ПРОМО АВТОРА
kapral55
 kapral55

хотите заявить о себе?

АВТОРЫ ПРИГЛАШАЮТ

Евгений Ефрешин - приглашает вас на свою авторскую страницу Евгений Ефрешин: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Серго - приглашает вас на свою авторскую страницу Серго: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Ялинка  - приглашает вас на свою авторскую страницу Ялинка : «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Борис Лебедев - приглашает вас на свою авторскую страницу Борис Лебедев: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
kapral55 - приглашает вас на свою авторскую страницу kapral55: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»

МЕЦЕНАТЫ САЙТА

Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»



ПОПУЛЯРНАЯ ПРОЗА
за 2019 год

Автор иконка Юлия Шулепова-Кава...
Стоит почитать Берта

Автор иконка Эльдар Шарбатов
Стоит почитать Юродивый

Автор иконка станислав далецкий
Стоит почитать Возвращение из Петербурга в Москву

Автор иконка Сандра Сонер
Стоит почитать Это была осень

Автор иконка Вова Рельефный
Стоит почитать Отцовский капитал

ПОПУЛЯРНЫЕ СТИХИ
за 2019 год

Автор иконка Владимир Котиков
Стоит почитать В нашей Бане... Шуточное

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать Города

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать То игриво, то печально...

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать Как будто пленники дома

Автор иконка Alex Til
Стоит почитать И как могла ты полюбить?

БЛОГ РЕДАКТОРА

ПоследнееПомочь сайту
ПоследнееПроблемы с сайтом?
ПоследнееОбращение президента 2 апреля 2020
ПоследнееПечать книги в типографии
ПоследнееСвинья прощай!
ПоследнееОшибки в защите комментирования
ПоследнееНовые жанры в прозе и еще поиск

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К ПРОЗЕ

Тихонов Валентин МаксимовичТихонов Валентин Максимович: "Это было время нашей молодости и поэтому оно навсегда осталось лучшим ..." к рецензии на Свадьба в Бай - Тайге

Юрий нестеренкоЮрий нестеренко: "А всё-таки хорошее время было!.. Трудно жили, но с верой в "светло..." к произведению Свадьба в Бай - Тайге

Вова РельефныйВова Рельефный: "Очень показательно, что никто из авторов не перечислил на помощь сайту..." к произведению Помочь сайту

Тихонов Валентин МаксимовичТихонов Валентин Максимович: "Я очень рад,Светлана Владимировна, вашему появлению на сайте,но почему..." к рецензии на Рестораны

Колбасова Светлана ВладимировнаКолбасова Светлана Владимировна: "Очень красивый рассказ, погружает в приятную ностальгию" к произведению В весеннем лесу

Колбасова Светлана ВладимировнаКолбасова Светлана Владимировна: "Кратко, лаконично, по житейски просто. Здорово!!!" к произведению Рестораны

Еще комментарии...

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К СТИХАМ

kapral55kapral55: "Спасибо за солидарность и отзыв." к рецензии на С самим собою сладу нет

Юрий нестеренкоЮрий нестеренко: "Со всеми случается. Порою ловлю себя на похожей мы..." к стихотворению С самим собою сладу нет

Юрий нестеренкоЮрий нестеренко: "Забавным "ужастик" получился." к стихотворению Лунная отрава

Тихонов Валентин МаксимовичТихонов Валентин Максимович: "Уважаемая Иня! Я понимаю,что называя мое мален..." к рецензии на Сорочья душа

Песня ИниПесня Ини: "Спасибо, Валентин, за глубокий критический анализ ..." к рецензии на Сорочья душа

Песня ИниПесня Ини: "Сердечное спасибо, Юрий!" к рецензии на Верный Ангел

Еще комментарии...

СЛУЧАЙНЫЙ ТРУД

Мои забытые сказания. Точка
Просмотры:  95       Лайки:  0
Автор Хохлов Григорий

Полезные ссылки

Что такое проза в интернете?

"Прошли те времена, когда бумажная книга была единственным вариантом для распространения своего творчества. Теперь любой автор, который хочет явить миру свою прозу может разместить её в интернете. Найти читателей и стать известным сегодня просто, как никогда. Для этого нужно лишь зарегистрироваться на любом из более менее известных литературных сайтов и выложить свой труд на суд людям. Миллионы потенциальных читателей не идут ни в какое сравнение с тиражами современных книг (2-5 тысяч экземпляров)".

Мы в соцсетях



Группа РУИЗДАТа вконтакте Группа РУИЗДАТа в Одноклассниках Группа РУИЗДАТа в твиттере Группа РУИЗДАТа в фейсбуке Ютуб канал Руиздата

Современная литература

"Автор хочет разместить свои стихи или прозу в интернете и получить читателей. Читатель хочет читать бесплатно и без регистрации книги современных авторов. Литературный сайт руиздат.ру предоставляет им эту возможность. Кроме этого, наш сайт позволяет читателям после регистрации: использовать закладки, книжную полку, следить за новостями избранных авторов и более комфортно писать комментарии".




Загадка Симфосия. День четвертый


Валерий Рябых Валерий Рябых Жанр прозы:

Жанр прозы Детектив
798 просмотров
0 рекомендуют
2 лайки
Возможно, вам будет удобней читать это произведение в виде для чтения. Нажмите сюда.
Загадка Симфосия. День четвертыйГлава II. Где множится число смертей в обители. Убит вельможа Горислав, а богомил Ефрем бежал из узилища. Глава VIII В которой Василий в гостях у волочайки Марфы предается блуду. Глава IX. Где Василий излавливает беглеца Ефрема и изживает гнет порочности. Глава XII. В которой Василий разбирает потаенные письмена и пытается увязать их с гибелью Захарии.

mdash; Игорь Святославич Северский (1151-1202), кн. Новгород-Северский, кн. Черниговский, герой «Слова о полку Игореве».
      
      
       Глава 6
        В которой келарь Поликарп со злобой, но и со смыслом вещает об экономе Ефреме
      
