ПРОМО АВТОРА
Иван Соболев
 Иван Соболев

хотите заявить о себе?

АВТОРЫ ПРИГЛАШАЮТ

Серго - приглашает вас на свою авторскую страницу Серго: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Ялинка  - приглашает вас на свою авторскую страницу Ялинка : «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Борис Лебедев - приглашает вас на свою авторскую страницу Борис Лебедев: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
kapral55 - приглашает вас на свою авторскую страницу kapral55: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Ялинка  - приглашает вас на свою авторскую страницу Ялинка : «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»

МЕЦЕНАТЫ САЙТА

Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»



ПОПУЛЯРНАЯ ПРОЗА
за 2019 год

Автор иконка Эльдар Шарбатов
Стоит почитать Юродивый

Автор иконка Юлия Шулепова-Кава...
Стоит почитать Адам и Ева. Фантазия на известную библей...

Автор иконка станислав далецкий
Стоит почитать Жены и дети царя Ивана Грозного

Автор иконка Редактор
Стоит почитать Ухудшаем функционал сайта

Автор иконка Сандра Сонер
Стоит почитать Никто не узнает

ПОПУЛЯРНЫЕ СТИХИ
за 2019 год

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать К Елене Касьян

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать Есть явление более грозное...

Автор иконка Елена Гай
Стоит почитать Вера Надежды

Автор иконка Анастасия Денисова
Стоит почитать Движение жизни

Автор иконка Анастасия Денисова
Стоит почитать Отдавайте любовь 

БЛОГ РЕДАКТОРА

ПоследнееПомочь сайту
ПоследнееПроблемы с сайтом?
ПоследнееОбращение президента 2 апреля 2020
ПоследнееПечать книги в типографии
ПоследнееСвинья прощай!
ПоследнееОшибки в защите комментирования
ПоследнееНовые жанры в прозе и еще поиск

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К ПРОЗЕ

Вова РельефныйВова Рельефный: "Это про вашего дядю рассказ?" к произведению Дядя Виталик

СлаваСлава: "Животные, неважно какие, всегда делают людей лучше и отзывчивей." к произведению Скованные для жизни

СлаваСлава: "Благодарю за внимание!" к рецензии на Ночные тревоги жаркого лета

СлаваСлава: "Благодарю за внимание!" к рецензии на Тамара Габриэлова. Своеобразный, но весьма необходимый урок.

Do JamodatakajamaDo Jamodatakajama: "Не просто "учиться-учиться-учиться" самим, но "учить-учить-учить"" к рецензии на

Do JamodatakajamaDo Jamodatakajama: "ахха.. хм... вот ведь как..." к рецензии на

Еще комментарии...

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К СТИХАМ

ЦементЦемент: "Вам спасибо и удачи!" к рецензии на Хамасовы слезы

СлаваСлава: "Этих героев никогда не забудут!" к стихотворению Шахтер

СлаваСлава: "Спасибо за эти нужные стихи!" к стихотворению Хамасовы слезы

VG36VG36: "Великолепно просто!" к стихотворению Захлопни дверь, за ней седая пелена

СлаваСлава: "Красиво написано." к стихотворению Не боюсь ужастиков

VG34VG34: " Очень интересно! " к рецензии на В моём шкафу есть маленькая полка

Еще комментарии...

СЛУЧАЙНЫЙ ТРУД

Проводники сил зла.
просмотры744       лайки0
автор Николос

Полезные ссылки

Что такое проза в интернете?

"Прошли те времена, когда бумажная книга была единственным вариантом для распространения своего творчества. Теперь любой автор, который хочет явить миру свою прозу может разместить её в интернете. Найти читателей и стать известным сегодня просто, как никогда. Для этого нужно лишь зарегистрироваться на любом из более менее известных литературных сайтов и выложить свой труд на суд людям. Миллионы потенциальных читателей не идут ни в какое сравнение с тиражами современных книг (2-5 тысяч экземпляров)".

Мы в соцсетях



Группа РУИЗДАТа вконтакте Группа РУИЗДАТа в Одноклассниках Группа РУИЗДАТа в твиттере Группа РУИЗДАТа в фейсбуке Ютуб канал Руиздата

Современная литература

"Автор хочет разместить свои стихи или прозу в интернете и получить читателей. Читатель хочет читать бесплатно и без регистрации книги современных авторов. Литературный сайт руиздат.ру предоставляет им эту возможность. Кроме этого, наш сайт позволяет читателям после регистрации: использовать закладки, книжную полку, следить за новостями избранных авторов и более комфортно писать комментарии".




Берега


Коля Антонов Коля Антонов Жанр прозы:

Жанр прозы Драма
769 просмотров
0 рекомендуют
0 лайки
Возможно, вам будет удобней читать это произведение в виде для чтения. Нажмите сюда.
"Берег" - Пьеса по мотивам произведений И. Бунина. "Снегири" - Киноповесть

 

БЕРЕГА

Действующие лица в порядке появления.

 

Ольга Александровна

Певица

Пианист

Офицер

Николай Платонович

Студент

Девушка

Художник

Юля

Александр

Старец

Красноармеец

Генерал

Хозяйка

Приезжий

Константин

Молодой человек

 

Акт 1.

 

Действие 1.

Поздний вечер, ресторанчик, несколько столиков, маленькая сцена. Занавес на половину задвинут, а сквозь кулисы виднеется белая полоска экрана, иногда здесь устраивают синема. Слева вход в кафе, справа пианино, за которым сидит пожилой господин, он курит и тихо подыгрывает немного пьяной женщине лет 50, которая поет, облокотившись о пианино. В кафе нет посетителей, то ли потому, что уже поздно, то ли потому, что на улице идёт снег.… Из глубины сцены выходит Ольга, у неё чёрные волосы на прямой пробор, в белом переднике с прошивками и в чёрном платье. Она подходит к окнам и начинает опускать светомаскировочные шторы на окна, стёкла заклеены крест на крест полосками газет.

 

В кафе заходит немецкий офицер. С ним двое солдат. Офицер стряхивает снег, проходит в кафе, оглядывается, садится за крайний столик. Солдаты занимают места по краям входа. Ольга, опустив последнюю штору, уходит. Офицер закуривает и слушает, как поёт женщина. Возвращается Ольга, она приносит на подносе рюмку с графином, тарелку с сыром, ставит это на столик перед офицером.

 

Сцена 1.

 

Офицер

 

Присядьте, пожалуйста, Ольга Александровна, мне есть, что вам сказать.

 

Ольга присаживается за столик. Офицер выпивает рюмку. Наливает, отодвигает от себя.

 

Офицер

 

Через несколько дней я буду вынужден уехать от сюда в Берлин. Вы подумали над мои предложением?

Ольга

 

Я уже дала вам ответ.

 

Офицер

Ну что ж, вы мне не оставляете другого выбора. Думаю, что в тюрьме вы измените своё решение. Вам, конечно, наплевать на себя, но вы подумали бы над тем, что станется с вашим сыном? Ему ведь всего 10 лет?

Ольга

 

Какой же вы подлец!

