ПРОМО АВТОРА
Вова Рельефный
 Вова Рельефный

хотите заявить о себе?

АВТОРЫ ПРИГЛАШАЮТ

Ялинка  - приглашает вас на свою авторскую страницу Ялинка : «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Тома  Фортуна - приглашает вас на свою авторскую страницу Тома Фортуна: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Евгений Ефрешин - приглашает вас на свою авторскую страницу Евгений Ефрешин: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Серго - приглашает вас на свою авторскую страницу Серго: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Ялинка  - приглашает вас на свою авторскую страницу Ялинка : «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»

МЕЦЕНАТЫ САЙТА

Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»



ПОПУЛЯРНАЯ ПРОЗА
за 2019 год

Автор иконка Юлия Шулепова-Кава...
Стоит почитать Гражданское дело

Автор иконка Юлия Шулепова-Кава...
Стоит почитать Адам и Ева. Фантазия на известную библей...

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать День накануне развода

Автор иконка Редактор
Стоит почитать Новые жанры в прозе и еще поиск

Автор иконка Юлия Шулепова-Кава...
Стоит почитать Соната Бетховена

ПОПУЛЯРНЫЕ СТИХИ
за 2019 год

Автор иконка Юлия Шулепова-Кава...
Стоит почитать И один в поле воин

Автор иконка Елена Гай
Стоит почитать ПУСТО В ДОМЕ

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать Где краски дня белы

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать То игриво, то печально...

Автор иконка Виктор Любецкий
Стоит почитать Я читаю — Дмитрия Шаронова...

БЛОГ РЕДАКТОРА

ПоследнееПомочь сайту
ПоследнееПроблемы с сайтом?
ПоследнееОбращение президента 2 апреля 2020
ПоследнееПечать книги в типографии
ПоследнееСвинья прощай!
ПоследнееОшибки в защите комментирования
ПоследнееНовые жанры в прозе и еще поиск

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К ПРОЗЕ

Вера СенароваВера Сенарова: "Юлия, спасибо, что делитесь в своём рассказе о тяжёлой жизни простых л..." к произведению Надо сажать картошку!

Вера СенароваВера Сенарова: "Да, только молитвы к Творцу - Богу Троице умиротворение.... Спасибо." к произведению Осенняя гамма чувств

СлаваСлава: "Весьма познавательный рассказ. Браво!" к произведению А.Посохов "Не надо врать!"

Вова РельефныйВова Рельефный: "Сайт нуждается в финансировании, которого нет) Поэтому он и не работае..." к рецензии на Проблемы с сайтом?

СлаваСлава: "Браво автору!" к произведению Открой!

egrfsdhgdfshfgggdhggggggegrfsdhgdfshfgggdhgggggg: "liveinternet.ru/users/sanathan/post504411809/" к рецензии на Как найти работу в современном мире

Еще комментарии...

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К СТИХАМ

Василий ШеинВасилий Шеин: "великолепно...замечательный поэтический слог и чуд..." к стихотворению Белоснежная дорога

Климентина ЧугункинаКлиментина Чугункина: "Очень красивое стихотворение!" к стихотворению Возьму я в руки карандаш...

СлаваСлава: "Актуально и точно !" к стихотворению А.Посохов "Заяц и телевизор" (басня)

СлаваСлава: "Совершенно верно!" к стихотворению А.Посохов "Козёл с деньгами" (басня)

СлаваСлава: "Браво автору!" к стихотворению Белый снег…

СлаваСлава: "Всегда приятно читать такие стихи. Благодарю за по..." к стихотворению Ворвалась зима, увы, неизбежность

Еще комментарии...

Полезные ссылки

Что такое проза в интернете?

"Прошли те времена, когда бумажная книга была единственным вариантом для распространения своего творчества. Теперь любой автор, который хочет явить миру свою прозу может разместить её в интернете. Найти читателей и стать известным сегодня просто, как никогда. Для этого нужно лишь зарегистрироваться на любом из более менее известных литературных сайтов и выложить свой труд на суд людям. Миллионы потенциальных читателей не идут ни в какое сравнение с тиражами современных книг (2-5 тысяч экземпляров)".

Мы в соцсетях



Группа РУИЗДАТа вконтакте Группа РУИЗДАТа в Одноклассниках Группа РУИЗДАТа в твиттере Группа РУИЗДАТа в фейсбуке Ютуб канал Руиздата

Современная литература

"Автор хочет разместить свои стихи или прозу в интернете и получить читателей. Читатель хочет читать бесплатно и без регистрации книги современных авторов. Литературный сайт руиздат.ру предоставляет им эту возможность. Кроме этого, наш сайт позволяет читателям после регистрации: использовать закладки, книжную полку, следить за новостями избранных авторов и более комфортно писать комментарии".




Текут реки


Тихонов Валентин Максимович Тихонов Валентин Максимович Жанр прозы:

Жанр прозы Проза для души
4490 просмотров
0 рекомендуют
953 лайки
Возможно, вам будет удобней читать это произведение в виде для чтения. Нажмите сюда.
Текут рекиСтуденческая молодость. Фрагменты истории моей семьи и родной деревни.(Воспоминания и размышления.)

ьчишку и отправил его за управляющим.

        Пока мальчишка бегал за управляющим, мы продолжали знакомится. Антон расспрашивал девчат, а я больше молчал. Выяснилось, что все они из южных районов края, только в этом году окончили школу, совсем недавно сдали вступительные экзамены в институт и вот теперь их отправили в совхоз, на уборочные работы,-

- Что же здесь нам придётся делать?

Антон, конечно, знал все совхозные проблемы,-

- Ой, девчонки, не беспокойтесь.  Работы хватит всем. Нужно пшеницу очищать от сорняков, заготавливать корма  да и картошка не выкопана.