       Оставшись одни, я выложил Андрею Ростиславичу гложущие меня сомнения в успехе предпринятого розыска. Мотивировал свои колебания тем, что одно дело искать преступника в обстановке, когда жизнь идет размеренным порядком, без потрясений, — другое в сущем кавардаке.
       В монастыре случились разительные перемены. Перво-наперво обитель выбита из привычной колеи приездом высоких гостей, затем уязвлена арестом богомилов, потом ошеломлена смещением настоятеля. Чернецы напуганы чредой насильственных смертей, иноки опутаны противоречивыми слухами и домыслами. Вдобавок изнутри монастырь давно разъедаем враждой меж иноческими партиями. Киновия представляет кипящий котел. К клокочущему вареву не подступиться. Выход один: страстям надобно поостыть, хотя бы малость поутихнуть.
       Боярин Андрей не стал спорить со мной. Разумеется, все обстоит так, как я сказал. Но опускать рук нельзя, ждать нечего, нужно действовать. И прежде всего, чтобы разорвать порочный круг, следует выявить подоплеку преступлений. Иначе злодеев действительно не разыскать. А значит, не заполучить доверия князя, не понудить строптивых галичан оказать содействие Фридриху, одним словом — возложенная миссия будет провалена.
       Нельзя останавливаться на полпути. Пришло время серьезно поговорить с келарем Поликарпом.
       Седовласого монастырского управителя мы застали хлопочущим возле кузни, где с самого утра подковывали лошадок. Испуганно ржали коняги, натужно орали конюшие. Работа безотлагательная, ибо на перевалах основательно лег снег, а в низинах возникавшая по ночам наледь являла сплошной каток.
       Поликарп не удивился нашему вниманию к себе. Мне показалось, что он давно поджидал нас и был внутренне приуготовлен к разговору с боярином. Он лишь попросил об одном одолжении: согласится ли боярин по причине недосуга не уединяться для приватной беседы, а поговорить прямо здесь, во дворе... Тем более, нас никто не сможет подслушать, если бы и очень того хотел. Андрей Ростиславич не возражал.
       Хотя келарь занимался дознанием об убийстве Захарии, он так и не располагал существенными сведениями. Само поручение настоятеля ввергало в шок, но что поделать, кто еще, помимо него, призван чинить следствие. Ведь именно в обязанности келаря вменялся разбор преступных деяний в стенах и угодьях монастырских. Кражи провианта и пития из кладовых, потравы хлебов и иное вредительство от смердов, рукоприкладства и потасовки среди иноков, даже пошибание(1) селянок черноризцами — дела привычные. Но с убийством — келарь сталкивался впервые.
       Нас почему-то озадачила нелестная характеристика, данная им покойному Захарии. Во след остальным монастырским Поликарп безжалостно порицал библиотекаря. Но так ли уж плох был хранитель на самом деле? Впрочем, судите сами...
       — Право, грешно осуждать усопшего, — вначале извинился келарь. — Да только правды ради отмечу, что Захария истинный оборотень. Да-да — не удивляйтесь. Ластился лисой, да душонка у него, прости Христос, гнилая, совсем заплесневелая. Втерся он в доверие к игумену Кириллу, вертел тем, как вздумается. А настоятель потакал ему — вот и доигрались...
       — А как так? — уточнил Андрей Ростиславич.
       — Ну как же...
       И келарь поведал уже известную историю. Мы поначалу тяготились его рассказом, но когда Поликарп припомнил, что Захария ссужал богомила Ефрема запретными книгами, сразу отмякли.
       — Слышал я, вы нашли у ключаря книжонки еретические: магии всякие, заклинания и богохульные требники. Так их-то Захария ему услужливо предоставлял, самолично притаскивал.
       — Вот так?.. — мы сделали вид, что изумились, хотя и без того знали, откуда взялись те книги. Но келарь оказался прытче, чем мы думали, он предвосхитил наш естественный вопрос: «За какие такие заслуги?..»
       — Он Ефрему запретные книги, а тот ему — девиц из окрестных селищ... От меня не скроешь... Раскусил я похотливую натуру библиотекаря. Да и тиуны неоднократно подмечали его игрища с волочайками. Я по долгу службы сказывал игумену о нескромности Захарии, да Кириллу на все насрать...
       — Вон как? — Мы с боярином переглянулись. Келарь походя подарил нам новую версию, и какую! Странно лишь, почему старец Парфений утверждал, что Захария содержал себя в чистоте.
       Боярин изъявил желание подробней узнать подноготную богомила Ефрема. Поликарп не заставил себя упрашивать. Только почему-то заговорил о ключаре в прошедшем времени, будто того уже нет на свете:
       — Многие наши иноки, — продолжил келарь, — относились к Ефрему с предубеждением и опаской. Да и сам я, грешный, не любил и побаивался его. Недобрый он человек. После общения с ним на душе делалось пусто и мрачно, будто вытянули из тебя жизненные соки. А коль повздоришь с ним — ужас!.. Болел я тогда тяжко, — инок горестно вздохнул. — Признаюсь, после его посещений кропил я келью святой водой, окуривал ладаном. Неспроста, видать, шла молва о нем... Подозревали Ефрема в сношениях с нечистой силой. Якобы спознался он с нею, обретаясь в пещерных скитах болгарских.
       Возблагодарю Господа, — Поликарп размашисто перекрестился и, сделав поклон в сторону боярина, добавил подобострастно, — а также усердие ваше, Андрей Ростиславич!.. Разворошили таки богомерзкое гнездовье! Скажу честно, не я один подозревал, что в обители ночами творится неладное. Но боялись люди ключаря, стороной обходили, не желали связываться. А уж следить — упаси Бог. Кабы наверняка знать про поганые радения, может, и проучили бы его...
       Мне подумалось: «Не криви душой, отче, кому надо — знали о богомилах, но помалкивали, верно, соблюдали особый интерес».
       Тем временем келарь истово затараторил:
       — Вот и винюсь, Господь не сподобил... Околдовал Ефрем, окаянный всех опутал бесовскими сетями... Выискался же он на мою голову. Не приведи Господь, — поймав наши недоуменные взоры, Поликарп пояснил, — действительно, в крупных православных обителях по студийской традиции предусмотрена уставом должность отца эконома. Который не просто ключарь, не только старший тиун при хозяйстве, а прямой заместитель келаря. Кроме того, по усмотрению настоятеля эконом ведает работами помимо круга обязанностей келаря, напрямую советуясь с игуменом. Как правило, то долговые тяжбы, завещания, дарственные и иные сутяжные дела. Ефрем был не волен командовать средствами обители, но, как и келарь, как и казначей, знал о ее денежном обороте.
       В грядущей стези Ефрема просматривалось два возможных пути: стать или келарем, или казначеем. Случается, неразумный игумен совмещает эти два послушания — тем самым рубит сук, на котором сидит. Ибо назначает как бы второго настоятеля, умаляя себя самого.
       Поликарп, будучи в годах, небезосновательно подозревал, что отец Ефрем всеми правдами-неправдами, а и того хлеще, колдовством подвигает игумена Кирилла к принятию подобного решения, даже не дожидаясь кончины самого Поликарпа. Отец же казначей по слабоволию своему и вовсе не стал бы противиться сумасбродству настоятеля.
       Меня поразило тогда, насколько же самолюбивы высшие иноки здешнего монастыря. Все вожделенно рвутся к власти. Хотя, как лица духовные, обязаны знать, что власть над ближним по сути своей есть неправда и зло, а потому губительна для христианской души. Редкий человек пронесет врученный ему «верх над ближним» от начала до конца как дар и сосуд Божьей справедливости. Редкий человек вынесет искушение властью. Редкий не очерствеет сердцем и не изъязвится умом от соблазнов властолюбия.
