ПРОМО АВТОРА
kapral55
 kapral55

хотите заявить о себе?

АВТОРЫ ПРИГЛАШАЮТ

Евгений Ефрешин - приглашает вас на свою авторскую страницу Евгений Ефрешин: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Серго - приглашает вас на свою авторскую страницу Серго: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Ялинка  - приглашает вас на свою авторскую страницу Ялинка : «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Борис Лебедев - приглашает вас на свою авторскую страницу Борис Лебедев: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
kapral55 - приглашает вас на свою авторскую страницу kapral55: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»

МЕЦЕНАТЫ САЙТА

Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»



ПОПУЛЯРНАЯ ПРОЗА
за 2019 год

Автор иконка Юлия Шулепова-Кава...
Стоит почитать Гражданское дело

Автор иконка Эльдар Шарбатов
Стоит почитать Юродивый

Автор иконка Андрей Штин
Стоит почитать История о непослушных выдрятах

Автор иконка станислав далецкий
Стоит почитать Опричнина царя Ивана Грозного

Автор иконка станислав далецкий
Стоит почитать Шуба

ПОПУЛЯРНЫЕ СТИХИ
за 2019 год

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать Коплю на старость рухлядь слов

Автор иконка Виктор Любецкий
Стоит почитать Странная спутница жизни загадочной...

Автор иконка  Натали
Стоит почитать Правда

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать Точно срок отбывал

Автор иконка  Натали
Стоит почитать Ушли года(романс)

БЛОГ РЕДАКТОРА

ПоследнееПомочь сайту
ПоследнееПроблемы с сайтом?
ПоследнееОбращение президента 2 апреля 2020
ПоследнееПечать книги в типографии
ПоследнееСвинья прощай!
ПоследнееОшибки в защите комментирования
ПоследнееНовые жанры в прозе и еще поиск

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К ПРОЗЕ

Тихонов Валентин МаксимовичТихонов Валентин Максимович: "Это было время нашей молодости и поэтому оно навсегда осталось лучшим ..." к рецензии на Свадьба в Бай - Тайге

Юрий нестеренкоЮрий нестеренко: "А всё-таки хорошее время было!.. Трудно жили, но с верой в "светло..." к произведению Свадьба в Бай - Тайге

Вова РельефныйВова Рельефный: "Очень показательно, что никто из авторов не перечислил на помощь сайту..." к произведению Помочь сайту

Тихонов Валентин МаксимовичТихонов Валентин Максимович: "Я очень рад,Светлана Владимировна, вашему появлению на сайте,но почему..." к рецензии на Рестораны

Колбасова Светлана ВладимировнаКолбасова Светлана Владимировна: "Очень красивый рассказ, погружает в приятную ностальгию" к произведению В весеннем лесу

Колбасова Светлана ВладимировнаКолбасова Светлана Владимировна: "Кратко, лаконично, по житейски просто. Здорово!!!" к произведению Рестораны

Еще комментарии...

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К СТИХАМ

kapral55kapral55: "Спасибо за солидарность и отзыв." к рецензии на С самим собою сладу нет

Юрий нестеренкоЮрий нестеренко: "Со всеми случается. Порою ловлю себя на похожей мы..." к стихотворению С самим собою сладу нет

Юрий нестеренкоЮрий нестеренко: "Забавным "ужастик" получился." к стихотворению Лунная отрава

Тихонов Валентин МаксимовичТихонов Валентин Максимович: "Уважаемая Иня! Я понимаю,что называя мое мален..." к рецензии на Сорочья душа

Песня ИниПесня Ини: "Спасибо, Валентин, за глубокий критический анализ ..." к рецензии на Сорочья душа

Песня ИниПесня Ини: "Сердечное спасибо, Юрий!" к рецензии на Верный Ангел

Еще комментарии...

СЛУЧАЙНЫЙ ТРУД

Отрешиться от всего, что имеешь
просмотры359       лайки0
автор Михаил Кедровский

Полезные ссылки

Что такое проза в интернете?

"Прошли те времена, когда бумажная книга была единственным вариантом для распространения своего творчества. Теперь любой автор, который хочет явить миру свою прозу может разместить её в интернете. Найти читателей и стать известным сегодня просто, как никогда. Для этого нужно лишь зарегистрироваться на любом из более менее известных литературных сайтов и выложить свой труд на суд людям. Миллионы потенциальных читателей не идут ни в какое сравнение с тиражами современных книг (2-5 тысяч экземпляров)".

Мы в соцсетях



Группа РУИЗДАТа вконтакте Группа РУИЗДАТа в Одноклассниках Группа РУИЗДАТа в твиттере Группа РУИЗДАТа в фейсбуке Ютуб канал Руиздата

Современная литература

"Автор хочет разместить свои стихи или прозу в интернете и получить читателей. Читатель хочет читать бесплатно и без регистрации книги современных авторов. Литературный сайт руиздат.ру предоставляет им эту возможность. Кроме этого, наш сайт позволяет читателям после регистрации: использовать закладки, книжную полку, следить за новостями избранных авторов и более комфортно писать комментарии".




Учительница первая моя


Тихонов Валентин Максимович Тихонов Валентин Максимович Жанр прозы:

Жанр прозы Проза для души
4757 просмотров
0 рекомендуют
860 лайки
Возможно, вам будет удобней читать это произведение в виде для чтения. Нажмите сюда.
Учительница первая мояМаленькая повесть о большом Человеке.

                                                                            1 

      Как же быстротечна жизнь!  Позади уже  детство и юность, молодость и зрелость, радости  и печали... Все меньше остается моих  современников, с которыми я жил,работал, переживал невзгоды, встречал праздники; всё больше я ощущаю пустоту вокруг себя.

             Все ушло навсегда, все успел растерять,- 

              Жизнь моя позади, без сомнения;  

              Ноет сердце в груди, больно мне сознавать,

              Но уходит мое поколение.

    Долгими,бессонными  ночами я вспоминаю близких и дорогих мне людей, ушедших из  жизни, вижу их лица, слышу голоса. Много я встречал, видел и знал хороших, добрых, замечательных людей, но с особой теплотой и любовью, с особой грустью вспоминается мне моя первая учительница - Симонова Олимпиада Григорьевна.

                                                                                 2

      Послевоенное время. Тяжёлый, голодный 1949-й год. Трудно всем, трудно и нашей семье. Нет ни одежды, ни обуви, не хватает самых простых и необходимых продуктов. Картошка и та бывает на столе не всегда. Люди выживают, как могут. Мы, дети принимаем посильное участие в добывании пищи: собираем аир и борщевик, слизун и ягоды, выкапываем корни какой-то колючки. Все это идет в пищу. Наши родители с раннего утра и до позднего вечера на работе. Нам приходится следить и за скотом, и за огородом.Но всё-таки детство  есть детство. Были и у нас свои радости. Были рядом наши озёра и речки,  поля и рощи, были кони, которых мы очень любили, была и дружба

                                                           В деревне нашей маленькой,

                                                            На самой на окраине,

                                                            Мы жили - неразлучные друзья: 

                                                            Григорьев Витя крепенький,

                                                            Васяев Валя беленький

                                                            И Юра наш, Казенников, и я.

