ПРОМО АВТОРА
Иван Соболев
 Иван Соболев

хотите заявить о себе?

АВТОРЫ ПРИГЛАШАЮТ

Серго - приглашает вас на свою авторскую страницу Серго: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Ялинка  - приглашает вас на свою авторскую страницу Ялинка : «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Борис Лебедев - приглашает вас на свою авторскую страницу Борис Лебедев: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
kapral55 - приглашает вас на свою авторскую страницу kapral55: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Ялинка  - приглашает вас на свою авторскую страницу Ялинка : «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»

МЕЦЕНАТЫ САЙТА

Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»



ПОПУЛЯРНАЯ ПРОЗА
за 2019 год

Автор иконка Роман SH.
Стоит почитать Читая,он плакал.

Автор иконка Сандра Сонер
Стоит почитать Это была осень

Автор иконка Юлия Шулепова-Кава...
Стоит почитать Гражданское дело

Автор иконка станислав далецкий
Стоит почитать Жены и дети царя Ивана Грозного

Автор иконка Юлия Шулепова-Кава...
Стоит почитать Соната Бетховена

ПОПУЛЯРНЫЕ СТИХИ
за 2019 год

Автор иконка Володин Евгений Вл...
Стоит почитать Маме...

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать Тысяча и одна

Автор иконка Виктор Любецкий
Стоит почитать Рыжик, верный и хороший, он меня не подв...

Автор иконка Елена Гай
Стоит почитать ПУСТО В ДОМЕ

Автор иконка Ося Флай
Стоит почитать Я благодарна

БЛОГ РЕДАКТОРА

ПоследнееПомочь сайту
ПоследнееПроблемы с сайтом?
ПоследнееОбращение президента 2 апреля 2020
ПоследнееПечать книги в типографии
ПоследнееСвинья прощай!
ПоследнееОшибки в защите комментирования
ПоследнееНовые жанры в прозе и еще поиск

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К ПРОЗЕ

СлаваСлава: "Животные, неважно какие, всегда делают людей лучше и отзывчивей." к произведению Скованные для жизни

СлаваСлава: "Благодарю за внимание!" к рецензии на Ночные тревоги жаркого лета

СлаваСлава: "Благодарю за внимание!" к рецензии на Тамара Габриэлова. Своеобразный, но весьма необходимый урок.

Do JamodatakajamaDo Jamodatakajama: "Не просто "учиться-учиться-учиться" самим, но "учить-учить-учить"" к рецензии на

Do JamodatakajamaDo Jamodatakajama: "ахха.. хм... вот ведь как..." к рецензии на

Do JamodatakajamaDo Jamodatakajama: "Сергей Минаев: "Вы готовы попеть со мной?" https://www.youtube.com/wat..." к рецензии на

Еще комментарии...

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К СТИХАМ

Сергей Петрович МорСергей Петрович Мор: "Спасибо!" к рецензии на Я вас прощал

СлаваСлава: "Замечательно создано! Браво!" к стихотворению Автострады

СлаваСлава: "Джон всегда с нами! Великий музыкант на все вр..." к стихотворению Джон Леннон

СлаваСлава: "Знакомое состояние. Благодарю за стихи!" к стихотворению Ночная грусть

СлаваСлава: "Борис, спасибо за звучные и актуальные строки!" к стихотворению И небо качнулось, и гром с неба грянул

СлаваСлава: "Именно сейчас всем нужны такие стихи! Я благод..." к стихотворению МОНОЛОГ У МОГИЛ РУССКИХ ВОИНОВ, ПОГИБШИХ В СПЕЦОПЕРАЦИИ НА УКРАИНЕ

Еще комментарии...

Полезные ссылки

Что такое проза в интернете?

"Прошли те времена, когда бумажная книга была единственным вариантом для распространения своего творчества. Теперь любой автор, который хочет явить миру свою прозу может разместить её в интернете. Найти читателей и стать известным сегодня просто, как никогда. Для этого нужно лишь зарегистрироваться на любом из более менее известных литературных сайтов и выложить свой труд на суд людям. Миллионы потенциальных читателей не идут ни в какое сравнение с тиражами современных книг (2-5 тысяч экземпляров)".

Мы в соцсетях



Группа РУИЗДАТа вконтакте Группа РУИЗДАТа в Одноклассниках Группа РУИЗДАТа в твиттере Группа РУИЗДАТа в фейсбуке Ютуб канал Руиздата

Современная литература

"Автор хочет разместить свои стихи или прозу в интернете и получить читателей. Читатель хочет читать бесплатно и без регистрации книги современных авторов. Литературный сайт руиздат.ру предоставляет им эту возможность. Кроме этого, наш сайт позволяет читателям после регистрации: использовать закладки, книжную полку, следить за новостями избранных авторов и более комфортно писать комментарии".




КОМАНДИРОВКА


Сергей Вольновит Сергей Вольновит Жанр прозы:

Жанр прозы Драма
7134 просмотров
0 рекомендуют
9 лайки
Возможно, вам будет удобней читать это произведение в виде для чтения. Нажмите сюда.
О том, как просто упустить свою судьбу и жалеть об этом всю жизнь

                                                           Пьеса

 

                                                  Командировка

                                (по мотивам поэмы «Рассказ инженера»)

 

                                                   Драма

                                     в восьми действиях                                                                                                                         

                                                                                               Посвящено

                                                                                моей жене Людмиле

                                        Действующие лица

 

М а к с и м  А н д р е е в и ч  (А н д р е и ч) – а) парень лет 25-ти ,

                                                              инженер  энергоуправления;

                                                           б) мужчина 42-х лет, главный

                                                              инженер  энергоуправления.