       Пора возвернуть в киновии царившую в старое время заповедь. Она гласит: «Почтенна не власть и атрибуты ее, а духовный авторитет пастыря, наделяющий страждущих благодатью». Не зря зачинатели печорские старцы Антоний с Феодосием, уничижая собственное достоинство, прислуживали братии, не гнушались простой, грубой работы. И насколько непритязателен, насколько тяжел был их труд, настолько легко воспаряла их непогрешимая святость.
       Мы удивились, узнав честолюбивые намерения Ефрема. Интересно, каким образом они соотносились с идеей богомильства? Неужели эконом настолько самонадеян, что не признавал очевидных истин. Неужто он думал, что его радения так и останутся тайной для окружающих?.. Суеверный келарь, как и подавляющее большинство иноков, объяснял твердокаменность ключаря приверженностью к черной магии.
       Далее Поликарп поведал нам уж вовсе любопытные истории из Ефремовой жизни. Со слов келаря, он разузнал о том чисто случайно. Но мне думается — вызнал предумышленно, опасаясь усиления молодого соперника, стремясь сыскать тому крепкую узду.
       Четверть века назад, в самый расцвет славы и могущества князя Ярослава Владимировича, произошло следующее... Вопреки договору с Царьградом, ополчившемуся на венгров, принял Осмомысл под свое покровительство первейшего врага самого кесаря. То был двоюродный брат императора Андроник Комнин, чудом бежавший из узилища. Окружив царевича заботой и вниманием, Ярослав развлекал его царскими охотами и пирами, даже дал в удел несколько городков. Андроник же, помимо приятного времяпровождения, съякшался с венграми, рассчитывая на совместный поход супротив Мануила.
       Император оказался гораздо умней. Он нашел верный способ укрощения заговорщика. В Галич прислали двух митрополитов, которым удалось урезонить Андроника. Речь шла о судьбе семьи изменника. В итоге братья пришли к полюбовному соглашению. Беглец с честью возвращался обратно.
       В Галиче были устроены грандиозные проводы царевича. Андроник и Ярослав обменялись великими дарами. Сам епископ Козьма сопровождал поезд Андроника до границ княжества, а многие духовные персоны поехали с ним аж до Царьграда.
       В их числе, как ни странно, оказался и инок Ефрем. Сказывали, что Осмомысл знал его лично, оттого и отличал. Только вот возвернулся на родину Ефрем не сразу. Погостив в киновиях византийских, по пути домой в Болгарии пленили его враги империи. И более года содержали в неволе, пока князь не соизволил выкупить черноризца.
       Мы с боярином развели руками: вот откуда произрастают богомильские корни отца эконома. Вот где он поднабрался познаний и опыта еретического, вот откуда способности воздействовать на людей.
       Но и это еще не все. При жизни Ярослава Владимировича Ефрем два раза снаряжался с поручением в царство Болгарское и подолгу живал там, разъезжая свободно по тамошним весям. Вот он и совершенствовался, вот он и практиковался в ереси и ведовстве. Последний, третий раз он ездил в Болгарию уже при кратком правлении Романа Мстиславича Волынского. Но сие особая история.
       По смерти старого Ярослава все пошло наперекосяк в Галицком уделе. Завещав престол незаконнорожденному сыну Олегу, князь, достигнув клятвенного заверения бояр, дружины и лучших людей Галицких, не смог предугадать их предательства. Стоило ему отдать Богу душу, как Настасьиного сына тотчас согнали с места, призвав Владимира Ярославича, законного наследника. Когда же Олег тот с помощью Овручского Романа Ростиславича отвоевал завещанный Осмомыслом трон — его попросту отравили.
       И вот тогда Владимир зазнался, явив возмутительный образ жизни. По городу пошел ропот, и не мудрено, что сим воспользовался волынский сосед. В Галиче-то как — всякий, обозвавшись князем, всегда сыщет сторонников, потому как сверх меры своенравны галичане, а галицкие бояре больно независимы и корыстны. По ним хорош любой князь, только бы не покушался на их вольности и привилегии.
       Так вот, Владимир не знал удержу, пил чрезмерно и до девок охоч был, пошибал дочек боярских да купецких. Приплели еще его полюбовницу — безродную попадью. Взбунтовался народ, научаемый прихвостнями Романа Волынского, предъявил князю позорные условия. Владимиру Ярославичу пришлось уступить, не отдавать же попадью на растерзание, бежал он в Венгрию к королю Беле.
       Сия история известна всем, — старался убедить келарь, но, насколько мы знали, был он неправ или нарочно лгал нам... Ненависть боярская произошла не от веселья и загулов княжеских, не в них следует искать причину той злобы. Круто повел себя молодой князь, по примеру кесаря стал притеснять старые боярские роды, вознамерился править единолично.
       Роман же Мстиславич так толком и не утвердился на Галицком престоле. Опять-таки бояре возмутились, не по нутру пришелся им своекорыстный нрав волынского князя, им бы с мякишкой кого. Роман надумал искать поддержку, снарядил посольства в разные края, тут то и пригодился знаток Болгарии Ефрем.
       А когда посланцы воротились обратно — в Галиче сидел уж венгерский Андрей. А Роман, несолоно хлебавши, подался в Овруч к своему тестю и тезке, ибо родной Владимир-град отказался его принимать. Там у них своя история — история братней вражды.
       Однако, несмотря ни на что, Ефрем, уж как он там уговорил старого настоятеля, отправился в Овруч вослед сбежавшему Роману. Вернулся он вместе с Кириллом — новым настоятелем. Игумен, не долго думая, поставил Ефрема ключарем.
       Теперь нам захотелось узнать: каковы, по мнению келаря, отношения отца эконома с покойным Гориславом?
       Поликарп, при всем тщании очернить Ефрема, уже мало чем мог помочь. Старик высказал лишь одно небезынтересное предположение, правда, весьма злобное и сильно надуманное. Якобы ключарь Ефрем на пару с Гориславом по корыстному сговору вершили противозаконные сделки. Поликарп взялся было пояснить, как приятели надували казну. Но нам пришлось прервать излияния словоохотливого келаря, ибо они грозили повергнуть нас в скучнейший ворох проблем и нужд хозяйственной жизни обители.
       Боярин Андрей, завершая разговор, спросил келаря, что тот слышал о кладе, якобы зарытом в окрестностях обители. Поликарп и тут не сплоховал.
       В киновии после смерти князя Ярослава велось много пустопорожних разговоров о превеликом кладе, запрятанном где-то поблизости в горах. Легковерная братия шепталась по темным углам, плодя всяческие домыслы и чертовщину. Сам он не знал — откуда пошли пересуды, но схрон тот упорно связывали с именем Осмомысла. Уверяли, что на клад наложено страшное заклятие и до времени взять его без особого заговора никак нельзя.
       Отыскались даже проныры, что обратились за содействием к позабытым чародеям, влачащим жалкое существование в лесных чащобах. Баламутов за подобную прыть нещадно наказывали, налагая жестокие епитимьи. И было, успокоились и смирились те мечтатели. Да тут венгры внесли кровавую лепту, казнили монастырских старцев: игумена и библиотекаря. Причину того злодейства неизменно связывали с розысками проклятого клада.
       В отношении эконома келарь твердо подтвердил, что Ефрем так же проявлял интерес к кладоискательству, но затем поостыл. Возможно, он кое-что выведал и уже не болтал о поисках, верша их в секрете. Были ли у него сподручники?.. Келарь, сам того не желая, указал на библиотекаря Захарию. Кто, как ни хранитель, копаясь в книжных завалах, мог напасть на краешек нити, ведущей к заветному кладу.
       Мы смекнули, что Поликарп невольно ступает на застолбленный нами путь. И лучше поставить точку в разговоре, не то старик догадается о том, чего мы решили пока не разглашать.
      
