ПРОМО АВТОРА
Иван Соболев
 Иван Соболев

хотите заявить о себе?

АВТОРЫ ПРИГЛАШАЮТ

Серго - приглашает вас на свою авторскую страницу Серго: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Ялинка  - приглашает вас на свою авторскую страницу Ялинка : «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Борис Лебедев - приглашает вас на свою авторскую страницу Борис Лебедев: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
kapral55 - приглашает вас на свою авторскую страницу kapral55: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Ялинка  - приглашает вас на свою авторскую страницу Ялинка : «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»

МЕЦЕНАТЫ САЙТА

Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»



ПОПУЛЯРНАЯ ПРОЗА
за 2019 год

Автор иконка Юлия Шулепова-Кава...
Стоит почитать Солёный

Автор иконка станислав далецкий
Стоит почитать Опричнина царя Ивана Грозного

Автор иконка Андрей Штин
Стоит почитать Подлая провокация

Автор иконка Сандра Сонер
Стоит почитать Самый первый

Автор иконка Андрей Штин
Стоит почитать Реформа чистоты

ПОПУЛЯРНЫЕ СТИХИ
за 2019 год

Автор иконка Юлия Шулепова-Кава...
Стоит почитать Ты для меня живой

Автор иконка Виктор Любецкий
Стоит почитать Странная спутница жизни загадочной...

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать Коплю на старость рухлядь слов

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать Толку, сидя, кроить оригами? -

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать Из окна моего

БЛОГ РЕДАКТОРА

ПоследнееПомочь сайту
ПоследнееПроблемы с сайтом?
ПоследнееОбращение президента 2 апреля 2020
ПоследнееПечать книги в типографии
ПоследнееСвинья прощай!
ПоследнееОшибки в защите комментирования
ПоследнееНовые жанры в прозе и еще поиск

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К ПРОЗЕ

Вова РельефныйВова Рельефный: "Это про вашего дядю рассказ?" к произведению Дядя Виталик

СлаваСлава: "Животные, неважно какие, всегда делают людей лучше и отзывчивей." к произведению Скованные для жизни

СлаваСлава: "Благодарю за внимание!" к рецензии на Ночные тревоги жаркого лета

СлаваСлава: "Благодарю за внимание!" к рецензии на Тамара Габриэлова. Своеобразный, но весьма необходимый урок.

Do JamodatakajamaDo Jamodatakajama: "Не просто "учиться-учиться-учиться" самим, но "учить-учить-учить"" к рецензии на

Do JamodatakajamaDo Jamodatakajama: "ахха.. хм... вот ведь как..." к рецензии на

Еще комментарии...

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К СТИХАМ

ЦементЦемент: "Вам спасибо и удачи!" к рецензии на Хамасовы слезы

СлаваСлава: "Этих героев никогда не забудут!" к стихотворению Шахтер

СлаваСлава: "Спасибо за эти нужные стихи!" к стихотворению Хамасовы слезы

VG36VG36: "Великолепно просто!" к стихотворению Захлопни дверь, за ней седая пелена

СлаваСлава: "Красиво написано." к стихотворению Не боюсь ужастиков

VG34VG34: " Очень интересно! " к рецензии на В моём шкафу есть маленькая полка

Еще комментарии...

Полезные ссылки

Что такое проза в интернете?

"Прошли те времена, когда бумажная книга была единственным вариантом для распространения своего творчества. Теперь любой автор, который хочет явить миру свою прозу может разместить её в интернете. Найти читателей и стать известным сегодня просто, как никогда. Для этого нужно лишь зарегистрироваться на любом из более менее известных литературных сайтов и выложить свой труд на суд людям. Миллионы потенциальных читателей не идут ни в какое сравнение с тиражами современных книг (2-5 тысяч экземпляров)".

Мы в соцсетях



Группа РУИЗДАТа вконтакте Группа РУИЗДАТа в Одноклассниках Группа РУИЗДАТа в твиттере Группа РУИЗДАТа в фейсбуке Ютуб канал Руиздата

Современная литература

"Автор хочет разместить свои стихи или прозу в интернете и получить читателей. Читатель хочет читать бесплатно и без регистрации книги современных авторов. Литературный сайт руиздат.ру предоставляет им эту возможность. Кроме этого, наш сайт позволяет читателям после регистрации: использовать закладки, книжную полку, следить за новостями избранных авторов и более комфортно писать комментарии".




Астения


Gleb Gleb Жанр прозы:

Жанр прозы Драма
958 просмотров
0 рекомендуют
16 лайки
Возможно, вам будет удобней читать это произведение в виде для чтения. Нажмите сюда.
АстенияМаксим потерял себя в "современности". В бесконечном потоке смыслов он желает отыскать Смысл. Все, чего он хочет - получить возможность быть собой

тов улыбались, посетители, делающие селфи с телефонами в руках, улыбались, продавцы с охранниками тоже улыбались. Ощущение фальши витало в воздухе. Максим, да и остальные посетители были не более чем массовкой на этой сцене. Все они потеряли человеческие очертания и слились с искусственной обстановкой. В сущности, они уже и не были людьми, зайдя в ТЦ, они бессознательно совершили переход из режима «человек» в режим «посетитель». Этим переходом они отказались от себя и приняли в себя, присущие последнему атрибуты и паттерны поведения.

Утомившись сидеть, Максим поднялся с дивана и начал прохаживаться по залу. «Какое кино могут показать на базаре?». Искусственное освещение добавляло обстановке неестественность, в природе просто не существует таких ярких цветов.

Эпитомия жизни общества. Тут все, что общество может предложить, было сконцентрировано в одном здании. Кинотеатр для развлечения, тренажерный зал для «здоровья», внизу продуктовый магазин и косметический центр, а в подвале предоставляют массаж со счастливым концом. Если бы у одного из сотрудников центра родился ребенок на рабочем месте, то он мог бы никогда не покидать своего места рождения, тут все уже было для счастья. Ему ни к чему бы были солнце и вода, вместо них есть солярий и бассейн, для образования есть газетная стойка, для развлечения бесконечные ряды игровых автоматов и видео приставок. Все нужды ребенка были бы удовлетворены. В случае если бы он запросился на волю, захотев чего-то большего, и намерился покинуть ТЦ, то в кабинете психолога его бы признали невменяемым и прописали бы нужные препараты, а также посоветовали бы посещать тренажерный зал и йогу, но только не смену образа жизни и выход на открытое пространство. В торговом центре не хватало разве только крематория, что естественно, поскольку напоминание о смерти своей холодной реальностью сразу разрушило бы фальшиво-счастливую обстановку в ТЦ.

ТЦ замкнут в себе, он делает вид, что реален и реален только он. Все что происходит снаружи, происходит на низшей ступени реальности. Мир снаружи работает на ТЦ, он поставляет сюда товары, персонал и посетителей – топливо, на котором ТЦ работает. Тут двери открыты всем. Для безработных полно вакансий, для работающих десятки возможностей для того, чтобы, потратив деньги, обрести, наконец, свою долю счастья и подтверждение своей значимости только затем, чтобы, как наркоман, через неделю или после следующей получки, сразу же вернуться за новой дозой. Покупать и быть тут синонимы.

«Смотрите, у меня «эпл» или я ношу «найки», прямо как в телевизоре, прямо как мой кумир на рекламном баннере, значит, я тоже по правде. Значит, я есть?».

Покупка товара утверждает твою реальность как человека, она дает тебе оценку и выражает твою сущность. Если ты не покупаешь, то тебя нет, ты так и остаешься непроявленным, замкнутым внутри себя. Покупка позволяет твоей внутренней энергии материализоваться в обществе людей. Товар – тотем, которому ты поклоняешься; учение, чьи доктрины ты исповедуешь; Бог, в которого ты веруешь. Ты сам производишь его, перевозишь, моешь и чинишь, он владеет твоим днем, он цель и средство твоей жизни.  И только вечером, когда гаснет свет и ты, отложив телефон и сняв свои «найки», лежишь в пустоте комнаты, голый и одинокий смотришь в пустой потолок, впервые за день предоставленный самому себе, ты спрашиваешь себя, вспоминая прошедший день: а было ли это все по правде? Ты гонишь эти мысли, они волнуют тебя, не дают покоя, мешают как можно скорее уснуть. А ты спешишь уснуть, чтобы утром вернуться обратно в ТЦ, купить новую вещь и обрести себя заново. Тебе не под силу вынести свидание с собой настоящим.   

Максим ходил вдоль торговых рядов и удивлялся: «Неужели кто-то покупает этот хлам?». Он смотрел на персонал: продавцы, уборщицы, охранники все они были лишь частью интерьера. Максиму было больно на это смотреть. Ему было жаль этих людей, он сам один из них. Человек не должен так тратить свою жизнь. «Они вынуждены жить здесь», – думал он про себя.