Т а т ь я н а (Т а н я) – а) девушка лет 23-х, инженер газотурбинной

                                                                            электростанции;

                                                        б) дама лет 40-ка, конструктор в

                                                                     престижной организации.

И р а и д а  С е м ё н о в н а  – мать Татьяны, женщина 47 – 49-ти лет.

Е л е н а – соседка Ираиды Семёновны, женщина 40 – 42–х лет.

В а д и м  ( В а д и к ) – молодой мужчина лет 35-ти, участник застолья;

А н т о н - молодой мужчина лет 30-ти, участник застолья;

С е р г е й - молодой мужчина лет 26-ти, участник застолья.

Н и к о л а й  Е г о р о в и ч  (Е г о р ы ч) - мужчина лет 50-ти, мастер

                                                                     электростанции.

С е к р е т а р ь -  женщина около 40 лет, работница энергоуправления.

Д м и т р и й – парень лет 22-х, житель села.

1-ый мужчина, 2-ой мужчина – работники электростанции.

 

                                         Время действиялето.

 

                                           ДЕЙСТВИЕ  ПЕРВОЕ

 

       На переднем плане посреди сцены часть интерьера кафе: два-три сервированных столика, за боковой стойкой видна то появляющаяся, то исчезающая фигура бармена.

За одним из столиков сидит шумная компания из четырёх молодых мужчин, отрывочно слышен их разговор, прерываемый периодическими взрывами смеха.

Вдруг один из мужчин поднимается с места, в руке у него видна стопка.

 

                                             Явление первое

                               Антон, Максим, Вадим, Сергей

 

А н т о н (с пафосом). Э, нет, ребята… Что бы там не говорили, а женщины – это особые создания. Не зря говорят, что они, скорее всего, прилетели к нам с другой планеты… Казалось бы: ну такие же, как и мы, из одного «теста» слеплены, а на самом деле всё у них по-другому: и строение, и мозг и даже взгляд на одно и то же другой, особенный… Вот иной раз посмотришь своими глазами на какой-то объект или случай какой, и ты имеешь, как тебе кажется, правильное, объективное представление об этом. А послушаешь мнение или суждение женщины об этом же, и ты чувствуешь, что твоё мнение не полное, имеются «белые пятна», а на что-то ты вообще не обратил внимание…  Да-а, не зря, всё же, Бог создал женщину, не зря!.. Предлагаю тост: за женщин, за наших милых «половинок»! Пусть живут и расцветают, благоухают всегда рядом с нами, радуют нас своим присутствием!..  Против есть кто?.. (Смеётся).

            Слышны поддерживающие возгласы «Нет, таких нет!», «За женщин!»… Все встают и дружно выпивают. С шумом садятся по своим местам, обмениваясь мнениями.

М а к с и м (подвигая стул ближе к столику). Я вот расскажу вам один случай, в моей жизни бывший…

- Утром однажды «главный» вызвал

И на объект срочно послал –

Там в станции газотурбинной

Блочок какой –то отказал.

Сборы недолги –

                              всё ж привычно! –

И я в тот день, как и обычно,

На самолёте улетал

И, сидя в кресле, всё гадал:

Что может в блоке том случиться,

Чья помощь может пригодиться…

Вот прилетел.

                         Объект у леса

Располагался.

                        Там стоял

Энергопоезд наш… -

                                    полчаса

Ушло, чтоб я туда «домчал» …

                         Свет на сцене медленно гаснет. Пауза. Идёт смена декораций.

 

                                           ДЕЙСТВИЕ  ВТОРОЕ

 

       Загорается свет. На сцене установленный под углом сколоченный из простых досок стол, над которым сделан лёгкий «навес». По обе стороны стола установлены простые скамейки. Несколько поодаль от стола, справа, видна часть стенки вагончика.

На заднем плане сцены – проекция слайда с видом на лес и частично на речку.

За столом на скамейке сидят трое мужчин, в том числе и мастер «Егорыч». Слева, у кулис, на небольшом бревне сидит молодая девушка Татьяна.

                                            Явление первое

          Максим, Егорыч, Татьяна, 1-ый мужчина, 2-ой мужчина

 

            От дальнего угла боковых левых кулис быстрым шагом выходит широко улыбающийся Максим и направляется к сидящим мужчинам. В одной руке Максим держит небольшой чемоданчик – «дипломат» и лёгкий пиджак, в другой – «увесистый» чемодан с переносными инструментами и приборами.

 

М а к с и м (подходя к мужчинам). Привет, «спецы»!.. Что, заждались?.. Я без задержки – есть как есть!..

Мужчины дружно встают и приветливо улыбаются. Максим подходит к каждому и здоровается за руку.

Е г о р ы ч (улыбаясь). Нам «главный» позвонил, так что вот ждём тебя. (Шутя). Что, нас не забыл?.. (По-дружески хлопает Максима по плечу).

М а к с и м (дружелюбно). Да, уже давненько я у вас не был – похоже, и без меня справляетесь неплохо… А сейчас что случилось, зачем вызвали?

Е г о р ы ч. Что-то генератор режим не держит. Мы уже и так и эдак… уже стали думать, что сам генератор «сдох», вышел из строя… Хотя вот (кивает в сторону одного из мужчин) Василий говорит, что он всё проверил – генератор в норме, а как только нагрузку начинаешь давать, защита всё отключает… В чём дело – не поймём.