       Жили, дружили, купались в речке, случалось, что и дрались, но ссоры забывались быстро.У Вити и Вали отцов не было, погибли на фронте, а у нас с Юрой были и мы этим очень гордились.Отец Юры занимал почетную должность колхозного счетовода и поэтому семья Казенниковых считалось интеллигентной, а мой был рядовым колхозником; работал и конюхом, и скотником,и пастухом…

    Главным моим преимуществом было то, что у моего отца всегда был конь  и отец  позволял мне то напоить его, то отвести на конюшню, то ещё что ни будь. Предметом моей гордости был и длинный, ременный  бич (так называли у нас кнут).

   Однажды приехал отец с работы, я взял его бич и вышел на улицу похвастаться перед друзьями, но их  не было. Я помахал бичом и хотел было уже идти домой, но в это время показался Юра Казенников.

- Юрка, иди сюда.

Он подошёл ко мне, - Чего тебе надо?

- Давай сражаться. - предложил я.

- Драться что - ли?

- Нет. Давай биться, как на войне.

- У солдат ружья есть.

- А у нас тоже есть. Я возьму бич, а ты мой самострел (лук).

- Давай.

Я сбегал домой и принёс самострел. Черёмуховые самострелы мне делал отец, а стрелы я мастерил сам из камыша, сам же делал и жестяные наконечники.

- Ты иди на ту сторону дороги, - сказал я, подавая другу самострел, - а я буду здесь. Потом  начнем сходиться. Ты нападаешь на меня с самострелом, а я на тебя с бичом. Посмотрим, кто победит.

Юрка ушёл за дорогу.

- Давай сходиться, - крикнул я ему, размахивая  бичом.

Юра, долго не думая, поднял самострел и выстрелил в меня. Храбрый боец не промахнулся. Стрела вонзилась мне между правым глазом и переносицей.

  Стрелок  бросил своё оружие и кинулся бежать, а я, не вытаскивая стрелы, с рёвом пошёл домой. На моё счастье мама оказалась дома. Она схватила меня, выдернула стрелу и спросила,

- Правым глазом видишь?

- Вижу.

- Ну и ладно. Не реви. Кто в тебя стрелял?

- Юрка Казенников.

- Он что, сдурел?

- Мы с ним сражались понарошку. У меня был бич, а у него самострел.

- Ах, вы сражались! Юрка, конечно, дурак, а ты дурак вдвойне. Хорошо, что стрела только кожу пробила. Могло   быть и  хуже.

В это время в дом  зашёл отец.

- Что у вас случилось?

- Что, что? Чуть без глаза не остался. Чтобы я не видела больше ваши самострелы и бич ему не давай! 

С Юрой мы быстро помирились и забыли про наше сражение.

     Между тем нам исполнилось по семь лет и как - то вечером мама сказала мне,

- Скоро в школу пойдёшь.

- Зачем? - спросил я.

- Как зачем? Учиться. В школе тебя научат и читать, и писать.

- А Витька, Валька и Юрка тоже пойдут?

- Конечно. Вы все в одном классе учиться будете. К нам в этом году приехали новые учителя. Вроде хорошие люди.

- Дядьки или тётки?

- И женщина и мужчина. Муж с женой.

- А откуда они приехали?

- Да я точно не знаю. Слышала, что учитель из нашего района, а учительница из какого-то большого города. 

     Много позже я узнал, что Олимпиада Григорьевна- ленинградка. Она родилась и жила в Ленинграде и, конечно,  очень любила свой город. Любила его улицы и проспекты, реки и каналы, парки и бульвары. Очень любила с друзьями и подругами плавать на речном трамвайчике или на катере в Петергоф, бродить по его садам, любоваться фонтанами, дворцами и скульптурой. 

                                                              Катер знакомый ждал у причала,

                                                              Буйно гуляла весна;

                                                              С пеной встречала, катер качала

                                                              В Финском заливе волна.

Весной 1941-го года ей исполнилось шестнадцать лет.  Наступила пора юности-пора   желаний, тревог и надежд. Но началась война… Она слышала и вой немецких самолётов, и взрывы бомб, и разрывы снарядов;  видела, как горел её любимый город.

                                               Город горел, горели и люди,

                                               Солнце скрывалось в дыму:

                                               Гул самолётов, залпы орудий

                                               Горе несли и беду.

    Видела она и смерти. От голода и холода погибли родные, а её вместе с другими   вывезли по «Дороге жизни». Довезли  до сибирского посёлка Учум, который находится недалеко от моей родной деревни. Здесь она закончила школу и педучилище, здесь же встретила своего суженого. В Ленинград  не вернулась. Не к кому было возвращаться, а в Сибири у неё уже были знакомые, друзья и семья.

     Ничего этого я не знал, когда разговаривал с мамой, да и она в то время тоже  ничего не знала.     .

- А что мне нужно для школы? - спросил я маму.

- Многое, сынок, нужно. Нужна приличная одежда, нужна обувь, нужны книжки и тетрадки и много чего  ещё.

         Немалых трудов стоило маме подготовить меня к школе, но к началу школьных занятий у меня были и новые  сапоги (о туфлях и кроссовках я тогда и понятия не имел), и новые штаны и новая рубашка; была сшита из какого-то материала и сумка с широкой лямкой. За тетрадями, карандашами и прочими школьными принадлежностями мама ездила в районный центр.

                                                                                3

       И вот наступило 1 – е сентября. Проснулся я раньше обычного, оделся, обулся и повесил через плечо сумку, которая почему - то мне очень понравилась. Оглядела меня мама и всплеснула руками,

- Ах, батюшки! Про поясок то мы забыли. Отец,  ищи какой – ни будь ремешок.

- Где я вам найду ремешок?

- Ничего не знаю. Рубашку нужно подпоясать, иначе в школу не пустят.

Папа вышел на улицу, но вскоре вернулся. В руках у него был скрученный ремешок.

- Вот вам поясок. Пойдёт?

- Чего он такой скрученный?

- Так это же хомутная супонь. Я вот теперь не знаю, как буду запрягать коня.

- Запряжёшь, - мама опоясала меня ремешком

Затем она ещё раз оглядела мою одежду, что - то подправила,

- Ну вот. Можно идти в школу.

- Я боюсь идти один.

- Ты пойдёшь не один. Со мной.

        И мы пошли. Мама держит  меня за руку, а я постоянно поправляю сумку и поглядываю по сторонам. Из многих домов выходят мальчишки и девчонки. Малышей, вроде меня, сопровождают мамы, а ребята постарше идут самостоятельно.До школы идти далеко. В другое время мы бы успели и поиграть и даже подраться. Но сегодня особый день. Мы идём притихшие и серьёзные.