 

Офицер

Это как посмотреть. Просто я привык получать то, что желаю. А я желаю, что бы вы стали моей женой. Вот и всё. Ну, хорошо, давайте поступим следующим образом. В Берлине я пробуду две недели, когда я вернусь, вы должны дать мне окончательный ответ. Надеюсь, вы понимаете, что бежать нет смысла. Я надеюсь на ваше благоразумие. Счастливо оставаться.

 

Офицер кладёт деньги на столик, поднимается, надевает фуражку, даёт команду солдатам и выходит. Ольга сидит неподвижно. К ней подходит певица, садится напротив неё, на то место, где сидел офицер.

Певица

 

Отказала?

 

Ольга

 

Что?…

 

Певица

Глупая ты. Я бы такую возможность никогда не упустила. Офицер, богат, красив, положение, русский, что ещё тебе надо? Или хочешь стать такой как я? Петь в дешёвых ресторанчиках на потеху пьяной публике, отбиваться от сальных рук и уворачиваться от наглецов, которые так и норовят схватить тебя и затащить в койку?

Ольга

 

Я его не люблю.

 

Певица

А что такое любовь? Мы с мои мужем может тоже не по любви сошлись, но живём.…Эх…

Ольга

 

Не знаю…

 

Певица

 

Не знаешь? А как же ребёнок?

 

Ольга

 

При чём тут он?

 

Певица

 

Так… (Выпивает из рюмки офицера, встаёт). Глупо. (Уходит).

 

Сцена 2.

 

В ресторан заходит Берег. Он не спеша, вешает серую шляпу и длинное пальто на рога стоячей вешалки, садится за столик в самом дальнем углу, читает меню. К нему подходит Ольга.

 

Ольга

 

Bon soir, monsieur.

 

Берег

 

Bon soir.…Но вы ведь русская?

 

Ольга

 

Русская. Извините, образовалась привычка говорить с гостями по-французски.

 

Берег

 

Да разве у вас много бывает французов?

 

Ольга

Довольно много. Вы что-нибудь уже выбрали? Мы скоро закрываемся, комендантский час.

Берег

 

Вы уж сами посоветуйте что-нибудь.

 

Ольга

 

Щи флотские хороши.

 

Берег

 

Прекрасно. Будьте добры дать щи и битки.

 

Ольга

 

Водочки желаете?

 

Берег

 

Охотно. Стужа на дворе ужасная.

 

Ольга уходит. К столику Берега подходит певица.

 

Певица

 

Не угостите даму сигаретой?

 

Берег

 

Прошу.

 

Протягивает портсигар.

 

Певица

 

Присесть можно?

 

Берег

 

Конечно, извините.

 

Встаёт, отодвигает стул. Певица садится. Прикуривает от спички.

 

Певица

 

Меня зовут Анастасия. Анастасия Верещагина.

 

Берег

 

Берег Николай Платонович.

 

Певица

 

Немец?

 

Берег

 

Русский.

 

Певица

 

Вы раньше у нас не бывали?

 

Берег

 

Не приходилось. Хорошо тут, спокойно. И пахнет… как в России.

 

Певица

 

Я её почти не помню.

 

Берег

 

А вы здесь выступаете?

 

Певица

 

Пою. Хотите послушать?

 

Берег

 

Если вас не затруднит.

 

Певица

 

Для хорошего человека меня ничто не затруднит (смеётся).

 

Певица встаёт. Подходит к музыканту, что-то шепчет ему, тот кивает головой.

 

(Песня «Тайный Париж». )

 

Сцена 3.

 

Во время песни Ольга приносит заказ, расставляет на столе, присаживается за столик к Берегу.

Музыка смолкает.

 

Берег

Чудесная песня, я никогда её раньше не слышал, а я считаю себя знатоком.

 

Ольга

Эту песню сочинил один наш постоянный посетитель. Он художник и поэт.

 

Берег

 

И наверняка влюблён в вас?

 

Ольга

Нет. Он, кажется, любит только себя. (Смеётся). Вкусно?

 

Берег

 

Очень.

 

Ольга

 

Приятно, что вам у нас понравилось.

 

Берег

 

Очень понравилось. (Вынимает часы). Ого!

 

Ольга

 

Что-то случилось?

 

Берег

Случилось — Начался комендантский час, а у меня нет пропуска. Что же делать? Ну, ничего (Достаёт кошелёк). Сколько с меня?

Ольга

 

(Кладёт счёт на стол). Что вы собираетесь делать?

 

Берег

Как-нибудь прокрадусь, бог даст, не схватят. А схватят, так долго не продержат, я лицо мирное.

Ольга

 

Погодите.

 

Берег

 

Что?

 

Ольга

Хотите, я спрошу хозяина? Он сам из простых, но с пониманием. У нас тут

иногда случается такое. За сценой есть софа, возьмут за ночлег недорого.

 

Берег

 

Это было бы просто чудесно. А это не будет обременительно?

 

Ольга

 

Что вы? Нет. Заодно составите и мне компанию, я поздно ложусь, а одной скучно сидеть.

Берег

 

А эта пара? (Кивает головой на певицу и Музыканта).

 

Ольга

Они на втором этаже живут. Они муж и жена. Правда, не подумаешь никогда? Сейчас они как всегда возьмут к себе вина и пойдут ругаться. Так что погодите, я мигом.

 

Ольга встала, взяла деньги и ушла в глубь сцены. К Берегу подошла Певица.

Певица

 

Понравилось?

 

Берег

 

Да. (Протягивает ей ассигнацию). Соблаговолите принять?

 

Певица

Отчего же не принять? Приму. Нынче на титулы никто не смотрит, да и какая разница?

 

Певица берёт ассигнацию, проходя мимо Музыканта. Машет её в воздухе, тот неожиданно проворно вскакивает, и они вдвоём убегают. Возвращается Ольга.

Ольга

 

Ну, вот, всё и уладилось. Я постелю вам.

 

Ольга собирает посуду, уносит. Берег закуривает, присаживается на край сцены. Свет медленно  гаснет, сверкает только огонёк сигареты. Откуда-то из далека, доносится звук слегка расстроенного рояля.

 

Действие 2.

Сверкает молния. В краткие моменты вспышки света видно, что на веранде, сидит худой и высокий молодой человек в картузе. На веранде стоит круглый стол, покрытый скатертью, стоит несколько дачных стульев и мольберт с незаконченным пейзажем. Молодой человек курит и пытается разжечь лампу. Когда лампа загорается, хлопает дверь и вбегает молодая девушка. У неё длинная чёрная коса на спине, смуглое лицо с маленькими тёмными родинками, узкий правильный нос, чёрные глаза, чёрные брови. Она мокрая с ног до головы. Промокший сарафан облегает её тоненькую фигурку и студент неотрывно и со смущением смотрит на вошедшую. Девушка кружит по комнате. Неожиданно хватает картуз студента, и они начинают играть в догонялки. Когда студент ловит девушку, он неожиданно обнимает её, целует. Девушка отступает от него, садится за стол, берёт книгу.

Сцена 1.

 

Девушка

 

Можно узнать, какие премудрости вы изволите штудировать?

 

Студент

 

Историю Французской революции.

 

Девушка

Ах, бог мой! Я и не знала, что у нас в доме оказался революционер!

Студент

 

А что же вы свою живопись забросили?

