ПРОМО АВТОРА
Иван Соболев
 Иван Соболев

хотите заявить о себе?

АВТОРЫ ПРИГЛАШАЮТ

Серго - приглашает вас на свою авторскую страницу Серго: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Ялинка  - приглашает вас на свою авторскую страницу Ялинка : «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Борис Лебедев - приглашает вас на свою авторскую страницу Борис Лебедев: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
kapral55 - приглашает вас на свою авторскую страницу kapral55: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Ялинка  - приглашает вас на свою авторскую страницу Ялинка : «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»

МЕЦЕНАТЫ САЙТА

Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»



ПОПУЛЯРНАЯ ПРОЗА
за 2019 год

Автор иконка Юлия Шулепова-Кава...
Стоит почитать Соната Бетховена

Автор иконка Александр Фирсов
Стоит почитать Прокурор

Автор иконка Сандра Сонер
Стоит почитать Никто не узнает

Автор иконка Редактор
Стоит почитать Стихи к 8 марта для женщин - Поздравляем...

Автор иконка Эльдар Шарбатов
Стоит почитать Юродивый

ПОПУЛЯРНЫЕ СТИХИ
за 2019 год

Автор иконка Ялинка 
Стоит почитать Не узнал...

Автор иконка Виктор Любецкий
Стоит почитать Всё с нами случилось — отнюдь не случайн...

Автор иконка Анастасия Денисова
Стоит почитать Цени и создавай

Автор иконка Виктор Любецкий
Стоит почитать Я ведь почти, что — ты?!...

Автор иконка Олег Бойцов
Стоит почитать Осознание

БЛОГ РЕДАКТОРА

ПоследнееПомочь сайту
ПоследнееПроблемы с сайтом?
ПоследнееОбращение президента 2 апреля 2020
ПоследнееПечать книги в типографии
ПоследнееСвинья прощай!
ПоследнееОшибки в защите комментирования
ПоследнееНовые жанры в прозе и еще поиск

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К ПРОЗЕ

Вова РельефныйВова Рельефный: "Это про вашего дядю рассказ?" к произведению Дядя Виталик

СлаваСлава: "Животные, неважно какие, всегда делают людей лучше и отзывчивей." к произведению Скованные для жизни

СлаваСлава: "Благодарю за внимание!" к рецензии на Ночные тревоги жаркого лета

СлаваСлава: "Благодарю за внимание!" к рецензии на Тамара Габриэлова. Своеобразный, но весьма необходимый урок.

Do JamodatakajamaDo Jamodatakajama: "Не просто "учиться-учиться-учиться" самим, но "учить-учить-учить"" к рецензии на

Do JamodatakajamaDo Jamodatakajama: "ахха.. хм... вот ведь как..." к рецензии на

Еще комментарии...

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К СТИХАМ

ЦементЦемент: "Вам спасибо и удачи!" к рецензии на Хамасовы слезы

СлаваСлава: "Этих героев никогда не забудут!" к стихотворению Шахтер

СлаваСлава: "Спасибо за эти нужные стихи!" к стихотворению Хамасовы слезы

VG36VG36: "Великолепно просто!" к стихотворению Захлопни дверь, за ней седая пелена

СлаваСлава: "Красиво написано." к стихотворению Не боюсь ужастиков

VG34VG34: " Очень интересно! " к рецензии на В моём шкафу есть маленькая полка

Еще комментарии...

Полезные ссылки

Что такое проза в интернете?

"Прошли те времена, когда бумажная книга была единственным вариантом для распространения своего творчества. Теперь любой автор, который хочет явить миру свою прозу может разместить её в интернете. Найти читателей и стать известным сегодня просто, как никогда. Для этого нужно лишь зарегистрироваться на любом из более менее известных литературных сайтов и выложить свой труд на суд людям. Миллионы потенциальных читателей не идут ни в какое сравнение с тиражами современных книг (2-5 тысяч экземпляров)".

Мы в соцсетях



Группа РУИЗДАТа вконтакте Группа РУИЗДАТа в Одноклассниках Группа РУИЗДАТа в твиттере Группа РУИЗДАТа в фейсбуке Ютуб канал Руиздата

Современная литература

"Автор хочет разместить свои стихи или прозу в интернете и получить читателей. Читатель хочет читать бесплатно и без регистрации книги современных авторов. Литературный сайт руиздат.ру предоставляет им эту возможность. Кроме этого, наш сайт позволяет читателям после регистрации: использовать закладки, книжную полку, следить за новостями избранных авторов и более комфортно писать комментарии".




ЗАГАДКА СИМФОСИЯ. ДЕНЬ ПЯТЫЙ


Валерий Рябых Валерий Рябых Жанр прозы:

Жанр прозы Детектив
843 просмотров
0 рекомендуют
1 лайки
Возможно, вам будет удобней читать это произведение в виде для чтения. Нажмите сюда.
ЗАГАДКА СИМФОСИЯ. ДЕНЬ ПЯТЫЙГлава I. Где осматривается келья убиенного изографа Антипия, коему не смогли помочь даже самоцветы-обереги. Глава Y. Где Василий узнает, что за книгу такую следует искать, и где они с боярином гадают о «приорах». Глава VIII.Где богомаз Филофей изобличает покойного Афанасия художника в кощунстве. X. Где говорится о Старце горы и ассасинах, и совсем мало о наставлениях Чурилы. Глава XI. В которой Аким послушник приносит раздобытую философом Зосимой заветную карту.

щего человека непростительный грех. Монастырские страшины не станут вникать в умысел Афанасия, да и не понять им того. В их глазах, брат Василий, он нечестивец, злее которого не сыскать. Согласен с тобой: во избежание огласки не то что шилом заколоть, живого в землю зароют, — помолчав, задумчиво добавил. — А может, так и следовало поступить, откуда мне знать?..
       В столь драматических обстоятельствах, не видя иного выхода, мы, служители Господни, взяли грех на душу. Покрывая прегрешение собрата, сожгли с очистительной молитвой его неповторимые работы. Пепел собрали и вложили в саркофаг, водрузив поверху, как и было, богиню любви. Во имя блага остальной братии, во имя мира и покоя в обители... аминь!
       Покинув осиротелое строение, мы с горечью разошлись в разные стороны. Филофей понуро поплелся в скрипторий. Я направился к надвратной башне, надеясь застать убытие Владимира Ярославича. В душе скребли кошки. Мне стало не до отъезда князя, не до роскошной свиты и пышной рыцарственной кавалькады. Но остаться наедине с противоречивыми мыслями было для меня еще худшим испытанием. Я страждал хоть чуток отвлечься, развеяться на свежем воздухе.
       К лучшему или к худшему — не ведаю, но я прозевал проводы князя Владимира, явился к шапочному разбору. Последние обозные телеги и замыкающие гридни запропали в проеме ворот, и тяжелые створки затворились с резким скрипом. Я разочарованно постоял с минуту, потом спохватился и отправился на розыски Андрея Ростиславича.
      
       Примечание:
       1. Олег, Игорь, Святослав — первые киевские князья Олег Вещий (879-912), Игорь Старый (912-946), Святослав I (946-972).
      
