Егоров на слова дочери не обращает никакого внимания.
Р а д о в (выключает пылесос). Папа, ты слышишь? – Лиля сказала, что ты можешь идти в свою комнату…
Егоров встаёт с дивана и, что-то бормоча про себя, уходит в свою комнату, плотно закрывает за собой дверь. Радова, увидев оставленную отцом магнитолу, берёт её в руки и ставит на журнальный столик.
Раздаётся хорошо слышимый звонок в квартиру. Радов уходит на вызов.
Р а д о в а (с тряпкой в руках, удивлённо). Интересно, и кто бы это мог быть?.. У Максима и Вики свои ключи… Мы вроде как никого не ждём…
За сценой слышится разговор Радова с какой-то женщиной. Затем разговор затихает. Пауза. На сцену выходит Радов с хозяйственной сумкой в руках. За Радовым появляется женщина преклонных лет, одетая в простую сельскую одежду, с платком на голове. В руках у женщины ещё две сумки поменьше первой. Видно, что сумки набиты продуктами – через прозрачные стенки сумок видны бутылки с молоком, яйца, творог, сметана и проч.
Явление второе
Радова, Радов, Варвара Гавриловна
Р а д о в а (узнав вошедшую, всплеснув руками). О. Боже ж ты мой! Варвара Гавриловна!.. Да какими же ветрами вы к нам?! Да как же вы нас нашли?.. Ой, кто б сказал – не поверила бы никогда… (Обращается к Радову). Саня, забери у Варвары Гавриловны из рук сумки да поставь вот тут, у кресла… Варвара Гавриловна, присаживайтесь вот в кресло да расскажите, что это всё значит…
Варвара Гавриловна садится на край сидения кресла, она тяжело дышит. Затем она достаёт платок и тщательно вытирает пот с лица.
В а р в а р а Г а в р и л о в н а (отдышавшись). Да, вас не просто найти… Вот решилась навестить нашего бывшего, чай, соседа,.. попроведать, так сказать… А он дома или нет – Пётр Данилович-то? Жив – здоров?..
Р а д о в а. Да дома, дома…
В а р в а р а Г а в р и л о в н а. А адрес ваш мне давеча Витька Панов дал – он его узнал, когда Пётр Данилович ему как-то звонил на село… Ох, да где же сам Пётр Данилович?..
Р а д о в а (переглянувшись с мужем). Саня, позови, пожалуйста, отца,.. – к нему вот в гости, как я понимаю, Варвара Гавриловна приехала…
Радов уходит в комнату Егорова и через некоторое время они вместе выходят из неё.
Явление третье
Те же и Егоров
Е г о р о в (удивлённо). Варя… Варвара Гавриловна – это точно ты или мне кажется? Ты как здесь?..
В а р в а р а Г а в р и л о в н а. Да вот рассказываю… Встретила на днях Витьку Панова, он и поведал, что ты, Петя, ему звонил… - у него же в доме телефон… Говорит, что тут, в городе, тебе не нравится и ты всё в доме сидишь, как в клетке… А я же знаю тебя – это не по тебе…
Р а д о в а (в зрительный зал). И эта туда же – видите ли: заперли бедного старика в клетку, под «домашний арест»…
В а р в а р а Г а в р и л о в н а. А я вот чего… Собрали тут тебе, Петя, подарочки от нас, от селян… Надька Фролова, как узнала (смеётся), что я к тебе собираюсь, так вот куря жареного принесла, потом, смотрю, Сергеева Любка «чешет» - яиц принесла... Ну и другие кто чего… В общем, помнят тебя, Петя, все у нас, спрашивают, как ты тут, в городе, живёшь – здравствуешь… Вернусь домой – уж расскажу, конечно… (Обращается к Радовой). А вы все сумки мне опорожните… - ешьте на здоровие, пожалуйста… Привезла всё свежее, вкусное, не то, что городское…
Р а д о в а (смотрит в зрительный зал, театрально закатив глаза). О. спасительница какая – просто подарок с небес!.. И как бы мы без вас жили? – угробили бы деда, и всё тут… (Обращается к гостье. В голосе звучат саркастические нотки). Вы уж, Варвара Гавриловна, прямо ангел с небес… - прямо вся забота, вся забота… Вы посмотрите на нашего отца – дедушку – вон, смотрите, бодренький, чистенький, сытенький… Чего это вы там нафантазировали?..(Резко). Вы бы лучше не лезли в нашу семью… А то смотрите на неё, какая она заботливая да добренькая…
Е г о р о в (резко, раздражённо). Лиля, ты повежливей всё же… Человек от чистого сердца… Надо ж ведь: сама из села выбралась! (Обращается к Варваре Гавриловне). Варя, ну зачем ты так беспокоилась? Видишь: всё хорошо, всё нормально…
В а р в а р а Г а в р и л о в н а. Ну вот посмотрела и как-то за тебя, Петя, за всех вас спокойнее стало… (Поднимается с кресла). Ладно, спасибо за приём… Я пошла – надо ещё на автобус успеть… (Поворачивается к Радовой). А вы на меня не обижайтесь, зла не держите. Мы-то с вашим отцом рядом вон сколько лет прожили, уж понимаем, что да как… Он же у нас и председателем много лет был и, вот, в последнее время, зоотехником работал… Все его в нашем селе знают и уважают, он у нас почётным жителем так и остался… Не надо на меня смотреть, как на врага какого-то – я просто хотела последний раз посмотреть на него – я уже вряд ли больше к вам приеду… Прощевайте… А продуктами не «чурайтесь» - на них никакой порчи нет, всё свежее…
Варвара Гавриловна идёт к дальнему углу сцены. За ней, прихрамывая, «плетётся» Егоров. Через несколько секунд они исчезают за кулисами, но ещё некоторое время слышны их голоса.
