаемым током стало вливаться в мое тело.
       Но удивило другое. Наряду с плотью живительным нектаром наполнялась и моя душа. Все мое естество воссияло необычайной радостью и счастьем. Блаженство, испытанное мной, было непередаваемым. Ошеломленный явленным чудом, я потерял дар речи.
       Кузнец Радомир и тот, поддавшись магнетическому соблазну, притронулся к волшебной чаше, и лицо его просияло, словно умытое святою водой. Так мы все трое, плененные чарующими флюидами, не могли оторвать рук от чаши, алчуще вкушали ее благую силу.
       Трудно сказать, как долго пробыли мы в благостном оцепенении, впитывая всеми фибрами души и тела животворный ток, исходящий от дивного потира. Первым прервал волшебную медитацию Андрей Ростиславич. Отстранив руки от чаши, он взялся ощупывать свои грудь и плечи. Потом столь же неожиданно совлек с себя одежды, следом пришел черед окровавленным бинтам и повязкам.
       Чудо чудесное! Во истину нам явлено чудо!..
       Необычайная перемена произошла с израненной плотью боярина. Глубокие порезы, оставленные орудием налетчика на его теле, зарубцевались. Множественные царапины и ссадины вовсе исчезли, словно и не было их.
       Боярин впал в иступленное замешательство, будто и не наяву случилось с ним то преображение. Как воспринять все: коль то умопомрачительное видение — сон, то и неправда, или все же — подлинная явь?.. Но здравый рассудок отказывался ее постичь...
       Ошеломленные поразительным исцелением, мы, подобно Фоме неверующему, не доверяя очам, приложили песты к зажившим отметинам ран. И в конец, сраженные чудом, стрясшимся на наших глазах, возопили неистово, перемежая дикие возгласы славословием Христу и святым угодникам.
       — Чудо! Во славу Божью нам явлено чудо!
       Немного придя в себя, мы обратили завороженные взоры на самою чашу. Неужели в ней сокрыта столь поразительная сила? Неужто сосуд сей есть священная купель?! Ибо большего имени и придумать нельзя. Господи, чудны дела твои!..
       И возблагодарили мы Господа Бога нашего. Пав на колени, со слезами на глазах воспели осанну.
       Чудо, Господи! Восславим же чудо, явленное Господом рабам своим ничтожным... Ликуя в песнопениях, воспоем же, принимая сей диковинный дар! Возрадуемся благодати, осенившей нас, грешных, — выделив изо всех людей!..
       Надлежало бы бить в колокола и трубить в медные трубы, провозглашая явленное чудо. Немедля следовало бы в радостях известить крещеный мир. Учинить торжества великие, дабы все христиане возликовали вослед нам, славили и воспевали Творца, почитая дар Божий.
       Все еще находясь в экстазе, мы по-братски, обливаясь слезами умиления, облобызали друг дружку. Молились и плакали, молились и плакали...
       И никогда уж боле не испытать мне столь дивного просветления и упоения верою Христовой.
       И по ныне, стоит мне вспомнить тот час, сердце мое обмирает, а душа возвышенно поет и ликует.
       Почему Господь избрал меня свидетелем чудесного деяния? Не ведаю своего отличия перед остальными людьми. И, видно, в том незнании мне и умереть суждено. Но рад и несказанно счастлив я, блажен на всю свою жизнь земную, что был приобщен к славе Божьей, что сподобился узреть силу и промысел Господень.