- А где же мы будем жить?

- Гостиница, девочки , ещё не построена, но жильё для таких красавиц, конечно, найдётся.

Вскоре подошёл управляющий,-

- Здравствуйте, девчата. Какие вы молодые и красивые!  Очень хорошо, что вы к нам приехали, а то вон ребята совсем заскучали.

- Они, Иван Никитич, с дороги, - вступил в разговор Антон, - их нужно поскорее куда - ни будь устраивать на ночлег.

- Да... это не простая проблема. Можно, конечно расселить по домам, но и долго и сложно. А, что девушки , если я вас поселю вон в тот амбар, - управляющий указал на небольшое здание возле  зернотока. Это, конечно, не городская гостиница, но в нём просторно и есть свет. Завхоз выдаст вам всё, что нужно и вы будете жить все вместе. Как, согласны?

- Согласны, согласны, - закричали девушки.

- Ну, вот и хорошо. Пойдёмте. А вы, ребята помогите  устроиться девчатам.

Мы, конечно, выразили своё полное согласие.

        Управляющий быстро всё организовал, вызвал завхоза, а тот с нашей помощью принёс и койки, и стулья, и стол. Нашлась даже небольшая железная печка. Студентки быстро навели уют в своём новом жилище. Моему другу очень   понравился этот уют и он с тех пор всё свободное время проводил у девчат. Я тоже часто заходил туда.

       Группа девчат была немаленькая - человек пятнадцать, все они были и милые и хорошие, но мы почему то обратили особое внимание на троих - Зою, Лиду и Надю. Они были землячки: родились и выросли в одной деревне, закончили одну школу и вместе поступили в наш институт. И здесь, в Худоногово,  они постоянно были рядом: в столовой, в клубе, на работе. Мы незаметно сдружились с ними. Антону это было привычным делом, а рядом с ним и я чувствовал себя кавалером.

     Антон не обделял вниманием никого из этой троицы, а мне больше нравилась Надя, да и  она ко мне была расположена. Мы часто проводили свободное время вдвоём, но большого чувства у меня не возникло,   потому что моё сердце было занято Леной - таёжной красавицей, дочерью Горной Шории.

     Здесь я должен немного отступить от своего повествования и сказать несколько слов о Лене. К этому меня обязывает моя память и моё сердце. Встретил я её в Горной Шории, когда работал там радиометристом в геологической экспедиции.   Лена в то время училась в Абаканском педучилище. У нас с ней завязалась дружба, быстро переросшая в нечто большое. Но поздней осенью наша работа в Горной Шории закончилась, да и Лена уехала на учёбу. Мы некоторое время переписывались, но со временем переписка прервалась. Почему? Не знаю!

Память о Лене, моей первой любви, я пронёс через всю жизнь и даже сейчас,-

                                                Забываю дела и проблемы,

                                                Память в прошлое  тянет меня;

                                               Там и юность и девушка Лена,

                                               Недопетая песня моя.

   Будучи уже старым человеком, похоронив жену, я решил отыскать Лену. Искал долго и упорно по всей стране. Нашёл её сестру и племянницу, но Лены в живых уже не было. Так и осталась песня моей юности недопетой.

       Из рассказов родных Лены выяснились странные, несколько мистические   обстоятельства. Лена вышла замуж через семь лет после того, как мы с ней расстались и я женился тоже через семь лет; у Лены было двое сыновей и у меня двое; у одного из моих сыновей было два инсульта, у Лены один из сыновей умер, будучи уже взрослым. И ещё одно трагическое совпадение: моя жена и Лена умерли практически в одно время - весной 2019 - го года. Что это, мистика или божественное напоминание о сложности жизни ?Ничто не проходит бесследно.

       Но в то далёкое, студенческое время я, конечно, ничего этого знать не мог. Нам с Антоном было хорошо в обществе добрых, ласковых и красивых девушек. Мы вместе ходили в клуб, вместе обедали, вместе бродили по лесу. Особенно мы любили, всей нашей компанией плавать по Енисею.                                                                                                                  5           

       В тёплые осенние вечера, когда не было дождя, мы спускали на воду лодку и отправлялись в плавание. Я, обычно, сидел за вёслами, девчата устраивались в средней части лодки, а Антон  усаживался на носу и запевал свою любимую песню,-

                                              Из - за острова на стрежень,

                                              На простор речной волны

                                              Выплывают расписные,

                                              Стеньки Разина челны.

    Развлечением девчат занимался именно Антон. Мне надо было грести и управлять лодкой, да и не очень- то я умел веселить девушек. Другое дело Антон. Он мог рассказывать о писателях, чаще всего зарубежных, популярно объяснял физические и астрономические теории, вспоминал Ленинград, в котором он когда - то жил. Далеко мне было до него. Но вот однажды он заявил,-

- Что это всё я, да я занимаю вас, а Денис помалкивает. Это нечестно.

- Но ты  же городской и развитой парень. Много видел и много знаешь, а что я – деревенский  простофиля , колхозник.

- Ладно, не прибедняйся. Девчата, Денис любит стихи. Он может прочесть и Корнилова, и Ахматову, и Рубцова, а Есенина   знает всего наизусть. Нажимайте на него.

-Денис , почитай стихи,- запросили девчата.

- Прочти,Денис  , что - ни будь из Есенина. - подала голос Надя, - мы этого поэта совсем не знаем, его же не печатают.

- Ну, хорошо. Только что же вам прочитать?

- Прочти - ка есенинского «Сукиного сына» - предложил Антон.

- Это, наверное, неприличное? Может не стоит? - неуверенно попросила Зоя.

- Ладно. Я прочитаю, а вы оцените - приличное оно или неприличное, -

                                            Снова выплыли годы из мрака

                                            И шумят, как ромашковый луг;

                                            Мне припомнилась нынче собака,

                                            Что было моей юности друг.