   Вот и школа. В её ограде уже много детей и взрослых. На крыльце стоят незнакомые мужчина и женщина. Мужчина в военной гимнастёрке и с орденом на груди, правая рука у него висит плетью.  Женщина в красивом платье и в красивой обуви (она была, конечно, в туфлях, но об этом я узнал позднее).

- Это ваши учителя, - шепнула мне мама.

- А кто меня учить будет? - спрашиваю я у мамы, - дядя или тётя?

- А ты кого бы хотел?

- Конечно тётю.

- Это почему?

- Я не знаю.

      Я, действительно, не знал, что ответить маме, но женщина - учительница сразу привлекла моё внимание. Её голос, её взгляд, весь её облик притягивали к себе, и я это почувствовал, да и не только я.

- Прошу пройти в школу, - мужчина с орденом открыл дверь и отступил в сторону.

- Проходите направо в зал, - добавила учительница.

        Мы прошли в школу и из коридора повернули направо, в зал. Зал мне показался очень большим. Я привык к маленьким комнатам и дома, и у друзей, а в таком большем помещении почувствовал себя неуютно.Учителя построили учеников в несколько рядов. Я оказался в углу за ребятишками. Матери столпились у дверей. К ним подошла и учительница.Учитель вышел на середину зала и стал что-то говорить. Мне показалось, что он говорит сердито и смотрит на меня. Я заплакал. Учительница заметила это, подошла ко мне и взяла за руку,                                                                                                             

 - Ты что плачешь?  - тихонько спросила она и погладила меня по голове.

- Я хочу к маме.

- Вон твоя мама. Пойдём к ней.

Мы подошли к маме и вместе с ней вышли на улицу.

- Тебя как зовут? - спросила учительница.

- Валька, - ответил я.

- Не Валька, а Валя, - поправила она меня, - Ты чего испугался?

- Дядька сердитый.

- И совсем он не сердитый. Он добрый. Просто громко говорит, чтобы всем было слышно. Зовут его Григорий Евгеньевич, а меня - Олимпиада Григорьевна. Запомнишь?

- Ага.

- Меня то ты не боишься?

- Тебя не боюсь. Ты хорошая.

- Надо говорить не ты, а вы, - поправила меня мама.

- Ничего. Этому мы научимся. Твоей учительницей, Валя, буду я. Ты согласен?

- Ага.

- Ну, вот и хорошо. Сейчас мы пойдём в класс и познакомимся поближе, а мама, если хочет, пусть подождёт тебя.

- Конечно подожду. Иди, Валя, с Олимпиадой Григорьевной.

Вот так я и познакомился с моей первой учительницей. Сколько лет прошло с той далёкой поры. Да что там лет. Жизнь осталась позади, но я до сих пор помню доброту и ласку, которые тогда исходили от неё.

                                                                          4

      Началась моя школьная жизнь. Началась она и для моих друзей. Занятия проходили в две смены. С утра занимались 1–й и 2- ой классы, а с обеда 3 - й и 4 – й. Школа, которая в первый раз показалась мне большой, на самом деле была маленькой: два класса, зал и учительская. Работали в ней всего два учителя: Олимпиада Григорьевна и её муж, Григорий Евгеньевич. У Григория Евгеньевича я не учился, но ребята говорили, что он бывает иногда очень сердитый. Ну а мы в своей Олимпиаде Григорьевне души не чаяли. Мы её любили                                                                                                                                                    Поначалу учёба у меня не заладилась. Что было тому причиной сейчас трудно сказать, но у меня ничего не получалось  ни с чтением, ни с письмом, ни со счётом. Я был, наверное, в числе самых отстающих учеников, но Олимпиада Григорьевна сумела выправить меня. К концу учебного года я стал уже одним из лучших .                                                                                                                                                                        Много  труда и времени затратила она, чтобы приобщить меня к чтению. И не только меня. Она никого не оставляла без внимания. Мне она часто приносила книжки и требовала, чтобы я их прочитал, а потом рассказал прочитанное ей. Моя учительница добилась своего. Я стал не просто любителем, а ярым поклонником чтения. К концу третьего класса я прочёл все книги, которые были в школьной библиотеке, а к концу четвёртого всё, что было в сельской. Правда и в той, и в другой библиотеке книг было немного, но тем не менее…   Даром это для меня не прошло. Электричества в ту пору в нашей деревне не было и я читал при свете тусклой, керосиновой лампы.

     Следствием этого было то, что у меня стало ухудшаться зрение. И первой эта заметила моя учительница. На одном из уроков она вдруг сказала,

- Тихонов Валя, пересядь на первую парту, вот сюда, ко мне.

- Как, зачем? - возмутился я. - Там же Танька сидит.

- А Таня Седых сядет на твоё место.

- Но я не хочу на первую парту.

- Я прошу тебя, пересядь. Потом я тебе всё объясню.

После уроков я задержался в классе.

Олимпиада Григорьевна что - то долго записывала в журнале, а потом обратилась ко мне.

- Валя, ты плохо видишь написанное на доске?

От неожиданности я растерялся. Такого разговора я не ожидал.

- Всё я вижу. С чего вы это взяли?

- Я замечаю, что ты щуришься и заглядываешь в тетрадь к соседке. Есть и другие признаки. Зрение у тебя, к сожалению, ухудшилось. Ты слишком много читаешь при плохом свете.

- Я люблю читать.

- Я это знаю, но поберечь глаза надо. Я поговорю с твоей мамой. Нужно съездить к врачу и выписать очки.

- Не хочу носить очки.

- Дело не в твоём хотении. Можешь совсем испортить зрение, а к очкам ты быстро привыкнешь.

Не внял я совету моей учительницы. Очки  приобрёл только в десятом классе. А жаль…

    Со всеми предметами школьной программы я справлялся более или менее легко, но был такой предмет - чистописание, с которым у меня, да и не только у меня, были проблемы. На уроках чистописания мы учились красиво писать: отрабатывали и наклон букв, и нажим, и разные   завитушки… Трудно нам это давалось, особенно мальчишкам. Девчонки были терпеливее, да и нравилось им выводить  красивые буквы и строчки. Нам же хотелось поскорее отвязаться от этого, как нам казалось, нудного дела.

     Я, конечно, не любил чистописание и вообще писанину. Почерк у меня был плохой. В школе, под наблюдением Олимпиады Григорьевны, я писал более или менее прилично,   но дома, выполняя домашние задания, я забывал все наставления учительницы.

- Ты пишешь, как курица лапой, - говорила мне мама, изредка заглядывая в мои тетради, но следить за мной она не могла. Не было у неё на это времени.

У моих друзей почерк был тоже  ненамного  лучше моего. Олимпиада Григорьевна решила взяться за нас всерьёз.