       Странен человек, но уж так он устроен: прикоснувшись к чуду, испытав пиетет, уже спешит осмыслить, вникнуть в суть случившегося. Только недавно взирали мы с благоговением на потир, боясь дыханием коснуться тронутой патиной поверхности. Теперь же, переборов сомнения и боязнь, взялись досконально рассматривать, изучать чашу, гадать о ее предназначении. Мнения разделились.
       Андрей Ростиславич счел братину богослужебным сосудом, исполненным благости в силу своего назначения. Только в чем она, не мог выразить?..
       Я же предположил, что, очевидно, фиалом пользовался святой человек. Кто именно, и думать не смел, дабы не тревожить имен святоотеческих.
       Меж тем коваль Радомир охарактеризовал траченную временем чашу как изделие чужеземной работы. Наши ремесленники отливку из олова не ограняют с боков на точильном камне.
       Мы тщились обнаружить на поверхности братины надписи, рельеф рисунка или узора. Чаша весьма простая и непритязательная. Но при кажущейся скромности то был по-настоящему царский сосуд. Ибо помимо отмеченного тепла, металлические стенки излучали фосфоресцирующее сияние. На свету оно неприметно, но стоило поместить чашу в тень, как свечение стало явственным. В абсолютной же тьме своим нимбом оно походило на свет лампадки-малютки. Так святой человек или благородный князь, даже облаченные в вервие, ликом и взором отличны от простолюдина, ибо наделены Господом особой духовностью.
       Затем мы кощунственно взялись изучать ткань-пелену. Золоченая нить померкла и посеклась местами, приняв цвет почерневшей тканой основы. Никаких вышитых буковиц или других помет на ней не было. Одно ясно, выделана ткань настоящими умельцами: по прошествии не ведомо стольких лет не сыпалась и не рвалась даже с усилием.
       Настал черед разверстого ларца. Сразу видно, что сундучок гораздо поздней выделки. Видом и секретом походил на изделия фряжских мастеров из города Милана. Лишь там умеют столь тщательно подгонять лепестки метала один под другой, что даже щелей не заметно. Опять же, на стенках и внутри ларца ничего не прописано, лишь тонкая гравировка с растительным орнаментом: искусно переплетенные стебли и причудливо изогнутые листья аканфа. Да, ларец сработан на славу! Окажись он на дне морском, ни единая капля воды не просочилась бы внутрь. Свое содержимое он мог бы хранить тысячу лет.
       Итак, у нас оказалась великая чудодейственная вещь. Но смысла ее и назначения, а уж тем паче владельца ее мы не знаем и навряд ли узнаем. С одной стороны, то несколько печально и прискорбно — с другой же стороны, весьма символично. Ибо, зная подноготную всякого, даже освященного предмета, мы развенчиваем его исключительность. Так как можем оценивать, сопоставлять его с прочими вещами, определяя ему место в их ряду. В нашем случае братина явлена без корней, вне времени, но в блеске чудодейственной силы. Она словно идет от самого Бога, минуя земных посредников.
       Надлежало вернуть чашу в родную купель. Бережно завернули ее в материнский парчовый лоскут. Запирать ларчик побоялись, а вдруг боле не откроется? Да и в грубый мешок прятать поостереглись, сознавая неуместность ветоши священному предмету.
       Андрей Ростиславич порылся в переметной суме, нашел богатый, расшитый бархатом и бисером плащ. Он было вознамерился завернуть им ларец с драгоценным фиалом, как вдруг в дверь кельи отрывисто постучали. Мы затаили дыхание. Стук настойчиво повторился.
      