       Примечание:
       1. Пошибание (ст. слав.) – изнасилование
      
      
       Глава 7
        В которой говорится об одной похотливой женщине, через которую можно изловить эконома Ефрема
      
       Простясь с келарем, миновав иноческие кельи, мы с боярином оказались под сенью монастырских дубов, кучной рощицей окаймлявших храмовую апсиду. Их коренастые полувековые стволы почему-то воскресили в памяти начальную пору моего послушничества. Во истину тоскливые те дни: один-одинешенек, неприкаянно блуждал я среди чуждых мне людей, облаченных в темные рясы. Дабы не погрузиться в уныние, стал я усиленно размышлять о бежавшем экономе Ефреме, и внезапно в мое сознание вкралась одна любопытна догадка. Я не преминул поделиться ею с Андреем Ростиславичем. Суть в следующем: человек столь неукротимого характера, к тому же приверженный пагубным нравам богомилов (любитель окрестных волочаек) — обязательно сладострастник по натуре.
       Грех сей, тщетно порицаемый церковью, никогда и нипочем не искореним. И в иных обстоятельствах мы безмятежно махнули бы на него рукой, но коль черноризцу вменяется в вину тягчайшее преступление, а именно душегубство, походя отмахнуться от его сладострастия — право, не осмотрительно. Порой нужда плотских утех столь сильно овладевает человеком, что становится смыслом его существования, определяет его чаянья и поступки, затягивает в невылазную трясину, из которой назад и ходу нет никакого.
       Примеров тому пруд пруди, хотя бы князья Галицкие — отец и сын, натерпевшиеся лиха от необузданных любовных влечений. А что до Ефрема, коль он и в иноческой жизни одержим Евой — вместилищем порока и скверны, то не мудрено стать полным рабом низменных чувств и руководствоваться ими по жизни. Судьбою лишенный желанной подруги, он выискивает ее образ в других женщинах, не находит и снова ищет. В погоне за теплом и участием он распаляет страсть и похоть так, что не в силах укротить свое скотское желание.
       Вот бы разыскать его наложниц да порасспросить их об иноке-любовнике. Известно, что в похотливом угаре, подогреваемом телесной близостью, когда любовный сок застит глаза и разум, мужчина выбалтывает сожительнице самое сокровенное и тайное в душе и думах своих. При том, считая себя главным в любви, выстраивает далекие планы совместной жизни, обязательно счастливой по его разумению. Редкий тогда не прихвастнет, редкий не выдаст желаемое за действительное.
       И еще следует помнить — женщина, как существо более хитрое и коварное, зная слабые стороны избранника, боясь потерять любовь и ласку, делается прямой застрельщицей и потатчицей его худших намерений. Ева вынудила Адама вкусить от древа познания, Елена прекрасная разожгла огонь троянской войны, Настасья заставила Осмомысла изгнать законную жену и сына. Мужчина мнит, что вершит события по личному почину, но крутит им женщина. Он ратоборствует на смертной сече, а трофеи той брани кладет к ногам возлюбленной. Не женщина ли подвигла Ефрема к грехопадению, не женщина ли судила ему сойти во ад?
       Положим, Ефрем скрылся в потаенной норе, словно аспид гремучий. Не любава ли приносит ему прокорм и питие в полночной тиши?.. Кто она, та волочайка, распаляемая неутоленным сластолюбием, желанием ублажить неукротимую течку, насытить вожделение изнывающего лона? Почему бы нам ни разыскать его сударушку и вослед ей выследить самого ключаря.
       Но как обнаружить ту зазнобу Ефремову — задача, признаться, не из легких. Да и с чего начать-то?..
       И тут меня озарило. Вспомнил я старую присказку: «Больше всего о блуде окружающих знает самый распутный среди них». Следом на ум пришел рассказ болезного Антипия о гулящей-женке Марфе по прозвищу Магдалина. По его мнению, она была воистину сосудом греха. Определенно, Мессалина(1) сия ведает более всех касаемо окрестных любовных историй — этакая дива нам и нужна.
       Андрей Ростиславич ухватился за подсказку. Воистину, в опутавшем нас ворохе предположений и домыслов моя легкомысленная догадка может явиться путеводной нитью к обетованной истине.
       Как говорится — назвался груздем, полезай в кузов!.. Боярин поручил мне заняться поиском названной вавилонской блудницы, дабы выйти на след эконома Ефрема. Я внутренне предвкушал успех того предприятия. Признаюсь, мне, грешному, было заманчиво увидеть ту развратную женку; наслышанный об ее непотребных вкусах, мне любопытно рассмотреть прелестницу, сладкую для обоих полов. Что за гарпия(2) такая ненасытная уродилась в здешних палестинах? Какова она статью и обличьем? Чем прельщает подруг для совместных ласк, что они несусветного вытворяют, предаваясь пороку Гоморры?
       Будучи в краях фряжских, немало я слышал о плотских извращениях бесстыдных фемин(3). По простоте своей считал, что они присущи закрытому сообществу — скажем, в сестринских обителях, в греческих гинекеях, в гаремах исламских владык. Но чтобы славянка, подобно греческой поэтессе Сафо из Лесбоса(4), певшей запретную любовь, делила ложе с босоногими поселянками, таковое встречал я впервые.
       Итак, решено было расчленить розыск на две части. Андрей Ростиславич займется боярином Гориславом, мне же предстояло двинуться на поиски галицкой Сафо.
       Недолго размышляя, направил я стопы свои к рубрикатору Антипию. Если он навел на ту девицу, то, верно, обязан знать — где и в какой веси она пребывает. И не обманулся в своих предположениях.
       Антипа уже достаточно оправился от случившегося третьего дня припадка падучей, но пока что сидел в келье, освобожденный от урочных работ. Любая праздность плодит душевную леность и умственное нерадение, посему чужда добропорядочному иноку. Антипий же усердно трудился, согнувшись в три погибели, что-то малевал на растянутом в поставце пергаменте.
       Встретил он меня настороженно, я бы сказал — испуганно. Но, узнав, что от него требуется самая малость, оправился и повеселел. Для приличия троекратно отрекся от знакомства с той женкой, выказывая пристойность, посетовал на хилое здоровьишко, недозволявшее даже в мечтах помышлять о любострастных утехах. Отстояв собственное целомудрие, он все же подтвердил, что греховодная Марфа по кличке Магдалина каждому известна и проживает поблизости. Подробней узнать, где она обитает, можно у десятника плотницкой артели Хвороста.
       Хворостом оказался вчерашний мой знакомец из мастеров, рубивших часовенку, — мужичок с необычайно густой растительностью на лице. Это он прилюдно, на чем свет стоит, клеймил назначенного ключарем Петраку. С должным подходом выставив незадачливого тиуна Петра в дурном свете, я быстро разговорил плотника. Узнал не только, где обитает волочайка Марфа, но и еще кучу подробностей, вплоть до того, с кем теперь она спит.
       Марфа — пришлая. Она насильно переселена из Галича по настоятельному требованию духовенства. Клир против нее возбудили благонравные посадские женки и возмущенные отцы добропорядочных семейств. Видать, она сверх меры досаждала скоромникам своим неприкрытым распутством. Как водится в народе, зачастую вызнают всю подноготную о подобных бабенках, Хворост охотно поведал мне ее историю.
       Женщина та купеческого роду, избалованная достатком, а более того, слепой родительской любовью, с детства отличалась невообразимыми капризами и непомерным честолюбием. Сказывали, что запретный плод она вкусила, будучи совершенным ребенком, выделяясь неукротимым своеволием и врожденной порочностью. Родители, понятно, всячески выгораживали сластолюбие дочери. Но когда она взялась открыто бегать в княжью гридницу, а то и хлеще — к торговым людям на постоялый двор, им ничего не осталось, как скорей выдать ее замуж.
       Благо выискался жених, из-за крайней бедности совсем неразборчивый. Получив за невестой обильное приданое, он предался беспробудному пьянству, предоставив молодайке полную волю. Случалось, высмеянный собутыльниками рогоносец немилосердно избивал свою супружницу. Однако ссадины и синяки заживали не ней, словно на кошке. А она, по сути своей будучи во истину шкодливой кошарой, опять принималась за старое, только еще наянней. Ей прямо-таки повезло, когда обидчивого муженька убили в пьяной потасовке.
       Став полновластной хозяйкой, уже не прячась, она развратничала напропалую. Бедные родители, не стерпев такого позора, скончались в одногодье. Вскорости сойдясь с разухабистым торговцем гречином, подалась она вместе с ним за море. Но, видно, и там выказала свою безудержную природу, так что купец без всякого сожаленья прогнал ее от себя. Очевидно, в Византии поднабралась она еще большего блуда, оттого, веротясь домой, стала соблазнять не только гулящих мужчин, но и смазливеньких бабенок — тут ее и прогнали с бибером из города.
       Обосновавшись в окрестностях монастыря, она принялась за старое. Да одно ей плохо — не было стоящих любовников. Все мелочь: тиуны господские, заскорузлые стражники, порой монашек оскоромится, а то и просто сиволапые хлебопашцы. Совратила она немало окрестных отроков, до девок опять же добралась. Сказывали, учит и тех и других любовным заморским ухищрениям. А кто прошел ее науку — уже никогда не вернется к правильной жизни. Вот какова мерзкая пакостница! Пытались ее приструнить, но ей как с гуся вода — деньжата-то имелись. Побить там, а то и красного петуха пустить, выходило себе дороже. Опоила и подкупила она всех старост и судей, они за нее горой — не смей тронуть...
       Вот с такой адской исчадью, подобной Лолит — матерью демонов, предстояло мне встретиться. Честно скажу, робости я не испытывал, наоборот, меня так и подмывало поглядеть на жрицу любви. Я решительно не представлял, чем обернется та встреча... Но в душе моей уже ширился соблазн, и странно, я совсем не гнал его. Признаюсь искренне, я грешен, грешен, грешен — ибо заведомо вожделел к той Марфе-Магдалине!
      