- Будете оставаться после уроков и учиться писать, - объявила она нам.

Наши возражения Олимпиада Григорьевна слушать не захотела, так же, как и обещания писать красиво и правильно.

     Закончился последний урок, все ушли домой, а мы сидим и смотрим на учительницу. Какие неприятности она нам приготовила. А то, что неприятности будут, мы не сомневались. Олимпиада Григорьевна не торопится. Посидела, поглядела на нас, покачала головой и достала из своего стола какие - то листки.

- Идите сюда и берите вот эти листочки.

Мы  подошли, взяли листки и вернулись на свои места.

- Внимательно посмотрите,- велела нам Олимпиада Григорьевна.

 Мы посмотрели. На листках был какой - то текст, написанный от руки, но очень красиво.

- Возьмите тетради и перепишите в них текст. Ваши записи должны быть точно такими же, как на этих листках.

- Олимпиада Григорьевна! Мы так красиво писать не умеем.

- Вот и учитесь. Пока не сделаете, домой не пойдёте.

Делать нечего, надо приниматься за работу. Текст был небольшой, и я быстро, но старательно переписал его. Закрыл свою тетрадь и стал смотреть, что получается у моего соседа.

- Валя Тихонов, ты почему не работаешь? - спросила меня учительница.

- А я уже всё сделал.

- Как, так быстро? Ну- ка неси сюда, - Олимпиада Григорьевна взяла у меня тетрадь и стала внимательно рассматривать мою работу, - Ничего не понимаю, - удивлённо сказал она, -  оказывается ты можешь красиво и правильно писать. Почему же ты в другое время этого не делаешь?

- Не знаю.

- Как это не знаешь? И ты знаешь, и я знаю. Торопишься, вот и получаются у тебя каракули. А куда торопишься? Кто тебя гонит? Давай - ка постарайся писать красиво. Я на тебя надеюсь.

     Но не оправдал я надежды моей учительницы. Как писал в то далёкое время торопливо, так же пишу и до сих пор, как был мой почерк неразборчивым, таким и остался.

     Бедно и трудно мы жили в то тяжёлое время. Не во что нам было прилично одеться и обуться. Олимпиада Григорьевна всё это знала и понимала. Она только требовала от нас чистоты и аккуратности, постоянно следила за тем, чтобы у нас были чистые рубашки и штаны, подстрижены ногти, пострижены волосы, чтобы у каждого был поясок.

    С поясками возникали комические ситуации. Настоящих поясных ремней не было ни у кого. Использовали всё, что подвернётся под руку: супони от хомутов, перетяги, простые верёвочки… Но такие пояса рвались и терялись.  Беспоясных  мальчишек Олимпиада Григорьевна отправляла домой, -

- Без пояса в школу не приходите, - напутствовала она виноватых.

      Идём как - то мы с моим дружком и соседом, Витей Григорьевым, в школу. Конец апреля. Утро тёплое. Зеленеет трава, распускается листва на деревьях. Нам весело и радостно. Скоро кончатся  занятия в школе  и начнётся лето. От избытка чувств мы размахиваем   сумками и толкаем друг друга. Толкались, толкались и  дотолкались - наши пояса порвались.

- Вот доигрались. Не пустят нас в школу, - Витя взял пояс в руки и попытался его связать , но ничего не получилось.

Мой пояс тоже не подлежал ремонту.

- Может  домой  вернёмся? - предложил я.

- Нет. Пойдём в школу. Скажем Олимпиаде Григорьевне, что завтра пояса у нас будут.

- Ну ладно. Пойдём.

        В класс мы входили бочком, прячась за спинами наших одноклассников, надеясь, что Олимпиада Григорьевна не заметит непорядок в нашей одежде. Но она всегда и всё видела.

- Витя Григорьев и Валя Тихонов, вы почему без поясков, - спросила она.

- Дома забыли, - в один голос ответили мы.

- Идите домой и возвращайтесь с поясками.

Делать нечего. Мы вышли из класса.

- Домой пойдём? - спрашивает Витя.

- Домой  неохота, далеко, - говорю я, - может быть здесь что – ни будь  найдём.

- Да что здесь можно найти?

- А вон конопля. Давай обдерём её и совьём из кудели  верёвочки.

- Да нас же  засмеют.

- Ну и пусть смеются, зато домой не нужно будет идти.

      Ободрали пучок конопли, свили верёвочки и подпоясались. Возвращаемся в школу и заходим в класс. Ребята, увидев наши оригинальные пояса, дружно засмеялись. Послышались возгласы:

- Вот это ремни, вот это пояса! Где вы их купили?

Мы молчим и ждём реакции Олимпиады Григорьевны, она поглядела на нас, улыбнулась и говорит, -

-Молодцы! Это хорошо, что вы проявили смекалку, но дома найдите  что ни будь другое. Получше и покрепче                   .                                                                                                      

     Со стрижкой волос тоже возникали казусы. В нашей деревне не только не было парикмахерской, но и машинку для стрижки волос никто из нас в глаза не видел. Стригли нас матери ножницами, но наши матери были вечно заняты: работа, домашние дела, дети…

Если у нас сильно отрастали волосы, Олимпиада Григорьевна напоминала,

- Ребята, вам нужно подстричься. Обросли, как монахи.

Мы принимали напоминание к сведению, но скоро о нём забывали. И вот однажды наша учительница не вытерпела,

- Все волосатые поднимайтесь и отправляйтесь стричься.

- А где же мы подстрижёмся? - подал голос Валя Васяев, - Сейчас все на работе.

- Ничего не знаю. Где хотите там и стригитесь, но в школу в таком виде не приходите.

      Поднялись мы и вышли на улицу. Набралось нас, волосатиков, пять человек. Стоим возле школьного крыльца и соображаем: что же нам делать, куда идти? А идти-то некуда. Кому мы нужны?

- Пойдёмте к бабе Тане Черепановой, - предложил Саша Поцерук, сосед этой самой бабы Тани, - она  здорово  стрижёт овец, может и нас подстрижёт.

- Да мы овцы, что ли,-  завозмущались  некоторые из нашей команды.

- Ну как хотите, а я пойду, - Саша повернулся и пошёл к калитке.

Мы молча последовали за ним.

     Черепановы жили недалеко от школы. Подошли мы к дому, вошли во двор и сразу увидели бабу Таню. Она стояла посреди двора и кормила гусей.

- Здравствуйте, баба Таня, - хором поздоровались мы.

 Старушка  повернулась к нам и удивлённо спросила,

- Откуда это столько гостей привалило? Вы что, ребятки, металлолом собираете? Так у нас его нет.

- Не нужен нам металлолом, - вступил в разговор Саша Поцерук, как самый знакомый бабе Тане человек, - беда у нас.

- Какая ещё беда?

- Из школы нас выгнали.

- Натворили что   ни будь? А я - то причём?