 

Девушка

 

Вот-вот и совсем заброшу. Убедилась в своей бездарности.

 

Студент

А вы покажите мне что-нибудь ещё из ваших писаний.

 

Девушка

 

А вы думаете, что вы что-нибудь смыслите в живописи?

 

Студент

 

Вы страшно самолюбивы.

 

Девушка

 

Есть грех…

 

Дождь смолкает. Смолкает и звук рояля.

 

Девушка

 

Мама всегда в дождь играет. Отчего вы улыбаетесь?

 

Студент

 

Наконец-то вы снизошли до меня!

 

Девушка

Наконец-то вы собрались с мыслями ответить мне. Я уж совсем подумала, что вас кроме как уроки с моим братом больше ничего не волнует. Правда, хорошо?

Студент

 

Очень!

 

Девушка

 

Ты меня любишь?

 

Студент

 

С первого дня нашей встречи!

 

Девушка

И я. Нет, сначала ненавидела — мне казалось, что ты совсем не замечаешь меня. Но, слава богу, всё это уже прошлое. Только нужно быть осторожнее — мама за каждым шагом моим следит, ревнива до безумия. Прикрой меня, я озябла, и садись. Вот так.… Нет, погоди, ты поцеловал меня как-то бестолково, теперь я сначала сама поцелую тебя, только тихо, тихо. А ты обними меня… везде… Мы как муж с женой. Мама говорит, что она не переживёт моего замужества, но я сейчас не хочу об этом думать…. Постой, что это?

Студент

 

Не бойся, это, верно, лягушка. Или ёж….

 

Девушка

 

А если козерог?

 

Студент

 

Какой козерог?

 

Девушка

Я не знаю. Но ты только подумай: выходит из лесу какой-то козерог, стоит и смотрит…. Мне так хорошо, мне хочется болтать страшные глупости!

Студент

 

Ты меня ещё не разлюбила?

 

Девушка

 

Глупый. Ужасно глупый!

 

Сцена 2.

Вдруг слышаться мягко бегущие шаги. На пороге, в чёрном шёлковом истрёпанном халате и истёртых сафьяновых туфлях появляется мать девушки.

 

Мать

 

(Кричит) Я всё поняла! Я чувствовала, я следила! Негодяй, ей не быть твоею!

 

Женщина вскидывает руку и стреляет во вскочившего Студента. Девушка кидается сначала к Студенту, у того течёт кровь из рассечённой пулей головы.

Девушка

 

Ты цел?!

 

Студент

 

Да…. Да, пустяки. Слегка оцарапало кожу.

 

Мать

(Видит, что промахнулась, кидает пистолет на пол). Только через мой труп перешагнёт она к тебе! Если сбежит с тобой, в тот же день повешусь, брошусь с крыши! Негодяй, вон из моего дома! Дочь, выбирайте: мать или он!

Девушка

 

(Шепчет сквозь слёзы) Вы, вы, мама…

 

Студент неловко кланяется и выходит. Дочь берёт лампу и уводит мать в глубь сцены.

Сцена 3.

В темноте слышно, как кто-то стонет, потом чиркает спичка. Освещается лицо Берга, он накидывает на себя пальто, спускается со сцены к ближайшему столику.

Голос Ольги в темноте

 

Вы не спите?

 

Голос Берега

 

Сейчас, я зажгу свет.

Загорается спичка. Берег зажигает стоящую на столе свечу. Ольга, укутанная в плед, садится на стул, подбирает под себя ноги. Ставит лампу на стол.

 

Ольга

 

Керосин кончился. Я слышала, как вы кричали во сне. Что-то приснилось страшное?

Берег

 

Моя первая любовь, ещё там, в России.

 

Ольга

 

Так страшно?

 

Берег

 

Как оказалось, нет….Amata nobis guantum amabitur nulla!

 

Ольга

 

Это по латыни? Что это значит?

 

Берег

Возлюбленная нами, как никакая другая возлюблена не будет! Простите, как вас величать прикажете?

Ольга

 

Ольга Александровна. А вас, позвольте узнать?

 

Берег

 

Николай Платонович. А вы тут давно работаете?

 

Ольга

 

Третий месяц.

 

Берег

 

А раньше где?

 

Ольга

 

Раньше была продавщицей.

Берег

 

Верно, из-за сокращений лишились места?

 

Ольга

 

Да, по доброй воле не ушла бы.

 

Берег

 

Вы замужняя?

 

Ольга

 

Да.

 

Берег

 

А муж ваш что делает?

 

Ольга

Мы расстались с ним в Харбине, это был, как это модно гражданский брак. Случай развёл нас, он пропал, и я искала его. Потом узнала, что он в Париже, вот, приехала сюда, а он уже в Югославии в Русском охранном корпусе.

Берег

 

Он служит немцам?

 

Ольга

Я не знаю всех подробностей, писем от него нет. Да я, в общем-то, и не жду их. Он бывший участник белого движения и старше меня на 12 лет. А вы участвовали в движении?

Берег

 

Да, участвовал и в великой и в гражданской войне.

 

Ольга

 

Это сразу видно. И, вероятно, генерал.

 

Берег

Бывший. Теперь пишу историю этих войн по заказам разных иностранных издательств…. Как же вы одна?

Ольга

 

Так вот и одна…

 

Берег

 

Вы любите синема?

 

Ольга

 

Иногда бывает интересно. У нас по выходным крутят кино.

 

Берег

 

Я заметил афишу при входе. Разрешите вас пригласить? У вас есть, конечно, выходные?

Ольга

 

Мерси. Я свободна по понедельникам.

 

Берег

 

А кто показывает?

 

Ольга

 

Хозяин.

 

Берег

 

И много народу собирается?

 

Ольга

 

Не очень. Аппарат у нас старый и плёнка часто рвётся. Человек пять, обычно все свои, ну и случайно кто заходит.

 

Берег

 

Он поздно ложиться?

 

Ольга

 

Кто?

 

Берег

 

Хозяин ресторана.

 

Ольга

 

Под утро, спит часа четыре.

 

Берег

(Смотрит на часы). Хм. Половина первого, а кажется, что мы уже здесь просидели целый день. Вы не устали?

Ольга

 

Нет.

Берег

Наверное, вам надо посмотреть, как спит ваш ребёнок?

 

Ольга

 

Нет. Он сейчас в пансионате. Здесь опасно.

 

Берег

 

Да. Но всё идёт к тому, что войне конец.

 

Ольга

 

Дай-то бог. А знаете, я иногда то же по ночам тут сижу. Я ведь мечтала о сцене, играла в любительских спектаклях, увлекалась декламацией. Даже имела успех.

 

Берег

 

И я  баловался стихами, у меня даже была запись на граммофон.

 

Ольга

 

Вы шутите?

 

Берег

Нет. Или вы думаете, что военные ни на что больше не способны?

 

Ольга

 

Я так не считаю, ведь много из офицеров вышло хороших писателей. Тот же Лермонтов, Толстой.…А прочтите что-нибудь? А потом я прочту, если захотите.

Берег

 

Сейчас? Здесь?

 

Ольга

 

Ну, да… конечно, я опять глупости болтаю.

 

Берег

Нет, отчего же? Разве желание слушать стихи глупость? Извольте.