             
       Глава 9
       В которой тиун Чурила предстает другим человеком и доставляет Василию чрезвычайное известие
      
       Откровение Филофея спутало единственно стройную версию, связавшую смерти иноков в один узел. В самом деле, коль Афанасий поплатился за безмерную тягу к зеркальной правде в художестве, перешел дозволенную грань — найти его убийцу можно, только переосмыслив все заново. При острой нехватке времени задача трудно исполнимая. И я уже не мог представить, как Андрей Ростиславич с честью выйдет этого положения... С каким лицом мы покинем обитель через два дня? Мне стало совестно, что я обескуражу боярина дурной вестью. Но уж лучше горькая правда, чем сладкая ложь...
       Эх, Афанасий, Афанасий, ну и заварил же ты кашу...
       Погруженный в тягостные размышления, я испуганно вздрогнул всем телом, едва кто-то коснулся моего плеча. Потревожил меня наш управитель Чурила по прозвищу «Хрипун». Странно, но в монастыре он выпал из поля моего зрения и вот вновь объявился. С болезненным усилием безголосый тиун сообщил, что Андрей Ростиславич уехал вослед князю Владимиру, возможно, его не будет до самой ночи.
       «Еще чего не хватало... — раздраженно подумал я. — Зачем боярин так легкомысленно разбрасывается временем, на что надеется?» В тот миг я совершенно позабыл, что Ростиславича прежде всего беспокоит судьба основной миссии, а уж потом все остальное.
       Хрипун, не обратив внимания не мое смятенное состояние, оповестил:
       — Я утром вернулся из Галича. Был там по поручению господина. Отче, боярин Андрей наказал тебе выслушать меня. Я выведал кое-что, тебе будет интересно. Давай уединимся, смотри, на нас уже оборачиваются, — и указал перстом на двух приземистых иноков, озиравшихся в нашу сторону.
       Мы поспешили к странноприимному дому. Вот что я узнал:
       Андрей Ростиславич снарядил Чурилу в Галич к приверженцам Великого князя с задачей склонить горожан к содействию крестоносцам. Заготовил послания, запечатанные перстнем с Суздальским львом.
       Попутно боярин велел разузнать об игумене Парфении и его круге, а также об их недругах. Особо просил вызнать о низложенных иереях Кирилле и Ефреме. Рассказ тиуна чрезвычайно меня увлек:
       — Ты, отче, наверняка осведомлен, что правитель, коль он стремится упрочить собственную власть, обязан иметь осведомителей в своем уделе и соглядатаев в чужих землях. И чем большее его притязания, тем гуще должна быть сия сеть. Учителями в том искусстве были и остаются византийцы. Издревле они использовали подкуп, вымогательства, устраивали заговоры и, конечно, убийства неугодных лиц. Их лазутчики не только выведывали секреты государей, но и влияли на их волю. Такого чрезвычайно нужного человека ценят на вес золота, порой его услуга дороже победы в целом сражении. Суздальские князья многое переняли от ромеев, не мало они разослали испытанных мужей по прочим княжествам и странам.
       Приведу одну тонкость: грош цена тому лазутчику, коль он не ведает о таковых же собратьях из иных земель. К взаимной выгоде они обмениваются меж собой добытыми сведениями, даже состоя во враждебных лагерях. И зачастую опекают друг дружку от столь частых в том деле провалов. А почему? Да все для того, чтобы не утратить надежных поставщиков необходимых сведений. Таким образом, для опытного соглядатая ни что не должно быть секретом.
       И если Андрей Ростиславич еще тебе не открылся, то поведаю я... Он один из тех пауков, поставленных плести хитрющие сети, в том числе и в Галиче.
       Сказав «аз», скажу и «буки». Ты, верно, считал меня вздорным человеком, прилипшим к боярской кормушке? Ан, не так все просто... Я давно при боярине состою для сношения с людьми в окрестных уделах, лишь он да я знаем их в лицо. Понятно теперь, кто я таков?..
       Для меня стало настоящим откровением, что в нашей компании Чурила — второй по значимости человек после самого Андрея Ростиславича. Коль с ними, не дай Бог, что-то случится — тайная сеть Суздаля в юго-западной Руси рассыплется в прах, скоро ее не воссоздать, потребуются многие годы. Только зачем мне об этом знать? Но хитрющий хрипун, ощутив мое недоумение, растолковал:
       — Андрей Ростиславич намерен послать тебя в ставку императора Фридриха. Мне поручено стать твоим наставником, — почесав в затылке, Чурила присовокупил, — преподать кое-какие уроки. Без них в нашем деле и дня не проживешь, а главное, людей за собой потянешь... Так что не обессудь, удели мне вечерком часок другой, просвещу малость. Как не трусишь?.. — Получив мое согласие, обрадовался. — Коль так, то по рукам!
       Мы в залог будущего ученья обменялись с Чурилой крепким рукопожатием. Потом многоопытный связник вкратце поведал, что узнал в городе по нашему делу. Изложу его рассказ, начав с ключаря:
       Убийца Ефрем был частым гостем в болгарской общине Галича. То лишний раз подтверждает его богомильство, ибо болгары главные проводники той ереси на Руси. Памятуя об известной поре жизни эконома, теперь ясно видится его связующая роль меж фракийской и галицкой ветвями богомильства. Нужно учесть, что в последнее время Ефрем приобрел у тех болгар необычайное уважение, почитался ими за старшего наставника. Можно предположить, помятуя события в обители, что он просвещал пришельцев запретными текстами, явленными на свет божий стараниями Захарии.
       Следует особо отметить, что Ефрем также был вхож в дома знатных горожан и даже бояр. Определенно и там он проповедовал еретические воззрения. Интересная получается картина... Видный богомил беспрепятственно разъезжает по городам и весям княжества, вольготно излагает безбожные убеждения, руководит Галицкими еретиками. Ну и ну!.. Есть о чем задуматься церковным судьям...
       Но как соотносится богомильство ключаря и убийства иноков обители? Вот главный вопрос! Ответа у Чурилы не было.
       Что до игумена Кирилла, то, со слов тиуна, его в Галиче все жалели и не осуждали. Кирилл слыл человеком не от мира сего, одним словом — книжный любомудр. По той же причине его считали непричастным к самовластным игрищам сильных мира сего.
       Впрочем, таковым и подобает быть настоящему пастырю. Сила аввы, помимо истовой веры, состоит в полной независимости от кого бы то ни было. Хотя, как мне думается, Кирилл не претендовал на пастырскую роль, тем паче был еще и трусоват. Однако по прошествии трех дней я с опозданием осознал его отрешение как поспешное и необдуманное.