  Девчата, сначала смотревшие на меня с некоторым недоверием, по мере того, как я читал стихотворение, всё внимательнее, и напряжённее слушали. Когда я закончил читать, все долго молчали, а потом Надя заявила, -

- Никогда я не слышала подобных стихов.

Лида и Зоя поддержали подругу.

- А где бы вы могли их слышать или читать? - спросил Антон. Ведь в нашей передовой школе лучшим поэтом считается Маяковский, а лучшим стихотворением «Стихи о советском паспорте». Терпеть не могу ни его стихи, ни его самого.

- Ну, ты не утрируй, - одёрнул я Антона, - у Маяковского тоже есть хорошие стихи.

- Ну да. «Крошка сын к отцу пришёл».

- Давайте ребята не будем спорить, - вступила в разговор Лида, - Почитай,Ленис  , ещё что - ни будь.

- Завтра, Лида, я вам ещё почитаю и не только Есенина, а сейчас спойте что - ни будь.

Долго уговаривать девчат не  пришлось и в вечернем воздухе зазвучала песня:

                                            Словно замерло всё до рассвета

                                            Дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь,

                                            Только слышно: на улице где - то

                                            Одинокая бродит гармонь.

 Звучит песня, качается лодка, сверкают на Енисее огни буксиров и теплоходов, а мы молодые и счастливые плывём и плывём...

                 Вот так и распределились наши обязанности: Антон рассказывал о литературе, читал импровизированные лекции о физике и учёных, рассказывал анекдоты; я читал стихи Есенина, Корнилова, Ахматовой и других поэтов; девчата пели песни. Пели они замечательно. Пели «Уральскую  рябинушку»  и «Под окном черёмуха колышется», «Куда бежишь тропинка милая» и «Пропел гудок заводской», «Когда умчат тебя составы», «Дан приказ ему на запад» и ещё множество песен. Пели и про наш любимый Енисей:

                                                 Шлют привет ему южные скалы

                                                 И поют заполярья ветра,

                                                 И священные волны Байкала

                                                 В дар приносит ему Ангара.

Мы с Антоном тоже пытались петь вместе с девушками. Как это у нас получалось - другой вопрос.

       Были у нас с девчатами и, так сказать «общие» дела. Одно из них - это давать названия многочисленным родникам, ручьям и заливам. Тут уже вовсю работала фантазия  и начиналось соревнование. Общим делом было и разведение костра в каком - нибудь, приглянувшемся нам месте, и приготовление неприхотливого ужина.

        Девчата, в отличие от нас, отличались хозяйственностью и у них всегда была припасена какая-либо еда. Спиртного у нас не было и не потому, что мы были великие трезвенники, а потому, что в период уборки в совхозе вводился сухой закон. Можно было купить самогон, но мы его пить не хотели. Сколько было у костра анекдотов и рассказов, сколько мы перепели песен. Домой возвращались уставшие, но довольные.   

                                                                    6                   

                 Между тем наша практика подходила к концу. Нужно было сдавать тракторы и прочую технику, на которой мы работали, собирать различные справки, писать отчёты и утверждать их у совхозного начальства. Всё это мы сделали быстро. Пришло  время уезжать. Наши девчата на некоторое время ещё оставались в Худоногово. Мы решили устроить прощальный вечер. Девчата с радостью согласились подготовить праздничный стол, но какое застолье без вина?

          Антон где - то узнал, что на другой стороне Енисея, в селе Атаманово, продаётся вино и загорелся желанием добыть его. Он собрался плыть на лодке через Енисей, а это было опасно, учитывая то, что лодка маленькая, моряки мы  аховые, а по Енисею ходят большие и малые суда и поднимают волны, которые могут захлестнуть лодку. Свои опасения я высказал Антону, но он сходу отмел  их,-

- Ты что, трусишь? Я и один сплаваю.

- Ну, ладно, герой. Погибать, так вместе.

- Вот это другой разговор. Какие - же мы с тобой мужики, если испугаемся какой -то дурацкой волны и как мы будем выглядеть перед девчатами.

- Я всё осознал. Плывём.

      И вот под вечер мы собрались совершить хоть и недалекое, но достаточно опасное путешествие за эликсиром  веселья, а проще говоря за вином. Оделись потеплее , подготовили лодку, подобрали хорошие вёсла. Антон где - то раздобыл огромный, литров на пять, чайник - под вино (вино продавалось на разлив). Провожать нас пришло всё население женского терема, -

- Счастливого пути! Не потопите вино,- раздавались с берега весёлые голоса, когда мы уже плыли по протоке.

- Ждите нас с победой и накрывайте на стол,- отвечали мы.

Я, как обычно, работал вёслами, а Антон уселся на носу лодки и запел свою любимую песню про Стеньку  Разина.

    Нам нужно было плыть некоторое время по протоке, чтобы обогнуть сверху остров и выйти в Енисей. Я ритмично взмахиваю вёслами и слушаю Антона. А он уже закончил песню про Стеньку  (дальше второго куплета он не знал) и начал новую:

                                                        Я люблю тебя жизнь,

                                                        Что само по себе и не ново,

                                                        Я люблю тебя жизнь,

                                                        Я люблю тебя снова и снова...

- Что это ты сегодня распелся? Не к добру это.

- К добру, не к добру... Хорошее дело делаем, вот потому я и пою.

- Ещё неизвестно, что у нас из этого дела получится.

- Всё будет путём, будь уверен.

- Твоими бы словами...