 

Берег поднимается, берёт с соседнего столика свечу, поджигает фитиль, выходит на сцену.

Берег

 

И ветер, и дождик, и мгла

Над холодной пустыней воды.

Здесь жизнь до весны умерла,

До весны опустели сады.

Я на даче один. Мне темно

За мольбертом, и дует в окно.

 

Вчера ты была у меня,

Но тебе уж тоскливо со мной.

Под вечер ненастного дня

Ты стала казаться женой…

Что ж, прощай! Как-нибудь до весны

Проживу и один — без жены…

 

Сегодня идут без конца

Те же тучи — гряда за грядой.

Твой след под дождём у крыльца

Расплылся, налился водой.

И мне больно глядеть одному

В серую предвечернюю тьму.

 

Мне крикнуть хотелось вослед:

«Воротись, я сроднился с тобой!»

Но для женщины прошлого нет:

Разлюбила — и стала чужой.

Что ж! Камин затоплю, буду пить…

Хорошо бы собаку купить.

 

Берег спрыгивает со сцены, подходит к Ольге, внезапно целует ей руку.

 

Берег

 

Спасибо вам.

Ольга

 

За что?

 

Берег

За то, что вы есть! Это чудо, что я вас встретил. Странно, я сегодня с утра был как будто не в себе, словно чего-то ожидал.… И вот. Встретил вас.

Ольга

 

Вы меня совсем не знаете.

 

Берег

 

Да. Я вас не знаю. Но что с того?

 

Ольга

 

Вы написали это стихотворение после несчастной любви?

 

Берег

 

А разве бывает любовь счастливая?

 

Ольга

 

Не знаю. Наверное, бывает.

 

Берег

Наверное. Это была странная девушка. Я был тогда уже не первой молодости, жил в Берлине, и вздумал учиться живописи….

 

Берег поднимается, заходит за кулису, задёргивает занавес. Дверной звонок.

 

Сцена 4.

 

Занавес раскрывается и на сцене видно декорации маленькой комнаты, за мольбертом сидит Художник.

 

Художник

 

Кто там?

 

Звонок. Художник поднимается и в это время в комнату заходит высокая девушка в серой зимней шляпке, в сером прямом пальто, в серых ботинках. В руках у ней кофр с виолончелью.

 

Юля

 

Я консерватОрка, Юля Заволожицкая. Слышала, что вы интересный человек, и пришла познакомиться. Ничего не имеете против?

 

Художник

 

Очень польщён, милости прошу. Только должен предупредить, что слухи, дошедшие до вас, вряд ли правильны: ничего интересного во мне, кажется, нет.

 

Юля

 

Во всяком случае, дайте мне войти, не держите меня перед дверью. Польщены, так принимайте.

 

Виолончелистка ставит в углу кофр, снимает перед зеркалом шляпку, поправляет рыжеватые волосы, скидывает на стул пальто, на ней остаётся клетчатое фланелевое платье. Юля садится на диван.

Юля

 

Снимите с меня ботинки и дайте из пальто носовой платок.

 

Художник подаёт платок. Юля протягивает ноги.

 

Юля

 

Я вас видела вчера на концерте Шора.

 

Художник снимает с Юли ботинки, ставит их в угол.

 

Художник

И от кого вы обо мне слышали? И что именно слышали?

 

Юля

От кого и что слышала, неважно. Пошла больше потому, что увидела на концерте. Вы довольно красивы. А я дочь доктора, живу от вас недалеко.

Художник

 

Чаю хотите?

 

Юля

Хочу. И прикажите, если у вас есть деньги купить яблок ранет. Только поторопите, я нетерпелива.

Художник

 

А кажетесь такой спокойной.

 

Юля

 

Мало ли что кажется.

 

Художник выходит на несколько секунд, Юля  за это время устраивается на диване поудобнее, укрывает ноги пледом, подкладывает под руку подушечку. Возвращается Художник.

 

Юля

 

Теперь сядьте ко мне.

 

Художник присаживается, Юля обнимает Художника, не спеша целует в губы, отстраняется, смотрит и снова целует, старательно, долго.

Юля

Ну вот. Больше пока ничего нельзя. Послезавтра. Я хочу послезавтра пообедать с вами в «Вильгельме», знаете, где это?

Художник

 

Да, это очень дорогой ресторан.

 

Юля

Никогда там не была и вообще очень неопытна. Воображаю, что вы обо мне думаете. А на самом деле вы моя первая любовь.

Художник

 

Любовь?

Юля

А как же это называется? И скоро мы станем жить вместе, только венчаться не будем. И где яблоки?

Художник

 

Сейчас. (Выходит),

 

Юля поднимается, раскрывает кофр, подстраивает виолончель. Играет. Темнеет.

 

Сцена 5.

 

Музыка смолкает. В темноте слышатся чьи-то шаги.

 

Голос Художника

 

Есть кто дома?

 

Зажигается лампа. Молодой, рыженький Александр, идёт вдоль сцены, в одной руке у него лампа, в другой смычок.

Александр

 

Ах, это вы…. Входите, входите, пожалуйста…. А я, как видите, сумерничаю, коротаю вечер без огня….

 

Александр освещает Художника, в руках у него ружьё.

 

Художник

 

Александр, представьте себе, Юля куда-то исчезла….

 

Александр

 

Да, да, я вас понимаю….

 

Появляется Юля. На плечах у неё шаль.

 

Юля

Вы с ружьём. Если хотите стрелять, то стреляйте не в него, а в меня. Дело ясно и кончено. Сцены бесполезны.

Художник

 

Вы чудовищно жестоки.

 

Юля

 

(Александру). Дай мне папиросу.

 

Александр протянул ей портсигар, ищет по карманам спички.

 

Художник

Вы со мной говорите уже на «вы»? Вы могли бы хоть при мне не говорить с ним на «ты».

Юля

 

Почему?

 

Художник выходит.

 

Юля

 

Ну что я говорила? Давай продолжим репетировать.

 

Занавес.

 

Сцена 6.

Аплодисменты, Певица выходит из темноты, садится за столик к Ольге.

 

Певица

 

Браво. Я чуть не заплакала. Это вы сами сочинили?

 

Голос Берега.

 

Такое не сочинишь. (Распахивает занавес).

 

Певица

 

А мне не спится, вам я смотрю то же?

 

Берег

 

Да, на улице такая вьюга.

 

Певица

Чудесное слово, я уже стала забывать такие слова, так скоро совсем разучусь говорить по-французски. Я вам, наверное, помешала? Сейчас, выкурю сигарету и удалюсь. Муж напился, храпит, подлец, заснуть не возможно.

Ольга

 

Николай Платонович рассказывал о своей первой любви.

 

Берег

Ну, не то что бы первой. Так. Печально всё это вспоминать, смешно и глупо.

 

Певица

 

А я свою любовь, первую уж точно никогда не забуду. Рассказать?

Берег

 

Я бы с удовольствием послушал.

 

Певица

Мне нужно выпить. Ольга, у тебя есть ключи от буфета?

 

Ольга

Не думаю, что это хорошее решение. Тем более что тебе завтра рано вставать.