       Приложение:
      
       1. Мессалина — жена римского императора Дионисия, известная своим распутством.
       2. Гарпия — в греческой мифологии крылатое существо, полуженщина-полуптица отвратительного вида.
       3. Фемина — от лат. Femina — женщина.
       4. Сафо из Лесбоса — Сафо, Сапфо (YII-YI вв. до н.э.), древнегреческая поэтесса, С. приписывается воспевание лесбийской любви.
      
      
       Глава 8
       В которой Василий в гостях у волочайки Марфы предается блуду
      
        Последовав совету боярина, я решил, что подобает явиться к Марфе облаченным не в иноческую хламиду, а в светское платье. И то правильно, какое доверие может быть к скромнику иноку у разгульной бабенки, то ли дело пригожий купчина или боярский сын.
       Дядька Назар Юрьев обрядил меня, как и надлежит выглядеть добру молодцу, не сказать чтоб зело богатому, но и не бедному совсем, а главное, не отягченному семейством. Напялил я льняную рубаху, расшитую по оплечью бисером, надел кафтан, сидевший удивительно впору, натянул сапожки цветастые, поверх накинул шубейку, подбитую лисьим мехом. Убранство мое завершила кунья шапка с красным верхом. К наряду Назарий добавил кожаный кошель замысловатого плетения, не преминул ссудить звонкой монетой, отклонив мои заверения, что обойдусь собственной денежкой.
       — И не говори, отец Василий, ничего такого. И слушать не хочу... Идешь ты не по собственной надобности, а коли так, то казна должна обеспечивать всем сполна, — вот, несомненно, правильные слова.
       Оглядев меня в новом обличье со всех сторон, он остался весьма доволен. Даже восхищенно воскликнул на манер сказителя былин:
       — Ой ты, гой еси, добрый молодец Василий да свет Батькович!
       Я и сам несказанно удивился случившемуся превращению. Сдалось мне, что и в помине нет долгих двенадцати лет моего иночества. Казалось, мне уже не свойственно каждодневное укрощение природных желаний, запретных черноризцу. И ощутил я себя молодым и сильным, свободным и веселым... И вкралась в голову крамольная мыслишка: тот ли жизненный удел избран мною, не обманываю ли я судьбы, рядясь в иноческие одежды? Возможно, совершенно иное уготовил мне ангел хранитель — эх, кабы знать свою участь... Тогда бы я развернулся в полной мере... Но с другой стороны — зачем и жить, коль все известно наперед. Впрочем, не стоит забивать голову унылыми думами.
       Облаченный в давно забытые мирские одежды, преображенный и окрыленный ими, словно птица отросшим пером, бодро шагнул я за порог. Взял с собой, долго не раздумывая, двух шустрых и крепких по виду гридней: Алексу и Сбитня. Спешно оседлав застоялых коней, стремглав припустились мы в селище Марфы бесстыдницы.
       Наш путь занял совсем ничего времени. Мы скакали по осклизлым кочкам не успевшего оттаять шляха, вилявшего меж покатых холмов, склоны которых щедро поросли буком и тисом. Обнаженные от листвы деревья совсем не защищали от резкого ветра, нещадно дувшего с полнощных стран. Мы основательно озябли, и отрадно было завидеть селение, схожее с описанием Хвороста. Пришпорив ретивых скакунов, не таясь, веселой ватагой влетели мы в погост через распахнутые ворота. И, сопоставив величину и украшения жилищ, отыскали подворье старосты. Мне повезло, тиун оказался на месте, задавал с домашними корм скотине, и наше появление его весьма удивило.
       Я пояснил старику, что имею важное дело до поселянки Марфы. Он сочувственно и все же как-то сально ухмыльнулся, якобы знаем ваши надобности, видали соколиков... Но в подробности вникать не посмел, пояснил скупо, как добраться до дома Марфы, которую почтительно именовал Марфою Митяеевной. Оставил я гридней у старосты — нечего им мешаться под ногами... И уж совсем от сердечной доброты тиун вручил мне обломок жердинки, чтобы обороняться от назойливых псин, свирепых по причине подошедших собачьих свадеб. За заботу спасибо — не хватало мне еще в довершении к переодеванию быть покусанным псами. Вот бы посмеялись правильные иноки из тех чистюль, что не перднут без очистительной молитвы.
       Марфа Митяевна (назову ее уважительно) проживала в настоящих хоромах. Терем ее, словно пень опятами, облеплен многочисленными хлевушками и закутами. Ступив во двор, взглянув на коновязь, я довольно отметил, что кроме меня гостей нет.
       Клацнул засов в сарайчике — из-под дверного косяка, дерзко стрельнув подведенными глазками, выглянула девичья мордашка. Чуть помешкав, уразумев, что к чему, девица, застенчиво прикрыв лицо, опрометью бросилась в дом. Минуту спустя на высокое крыльцо вышла неприглядная старуха в черном. Согнувшись в низком поклоне, она сотворила приглашающий жест. Шамкая беззубым ртом, плотоядно улыбаясь, она ввела меня в светлую горницу. По тому, как бабка угодливо отступила в сторону, я догадался, что меня поджидает сама Марфа-Магдалина.
       Я увидел женщину, миловидную и пригожую, чуточку начавшую тускнеть от весело прожитых лет. Овальное лицо с веснушками на пухленьких щечках, льняные, промытые в заветных травах волосы, алые сочные губки — делали ее уж если не писаной красавицей, то весьма и весьма обаятельной. Карие с влажной поволокой глаза хозяйки скрывали немой вопрос и надежду. Улыбнувшись, плавно поведя рукой, она приветствовала меня радушным полупоклоном. Словно невзначай, в вырезе сорочки обильно колыхнулись пышные груди, притягивая взор своей мягкой сдобой.
       Уловив мой нескромный взгляд на персях, Марфа, притворно смутясь, попридержала готовые выплеснуться наружу сиси. Щеки ее слегка зарделись, на устах взыграла шаловливая улыбка. Глаза женщины лукаво заблестели. Взор, наполняясь влечением, испускал затаенную готовность к сладкой неге. Он как бы приглашал вкусить прелести хозяйки, отдавая ее самою в мое пользование. Я невольно поддался источаемому наваждению. Марфа стала лакома мне: и статью, и ликом, и телом, и даже пряным хлебным запахом.
       Низким грудным голосом, напомнившим мне ласковый шелест морской волны, она, точно у знакомого, спросила — в чем моя нужда к ней. Я же, грешный, стараясь приструнить накатывающее вожделение, насилу взял себя в руки. Довольно сбивчиво стал объяснять, в чем суть моего визита. Я молол совершенную чепуху, все более и более испытывая свойственную иноку неловкость в общении с женщиной. Вскоре я почувствовал, как запылало мое лицо, не хватало еще такого позора...
       Смекнув бабьим чутьем, что я пребываю в замешательстве, она встрепенулась и ласково предложила мне присесть на устланной ковром скамье. Я покорно последовал приглашению. Усевшись напротив, проворно колыхнув юбками, обнажив белые икры ног, Марфа обратилась в само участие. Внимая моим словам, она непринужденно оправляла оборки на подоле, явственно выделяя плавную линию бедер. Сглотнув предательскую слюну, я отвел глаза. Понимая, что следует держаться раскованно и вальяжно, я расслабился и вскорости преодолел смущение.
       Явилось вдохновение, и мысль моя уже не путалась. Вернулось спокойствие и уверенность в себе. Не прибегая к обману, тем паче к угрозам, мне удалось подвигнуть волочайку к откровенности. Я оказался прав, Марфа знала любовницу отца эконома. Вот что мне поведала сладкая женщина:
       — Управитель Ефрем известен всей округе как большой охотник до бабских прелестей, — испытующе взглянув, лукаво добавила. — Он монах, и грешить с женщинами ему не приличествует. Но не стоит сильно ругать инока за естественную слабость. А кто не без греха?..
       Меня поразило удивительное совпадение сказанного Марфой со словами Спасителя о блуднице: «Кто не без греха — кинь в нее камень!..» Я смолчал, но вывод сделал — передо мной сидит не кукла, а женщина умная, возможно, даже начитанная в писании. Как-то совершенно не к месту, из какого-то внутреннего противоречия я справился у Марфы:
       — А здесь, — помявшись, продолжил, — у тебя инок Ефрем не бывал?
       Она чуточку покраснела, но ответила, не скрывая правды и даже с вызовом:
       — Ну, посетил разочка, два-три... Он хоть и монах, но дядька довольно занятный, — и, лихо вскинув голову, заявила. — Силой мужской, а более причудами любой голову вскружит. Ах, какой он забавник!..
       Не знаю почему, но во мне пробудилось чувство, похожее на ревность. Неужели я увидел в ключаре соперника?.. Вот еще докука...
       Марфа же — женщина стреляная, нарочно продолжила перебирать Ефремовых полюбовниц. И, наконец, с присущей ее кругу говорливостью касательно амурных дел поделилась сокровенной тайной односельчанки Солодки, с год назад лишившейся мужа при лесосплаве, — не преминув при этом отметить неказистую внешность и неразвитый вкус бедной вдовицы. Внимая язвительной речи женщины, я находил Марфу (вопреки здравому смыслу) все более и более лакомой и желанной, даже невзирая на исходящую из ее уст хулу ближнего. Слушал и ловил себя на мысли: «Ах, эти медовые губки, сладки и пьянящи ваши лобзания... Удастся ли мне изведать их трепет и влажную податливость?.. Доведется ли мне, грешному, испить нектар из сей чаши?..»
       Но вернемся к Солодке. Сегодня по утру Марфа заприметила, как та шустрая бабенка побежала за околицу. В осеннюю стужу в лес — зачем?.. Известно, что там, среди крутых бугров, поросших тисом, полно избушек и землянок. Уходя в чащобу, люди прятались от степняков, от непосильных поборов боярских тиунов, спасались от мадьяр-изуверов. Марфа хотя и пришлая, но доподлинно знала, что в тех скрытых местах таятся беглые тати. Может статься — и ключарь Ефрем выискал среди них надежное пристанище...
       Узнав, где кукует Солодка, я сделал вид, что мне пора уходить. Полез в кошель, извлек три серебряные монетки, подумав, добавил еще две и в знак благодарности протянул их Марфе. Нисколько не смущаясь, она поместила их в потайной кармашек под лифом. Нарочно или нечаянно, женщина опять обнажила лакомый кусочек своих персей. Возникла натянутая пауза, двусмысленное замешательство с обеих сторон. Подобало кому-то подать голос, и Марфа отважилась первой.
       Изъявив себя радушной хозяйкой, она пригласила меня отобедать. Разумеется, по правилам гостеприимства полагалось с дороги попариться в бане. Поломавшись для приличия, я принял то предложение. Последовали спешные указания сенным девушкам. Те проворно метнулись выполнять ее волю, благо мыльня была уже затеплена.
       Меня провели во внутренний двор, к слову сказать, чисто выметенный, удивительно ухоженный, без обыкновенного запаха навоза и сушеного сена. Оно и понятно — зачем Марфе живность... У нее достаток от иного промысла, более приятного и прибыльного. Замощенная камнем дорожка привела к свежесрубленной баньке. Из приоткрытой двери вырывались густые клубы пара, доносилась резвые голоса банщиц.
       Я даже в горячечном сне не мог представить явленную моим глазам картину. Стоило сойти из предбанника в мыльню, как ко мне подступили две полуобнаженные, в одних сорочках прислужницы. Одной из них была скромная давешняя ключница. Сквозь влажную ткань, прилипшую к распотевшим телам, явственно проступала девичья нагота, отчетливо выделялись набухшие сосцы и темнела заветная поросль понизу живота. Девицы вознамерились совлечь с меня одежды, что уж слишком — не к лицу мне щеголять пред юницами, в чем мать родила. Не допустив вольного обхождения, выпроводив банщиц вон, я изготовился ополоснуться на скорую руку.
       Едва я смыл первую пену, как дверь в купальню отворилась. И, о Боже! Ко мне устремилась Марфа Митяевна с распущенными волосами, совершенно нагая. Ее отвисшие груди бесстыдно мотались, заплывший жирком живот мелко подрагивал. И, о срам, зовуще лоснился чисто выбритый лобок.
       Но зачем кривить душой, я ждал ее! Я хотел ее именно такой — домашней и доступной, порочной и желанной. Она приблизилась и обвила мои плечи воздушно-легкими перстами. Я обонял ее теплое, отдающее парным молоком дыхание. Я ощутил ее уста, мягкие и влажные. Я услышал биение ее сердца... Я соприкоснулся с телом ее, горячим и кротким, упругим и податливым. И чресла мои застонали, и разум мой помутился, и уд мой гордо восстал.
       Страх и неуверенность от длительного воздержания испарились без всякого следа и сожаления. Набросился я на Марфу, аки голодный волк на овцу. И тискал, и лапал за все доступные места, и целовал губы и груди. И, наконец, почуяв обильно выделенный ею любовный сок, решительно вошел в ее гладкое лоно.
       Мощна и безудержна была наша гонка. Не щадил я женщину, да и она, бесстыдно выкрикивая срамные слова, побуждала меня к пущему своему удовольствию. И поступал я, как она хотела. И, видимо, преуспел в том, ибо, закончив дело свое, успел ополоснуться — Марфа же то время пребывала в сладкой истоме.
       Затем опять сошла ко мне, и вновь предались мы лобзаниям и глупой любовной воркотне, теша друг дружку ласковыми словами, забыв обо всем на свете. И возжелав вновь телесной близости, стала она руками настойчиво теребить мой уд. И явно от крайнего нетерпения приникла к нему губами, словно теленок к коровьему вымени. Так что опорожнился я ей прямо в уста.
       Опьяненные непотребством, пошатываясь, прошли мы через предбанник в просторную светлицу, где уже был накрыт стол с обильной закуской и добрым вином в глиняном кувшине. Закутавшись в простыни, с удовольствием подкрепили свои силы.
       Но вскоре, не совладав с позывами плоти, опять предались мы любовным утехам. И возились, словно малые дети, играя в кучу малу, возлегали по-всякому — не удобства ради, но удовольствия...
       А когда я всецело обессилел и неблагодарно отрекся от любви, явилась, вихляя задом, обнаженная ключница. Марфа распалилась и, забыв о моем присутствии, взялась ласкать молоденькую прислужницу. Я поначалу смутился, но, раззадорясь по-скотски, пристроился к ним. Сколь долго то продолжалось, не ведаю... Женщины оставались неистощимы, меня же силы окончательно покинули, я лишь глядел на охальное действо, сделавшись уже по-стариковски безучастным.
       Таким вот, слегка пьяным и начисто опорожненным телесно, выхолощенным душевно, покинул я радушную женку Марфу Митяеевну, обещал наведаться к ней и, верно, побывал бы, коль не новые обстоятельства.
      