«Вон она» – он наконец увидел Машу. Она поднималась на эскалаторе и смотрела по сторонам, пытаясь отыскать Максима. Он пошел ей навстречу и улыбнулся, она улыбалась в ответ.

– Задержалась? – спросил Максим, прижимая ее к себе одной рукой. 

–Да, не смогла пораньше, – отвечала она своим мягким голосом, который так нравился Максиму. Максим любил женский голос как таковой. Он знал, что другие мужчины, вероятно, не назовут голос как самое привлекательное в женщине, но для Максима голос был очень важен. Голос выражал душу, то есть, саму девушку, в то время как тело было лишь оболочкой, за которой душа вынуждена скрываться.

Несмотря на немного усталый вид, Маша по-прежнему отлично выглядела. На ней была юбка до колен, не очень вызывающе, и в то же время это подчеркивало ее фигуру. Максим бросил взгляд на ее ноги, особенно его в ней привлекавшие. Ноги «шли» на втором месте после голоса и иногда перевешивали влияния голоса. Максим не был самым большим романтиком.

У них было мало времени, сеанс начинался через десять минут. Они сразу прошли на кассы и оплатили билеты.

– В каком зале, там? – спросила Маша, она искала глазами нужную дверь.

– В третьем, – проговорил Максим, увлекая ее в нужном направлении.

Они не часто выбирались в город, Максим не любил этого. Он предпочитал по-другому проводить время. Сегодня он очень хотел увидеть Машу, поскольку не знал, встретятся ли они еще. В этот вечер, как назло, показывали кино, которое Маша очень желала посмотреть. Несмотря на все его уговоры встретиться сразу у нее на квартире, Маша не сдавалась. «Я пойду с тобой или без тебя», у Максима просто не осталось выбора. Ему пришлось идти с ней в кино.

Они встречались уже три месяца, изначально Максим не предполагал, что это может так долго продлиться. Помимо личных причин – он не стремился к отношениям – было еще одно обстоятельство – Маша работала проституткой. Однако в его текущем положении Максима это не очень отталкивало, у него все равно не было другого варианта. Он решил не форсировать события и не предпринимать никаких шагов по сближению с Машей, они просто периодически встречаются. Маша недавно даже клялась ему, что бросила свое занятие, Максим не особо ей верил. В конце концов, он получал от нее то, что ему было нужно бесплатно. Жаловаться было не на что.

Они познакомились примерно четыре месяца назад. Максим нашел ее страницу в «контакте» с надписью «звоните», что он, недолго думая, сделал. Они встретились у Маши на квартире. Она сразу привлекла его физически, ей было двадцать пять, но на вид не больше двадцати. Брюнетка, невысокого роста, с хорошей фигурой, то, что называется «petite». Максиму казалось, он ей сразу понравился. Когда он уходил, они даже обнялись. Спустя неделю после первой встречи, он снова навестил ее. Уходя, Максим пошутил, что постоянным клиентам нужна скидка, вместо скидки Маша предложила выпить кофе. Они зашли в маленькое кафе в доме напротив. При расставании Маша дала ему свой личный номер.

- Если что, звони сюда,- сказала она, протягивая листок с номером.

Максим не знал, позвонит ли, но номер взял. В течение следующего месяца они встречались по несколько раз в неделю. Иногда ходили в город, посещали в кино или рестораны, иногда оставались в ее квартире. Так продолжалось довольно долго. Когда Максиму было особенно грустно и одиноко, он знал куда звонить. Максим нашел то, что давно искал. Ему нужен был кто-то, с кем провести время и кто не требует ничего взамен, кроме его компании. Ему было легко с ней, не нужно было притворяться, что он ее любит или она интересна ему как личность. Их отношения в определенном смысле были взаимовыгодным сотрудничеством. Максим получал регулярный секс, Маше было с кем пойти в кино.

Как Максим и предполагал, фильм был ужасен: группа подростков бегала по городу в поисках их друга, которого кто-то похитил. Максим не мог вынести этого зрелища. Действо, происходящее на экране, нельзя было назвать фильмом. В нем не было не то что идеи, в нем не было даже сюжета. Часа через полтора после начала сеанса он предложил Маше уйти. «Ты разве не хочешь концовку досмотреть?» – она укоризненно посмотрела на него. Они досмотрели до конца. Максиму было обидно, что такой мусор находит зрителя, в то время как его работы «умирают» в столе.

Забудь! – основной призыв фильма –  что ты человек и часть самой великой загадки – самой жизни. Забудь о Системе и Космосе. Тебе незачем это помнить, ты счастливая бессознательная функция, у которой есть свое место и ремесло. Твоя цель работа и развлечение-отвлечение. Фильм не призывал мысль к пробуждению, как раз наоборот, всячески старался подавить ее. Он был еженедельной, обязательной дозой снотворного, вливаемого масс-культурой в среднестатистического обывателя. Максиму было бесконечно жалко двух часов, потраченных на фильм. Какая трата времени! Он удивлялся людям, которые еженедельно посещают кинотеатры.

После фильма они зашли поужинать в KFC. Максим сидел напротив Маши и разглядывал ее. «Она, безусловно, красива и не глупа. Что с ней случилось?» Ему был интересен вопрос о том, что же привело Машу к этой жизни. Но он никогда не спрашивал ее напрямую, ему не хотелось поднимать тему, которая может ее обидеть. Он себе объяснял, что Маша в какой-то момент приняла решение продавать себя дороже, как реакция на факт, что в современном мире все равно нужно себя продавать. Он понимал, что романтизирует ее, однако предпочитал верить своему объяснению.

– Ну, как твоя книга продвигается? – спросила Маша, протягивая руку за газировкой.

Максим немного удивился, Маша редко говорила с ним о книгах.

– Никак, – начал он объяснять. – Я только начал. Понимаешь, сложность в том что, я хочу написать книгу, которая выразит меня всего, доберется до мельчайших деталей моей души. Выскажет даже больше, чем во мне есть сейчас. Она очень личная, я никогда до этого не писал в таком стиле.

–  А если конкретней, – перебила его Маша, – о чем книга- то? – она смотрела ему в глаза, пытаясь понять, о чем он говорил.

– И про меня и про жизнь в целом. Не хочу заранее говорить, когда напечатают, прочитаешь и сама сделаешь выводы. Не люблю, когда автор говорит, о чем его книга. Он в каком-то смысле запрещает читателю проводить самостоятельный анализ. А я этого не хочу.

– В нашем мире и так запрещено думать, – продолжал Максим, увидев, что Маша делала вид, что слушает. Сама знаешь, в каждой области есть свои «специалисты», – он сделал ударение на этом слове, – которым ты обязан, безукоризненно верить. В политике политологи, в экономике экономисты, простому человеку остается только найти себе в телевизоре такую говорящую голову, которая расскажет ему, что думать. Та же тенденция наблюдается в литературе …

Маша перестала слушать его речь еще с середины. Максим часто произносил такие речи, она не могла понять, серьезно он или нет. Он, казалось, настолько увлекался своей речью, что терялся в ней. Он был немного странный, это точно. Почти все свободное время он проводил дома, он или читал или писал, его мало что интересовало помимо этого. Он жил в книжном мире, который почему-то считал важнее жизни настоящей. Естественно, что при ее образе жизни она не могла рассчитывать на нормального мужчину. И все же, несмотря на странности Максима, в нем было что то, что ее привлекало. Его отношение к жизни он не был сфокусирован на чем-то одном. Ей казалось, он знал все и в каждой области, будь то политика, спорт или история. Максим всегда знал, что сказать и ответить. Маше нравилось его чувство юмора, это даже не юмор, а какая-то бесконечная насмешка над всем мыслимым и немыслимым. Он и к самой жизни относился как-то несерьезно. Он ни во что не верил. У него был только один авторитет, он сам. Ее иногда раздражала его зацикленность на себе, но в то же время, она не могла не уважать его индивидуализм и веру в себя.

Они просидели еще примерно полчаса. Максим высмеивал фильм и вообще много шутил. Он был в необычно приподнятом настроении, Маша давно не видела его таким. Он будто скинул с себя груз и просто расслабился.

Шел уже десятый час, когда Маша вызвала такси до дома. Они решили ехать к ней.

V

Максим ушел от Маши в начале двенадцатого. Она уговаривала его остаться ночевать, но ему нужен был вечер в одиночестве. От ее дома до Максима было тридцать минут ходьбы. Максим шел дворами к себе. Как всегда ему было тоскливо и одиноко. Он свыкся с этими чувствами, они были его спутниками по жизни.

«Вот и закончился мой день. Последний?».

Максим смотрел на ночное небо, небо – символ бесконечности. Он был так мал, его жизнь была слишком незначительной в сравнении с этой бесконечностью. И он абсолютно один среди этих улиц, в заброшенном уголке планеты возвращается к себе на квартиру. Обычно вернувшись домой, он включил бы телевизор или почитал книгу, чтобы отвлечься, забыть о бесконечности и вернуться в «реальность».