- Ничего мы не натворили. Олимпиада Григорьевна отправила нас подстригаться.

- Да обросли вы изрядно, но я - то чем могу вам помочь ? У меня и ножниц хороших нет, да я никогда и не стригла людей.

- Но вы же здорово стрижёте овец.

- Так-то овец. Для них есть и особые ножницы - овечьи.

- Вот и подстригите нас овечьими ножницами.

- После стрижки такими ножницами вы будете похожи на чертей.

- Ну и ладно. Главное, чтобы были подстрижены.

Долго мы уговаривали бабу Таню. Уговорили…

        Достала она овечьи ножницы и принялась нас обрабатывать. Принялась так, что с наших голов только клочья летели. Нам было и колко, и больно, и смешно, но баба Таня велела молчать, Мы молчали и терпели. Быстро привела баба Таня наши головы в порядок, но в какой... Нам было все равно.   

 - Спасибо, баба Таня, - опять же хором поблагодарили мы нашу спасительницу и отправились в школу.

     Олимпиада Григорьевна, увидев нас, закрыла лицо руками и уткнулась в журнал, плечи   её тряслись от смеха. Наконец она подняла голову и спросила нас,

- Это в какой же модной парикмахерской так вас обработали? Что стало с вашими головами? Какие - то полосы, клочья, царапины… Ладно, проходите и садитесь, но вечером попросите матерей,  чтобы они подровняли ваши прически.                    .                                                                                                                            Не могла наша учительница сердится на нас. Она всегда была доброй, внимательной и терпеливой.

                                                                        5

    В то незабываемое время, когда я учился в первом классе, в редком доме нашей деревни   имелись часы. У нас часов не было. Как мама определяла время, я не знаю, но будила она меня вовремя. Тяжело было рано подниматься, когда темно и холодно.

               Я вставал, одевался, завтракал, и прежде чем идти в школу, подходил к дому Струковых. Два окна этого дома выходили в нашу ограду. Я подходил к одному из окон и стучал. Выходила моя соседка, Галя, и мы вместе шли в школу.

            И вот в одно очень морозное утро, я, как обычно, подошёл к Галиному окну. Хотел уже стучать, но моё внимание привлекла железная  полоса, которой прижимают ставни. Полоса вся была в белом инеи и мне неудержимо захотелось её лизнуть. Я лизнул… Полоса схватила мой язык и не собиралась его отпускать. Я не мог ни оторваться, ни закричать. От боли и испуга я упал.  Полоса, конечно, отпустила меня, но часть моего языка оставила себе. Со слезами и мычанием я вернулся домой. Мама, увидев меня, испугалась,

- Что с тобой опять приключилось? - быстро спросила она.

Я открыл рот и высунул язык. Мама сразу всё поняла,

- Железо   лизнул?

- Угу.

- В школу ходишь, но нисколько не умнеешь. Любой дурак знает, что зимой железо лизать нельзя. А ты…

Мама смазала чем - то мой язык и велела залезать на печку.

- В школу сегодня не пойдёшь. Лежи на печи и не ной. Сам виноват.

                    Она ушла на работу, а я остался с бабушкой и младшей сестрёнкой. К обеду боль поутихла и я смог что - то поесть. Затем опять забрался на печку и вскоре уснул.

Проснулся от стука в дверь. Стучать в двери у нас было не принято. Бабушка всполошилась,

- Ой, господи! Кто это к нам? Войдите…

Открывается дверь и входит моя учительница,

- Здравствуйте! Можно к вам?

- Проходите, проходите, Олимпиада Григорьевна, - приветливо заговорила бабушка, - присаживайтесь вот сюда, на лавку.

Олимпиада Григорьевна прошла, села и спрашивает,

- А где Валя? Почему он сегодня в школу не пришёл?

- Вон, на печи лежит.

- Что с ним? Заболел что - ли?

- Сам себе болезнь устроил.

- Как это?

- Лизнул на улице железо, ну и приморозил язык.

- Да вы что? - Олимпиада Григорьевна встала и подошла ко мне,

- Как ты себя чувствуешь?

- Ничего.

- Сильно болит?

- Неа.

- Ну - ка покажи язык.

Я очень смутился, но язык всё - таки показал.

- Да… Дела не очень весёлые. Но ничего, к завтрашнему дню заживёт. Как же это ты?

Я промолчал.

- Он обедал сегодня? - спросила учительница у бабушки.

- Да похлебал жидкого супу.

- Надо бы чем - то смазать.

- Да мы мажем гусиным жиром.

- Ну и хорошо. Выздоравливай, Валя. Завтра приходи в школу.

- Приду.

 -  Мне пара идти. До свидания.

- До свидания, - бабушка поклонилась, - спасибо вам за заботу.

Олимпиада Григорьевна ушла, а бабушка ещё долго ворчала на меня за то, что беспокою добрых людей.

- Учительница - то твоя, какая хорошая.

- Она хорошая, - подтвердил я.

                  Посещение больных учеников было правилом у нашей учительницы. В любую погоду, в снег, в метель, в сильный мороз она шла к своим питомцам, которые  по какой - либо причине не пришли в школу. И не просто приходила, а всегда старалась помочь всем, чем могла.

                                                                                 6

            Мы, ученики, старались не огорчать нашу учительницу, но дети есть дети. Случалась всякое. Кто - то, с кем - то подерутся, кто - то дёрнет за косу девочку, а та закричит, как будто её режут, кто - то принесёт в класс ворону или голубя. Бывали случаи и посерьёзнее.

                    Однажды было объявлено, что после уроков будет пионерский сбор. Я и мои друзья пионерами ещё не были, но нас заинтересовало это событие, и мы остались после уроков в школе. Мы хотели вместе с пионерами пройти в класс, где должен был проходить этот сбор, но нас не пустили. Огорчённые, мы вышли на улицу и остановились возле забора.

- Что там у них за секреты, - возмущался Валя Васяев, - почему они нас не пускают?

- Военная тайна, - усмехнулся Юра Казенников.

- Тайна, тайна… - что-то соображая, проговорил Витя Григорьев, - давайте - ка покажем им тайну.

- Что мы им покажем? - спросил я.

- Что, что? Поймаем козла и сунем в класс.

Идея всем понравилась, и мы рьяно взялись за её претворение в жизнь.

                За забором, у которого мы стояли, жили Козловы, и у них, как - бы в соответствии с фамилией, были козы. Ни у кого в деревне не было, а у них были. Вместе с козами ходил и большой козёл, с бородой и рогами. Девчонки страшно боялись этого козла, а мы, мальчишки, нередко ездили на нём верхом, за что нам попадало и от хозяев, и от наших учителей.

                       Козла мы быстро поймали и потащили в школу. Он, конечно, идти не хотел, упирался всеми четырьмя ногами и пытался поддеть рогами, но нас было четверо и, к тому же, мы, деревенские жители, умели обращаться с домашними животными.