2-ой м у ж ч и н а (сидевший со скучающим видом). Здесь скорее всего причина кроется или в системе компаундирования возбуждения генератора или просто в блокировке по напряжению…

Е г о р ы ч (возмущённо). Раз знаешь в чём дело, то что сидишь тут, такой «умник» весь… - давно бы и нашёл причину да устранил…

2-ой м у ж ч и н а (примирительно).  Да это я так – предположительно…

Е г о р ы ч (передразнивая). Предположительно-о…

М а к с и м. Ладно, понятно, что ничего не понятно. Похоже придётся мне покопаться – разобраться «что – почём»… Да, Егорыч, мне бы подручного в помощь – сам понимаешь, что нужен такой: там поддержать, там включить – выключить…

Е г о р ы ч (секунд шесть - десять молчит, сморщив в думе лоб, потом говорит). Пожалуй, дам тебе в помощь вон Татьяну. А этим (кивает в сторону молодых мужчин) я сейчас дам другую работёнку… А то заделались советчиками тут, а толку-то нет…

                Максим вопросительно смотрит на Егорыча, не веря, что в помощь ему мастер даёт девушку.

Е г о р ы ч (заметив взгляд – вопрос Максима). - Да, Таню вот бери в помощники. Она здесь всё отлично знает –

Едва окончив институт,

Быстро освоила всё тут.

Пока Петрович на больничном

За старшего она у нас…

М а к с и м  (взглянув в сторону Татьяны).

- Ну ладно, ладно, пусть,..

                                          отлично –

Не обсуждаем: так дак так…

(Смотрит в сторону зала и подмигивает).

Смешно, однако: все всё знают,

А меня в помощь вызывают!..

Е г о р ы ч (обращается к Татьяне).

- Ты подойди сюда, Танюша…

         Татьяна встаёт с бревна и подходит к Егорычу

Вот в помощь к нам прибыл Максим,

Так что бросай дела другие –

Будешь работать вместе с ним.

Надеюсь:

                 в чём отказ найдёте,

И агрегат будет в работе…

М а к с и м (обращается в зал). - Ну что ж – дивчина так дивчина… (обращается к Татьяне). - Приборы, девушка, бери…

Т а т ь я н а (с готовностью).

- Да, я сейчас…

                        Но здесь причина

На взгляд мой:

                          есть обрыв цепи –

Ведь в схеме кто лишь не копался…

М а к с и м (соглашаясь).

Хм-м, может быть…

                                   Но разобраться

Придётся нам с тобой,

                                        и цепь

Давай уж вместе мы смотреть…

 

       Максим и Татьяна уходят направо, в сторону вагончика. Егорыч что-то говорит двоим мужчинам, и они вместе с ним уходят налево

      На сцене гаснет свет. Пауза. Слышно, как за сценой начинает работать мощный двигатель («дизель»).

 

                                                     Явление второе

                                                            Те же

          Загорается свет. Шум двигателя постепенно стихает и становится едва слышным.

На сцену справа выходит, одетый в спецодежду, Максим и, довольный, потирает руки. Секунд через десять с той же стороны выходит, одетая так же в спецовку, Татьяна с довольным, радостным лицом.

 

М а к с и м (подождав, пока к нему подойдёт Татьяна). Ну что, помощница? – с часок мы с тобой провозились, похоже, а то и больше, но…

Т а т ь я н а (улыбаясь). …- Но не зря – всё ж нашли обрывы в двух местах цепи. Теперь вон ожил агрегат – вновь стал давать свой киловатт! ...

             На сцену выбегают двое мужчин, за ними, прихрамывая, Егорыч. Все трое начинают радостно поздравлять «с победой» Максима и Татьяну.

Е г о р ы ч (обращается к Максиму). Андреевич, что, Татьяна оказалась права – действительно в цепи нашли два обрыва?

            Татьяна потихоньку, стараясь быть не замеченной, отходит к «своему» бревну и усаживается на него, берёт в руки лежавший рядом прут. В глазах у Татьяны угадывается грустинка.

М а к с и м. Да, Таня оказалась права.

Е г о р ы ч (пожимая руку Максима). Это, похоже, Константин «дров наломал» - чего, спрашивается, в тот блок полез, когда возбуждение пропало?.. А дальше уж стали все «умники» в схеме копаться, но не смогли в ней разобраться.

М а к с и м.    - Да ладно уж…

                                             Мне заниматься

Пришлось бы долго –

                                       Таня вот

Мне подсказала…

(Оглядывается по сторонам)

                               Э-да, братцы,

Куда ж пропала она ?..

            (Голоса мужчин):

                                          - Вон

Сидит на том бревне, как утка…

       Максим отходит от общества мужчин и направляется к Татьяне. Егорыч и мужчины, переговариваясь, уходят за кулисы.

М а к с и м.  (подходя к Татьяне). Ну что за шутки?

Её все хвалят –

                           она тут

Сидит,

           в руках какой-то прут…

Грустинка что в глазах? –

                                             не рада,

Что быстро сделали мы так?

Или мала тебе награда,

Что людьми сказана в словах?..

Т а т ь я н а (улыбнулась, а затем серьёзно, указывая на место на бревне рядом с собой).             

– Ой, что вы!..