Все эти улицы и города, страны и границы, и даже время, философия и религия, все отдает какой-то местечковостью и приземленностью. Все это существует и имеет значение только здесь, на стыке культурной и физической реальностей; на этой крошечной, затерянной в одной из миллиардов галактик, планете. Все это не стоит и гроша, чтобы быть принятым  всерьез.

Пустынная улица. Брошенный мир. Почему? Как мир вообще существует?

Мир случился без него, Максим сюда не просился и не хотел быть его частью. До Максима случилась История, появился человек, да что человек, целая Вселенная. И вот сейчас он осознает себя здесь, что ему теперь делать? Ведь он тут только временно, да и он сам не есть он. Он просто в этом теле или голове, в этих словах и бесконечных потоках мыслей, неизвестно откуда происходящих. Мысли появляются, и все тут, у него мало контроля над ними. Вообще все его тело живет своей жизнью, сам Максим просто смущенный зритель, наблюдающий самого себя. Он ничего не чувствует, кроме отчуждения. Его ничего тут не держит. Он до конца не знает и никогда не узнает, а по правде ли все это. Он совсем недавно пришел из Ничто. Ночь уносит его обратно в себя, в естественное состояние матери, в не-сознание, в Ничто.… И каждое утро он вбрасывается, неизвестной, непреодолимой силой, обратно в «реальность».

Жизнь – это такой эксперимент, что проводится над людьми (кем? Он не знал. Вселенной? Богом?), цель эксперимента выяснить, кто первый поймет, что она сон и иллюзия. Невозможно доказать реальность происходящего. Где находится Вселенная? Нет такого места, где бы она могла быть. Она буквально нигде. Она мгновение в пустоте, в вечном Ничто. Никто, кроме нас, не может подтвердить существование этого мгновения. Если бы Вселенная прямо сейчас исчезла или вообще никогда не существовала, ничего бы не изменилось, потому что буквально просто нечему меняться.

 Как жить, осознав все это? – У него не было ответа.

Максим вспомнил о смерти, она была близка как никогда. У него не было страха смерти, он не боялся Ничто, оно избавит его от страданий. Он только боялся самого процесса умирания, тех самых последних мгновений перед смертью. Он иногда представлял, как будет лежать в предсмертных конвульсиях: « Все? Нет, я еще жив. А сейчас? Пока нет». Затем он умрет, так и не узнав, что умер. Эта мысль страшила его намного больше, чем Ничто. Он чувствовал свое бесконечное бессилие по отношению к смерти. Он не только не контролировал свою жизнь, он также был обречен на неизбежную смерть.

Максим прекрасно помнил, когда впервые осознал свою смертность. Ему было семнадцать лет, он читал книгу, в которой описывались предсмертные переживания одного из персонажей,  в тот самый момент Максим внезапно осознал, что тоже умрет. До этого он никогда серьезно об этом не думал. Тогда он почувствовал, как уходит почва из-под ног. Все, во что он верил, исчезло в одночасье. Все предыдущие мысли и стремления потеряли смысл. В сравнении со смертью все было «мелко, ничтожно и глупо».

Мысль о смерти подарила ему сознание. Он как будто проснулся ото сна и впервые заметил себя. Смерть выдавила его из мира и дала чувство бесконечной субъективности, границ которой он никогда не сможет покинуть. До того момента он жил в мирке, в котором все было на своих местах, у каждой вещи было свое назначение и название. Он жил в стране, в одном из ее городов, у него было имя и дом. Он посещал колледж. Все эти вещи, сложенные вместе, создавали его. И он был часть этого мира, человек среди людей, вещь среди вещей.

И тут пришла Смерть и разрушила этот мир. Больше не было стран и направлений, не было правды и лжи. Контекст, в котором он пребывал до того времени, был уничтожен. Смерть своей реальностью и неизбежностью уничтожила декорации, среди которых протекала его жизнь. Он был выброшен в новую реальность, где смысл был потерян, не было даже возможности думать о смысле. Смысл – это еще одно слово, изобретенное людьми. Раньше слова обладили силой и могли описывать мир, теперь он видел перед собой только явления, которые невозможно было даже начать описывать. С тех пор он никто и нигде, он больше не Максим, не гражданин, не человек. Исчезло время,  пространство, человеческий мир.

Смерть познакомила Максима с Вечностью. Он знал, что никогда и ничем не сможет выразить это осознание. Что такое вечность? Вечность – это когда нет времени и пространства, когда не важны тела и расстояния; это секундная реализация целого бытия, выходящего за рамки материи и привычных понятий мышления. Когда стирается грань между бытием и ничто, когда разрыв между индивидуумом и миром исчезает. Когда все едино и цело. Когда в одном мгновении сходятся истории этой, всех предыдущих и будущих вселенных и всевозможных измерений. Когда ты – человек, человечество, Бог и весь мир в одном лице, когда ты понимаешь, что Все в тебе и ты во Всем, Оно исходит из тебя, а ты исходишь из Него. Вечность – это Мгновение.

С того времени Максим жил двойной жизнью: одна жизнь в Вечности и вторая жизнь в мире, в России, в П…. Ему было невыносимо тяжело в реальности, где ему, парадоксально, все казалось нереальным. Он шел по жизни без огня, без настоящего стремления к чему бы то ни было. Ему казалось, он уже нашел все, что можно найти и понял все, что возможно понять. Максим остался совершено один, только он и смерть, лицом к лицу. Ориентиры были потеряны. В этом новом мире не могло быть ориентиров. Не было ничего реальнее смерти. Она открыла ему весь абсурд «человеческой» жизни. Как только он ни старался найти, за что ухватиться, найти эту спасительную ниточку, которая бы вытащила его из этого состояния. Однако все человеческие изобретения казались ему искусственными. Больше не было авторитетов и инструкций. Все потеряло значимость. Ничто больше не могло дать обоснование миру. Не существовало «Семьи», «Общества» или «Человека».

Культура, задающая границы того, что может быть подумано, История с Наукой, описывающие и трактующие смысл Жизни в целом и человеческого существования в частности, все эти явления, рожденные внутри цивилизации и имеющие смысл и применение только внутри этой самой цивилизации, больше не имели для Максима абсолютно никакого значения. Все те вещи, что происходили с ним в течение жизни, все то, что он ценил и считал важным, сама его жизнь, как внутренняя, так и внешняя, были продуктами этих явлений. В связи с этим Максим начал ощущать к самому себе какую-ту отчужденность. Он, в конечном счете, не являлся инициатором своих действий или автором своих мыслей. Смерть сначала научила его заметить культурно-цивилизационые границы, а затем, пусть даже на мгновение, заглянуть дальше них.

Он, его «Я» – это мгновение; секундное осознание мира и реальности на глубочайшем уровне, оно исчезает, как только направляет свое внимание на себя или когда выходит в мир. Это осознание никогда и ничем не выразить. Эта секундная реализация не поддается дефиниции, она не из этого мира, она не материальна, словами ее не описать и поступками не выразить. И он ассоциировал себя с этой реализацией, которой нет места в мире людей.

Однажды сняв пресловутые очки, не было никакой возможности надеть их обратно. Увидев мир и свое место в нем, Максим уже не мог и не знал, как, а главное, зачем продолжать. Мир потерял для него свою привлекательность. Отчуждение. Из теплого и светлого места мир превратился в камеру одиночного заключения. Максим больше не мог притворяться, он больше не знал, что происходило, и не хотел скрываться от мира за декорациями. Он больше не хотел быть человеком. Внешний мир вызывал у него отвращение. Он не хотел быть идеей «Человека», появившейся задолго до его рождения. Он был определен другими, свободы самоопределения не существовало. Крещенный младенцем, получивший паспорт подростком, он осознал себя в мире, где ему оставалось только обрести свой аватар, выбрать персонажа в игре. В игре без начала и конца, из которой только один выход.

***

Жизнь

Мир никогда не переставал меня удивлять. Не существует слов, чтобы описать его. Он самое невообразимое из невообразимого и немыслимое из мыслимого. Как вообще может существовать что-то вместо бесконечного ничто? Сам мир кажется маленькой точкой, иллюзией в сравнении с бесконечностью Ничто. Вселенная – случайность, аномалия. Я всегда понимал, что не смогу по-настоящему понять, как такое возможно.

Я не верю в бога, но в процессе жизни я понял его полезность. Бог своим существованием должен был спасти мир. Бог придал бы сущность вещам, подтвердил реальность происходящего, Он - всевидящее и всемогущее существо -  здесь для того, чтобы подарить вещам сущность и глубину, наполнить их содержанием. Он – окончательная реальность. Когда я потерял веру в бога, я разуверился в мире. Поскольку Бога нет, Ничто стало единственной реальностью.