       Доместик Микулица... В городе доподлинно знали, что псалмопевец давний клеврет владыки Мануила. Звезд с неба он не хватал, науками особо не просвещен. Музыку постигал в Киеве, попав туда безбородым певчим. По возвращению в Галич поступил в Успенский собор, правда, ходила молва, что тому содействовала супруга протопопа, падкая на смазливых вьюношей. Был и подлый слушок насчет того, что спознались они с новоявленным епископом Мануйлой, тогда еще мужчиной в расцвете сил и извращенным, как и большинство византийцев.
       Сегодня Микулица предстает человеком суровой внешности, высохшим и изможденным. Я съязвил, мол, по моему разумению, содомиты обыкновенно круглы и упитаны, облик регента не вяжется с обвинениями в его адрес.
       На что умудренный жизнью Чурила проворчал:
       — Был хват, а стал свят... Возможно, зарок дал, вот и говеет остальную жизнь. А может, и клевещут злые языки. Пойди разбери... Однако, как бы ни было, Мануил не оставил Микулицу, сказывают, собирается поставить его на градскую киновию. Тут им и карты в руки!..
       Помнили в Галиче и рыжего басовитого великана Викулу, но больше как бабника и запойного гуляку. Всерьез его не воспринимали, не тот размах.
       Совсем чуть-чуть об окружении аввы Парфения и о нем самом.
       Старца Евлогия в городе глубоко почитали за святой образ жизни. Ему давно простили крутой нрав: во дни царствования Ольги Юрьевны он был ее исповедником и наставником. Потерпевшие от него издохли, их потомство хлебнуло лиха и без его участия, да и много воды утекло с тех пор.
       О книжниках Аполлинарии, Данииле, Феофиле горожане отзывались уважительно, но в то же время ведали о них совсем мало. Да и кому какое дело до просвещенных старцев...
       Парфений?! О нем разговор особый. Парфений ключевая фигура! Враги его ненавидят, друзья боготворят. Он главный столп суздальской партии, о том не знает разве лишь младенец. Парфений стреляный, умудренный лис. На мякине его не проведешь. Дела свои он обставляет так, что комар носу не подточит.
       Лазутчики суздальские не мало выведали о старце. Злые языки утверждают, что Парфений в годину опалы Ярослава с благословения Ольги ворочал выкупной казной. Теперь концов никому не найти. А коль очень надо, поезжай в степь, узнай у Кончака: почем тот отпускал русский полон? За руку Парфения не поймали, но кляузы имелись. Недаром сетуют лукавые люди: «Грешно быть у воды, да не намочиться...»
       Но истина и в том, что люди праведные чураются денег. Они по складу ума и характера безучастны к мамоне, она им претит. Нельзя облыжно утверждать, что старец нечист на руку. Для себя лично он уж точно ничего не попользовал. Но за ним стояла и стоит сила, и какая... — сила, смещавшая князей, рубившая головы боярам. Вот и думай, что хочешь?..
       В городе во всеуслышанье твердят, что Парфений самочинно вертит князем Владимиром Ярославичем. Вот он какой — игумен Парфений! Теперь разумей на что способен его изощренный ум — гадай, что у старца в голове, да и вообще, есть ли у него совесть?
       Из рассказанного Чурилой я не уяснил для себя ничего нового, впрочем, особо и не рассчитывал.
       В заключение рассказа тиун уведомил, что побудило его незамедлительно покинуть Галич. Тайные осведомители боярина, честь им и хвала, сработали наилучшим образом. Извещение Чурилы заставило меня крепко призадуматься, приведу его дословно:
       — В потаенном сообществе весьма настороженно относятся ко всякому новичку. Первым делом распознают, чей он человек, кто его господин... А уж затем выведывают и самое его поручение.
       Так вот, с неделю назад в городе объявились две группы лазутчиков.
       Первыми привлекли внимание два бенедиктинских (1) монаха, довольно крепкой наружности, подвизавшиеся в подворье папской церкви св. Климента. Присущей орденским инокам замкнутой сосредоточенности у них не отмечалось. Наоборот, те иноки, как скаженные, шныряли по городским весям, посещали злачные места, водились со всякой шушерой. Не раз они были замечены в стремлении подпоить княжих гридей и даже порывались проникнуть в сам замок. По своему говору чернорясцы были явно франкского происхождения. По дюжему телосложению, по увесистым кулакам, отнюдь не способным перебирать четки, можно было смело заключить, что истинный орден, коему они принадлежали, — орден рыцарей Храма.
       Таким образом, стало ясно, что в Галич пожаловали тамплиерские соглядатаи. При расспросах их собутыльников выяснили, что храмовников интересуют участники давних походов князя Ярослава. Только зачем, никто не ведал? Решили прибегнуть к отпетым мазурикам. Но воровской улов был ничтожен, весомых улик монахи при себе не носили. Сочли, что задание лжеклириков соотносится с участием Галича в крестовом походе. Вот, пожалуй, и все.
       Со второй группой гораздо сложней. Опять черноризцы — калики перехожие, только греческого исповедания. На них и не обратили бы внимания, только уж слишком смуглы их наглые рожи, да и гортанный акцент выдавал в них не греков, а скорее персов или сирийцев. Вели они себя чрезвычайно осмотрительно, а дня три назад начисто пропали, словно сквозь землю провалились. Установить слежку за ними не успели, да и было невозможно. Безусловно, то матерые лазутчики!.. «Сообщество» сошлось во мнение — они ассасины, посланцы Старца Горы. Дело принимало нешуточный оборот! Ассасины, или федаи, как их прозвали в крещеном мире, отъявленные убийцы, их появление означало, что жизнь князя Владимира, да и не только одного его, находится в большой опасности.
       Негласный старшина соглядатаев немедля уведомило об незваных гостях главного княжьего мечника. Наместник отдал команду об аресте федаев, но те ускользнули. По общепринятой версии, они засланы Саладином, дабы сорвать участие Галича в крестовом деле.
       Вот почему Андрей Ростиславич, узнав о федаях, бросил остальные дела и оправился с князем в надежде вразумить и оберечь его от лиха.
       Воеводе Назару Юрьеву приказано пресечь появление ассасинов в обители. Извещен и настоятель Парфений. На ближайшей службе он призовет иноков к бдительности. Мечник Филипп разослал людей по окрестным весям, старост предупредили о бродячих убийцах.
       Казалось, меры приняты, но, ей-богу, не было уверенности, что удастся схватить негодяев (по распространенным слухам — они практически неуловимы).
       Пора идти в трапезную. Мы условились о встрече, дабы Чурила преподнес мне потаенную науку.
      