                    Что стоять – садитесь…

Впрочем, пора вам улетать –

Вон вечереет…

                          Может ночью

Удастся дома всё ж поспать…

М а к с и м.                      - Да не-ет!..

 Рейс будет мой лишь утром рано,

Так что могу, конечно, сесть,

(Садится рядом с Татьяной).

Только нескромно скажу:

                                             надо,

Пожалуй, что-нибудь поесть…

Т а т ь я н а (как бы встрепенувшись, встаёт и берёт Максима за рукав. Максим остаётся сидеть).

- Конечно!..

                     А ко мне идёмте –

Есть борщ, утром блины пекла…

Я накормлю вас –

                                не стесняйтесь…

Да я уж есть хочу сама…

А дом мой здесь совсем вот рядом –

Мы с мамой в нём живём вдвоём…

М а к с и м (вставая).

–Да как-то неудобно, право –

Почти не зная вас и…

                                       в дом.

Т а т ь я н а.       

– Куда же вы сейчас пойдёте? –

Столовых близко-то здесь нет.

И магазин закрыт…

М а к с и м.         – В буфете

Куплю чего, а нет – так нет…

Т а т ь я н а.      

– Какой буфет?!.

                              А коротать

Где будете ночное время?..

М а к с и м.      

 – В вагончике –

                              ведь там кровать

Стояла раньше для подмены…

Т а т ь я н а.      

– То было раньше, а сейчас

Автобус смену всю подвозит,

Сменившихся домой увозит…

         (Смеётся)

Давне-е-нько были вы у нас!

М а к с и м.        

– Что есть – то есть…

                              Уже с полгода

Не приходилось здесь бывать –

Наладилась у вас работа

И в помощь реже стали звать…

                   Обое смеются. Сзади к ним подходит мастер Егорыч.

Е г о р ы ч.          – Что, ко мне

Едем, Андреич, -

                              отдохнёте,

А утром в порт…

Т а т ь я н а (смущённо).    – А я к себе

Его вот только приглашала…

Ему удобней было б –

                                        право!

Да и шофёр наш – сосед мой,

Он и отвёз бы, раз уж надо,

Его в порт с утренней зарёй…

Е г о р ы ч.         

– Прок есть в твоём совете, Таня, -

Далековато я живу.

Но гость пусть сам о том решает:

С кем ехать иль идти к кому.

М а к с и м.        

– Да ладно, раз тут лучше –

                                              с Таней

Я остаюсь…

Е г о р ы ч.      – Тогда «бывай»…

Спасибо!..

                    Будешь в управлении -

Звони,

              чем сможешь – помогай!..

М а к с и м.          – Добро…

          Мужчины жмут друг другу руки. Егорыч уходит за кулисы, Слышится звук мотора легковой машины, затем он, удаляясь, стихает.

Т а т ь я н а (встрепенувшись).    

– Ну что? –

                          Идёмте…

 Недалеко здесь…

 

       Татьяна, развернувшись, начинает уходить в сторону правых кулис. Максим, постояв пару секунд, машет рукой и направляется вслед за ней. Свет на сцене гаснет. Убирается со сцены стол с навесом, стенка «вагончика». На заднюю стенку сцены проектируется слайд с видом на реку в вечернее время суток.

 

                                               Явление третье

                                               Максим, Татьяна

 

      Свет на сцене загорается. Максим и Татьяна медленно идут рядом от левой стороны сцены к правой и «любуются» видом на речку.

Т а т ь я н а (указывает мягким жестом).

                        - А вон речка

В закате солнечном блестит…

Красиво?

                А вон… там… местечко,

Где я люблю рыбу ловить!

 

М а к с и м (удивлённо).              

Рыбу ловить?..

                            Ты что, рыбачка? –

Ведь у мужчин это удел…

Т а т ь я н а (улыбнувшись).

- А я испытываю счастье,

Когда мой поплавок «подсел»…

Жив был отец –

                             всегда с собою

Брал на рыбалку он меня,

И мне понравилось –

                                      не скрою:

Мы ладили с ним, как друзья!..

(У нас был раньше и братишка

В семье, но… умер, прожив год,

Поэтому любовь в излишке

Досталась мне и за него!).

Бывало…

           Голос у Татьяны начинает дрожать, и она замолкает, скрываясь за кулисами. Свет на сцене гаснет Пауза. Идёт смена декораций.

 

                                             ДЕЙСТВИЕ  ТРЕТЬЕ

 

       Загорается свет. На сцене обычный деревенский двор. На заднем плане виден небольшой деревянный забор с калиткой. Справа силуэт сельского дома с дверью.  Слева – муляж дерева, к которому «прибит» навесной умывальник с установленным под ним ведром. Ближе к силуэту дома под небольшим навесом стоит простенький стол с табуретками. На столе видна кастрюля, накрытая полотенцем.

       За забором появляются Татьяна и Максим. Слышен лай собаки.

 

                                               Явление первое

                      Максим, Татьяна, Ираида Семёновна, Дмитрий

 

          Т а т ь я н а (приветливо улыбается). Вот мы и пришли… Это наш дом. Прошу… (открывает калитку и приглашает Максима во двор).

       Слышен довольно громкий лай собаки. Максим несмело идёт за Татьяной. Немного пройдя, Татьяна останавливается.

Т а т ь я н а. Ух, эта Найда!.. Постойте-ка, я её в будке закрою, а то ещё порвёт ваши штаны…

М а к с и м (переводя в шутку). Да что-то не очень хотелось бы…

Т а т ь я н а. Я сейчас...