Пауза. Егоров возвращается.
Е г о р о в (дочери, с обидой в голосе). Зачем же ты, Лиля, с ней так грубо? Она тебе что-то плохого сделала? Нет!.. Пришёл человек с открытой душой – прими его так же… Так нет! – надо на него выплеснуть усмешки, оскорбление, даже, я бы сказал, зло… За что ты на неё так?
Р а д о в а (вяло оправдываясь). Пришла тут свою жалостливость, заботу показать… Я же вижу, что она к тебе особые чувства питает… (С усмешкой). От села гостинцы привезла… Смотрите-ка: снегурочка какая или Дед Мороз!..
Р а д о в (повышает голос). Да бросьте вы ссориться! Кончайте, всё-ё!.. (Обращается к Егорову). А кем она, эта Варвара Гавриловна у вас в селе работала?.. Довольно смелая женщина – я даже немного ею восхищён… Ух ты, прямо боевая!
Е г о р о в. Учительницей биологии она много лет проработала в нашей школе… Хорошая учительница была…
Р а д о в а (с усмешкой). Да уж видно, что хорошая – за словом в карман не лезет да и, говорят, на селе мужиков хорошо самогончиком снабжает, привечает…
Е г о р о в (возмущённо, громко). Лиля, не смей!.. Не смей так о человеке говорить, когда ты про него ничего практически не знаешь!.. Да она столько в жизни всякой тяготы вынесла, что далеко не каждая бы смогла!.. (Выравнивает громкость голоса до нормального). Она в войну мужа после боя прямо в окопе убитым нашла и вместе с другими такими же бабами похоронила его недалеко от своего села под берёзой… Муж был в ополчении и прямо в первом же бою под селом, где они жили, погиб… Ну там вообще практически все мужики из ополчения погибли… А через год, - война ещё не кончилась, - её сын подорвался на оставшейся не обезвреженной мине,.. и тоже насмерть. Уже после войны она с младшими сыном и дочкой к нам в село переехала. Работала дояркой, в передовиках ходила, на разные выставки её посылали, награждена правительственными наградами. Только потом, уже, считай, в зрелом возрасте, она смогла окончить свою учёбу, свою мечту, как говорила, и стала учительницей работать. В это время её средний сын уже работал у нас трактористом. После работы ночью на пахоте поля он решил под утро отдохнуть прямо почти рядом с трактором, в свежей борозде – соломы туда подстелил, телогрейку на неё бросил и… уснул. А утром сменщики приехали и – я уж не помню точно, как они его не заметили, - его плугом протащили… насмерть… Так Варвара Гавриловна и осталась с последней дочкой вдвоём жить, пока её замуж не выдала… Так вот вдовой и прожила, считай, всю жизнь… И не озлобилась же - доброй души она человек!.. Вот так вот…
Р а д о в а (всё ещё раздражённо). Да уж, добренькая… Вот и тебя такого же добренького приметила.