 

Певица

 

Сегодня. Сегодня вставать. Будь, проклята эта работа, а ведь ещё два года назад у меня была своя небольшая гостиница.

Берег

 

И куда она делась?

 

Певица

Её разбомбили англичане. Наверное, подумали, что это очень важный стратегический объект. (Ольге). Если ты переживаешь по поводу денег….

Берег

 

Я могу заплатить за вино.

 

Ольга

 

Ну, не знаю….

 

Берег

А если бы ещё было что немного перекусить. У меня ужасная привычка есть по ночам.

Ольга

 

У меня тоже. Ну, хорошо. Я посмотрю, что есть.

 

Ольга поднимается и выходит. Берег смотрит ей в след.

 

Певица

Она хорошая, только не устроенная. Таких сейчас много, обычно на таких не обращают внимания мужчины, подобные вам. Или если обращают, то только с одной целью…. Простите, конечно, за прямоту.

Берег

 

У меня нет никаких целей.

 

Певица

Вот тот-то и оно. Куда только господа смотрят? Женятся, на ком попало, а потом всю жизнь мучаются. Где их глаза были, когда…., а впрочем. Не моё дело.

 

Берег

 

Qui se marie par amour a bones nuits et mauvais jours.

 

Певица

 

А бывает. Что женятся и из-за того, что нравятся хорошие дни и скверные ночи. Этот случай как раз про меня. Мы с моим мужем сошлись на этой почве. Его жена погибла в ту же ночь, когда я лишилась гостиницы. Теперь мы медленно спиваемся тут.

Берег

 

Да, тяжёлое время.

 

Певица

 

Patience — medecine des pauvres. (Терпенье — медицина бедных).

 

Берег

 

У каждого мужчины, независимо от возраста, есть тайное желание.

 

Певица

 

Какое?

 

Берег

Если бы это можно было сформулировать в словах, то это не было бы желание, и тем более тайное. (Смеётся).

Певица

 

Ольга куда то запропастилась. Я пойду, посмотрю. (Уходит).

 

Берег

 

Я не верю….

 

Сцена 7.

 

Голос

 

А я вас знаю.

 

Берег вздрагивает, озирается. Из темноты ресторана появляется иконообразный старец.

Старец

Да, да, Николай Платонович, я вас узнал. Ещё в то время, когда вы только зашли сюда, вы меня не заметили. А я вас сразу признал.

Берег

 

Вы кто?

 

Старец

 

Вы хотели посмотреть синема?

 

Берег

 

И что с того? Вы подслушивали?

 

Старец

Я знал.… Знал и надеялся, что судьба сведёт вас и меня. Только тогда я не думал, что так.

Берег

 

Вы о чём?

 

Старец

 

Не помните?

 

Берег

 

Что?

 

Старец

 

Сейчас, я покажу вам кое-что…

 

Раздвигается занавес, тонкий луч кинопроектора. Хроника. Расстрел.

 

Голос старца

 

Помните?

 

Берег

 

Нет. Этого не может быть…! Нет!!!

 

Кадры кинохроники расстрел заложников, среди них дети, женщины. Священник, крестьяне, белый офицер, человек, напоминающий старца.

 

Старец

А ведь вы могли меня тогда спасти. Достаточно было одного вашего слова. Но вы не стали этого делать. Вы испугались. А я не сказал ни слова про вас, ни про ваше прошлое.

Берег

 

У меня нет прошлого.

 

Старец

Прошлое есть у всех, просто ни все его стараются вспоминать.

 

Сцена 8.

Яркая вспышка. Доски. Льется вода. На полу лежит красноармеец. На табурете сидит Белый Генерал.

Генерал

 

Ты зачем здесь?

 

Красноармеец

 

А где иначе?

 

Генерал

 

Тебя расстреляют.

 

Красноармеец

 

Я знаю.

 

Генерал

 

Я не могу тебе помочь.

 

Красноармеец

 

Не хотите?

 

Генерал

 

Врать не буду.… И не хочу.

 

Красноармеец

 

Простить не можете?

 

Генерал

 

Уходи. Уходи сейчас.

 

Красноармеец

Нет. Вы же тогда меня не застрелили, так застрелите сейчас.

Генерал

 

Тогда всё было по-другому.

 

Красноармеец

 

Тогда, как и сейчас.

 

Генерал

 

Уходи

 

Красноармеец

 

Нет. Такая планида, Николай Платонович.

 

Генерал достаёт револьвер, из кармана шинели второй, крутит барабаны, оставляет по одному патрону, протягивает красноармейцу оба.

 

Генерал

 

Выбирай.

 

Красноармеец недоверчиво смотрит, берёт оба, проверяет патроны, ставит на бой, прячет за спину.

Красноармеец

 

Теперь вы.

 

Генерал

 

Левая.

 

Красноармеец протягивает руку левую с револьвером.

 

Красноармеец

 

На счёт три.

 

Они расходятся по углам.

 

Красноармеец

 

Раз. Два. Три.

 

Звучит один выстрел. Дым рассеивается.

 

Берег

 

Ты же остался жив?

 

Старец

 

Как видите.

 

Слышны женские голоса.

 

Старец

 

Надеюсь, вы ещё вернётесь.

 

Берег

 

Прости… те….

 

Старец

 

Давно простил, а забыть не могу. Вон как она жизнь повернулась, ну да ладно.

 

Входят Ольга и Певица, у Ольги в руках поднос, у Певицы гитара.

 

Старец

 

Шебутные вы.

 

Ольга

 

Простите, я не знала, господин за всё заплатил….

 

Старец

 

Ни за всё.

 

Берег

 

Вот  деньги.

 

Старец

Ничего то вы не поняли, Николай Платонович, ну да ладно, не шумите только шибко, не ровён час, патруль зайдёт. Ольга, ты окна застлала?

Ольга

 

Да.

 

Старец

Ну и ладно. А синема другое посмотреть захотите, так милости прошу, сегодня вечером, если конечно не передумаете. (Уходит).

Певица

 

Ругался? Он вообще-то добрый.

 

Берег

 

Кто?

 

Ольга

 

Так это наш хозяин. Я говорила вам давеча.

 

Берег

 

Бред. (Трёт лоб, падает, теряет сознание).

 

Акт 2.

 

Действие 1.

 

Сцена 1.

Откуда-то из далека, доносится пение, протяжное, тоскливое. То ли чудится Берег, то ли снится. Берег лежит на кровати, в изголовье сидит Ольга. Заглядывает Певица.

Певица

 

Ну, как он?

 

Ольга

Так же. То в себя придёт, то вновь в беспамятстве. Да и когда в себе, не узнаёт никого.

Певица

 

Бог даст, поправится.

 

Певица выходит. Берег открывает глаза.

 

Берег

 

Где я?

 

Ольга

В «Саратове», не помните? Ресторан. Вы два дня назад зашли к нам. А ночью, потеряли сознание, потом горячка началась. Вы всё какой-то Суходол вспоминали.

 

Берег

Это наше бывшее поместье. Там в России. А хозяин ваш где?

 

Ольга

 

Внизу. А вы в моей комнате.

 

Берег

 

Вы одна или с какой-нибудь подругой живёте?