       Татьяна уходит за силуэт дома. Слышен её разговор с собакой, лай собаки прекращается. Секунд через десять Татьяна возвращается. Из двери дома выходит Ираида Семёновна, одетая в обычные сельские одежды, в руках у неё полотенце.

Т а т ь я н а.      

 - А вот и мама!.. (Обращается к матери).

                              Встречай-ка гостя,

Да хорошенько угощай… (Указывает на Максима).

Максим Андреич –

                                  наш куратор…

Мы голодны –

                          стол накрывай!..

И р а и д а  С е м ё н о в н а (подходит к Максиму и протягивает руку). Здравствуйте… Меня Ираидой Семёновной зовут…

М а к с и м (улыбается, принимая приветствие). Очень приятно… А меня Максимом «кличут» …

И р а и д а  С е м ё н о в н а. Ну что ж… - будем знакомы. Проходите, пожалуйста. (Обращается к Татьяне). Таня, посмотри – там, в умывальнике вода есть?.. Мойте руки да проходите за стол. Я сейчас…

       Ираида Семёновна уходит. Максим и Татьяна, переговариваясь, «моют» по очереди руки и проходят к столу. Максим садится, Татьяна смотрит в сторону скрывшейся в избе матери.

Т а т ь я н а (громко). Мама, может тебе что-нибудь помочь?..

             Слышен голос матери: «Да нет, я сейчас…». Татьяна садится напротив Максима и мягким взглядом смотрит на него, чувствуется, что он ей очень нравится.

 И р а и д а  С е м ё н о в н а (выходит из дома с кастрюлей в руках). Ну вот и хорошо… А то я думаю: когда ты придёшь – не придёшь… Вот борщик подогрела да блинчики,.. компот вот есть… (Ставит кастрюлю на стол, снимает с неё тарелку с блинами и снова обращается к Татьяне). Таня, ты знаешь где тарелки – неси, наливай борщик гостю, а я пока… (Уходит).

       Татьяна встаёт и уходит вслед за матерью. Пауза, во время которой Максим с интересом рассматривает окружающее его место, двор, постройки.

      Появляется Татьяна, в руках у неё тарелки, блюдце с хлебом. Следом за Татьяной идёт Ираида Семёновна с бутылкой водки и стопками в руках.

       Всё принесённое расставляется по «своим» местам. Ираида Семёновна наливает всем в стопки водки и садится рядом с Татьяной.

И р а и д а  С е м ё н о в н а (поднимает свою стопку). Ну что, Максим Андреевич, не зря прилетели к нам? Удалось всё наладить в ихнем (показывает на Татьяну) агрегате?

М а к с и м (улыбаясь). Удалось, удалось… Вот Таня мне очень помогла – молодец! Умница она у вас!.. Без неё я бы, пожалуй, и не справился…

Т а т ь я н а (смущённо). Да ладно вам, Максим Андреевич… Вот без вас действительно мы бы долго «загорали», а вы: раз – раз, и всё готово!.. Что значит «специалист высокой пробы» !..

М а к с и м. Ну это уже слишком…

                                                                   Все смеются.

И р а и д а  С е м ё н о в н а. Ну и ладно, ну и хорошо… Давайте за знакомство по стопочке к борщику – его Таня вот только утром варила пока я с коровой Зорькой занималась… Давайте… (Все выпивают и приступают к закуске. Ираида Семёновна пододвигает к Максиму глубокую тарелку с плохо видимым содержимым, затем снова обращается к Максиму).  А это, Максим…(останавливается). А можно вас, Максим Андреевич, я буду просто звать «Максим»?..

М а к с и м (улыбаясь). Можно, конечно, что за вопрос…

И р а и д а  С е м ё н о в н а (продолжая). А это, Максим, попробуйте перца горького – вот прямо с грядки… У-у, хорошая штука к борщу!..

Т а т ь я н а. Мама, ну ты даёшь!.. Разве так можно сразу с едва знакомым тебе человеком разговаривать?

М а к с и м (улыбаясь). Да что тут такого? – ничего неприличного… А перчик можно и попробовать…

               Откусывает и начинает жевать, затем замирает и начинает судорожно глотать воздух, пытаясь сбить горечь.

И р а и д а  С е м ё н о в н а (Максиму). Да вы кушайте, кушайте борщ!.. Сейчас всё пройдёт… Надо же понемножку, а вы вон сразу столько откусили... Ну ничего, сейчас пройдёт…

М а к с и м (часто хлебая ложкой борщ). Да, силён ваш перчик, силён! У меня чуть глаза на лоб не повылезли… (Начинает «приходить в себя»). Ваш совет, Ираида Семёновна, похоже, запомню надолго…

       Все дружно смеются. За забором слышно пение и через пять – семь секунд перед калиткой появляется сельский «поддатый» парень Дмитрий с гитарой в руках. Заметив сидящих за столом, парень останавливается и замолкает. Затем обращается к Ираиде Семёновне.

Д м и т р и й. Семёновна, всем привет и приятного аппетита!.. А у вас что: гость какой или кто?..

Т а т ь я н а. Димка, шёл бы ты своей дорогой, а? Идёшь – поёшь, ну и иди и пой – и тебе хорошо, и нам тоже…

Д м и т р и й. Таня, а Таня, купи гитару, а… Я вот уезжаю на днях, а гитару жалко… Купи, а… Недорого, почти даром…

Т а т ь я н а (встаёт с места и подходит к калитке). Ты вот что: гитару пока оставь до завтра у нас, а то ты её враз разобьёшь, а завтра поговорим… Давай, давай её сюда… Иди погуляй, а потом проспись хорошенько, и всё будет ладненько… Иди…

       Парень отдаёт гитару Татьяне, а сам, развернувшись и разговаривая сам с собой, удаляется в ту же сторону, откуда и появился.