Е г о р о в (с возмущением). Ты лишнего-то не говори! Прежде подумай, а уж потом…
Р а д о в а (вспыхнув). Что потом-то, что потом?.. Я же помню, как к тебе бабёнки бегали… Я тогда ещё в школе училась… Он то одну в нашу баньку приведёт, то другую… Мне так хотелось маме ещё тогда рассказать…
Е г о р о в (гневно). Что ты городишь?.. Ну, может быть, когда там иногда и было что – так время какое было: только-только от войны люди отошли, все мужики, что остались живы, вернулись по домам… А вернулось-то их сколько? – один,.. двое,.. десять!.. А сколько не вернулось?.. А вдов осталось, молодух сколько? У них возраст в самом рассвете, «возраст любви», как говорят, а мужиков нет, некому их пригреть, дать им мужской ласки, а природа, сама жизнь своё требует…Иной раз просто даже жалко их было,.. а некоторые, кто их них понастырнее был, так и проходу не давали нам, более-менее мужикам, хоть, зачастую, и инвалидам… Так что не суди!.. И это ещё после войны,.. понятно? А вон мать твоя…
Р а д о в а (искренне, заинтересовано). А что мать моя?..
Е г о р о в (сбавляя тон). Ладно, проехали…
Р а д о в а. Нет-нет, ты уж говори, раз начал… Говори!
Егоров машет рукой и начинает уходить. Радова его останавливает.
Р а д о в а. Говори, раз уж начал.
Е г о р о в (помолчав). Когда я приехал домой из госпиталя, то… (Задумывается). Ладно, скажу… Так вот, когда я вернулся домой после госпиталя, после контузии, то тебе уже, дочка, было десять месяцев от роду… Ты понимаешь, о чём я?..
Р а д о в а (от неожиданности садится на диван, растерянно). Так что? - я, получается, не твоя дочь? Вы же с мамой мне об этом никогда не говорили, даже намёка никогда не было… (Начинает плакать). Боже мой, Боже мой!.. (Плач переходит в рыдание).
Р а д о в (садится рядом с женой и пытается её успокоить). Ну хватит, хватит, Лиля! Успокойся… Понятно, что всё это неожиданно как-то, даже со стороны посмотреть – забавно… Ну было, было и… прошло.
Е г о р о в. Что тут забавного? А-а… (Машет рукой, поворачивается и уходит в свою комнату).
Р а д о в а (растерянно). В жизнь бы не подумала, что так может быть…
Р а д о в (обнимает жену). Вот так-то, дорогая… Чего только не бывает в жизни…Надо всё принять, как есть… (Меняет тон). Ладно, ничего тут уж не поделаешь… Пошли на кухню – попьём чайку, успокоимся да и дети уже скоро придут.
Вяло встают с дивана и уходят. Пауза. На сцене гаснет свет.
Явление четвёртое
Радов и Егоров
Радов сидит в кресле с газетой в руках. Из открывшейся двери комнаты Егорова выходит сам «хозяин» в лёгкой пижаме. Радов, увидев Егорова, резко поднимается с кресла, бросает газету на столик и быстро подходит к нему.
Р а д о в (раздражённо). Отец, и зачем ты… (поправляется) вы открыли Лиле семейную тайну? Что вы этим добились? Ведь она сейчас постоянно сидит и плачет, и плачет…
Е г о р о в (резко). Я ничего не добивался. Это она стала меня стыдить за мою прошлую жизнь, ту жизнь, о которой она практически ничего не знала и не знает толком. Так что…
Р а д о в (резко). Так что сейчас вам есть смысл пойти к ней и спокойно обо всём поговорить, восстановить наш семейный, уютный покой.
Е г о р о в (удивлённо). Ещё чего?..
Р а д о в (хватает Егорова за борт пижамы. Резко). Вы пойдёте и поговорите с ней, чтобы всё встало на свои места, и не потом, а, я настаиваю, сейчас…
Е г о р о в (с сарказмом). Он настаивает… Ты вот что, зятёк, отпусти пижаму, а то я, - не смотри, что старый – «припечатаю» тебе так, что и не встанешь,.. «по-армейски». Причём, имей в виду, что с меня «взятки гладки» - я пенсионер, бывший фронтовик, инвалид, и мне поверят больше, чем тебе, тем более, если я скажу, что ты постоянно пытаешься выгнать меня из дома, строишь мне разные козни. Вот так вот… А сейчас убери руки…
Радов отпускает борт пижамы у Егорова и с презрением смотрит на него.
Е г о р о в. Вот так-то лучше… Ладно, не буду вам мешать (Разворачивается и уходит в свою комнату).