 Мир пустой, он декорация и вывеска, он нигде и никогда. Никто кроме меня не может подтвердить его реальность. Но как я могу это сделать, если сам не являюсь настоящим. И все, что мы имеем в мире: История, Цивилизация, Наука, а также государства и страны, – все они существуют для того, чтобы подтвердить реальность мира, скрыть его пустоту и сделать вид, что утверждение реальности исходит не от человека, что мир объективен, а не субъективен. В этом их главная цель и ложь. И в этом главная трагедия человечества.

Жизнь не поддается объяснению, Жизнь – загадка. Почти всю свою жизнь я провел, пытаясь ее разгадать. Задача была не из легких, я намеривался объяснить необъяснимое. Что бы я ни делал, где бы ни был, во всем я искал смысл. Я хотел найти первопричину и объяснить жизнь. Это во многом мешало. В обычной жизни нет времени на размышления и самоанализ. Чтобы преуспеть, нужно, что называется, рвать и метать. Не помогло также и то, что я никогда не стремился преуспеть во внешнем мире. Жизнь в обществе казалась мне искусственной, общественные ценности недостойными усилий. Мне хотелось достичь большего, чем общество в состоянии предложить. Я не хотел приспосабливаться.

Найти смысл мне так и не удалось. Я сдался и прекратил свои искания, я просто смирился с фактом, что моя жизнь лишена всякого смысла, и я ничего не смогу с этим поделать. Мне остаётся только наблюдать за жизнью, понять ее я не смогу. Со временем мои объяснения могут становиться запутанней и изысканней, но они по-прежнему останутся только моими мыслями. Я не говорю, что жизнь в целом бессмысленна, скорее, это я не смог его отыскать. Я был слишком мал в сравнении с миром, чтобы даже начать его понимать.

В мире без смысла, человеку нужна модель образа жизни. С этой целью он изобрел Цивилизацию, она – симулятор мира. Внутри нее у человека есть к чему стремиться и чем занять свою жизнь. Она задает человеку ориентиры, по которым вести свою жизнь. Мне было тяжело ассимилироваться в этот мир. Я воспринимал общество, как песочницу для взрослых. Я предпочитал Ничто этому пластиковому миру. Я не скрывался от жизни, я смотрел ей прямо в глаза. Я не боялся смерти, я искал трагедии и надрыва, в них я видел величие человека. Мне не нужно было одобрение моих действий, я хотел действовать только исходя из моих личных побуждений. Я верил в свободу и право человека на самоопределение.

Отсюда произошел мой конфликт с обществом. Большинство людей смогли отыскать смысл в жизни, они поверили в «Государство», «Народ», «Семью». Они отдали свою индивидуальность и независимость этим понятиям в обмен на иллюзорный смысл, который они обеспечивают. Я видел, что люди уцепились за эти понятия, как за последнюю надежду. Без этих понятий они бы потерялись и не знали бы, как продолжать. Мне же казалось, что принимая эти смыслы, ты забываешь о главном. Ты отказываешься от своего мышления, предпочитая не видеть всю картину. Реальность намного шире наших концептов. Принимая определенную социальную роль, ты присоединяешься к игре, на правила и ход которой, не можешь повлиять. Игра становится единственным смыслом жизни и заменяет собой саму жизнь. Я воспринимал такой образ жизни, как предательство человеческого духа и человеческой свободы.

Мне всегда казалось, люди вокруг меня были заняты пустяками. Они проживали свои жизни, не поднимая головы, вечно увлеченные своими повседневными хлопотами. Их жизнь всегда казалась мне чересчур примитивной. Я чувствовал, что попал не в свою среду. Я избегал их общества, боясь погрязнуть в их разговорах и сплетнях. Я не мог присоединиться к ним. Мне не хватало воздуха, не с кем было поговорить, поскольку  я стремился к Вечному. Я хотел подняться над обстоятельствами, быть выше и мудрее повседневности и быта, возвыситься над историей, цивилизацией и смертностью. И быть просто Человеком, свободным, независимым.

Все общественные институты я видел исключительно как механизмы контроля, не более того. Они лишили меня индивидуальности, забрали мою независимость, овеществили и контекстуализировали меня. Мне дали имя, занятие, распорядок дня. Мне был прописан определённый образ жизни, по которому я должен был выстроить свою жизнь. В том, как общество формирует человека, я вижу большой элемент насилия, не столько физического, сколько духовного. Я, тем не менее, никогда не пытался вступить в открытую борьбу с общественным строем (я понимал бесполезность этой затеи), я скорее хотел диалога с общество, в процессе которого я мог бы повлиять на него в ответ.

Я презирал Государство. Оно одна из худших идей, родившихся в процессе человеческой эволюции. Механизм насилия и контроля, в наши дни оно доминирующая сила в общественно жизни. За понятиями «Родина», «Долг», «Патриотизм» скрывается, вызывающее у меня отвращение реальное состояние вещей: большинство людей находится в полном подчинении у системы. Парадигма «Раб-Господин» сменила имя на «Сотрудник-Работодатель». Наемный труд – унижение человеческого достоинства.

Кто-то сказал, что если существует бог, то нет человека. Я могу сказать то же о Государстве. Я верил, что Человек достоин большего. Я достоин большего. Государственный строй всегда основан на подавлении личности. Система порождает неравенство среди людей. Мы живем в мире, где небольшая группа, состоящая из элит, наслаждается плодами труда всех остальных. Ни о чем не подозревающее большинство существует в качестве кукол в руках элит. Оно существует, чтобы работать и размножаться, поддерживая, таким образом, этот цикл. Всякое независимое начинание, здесь подавляется и искореняется в зародыше. Законами и обычаями государство подавляет волю человека и ограничивает набор разрешенных ему действий. Я понимал, что с системой невозможно бороться, и всю жизнь старался избегать ее.

Мне было тесно в общественных рамках. Я хотел жить без лидера, без правителей и представителей. Мной не надо управлять, мне не нужны представители, я представляю и управляю собой сам. Меня не нужно воспитывать, мне не нужна ваша помощь. Я не нуждался в клоунах из телевизора, которые бы научили меня жить. Проблема была в том, что остальные нуждались в государстве. Они не могли сами решить, что делать со своими жизнями. Им нужен был кто-то, кто указал бы им путь и дал одобрение их образу жизни. Найти в себе силы, чтобы быть собственными менторами, они были не в состоянии. У меня не было другого объяснения, почему люди так легко признали свое положение.

У меня нет мировоззрения. Я никогда не мог подписаться ни на какую идеологию. Надо мной нет авторитета или покровителя. Я сам по себе. Мировоззрение не позволяет развить свой собственный взгляд на мир. Все идеи о мире, о месте и назначении человека только лишают мир загадки и опосредывают самого человека. Я всеми силами хотел избежать влияния, укрыться от рекламы, вырваться из рук идеологии и противостоять пропаганде. Мне казалось, на меня, как лавина, накатывался чуждый мне образ жизни. Я стремился сам создать свою жизнь. Я не хотел ни следовать, ни вести, я хотел жить. Мне нужно было выйти (если это вообще возможно) за пределы человека, найти опору за пределами обыденного.  Я желал прожить настоящей жизнью. Однако антропоморфизм моего мышления не позволил мне этого достичь. Как бы сильно я не хотел абстрагироваться, я все равно ощущал внешнее влияние на себя. Я выстраивал себя вопреки обстоятельствам, все равно находясь у них в подчинении. Я уже не мог мыслить независимо.

Итак, родившись в определенный контекст, я поставил себе почти невыполнимую задачу: вырасти и выстроить свою личность независимо от обстоятельств, какими непреодолимыми бы они ни казались. Всю жизнь я провел в борьбе с этими обстоятельствами. Мне было тесно в рамках общества. Я хотел жить независимой жизнью и отстоять для себя, как можно больший коридор свободы. Я добился определенного успеха, однако мне пришлось заплатить за это.

VI

Той же ночью вернувшись от Маши, Максим сидел на кровати и слушал музыку. Он не думал ни о чем конкретном. Он думал, только потому, что не мог не думать. Перепрыгивая с мысли на мысль, он вспоминал детство, свою первую работу, время, проведенное в Москве. Жизнь, как кинофильм, протекала перед глазами. Он просто зритель.

«Если бы можно было, то я бы всю жизнь просидел вот так, наслаждаясь музыкой». Он обожал музыку, она была его единственной отдушиной. Музыка выносила его из мира, он забывал о тревогах и волнениях. Она существовала без слов, сама по себе. Она возникала ниоткуда, для самовыражения ей не нужен контекст. Подлинность была ее сущностью.

–А дальше-то что? – вдруг спросил он вслух, как будто встрепенувшись ото сна. – А что остается? Как ты и думал, самоубийство.