       Татьяна возвращается с гитарой в руках. Подойдя к столу, она смотрит куда бы её повесить или положить и, наконец, увидев гвоздь рядом с умывальником, подвешивает её на этот гвоздь.

И р а и д а  С е м ё н о в н а. Ну ты, Таня, нашла место – как раз для гитары…

Т а т ь я н а. Я потом уберу, а пока пусть там повисит…

М а к с и м (смотрит на гитару). А вообще-то гитара хорошая – по ней видно… Ваш друг, Таня, однако в гитарах разбирается… Да и голос у него хороший…

Т а т ь я н а. Димка? Мой друг?!.  Мой однокашник бывший – это другое дело… Со своей Наткой развёлся – вот и «гудит»…

М а к с и м. А можно гитару поближе рассмотреть?

Т а т ь я н а. Конечно… (Встаёт и, сняв гитару с гвоздя, подносит к столу и подаёт её Максиму).

М а к с и м (берёт гитару, рассматривает её и вдруг профессионально бьёт по струнам аккорд). Да, хорошая вещь!.. (Подтягивает одну из струн, прислушивается, а затем хорошим голосом начинает петь, аккомпанируя себе на гитаре):

  ** Был белый снег,

Шёл первый день каникул,

И целый день вдвоём

Бродили мы с тобой.

И было всё вокруг

Торжественно и тихо,

И белый, белый снег

Над белою землёй.

…………………….

Пройдут снега.

На мокром тротуаре

Для девочки другой

Начертит кто-то вновь

Те вечные слова,

Что мы не дописали:

«Татьяна + Сергей

 Равняется любовь…

__________

** Песня «Татьянин день», слова Н.Олев а.   Музыка Ю.Сеульского

      Максим заканчивает играть и петь, затем пытается отдать гитару Татьяне, Татьяна энергично хлопает в ладоши, мать её поддерживает. Все радостно улыбаются.

Т а т ь я н а. О, Максим Андреевич, вы талант!.. Сыграйте ещё что - нибудь, ну ещё хотя бы одну песню – я очень прошу…

И р а и д а  С е м ё н о в н а (поддерживая дочь). Сыграйте, просим вас, Максим…

                                      Максим мнётся, отнекивается, потом соглашается.

М а к с и м. Ладно, одну, но поём вместе – вы эту песню наверняка, знаете... (Бьёт по струнам, начинает петь):

В Москве, в отдалённом районе,

Двенадцатый дом от угла,

Чудесная девочка(загадочно улыбается) Таня

Согласно прописки жила

     (Татьяна и её мать вступают)

У этого дома по тропке

Бродил я, не чувствуя ног,

И парень я, в общем, не робкий,

А вот объясниться не мог…

М а к с и м (прерывая пение). Ну эта песня длинная… Давайте два последних куплета, и всё…

                       Татьяна и её мать соглашаются.

М а к с и м (продолжает пение):

И сердце забилось тревожно,

И с трепетом вымолвил я:

«Прощайте, Татьяна Любовна,

Не спетая песня моя».

         (Все вместе)

В любви надо действовать смело,

Задачи решать самому,

И это серьёзное дело

Нельзя поручать никому!..

                            Татьяна хлопает в ладоши, мать её широко улыбается.

Т а т ь я н а (всё ещё улыбаясь, лукаво). Ну вы, Максим Андреевич, и шутник – ведь в песне говорится о девушке Тоне, Антонине Петровне, а вы сюда Таню вплели, моё имя,.. да и в Москве-то я никогда не была и вряд ли когда буду. А вообще-то у меня, кстати, отчество тоже Петровна, так что могли бы в песне и оставить его, а то не понять какое – Любо-о-овна

М а к с и м (улыбаясь). Откуда бы мне знать ваше отчество, если вы его никогда мне не говорили – это я так, по ходу придумал, что на ум быстро пришло…  Зато остальное всё правдиво…  А в Москве вы обязательно побываете и, может быть, даже не раз – какие ваши годы!.. (Смеётся и передаёт гитару Татьяне). Ладно, хватит, а то ещё соседи сбегутся – придётся концерт давать…

И р а и д а С е м ё н о в н а. А вы, Максим, где учились петь или так, самоучка?

М а к с и м. Да всё в самодеятельностях разных: то в школе, то в институте, то иногда уже в своём коллективе, когда на праздник какой собираемся… Всяко…

Т а т ь я н а (смотрит ласково на Максима). Такие таланты пропадают… Такие таланты!..

И р а и д а С е м ё н о в н а. Ну что? – всё, будем ужин заканчивать?.. Тогда идите погуляйте, а я тут пока уберу что-куда…

Т а т ь я н а. Мама, Максим Андреевич будет у нас ночевать… Ты там, в дальней комнате ему постели что, ладно?..

И р а и д а С е м ё н о в н а. Ладно, ладно… Идите уж.. (В зрительный зал) Вроде как я и сама не догадаюсь, что он ночевать у нас будет… Ох, молодёжь, молодёжь…

       Максим и Татьяна уходят в сторону калитки. Ираида Семёновна начинает убирать со стола. Свет на сцене медленно гаснет...