       Примечание:
       1.Бенедиктинский — Бенедиктинский монашеский орден, основан в 525 г., члены ордена облачены в черные рясы.
      
      
       Глава 10
       Где говорится о Старце горы и ассасинах, и совсем мало о наставлениях Чурилы
      
       Оставшись один, я невольно задумался об ассасинах. Лет семь назад я впервые услышал об убийцах федаях и их родоначальнике Старце горы (1). Однако я не воспринимал тех ангелов смерти как взаправдашних людей, полагал, что небылицы о фанатиках-изуверах выдумали крестоносцы, дабы утешить уязвленное самолюбие, скрыть беспомощность и страх перед Саладином. Оттого и множатся байки об иноверцах-душегубах, безмерно проливающих христианскую кровь. Казалось мне, якобы дело не в мифическом Старце, просто сарацины хитры и изворотливы, да и гораздо самоотверженней, нежели жители полночных стран. И им в том порукой их вера, что не говори, ислам учит фатализму, это религия воителей-смертников.
       Но невежество молодости излишне самоуверенно. Со временем прочитал я записки почтенных странников, немало беседовал с бывалыми людьми и узнал в полной мере о секте исмаилитов. Усвоил доподлинно историю их тайного имама и вождя — Хасана ибн Саббаха (2).
       Саббах уродился в середине прошлого столетия. Точный срок его появления на свет, пожалуй, никто не назовет. Поначалу Хасан являлся приверженцем правоверных шиитов. Но в Рее, его родном городе, исмаилиты (3) издавна свили себе крепкое гнездовье. Они всеми доступными силами склоняли юношу к своей вере, однако он был тверд, на мой же взгляд, просто боялся ступить на скользкую тропу ереси.
       Старая истина: все мы данники смерти... Хасан, тяжело заболев, принял обет — коль излечится, станет исмаилитом. И сдержал, проклятый, данное слово. Он много учился, объездил весь арабский мир. Проповедовал, претерпел множество гонения от беев султана Малик-шаха (4). И не стало более ревностного апостола у тех еретиков. Поборники подобострастно возвеличили Саббаха, его культ стал походить на поклонение святому. Хасан, не требуя почитать себя новым имамом, уверял, что он только язык и око святейшего, известного лишь ему самому, — но то уже были повадки небожителя.
       Приверженцам новоявленного «пророка» удалось захватить крепость «Орлиное гнездо» (5) в Дейлеме. Не было неприступней твердыни в султанате. Она стояла на отвесной скале посреди долины, окруженная снежными вершинами. Сама природа постаралась, создав оплот Хасана ибн Саббаха... Султан Малик-шах не раз пытался вытравить эту язву, но безуспешно. Саббах выстоял и преуспел еще более. Особенно рьяно ратоборствовал исмаилитам визир султана — Низам аль-Мульк (6).
       Меж тем Саббах знамением своей борьбы сделал тайные убийства. Смерть и ужас смерти насаждал он в окрестных краях, а затем и по всему Востоку: изводил не только кровных врагов, но и всякого инакомыслящего, не щадил и служителей Аллаха и мудрецов его. Так погибло не мало светочей разума полуденных стран. Наконец, настал черед государей: первым от кинжала палача пал Низам аль-Мульк, следом неизвестными был отравлен и Малик-шах. С тех дней засланных из Аламута убийц стали называть фидаями — «жертвующими собой», самого Саббаха именовали — Старцем горы.
       Вскоре Ассасины завоевали мощную крепость Ламасар, превратив ее в свою столицу. В замке Ламасара фидаев обучали кровавой науке. Среди благоуханных садов и цветников, окруженные негой и лаской прелестных наложниц, они вкушали рай уже при жизни, готовые в любое мгновение по воле своих начальников безропотно уйти из нее. В Европе смертников Саббаха прозвали гашишинами за их склонность обкуривать себя дурманным зельем, делаясь безропотным орудием убийств.
       Пришел черед цитадели Шахриз. О, это любопытная история об измене и коварстве... Потом старец учинил жестокую резню в многолюдном Исфагене, стольном граде султанов. Приемник Малик-шаха, его сын Мухаммед, поклялся на хлебе извести исмаилитскую заразу. Султан нанес злодеям великий урон, но полностью скверну не выжег.
       К тому времени крестовое воинство пришло на Святую землю. И оно немало пострадало от козней Старца горы. Был убит князь и государь Раймунд Триполийский (7) и много других прославленных паладинов.
       Господь — Аллах ли... правду видят! Перед своей поганой кончиной высохший от злобы, как мумия, Саббах, страшась низложения и расплаты за злодейство, немилосердно умертвил своих сыновей, оклеветанных царедворцами. И сдох пес смердящий, но гнусное дело его не умерло вместе с ним... Бессчетные вы****ки его и по сей день, исправно исполняют адские заветы Старца Горы.
       Отмечу, кроме того... Мы с Андреем Ростиславичем на одной из стоянок, еще в Чешских горах, разговорились об ассасинах. Боярин утверждал, что и на Руси от их рук погибли видные мужи. Одним из тех несчастных был Ян Выгода, известный многим поставщик сирийского булата в русские земли. На дамасские клинки испокон века был неизменный спрос, но со смертью Выгоды ручеек их поступлений иссяк. Проведенное княжье расследование показало, что убийство то заказное, стали ведомы и сами заказчики: в основном круг цареградских оружейников. Однако исполнителей изловить не удалось, хотя доподлинно известна их принадлежность к банде гашишинов. И теперь всякий толковый мечник, особенно южных уделов, столкнувшись с загадочной смертью значительного лица, первым делом прикидывает: уж не ассасины ли тут постарались?
       После таких воспоминаний в мою голову закралась каверзная мысль: «А вдруг и в обители зверствуют люди Старца горы, пожалуй, не сыскать катов безжалостней...» Но, маленько подумав, я отмел ту догадку, как явно несуразную.
       С такой вот головной болью отобедав, стал я в келье ожидать Чурилу хрипуна и не заметил, как крепко заснул:
       Едем мы с боярином Андреем по заросшему вереском ущелью. И уже в конце каменного коридора светлеет просвет. Душа радостно трепещет от окончания наших невзгод. Я подхлестнул лошадку, скорей бы вырваться на простор, но Андрей Ростиславич, как назло, все медлит и медлит. Едва сдерживая раздражение, оборачиваюсь к боярину с призывом поспешить, но тут в страхе вижу, как с крутого склона накатывает волна диковинных всадников. Они дико гикают, злобно потрясая копьями, грозят нам жестокой расправой. Мы, заняв оборону, изготовились к неминучей смерти.
       Но, Господи... еще больший ужас сковал мои члены: то и не люди вовсе, а волосатые кинокефалы, песьеглавцы, так называет их простонародье. Неужели нам суждено принять кончину от мерзких тварей, есть ли спасение?.. Кличу боярина за собой, к противному от налетчиков откосу. Что есть сил настегивая савраску, заставляю ее карабкаться вверх по уступам. Мне удалось взобраться на приличную высоту. Но что же боярин, чего он замешкался? Его конь, мотая башкой, невзирая на понукания, пятится назад, не хочет идти в гору.
       Время упущено, собакоголовые, как обозленные осы, налетели на боярина. Страшные мгновения ожесточенной рубки, и Андрей Ростиславич, пронзенный копьями и израненный мечами, валится на острые камни. Но это лишь жуткое начало, спешившись, уроды разъяренно бросаются на тело боярина и рвут его на куски, оглашая ущелье хищным рыком вперемежку с собачьим лаем. Все кончено! От Андрея Ростиславича осталась лишь жалкая кучка объедков, втоптанных во прах. Кинокефалы, одурманенные свежатиной, забыв про меня, бросились по следу скакуна, также побитого и истекающего кровью. Настигли его и столь же плотоядно стали пожирать.
       Моя же лошаденка, да храни Господь спасительницу мою, выкарабкалась-таки наверх. Но нет в моей душе чувства безопасности... ужасаюсь при мысли, что скоро придет и моя очередь. И в усилии спасти себя, само свое существо — просыпаюсь в холодном поту.
       Словно спьяну, силюсь сообразить: наяву ли приключилась эта жуткая история? Осознав, что привиделся сон, все равно не могу успокоиться. Меня встревожила судьба боярина, уж не стряслось ли чего с ним? Мозгам думать не запретишь. Явилось опасение, что пригрезился сон-вещун, предрекающий скорую погибель Андрея Ростиславича. На душе гадко и противно, настроение безнадежно испорчено. Гоню гнетущее раздумье прочь, ведь сколько раз я зарекался не почивать после обеда на полный желудок, и вот на тебе...
       И тут, к моей отраде, в келью протиснулся Чурила управитель. Он пришел, как и условлено, понатаскать меня тонкостям своего ремесла.
       Я не преминул поведать ему сновидение, выбившее меня из колеи.
       Разумный тиун не разделил моих опасений, прохрипел лишь с насмешкой, что если верить снам, то их с боярином уже раз двадцать как похоронили, а они — живы, живехоньки; и ободряюще успокоил:
       — Нечего попусту забивать голову лабудой. Сновиденья лишь сколки наших раздумий и запавших страхов. Совсем иное дело — сон загаданный... Когда в попытке вызнать будущее закаиваешься, — однако, подумав, опроверг сам себя, — но и там вранья изрядно. Грезы, что ветер, — он сложил пальцы щепотью и легко дунул на них, — фу—у!..
       То, чему взялся обучать Чурила, положено знать крайне узкому кругу людей. Нет в том пользы обыкновенному человеку, только соблазн один. Оттого я не стану рассказывать в подробностях, перечислю только основное:
       Прежде всего, я получил детальную науку по применению тайнописи, благо кой-какой опыт у меня уже имелся. Сразу скажу, показанные Чурилой образцы шифров были гораздо проще, чем придуманный Афанасием художником. Не требовалось вычерчивать сложных таблиц, оно и понятно: в походной обстановке не до изысков, там предельно нужно беречь время.
       Очень кратко был просвещен в придворном этикете, а именно: как следует вести себя в присутствии знатных персон, тем паче коронованных особ, что и как можно говорить, а о чем лучше помалкивать. Дать маху здесь никак нельзя...
       Говорили и о поведении в безотлагательной обстановке, признаюсь, урок для меня полезный. Чурила определил четкие задачи, сообразуясь с которыми я должен вести себя на случай провала. Как ни странно, главным мерилом являлась сама жизнь, ее следовало сохранить при любом раскладе, заранее имея набор правдоподобного вранья. Наставник взялся очерчивать узловые моменты, а уж далее — дело моей сметливости...
       Первым делом не дать застигнуть себя врасплох, не попасться впросак. Для того требуется сноровка обнаруживать слежку, ловко уходить от нее, растворяясь в толпе, а также умение самому выслеживать неприятеля.
       Порой случается не обойтись и без скоморошьих навыков, приходится портить одежду и обувь, обустраивая потайные кармашки и тайнички. Да что одежда, не редко доводится внешность менять, приклеивать подложные бороды и усы, а то и приделывать накладные горбы и культяпки.
       Подумалось мне тогда: «Моя миссия не столь значительна, всего лишь передать послание Андрея Ростиславича имперскому канцлеру, навряд ли сам Фридрих пожелает встретиться со мной. Однако я прошел через такое натаскивание, что упаси Бог, а каково настоящему лазутчику, а того более — государеву посланнику?»
      