      
       Глава 9
       Где Василий излавливает беглеца Ефрема и изживает гнет порочности
      
       Чем дальше уходил я от волочайки Марфы, тем больше места молодечеству и ухарству в сердце моем заступало горькое чувство вины за содеянный блуд. Душа, измаранная распутством, ныла и скорбела. И боль ту не унять усилием воли или переменой помыслов. К тому же навязчиво всплывали в памяти картины неестественных женских утех, прежде возбуждавших нездоровый мой интерес, теперь же они вызывали чувство гадливости и неприятия подобного вида страсти. Стремясь очиститься от густо наросшей коросты греха, весь остальной путь до дома старосты творил я молитву Иисусову и просил Господа о прощении.
       Гридни, прослышав о лупанарии Марфы, поджидали меня с игривым любопытством. Беря в расчет мое двухчасовое отсутствие, они подступили ко мне с дурацкими сальными шуточками и были по-своему правы. Разумеется, памятуя о духовном сане, я не стал откровенничать и пресек их зубоскальство. Призвал отроков к серьезному разговору.
       Мы положили изловить эконома Ефрема собственными силами. Староста и два его взрослых сына без всякого понуждения обещали помочь нам. Привлекать же еще людей по причине сугубой деликатности было неразумно, да и зазорно снаряжать супротив беглого монаха целый полк. Староста отправил сыновей следить за домом Солодки. Парни должны оповестить о ее появлении или уходе.
       Благодарствуя стряпне старостихи, мои отроки, изрядно откушав, взялись обсуждать стати двух снох, пособлявших свекрови управиться. Эти молодицы, коренастые и налитые, словно степные кобылки, пробудили в гриднях жеребячий интерес. Я удрученно понимал молодых дружинников, но в тоже время возбранил их помыслы о молодках, пристыдив хлебом-солью старосты.
       Подавленные гридни стали позевывать с тоски, да и меня потянуло на сон. Потеплей укутавшись, я провалился в липкую похмельную дрему, наполненную мнимыми упреками со стороны чтимых мною людей.
       Я как бы в бреду прекословил боярину, перечил Парфению, вступал в спор травщиком Савелием, даже женолюб Ефрем и тот осуждал меня за разврат. Мои оправдания были бестолковы и невразумительны. Я сравнивал род человеческий и себя в нем с неразумным звериным миром, исполненным лишь природных инстинктов, но отнюдь не рассудком и моралью. Я понимал, что позывы плоти не веская причина для человека, отдавшего себя служению Господу, отринувшего мирские соблазны. Я знал, что согрешил тяжко и нет мне прощения, и в тоже время упрямо искал оправдания своей провинности. Знал, что оно непременно существует, но, увы, никак не находил его.
       Единственное пришло на ум, что редкий человек, пусть даже крайне целомудренный и праведный, устоит перед выпавшим мне искушением, удержится супротив развратных посягательств Марфы и ее волочаек. Нужно обладать воистину железной волей или, наоборот, быть презренным скопцом, чтобы остаться равнодушным к чарующим ухищрениям бабьей натуры, сопоставимыми по силе с настоящим колдовством.
       Незаметно для себя я задремал и очнулся лишь после того, как меня растормошил старший дружинник Алекса.
       — Пора, отче, пора!.. — лихорадочно возвестил он. — Баба та Солодка в лес подалась. Как бы нам не потерять ее, не обмишуриться? Ты уж, отче, поспешай, ребятушки заждались...
       Я мигом собрался, к радости своей ощутил себя свежим и бодрым. И уж боле не позволял тошнотным мыслям одерживать над собой верх. Что было — то было, и нечего распинаться... На моем месте любой, будь он монах или мирянин, поступил бы точно так. И все — хватит думать о сделанном.
       Перебежками проскользнули мы огородными задами на окраину селения, к единственной дороге, ведущей в лес. Нас поджидал меньшой сын старосты — смекалистый Данилко. Его старший брат Иванко увязался вслед Солодке, по уговору он будет подавать сигнал, крича птицей. И Данилко увлек нашу ватагу по тропам, известным только ему, изредка останавливался, вытягивая шею, крякал по-утиному, прислушивался. И лишь после того, как где-то вдалеке ухал филин, он вел дальше.
       Но вот дебри истощились, и нашим взорам предстала потаенная полянка. Посреди которой стояли ладно сметанные стожки. Присмотревшись, я различил в сторонке крытую же соломой сторожку. Она-то и являлась конечным пунктом нашего похода.
       Откуда ни возьмись, объявился оборотистый Иванко. Он сообщил, что шустрая Солодка уже в избушке. Но главное, ее на подходе к полянке поджидал степенный и упитанный мужчина, по виду из монахов. Я облегченно вздохнул, наверняка то был ключарь Ефрем.
       На план захвата ушло не более минуты. Мы осторожно разбрелись, встав по местам, отрезая возможные пути отхода эконома. Жилистый и похожий на пардуса Иванко двинулся к избушке. За ним, хоронясь за стожками, подкрадывались остальные. Из-за пояса самого сильного из нас Сбитня свисали ременные вожжи — вязать беглеца.
       Иванко решительно шагнул в незапертую дверь сторожки, почти следом ступили я и Алекса. В едва коптящем свете лучины я различил Ефрема, уплетавшего из котелка густое варево. Напротив, рассупонив плат и шубейку, горестно подперев щеку ладошкой, сидела смуглая молодайка. Спугнутый нами, Ефрем отбросил котелок и метнулся к единственному оконцу. Но, прикинув его крохотность, повернулся и в два прыжка оказался у двери, чая прорваться наружу.
       Но, как говорится — не на тех напал! Алекса, не мешкая, вдарил ключаря промеж глаз. Ефрем сломался пополам и плюхнулся на зад. Так, сидя на полу, стал он отползать в темный угол. Но тут... словно фурия взъярилась Солодка. Истерично завизжав, она бросилась на дружинника, мертвой хваткой вцепилась в его бороду. Малый затряс головой, пытаясь стряхнуть разъяренную вдовицу, да не тут-то было. И расцарапала бы она в кровь лицо гридня, кабы не Иванко. Парню удалось оттянуть бабенку в сторону. Освобожденный Алекса во зле хрястко припечатал пинком Ефрема, в суматохе вставшего на ноги. Тот опять повалился оземь.
       В сторожку ввалился остальной конвой. Могучий Сбитень быстренько приструнил бившегося в бессилии Ефрема, надавал ему тумаков и связал вожжами, в заключении отвесив звонкий щелбан, мол, усмирись, дядя. Ретивую женку для порядка тоже изрядно встряхнули. Поколотить до срока женщину я не позволил. Но все же пострадавший Алекса грязно обругал Солодку, ну да Бог с ним... Привязав молодайку к поясу любовника, вывели обоих вон из избенки. Злая баба стала по-кликушечьи причитать, насылая проклятья на наши головы. И лишь после угрозы все того же Алексы отрубить ей башку умолкла и только поскуливала по-собачьи.
       Ефрем с поникшей головой шел молча, сплевывая на покрытую наледью землю сукровицу с разбитой губы. Мне с ним говорить было не о чем, да и не мог я мараться перед людьми, толковать с беглецом, выказывая наше знакомство.
       Кроме того, я считал, что Ефрема теперь обязательно казнят. Вопрос только, какой смертью — скорой или мучительной?.. А могут и вовсе сжечь, как колдуна и еретика. Что я мог молвить обреченному на неизбежную кончину?.. Слова укоризны... Чего порицать-то, когда топор уже занесен. Слова сочувствия, слова жалости и примирения... Так не достоин он моего участия хотя бы уже по тому, что внес смуту в сыск боярина Андрея, возводил всяческие изветы, а сам, выходит, — первейший злодей.
       Мне лишь осталось под конвоем препроводить беглого монаха — еретика и убийцу на место совершенных преступлений, доставить в целости и сохранности, не позволив издохнуть по дороге или изувечить себя ради уловки избежать уготованной участи.
       Мы намеренно посадили Ефрема на лошаденку, лишь бы не обморозился по нашей вине, придерживали его за бока во время езды, дабы не свалился и не сломал до времени шею. Вот так и пестали изверга до самой обители, хотя следовало тягать ключаря волоком в цепях и кандалах, побиваемого плетьми и батогами.
       Солодку же — полюбовницу его сдали старосте. Что бы тот без промедления сообщил старшему тиуну и попу об ее провинностях. А чтобы баба ведала, почем нынче лихо, чтоб неповадно было кидаться на служилых людей, велел я старосте малость ее выпороть, не до крови, а просто поучить по-отечески.
       Покинув селенье на изгибе дороги, уходящей за холм, оглянулся я вспять. Выискав жилище Марфы, подумал: «Никого нельзя винить в собственном падении. Человек обречен жить во грехе уже своим появлением на свет. Нельзя упрекать женщину, что соблазнила плоть твою. Ибо плоть от рождения уже обольщена. Не женщина греховна, а мир полон греха и зла. А любовная услада, возможно, и не грех вовсе, а просто самоя жизнь».
       И представился мне, грешному, гладко выбритый лобок Марфы Митяевны. И заволновалась опять душа моя, заметалась, но совсем не скорбно, а наоборот — с надеждой...
       И отрадно мне стало, испытал я тогда удовлетворение собой. Не подвела меня сила мужская, не сплоховал я, не растерялся, не осрамился перед опытной соблазнительницей.
       Да и сметливость моя сослужила службу добрую. Не отыщи я Марфу, не вышли бы мы на след беглеца. Собственно, и изловлен-то вурдалак Ефрем лишь благодаря мне — ну чем я не герой?..
      