 

                                         Явление второе

                                       Максим, Татьяна

 

      На сцене полумрак от «Луны». Максим и Татьяна стоят у калитки, с внешней её стороны, и о чём-то разговаривают, затем начинают обниматься, В это время мимо них проходит молодая пара.

 

Ж е н с к и й    г о л о с. Таня-я, здрасте…

Т а т ь я н а. Привет, привет…

М а к с и м (когда пара удалилась)

- Кто это был?.. (С юмором).

Уж вечер…

                 Что вот шляться?..

Т а т ь я н а.      

 - Да из моих сельских подруг –

Гуляет тоже с другом Сашкой,

Скорей не с другом – с женихом…

Я не пойму:

                     что тянут с свадьбой –

Ведь дружат-то давным-давно.

Она хорошая дивчина:

Чистюля, добрая, умна,

Хозяйка,.. –

                     просто молодчина,

А он «пентюха», размазня –

Ни «бе» ни «ме» …

                                  На валке леса

Работает, а здесь родня

Живёт его –

                     все пьют… «до беса»,

«До чёртиков», как говорят…

М а к с и м.   - Вот и ответ тебе, Танюша…

(Пауза, во время которой Максим и Татьяна целуются. Затем Максим как бы отстраняется):

Всё же пора уж идти спать –

            (Смеётся).

Твоя прекрасная мамаша,

Надеюсь, мне нашла кровать?..

Т а т ь я н а.       

  - Да у нас места очень много –

Одних лишь комнат только три!..

Не сомневайся –

                              у порога

Ты не останешься…

                                    Пошли!

       Татьяна открывает калитку, и они с Максимом начинают медленно идти по направлению к входной двери дома.

Т а т ь я н а (на ходу).

- Да и вставать тебе, ведь, рано,

А то на рейс-то не успеть…

Шофёра нашего – Ивана

С утра бы как не проглядеть.

Он у нас шустрый:

                                 рано-рано

То в тайгу съездит, то в райцентр –

Торгует ягодой, грибами,

А то… «поддаст» в один присест.

  (Останавливает Максима возле входной двери в дом).

Слушай:

                давай завтра на речку

С тобою сходим мы вдвоём.

Я знаю:

              рейс ещё на вечер

Есть –

            полетишь домой на нём.

Ведь завтра выходной –

                                         суббота!

Ты тут побудешь, отдохнёшь –

Нельзя ж всё быть в одних заботах,

Когда сюда вновь попадёшь?..

На речке искупаться можно

И на песке позагорать.

Я покажу тебе,

                           быть может,

Местечко, где люблю мечтать.

(Ещё когда с отцом ходила

Я себе место там открыла –

Никто не знает про него,

То тайна «эго» моего,

«Секрет», как мне отец сказал…).

(Тихо смеётся и доверчиво прижимается к Максиму)

М а к с и м (в зал, доверительно).

Вот это я по-о-пал!..

                                             Свет на сцене гаснет.

 

                                              Явление третье

                                                Максим, Татьяна

 

       Загорается свет. Максим, раздетый по пояс, возле умывальника. Он заглядывает в пустой умывальник, а затем обводит взглядом вокруг себя, как бы ища место, где можно «раздобыть» воду.

       В дверях дома появляется Татьяна.

 

Т а т ь я н а.        

- А вот и я… (обращается к Максиму).

                        Ну как спалось вам?

М а к с и м (обиженным тоном):

- Опять ты за своё: «вы», «вы» -

Ведь мы вчера договорились,

Что в обращениях только «ты» …

Т а т ь я н а (подходит к Максиму, игриво):

- Да-а,..  что-то было –

                                   я забыла!

Теперь же твёрдо буду знать,

Что если нужно обратиться,

На «ты» вас буду «величать»…

   (По детски хохочет, заглядывая Максиму в глаза).

Ну как спалось?

                            Тяжко вставать

Тебе пришлось утречком ранним?

Ещё немного бы поспать

И поваляться на диване?..

К завтраку мама уж звала

И не один раз –

                            раза два,

Но я будить тебя не стала –

Ведь знаю:

                    ты устал вчера…

М а к с и м.     

-  Какая нежная забота… -

Оно приятно, что сказать!

    (Рукой притягивает к себе Татьяну).

Поближе встань ко мне –

                                             охота

Что-то тебя поцеловать!..

 

Т а т ь я н а (игриво).

- Ух ты какой!..

                           Мойся быстрее

И приходи на кухню…

                                        Жду-у…

      (Направляется в дом).

М а к с и м.     

 -  Ну ладно-ладно:

                                вот побреюсь,

Умоюсь, «кудри» причешу…

Ты в умывальник подогреешь

Воды немного?..

                            Давай… Жду.

 

                Татьяна заходит в дом. Гаснет свет. Опускается занавес.

 

                                                            А Н Т Р А К Т

 

___________________________________________________________________

 

 

                                          ДЕЙСТВИЕ  ЧЕТВЁРТОЕ

 

           При закрытом занавесе на сцене в зрительный зал из репродуктора «льётся» стихи:

:

… Июль.

               Уж полдень.

                                    Солнце жарит –

Прохладе места нет нигде!

Ручьём пот льётся…

                                   В небе па′рит,

Зной ощутим даже в избе…

На предложение искупаться

Сопротивляться сил уж нет.

(К тому ж недолго собираться,

Чтобы «похлюпаться» в воде!).