 

Ольга

Одна. В сущности, ужасно. Здесь чисто, тепло, но, знаете, иногда кажется, что сюда только на ночь зайти можно, или на часы с девицей…. Ночью, в дождь страшная тоска. Раскроешь окно — ни души нигде, совсем мёртвый город, бог знает где-то внизу один фонарь под дождём…. А вы, конечно, холостой и в отеле живёте?

 

Берег

 

У меня небольшая квартирка в Пасси. Живу один. Давний парижанин. Одно время жил в Провансе, снял ферму, хотел удалиться от всех и ото всего, жить трудами рук своих — и не вынес этих трудов. И, главное, полное одиночество. Жена меня ещё в Константинополе бросила.

Ольга

 

Вы шутите?

 

Берег

Ничуть. История очень обыкновенная. Бросила на второй год замужества.

 

Ольга

 

Где же она теперь?

 

Берег

 

Не знаю….

 

Ольга

 

Да, вам, верно, очень одиноко.

 

Берег

Да. Но что ж, надо терпеть. Как тут верно заметила госпожа Верещагина: «Patience — medecine des pauvres. (Терпенье — медицина бедных).

Ольга

 

Очень грустная medecine.

 

Берег

Да, невесёлая. До того, что я иногда даже в «Иллюстрированную Россию» заглядывал. Там, знаете, есть такой отдел, где печатается нечто вроде брачных и любовных объявлений: «Русская девушка из Латвии скучает и желала бы переписываться с чутким русским парижанином, прося при этом прислать фотографическую карточку…. Серьёзная дама шатенка, не модерн, но симпатичная, вдова с девятилетним сыном, ищет переписки с серьёзной целью с трезвым господином не моложе сорока лет, материально обеспеченным шоферской или какой-либо другой работой, любящим семейный уют. Интеллигентность не обязательна…» Вполне её понимаю — не обязательна.

Ольга

 

Но разве у вас нет друзей, знакомых?

 

Берег

 

Друзей нет. А знакомства плохая утеха.

 

Ольга

 

Кто же ваше хозяйство ведёт?

 

Берег

Хозяйство у меня скромное. Кофе варю себе сам, завтрак готовлю тоже сам. К вечеру приходит уборщица.

Ольга

 

Бедный!

 

Берег

 

А ваш хозяин, он ничего про меня не говорил?

 

Ольга

Нет. Он просто поинтересовался, откуда я вас знаю и всё. Он очень тактичен. А что вы раньше с ним встречались?

Берег

 

Мне кажется, что нет. Знаете, что? Поедемте куда-нибудь, тут ужасно скучно и нечем дышать.

 

Сцена 2.

 

Тот же ресторан, Ольга и Берег за столиком. На сцене Певица.

Ольга

 

Удивительно быть посетителем места, где сам работаешь.

 

Берег

 

Я рад вам угодить.

 

Ольга

Но скажите правду, ведь были же у вас встречи за эти годы?

 

Берег

 

Были. Но вы догадываетесь, какого рода. Ночные отели…. А у вас?

 

Ольга

 

Была одна очень тяжёлая история…. Нет, я не хочу говорить об этом. Но как вы разошлись с женой?

Берег

 

Постыдно.

 

К столику подходит Певица, заметно, что она много выпила.

 

Певица

 

Ну, как вы?

 

Берег

 

Спасибо, уже лучше.

 

Певица

Ох, и напугали вы нас, мы с Ольгой заходим, а вы навзничь…. Жуть.

 

Берег

 

Скажите, а хозяина ресторана в это время не было со мной поблизости?

 

Певица

 

Нет. Он только утром появился, странный такой. О чём мы? Ах, да, помнится, я обещала вам рассказать свою историю? Не передумали? Можете издать её. Хотя таких историй полным полно. Я уже говорила, у меня было своё заведение….

 

Певица отходит от столика, в это время слышится стук в дверь.

Голос

 

Эй, кто там?

 

Хозяйка заведения, темноволосая, красивая не по возрасту, похожа на пожилую цыганку.

Хозяйка

 

Добро пожаловать, Ваше превосходительство. Покушать изволите или самовар прикажете?

 

Приезжий

 

Самовар. Хозяйка тут или служишь?

 

Хозяйка

 

Хозяйка, Ваше превосходительство.

 

Приезжий

 

Сама, значит, держишь?

 

Хозяйка

 

Так точно. Сама.

 

Приезжий

Что ж так? Вдова что ли, что сама ведёшь дело?

 

Хозяйка

 

Не вдова, Ваше превосходительство, а надо ж чем-нибудь жить. И хозяйствовать люблю.

Приезжий

 

Так, так. Это хорошо. И как чисто, приятно у тебя.

 

Хозяйка

 

И чистоту люблю. Ведь при господах выросла, как не уметь прилично себя держать, Николай Алексеевич.

 

Приезжий быстро обернулся.

 

Приезжий

 

Надежда! Ты?

 

Хозяйка

 

Я, Николай Алексеевич.

 

Приезжий

 

Боже мой!

 

Приезжий садится за стол, теребит в растерянности скатерть.

Приезжий

Кто бы мог подумать! Сколько лет мы не видались?

 

Хозяйка

 

Давно.

 

Приезжий

 

Как это странно!

 

Хозяйка

 

Что странно, сударь?

 

Приезжий

 

Ну, всё, всё…. Как ты не понимаешь!

 

Приезжий вскочил, нервно заходил. Останавливается, в упор смотрит на Хозяйку.

Приезжий

Ничего не знаю о тебе с тех самых пор. Как ты сюда попала?

Хозяйка

 

Долго рассказывать, сударь.

 

Приезжий

 

Замужем, говоришь, не была?

 

Хозяйка

 

Нет, не была.

 

Приезжий

 

Почему? При такой красоте, которую ты имела?

 

Хозяйка

 

Не могла я этого сделать.

 

Приезжий

 

Отчего не могла? Что ты хочешь сказать?

 

Хозяйка

 

Что ж тут объяснять. Небось, помните, как я вас любила.

 

Приезжий

Всё проходит, мой друг. Любовь, молодость — всё, всё. История пошлая, обыкновенная. С годами всё проходит. Как это сказано в книге Иова? «Как о воде протекшей будешь вспоминать».

 

Хозяйка

 

Что кому Бог даёт, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело.

 

Приезжий

 

Ведь не могла же ты любить меня весь век!

 

Хозяйка

Значит, могла. Сколько ни проходило времени, всё одним жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего и не было, а вот…. Поздно теперь укорять, а ведь, правда, очень бессердечно вы мен бросили, сколько раз я хотела руки на себя наложить от обиды одной, уж не говоря обо всём прочем. Ведь было время, Николай Алексеевич, когда я вас Николенькой звала, а вы меня — помните как? И всё стихи мне изволили читать.

Ранний, чуть видный рассвет,

Сердце шестнадцати лет.

Снова дремотная мгла.

Липовым цветом тепла.

Тих и таинственен дом.

С крайним заветным окном.

Штора в окне, а за ней

Солнце вселенной моей….

 

Приезжий

Ах, как хороша ты была! Как горяча, как прекрасна! Какой стан, какие глаза! Помнишь, как на тебя все заглядывались?