           Затащили мы козла в школу и впихнули в класс, где проходил пионерский сбор. Мальчишки козла не испугались, они сами на нём ездили, а вот девчонки… Девчонки с криком и визгом кинулись в дальний угол, сбились там в кучу и продолжали   визжать так, что у нас зазвенело в ушах.

    Испугалась или не испугалась Олимпиада Григорьевна, мы не поняли, но она тоже кинулась в угол к девчонкам, встала впереди, раскинув руки и как бы закрывая  девчонок собой, и закричала,

- Уберите, немедленно уберите это страшилище.

Мы схватили козла и вытащили его на улицу. Стоим у крыльца и молчим. Только сейчас до нас дошло, что наша шутка не очень удачная и что не миновать нам наказания.

Через какое - то время на крыльцо вышла наша учительница,

- Ну ка, друзья, пошли в учительскую.

Делать нечего, нужно идти. Зашли. Олимпиада Григорьевна подошла к столу и повернулась к нам,

- Вы хоть понимаете, что вы натворили. Ополоумели что - ли?

В это время в учительскую зашёл Григорий Евгеньевич, заведующий школой,

- Они не ополоумели, они   сдурели. Выгнать их из школы.

- Оставьте нас, - обратилась Олимпиада Григорьевна к заведующему.

                Григорий Евгеньевич вышел, а наша учительница села за стол и закрыла руками лицо. Мы поняли, что она плачет. Нам стало стыдно, больно, тяжело, но сказать, что - либо мы не умели и не могли. Сколько мы стояли и смотрели на плачущую нашу учительницу, трудно сказать. Наконец она подняла голову и посмотрела на нас,

- Ребята, ребята… Вы очень подвели меня. Прежде чем что - то сделать, нужно подумать. Я надеюсь, что больше вы так меня огорчать не будете. Мы молча закивали головами.

- А сейчас, - продолжила Олимпиада Григорьевна, - идите домой. Время уже к вечеру, а вы ещё не обедали. Идите.

            В школе мы никакой кары не понесли. Даже родителям не было сообщено о нашей выходке, но они, конечно, вскоре об этом узнали. Пионеры быстро разнесли весть о нашем «геройстве» по всей деревне. Внушение нам было сделано нашими отцами и матерями соответственное, но что оно значило по сравнению с той болью и с тем стыдом, что мы испытали, глядя на нашу плачущую, любимую учительницу.

                                                                              7

         Мы не только не понесли никакого наказания, хотя заведующий школой настаивал на этом, но вскоре были приняты и в пионеры. Как нас отстояла наша учительница, мы не знали.

    Олимпиада Григорьевна всё больше вовлекала нас в школьные, да и не только школьные дела. Мы сами ремонтировали забор, убирали снег, помогали престарелым жителям села.

    Были у нас и праздники: седьмое ноября, первое мая, День Победы, но больше всего мы любили Новый год. До приезда в нашу деревню Олимпиады Григорьевны и Григория Евгеньевича ни в школе, ни в клубе, ни в наших домах новогодние ёлки не ставили. Было не до ёлок.И вот в первом классе, незадолго до Нового года, мы услышали от нашей учительницы, что у нас будет ёлка. Новость, конечно, всех обрадовала. Первоклассники зашумели, загалдели, повыскакивали из за  парт. Посыпались вопросы,

- А кто нам ёлку привезёт?

- А Дед Мороз и Снегурочка будут на ёлке?

- А игрушки где мы возьмём?

Олимпиада Григорьевна подняла руку, призывая нас успокоится,

- Не шумите и сядьте на свои места. Я вам всё объясню.

Шум стал стихать. Мы уселись за парты.

- Ёлку нам обещал привезти председатель колхоза, - дождавшись тишины, начала объяснять Олимпиада Григорьевна, - Игрушки будем делать сами.

- Как сами? Мы же не умеем? - опять зашумели ученики, - Да и из чего их делать? У нас же ничего нет.

- Не шумите. Игрушки делать научитесь, а материал для них найдём. Дедом Морозом будет кто   ни будь из ребят постарше, а Снегурочкой может быть любая девочка.

    Долго мы обсуждали, как и что будет на новогодней ёлке. Ну  а потом многим из нас, в том числе и мне, пришлось  немало потрудится. Прежде всего нужно было изготовить ёлочные игрушки. В то время мы даже не думали, что их можно купить. Во - первых их не было в нашем магазине, а во -  вторых, денег на игрушки тоже не было.

     Олимпиада Григорьевна принесла цветную бумагу. Где она её взяла, мы не знали и не спрашивали об этом. Под руководством учительницы ученики стали мастерить хлопушки, цепи, флажки и много чего другого. Мастерили в основном девчонки, у них это как - то лучше получалось, а мы, мальчишки, были вроде подсобных рабочих - принести, унести, отрезать и прочее. Бумажных и картонных игрушек наделали много, а Олимпиада Григорьевна принесла красивую, стеклянную звезду и ещё несколько настоящих  ёлочных украшений.

      Нужно было подготовить и небольшой концерт: пляски, стихи, песни. Артисты были ещё малые и неумелые, но Олимпиада Григорьевна сумела нас как - то подготовить. Я до сих пор помню, что мне досталась роль мышки. Какая это была пьеса, я уже забыл.  Или репку тянули, или  бегемота вытаскивали из болота. А роль мышки мне досталась потому, что в первом классе я был меньше всех мальчишек. К четвёртому классу всё изменилось: я стал чуть ли не выше всех.

    Ёлка была поставлена, украшена и мы, артисты, провели около неё генеральную репетицию. Все очень волновались, терялись, забывали слова и реплики. Дело доходило до слёз. Помучилась с нами Олимпиада Григорьевна.Мучилась не зря. Новогодний праздник удался на славу. Зрители, в числе которых были наши папы и мамы, остались довольными. Все благодарили главного режиссёра, нашу Олимпиаду Григорьевну.

     Председатель колхоза не был на новогоднем празднике, но услышав отзывы, пришёл в школу и о чём – то долго разговаривал с учителями. Через какое - то время мы узнали, что он уговаривал   Олимпиаду Григорьевну заняться сельской художественной самодеятельностью. И он её уговорил…

     Летом, того же года, мы прослышали, что в нашем клубе будет концерт (постановка, как у нас говорили). Постановки были и раньше, но нас детей, они не очень интересовали. Мы любили кино.Деревенский клуб располагался в бывшей церкви. Кино привозили  редко и клуб во время сеансов был всегда переполнен. Нам, детям, мест не доставалось. Смотреть из - за спин взрослых было очень неудобно, но мы нашли выход. Экран висел перед алтарём, а за экраном оставалось большое алтарное пространство. Вот мы и приспособились смотреть кино с обратной стороны экрана. Всё было видно великолепно и нас никто не шпынял, не ругал и не прогонял. Скамеек, конечно, не было, но они нам были не нужны. Мы располагались на полу в удобных позах. Можно было стоять, сидеть, лежать - как кому нравится. Мы никому не мешали и нам никто не мешал. Если кино было интересное, мы смотрели и обсуждали, если скучное, то могли и уснуть.