Выходим мы –

                           и ноги сами

Несут к живительной реке,

Где воздух полон голосами,

Смехом детей,

                         плеском в воде,

Где изредка,

                      но с большим шумом

Мотор вдруг лодочный взревёт

И от него вода буруном

О берег, набегая, бьёт!..

 

Вот мы в воде!

                          Она ласкает,

Нежной прохладой отдаёт.

В восторге сердце замирает,

Душа от радости поёт!..

 

                                           Явление первое

                                         Максим, Татьяна

 

       Занавес поднимается. На задней стенке сцены проекция слайда с близким видом на реку – вода как бы подходит к полу сцены.

       Ближе к левой стороне сцены и от «берега реки» у «кустарника» лежит на подстилке в купальных плавках Максим. С правой стороны из-за кулис выходит в купальнике Татьяна и, ни на кого не обращая внимания, встряхивает как бы от воды волосы (она только что вышла «из воды»).

      Увидев Татьяну, Максим садится и с восхищением смотрит на неё, любуясь ею.

      Татьяна подходит к Максиму и, заметив его восхищённый взгляд, несколько смущается, затем садится рядом.

 

Т а т ь я н а. Что уставился – то?  Женщин в купальниках никогда не видел?..

М а к с и м (улыбается). То женщин, а то тебя – вон красавица какая, глаз не оторвёшь!..

Т а т ь я н а (улыбаясь, кокетливо). Да ладно сочинять-то… Можно и в правду подумать…

М а к с и м. Ты подумай, а я пока… (быстро правой рукой обхватывает Татьяну и, целуя, валит её на подстилку).

                                               Свет на сцене гаснет. Пауза.

 

                                            Явление второе

                                                   Те же

       Свет загорается. Татьяна, одетая в лёгкий летний халат с цветочками сидит на подстилке у «кустарника». Максим, одетый в спортивную рубашку, лежит головой на коленях Татьяны.

Т а т ь я н а (доверительно):

 - Я как увидела тебя –

Душа моя затрепетала,

Взбурлила кровь, как от огня,

И сердце запылало жаром…

Я даже Богу помолилась,

Чтобы причину мне нашёл

Тебя здесь задержать,..

                                        крестилась

Когда со мною ты пошёл!..

Ты знаешь –

                        я, себя ругая

За правду, всё ж скажу тебе:

Был парень у меня здесь –

                                               Ваня,

И даже нравился он мне.

Мы с ним планировали свадьбу

И ждали:

                вот закончу я

Свой институт, свою учёбу,

И сложится у нас семья.

Не до′жил он…

М а к с и м.        - Что так?..

Т а т ь я н а.                   

 -  На майский праздник, -

А было это год назад, -

Поехал он на мотоцикле

Со своим другом в наш сельмаг…

М а к с и м.         - Зачем?

 

Т а т ь я н а.    - Ну спросишь ты!.. –

За водкой,..

                   а магазин закрыт – они

Решили съездить недалёко

В посёлок, что версты за три.

Туда ведёт чрез лес дорога

Просёлочная –

                         вся в пыли,

И по ней ездить, то и Бога

И чертей вспомнишь, и святых!..

 

Вот едут -

                впереди машина

«Плетётся» в облаках пыли…

Ну тут, как видно, и решили

Машину обогнать они.

Поддали «газу до отказу», -

«Бывалые» как говорят, -

Ну и столкнулись почти сразу

Со встречной… -

                               в миг погибли так!

Не дай, Бог, зрелища такого

На своей жизни никому!..

Как вспомню –

                            я рыдать готова,

Хотя и год уже тому…

М а к с и м (садится рядом с Татьяной, говорит с сочувствием):

- Да, раны долго заживают,

Ещё такие…

                      Делать что ж –

Ведь мёртвые не воскресают

И их оттуда не вернёшь…

Т а т ь я н а (продолжая):

- Всё так…

                 Но, Максим, знаешь,

Ведь, сказать правду,

                                      я его,

Пожалуй, только уважала,

Но не любила…

                             Ничего

У нас с ним не было такого,

Что связывало крепко нас

И, лишь осмыслив всё, - другого

Я видела в своих мужьях…

М а к с и м (с удивлением):

- Ну ты даёшь!..

                          Ты ж говорила,

Что к свадьбе всё у вас уж шло…

Т а т ь я н а.        

-  Да, говорила,..

                             да, то было,

Но судьбу всё ж не проведёшь…

И, может быть, мне даже стыдно

Сейчас пред образом его

За то, что говорю –

                                  обидно,

Конечно, слышать это всё,

Но это правда!..

  (Гладит Максима по голове, любовно ворошит волосы).

                          Ты не думай

 Уж очень плохо обо мне, -

Я знаю: ты хороший, умный –

Вот и доверилась тебе,

Открылась вся…

                 &... Читать следующую страницу »

Страница: 1 2


25 апреля 2019

9 лайки
0 рекомендуют

Понравилось произведение? Расскажи друзьям!

Последние отзывы и рецензии на
«КОМАНДИРОВКА»

Нет отзывов и рецензий
Хотите стать первым?


Просмотр всех рецензий и отзывов (0) | Добавить свою рецензию

Добавить закладку | Просмотр закладок | Добавить на полку

Вернуться назад








© 2014-2019 Сайт, где можно почитать прозу 18+
Правила пользования сайтом :: Договор с сайтом
Рейтинг@Mail.ru Частный вебмастерЧастный вебмастер