      
       Глава 12
       Где появляется старец Аполлинарий и рассказывает, что за чашу обрели Василий с боярином Андреем
      
       Набросив корзно на столешницу, укрыв ларец от полночного посетителя, Андрей Ростиславич неспешно подошел к двери и сдвинул засов.
       Вот те на!.. От удивления наши глаза вылезли на лоб. В темном проеме собственной персоной стоял инок Аполлинарий с Афона.
       Боярин, утратив дар речи, обескуражено отступил, библиотекарь же глубоко вздохнул, помялся чуток и вымолвил запекшимися губами:
       — Позволь войти, господине, — и, уставясь на боярина совиным взором, добавил, — дело до тебя имею...
       — Входи, отче, коль не шутишь... — запоздало нашелся боярин и пропустил монаха в келью.
       Аполлинарий степенно, с высоко поднятой головой прошествовал к столу и чинно, без приглашения, уселся на лавку. Молча осмотрелся кругом, особо задержав взор на бархатной накидке. В его глазах блеснули сметливые искорки. Сжав в кулак бороду, пожевав беззубым ртом, он изрек нарастяжку:
       — Вот я и пришел, боярин... — взгляд его стал стеклянным, будто неживой человек восседал среди нас.
       — Хорошо, очень даже хорошо, что сам явился, — Андрей Ростиславич взял себя в руки, уже с интересом внимал старцу. Тот, покусав губы, столь же членораздельно произнес:
       — Хочу поговорить с тобой. Разговор наш особый, — и, кивнув на меня с кузнецом, попросил напористо. — Отпусти, господин, своих людей, один на один, без свидетелей побеседуем.
       Боярин, будто и не слышал просьбы, прошелся по келье, резко развернулся, пристально вгляделся в возомнившего о себе инока. Не отводя глаз, он отрывисто скомандовал:
       — Радомир, иди к себе... Василий, — повернул голову ко мне, — ты останься. — И непререкаемым тоном добавил, уже обращаясь к монаху. — Отче Аполлинарий, от инока Василия у меня нет секретов, к тому же я не здоров, монах помогает мне.
       Аполлинарий собрался воспротивиться, но боярин Андрей, предугадав его намерения, сказал как отрезал:
       — Василий останется тут!.. Что надлежит знать мне, то и он должен ведать, иначе нельзя. Говори, отче, с чем пришел, не томи душу...
       — Ну, коль так, изволь, боярин, — покорно откликнулся Аполлинарий. — Только разговор будет долгим, — и, подобрав подобающее слово, завершил, — нелицеприятным.
       — Нам спешить некуда, мы у себя дома, — съязвил в ответ Андрей Ростиславич, изготовясь слушать, удобно расположился в кресле.
       — Ты верно считаешь, боярин, что я испугался смешной угрозы с ловчими псами? Напрасно... Скажу, чтобы ты впредь знал: псы эти годны для потрав только на вольном воздухе, в степи, в лесах. Да и там они не всегда берут след. В подземельях у них начисто отбивает нюх, да и тьмы они боятся. Так что твоя выдумка годна лишь для наивных простачков.
       Но дело не в том — я давно собирался обстоятельно побеседовать с тобой, но как-то не складывалось, не сказать, что недосуг, просто события шли вопреки здравому смыслу, не так, как хотелось и должно было быть. Я оттягивал и оттягивал нашу встречу в надежде, что все утрясется само собой и мне не придется оправдываться.
       — Лжешь ты, отче, причем нагло клевещешь!.. Тебе бы стоило покаяться, — перебил излияния старца боярин, — ведь ты надеялся меня укокошить. Одного не пойму, зачем в таком ответственном деле доверяться худосочному наставнику, неужто не сумел найти кого порукастей? На худой конец притравил бы... Ишь, как вы изгаляетесь в хранилище: насыпали в сундук дурманющей дряни, аж люди с ума посходили, — и Андрей Ростиславич кивнул в мою сторону. — Так что не морочь голову, отец Аполлинарий, рассказывай как на духу... Не ты, так твои приятели под пыткой во всем сознаются... На дыбе мало кому удалось провести правосудие.
       — Помилуй, батюшка, Андрей Ростиславич, о чем таком ты говоришь?.. Кто сказал, что я вознамерился лишать тебя жизни?.. Да у меня и в помыслах такая ужасть никогда не появится... Ты верно полагаешь, что я подослал убийцу, по-твоему выходит — это я снарядил душегуба Дионисия? Так это абсурд, боярин! Клянусь тебе перед святыми иконами, клянусь, — Аполлинарий поднялся на ноги и размашисто перекрестился на красный угол. — Нет моей вины в том! Чист я перед тобой, аки агнец! Клевету на меня воздвигли. Злой поклеп подстроил мой недоброжелатель... — бледные щеки старца раскраснелись, чело прошиб горючий пот.
       Негодующий вид Аполлинария свидетельствовал, что он жертва чудовищной напраслины и нет человека на земле несчастней его.