      Наступил осенний вечер. Быстро темнело. Далеко, вниз по Енисею, виднелись огни речных кораблей, но вокруг нас не было никаких плавучих средств. Я молил бога о том, чтобы они вообще нам не встретились. Мы давно обогнули остров и плыли уже по середине Енисея. Впереди, на правой стороне, призывно горели огни. На реке тишина, нет ни барж, ни пароходов, ни теплоходов,-

- Ну вот видишь? Всё в порядке, а ты боялся,- выдал Антон.

- Не говори  гоп, пока не перескочишь. Нам ещё плыть обратно, - ответил я ему.

- Доплывём. Помни о том,  что нас ждут  красавицы.

- Помню, помню, но и ты не забывай, что нам может встретится  какой – ни будь «Метеор».

- Я давно заметил, что ты пессимист.

Правый берег медленно, но приближался и вот дно лодки зашуршало по прибрежной гальке,-

- Сиди в лодке, я пойду за вином,- приказал Антон.

- Иди, иди, да пошевеливайся.

        Антон ушёл, а я уселся поудобнее  на скамейке лодки и стал смотреть на огни посёлка, на Енисей, на звёздное небо. В голове крутились разные мысли: хорошие и   плохие, весёлые и грустные. Прошло довольно много времени, а Антон не возвращался. Что - то задерживало моего друга. Но вот, наконец, он вышел из-за угла старого дома. По тому, как он держал чайник, я понял, вино куплено,-

- Ты, парень, не в Красноярск за вином ходил? - обратился я к нему. - Мне пришлось тебя ждать больше часа.

- А ты, наверное, думал, что нам одним потребовалось вино?  Нет, дружище, желающих выпить много. В магазине столько народу, что не протолкнёшься.

- Ну, молодец, молодец! Давай, залезай в лодку. Ты за вёсла сядешь или будешь охранять свой чайник.

- Чайник я тебе не доверю, а то ты его  ополовинишь. Я столько мук претерпел в магазине. Так что бери вёсла и работой.

- Что- то ты больно грозен. Ну, да мне не привыкать. Карауль свой чайник.

Взял я в руки вёсла, развернул лодку и мы поплыли в обратный путь.

- Не хочешь попробовать грузинское вино? - спросил меня Антон.

- Дома попробуем твою бормотуху, - ответил я ему.

- Дома само собой выпьем с красавицами, но сейчас неплохо бы подкрепиться. Путь - то не близкий.

-  Путь не очень близкий, но может оказаться и опасным. Вон видишь сверху какие - то огни движутся. Мне кажется, это теплоход.

- Какой там теплоход? Баржа эта тихоходная.

- Что - то эта баржа быстро плывёт?

          Я стал реже взмахивать вёслами и всё внимательнее смотрел в сторону теплохода, а то, что это шел   быстроходный теплоход, мы уже не сомневались. По всей видимости это был «Метеор». В то время «Ракеты» ходили до Дивногорска, а «Метеоры» до Енисейска. «Метеор» прошёл в метрах 100 от нас и мы видели, как позади него разбегались высокие волны.

- Держи нос лодки на волну, - закричал Антон.

- Знаю, Антон, знаю.

          Волна не заставила себя ждать. Она окатила водой и меня, и Антона, залила лодку. Залила, но не совсем. Лодка не затонула. Приближалась вторая волна. Мы замерли в ожидании неизбежного, но она оказалась слабее первой. Наша лодка устояла. Накаты волн ещё продолжались,  но они уже были не страшны. Мы были в шоке от  пережитого и  какое - то время молчали. Было понятно, что мы только что избежали кораблекрушения, а, возможно, и смерти. Если бы лодка затонула, то в тяжёлой одежде и обуви мы бы не смогли доплыть до берега, а до него уже было далеко.

Первым очнулся Антон,-

- Мы живы! - закричал он и поднял вверх чайник. В то время, когда нас заливала волна, он думал о чайнике и сохранил его.

- Что же теперь делать? - спросил не то у меня, не то у себя Антон, - Лодка - то полна воды. Нужно её вычерпывать.

- Чем ты её вычерпаешь? Давай выливай вино и черпай чайником.

- Ты что, сдурел с перепугу? Я его с риском для жизни спас, а ты - выливай.

- Ну тогда сиди и не шевелись. Я попробую плыть к берегу.

- К какому берегу?

- Поплывём назад, к правому. До нашего далеко, да и какой - ни будь «Метеор» может  встретиться.

- Давай, только потихоньку.

Мы медленно, с величайшей осторожностью поплыли назад, к Атаманово. Прошла целая вечность, прежде чем лодка коснулась прибрежного песка. Мы вышли на берег, подтянули лодку и вылили из неё воду.

- Ну вот теперь можно спокойно вздохнуть, - сказал я.

- И выпить,- добавил Антон.

- Только понемногу, нам ещё плыть.

Мы сделали по несколько глотков из объёмного чайника. На душе стало веселее, но нужно перебираться через Енисей, а нам, после всего пережитого, страшновато было встречаться с «Метеорами» и «Ракетами».

- Ну подкрепились, успокоились. Пора плыть, - заявил я.

- Поехали! - твёрдо поддержал меня Антон.

              Опять я сел за вёсла, а Антон с чайником устроился на своём излюбленном месте, в носу лодки. Я старался плыть побыстрее, но при этом не забывал оглядывать реку. Но всё было спокойно. Огней теплоходов, катеров и барж видно не было. Наконец, мы доплыли до нашего острова, вошли в протоку и увидели вдали огни Худоногово. Можно было вздохнуть свободно, в протоке нам никакие «Кометы» и «Ракеты» не страшны. Я перестал грести, поднял вёсла и уселся  поудобнее.

- Что, устал? - спросил меня Антон.

- Есть немного. Пусть течение несёт лодку.

- Да тут уже и недалеко. Девчата  наверное заждались нас.

- Ты думай не о девчатах, а о том, как мы с тобой чуть Богу душу не отдали.

- Это ты молись Богу, а я не верующий, - заявил Антон.