       Примечание:
       1. Старец горы — шейх аль-джебель («старец гор»), глава теократического государства исмаилитов (1090–1256).
       2. Хасан ибн Саббах — Хасан ибн Саббах (+ 1124), фанатик и политический авантюрист, основоположник секты ассасинов или гашишинов (курильщиков гашиша).
       3. Исмаилиты — приверженцы мусульманской шиитской секты, основатель Исмаил (VIII в.). И. считают, что Исмаил является седьмым законным имамом.
       4. Малик-шах — Малик-шах (+1092), иранский султан (1080–1092) из династии Сельджукидов.
       5. Орлиное гнездо — крепость Аламут близ Казвина взята ассасинами в 1090 г.
       6. Низам аль-Мульк — Низам аль-Мульк (+1092), везир султана Малик-шаха
       7. Раймунд Триполийский — Раймунд де Сен Жиль (1041–1105), граф Тулузы, один из предводителей Первого крестового похода.
      
      
       Глава 11
       В которой Аким-послушник приносит раздобытую философом Зосимой заветную карту
      
       Стоило проводить Чурилу, как нежданно-негаданно явился послушник Аким. Он достал из-за пазухи увесистый сверток, обернутый белой тряпицей, и молча вручил его мне. Наконец-то! Вот она — книга о рыцарях крестоносных! Я спросил юношу, как удалось её отыскать, всё ли прошло благополучно?
       Со слов малого, Зосима очень обрадовался подсказке в намеченном поиске. Чтобы заполучить заветный томик, ему лишь осталось растолковать библиотекарю, зачем тот потребовался, хотя всякое праздное любопытство начисто исключалось. Философ выразил надуманную нужду следующим образом: якобы у него возникла срочная необходимость сличить поименованные Аристеем (1) библейские места с подлинным их географическим описанием. Для этой цели лучше всего подходят воспоминания паломников на Святую землю. В числе итинерариев были названы книги о крестоносцах, ибо описание военного похода не чета запискам малограмотных пилигримов. Целое утро Зосима понуждал ленивого Селивания подтаскивать то одну, то другую книгу, благо библиотекарю Аполлинарию было недосуг возиться с прихотливым читателем. Вконец загнанный помощник предложил разборчивому иноку: пускай тот сам ищет нужные сочинения — чего, собственно, и добивался Зосима. Заповедный том нашелся не сразу, его кто-то умышленно запихнул на полку сочинений ибернийских (2) авторов, мало востребованных братией, но зато богато изукрашенных миниатюрой.
       На счастье, все сошлось — книга о крестоносцах! На вклейках тщательно выписаны цветистые рисунки местностей. Причем один из них по технике исполнения совершенно не вписывался в чреду собратьев, не говоря о том, что грубо оборван по месту сгиба. Да и краска еще не успела пожухнуть, даже липла к пальцам от своей новизны. Для отвода глаз взгромоздив на стол разномастные тома, Зосима ловко перепрятал, а затем вынес книгу о крестоносцах.
       И вот желанный фолиант в моих руках...
       Раскрыв его на титульном листе, вчитываюсь в вычурную латиницу: «Historia rerum transmarinarum», — перевожу название вслух: «История заморских событий»
       Читаю дальше: «Хроника франкских рыцарей, восприявших крест и подвергшихся тяготам войны с сарацинами на Святой земле, изложенная в 1180 году от рождества Христова каноником обители св. Лазаря Галфридом Яффским».
       Листаю отбеленные страницы. Вот планы и маршруты движения крестовых войск к пупу Земли, расцвеченные необузданной прихотью рубрикатора. Восхитительное зрелище сии карты! Ужасающие чудовища о трех головах, всплыв из морской пучины, целиком заглатывают парусные корабли. Водную гладь бороздят гигантские рыбы Киты, на оных, будто на островах, растут деревья и водится живность. Разумные дельфины — водяные собаки заигрывают с пышногрудыми девами о рыбьих хвостах. Те полужены-полутвари поджидают в укромном месте незадачливых мореходов, чтобы сладкоголосым пением погубить их в бездонной хляби. В гуще водорослей затаился огромный осьминог, длинными щупальцами хватающий мореплавателей, отправляя несчастных в зубастую пасть.
       Многочисленные острова и прибрежные земли населяют, помимо обыкновенных людей, одноногие сциоподы (3), безголовые блеммии (4) с личиною на груди, птице и песьеголовцы, а уж про диковинных зверей и птиц — говорить не приходится. Тут и клыкастые львы, иные, подобно сфинксу, с людским ликом, тут и неуклюжие броненосцы, вытаптывающие поселения, и слоны с башнями на спинах, и черепахи, поедающие спящих, и вовсе неописуемые звери, встреча с ними не оставляет надежды на спасение. На одной из карт среди горных пиков обитает исполинская птица Рухх, кормящая птенцов человечьим мясом. Помнится, мне сказывали, что исмаилиты приручили тех Руххов скрытно доставлять федаев к месту исполнения беспощадных казней. Изобретательный рубрикатор поселил огромных птиц на Кавказских горах.
       А вот и искомая, подновленная рукой Антипия карта! На ней нет морей, высоких гор и бескрайних пустынь. Я не вижу стен городов и башен замков, отсутствуют названия. Одним словом — слепая карта. Проще сказать, тот лист пергамента более походил на запутанную головоломку, нежели на выверенный план местности. То тут, то сям щедрой рукой по руслу извивающейся реки или, скорее, оврага, а возможно, и пещеры, хаотично разбросаны камни-валуны, звериные морды, другие непонятные знаки... Они явно служат ориентирами, что уже хорошо. Их соединяли стрельчатые линии, иногда помеченные цифирью. Первая стрелка выползала из-за линии разрыва листа... Разумно предположить, что она берет начало у двурогой рогатины на уже имевшейся у меня половины. Таким образом, сей обрывок являлся подобием и продолжением плана, врученного мне покойным богомазом.
       Было очевидно, что, не смотря на нарочитую запутанность карты, в ней без труда сможет разобраться местный следопыт. Для того поприща как нельзя лучше подходит бродяжка Кологрив, излазавший вдоль и поперек окрестные веси. Я почему-то не сомневался в его содействии, да и что ему оставалось?..
       Разысканный обрывок доставил мне настоящую радость. Айда, молодец Зосима! И Аким тоже умница... Одно тяготит: куда боярин-то мой запропастился, куда его занесла нелегкая, когда тут такие дела? Мне не терпелось немедля отправиться на поиски запрятанного сокровища. Впрочем, на дворе сумерки. Добрый хозяин пса за порог не выпустит, подождем лучше до завтрашнего утра.
       Я спросил Акимку: «Не домогались ли больше до него Парфеньевы тиуны?» — на что малый ответил:
       — Бог миловал! Правда, до обеда наставники еще собачились, но после отъезда княжьего поезда начальников как подменили. Право слово, словно к бабушке сводили. Знаю только одно, что Парфений собирал монастырских старшин и долго с ними совещался. Возвратились они, как в воду опущенные, разбрелись по кельям и затихли, будто зачуранные. Верно, досталось им не орехи. Ты-то, отче, не ведаешь, что за выволочку они получили?
       Я отнекнулся. Хотя причина возникшего уныния ясна как божий день — ассасины! Да лишь они одни могли повергнуть обитель в шок и трепет.
       Во истину, мне Бог послал Акима... Сообразительный паренек без понуждений поведал о царившем в обители настроении.
       Чернецы, видя явное замешательство среди старейшин, почувствовав, что до них никому нет дела, разбились по группкам и живо обсуждали последние события, в том числе и скороспелый синклит у настоятеля. Выказывались различные точки зрения. Но все сходились в одном: в киновии стало опасно жить! Кто-то пустил слух, что монахов убивают по приказу настоятеля, как неугодных ему. Песня старая, я более чем уверен, породил ее ключарь Ефрем, обвиняя Парфения в смертных грехах.
       Иные доморощенные провидцы даже наметили цепочку будущих умерщвлений. Вот как выглядел сей прискорбный мартиролог. Первым, как ни странно, фигурировал травщик Савелий, вторым числился, что вообще не лезло ни в какие ворота, старый духовник Евлогий, третьим — келарь Поликарп. Кроме искреннего замешательства — ведь все они сторонники Парфения, я ничего не испытал. Мне осталось выразить полное недоумение и уверить Акима, что все это ерунда на постном масле.
       Дабы избавить послушника от тревоги за будущее, я поведал о согласии боярина взять над ним попечение. Обрадованный Аким удалился, посулив впредь извещать о всякой новости: и дурной, и доброй.
       Итак, монахи предрекают грядущие убийства: лекарь, духовник, келарь?.. Их мнение схоже с доводами богомила Ефрема. Коль Савелий причастен к отравлению Осмомысла и его любимого сына — правильно, чтобы оборвать все концы, нужно убить травщика. Хорошо, тут я не возражаю. А почему стал неугоден Евлогий? А в чем провинился келарь Поликарп? Одни загадки...
       Сознавая собственное бессилие как-то повлиять на ситуацию в монастыре, я решил никуда не лезть, а дожидаться Андрея Ростиславича.
      
       Примечание:
       1. Аристей — Аристей (III в. до н.э.), чиновник при дворе Птолемея II Филадельфа (285-247 до н. э.), автор знаменитого «Письма Филократу», в котором изложена история первого перевода книг Ветхого Завета на греческий (Септуагинта), осуществленного в III в. до н.э. в Александрии.
       2. Ибернийских — ирландских.
       3. Сциоподы — мифологические карликовые существа, имеющие одну огромную ступню, которой заканчивается единственная же тонкая нога, идущая от центра их туловища.
       4. Блеммии — акефалы, вымышленная раса человекоподобных существ, у которых нет головы, а глаза и рот расположены на груди.
      