       Андрея Ростиславича поразил непредвиденный оборот, он опять пришел в замешательство. Лицо боярина явственно отразило борьбу противоречивых мыслей. Не стерпев, он покинул кресло и принялся нервно расхаживать по келье, силясь разрешить возникшую головоломку. Но вот пришло просветление. Ставши напротив старца, испытующе глядя тому в глаза, боярин произнес вопрошающим тоном:
       — Хорошо, коли так... Честно сказать, я рад, отче, что ты непричастен к налету Дионисия. Тогда скажи, зачем ты с друзьями подался в бега? Что за докука с тобой приключилась?..
       — Для того я и здесь, — опрянув духом, уверенно произнес инок. — Только прошу тебя, боярин, не торопи, не гони слишком быстро. Я расскажу все по порядку. Но прежде, не обессудь, утоли мое любопытство: нашли вы, что искали, ради чего твой помощник Василий ездил в горы?..
       — Ты и это ведаешь... — хмыкнул Андрей Ростиславич. — А что мы, по-твоему, должны найти? — вопросом на вопрос грубо ответил Андрей Ростиславич.
       — Чего воду-то в ступе толочь... — уже совсем оправился Аполлинарий. — О том обитель только и судачит, особливо последнюю неделю. Ведь ты послал инока, — и старец пристально посмотрел на меня, — на розыски сокровищ князя Ярослава.
       — Ну, положим, ты не ошибся, отче. Действительно, мы искали клад, — выжидающе помедлив, боярин решился на искренность. — И нашли-таки кое-что!..
       — Я знал, что вы найдете, все шло к тому. Только сознайся: вы обнаружили не злато и каменья — там другое?..
       — Ты опять прав, старче. Казны мы там не нашли.
       — А что, что там?! Ну, скажи, скажи, боярин, — не томи душу...
       — Да так, сущая безделица...
       — Побойся Бога, боярин... Откройся, молю тебя! — Аполлинарий молитвенно сложил руки и был готов рухнуть на колени.
       — Ну что, Василий, — обращаясь якобы за советом, язвил боярин, — покажем отцу Аполлинарию, какую вещицу ты разыскал?
       Не зная, что и ответить, я недоуменно пожал плечами. Но Андрей Ростиславич для себя уже решил, что не утаит правды:
       — То старая, престарая чаша для пития, просто оловянная плошка — вот и весь клад... — и исчерпывающе развел руками.
       Видели бы вы перемену, происшедшую с престарелым иноком. Аполлинарий исступленно затрясся. Вскочил на ноги, воздел руки к небу и, не находя слов, как подкошенный, рухнул на лавку. Боярин вовремя успел поддержать обмякшего старика, не то тот распластался бы на полу. В опасении, как бы старец не испустил дух, мы принялись трясти его безжизненно поникшие члены, пришлось даже взбрызнуть инока водой из корца. Постепенно Аполлинарий пришел в себя. Отхлынувшая кровь вновь наполнила его щеки, глаза приняли осмысленное выражение, старик глубоко вздохнул.
       — Да ты почто, отче, так всполошился? Ты смотри, не помри ненароком... — Андрей Ростиславич поднес к его губам ковшик с водицей. — Накося, испей, полегчает...
       Аполлинарий жадно опорожнил корчажку, откинувшись на спину, прислонился к стене. С минуту он переводил дух, приходил в себя, а потом заговорил:
       — Да знаешь ли ты, пришлый боярин, что за сокровище в твоих руках?! Что за чудо расчудесное ты обрел?!
       — Знаю, уже испытал целебную мощь этой чаши. Сила в ней великая! То, несомненно, святая вещь.
       — Правду глаголешь, боярин, воистину святейшая вещь! То Фиал Господень — Братина Иисуса Христа!!!
       — ?! — мы застыли, остолбенело пораженные.
       Наконец Андрей Ростиславич, превозмогая охватившее волнение, еле выдавил из себя:
       — Не может быть?! — и умолк, не в силах переварить сказанного старцем.
       — Покажите мне... — взмолился Аполлинарий, — Позвольте мне взглянуть на Святая святых!.. Дайте мне увидеть Божественный Сосуд — самый сокровенный потир на земле, потир, лобызавший уста Спасителя...
       В каком-то полусне, словно самнабула, Андрей Ростиславич обнажил ларец и извлек из него Святую Чашу. Потир заиграл небесным сиянием. Мы зачарованно смотрели на чудо, и души наши наполнились упоением и восторгом. Торжественно ликующие, простояли мы с полчаса и были готовы стоять так целую вечность.
       Господи! За что нам оказана такая честь и почет? Господи, почему мы избраны тобой, за что нам выпало такой счастье?!
       Первым очнулся Аполлинарий, упав на колени. На коленях же, вознося молитвы Господу, он дошел до стола. Самозабвенно молясь, должно получив разрешение свыше, он еле прикоснулся губами к потиру. Так и не осмелился дотронуться до него рукой. Мне показалось, что в тот поцелуй старец вложил все свое существо, всю душу без остатка.