- А ты  с чего взял, что я верующий?

- Ну верующий, не верующий, но не выступаешь против Бога на наших семинарах.

- Глупые семинары, да и преподаватель не очень умён.

- Ну, а всё- таки, что ты думаешь о Боге?

- Странный разговор затеваешь ты, друг мой Антон.

- Да чем же он странный? Тихий вечер, лодка плывёт сама, нас ждут девочки. Самое время поговорить,- Антон умеет быть настойчивым.

- Что я думаю о Боге? Есть разные понятия о Боге.  Наши бабушки представляли Бога, как благообразного, святого старичка. Ему они молились  и он им помогал.

- Ты, конечно, не в такого Бога веришь? - спросил меня Антон.

- Да отстань ты со своими глупыми вопросами. Ты отлично знаешь, что мы оба ни в Бога, ни в чёрта, ни в коммунизм   не верим. Но вопросы иногда появляются.

- Какие вопросы? Поясни, -подталкивал Антон.

- Ты же читал М. Булгакова? Там Воланд спрашивает: кто же нами всеми управляет? У тебя есть ответ?

- Как кто? Законы природы, - быстро ответил Антон.

- Вот, вот. Законы природы существуют. Но кто же их создал или придумал? Кто создал вселенную? Как появилась жизнь? Вразумительных ответов у материалистов нет.

- Ты знаешь, - поддержал меня Антон, - я где - то читал, что вероятность создания солнечной системы из хаоса равна вероятности создания вихрем самолёта из огромной кучи мусора. То есть практически равна нулю.

- Вот, вот. И я о том же. Ведь как всё точно и тонко продумано: расстояние от солнца, защита от радиации (ты же знаешь о поясах Ван  Аллена),     магнитное поле   земли и прочее. Поневоле задумаешься.

- Ну, большинство об этом и не думает.

- Слушай, Антон, у меня к тебе есть вопрос. Ты увлекаешься и физикой и астрономией. Много читал и много знаешь об учёных. Скажи, действительно ли наука отрицает религию, как нам постоянно говорят, и все ли учёные - атеисты?

Антон долго молчал, смотрел на воду, а потом заговорил.

- Обо всех учёных я, конечно, сказать не могу. У меня для этого мало знаний, или как теперь говорят, мало информации. Я тебе расскажу один случай, о котором я читал. Ты знаешь нашего известного физика, лауреата Нобелевской премии Льва  Ландау? - спросил Антон.

- Слышал о нём, - ответил я.

- Ну вот. В одно время он попал в немилость и его отправили работать в Киевский университет. Читал он там лекции по физике. Однажды речь зашла об Исааке Ньютоне, и вот после лекции один из студентов спросил:

-Скажите пожалуйста, Ньютон, как великий учёный, не верил в Бога?

На это Ландау ответил:

- Ньютон, как всякий настоящий учёный, конечно, верил в Бога.

- Хороший ответ. Не знаю, где ты это раскопал, но молодец, - похвалил я Антона.

- Я тебе ещё другое скажу. В Ватикане, у Папы Римского, есть Академия наук и там работают многие известные учёные.

- А я думаю, что если нет Бога, или Творца или вселенского разума, как там не называй, то всё теряет смысл.

За разговорами мы и не заметили, как приплыли к нашей пристани.

- С прибытием мореходы,- услышали мы знакомые голоса.

На берегу стояли девушки, но не все обитатели «терема», а только наши - Лида, Зоя и Надя.

- Привет, привет девочки. Встречайте путешественников, - Антон вошёл в привычную роль.

- Что это вы так долго плавали?

- Приключение у нас было. Едва не утонули.

- Как это?

- Потом, потом расскажем. Ведите за стол, а то чайник мне руки оттянул.

- Пойдёмте, у нас всё готово.

       Был вечер, было застолье, были песни и танцы, а назавтра утром мы уезжали. Нас провожали «наши девчонки», сожалели о том, что остаются одни и выражали надежду на с  корую встречу, а мы обещали их ждать в Красноярске.

                                                               Часть третья

                                                                     Сереж

                                                                           1                                                                                                          

      Осенняя практика заканчивалась в конце сентября, а занятия в институте начинались с первого октября. К этому времени съезжались студенты и нашего, и других институтов. Студенческий городок оживал: из окон общежитий слышалась музыка, в рощах горели костры, по тропинкам гуляли влюблённые. Приехав в Красноярск, мы сразу окунулись в хозяйственную суету. Мы - это ребята нашей группы, проходившие практику в Частоостровском совхозе. Нужно было привести в порядок комнаты в общежитии, получить койки, столы, стулья и прочий инвентарь. Суеты было много, но Антон в этой суете не участвовал. Он до начала занятий уехал к матери, на правую сторону Енисея.

       Помаленьку всё устроилось и улеглось. Жизнь вошла в привычную колею. Однажды, во второй половине дня, я пошёл в магазин, купить на вечер бутылку кефира и батон  хлеба. День был, хоть и осенний, но ясный и тёплый. Настроение хорошее, деньги в кармане есть, а тут ещё из окна слышится знакомая мелодия, исполняемая  на мандолине. Я невольно  стал   подпевать,-

                                           Жар пустыни нам щёки щиплет

                                           И песок забивает рот;

                                           Напиши мне мама в Египет,

                                           Как там Волга моя живёт.

 

       В то время в Египте наши специалисты строили  Асуанскую плотину, а песня как раз об этом и рассказывала. Идти нужно было мимо остановки троллейбуса. Он как раз подошёл и из него выходили студенты, но я на них не смотрю. Вдруг слышу девичий голос:

- Денис, ты куда это направился?

Повернул я голову и вижу - стоит Надя, а рядом с ней и Лида, и Зоя.