      
       Глава 10
       В которой боярину Андрею удалось разговорить эконома Ефрема
      
       Доставив беглеца эконома в каземат, опасаясь возможных неурядиц, я строго-настрого наказал охране никого не подпускать к узнику, а сам поспешил на поиски Андрея Ростиславича. Боярин отыскался в скриптории, где мирно беседовал с новым отцом-библиотекарем. Выслушав мое ликующее сообщение, он немедля устремился в узилище. По дороге я все порывался услышать от него слова заслуженной похвалы. Однако боярин вел себя нарочито скаредно, видно, ревновал к моей удаче, в то время как его дела еще не сдвинулись с места. Но это предмет особого разговора.
       В казематной башне нас дожидались мечник Филипп и некто из княжих тиунов, личность, ранее неведомая мне. Странно, что они опередили боярина Андрея. Филипп передал волю князя, состоявшую в том, чтобы как можно скорей, без излишней волокиты допросить эконома и отправить в Галич, якобы от греха подальше. Андрей Ростиславич досадно крякнул, выразив неприятие поспешности, но заверил служилых людей, что выполнит волю князя.
       Оплошав накануне, стражники в отместку за свой позор все же успели изрядно наподдавать богомилу. Его приковали цепью к потолочному крюку, так что ключарь не мог даже присесть, и провисал на оковах, подобно освежеванной кабаньей туше. Боярин велел снять железа, и расслабленный Ефрем замертво рухнул на каменный пол. Его обдали водой, подняли на ноги. Очумелый Ефрем шатался как пьяный, отвечал невпопад. Но Андрей Ростиславич вовремя сумел раскусить хитреца, изображавшего невменяемость, и припугнул узника пыткой. Нельзя позволить подследственному водить тебя за нос, любое преимущество должно исходить только от следователя.
       Незнакомый тиун, притулясь в уголке, разложил письменные принадлежности, изготовился вести запись. Я, ощутив себя лишним, скромно прислонился к сырой стене.
       Андрей Ростиславич, не найдя ничего лучшим, взялся совестить беглеца, тщась вызвать у того хоть каплю раскаянья. Ефрем односложно отнекивался и отводил глаза. Я уяснил лишь одно: инок не собирался просить милости, видимо, чаял себя правым. Да и любой представься возможность, сбежал бы из-под стражи на волю.
       Боярин, при всей своей сдержанности, не вытерпел бесстыжего упорства, нещадно обругав Ефрема, заявил с досадой:
       — Не хочешь по-человечески, так пеняй на самого себя! Не захотел по-людски, так получи по полной! Пиши, писарь, — махнул он тиуну.
       Грамотей, изобразив раболепную готовность, прочистил стило о шевелюру и обмакнул в висящую на шее чернильницу. Сомкнув руки за спиной, крайне негодуя, Андрей Ростиславич сурово отчеканил:
       — Ответствуй, колодник, что побудило тебя убить боярина галицкого Горислава? Что заставило тебя, мерзкого еретика и богомила, поднять руку на человека и лишить его жизни? Отвечай как на духу, как на последней исповеди!..
       Ефрем, вскинув голову, озлобленно оглядел розыск. Дикую ненависть и полное непринятие нес его взгляд. Казалось, то и не человек вовсе, а лютый, безумный зверь.
       — Ты нас не стращай, не на таковских напал, — упреждающе молвил боярин и уже с прямой угрозой произнес. — Так будешь говорить нехристь, или как?..
       Натужившись так, что на висках вздулись жилы, Ефрем наконец заговорил. Высокий его голос срывался на крик:
       — Да я саморучно заколол Горислава, чтоб пусто ему было на том свете! Порешил ублюдка его же тесаком и не сожалею о содеянном — поделом ему!
       — Мне и так ведомо, что зарезал именно ты. Прямо ответь на вопрос: почто убил-то? — домогался боярин.
       — А казнил за то, что не сдержал он клятву свою, — и, облизав пересохшие губы, колодник заключил презрительно. — Все — больше ничего от меня не узнаешь, пес суздальский...
       Андрей Ростиславич, не успев толком оскорбиться, съязвил в ответ:
       — Мы еще посмотрим, кто из нас пес... Ишь, как запел, паршивец. Ты, верно, думаешь, я с тобой цацкаться буду... — и сам себе ответил. — Не дождешься, богомильское отродье... по косточкам ломать стану, а своего добьюсь... Эй, Филипп, кликни-ка, брат, заплечных дел мастера. Видать, пора супостату язык развязать. Не хочет, злыдень, по-хорошему. Ну, иди же, — обращаясь к мечнику, — скорей поворачивайся...
       Филипп, плюнув в сердцах на пол, спешно ушел. Боярин же продолжил гневную отповедь:
       — Ты, Ефремище, не только о клятвах паршивых ты обо всем, гадина, расскажешь. И о шашнях воровских, и о камланиях богохульных, и о творимом заговоре, — выпустив с шумом воздух, закончил, — и про епископа Мануила, и про клад Ярославов...
       — Воля твоя, сатрап! Знаю, что умеешь жилы тянуть, признания выколачивать... Ведаю и то, что, будучи слабым человеком, поддамся, не устою супротив язв, наносимых моему телу. Не выдержу я пыточной боли и живодерского членовредительства. Только знай, боярин: всякое глумление над людьми чревато надругательством над собственной душой...
       Андрей Ростиславич, не дав Ефрему досказать, перебил гневным возгласом:
       — О чем ты таком говоришь?.. Разве еретики — люди, да вы хуже скотов, вы — нехристи окаянные!
       — Неправда, и мы — человеки! Все под Богом ходим...
       — Ишь как запел... Сразу и Господа припомнил. Не стыдно тебе? — и, сменив гнев на милость, боярин проговорил отеческим тоном. — Говори уж лучше, пока до клещей не дошло. Так что за клятва была?
       И Ефрем, покоряясь силе, поведал все по порядку, в точности так, как и повествовал клирик, сопричастный его побегу.
       Ефрем-Василько с боярином Гориславом давние знакомые, сошлись еще в младшей дружине. Но проскочила в той дружбе серая кошка в обличье красавицы боярышни Грушеньки. Оба влюбились в нее по уши. Да только она отдала предпочтение бедному Васильку, а не богатому Гориславцу. Но как говорят — деньга любую брешь прошибет, вот и сосватали Груньку за Гориславье богатство. Не по любви, а по выбору родного батюшки стала она супружницей боярской. Уж как не ерепенился бедолага Василько, все одно — богачу счастье, бедняку кручина. Ушел с горя дружинник в монастырь, превратясь в черноризца Ефрема.
       Постепенно с годами наладились у него отношения с разлучником Гориславом. А когда Ефрем стал ключарем, появилась меж них взаимная выгода. Да вмешался Божий промысел. Случилось, что повстречался однажды Ефрем с боярыней Аграфеной — приезжала она на богомолье. И открылась промеж них старая любовь. Дело обыкновенное, понесла Груша... Нашлись «добрые» люди, открыли глаза грозному мужу. Скинула Груня плод нечаянной страсти. Да Горислав не простил изменщицу, взялся ее всяко тиранить и изничтожать.
       Что коснись до Ефрема, так коротки руки у Горислава. Не мог он насолить отцу эконому, вот и измывался над супругой бедняжкой. Дошло до ключаря. Был промеж былых приятелей тяжелый разговор. Ефрем сумел повлиять на боярина, и Горислав дал слово больше не обижать жену. Но не сдержал обещания, по-прежнему изгалялся над несчастной Аграфеной. И вскорости нашли женщину мертвой, тело ее было один сплошной синяк и язва.
       Крепко разругались ключарь и боярин. Да, потом поостыли — Ефрем пошел на мировую, но лишь для отвода глаз, решил он при случае покарать душегуба Горислава. И вот... тот случай представился...
       События развивались в том же порядке, как мы и предполагали. У Андрея Ростиславича возник резонный вопрос, что побудило боярина Горислава устроить побег ключаря?
       К тому времени подоспел длиннорукий дружинник, по виду прирожденный мастак заплечных дел. Здраво оценив его призвание, Ефрем без утайки открылся нам.
       После провала плана с игуменством боярского ставленника Микулицы Горислав срочно потребовал от ключаря закладные письма. Оказывается, он был крупным должником обители и сильно испугался, что Парфений при поддержке князя посадит его в долговую яму. Для Ефрема же то была разумная плата за волю, никто не остался в накладе, все были бы при своем интересе.
       Итак эконом решился, — вот он, заветный час, одним махом все концы в воду. И лишь самую малость не просчитал, черноризец понадеялся на нашу нерасторопность. Опоздай мы хоть на немного, пустись завтра на поиски — утек бы он с концами и поминай как звали...
       Я не преминул, якобы к большему уничижению беглеца, ехидно заметить, что нечего по себе о других судить. Но тем самым, прежде всего мне хотелось поддеть Андрея Ростиславича, чтобы тот не запамятовал, чьей сметливости обязан сегодняшним успехом. Боярин Андрей одарил понимающим кивком, мол, помнит, не забыл про мои заслуги.
       Допрос продолжался. Андрей Ростиславич намеренно углубился в намечаемый заговор.
       Действительно, епископ Мануил и группа галицких бояр во главе с Гориславом собиралась отрешить авву Кирилла и назначить в игумены доместика Микулицу. Немалые богатства обители и киевские пристрастия ее настоятеля не давали им спокойно жить. И, как нам уже известно, Горислав рассчитывал к тому же утрясти собственные делишки. Решение то вызрело давно, искали лишь предлога его воплощению — загадочная смерть библиотекаря и явилась тому поводом.
       Первым в Галиче вызнав про смерть Захарии — Горислав обманным путем понудил князя Владимира отправиться в монастырь. Намечалось оболгать суздальское братство, выставив его сборищем убийц, вменив им в вину смерть старого Ярослава. Более того, хотели представить суздальцев в глазах князя предателями, прочащими на Галицкий стол неудачника Романа Волынского. А далее уже полагали запугать князя якобы готовящимся покушением на него.
       Ясное дело, то была сплошная клевета и измышления. Но ни одно оружие не разит столь смертельно, как коварный вымысел. Злодеи рассчитывали подвести оклеветанных иноков под пытку, зная, что редкий человек выдержит адскую муку. А уж коль сломается, то в угоду кату-мучителю под дыбой оговорит и себя, и друзей своих, лишь бы получить минутную передышку от нестерпимых истязаний, лишь бы обрести эфемерную надежду на скорый приговор.
       Епископ Мануил, конечно, знал об еретических шашнях Ефрема, но он особо не порицал эконома, ибо сам грешил павликанством. К тому же старый интриган предусмотрел ему особое место в своих происках, пообещав, что простит и назначит келарем при новом настоятеле.
       Я смолчал тогда, но наивность столь опытного инока показалось мне подозрительной. Разумеется, он не был искренним и многое утаивал. Но и Гориславу с епископом Мануилом я совершенно не сочувствовал. Поразительна бездна падения Галицкого владыки, о боярском же бесчестии говорить вовсе не приходится. И слава Богу, что сорвались их происки, рухнули их намерения, а все благодаря внезапному приезду Андрея Ростиславича, который не дал Парфения и суздальцев в обиду.
       Завязался разговор о сокровищах Осмомысла. Ключарь подозревал, что тайна клада охранялась Захарией, хотя тот и прикидывался несведущим, уклонялся от разговоров на эту тему. Ефрем намеренно подвигал библиотекаря к откровенности — живописал возможности, могущие выпасть обладателю клада, прочил самолюбивому книжнику чуть ли не положение приемника Мануила.
       Ко всему прочему эконом не скрыл от нас, что и сам имел виды на золото, потому намеренно растравлял похоть нестойкого чернеца, отыскивая ему селянок для любовных утех. Но упрямый Захария как в рот воды набрал. Ефрему не было смысла убивать библиотекаря. Он ему был нужен живым, ибо в противном случае исчезала надежда овладеть сокровищами князя Ярослава.
       Ну что же... Можно считать доводы ключаря весьма убедительными.
      