Сегодня он собирался закончить этот цирк, поэтому и не вышел на работу. В последний день у него не было обязательств ни перед кем. Самоубийство было его последним прибежищем на случай, когда станет совсем невмоготу. «Если к тридцати я по-прежнему вынужден существовать за счет зарплаты, я закончу это все».  Ему было двадцать семь, а он уже не мог продолжать. Для чего терпеть? Жизнь подавила его своей абсурдностью. Самоубийство виделось как единственный логичный  и достойный выход.

Максим не мог решиться. «Ты же любишь жизнь, любишь смех. И из-за чего заканчивать?» – спрашивал он себя. «Система?» – Максим презрительно усмехнулся.

Он всю жизнь искал свободу, а нашел Ничто. Свобода оказалась вакуумом, в котором ему было невыносимо жить, Максим считал это своей слабостью. Не принимая общественных ценностей, он не мог создать своих собственных. Ему трудно было жить в этой пустоте. У него не было иллюзий по поводу жизни, она трагедия и величайшее счастье в одном флаконе. Он давно понял это и не знал, как продолжать жить в этом мире. В мире, где люди не видели своей жизни, своего мессианства, своей роли в мироздании, где забыты Вечность и Небо. В этом мире ему не было места, он всегда это чувствовал.

Отчаяние нахлынуло на него. «Безысходность, – повторял он, безысходность». Максиму было противно. Тошнота. Он открыл окно, воздух подействовал освежающе.

«Никто не обещал Смысл, никто не обещал Свободы. Никто не виноват, что твои иллюзии рухнули. Жизнь перед твоими глазами, она, такая как есть, ничего не изменить. Один шанс и никогда больше». Он смотрел из окна во двор, на детской площадке было пусто. Ему хотелось закричать изо всех сил: «S.O.S, здесь человек сгорает от отчаяния, П-О-М-О-Г-И-Т-Е». Максим знал, что ответа не будет. Они все равно не смогут ему помочь и не поймут в чем дело. Он приговорен к одиночеству.

Максим снова сел на кровать. Затем закрыл глаза и выключил музыку. Сейчас или никогда. Неужели все? Нужно было принимать решение, он колебался.

«А что мне остается? Литература – фикция, выдумка. Книгой ты не выразишь себя и тем более не вдохновишь никого. Твои книги имели бы эффект лайка в инстаграмме. Они бы стали еще одним наименованием в торговом центре среди тысячи других, их бы просто не заметили. Книгами не изменишь мир. Мир вообще не изменишь».

Всю жизнь Максим боролся с обстоятельствами методами, не пригодными к борьбе. Сейчас он дошел до точки, когда у него больше не было сил продолжать. Он не может бороться с жизнью, ему нечего было больше предложить. Смерть – окончательный бунт против жизни. Только смертью Максим сможет доказать, что он всерьез.

Все людское ложь. В их мире Максим не отыскал правды, не нашел спасения. Не существует любви – она ложь и самообман, она дает иллюзию нужности и скрывает природное одиночество. Людей тоже нет, они продали свои жизни взамен на огрызки смыслов. Нет Церкви и Государства, глуп тот, кто по-прежнему в них верит. Они фальшивки. Они тут, чтобы грабить, убивать и обманывать. Человек для них товар и скот, его нужно растить и воспитывать посредством лжи и насилия.

Из этой пустоты, из этой искусственности, из этого обмана Максим видел для себя только один выход. Он порывает с «человеческим», с культурой, с устоями. Убивая себя, он убьет человека «современного». Он берет на себя роль судьи и приговаривает современность к высшей мере. Его самоубийство – убийство религии, государства, прогресса. Максим отрицает судьбу, человечество, цивилизацию и мир. И это отрицание он выразит своим самоубийством.

Он своей жертвой искупит грех трусости и предательство против человеческого духа, совершаемое людьми. У него нет времени, чтобы начать сначала, да и желание обманываться он растратил. Все его иллюзии рухнули. Самоубийство – единственный настоящий поступок в мире фальши. Смерть возносит человека над природой, временем и материальным миром. Все остальное  – ложь и позерство. Максим видел величие в трагедии, в нереализованности и смерти, в мечтах и стремлениях и даже одиночестве. Нельзя бояться печали и обреченности, только в них есть правда.

 Максим неподвижно сидел на кровати. Разглядывая голые стены комнаты, давившие его своей обнаженностью и продолжая размышлять, он что-то внезапно почувствовал:

«Для чего? Жизнь – сон, иллюзия, воспоминание. Неужели ты так этого и не понял? Вся та дребедень, в которую ты верил, это все воображение. И ты верил – он продолжал, ты верил в…, ты слишком серьезно воспринял жизнь, в этом вся проблема. Жизнь ничего не значит, здесь просто не о чем волноваться. Каждая книга, которую ты прочел, каждая твоя мысль, они абсолютно ничего не значат. Смысла не существует, все это игры разума и словесные каламбуры.

Ты всю жизнь потратил на свалке идей, в поиске одной единственной, что спасла бы тебя, дала бы жизни смысл. Ты верил словам – твоя ошибка. Ты застрял в той же ловушке, что и все остальные. Ты верил если не в абсолютный Смысл, то, как минимум, в смыслы. Ты так и не вышел за пределы языка. Ты презирал ложь, насилие, лицемерие. Ты верил, что ты настоящий и отрицал все, что тебе преподносилось как Истина. В итоге ты построил свою индивидуальность вокруг отрицания, что привело тебя к самоубийству, как к квинтэссенции  отрицания.

Ты продолжал  играть».

Последней фразой он поставил себе диагноз. Максим понял, что до этого момента все еще видел себя частью мира. Несмотря на то что он ненавидел игру, он тем не менее продолжал играть и все еще надеялся, что сможет повлиять на ее ход. Самоубийство было бы его реакцией на Систему, и в нем не было бы ни грамма «настоящности». Оно такое же позерство и притворство, как и все остальное.

В этом мире не может быть ничего настоящего, каждое действие тут не рассматривается само по себе, оно скорее является следствием другого действия, придающего ему свою окраску и лишающего его независимости. Даже смерть утратила свою независимость, она встроена в Систему. Его мертвое тело осталось бы в Системе, его бы мыли, одевали, отпевали и хоронили. Даже мертвому ему не избежать условностей.

Смерть стала обыденностью.

Самоубийство было бы сдачей, признанием реальности Системы и важности этого мира. Отрицание – согласие с тем, что есть что-то, что можно отрицать.  Оно признак вовлеченности. «Ты никогда не будешь собой». Максим чувствовал сильнейшее отвращение, только он сам не мог понять к чему. Видимо к самому себе.

Максим выходит из игры. Свободный человек не кончает жизнь самоубийством. Ему нечего доказывать, потому что у него нет ожиданий от жизни. Он не участвует, а наблюдает. Ему нечего терять, так как он ни к чему не стремится. У него нет призрачных ориентиров, ему не с кем бороться. Максим больше не боится смерти и одиночества. Отнюдь, отныне они его величайшие добродетели, в них он проведет остаток своей жизни и обретет свое существо. Максим выходит в Пустоту, т.е. в реальность. Самоубийство не возвысило бы его над миром и не выразило бы его презрение к «человеческому». Оно было бы трусостью и игрой.

Максиму нужно было отвлечься. Он поднялся с кровати, подошел к столу и взял файл со своими бумагами. В первом файле была его, так и неопубликованная, статья, написанная несколько лет назад. Максим решил перечитать ее:

«Манифест Анархиста

Введение

Я хочу заявить, что считаю государство не только необязательным, но даже вредным институтом в обществе. Государством я называю совокупность механизмов, используемых правящей элитой для поддержания остальной части населения в состоянии «добровольного» подчинения. В этом тексте я опишу свое видение государства и приведу примеры его преступных действий, а также попробую описать план действий для таких же, как я не согласных с текущим положением вещей. 

Я не претендую на объективность и не считаю анализ, мной приведенный, окончательным. Мой текст – попытка возродить, забытый сегодня дискурс о роли и назначении государства.

Нельзя отрицать, что в наше время государство проникло во все области человеческой жизнедеятельности. Оно буквально пронзило собой все сферы жизни. Оно использует механизмы контроля (о них ниже) для «выращивания» человека и «подгонки» его под определенный стандарт модели поведения. Внутри современного общества эти модели навязываются через СМИ, систему образования и другие государственные институты. Отвергнуть спущенную на тебя модель не представляется возможным, средства государства по поддержанию своего доминирования практически не ограничены.

Задача анархиста, на мой взгляд, выработать независимую от государства модель жизни, и в процессе выработки попытаться деиституциализировать человека. Первым делом, начав с самого себя и своих близких, нужно расширять сферы своего влияния любыми доступными средствами. Также нужно показать, что существующая сегодня государственная система работает исключительно в интересах людей ее возглавляющих. Единственная ее цель состоит в поддержании действующего порядка. Система не обеспечивает своих подданных возможностями к самореализации. Человек, находясь внутри нее, живет в оковах с самого первого и до последнего дня своей жизни.