  Разговоры о новой постановке нас не очень заинтересовали, но, когда мы узнали, что наша учительница тоже будет участвовать, отношение к концерту резко изменилось. Мы решили непременно посмотреть постановку.

В день концерта мы пришли к клубу раньше всех, но у дверей уже стоял заведующий клубом, Коля,

- Вас в клуб  не пущу, - заявил он.

- Почему?

- Мест мало, даже взрослым не хватит. Так что идите домой.

Но мы остались около клуба. Отошли в сторону и загорюнились. Стоим, ждём чего - то, надеемся на что - то.

- Олимпиада Григорьевна идёт, - шёпотом сказал Валя Васяев.

Мы повернули головы в сторону Олимпиады Григорьевны. Она увидела нас, подошла и спрашивает,

- Вы чего здесь стоите?

- Нас не пускают, - хором ответили мы.

- Пойдёмте.

Мы пошли за ней. Коля всё также стоял у дверей. Наша учительница что - то сказала ему, и он махнул нам рукой,

- Ладно, проходите.

- Мы бегом ринулись в клуб.

- Мест для вас всё равно нет, - крикнул нам вслед Коля.

Но мы не обратили на него никакого внимания.

    Прорвались мы в клуб, а вот где устроится, не знаем. Наше алтарное помещение  было уже не наше - там расхаживали участники концерта. Долго не думая, мы уселись между первым рядом скамеек и сценой. Не очень удобно, нужно задирать головы, но всё - таки смотреть можно.

    Начался концерт. На сцене наши деревенские парни и девчата пели, плясали, разыгрывали какие - то сценки, но нас это мало интересовало. Мы ждали выхода  нашей учительницы. Наконец,   ведущий, тот самый  Коля, который не пускал нас, объявил,

      - Песня «Иволга». Исполняет Симонова Олимпиада. Мы затаили дыхание. На сцену вышел знакомый  гармонист, сел на табуретку и положил руки на гармонь. Вслед за гармонистом вышла наша учительница. Она подошла к краю сцены, оглядела зал, нас, сидящих перед ней, улыбнулась и кивнула гармонисту.

       Он заиграл, а она запела. Песня для нас была совершенно незнакомой, но показалась не просто хорошей, а чудесной.С той поры прошли года и десятилетия, но я не забыл  песню, она была со мной всегда и везде. Слушая эту песню, я вижу наш деревенский клуб, моих одноклассников, сидящих на полу и молодую женщину на сцене. Она пела,

                                                                Ой цветы, луга

                                                                Птица  иволга,

                                                                Ты гори во мне, любовь моя.

Она пела, а нас переполняла гордость за эту женщину, которая казалась нам лучше всех и красивее всех. Ведь это была наша, наша учительница, наша Олимпиада Григорьевна.

                                                                    8 

           Мы подрастали, переходили  из класса в класс  и Олимпиада Григорьевна всё больше и больше привлекала нас к школьной и клубной самодеятельности. Продолжалось это и в более позднее время.    Когда я, уже будучи студентом, приезжал на каникулы домой, Олимпиада Григорьевна немедленно нагружала меня   какой   ни будь общественной работой . Мои отговорки она и слушать не хотела,

- Ты что, Валя (для неё я был и всегда оставался Валей), не хочешь помочь своей родной деревне? Учишься в городе, многое видишь и многое знаешь. Неси свои знания и культуру односельчанам.

Она просила  меня: то  прочитать какую ни будь лекцию, то поиграть в клубе на гитаре, а то и спеть песню на концерте.

      Закончил я четвёртый курс института и, как всегда, приехал домой, к родителям. Только сели за стол, как видим: в калитку входит Олимпиада Григорьевна. Я выскочил из-за стола и побежал встречать. Зашли в дом. Мама пригласила её за стол.

- Спасибо, но у меня нет времени, - отказалась Олимпиада Григорьевна, а затем обратилась ко мне,

- Валя, у меня к тебе огромное дело.

- Олимпиада Григорьевна, как вы так быстро узнали, что я приехал?

- Я в окно увидела, как ты шёл с автобуса.

- Но я бы и сам к  Вам пришёл?

- Я же сказала, что у меня срочное дело к тебе.

- Какое дело?

- Мы завтра должны ехать с концертом в Косоголь. Всё уже согласовано, а наш артист, Коля Дугин, заболел. Вот я и хочу, чтобы ты заменил его.

- А что я должен делать?

- Во - первых сыграть в пьеске роль профессора, а во - вторых прочитать басню.

- Олимпиада Григорьевна! Как же я успею за один вечер всё это выучить?

- Не прибедняйся. Кто,  кто, а я то знаю твою память.

- Ну, хорошо. Я в вашем распоряжении. С чего начнём?

- Приходи в клуб. Там всё и обсудим.

       Я наскоро закончил обед и, не взирая на ворчание матери, поспешил в клуб. Деревенские артисты  были уже  все в сборе  и с ними занималась Олимпиада Григорьевна.

-Молодец! Быстро пришел. Вот тебе пьеска, Ознакомься. 

Я быстро прочитал пьесу. Она была  короткой, а роль профессора маленькой. 

- Олимпиада Григорьевна! Я, наверное, смогу сыграть в пьесе, но у меня есть сомнение.

- Какое?

- На профессора я не похож.

- Ничего страшного. У нас не драматический театр. Ты в очках, а это важный атрибут профессора.

- Ну хорошо. С  Вами не поспоришь. А что за басня?

- Вот, возьми и прочитай, - Олимпиада Григорьевна подала мне листок.

    Басня меня заинтересовала. В ней талантливо и с юмором была затронута характерная для того времени тема.         

                                                   Прибыл с лекций в колхоз некий дядя и понёс:

                                                   В смысле диалектики, нормативной этики,

                                                   Сей вопрос как таковой будет  базой силовой

                                                   Для консолидации и стабилизации всей кооперации…

«Дядя» и далее  продолжал в том же духе. Лекторы, подобные этому «дяде» часто приезжали в деревни и сёла, «воспитывали» деревенских людей и прививали им «идейность». В басне, которую я должен был прочесть, ответ такому лектору дал деревенский дед.

                                                            Вобщем  так - то оно так,

                                                            Но нет так, чтоб  абы как,

                                                            Хоть и применительно

                                                            Мало нам пользительно.

                                                            Да оно бы и не надо ни к чему, а доведись

                                                           Завсегда, конечно, рады

                                                           Ясно молвил я, кажись?

 

Прочитал я басню и спрашиваю,

- Олимпиада Григорьевна, где Вы её взяли?

- Понравилась басня?

- Конечно, понравилась, но всё - таки скажите, где вы её нашли?