- Девчонки! Приехали! Рад вас видеть.

- Да прошло уже два дня, как приехали,- говорит Лида.

- Вот так раз! А мы с Антоном и знать не знаем. И где же вы живёте?

- В общежитии. Комната 215. Приходите в гости.

- Обязательно приду.

- Почему приду? Один, что - ли? А где Антон?

- Антон живёт дома, с мамой.

Дружба, начатая в Худоногово, продолжилась. К сожалению, Надя, вскоре ушла из института. По семейным обстоятельствам, как туманно  объяснили мне Зоя и Лида.

        Антон почти прекратил общение с нашими девчатами. У него уже были другие интересы и другой круг общения, но я продолжал с ними дружить. У нас всё происходило, как в известной песне Е. Родыгина «Уральская рябинушка», только в песне поётся о двух парнях и одной девушке, а в нашем случае были две девушки и один парень. Мы втроём бродили по городу и по рощам студенческого городка, ходили в театры, кино и на концерты. Девчата народ чуткий, они как - то знали, что у меня туго с деньгами и с пропитанием. В этом случае зазывали меня к себе, в комнату общежития и угощали всем, что имели сами, а у них, как и у других девчат, в отличии от нас, безалаберных и нехозяйственных мужиков, всегда были съестные припасы. Быстро пролетели студенческие годы . Закончил я институт и распрощался с Лидой и Зоей. Больше мне их встретить не пришлось.

                                                                 2.

       Общение с «моими девушками», их внимание и забота украшали и облагораживали мою нелёгкую, студенческую жизнь. С другой стороны я постоянно чувствовал поддержку моих родных: матери, отца, сестёр. Меня всегда тянуло в мою родную деревню. Все каникулы я проводил там, а мать с отцом иногда навещали меня в Красноярске, помогали, чем могли. Денег если давали, то очень немного - какие в то время были деньги у колхозников? Но деревенскими продуктами снабжали  и это было большой помощью. Мать, пока находилась в Красноярске ещё и готовила обеды для нас, студентов. Почему для нас, а не для меня одного? Да потому что все продукты, которые привозили чьи - либо родители были общими. Мать любила город, любила бродить со мной по городским улицам, а однажды мы с ней шли в колонне на первомайской демонстрации. Ей в отличие от меня, это очень понравилось. В Красноярске ещё жил её дядя, Власий, со своей семьёй и мать, приезжая в город, останавливалась у него.

    Отец не любил город. Он не терпел переполненные автобусы, очереди везде и всюду, людскую толкотню на улицах. Приезжая по необходимости в Красноярск,   старался поскорее сделать свои дела и уехать домой. Но всё - таки ему приходилось жить в городе  несколько  дней и нужно было где - то ночевать. К материной родне он идти не хотел и просил меня устроить его на ночь  в нашем общежитии.                   Однажды я спросил его,-

- А почему ты не хочешь пойти к деду Власию? Там ведь удобней, чем в нашем общежитии.

- Не хочу, - ответил отец и больше на эту тему разговаривать не захотел.

     Вначале я не обратил внимания на нежелание отца идти к родственникам. Думал, что просто хочет побыть со мной, посмотреть на нашу студенческую жизнь, но так  как подобное повторялось, то меня это заинтересовало. Только со временем, узнав кое - что от отца, вспомнив рассказы бабушки, тётки Кристины и матери, я понял, что нежелание отца общаться с дедом Власием, его прохладное отношение к родственникам матери, скепсис по отношению к ним - всё это имеет глубокие корни...

      Мой отец, моя мать, их дети, в то м числе и я, родились и выросли в деревне Корнилово, лежащей в трёхстах километрах к юго  западу  от Красноярска. Какая она, моя деревня? Для кого    как,  а для меня  лучшая  на  свете. И для этого есть основания.Начну с того, что моя деревня одно  из старейших поселений Красноярского края. Основано это поселение в 1762 году, при царе Алексее Михайловиче, отце Петра I. Основал её, по всей видимости, мужик по имени Корнил и называлась она первое время, Корниловская  . Место было привольное и переселенцы из разных мест России приезжали сюда. Среди новосёлов оказалось много крестьян с фамилией Белошапкины и деревню стали называть Белошапкиной. Но со временем, по велению начальства, вернули первоначальное название, правда, несколько видоизменённое - Корнилово.

        В 1860 году в Корнилово была построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы и деревня стала селом. Церковь я хорошо помню , но уже не работающей. Крестов на ней, конечно, не было, но ограда долго сохранялась. Она поражала своей красотой - фигурные, каменные столбы, а между ними красивые, толстые цепи. Во времена моего детства и юности в ней был клуб. Позднее церковь сломали и построили новое здание клуба, но архитектура этого клуба сильно уступает   архитектуре церкви. Церковь строилась мастерами и по  индивидуальному  проекту, а новый клуб советскими строителями и по типовому проекту.

        Корнилово, ставшее после постройки церкви селом, продолжало расти и развиваться. Продолжали приезжать  переселенцы и появилась новая улица, которая так и называлась - Поселенская. Большим событием для жителей села стало открытие в 1866 году церковно - приходской школы. (Ц.П.Ш.). Примерно в это же время было открыто и питейное заведение - казённая лавка, а попросту  кабак. Власть проявляла заботу о своих подданных. В 1912 году Корнилово стало волостным селом. В Корниловскую волость входило более десятка деревень. Много чего интересного происходило в те далёкие времена в моей родной деревне, которая в то время была селом, причём большим.

     Что привлекало людей в эти края? Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше - гласит старая пословица. Люди, приезжавшие в Корнилово, надеялись на то, что будут жить лучше, чем в тех местах, откуда они   уехали. Оправдывались - ли их надежды?   Ответ однозначный, оправдывались.