      
       Глава 11
        Где рассказывается об устремлениях галицких бояр Судислава и покойного Горислава 
      
       Покинув мерзкое узилище, зашоренные сумеречным туманом, мы обменялись мнениями по поводу признаний Ефрема. В раздумьях Андрея Ростиславича сквозила подавленность. Безусловно, он рассчитывал, что раскрытие смерти вельможи приблизит нас к разгадке предыдущих убийств. Но явь опровергла надежды, кончина Горислава никак не связана с теми злодействами. Убийство вельможи, нежданно-негаданно обрушившись на обитель, на целый день отсрочило проводимое расследование. И теперь придется возобновлять его с оставленного рубежа.
       Как и было обещано, Андрей Ростиславич рассказал о недавнем разговоре с вельможей Судиславом. Боярин из первых рук получил откровенное объяснение непрестанной подковерной грызне галицких старшин.
       С первых слов сановного старца Андрей Ростиславич уяснил, что, вопреки показной дружбе, ближние бояре Судислав и Горислав на дух не переносили друг друга. Старший, в отличие от младшего собрата, не был отягощен пороком стяжательства. Разумеется, крупному вельможе не спрятаться от имущественных тягот, однако у старика они уходили на второй план. Во всяком случае, прилюдно он не выпячивал денежное бремя, сугубые дела разрешал втай с Божьей помощью. Коренным же у него являлся интерес к власти как таковой, неутоленная старческая гордыня искала горнее поприще.
       Горислав отнюдь не таков. Определенно в том муже преобладала расчетливая купеческая закваска. В его жилах текла торгашеская кровь, лишенная рыцарского благородства. Все помыслы алчного боярина сводилась к одному, как бы потуже набить мошну, а там хоть трава не расцветай. Многие приятели осуждали Горислава за корыстный нрав, но ценили в нем подвижную, кипучую натуру и жидовскую сметливость. Благодаря тем качествам удавались его лихие задумки — и деляческие, и на сановной ниве. Считалось, что участие Горислава обеспечит успех любому предприятию, словно тот заговорен от провалов и неудач.
       Касаемо личной жизни боярина, отчасти она уже известна нам, то, вопреки недугу скопидомства, был он падок на женщин и зелие, видя в том усладу души. Его вычуры стяжали боярину славу первого похабника в Галиче.
       Судислав тертый лис неустанно отслеживал грязные проделки «лучшего друга». Представься случай, он бы без сожаленья расправился с нечистоплотным выскочкой, который, обставив древние роды, лихо продвинулся в годину угорского ига. Злословили — якобы был он негласным мытарем при королевиче Андрее, судачили также, что из золотых ручейков, стекавшихся в мадьярскую казну, весомый поток излился в карман Горислава.
       Когда ляшский воевода Николай изгнал венгров, Владимир Ярославич избавился от угорских приспешников, Горислава же, вопреки гуляющей о нем молве, приблизил к себе. Князю неизменно наушничали о неискренности ближнего боярина. Безусловно, доносили о сношениях с лазутчиками короля Белы, однако Владимир оставался безучастным, не трогал Горислава.
       Судислав считал, что Ярославич привечает Горислава намеренно, дабы сподручней приглядывать за венгерским охвостьем, не то, затаившись, оно нанесет удар из-за угла.
       Андрей Ростиславич согласился — вполне разумная позиция.
       Касательно ключаря Ефрема Судислав предпол... Читать следующую страницу »

Страница: 1 2 3


19 января 2019

2 лайки
0 рекомендуют

Понравилось произведение? Расскажи друзьям!

Последние отзывы и рецензии на
«Загадка Симфосия. День четвертый»

Иконка автора Валерий РябыхВалерий Рябых пишет рецензию 22 октября 23:17
Последняя редакция 22.10.23 г.
Перейти к рецензии (0)Написать свой отзыв к рецензии

Просмотр всех рецензий и отзывов (1) | Добавить свою рецензию

Добавить закладку | Просмотр закладок | Добавить на полку

Вернуться назад








© 2014-2019 Сайт, где можно почитать прозу 18+
Правила пользования сайтом :: Договор с сайтом
Рейтинг@Mail.ru Частный вебмастерЧастный вебмастер