 

Хозяйка

 

Помню, сударь. Были и вы отменно хороши. И ведь это вам отдала я свою красоту, свою горячку. Как же можно такое забыть.

Приезжий

 

А! Всё проходит. Всё забывается.

 

Хозяйка

 

Всё проходит, да не всё забывается.

 

Приезжий

 

Лишь бы Бог меня простил. А ты, видно, простила.

 

Хозяйка

Нет, Николай Алексеевич, не простила. Раз разговор наш коснулся до наших чувств, скажу прямо, простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя. Ну да что вспоминать, мёртвых с погоста не носят. Уходите, пожалуйста.

 

Приезжий встаёт. Направляется к двери. Остановился.

 

Приезжий

Одно тебе скажу: никогда я не был счастлив в жизни, не думай, пожалуйста. Извини, что, может быть, задеваю твоё самолюбие, но скажу откровенно, — жену я без памяти любил. А изменила, бросила меня ещё оскорбительней, чем я тебя. Сына обожал, — пока рос, каких только надежд на него не возлагал! А вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести…. Впрочем, всё это тоже самая обыкновенная, пошлая история. Будь здорова, милый друг. Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни.

 

Приезжий поклонился, поцеловал Хозяйке руку и вышел

 

Сцена 3.

 

Певица возле фортепьяно, гладит по голове своего мужа.

 

Певица

 

А потом его встретила, что ж теперь?

 

Берег

 

Печально.

Певица уходит. Появляется Старец. Он кивает головой Берегу и Ольге. Подходит к ним.

Старец

 

Как вы себя чувствуете?

 

Берег

 

Уже прилично. Спасибо.

 

Старец

Вы так неожиданно потеряли сознание. Разрешите представиться. Ломакин Иван Пантелеймонович

Берег

 

Николай Платонович Берег.

 

Старец

Вы напомнили мне одного человека. У него, правда другая фамилия была. Я когда-то знал его, давно в России. Вы за границей недавно?

 

Берег

 

Давно. И уверяю вас, фамилию свою я бы ни за что не изменил. И кого я вам напомнил?

Старец

 

Одного большевика.

Берег

 

Я никогда не был большевиком.

 

Старец

 

Но вы сочувствовали революции?

 

Берег

 

Нет. Я не принял её тогда, не принимаю её и сейчас, хотя сочувствую всему тому, что там происходит.

 

Старец

 

Я думаю, что война скоро закончится. Немцы пакуют чемоданы.

 

Берег

 

Всё повторяется.

 

Старец

Уже исчезли и те немногие вещественные доказательства и следы прошлого. Ни портретов, ни писем, ни даже простых принадлежностей своего обихода не оставили нам наши отцы и деды. А что и было, погибло в огне. В этом огне сгинула и моя семья…. Заболтал вас, простите старика. Не буду вам мешать. Поправляйтесь.

 

Берег

 

Вы не мешаете.

 

Старец, поклонившись, уходит, в ресторане появляется Константин, на нём форма Русского охранного корпуса. Он оглядывает зал. Замечает Ольгу, вздрагивает. Именно в этот момент Берег целует ей руку. Ольга, поверх склонённой головы замечает Константина, вскрикивает. Берег оборачивается. Константин подходит к столику, садится на свободный стул.

Константин

 

Здравствуй.

 

Ольга

 

Как ты меня нашёл?

 

Константин

 

Это долгая история. Я не помешал?

 

Берег

Не буду вам мешать. Ольга, я улажу свои дела и вернусь завтра. Всего хорошего.

Берег уходит.

 

Ольга

 

Долго же ты меня искал.

 

Константин

 

На то были свои причины. Я приехал за тобой.

 

Ольга

 

Зачем?

 

Константин

 

Потому что я тебя люблю. А где мальчик?

 

Ольга

 

За городом. Тут опасно.

 

Константин

Собирайся. Меня ждёт машина. Заедем, заберём сына и нам нужно успеть на пароход.

Ольга

 

Я никуда не поеду с тобой.

 

Константин

 

Из — за него? (Кивает в сторону ушедшего Берега).

 

Ольга

Тебя это не касается. Ты уже дважды поломал мою жизнь. Первый раз когда я с тобой встретилась, а второй, когда ты бросил меня.

Константин

 

Я тебя не бросал.

 

Ольга

Это можно назвать как угодно, но выглядело это именно так.

Константин

 

Ты не понимаешь….

 

Ольга

 

И не хочу. Я для тебя всем пожертвовала.

 

Константин

 

Чем ты пожертвовала?

 

Ольга

 

Всем, всем. И прежде всего честью, молодостью….

 

Константин

 

Мы с тобой не Бог весть как молоды.

 

Ольга

 

Какой ты грубый, нечуткий!

 

Константин

Во всём мире все женщины говорят одно и то же. Любимое слово, только произносимое разно. Сперва с восторгом, с восхищением: «Ты такой умный. Чуткий!» потом: «Какой ты грубый, нечуткий!»

 

Ольга

 

Пусть из меня ничего не вышло…. А теперь я жалкая официантка, и где же? В том самом проклятом городе, который я всегда так ненавидела! Я только сейчас нашла человека, который даст мне покой, семью, который любит и уважает меня.

 

Константин

 

Ольга, мы, дворянское отродье, не умеем просто любить. Это отрава для нас. И это я, а не ты, загубил себя. Пятнадцать, шестнадцать лет тому назад я приезжал к тебе каждый день и готов был ночевать у твоего порога. Я тогда был ещё мальчишка, восторженный и нежный дуралей. Любовь прадедов, их портреты в овальных рамках с золотой бумажкой вокруг синей. Кому, как не нам с тобой, назначалось всё это? Я тогда стишки писал:

Любя тебя, мечтал я о мечтавших,

Любивших здесь сто лет тому назад

И по ночам ходил в заглохший сад,

При свете звёзд, их некогда видавших….

Я о тебе, с восторгом, с благоговением, всегда только как о жене думал. А как нас свела судьба? И чем ты мне стала? Женой разве? И ребёнок, я же знаю что он не мой, но разве я тебя этим хоть раз попрекнул? Если уж кто пожертвовал всем, всей своей жизнью, так это я!

 

Ольга

 

А потом, конечно, роли переменились. Ну, да теперь всё равно. Конец….

Константин

 

Я не дам тебе ещё раз искалечить нашу жизнь.

 

Ольга

 

И что ты сделаешь, убьёшь меня?

 

Константин

 

Я убью его.

 

Ольга

 

Он то здесь при чём?

 

Константин

Ведь ты же из-за этого господина не хочешь ехать со мной? А не станет его, не станет и причины для твоего отказа.

Ольга

 

Ты так ничего и не понял.

 

Константин

 

Ты знаешь меня, я слов на ветер не бросаю.

 

Появляется Певица, она подходит к столику.

 

Певица

 

А где Николай Платонович?

 

Константин

 

Это кто?

 

Певица

Берег Николай Платонович, жених Ольги. А вы собственно кто такой, что бы меня допрашивать?

 

Константин

Спасибо вам. Теперь мне не трудно будет его найти. У тебя есть время до завтра.

 

Поднимается и быстро уходит. Ольга плачет.

 

Ольга

 

Что ты наделала!