      
       Глава 12
       Где боярин Андрей размышляет о том, кто наслал ассасинов
      
       Андрей Ростиславич припозднился, воротился в сумерках, когда неласковое ноябрьское солнце напрочь скрылось за горизонтом. Монахи уже завершили трапезу, по правилу ужинать следует до наступления темноты. Потому вечерять ему пришлось в келье, благо повар не забыл распорядиться насчет кормежки.
       Ко мне зашел, пригласив к боярину, один из дружинников, хмурый, неразговорчивый Федул. На мой вопрос: «Как съездили?» — он нелюбезно пробурчал:
       — Туда плелись — от зевоты аж скулы свело. Оттудова неслись, будто на пожар, весь зад сопрел... — затем незлобиво, по укоренившейся дурной привычке, матерно выругался.
       Мне пришлось посовестить нерадивого гридня, напомнить ему, где мы находимся. Да и, кроме того, я, как никак, человек духовного звания.
       Своим приходом я поднял боярина Андрея с лежанки, дорога его изрядно вымотала. Он признался, что доскакали почти до пригородов Галича, уклоняясь от обсуждения недавней поездки, стал выведывать мои успехи.
       Конечно, первым делом я похвастал клоком карты, спрятанной в книге каноника Галфрида Яффского. Не стану описывать нашу общую радость, когда, сложив две части, мы получили единое целое. Слава Богу, наконец-то обретен искомый путеводитель! Только куда он выведет нас?..
       Дальнейший мой отчет отличался сумбурностью. Начал с визита к настоятелю. Попытался доподлинно представить противоборство воззрений на бедную и богатую церковь. Но из-за спешки многое упустил.
       Кажется, боярин, так до конца и не осознал мою мысль, что, позволив церкви обогащаться, светская власть получает право помыкать духовенством. Церковь призвана быть бедной, независимой от подаяний, а значит, от воли мирских властителей. Имея духовный авторитет и чистые, не замаранные серебряниками руки, церковь должна наставлять власть на праведный путь, наущать добру, а коль та противится — свергать ее, опираясь на преданный Богу народ. Впрочем, то материи весьма щекотливые, и стороннему человека до них мало дела.
       Очень подробно я передал обвинения Парфения, правильнее сказать, его ультиматум: настоятель гнал нас взашей.
       С напускной иронией я поведал Андрею Ростиславичу о поступившем предложении заделаться помощником библиотекаря. Не умолчал, что Парфений дал время на раздумье и совет с боярином.
       Я видел, как смутился Андрей Ростиславич, гадая, вправе ли он оказывать влияние на мою судьбу, уместно ли взывать к продолжению нашего обоюдного сотрудничества. Поэтому он даже вознамерился обсудить столь щепетильную тему. Но я решительно оборвал его, заметив, что давно не в детском возрасте и за себя решаю сам, выбор сделан мною осознанно и обсуждению не подлежит. В ту минуту я был горд собой, охвативший меня молодецкий порыв отвергал любые разумные доводы.
       Сегодня, по прошествии многих лет, я порой задумываюсь: правильно ли поступил тогда, отказавшись от лестного предложения игумена Парфения?.. Променял покой на неопределенное и шаткое положение то ли боярского гонца, то ли вообще вольного лучника.
       Скажу как на духу: однозначного ответа на этот вопрос у меня нет и никогда не было. Хотя я всегда старался убедить себя в правильности сделанного выбора.
       Но так уж устроен наш мозг, не будь «если да кабы...», насколько упростилась бы вся жизнь, избавляясь от ненужных сетований по поводу утраченных возможностей. Люди стали бы гораздо настойчивей и целеустремленнее в помыслах и делах своих.
       Вот и терзаюсь теперь: чего я добился в жизни, к чему пришел, а что могло бы статься со мной — каких высот мог бы достичь?
       Нет и не будет ответа на эти вопросы, да и не мне о том судить...
       Вслед за тем я рассказал о походе с богомазом Филофеем в сарай с каменными истуканами. Пораженный боярин узнал тайную историю Афанасия живописца. Не в ней ли причина его убийства?.. Одно лишь ясно — наше следствие обрастает кучей излишних подробностей, разрастаясь до неимоверных размеров, она грозит погрести нас под своей махиной.
       Еще большее недоумение боярина вызвало сообщение о бредовой очередности грядущих убийств: услужливый травщик, дряхлый духовник, деятельный келарь.
       А тут еще приключилась новая напасть: объявились восточные демоны — ассасины. Боярину пришлось поменялся со мной ролью рассказчика:
       — Поговорим, Василий, теперь о федаях исмаилитских. Меня мучит вопрос: кто их направил в наши края, зачем, с какой целью? Не зная доподлинно «отчего и почему», трудно выстроить ответные действия, предпринять ответные шаги, порушить намерения врагов. Поделюсь своими соображениями, мне не безразлично твое мнение: ум хорошо, а два лучше...
       Я не считаю, что засланные федаи являются агентами Саладина (1), его правильней называть Салах-ад-Дином. Насколько мне известно, став правителем Египта, а позже, по благословению халифа Багдадского, султаном передней Азии, Саладин повел немилосердную борьбу с исмаилитами, гонимые им ассасины досаждали ему и даже готовили покушение на султана. Разумеется, искоренить волчье племя полностью не удалось, но благодаря тем усилиями влияние Старца горы в Палестине заметно ослабело. Потому знай, союзниками Саладина они никогда не были и, думаю, не станут.
       Хочу так же подметить, что Саладин, в отличие от христианских властителей, человек необычайной чести. Свое слово он держит крепко и вряд ли станет размениваться на услуги циничных убийц. У него и так достаточно сил и умения, чтобы приструнить любого врага.
       — Разве у басурман есть честь? — пытался я возразить. — По-моему, им не ведомо само это понятие, — хотя распрекрасно понимал, что мусульмане такие же люди, среди них, как и средь нас, — всякого «добра» достаточно.
       — Ну, не скажи, — перебил боярин, видимо, не уловив моей иронии. — Рыцари магометанские отличаются верностью и справедливостью. Исламский закон, неукоснительно соблюдаемый ими, отнюдь не ущербней христианского, а твердостью своей превосходит наши вовсе не суровые заповеди.
       Саладин сдержал слово, данное патриарху Ираклию (2), когда после сдачи Иерусалима отпустил плененных горожан за ничтожный выкуп. И не было бесчинств и мародерства со стороны магометан, пленникам дали уйти и даже оплатили генуэзцам доставку беженцев в Европу. Саладин редко лукавил, в отличие от предводителей рыцарей Креста. А уж по части милосердия крестоносцам с ним никогда не сравниться. Те сто лет назад при захвате городов на Святой земле начисто вырезали мусульман и иудеев, такая участь постигла и Иерусалим. А тех, кого не умучили, продали в рабство — насилие и изуверство крестоносцев стало притчей во языцех.
       Приверженцы Аллаха терпимее к иноверцам, они совсем не тронули греков и армян. И я больше скажу, вернули храмовникам их казну. Во что невозможно поверить, известно, что в битвах сарацины не брали рыцарей Храма в плен, по причине бесчинств творимых тамплиерами (иоаннитов же они всегда миловали). Ну а два года назад Саладин проявил великую милость: всех простил под клятвенное обещание покинуть Палестину; однако крестовые рыцари и не думали исполнить данную клятву.
       Добавлю, у султана и так много забот: приходится удерживать крестоносцев под Аккой, к тому же другие государи магометанские отвернулись от него, во всяком случае, его мольбы об оказании помощи остаются безответными. Я уверен, федаев отрядил никак не Саладин.