      Здесь была плодородная земля, здесь был лес, здесь была воля. Можно было заниматься земледелием - бери надел, какой хочешь; можно разводить скот - лугов предостаточно; хочешь, лови рыбу -есть и речки и озёра. Об озёрах нужно сказать отдельно.  Мой родной край - это край озёр. Их много. Есть небольшие - Петраково, Солёное, Гусиное, Круглое; есть средние - Малый Косоголь и Большое Косоголь; есть и по настоящему большое озеро - Белое. Белое озеро в старину называлось «Ахколь» - белая вода. Его ширина 5,5 км., длина 16 км., а площадь поверхности 52,8 кв.км. В озеро несут свои воды многочисленные родники, ручьи и речки: Ужурка, Баит,   Можарка,  Иванов ключь и ещё какие - то, названия которых я уже забыл, а вытекает одна - Сереж. У её истока и лежит Корнилово.

       Вокруг моей родной деревни рощи и дубравы, холмы и косогоры, болота и луга. Но главное богатство - это бескрайние, плодородные поля. Здесь среди озёр, холмов и просторов полей прошло моё детство, пролетела юность,-

                                               На этих просторах остались

                                               Весенние годы мои;

                                              Здесь сёстры мои улыбались,

                                              Летали мои журавли.

                                              Мои лютовали морозы,

                                              Мои зеленели поля,

                                              Мои шелестели берёзы,

                                              Шумели мои тополя.

 Много чего перевидали корниловские просторы: радости и беды, встречи и разлуки, рождения и смерти...

                                                                         3        

      В 60 - х годах девятнадцатого века из Архангельской губернии в Сибирь переселялась группа крестьян. Среди них был и мой прадед - Маркел. Большая была группа или маленькая, где поселились    архангельцы я  не знаю, но зато я точно знаю, что мой прадед выбрал на жительство Корнилово. Может быть, он грустил об оставленном  Белом море и его поманило Белое озеро. Кто знает? Как бы там ни было, но Маркел поселился в Корнилово.

    Где жил мой прадед первое время, мне неизвестно, но мне известно, что в скором времени он выстроил большой, крестовый дом в хорошем и удобном месте. Рядом были и озёрный залив и речка, церковь и школа, лавка (магазин) и мельница.

       Сколько прожил мой прадед и когда он  умер я не  знаю. Перед первой мировой войной в доме прадеда жила семья моего деда. Семья, по меркам того времени была небольшая - мой дед, Ефим Маркелович, его жена, Аксинья Петровна (моя бабушка) и два сына, Михаил и Максим. Жили неплохо - держали скотину, выращивали хлеб и овощи, занимались рыбалкой и охотой.

      Война нарушила привычную, отлаженную жизнь Корнилово, как и всей страны. Мужчины становились солдатами, уходили на фронт. На улицах, на привокзальных площадях, на речных и морских причалах зазвучал марш Василия Агапкина «Прощание славянки»,  -

                                                 Идут, идут года,

                                                 Уходят во мглу поезда,

                                                 А в них солдаты, и в небе тёмном

                                                 Горит солдатская звезда.

                                                 Прощай отчий край,

                                                 Меня вспоминай;

                                                 Прощай нежный взгляд,

                                                 Не все из нас придут назад.

        Ушёл на войну и мой дед, оставив дома жену с малолетними детьми: Михаилу было шесть лет, а Максиму всего три года. Военного лиха хватил мой дед вволю: наступления и отступления, холод и голод, лишения и ранения. А в пятнадцатом году попал он под газовую атаку. Остался дед живым, но здоровье   было подорвано основательно. После лечения в госпитале его демобилизовали  и он вернулся домой.

       Аксинья Петровна, моя бабушка, проводив мужа на фронт, не растерялась, не опустила руки и не предалась унынию и слезам. Она была сильной женщиной. Хозяйство и дети требовали внимания. Меньше стало на дворе скотины, меньше сеяли хлеба, меньше добывали рыбы, но, тем не менее, семья крепко стояла  на ногах и, когда вернулся с войны дед, он был приятно удивлён тем, что в доме полный порядок. Было чем угощать и деда и гостей, пришедших поздравить с возвращением Георгиевского кавалера. (То, что у него были Георгиевские кресты, я слышал от бабушки и видел сам  старую фотографию, на которой были два солдата и мой дед с медалями и крестами на груди).

    О празднике, устроенном в честь деда, пришедшего с Германской (как тогда говорили) войны, мне рассказывала бабушка. Праздновали по - сибирски  широко. Народ в Сибири в то время не оскудел; было что выпить и чем закусить. Говорили о войне и о хозяйстве, вспоминали юность и молодость, пели и плясали. Дед, как рассказывала бабушка, привёз новую песню,  -

                                            Вот мчится поезд громыхая

                                            Сибирской дальней стороной;

                                             В вагонах, песни распевая,

                                             Спешат солдатики домой.

                                             Один солдат, был парень бравый

                                             С кудрявой, русой головой.

                                             И он запел про кари очи

                                             Про очи девушки одной..

Песня гостям понравилась и её стали петь на вечеринках и праздниках.

               Дед, вернувшись с фронта, рьяно взялся за хозяйство, но здоровье было подорвано и ранениями, и газами. Война доставала его и дома. Он стал часто болеть и через какое - то время слёг окончательно. Весной семнадцатого года мой дед умер. Похоронен он был на старом кладбище, на берегу озера Белого. Того кладбища уже давно нет. Весеннее половодье унесло все кресты и сравняло могилы.