Мы будем действовать ненасильственными методами, ведь современное государство обладает неограниченными ресурсами подавления любого восстания. В игре насилия государству нет равного. Мы пойдем по пути атеистов в их борьбе со средневековой церковью. Методично, год за годом, мы будем демонстрировать преступления государства и разоблачать мифы о его полезности. Со временем наших единомышленников станет больше, и в определенный момент государство потеряет свое доминирующее место в обществе.

Природа государства.

Первые сведения, дошедшие до нас, о зарождении государственного строя приходят из Египта и древней Месопотамии. Традиционно главной причиной возникновения государства историками называется безопасность. Люди, до этого бывшие охотниками-собирателями, осели в плодородных районах, освоили агрокультуру и приручили животных. В новых условиях появился переизбыток продуктов, и людям понадобилась защита своих владений. Здесь-то государство выходит на сцену сыграть благородную роль защитника людей. Такова общепринятая версия.

Возникает вопрос: кто же были те люди, установившие «порядок»? Мой ответ: это и были те самые разбойники, от которых и требовалась защита изначально. Правящий класс состоял из наиболее сильных и организованных группировок, которым удалось подчинить себе остальных. Государство установило свою власть насилием и подавлением. Постепенно к этим двум добавилась культура (в широком смысле этого слова), появились такие идеи, как: «власть от бога», патриотизм. Посредством культуры государство поддерживает себя в роли доминирующей силы.

История человечества.

Однажды установив свою власть на одном участке земли, правящая элита не остановилась на этом. В стремлении расширить сферу своего влияния, интересы элит неизбежно начали сталкиваться. Такие столкновения разрешались с помощью войн и кровопролития. Население воюющих государств оказывается заложником ситуации, чтобы выжить ему приходится убивать таких же невинных людей. То, что мы называем Историей, в основе своей состоит из таких войн элит. Постепенно вся территория земли была поделена между группами элит. Сейчас элиты больше не воюют друг с другом, они осознали себя как класс и действуют координировано в общих интересах. Государство – инструмент в их руках по охране, сложившегося в течение Истории, порядка.

Смена механизмов контроля.

Насилие и война относятся преимущественно к более ранним формам контроля. Хотя и в наши дни государство не брезгает этими механизмами. Однако сейчас оно хранит их в резерве для тех, кто смог пробиться через культурный механизм. С распространением средств массовой коммуникации на первый план вышел «культурный» контроль. С человеческого тела государство переключилось на человеческий разум. Таким способом контроль осуществляется незаметно. Разум просто нужно «окультурить», то есть задать рамки того что, возможно мыслить. Чтобы самостоятельно выйти за эти рамки, требуется упорство и ясность мысли, на что, в свою очередь, требуется много времени. А поскольку время – самый дорогой сегодня товар, не каждый обладает им в количестве достаточном для прорыва из культурных рамок.

Культура - средство контроля; поле, созданное государством, внутри которого протекает человеческая жизнь. Ценности, смыслы и ориентиры, по которым человек ведет свою жизнь, создаются культурой, под контролем правящего класса. Культурное поле постоянно меняется и подгоняется под интересы правящего класса.

Обезличивание человека.

Внутри культуры человек обезличивается и лишается независимости. Человеческое мышление, вместо активной машины созидания, превращается в пассивный ретранслятор и носитель доминирующих культурных ценностей.

Культура «подгоняет» людей под определенный стандарт, каждый отдельный человек низводится до функции, исполняемой им в системе. Человек становится заложником этой функции, в процессе жизни функция заменяет самого человека. Таким образом, тормозится развитие всего человечества. В этой среде люди не могут развить свой потенциал, больше не рождаются новые идеи, теории. Государство становится единственным производителем идей, направляя человеческий потенциал в нужном ему направлении. Идеи, как семена, вбрасываются в общество, государство не только заранее знает, что из них может произрасти, но и тщательно наблюдает за этим процессом. Для естественного развития человека нужно устранить рамки, заданные правящим классом. Только тогда человек сможет свободно и независимо развиваться и при этом наслаждаться жизнью. 

Государство как причина отрицательной селекции

Государство, вознаграждая определённые качества в человеке (послушание, конформизм, приспособление), выращивает определенный тип человека. В то время как люди, способные к критическому мышлению и стремящиеся к независимости, отбрасываются системой. Не имея возможности реализовать себя в системе, независимо-ориентированная часть населения, либо сдается, и, забросив свою независимость, встраивается в общество, либо оказывается исключенной из социума. Тогда как люди, готовые получать приказания, достигают в системе больших успехов.

Неравенство.

Государство делит людей на управляющих и управляемых, неравенство –неотделимая часть системы. В системе появляются люди, дающие распоряжения и принимающие приказания. Для сохранения этого статуса кво, элита нанимает выходцев из нижних классов для охраны и непосредственного  управления системой. Мы говорим не только о полиции и армии, но и о «культурной» охране: журналисты, профессора. К этой категории также относятся управленцы среднего звена.

Таким образом, общество делится на три больших класса (каждый класс можно разбить на подклассы):

            1.  Элита или высший класс, 0,5 – 1,5 % населения, владельцы природных ресурсов, земли и средств производства.

            2. Управленцы или средний класс, 10-20%  населения. В зависимости от национальных особенностей численность этого класса варьируется. Сюда относится широкий набор ролей в обществе, от министра до предпринимателя средней руки.

            3. Низший класс, примерно 80% населения. Эти люди, собственно, и выполняют настоящую работу. Они водят автомобили, охраняют склады, стригут газоны, моют посуду и так далее.

Итак, элите нужен средний класс для управления системой. Также в задачи управленцев входят воспроизведение и обоснование Системы. Воспроизведение обеспечивается несколькими способами:

Пропаганда: Система образования формирует мировоззрение и знакомит с «правилами игры». С раннего возраста ребенок «вводится» в мир. Школа знакомит и преподносит как норму и необходимость ряд социальных явлений. В школе человек впервые сталкивается с иерархией, дисциплиной, жизнью по расписанию, конкуренцией. Школа внедряет эти понятия в «культурный ДНК» каждого отдельного ребенка.

Индустрия масс-культуры создает информационно-новостной пузырь, доступ к которому осуществляется через интернет, ТВ и т.д. Образуется своеобразная сеть, через которую распространяется актуальный на сегодня культурный код, формирующий  повестку дня.

Экономика: Пользуясь своей монополией на создание денег, государство, с помощью налогов, пошлин и штрафов, создает спрос на свои банкноты. Поскольку низший класс не имеет ничего, кроме своего тела и времени, ему, для получения доступа к деньгам, приходится, продавая свою энергию и время, присоединиться к рабочей силе. Жизнь от зарплаты до зарплаты не позволяет людям развить свой собственный, независимый от государства, образ жизни. Своей экономической политикой государство «незаметно»   регулирует и управляет жизнями своих граждан.

Насилие: Для тех, кто не верит лжи и имеет средства к существованию (чаще всего недовольные представители высшего класса), государство применяет насилие. Вооруженные силы охраняют элиты от внешнего посягательства, в то время как полиция и несчетное число секретных служб следят за «порядком» внутри страны.

Идейным обоснованием всего этого занимается интеллигенция, она производит философские системы, политические учения и религиозные трактовки жизни. Низшие классы поглощают эти идеи и управляются посредством этих идей.

Человеку не остается выбора, он автоматически при рождении вписывается в систему. Даже если он не доволен системой, вышеуказанные механизмы не позволяют ему ее «покинуть» и жить свободной и независимой жизнью.

Заключение

Итак, что же остается нам, не готовым принять свое положение? На этот вопрос попытаюсь ответить в заключении.

Многое зависит от того, на что лично каждый готов пойти. Мы должны понимать, что борьба с системой может стоить жизни. Как минимум нужно готовиться к тому, что у нас не будет «нормальной» жизни, то есть не будет дома, семьи, машины. Но они нам и не нужны, мы стремимся к свободе.

На самом деле мы можем сделать не так много. По сути, мы можем создать новый культурный код, где человек и свобода ставятся во главе. Мы должны распространять наши взгляды всеми доступными средствами. Нам нужно возродить традиции наших предков. Анархистское движение существовало на протяжении всей истории человечества. Мы должны возродить и развить его. Каждый сам определяет свою роль в этом движении, я выступаю за любые, даже радикальные меры борьбы. У нас не будет лидера, иерархии или устава. У нас одна цель: Человек и его Свобода. Мы не хотим управлять и быть управляемыми, мы верим в равенство и Свободу. Теория малых дел, не подчиняйся и распространяй свои взгляды. Мы должны вернуть планету людям. Высвободить человека из оков государств, религий и идеологий. Мы привнесем Свободу в мир и остановим эволюцию Человека Разумного в Человека Системного. Наша задача запустить эволюцию Человека  Свободного.