       Мне осталось лишь тупо вопросить:
       — Так кто же наслал их на наши головы?
       Андрей Ростиславич, имея соображения на этот счет, в надежде заручиться моей поддержкой стал терпеливо пояснять:
       — Я более склоняюсь к византийской руке. Империю ужасает новый крестовый поход. Страх вызван тем, что христово воинство проторенным путем, как и век назад, нескончаемым потоком хлынуло к Святым местам, заполонило Болгарию и уже топчет греческую землю. Изголодавшему рыцарству потребно пропитание, отсюда неизменны повальные грабежи и насилие. Таким образом, Византия опять станет невольной жертвой крестового похода. На ее тучных пажитях после продвижения армады Фридриха останется лишь прах и пепел.
       — Это первая причина?.. — благоразумно уточнил я.
       — Вторая причина, византийцев вполне устраивало прежнее состояние равновесия. Саладин ни в коей мере не претендовал на лены империи. Случалось даже, что Византия выступала в роли третейского судьи в делах палестинских, разумеется, получая за услуги жирный куш.
       И вдруг устоявшийся ромейский миропорядок рушится: является новая сверхмощная сила, которая все пригребает к своим рукам. Одним словом, грекам очень не хочется оказаться под пятой германского императора. Им выгодно помешать приготовлению крестового воинства, в нашем случае не допустить, чтобы к Фридриху примкнули дружины русских князей. Их цель — любым путем ослабить мощь крестовой орды.
       Тебе, Василий, следует знать, что Всеволод Юрьевич давно мечтает сбить гонор с ромеев, но двинуть за море полки из Суздаля ему не по силам. Да и Киев с Овручем встревожатся по той же самой причине, что и Константинополь. Киянам никогда не забыть страшного разора, учиненного двадцать лет назад Андреем Боголюбским. Может возникнуть большая сумятица на русской земле, она совершенно не входит в планы Великого князя.
       Между тем византийцы денно и нощно заигрывают с Киевом, всячески лелеют Святослава Всеволодовича. Суздалю это медоречивое кумовство как нож к горлу. Пришла пора порвать эти узы. Русь не нуждается в межеумочном киевском великом княжении, бармам Владимира Мономаха надлежит быть только в граде его имени и ни где боле. Ослабление греческой империи даст Суздалю возможность окончательно подчинить Русь своему влиянию.
       И скажу дальше: союз с Фридрихом крайне необходим князю Всеволоду, ибо усиливает его в балтийских землях в противовес своевольным новгородцам, лицемерно сгибающим выи пред Суздалем, но исподтишка клянущим великого князя. Вот почему ему пришлось дать разрешение немецким рыцарям обосноваться в Поморье.
       Всеволод Юрьевич далеко метит, сдается мне, он уже прикидывает на себя венец цесаря всея Руси. Возложить царскую корону правомочен лишь Вселенский православный предстоятель. Патриарха к тому можно понудить в том случае, когда базилевсу Византии, ошеломленному успехами Барбароссы, станет только самому до себя.
       Император Фридрих не станет противиться усилению Всеволода: у него гноит Италия, у него свербит гнездо Вельфов. Генрих Лев (3), его главный противник, не сложил оружия, затаился, выжидает в изгнании. Да и с римским понтификом тянется бесконечная свара, чреватая интердиктом. А мощная дружественная держава на Востоке, чего большего желать Фридриху?..
       В граде Константина все прекрасно понимают. И уж коль нельзя сорвать крестовый поход целиком, то помешать участию русских дружин и укреплению союза Руси и Германии они в силах. Вот и исхитряются, вот и снарядили ассасинов — верно, питают надежду запугать князя Владимира?..
       Так кто же все-таки заслал федаев? Пораскинем умишком... Исаак Ангел (4) нынешний басилевс, в отличие от своих предшественников Комнинов: Мануила, да и Андроника — весьма слабый государь. Придя к кормилу власти на волне народных смут, единственное, что он предпринял со всей строгостью, так это изуверскую казнь бежавшего старика Андроника. Надеюсь, ты слышал о ее подробностях? Последнему Комнину вначале отрубили руку, потом распяли на столбе, всячески издевались над старцем и, наконец, наемные фландры иссекли его мечами. Изуродованный труп бросили в пыль ипподрома в назидание сторонникам свергнутой династии.
       Все так, а что последовало за тем? Болгарские вожди Петр и Асень вырвали свою отчину из пут империи. Дальше больше... Сербский жупан Стефан Неманя (5) изгнал ромеев, вдобавок отхватил под себя весомый кус Долмации. Венгры, еще те разбойники, хищно рыскают по дунайским землям. Конийский султан нещадно наседает с востока. Даже маленькая Киликия норовит отщипнуть кусочек от рыхлого тела Византии.
       А что же Ангел?.. Горе-император бездумно пирует да упражняется в соколиной охоте. Скорее всего, ему и дела нет до планов Всеволода Юрьевича. Исаак наслаждается свалившейся благодатью. Кем он был раньше?.. Прихлебатель, один из многих дворцовых приживал. Дурацкий случай вознес его на вершину мыслимой власти, видимо, он еще не опомнился, не взял в толк своего предназначения...
       Но в закромах ромейского патрициата еще не перевелись рассудительные головы, осторожные логофеты по-прежнему вершат изощренную политику усыхающей империи, полагая по старинной закваске, что византийцам до всего есть дело. И это мудро, не нам их учить, порукой им в том тысячелетняя история Византии.
       Андрей Ростиславич намеренно остановился, дабы я мог переварить сказанное. Наконец уловив мой осмысленный взгляд, он продолжил свои грандиозные размышления:
       — Помимо теряющего былое величие Царьграда, нельзя сбрасывать со счетов и ромейского выкормыша Белу угорского, который еще в юности по обручению с дочерью Мануила (6) был провозглашен восприемником кесаря. Но едва у императора родился от антиохийской принцессы законный наследник, Белу унизительно отправили к брату в Эстергом. Став королем Венгрии, он взялся мстить Византии за понесенное оскорбление. Но потом поостыл, женив сестру на сместившем Комнинов Исааке Ангеле. Так вот, Бела исконно блюдет восточный интерес, считая Галичину своим леном. К тому же он люто ненавидит Фридриха, что копьями ляхов согнал принца Андрея и посадил на Галич Владимира Ярославича, вовремя сбежавшего из угорского плена.
       Но более всего венгры страшатся усиления Великого князя Владимирского, его союза с Барбароссой, ибо тогда мадьяры окажутся в клещах. Немцы, чехи, поляки, русские — в итоге кругового охвата Венгрия будет разорвана на части. Потому вожделенная мечта короля Белы низложить Владимира Ярославича — в том угры исправные друзья византийцев, несмотря на былые раздоры, они нашли общий язык.
       Боярин, как опытный начетчик, намеренно сделал короткий перерыв, дав сказанному устояться в моем сознании. Но, видно, и сам умаялся, потому не стал чрезмерно распинаться:
       — Нельзя забывать и Святослава Всеволодовича Киевского, у того по жизни неприязнь к Мономашичам. От Владимирова тестя следует ожидать любой подлости, он спит и видит, как бы нагадить Великому князю Всеволоду. Понимая, что Суздаль ему не по зубам, алчет отыграться на своем бедном зятьке Владимире.
       Вот такой расклад на нынешний день... впрочем, пути Господни неисповедимы, всего не предусмотришь.
       Ладно, не вешай носа, инок, поживем увидим... Иди, отче, отдыхай — утро вечера мудреней... Завтрашний день покажет...
      