 

Певица

Я опять что то ляпнула не то? Это кто был?

 

Ольга

 

Это мой бывший муж.

 

Ольга поднимается и уходит по лестнице вверх, на второй этаж, в свою комнату.

 

Певица

 

Сколько любви. И вся несчастная…

 

Сцена 4.

Тушит свечу. Постепенно на всех столиках зажигаются свечи, ресторан заполняется посетителями. Певица на сцене «Танец с Ренуаром». На последних словах появляется немецкий офицер. Он садится за свободный столик. К нему подходит Ольга.

Немецкий офицер

 

Что вы решили?

 

Ольга

 

Я уже ответила вам в последнюю нашу встречу.

 

Немецкий офицер

 

Я слышал о дуэли. Смешно.

 

Ольга

 

О какой дуэли?

 

Немецкий офицер

Ну как же, ваш бывший муж стрелялся с вашим любовником. Разве вы не знали?

Ольга

 

Я не видела их уже несколько дней.

 

Немецкий офицер

 

Ваш муж застрелил вашего любовника. Экая мелодрама.

 

Ольга без сил опускается на стул.

 

Немецкий офицер

 

Через два часа я заеду за вами.

 

Немецкий офицер поднимается, уходит. В ресторан заходит молодой человек. Он подходит к Ольге.

 

Молодой человек

 

Простите, не подскажите, как мне найти Ольгу Александровну?

 

Ольга

 

Это я. Что вам угодно?

 

Молодой человек

Дело в том, что я разыскиваю своего отца. Мне стало известно, что он бывает тут. Его фамилия Берег.

 

Сцена 5.

 

Свет гаснет. Слышны шаги, шум города. Загорается свет в комнатке Ольги. Она убирает квартиру. На вешалке висит летняя шинель Берега, серая, с красной подкладкой. Она снимает её, прижимает к лицу, и прижимая, садится на пол, шея дёргается от рыданий и вскрикиваний, моля кого-то о пощаде.

 

СНЕГИРИ

 

Часть I.

 

Все бело. Только что закончился снег, и откуда-то сверху, с неба, на заснеженную землю опустились снегири.

 

1.

 

Вечерело. На пионерской площадке провели вечернюю поверку, опустили флаг, и, с речёвками, под наблюдением строгих воспитательниц, отряды, состоящие из одних девчонок — разошлись. Смолкли горны и барабаны.

Лагерь опустел. Прозвучал сигнал «отбой».

В небольшом домике, под портретом Ворошилова, освещенный тусклой лампочкой, за столом (странным) — сидит Аркадий Исаевич — директор пионерского лагеря — для детдомовок.

Слышно, как в недалекой деревне лают собаки.

Звонит телефон.

Аркадий Исаевич подходит не сразу, а только раскурив последнюю папиросину из пачки, выкинув перед этим ее в урну — железную — плетеную — в углу комнаты.

Аркадий Исаевич выслушал говорящего, трубку положил, к окну подошел.

В дверь постучали.

 

— Да?

 

— Аркадий, ты идешь? Чай готов.

 

— Сейчас, мама, я только территорию проверю.

 

Аркадий Исаевич докуривает папиросу, тушит в переполненной пепельнице и выходит.

 

2.

 

Ночь. Горят дежурные фонари. Светятся лампочки над входами в бараки, освещая надписи: «1-ый отряд»,» 2-ой», «3-ий», «4-ый». Возле 1-го отряда Аркадий Исаевич останавливается, садится на лавочку в тени.

Из двери выходят две воспитательницы, на крыльцо, закуривают.

 

— Угомонились?

 

— Почти.

 

— Шебутные.

 

— Я такая же была.

 

— Слышала, сегодня опять грохотало?

 

— Учения.

 

— Яврейчик-то поди, спит?

 

— Чего ты к нему прицепилась, нормальный мужик.

 

— От явреев добра не жди. У нас в городке не любят их.

 

— Какая разница — русский, еврей?

 

— Не скажи.

 

— Саша, ты вроде из дворянок, а выражаешься.

 

— А ты-то, тоже не рабочая кость.

 

— Сколько себя помню — по детдомам.

 

— И откуда у тебя такая любовь к жидярам, не пойму?

 

— Да с чего ты взяла?

 

— Так видно. С Аркашки глаза не сводишь, Розку, вон, выделяешь из всех девок.

 

— Ничего я не выделяю, не болтай.

 

— Ладно. Я спать пошла. Завтра вставать рано. Идешь?

 

— Иди, подышу еще.

 

Саша заходит в барак. Ира спускается по ступенькам, проходит мимо Аркадия Исаевича, не замечая его. Как только Ира скрылась за кустами, Аркадий Исаевич поднялся и пошел за ней.

 

3.

 

Ира стоит на плацу перед трибуной у портрета Ленина, смотрит пристально ему в глаза, тот хитро улыбается, а тень от листочка накрывает правый глаз вождя мирового пролетариата и от этого он кажется не серьёзным и игривым. Ира грозит портрету пальцем.

 

— Ая-яй, не стыдно? Что же ты, дедушка Ленин, а?

 

— Ира…

 

— Ира вздрагивает, в первое мгновение ей показалось, что это Ильич её назвал по имени, но потом она засмеялась, оборачивается, и видит приближающегося Аркадия Исаевича.

 

— Вы?

 

— А что, кто-то другой должен подойти?

 

— Нет.

 

— Мне нужно с тобой поговорить.

 

— Здесь?

 

— Хочешь, пойдем ко мне?

 

— Н-е-т, лучше здесь.

 

— Ира, я …, собственно вот тут такое дело… эээ…. Как Роза?

 

— Что?

 

— Ну, новенькая, она ведь всего неделю, здесь. Ты читала ее дело?

 

— Да… Четырнадцать, а столько всего.

 

— Это все пережитки, пережитки.

 

— Почти четверть века эти пережитки…

 

— Ира, мы наверно скоро расстанемся.

 

— Еще же две смены.

 

— Скорее всего — их не будет.

 

— Как это?

 

— Дело в том, я просто не имел права говорить… Мне приказали… В общем… Война идет два дня как уже.

 

— Что? Какая война? Вы о чём?

 

— Завтра придут машины для эвакуации. Лагерь отправляют в тыл.

 

— А как же?… Ой, мамочки, что же теперь будет, что будет?

 

— Только я прошу, раньше времени не сеять панику…

 

— А как же?

 

— Тише. Может все еще образуется. Еще ничего не ясно окончательно. Но есть приказ об эвакуации — значит хорошо не все. Ты отправишься с детьми за старшую.

 

&mdash... Читать следующую страницу »

Страница: 1 2 3 4


16 августа 2016

0 лайки
0 рекомендуют

Понравилось произведение? Расскажи друзьям!

Последние отзывы и рецензии на
«Берега»

Нет отзывов и рецензий
Хотите стать первым?


Просмотр всех рецензий и отзывов (0) | Добавить свою рецензию

Добавить закладку | Просмотр закладок | Добавить на полку

Вернуться назад








© 2014-2019 Сайт, где можно почитать прозу 18+
Правила пользования сайтом :: Договор с сайтом
Рейтинг@Mail.ru Частный вебмастерЧастный вебмастер