Р а д о в (оставшись один). Вот так дождался я благодарности за, казалось бы, доброе дело – приютил старика на склоне лет в своём доме. Да-а, забавно-о…
Садится в кресло у книжного шкафа и берёт в руки брошенную газету. Видно, что руки у него трясутся. Немного успокоившись, включает магнитолу – льётся тихая, приятная уху музыка. Свет на сцене медленно гаснет. Слышно, как меняются декорации.
ДЕЙСТВИЕ ШЕСТОЕ
Декорация первого действия, только над карнизом дома нет таблички с номером дома, а вместо звёздочки висит небольшой красный флаг. Изменена и форма (конструкция) забора, нет подсолнухов и кустов.
За забором, у силуэта дома, установлен простой верстак, у которого с рубанком в руках стоит Егоров и постукивает молотком по тыльной стороне рубанка, «регулируя» установку лезвия. Здесь же, рядом, видна часть табурета, выделяющаяся белизной дерева.
Как бы из-за спины Егорова появляется Варвара Гавриловна, одетая «по-праздничному», с повязанным через шею и талию небольшим передником.
Явление первое
Егоров, Варвара Гавриловна
В а р в а р а Г а в р и л о в н а (улыбается). Петя,.. Пётр Данилович! Ну что ты снова взялся с утра пораньше за свои столярные дела? Куда они денутся?.. Да чёрт с ней, с этой табуреткой – потом отремонтируешь! Стояла столько времени и ещё постоит. Бросай!.. Пойдём уже завтракать, да надо на собрание в клуб собираться – сегодня всё же наш праздник, да ещё какой! – День Победы, девятое мая!.. Бросай всё – пошли…
Е г о р о в (повернувшись к Варваре Гавриловне, ласково). Варя, сейчас – сейчас… Ты знаешь: я так соскучился по нормальному делу, что не утерпел, и вот прямо «с утречка» решил позаниматься у верстачка… (Смеётся). Вот, даже стихами заговорил… Ты уж прости меня, мою душу грешную…
В а р в а р а Г а в р и л о в н а (всё также ласково). Да не извиняйся уж – я же всё понимаю. Но, всё же, бросай, а то будем спешить, как угорелые…
Е г о р о в. Всё, всё – иду… Ты там пока на стол накрывай, я и подойду.
В а р в а р а Г а в р и л о в н а. Давай… Жду-у.
Варвара Гавриловна уходит. Егоров по-хозяйски осматривает верстак, веником смахивает стружки, опилки, не доделанную табуретку убирает под верстак. Ещё раз осматривает «рабочее место» и, развернувшись, уходит в след за Варварой Гавриловной.
Явление второе
Егоров, Варвара Гавриловна, две девочки и мальчик
Декорации без изменения.
Егоров, в парадном пиджаке с медалями и орденами выходит через калитку и в ожидании Варвары Гавриловны садится на скамейку. Откинувшись на спинку скамейки, он закрывает глаза. Со стороны вид у Егорова заснувшего в благостном состоянии дедушки.
Через сцену мимо Егорова пробегают две девочки и мальчик. Первая девочка и мальчик убегают за кулисы, вторая девочка останавливается напротив Егорова.
2 - а я д е в о ч к а. О. это же деда Петя… Похоже, что спит. А мама говорила, что его в город насовсем забрали… (Подходит к Егорову и тихонько тянет его за рукав). Деда Петя, ты что здесь сидишь?.. Ты спишь, что ли?.. (Егоров не шевелится. Девочка пятится назад, потом громко кричит). Галя, Димка! Идите сюда! Скорее, скорее!..
Убежавшие девочка и мальчик возвращаются и на расстоянии с интересом смотрят на Егорова.
1 –а я д е в о ч к а. Чо ты кричишь?.. Ну спит дед, ну и пусть спит – тебе-то чего?..
М а л ь ч и к. Что-то не похоже на это… Я побегу в дом к Варваре Гавриловне – её позову…
Мальчик убегает через калитку в дом . Пауза. Две девочки тихо обмениваются мнениями между собой. Через полминуты на сцену почти бегом из-за кулис выходит Варвара Гавриловна.
В а р в а р а Г а в р и л о в н а (переводя дыхание, громко). Господи, да что случилось?.. Господи, Боже мой!.. (Подходит к скамье и трогает Егорова за плечо – тело Егорова вначале беспомощно наклоняется, а затем падает на сидение скамейки)
Гаснет свет. Занавес.
К О Н Е Ц
25 апреля 2019
Иллюстрация к: ДОМ НА ЗЕМЛЕ