       Восстав просветленный, он громогласно восславил Господа, превознося его чудесный дар. Возликовал старец новому смыслу, которым наполнилась его жизнь... Восславил исполненный предел своих мечтаний, до которого он все же дошел, негаданную благодать, которую он все же обрел... Это ли не венец человеческого существования, это ли не вершина земного бытия?
       И затем, обратясь к нам, старец возвышенно изрек:
       — Радуйтесь, человеки, радуйтесь и празднуйте! Чаша сия пребывала со Спасителем на Тайней вечере в граде Иерусалиме. Чаша сия напитала Господа нашего Иисуса Христа и апостолов его. Чаша сия оставлена нам во имя и славу Христову, во спасение наше и Мира всего! — голос его слабел, но инок продолжал. — Я посвящен преподобными старцами Афонскими в сущность сея Чаши. И заказано мне беречь и не разглашать ту великую тайну... Ибо Фиал Христов до времени призван быть сокрытым от людей, а обретение его сулит великие перемены человечеству. Но не ведал я, что мне предстоит самому увидеть Чашу воочию и облобызать ее сокровенную плоть. Не ведал я того...
       Речь старика пресекалась, он пошатнулся, мне пришлось удержать и усадить его на скамью. Немного отпрянув, Аполлинарий продолжил свой рассказ:
       — Афонские старцы сказывали, что сей драгоценный сосуд был утрачен из общины Иерусалимской еще во времена цезаря Нерона (1). Полагали, что его умышленно спрятал один из ста двадцати, дабы Чаша не подверглась поруганию римлян-язычников. При равноапостольном Константине (2) Потир был обретен усердием матери кесаря — святой царицы Елены (3). Он сохранялся в большом секрете в стольном граде. Во времена императора Льва-иконоборца (4) при невыясненных обстоятельствах Фиал исчез.
       Уполномочен я старцами Афонскими, наряду с немногими посвященными особами, иметь знание: что по приговору четырех Патриархов восточных и Римского папы ведутся непрестанные розыски сея Чаши. И по взаимному согласию святых отцов-предстоятелей приняты вящие меры, чтобы, Боже упаси, чаша та не попала в руки неверных... — после столь длительной тирады старец стал совсем плох, в изнеможении откинулся на стену и затих.
       Но Андрей Ростиславич не вполне удовлетворился рассказом инока. Дождавшись, когда Аполлинарий немного поднакопит сил, он спросил его весьма учтиво:
       — А скажи-ка, старче, — боярин повысил голос, — что еще Афонские старцы вменили тебе исполнять в Галиче? Ты особа высоко посвященная, признайся, ведь у тебя есть своя задача?.. Какова она?
       — Ты не ошибся, боярин, я хранитель!.. Да, я хранитель сокровенных свитков первохристиан. Волею случая те писания оказались в Галиче. И я, будучи еще совсем молодым, послан святыми отцами, дабы оберегать те рукописи. Беречь от алчных еретиков, страждущих заимствовать те пергаменты, дабы лжеучительствовать, — старик еле дышал, ему крайне нездоровилось. Он умоляюще обратился к Андрею Ростиславичу, — все, боярин, уволь меня от дальнейшей беседы, отпусти на покой. Потом, Бог даст, договорим... Дай оклематься, что-то мне уж совсем нехорошо.
       Андрей Ростиславич уважил старца. Велел мне препроводить Аполлинария до его кельи, сдать с рук на руки дежурному иноку.
       Всю дорогу старец Аполлинарий молчал, лишь порой болезненно воздыхал с натугой. К слову сказать, его гнетущее молчание показалось мне непонятно странным. И лишь напоследок, положенный келейником в постель, он шепнул мне на ухо:
       — Спасибо тебе, Василий, огромное! Ты не ведаешь, как уважил старика. И на том свете за тебя буду Бога молить. Спасибо глубочайшее... Да пребудет Господь с тобой! — и смежил старец дряблые веки, отпуская меня.
      
       Примечание:
      
       1. Нерон — Нерон (37–68), римский император (с 54 г.), гонитель христианства.
       2. Равноапостольный Константин — Константин I Великий (ок.285—337), римский император (с 306 г.), провозгласил христианство государственной религией.
       3. Царица Елена — Елена (ок.255—330), мать императора Константина, ревностная христианка.
       4. Лев-иконоборец — Лев III Исаврянин (ок.675—741), император Византии (717–741), в 730 г. издал эдикт против почитания икон.
      
      
      
                  
   
                


28 мая 2019

2 лайки
0 рекомендуют

Понравилось произведение? Расскажи друзьям!

Последние отзывы и рецензии на
«Загадка Симфосия. День шестой»

Иконка автора Валерий РябыхВалерий Рябых пишет рецензию 29 октября 19:57
Последняя редакция 29.10.23 г.
Перейти к рецензии (0)Написать свой отзыв к рецензии

Просмотр всех рецензий и отзывов (1) | Добавить свою рецензию

Добавить закладку | Просмотр закладок | Добавить на полку

Вернуться назад








© 2014-2019 Сайт, где можно почитать прозу 18+
Правила пользования сайтом :: Договор с сайтом
Рейтинг@Mail.ru Частный вебмастерЧастный вебмастер