- В журнале «Крокодил». Сможешь ты её выучить к завтрашнему концерту?

- Вы же сегодня мне говорили, что знаете мою память. Конечно, выучу.

       На следующий день, в кузове колхозной, грузовой машины  наша артистическая   бригада, во главе с Олимпиадой Григорьевной, поехала в соседнюю деревню Косоголь. Там нас уже ждали. Сам председатель колхоза показал нам клуб, сцену и спросил,

- Что вам нужно для концерта?

Олимпиада Григорьевна попросила найти стол и три стула,

- Для пьесы, - пояснила она.

- Всё будет доставлено, - заверил её председатель.

       Концерт прошёл успешно. И наша пьеса, и моя басня и выступления девчат с песнями и плясками - всё понравилось невзыскательным зрителям. Но вот на сцену вышла Олимпиада Григорьевна. Что - то сказала, улыбнулась и запела,

                                                   Ничего я с собой не поделаю,

                                                   Я  лишилась покоя и сна;   

                                                   Виновата черемуха белая

                                                   А еще виновата весна.

     Зрители замерли. Они почувствовали, что это нечто другое, другой уровень исполнения, другая глубина. От стоящей на сцене женщины ощутимо веяло интеллигентностью, обаянием и нежностью, а я, слушая с восторгом мою учительницу, убедился, что моё детское впечатление от её песни,  когда я слушал её сидя на полу со своими друзьями, было абсолютно верным: она лучше всех, красивее всех и поет тоже лучше всех.  Мне пришла в голову мысль, что Олимпиада Григорьевна могла стать большой, а может быть, даже и великой артисткой, но она стала учительницей и я благодарен судьбе за то, что мне довелось быть её учеником.

 А она продолжала петь.

                                                     Знаю я, что назад не воротится

                                                     Та далекая наша весна;

                                                     То смеяться, то плакать мне хочется

                                                     И опять мне, опять не до сна.

                Закончилась песня. Замолчала Олимпиада Григорьевна и опустила голову. В зале стояла тишина и только через некоторое время раздались   отдельные, неуверенные хлопки. А потом… А потом все встали и стоя аплодировали моей учительнице.

                                                                                      9 

              Олимпиада Григорьевна занималась не только художественной самодеятельностью. Хватало у неё и других дел. Она заботилась о благоустройстве села, о порядке на кладбище, добивалась и добилась   строительства новой школы; благодаря её стараниям в деревне появился памятник воинам - землякам. Но я возвращаюсь в то время, когда я учился в начальной школе.

       Учёба подходила к концу. Мы готовились к экзаменам за четвёртый класс (в те годы экзамены проводились во всех классах, начиная с четвертого). Сидим мы в классе, зубрим  какой - то предмет и вдруг Олимпиада Григорьевна говорит,

- Ребята, вы скоро закончите нашу школу и будете учиться где - то в другом месте. Хорошо бы оставить какую - то память о себе.

- А как это сделать, Олимпиада Григорьевна?

- Вокруг нашей школы нет ни одного дерева. Давайте посадим тополя. Это и будет память о вас.

- И о Вас, Олимпиада Григорьевна.

- Но я  то  остаюсь здесь.

- Всё равно. Может быть Вы куда   ни  будь уедете или уйдёте из школы, а тополя останутся.

- Ну, хорошо. Я уже поговорила с Григорием Евгеньевичем. Он попросит председателя колхоза привезти саженцы. Будем надеяться, что председатель не откажет.

                   Председатель не отказал. Через несколько дней привезли саженцы тополя. Мы, предупреждённые Олимпиадой Григорьевной, пришли в школу с лопатами и вёдрами. Наша учительница предложила каждому выкопать ямку и посадить дерево,

- Вот и будет у каждого из вас свой тополь.

- И у Вас должно быть своё дерево.

- Хорошо. Я тоже выкопаю ямку и посажу дерево.

- Нет, Олимпиада Григорьевна. Для Вас мы всё сделаем сами.

- Спасибо, ребята, спасибо. Пусть будет так.

Тополя были посажены, и мы ухаживали за ними, пока не расстались с нашей маленькой, но такой родной школой.

                    Закончилась учёба; мы получили свидетельства и собрались пока ещё в своём классе на последний классный час. Нам было и радостно, и грустно. Грустно было и Олимпиаде Григорьевне, и мы это видели. Забыл я её напутственные слова, её пожелания нам, её питомцам.  но  на всю жизнь запомнил слёзы в её глазах. Плачущей Олимпиаду Григорьевну я видел второй и последний раз в жизни.

 

                      Мы разошлись, разбежались, разъехались по всей стране.       

                                                        Но где бы ни бывали мы,

                                                       Тебя не забывали мы,

                                                       Как мать не забывают сыновья.

                                                       Ты - юность наша вечная, 

                                                       Простая  и сердечная

                                                       Учительница первая моя

             Я, хоть и не часто, но езжу в мою родную деревню. На Локшинской горе прошу остановить   машину. С этой горы хорошо видны и деревня, и окружающие её озёра, и речка Сереж, но я, прежде всего, смотрю на маленькую рощицу тополей посреди деревни. И сразу же защемит сердце. Это наши тополя: мои, моих одноклассников, моей учительницы. Давно нет Олимпиады Григорьевны. Нет и нашей школы - её снесли, но тополя стоят. Они уже тоже старые, как и я.

    Вечером я прихожу к тополям и слушаю тишину. В этой вечерней тишине, в шелесте   тополиных листьев я слышу гомон моих одноклассников и мягкий, но повелительный голос Олимпиады Григорьевны,

- Ребята, тише. Начинаем урок.

Но нет никого вокруг меня, а есть запустение, бурьян и крапива. Нет нашей школы и  нет прежней, большой деревни.   Исчезли не только многие дома, но и целые улицы

                                                                     Здесь ветры печальные веют,

                                                                     Печалью объята земля

                                                                     Живёт здесь, горюет, стареет

                                                                     Родная деревня моя.

                                                                     Шумят здесь метели и грозы,

                                                                     Дожди заливают поля;

                                                                     Здесь плачут в прошлом берёзы,

                                                                     Грустят о былом тополя.

Прошлое и былое поглотило неумолимое время, но осталась память о замечательной женщине, моей первой учительнице.

                                                           2023 год.


12 февраля 2023

860 лайки
0 рекомендуют

Понравилось произведение? Расскажи друзьям!

Последние отзывы и рецензии на
«Учительница первая моя»

Нет отзывов и рецензий
Хотите стать первым?


Просмотр всех рецензий и отзывов (0) | Добавить свою рецензию

Добавить закладку | Просмотр закладок | Добавить на полку

Вернуться назад








© 2014-2019 Сайт, где можно почитать прозу 18+
Правила пользования сайтом :: Договор с сайтом
Рейтинг@Mail.ru Частный вебмастерЧастный вебмастер