Но для начала Государство должно быть уничтожено!»

Дочитав статью, Максим сел на кровать. Ему было грустно, он как будто встретился с собой из прошлого. Тогда он еще был кем-то. Он мог сказать: «я – анархист и верю в это и это». Мир был намного проще. Сейчас он не знал, кто он и что ему делать. Даже его слова, пусть справедливые, утратили значение. Он вышел из культуры и потерял свое существо. Сейчас он сам ретранслятор, ни одна его идея на самом деле не его. Все, что он знает, и думает, что знает, рождено от привнесенного снаружи. Он часть атмосферы, состоящей из идей, часть, которая поглощает эти идеи и, пропуская через себя, испускает их обратно в атмосферу. Ничего нового и подлинного эта часть не производит.

Желание написать что-то, хотя бы строчку нашло на Максима. Он очень хотел выразить то состояние, в котором находился. За полчаса он написал стихотворение:

Я жил один среди людей и много думал ни о чем.

Уснуть не мог в тиши ночей от мысли, что когда-то все умрем.

В пустыне дней ходил один, искал следы души своей.

В потоке городских машин терялась сущность у вещей.

 

Я воспарить хотел над миром, хотел открыть секрет науки.

Мой поиск был простым капризом и лишь принес сомнения и муки.

Открыть загадку жизни чтобы, потратить нужно больше века.

Достичь желанья своего мне не позволила природа человека.

 

Принять не мог судьбы свой рок, сломать Вселенную хотел.

Найти бы друга, кто помог, в течение жизни не сумел.

Найдите смысл мне, прошу. Я потерялся в пустоте.

Я одиночество свое не выношу, спасенье вижу лишь во мгле.

 

На этой брошенной планете влачил свое существованье.

И осознанье бренности всего дало мне мира пониманье.

И в поле чистом, бесконечном, где ветер беспрепятственно гулял,

Вдыхая воздуха порывы встречные, я окончательно познал,

что в этом теле-оболочке, до самой смерти я застрял.

 

Я вижу смерть как избавленье, смерть против жизни преступленье.

И я преступник окаянный, спешу принять исход желанный.

Ничто манит мое сознанье, жизнь есть сплошное наказанье.

Я вместо жизни одинокой, хочу в могиле спать глубокой.

Максим взглянул на часы, шел уже третий час ночи. Осознав, что уже очень поздно, он решил готовиться ко сну. В этой обстановке не возможно было вынести ни секунды больше.

– Как же я устал. Спать, – повторял он, – спать.

VII

Максим плохо спал той ночью, ему снился кошмарный сон:

Его разбудил шум неизвестного происхождения. Открыв глаза, он не мог понять, что он и где находится. Он лежал в кровати рядом с девушкой и почему-то знал, что ее зовут Маша. Они оба лежали обнаженные, и эта нагота вызывала у него неприязнь. Он осмотрелся: в комнате была кровать, окно и зеркало, пустые стены с отклеившимися обоями, как будто когда-то комната было залита водой. Пахло гнилью. Он поднялся и начал одеваться, ему было неприятно его тело, оно было неуклюжим, сдерживало его порывы, пахло потом. Сумасшедшая мысль покинуть это тело внезапно посетила его.

Шум доносился с улицы. Он подошел к окну: комната, как вагон, стояла на небольшом возвышении прямо на земле и была окружена людьми. Они были везде, в каждом направлении, тысячи, миллионы людей. Он не мог понять, где находится и что происходит. Люди до самого горизонта заполнили собой все видимое пространство.

Он обернулся и посмотрел на Машу, она все так же продолжала спать, шум ее совсем не тревожил. Ему захотелось вернуться в постель, лечь рядом с ней и просто лежать, забыть об этом шуме. В комнате было так тихо и спокойно в сравнении с суетой на улице. Однако он не мог оставаться на месте, тревога не позволяла ему бездействовать. Он хотел узнать, что происходило снаружи. Он, недолго думая, выпрыгнул прямо в толпу. Он упал на землю и больно ушиб локоть при приземлении. Несколько минут он не мог подняться. Люди продолжали идти, многие наступали прямо на него, некоторые кричали и требовали, чтобы он убирался с дороги. Они называли его Максим, он никогда не слышал этого слова, но продолжали и продолжали его так называть. Он не мог понять, откуда они все его знают.

Через несколько минут он сумел встать на ноги. Оглядевшись, он увидел, что все шли в одном направлении, неизвестно куда и зачем. Невозможно было ничего разглядеть, бесконечный поток людей плыл в одном направлении. Тяжело было разглядеть их лица, они все слились воедино. Толпа увлекала его за собой, но он почему-то чувствовал, что ему не надо следовать за ними. Он желал разобраться, что происходит, а не просто следовать. Ему было интересно, как он здесь оказался. Чувство тревоги только усилилось, ему хотелось бежать.

«Главное не слиться с толпой. Куда они все идут?»

Он отчаянно бросился бежать в противоположном направлении. Постоянно врезаясь во встречных людей, он бежал, не оглядываясь, что есть силы. Он бежал так долго, что начало смеркаться Постепенно толпа начала редеть, все меньше и меньше людей шло на встречу. Немного успокоившись, он перешел на шаг. Наконец вокруг почти никого не осталось и он отчетливо смог разглядеть, что происходит.

Он обернулся и видел огромную массу людей, они все слились в одно целое, было невозможно различить отдельного человека в этой массе. Повсюду среди людей стояли огромные экраны, на которых были изображены указательные стрелки. Как только люди подходили к экрану достаточно близко, стрелка меняла свое направление и толпа разворачивалась в обратном направлении.

–Как глупо, –  проговорил он вслух.

Пройдя еще метров сто, он наткнулся на бесконечный заслон из людей в камуфляжах. Они стояли в один ряд, преграждая путь, их невозможно было обойти. Он посмотрел по сторонам: бесконечный ряд камуфляжей тянулся во всех направлениях. Он подошел к ним вплотную: они были похожи на роботов, на лицах ни одной эмоции, они смотрели мимо него. Он попытался проскочить мимо заслона, как вдруг один из охранников с чудовищной силой толкнул его в грудь. Он повалился на землю, ему было нехорошо, его тошнило.

– Выпустите меня! – закричал он что есть силы. Ответа не было. Оставьте меня одного! – он задыхался.

Сюрреализм. Как такое вообще возможно? Выхода не было. «Неужели я здесь навсегда?»

Максим лежал на земле с закрытыми глазами, стараясь отдышаться. Он уже сожалел, что покинул комнату. Набравшись сил, он открыл глаза: толпа надвигалась на него. Максим пытался подняться, ему с трудом это удавалось, земля, внезапно превратившаяся в жижу, затягивала его. Повернув голову, он увидел, что люди совсем исчезли, осталась огромная серая масса, закрывающая собой весь горизонт. Эта масса стремительно двигалась в его направлении, она вот-вот задавит его. Ужас сковал все движения. Максим перестал бороться. Он сдался…

***

Я

Я не смогу объяснить, что такое «Я». Мне проще определить, что не есть «Я», хотя все эти не - «Я» в то же время образуют меня. «Я» не это тело, не эти мысли, не этот текст, который является единственной реальностью для меня в данный момент. «Я» не эти слова и не язык. Язык выстроил стену между мной, моим мышлением и миром. «Я» рождается где-то в этом треугольнике. Язык продукт людей, впуская его в себя, мы навсегда отдаем частичку себя и позволяем внешнему учавствовать в формировании нашего мышления. Мы мыслим и воспринимаем себя через чуждые нам слова, обращая наш неповторимый внутренний опыт в общепринятые знаки и клише. Чтобы увидеть себя, нужно для начала научится отделять себя от языка.

Меня всегда волновало, насколько я на самом деле осознаю себя. Мне только казалось, что я полностью осознаю себя, но как я могу быть уверен? Возможно ли самому определить свой уровень самосознания? Я боялся прожить, так по-настоящему и не узнав себя. Мне хотелось выйти за концепт «Я» и увидеть подлинное «Я», не зависящее от обстоятельств и физической реальности. «Я» это то, что появляется ночью, когда я закрываю глаза, лежа в постели. Оно не тело и не слова, оно источник, из которого я весь происхожу. Этот источник можно назвать душой. Для меня «Я» это такое трансцендентное око, беспристрастно наблюдающее за миром явлений. То чувство, что я называю «Я», безлично, в нем нет ничего, сугубо только мне одному присущего. Оно бессознательно, оно энергия, слепая воля к жизни.