       Примечание:
      
       1. Саладин — Салах-ад-Дин (1138-1193), египетский султан (с 1171), основатель династии Айюбидов, возглавлял борьбу мусульман против крестоносцев.
       2. Ираклий — Ираклий (1128-1190/91), патриарх Иерусалима.
       3. Генрих Лев — Лев Вельф (1129-1195), герцог Баварии и Саксонии, главный противник императора Фридриха в Германии.
       4. Исаак Ангел — Исаак II Ангел, император Византии (1185-1195 и 1203-1204).
       5. Стефан Неманя — Стефан Неманя (+1196), великий жупан области Рашки в Сербии, в 1190 г. добился независимости Сербии.
       6. Мануил — Мануил I Комнин, император Византии (1143-1180).
      
      
      

      


3 апреля 2019

1 лайки
0 рекомендуют

Понравилось произведение? Расскажи друзьям!

Последние отзывы и рецензии на
«ЗАГАДКА СИМФОСИЯ. ДЕНЬ ПЯТЫЙ»

Иконка автора Валерий РябыхВалерий Рябых пишет рецензию 25 октября 22:50


Последняя редакция 25.10.23 г.
Перейти к рецензии (0)Написать свой отзыв к рецензии

Просмотр всех рецензий и отзывов (1) | Добавить свою рецензию

Добавить закладку | Просмотр закладок | Добавить на полку

Вернуться назад








© 2014-2019 Сайт, где можно почитать прозу 18+
Правила пользования сайтом :: Договор с сайтом
Рейтинг@Mail.ru Частный вебмастерЧастный вебмастер