Находясь среди людей, я только удалялся от этого источника жизни. Среди людей душе не было места, этот источник невозможно было выразить в мире людей. Они отвлекали меня, сбивали с пути, подносили суррогаты смыслов. Они определяли меня как сына, ученика, сотрудника. Я воспринимал это как вторжение в меня. Люди поставили невидимый барьер между мной, как они воспринимали меня, и мной настоящим. Прорваться к настоящему «я» было моей единственной целью. Я хотел выстроить себя независимо от внешних обстоятельств и быть своим собственным творцом. Подлинность была единственным идеалом, к которому я стремился.

Свой путь я начал с демонтажа своего социального «я». Как мозаику я разбирал на части свою личность. Постепенно убирая деталь за деталью, «Я» социальное начало исчезать. У меня осталось только чувство, что я это я, та самая воля к жизни. Это чувство было дано мне изначально и следовало за мной всю жизнь. Я пришел к выводу, что «Я», как мы обычно его понимаем, то «Я», что живет в мире людей, рождается только в определенном контексте. Каждое такое «Я» это продукт конкретных жизненных обстоятельств и событий. Оно – продукт языка, культуры, истории и общества. Оно не подлинно и появляется под воздействием внешних обстоятельств. При смене обстоятельств, меняется и «Я». И поскольку я был вынужден жить в социальном «Я», я начал ощущать какую-то отчуждённость к самому себе. Только со временем я осознал ее причины. Всё внутри меня, даже самое глубокое и дорогое мне, в конечном счете, не я.

Таким образом, избавившись от социального «Я», я оказался в своеобразной пустоте. В процессе деконструкции идей, на основе которых строилось мое мышление, я дошел до черты, дальше которой невозможно было идти. Я оказался на границе мысли. Не было уже слов, которые бы могли описать мое состояние. Сами слова потеряли свой смысл, если вообще когда либо, имели его. Разрушив хрупкий фундамент своей мысли, я закончил, в буквальном смысле, нигде. Осталось пустое осознание самого себя и ничего больше.

В этой пустоте не просто жить. Порой мне становится скучно. Мне уже мало что интересно, Быт подавляет меня. Внутренняя пустота, разрастающаяся с каждым днем, действует удушающе. Мне не хватает свежести мысли. Мои мысли – жвачка, которую я жую из минуты в минуту, день изо дня, повторяются уже по десятому кругу. Временами я устаю, и мне не хочется продолжать. В этот раз я начал вести дневник в надежде что, высказав свои мысли на бумаге, я найду выход из своего положения. Что, проследив свой духовный путь, я найду зацепку или найду что-то, что выведет меня к свету.

Меня уже не привлекает то, что я любил раньше. Несмотря на это, я по-прежнему много читаю, учу новые вещи. Но сейчас я делаю это без надежды на достижение какого-то результата, без конечной цели. Я заполняю пустоту, возникшую внутри меня. Я больше не надеюсь найти себя, или достичь просвещения. Я знаю, что обречен на одиночество и скитания. Я, скорее, привыкаю жить в новом мире. В мире, где нет Надежды. Оказалось, что Свобода и Пустота идут рука об руку. К ним нужно быть готовым. В то же время я впервые в своей жизни чувствую себя свободным, я живу своей жизнью, ожидания больше не давят на меня. Я создаю себя день изо дня. У меня нет планов, каждый новый день - сюрприз для меня. Я больше ничем и никому не обязан. Не существует идеалов, к которым я должен стремиться, соответственно мне нечего терять. Я понимаю, что укрылся в Одиночестве от мира, но мне комфортнее одному. Я один, потому что, один понимаю ценность свободы. И пусть в этой свободе трудно, и пусть я сам не знаю, куда меня выведет этот путь. Я готов прожить так до самого конца.

VIII

Следующие две недели Максим работал без выходных. На работе его простили с условием, что за каждый прогул он отработает по два дня. Максим работал с утра до вечера, времени не оставалось больше ни на что другое. Так проводил он свои дни после «кризиса». В последний рабочий день перед выходным он закончил в три пополудни. Ровно в 3:10 он уже вышел за проходную. На пути домой Максим размышлял о происшедшем с ним за последнее время.

Порвать с этой жизнью не получилось. Максим на время отложил идею самоубийства. Он перенес дату на свое тридцатилетие, тогда он снова будет решать. Сейчас же он продолжит жить как раньше, в безнадежном поиске. Он знает, что обречен на провал и забвение, Максим больше их не боится, теперь в них он обретает свое существо.

Помимо того, что он просто любил жизнь, которую не так просто прервать, самоубийство казалось ему еще более бессмысленным, чем продолжение жизни. Из двух бессмысленностей он выбрал наименьшую. Он даст жизни шанс и подождет еще несколько лет. Ему некуда торопиться. Случившееся добавило ему жизненных сил, не смотря ни на что, хотелось пережить как можно больше. Раньше он хотел понять, сейчас было достаточно просто быть. Мир оказался слишком тесен для него или скорее в мире не было того, что он искал. Мир без Истины. Жизнь была чем то, что  не поддается пониманию.

Максим не представлял, как будет жить дальше. Он знал, что застрял в своем положении навсегда. Ему придется играть и подстраиваться, он не сможет избежать социального контроля. Он погрязнет в мелочности, начнет размениваться по пустякам, он заключенный в обществе. Он будет отбывать свою роль и не сможет быть собой. Ему будет невыносимо и горько жить. Он никогда не достигнет свободы и не удовлетворит своих внутренних порывов. Он обречен на страдания из-за того, что не видит возможности к самореализации. Его дальнейшая жизнь не будет счастливой, его социальное положение никогда не позволит ему достичь идеалов, к которым он так отчаянно стремится.

Конечность его жизни, его ограниченность во времени и пространстве столкнулись с Вечностью, и эти две сущности нельзя было примирить. Он временность, непостоянность, он антитеза Вечности, он мал, ничтожен и бессилен. И в тоже время он существует внутри Вечного, и Вечное существует в нем. Он частичка Вечности, и эта частичка и есть его жизнь.

«В бессмысленной вселенной навсегда обреченный на одиночество, лишенный шанса на свободу, я проведу остаток своей жизни. Чуждый самому себе, я буду в вечном поиске, в вечном стремлении стать чем-то превосходящим то, что я есть и чем могу быть. Затем придет смерть, как насмешка надо мной, вместе с ней исчезнут все мои желания, стремления, все ошибки и попытки. Она сотрет меня в порошок, уничтожит, не оставит даже воспоминания от меня. Пусть так. И я не могу ничего изменить. Я останусь простым наблюдателем. Я буду верен себе. Мне ничего больше не остается».

***

Смерть

            Мне представляется, что мы не любим говорить о смерти по нескольким причинам. Во-первых, мы не знаем, что такое смерть, во-вторых, смерть - это наиболее интимное и личное понятие для многих из нас. Не мной замечено, что мы не имеем опыта смерти. Поэтому, мы просто не представляем, что смерть есть. Смерть – неизвестность, говорить о неизвестном не возможно. Вследствие этого мысль о смерти парализует и заводит в ступор. Смерть случится с каждым из нас, а мы и понятия не имеем что она такое. Мы делаем вид, что смерти нет. От страха неизвестного, произошли ритуалы, которыми мы окружили смерть. Эти ритуалы скрывают, выдавливают смерть из повседневности, из человеческого разума. Я говорю не только о религии, но и о приметах и обычаях. Все они, на мой взгляд, наш ответ смерти. Образ жизни каждого человека можно рассматривать, как его ответ на осознание собственной смертности. Жизнь – это история, которую человек себе рассказывает, чтобы забыть о смерти.

Я никогда не боялся смерти. Ее боятся те, кто привязан к жизни. Я же никогда чересчур не зацикливался на жизни, поэтому мне не жалко ее потерять. Мне не будет больно за бесцельно прожитые годы, поскольку я не верил в цели. Жизнь всего лишь мгновение. Ничто до, Ничто после.

Мой мир во многом строился вокруг смерти. Я воспринимал жизнь через смерть. Она была тем контекстом, через призму которого я смотрел на свою жизнь. Смерть была мерой, которую я применял для того, чтобы оценить значимость той или иной вещи, того или иного события. Если мне казалось, что, что-то было не достойно смерти, я просто не делал этого. Торопиться, нервничать, ссориться, все это было мелко и недостойно в сравнении... Читать следующую страницу »

Страница: 1 2 3


27 июня 2018

16 лайки
0 рекомендуют

Понравилось произведение? Расскажи друзьям!

Последние отзывы и рецензии на
«Астения»

Нет отзывов и рецензий
Хотите стать первым?


Просмотр всех рецензий и отзывов (0) | Добавить свою рецензию

Добавить закладку | Просмотр закладок | Добавить на полку

Вернуться назад








© 2014-2019 Сайт, где можно почитать прозу 18+
Правила пользования сайтом :: Договор с сайтом
Рейтинг@Mail.ru Частный вебмастерЧастный вебмастер