             Аксинья Петровна осталась без мужа. К этому времени у неё родился третий сын - Василий. Время было не простое и много чего пришлось пережить моей бабушке. Ко всему ещё добавилась беда, случившаяся с Васей. Он уже начинал ходить и говорить. Однажды его оставили дома одного. Почему и как это случилось, я не знаю. Он забрался на широкую лавку и стал ждать маму. Мама долго не шла, братья то же куда- то исчезли. Как на грех началась гроза. Мальчик напугался удара грома и упал с лавки. Последствия были тяжёлые -  его парализовало. Он больше не мог говорить, Вася стал инвалидом.

              На мою бабушку свалились заботы, проблемы и беды. Но она выдержала всё. Твёрдой рукой вела хозяйство и растила детей. Старшие сыновья учились в школе и всё больше и больше втягивались в работу, помогали матери. Аксинья Петровна работала сама, нанимала работников, всё больше привлекала к делу сыновей, особенно старшего, Михаила. Семья бабушки жила не хуже людей.

                 Революция и гражданская война добрались и до Корнилово. Не было причин у корниловцев воевать ни за белых, ни за красных, но белые забирали мужиков в свою армию, а Кравченко и Щетинкин  вербовали в свои отряды.

               К Щетинкину и Кравченко шли люди не обременённые хозяйством и семейными узами. Не было у них и высоких моральных качеств. Они хотели вольно жить, сладко есть, не работать и не о чём не заботится. Бойцы партизанской «армии» не  гнушались    заниматься грабежом. Жители сёл и деревень боялись эту «армию» и старались спрятать от неё своё добро и прятались сами. Не получая поддержки населения партизанская «армия» под нажимом белогвардейцев ушла в Урянхайский край.

              Невзгоды гражданской войны коснулись, конечно, и семьи моей бабушки. У неё тоже «реквизировали» имущество, отбирали хлеб и скотину, становились на постой и белые, и красные, и партизаны. Красные победили, пришла советская власть, а с ней и продразверстка.  Продотряды, активисты, партийцы шныряли по дворам крестьян и отбирали хлеб, мясо, дрова и даже сено, обрекая семьи на голод. Ограбление крестьян, называемое военным коммунизмом, происходило по всей стране. В ответ на это, начались бунты  и восстания. Самое известное из них - Тамбовское. Крестьяне брались за оружие по всей России: на Украине, в Поволжье, на Дону. Крестьянские восстания гремели и в Сибири. Самое крупное из них   - Западно   Сибирское. В нём принимали участие в разное время до ста тысяч человек. В Енисейской губернии, во многих уездах тоже были вооруженные сопротивления новой власти.

            В устье моей родной речки, там, где она впадает в Чулым,  есть поселение Сереж.      В начале ноября 1920 - го года в деревню прибыл  из  Назарово  отряд, составленный из коммунистов, комсомольцев и активистов. Начальником отряда был некто Касьянов.  Задачей  отряда было изъять у населения «излишки» мяса, картофеля и хлеба. Хлеба нужно было взять немного, нимало - одиннадцать тысяч пудов. Такого количества хлеба не было во всей деревне.

  Крестьяне заволновались. На тайной сходке было решено создать партизанский отряд. Были сформулированы лозунги отряда:

1. «Долой разверстку, бей  жидов и коммунистов»;

2. «Да здравствует учредительное собрание»;

3. «Да здравствует царь - батюшка».

(Документ из Назаровского архива). За два дня отряд вырос до нескольких сотен человек. В него влились фронтовики и мобилизованные солдаты, которые находились в соседнем селе – Ададыме . Командиром отряда избрали Андрея Милицина; Александр Дубской стал начальником кавалерии, а командиром пехотной роты назначили Александра Селезнёва.

            События в Сереже изрядно напугали уездное начальство в Ачинске. Был срочно сформирован отряд в количестве 90 человек. Но он ничего не смог поделать с восставшими. Ачинский отряд отступил и запросил «подмогу ». Пришла  подмога - 105 бойцов и три пулемёта - два станковых и один ручной. Объединённый отряд пошёл в наступление на Сереж, но вновь был отбит. Местные власти и в Назарово и в Ачинске были в панике. Они обратились за помощью в Красноярск.

            В Сереж  направили отряд особого назначения. В составе отряда было пятьсот человек бойцов, несколько пулемётов и три орудия. Восставшие не смогли   противостоять большой и хорошо вооружённой воинской части. Они начали отступать в тайгу, но были окружены. Большая часть повстанцев  попала в плен.Был суд. Семьдесят пять человек были расстреляны, а остальные приговорены к различным срокам заключения с конфискацией имущества.  

         Большое восстание было и в северной Хакасии,рядом с Корниловской волостью,в котором принимали активное участие и мои земляки. Отряд восставших нассчитывал до пятисот человек. Командовал отрядом  Иван Соловьев.Это был простой казак,но обладал большими военными и организаторскими способнастями. Ему подчинялись и  офицеры, и студенты Томского университета, и  неграмотные таежники.

        Борьба с партизанами Ивана Соловьева оказалась для властей Енисейской губернии далеко непростой. Усиливались воинские части, менялись командиры и комиссары, но отряд был неуловим. его активно поддерживало население- и русские, и хакасы.   

     Весной 1922 -го года командовать ЧОНом (часть особого назначения) прибыл Аркадий Гайдар (Голиков), будущий известный детский лиситель.  Ему было всего восемнадцать лет. Прокомандовал он не долго,около трех месяцев, но успел оставить в народе очень недобрую славу. Он не столько воевал с партизанами, сколько с населением русских сел и хакасских улусов. Жестоко  рассправляся с правыми и виноватыми,  арестовывал детей и стариков,топил подозреваемых в сочувствии к партизанам,расстреливал пленных.

        В Хакасии до сих пор поют своеобразные баллады (тахпаки) о его "подвигах".

                                   Опустошил ты землю красивую нашу,                                    

                                   Кровью ты залил ее, Аркаша.

                                   Направо, налево ты стреляешь и рубишь, 

                                   Наш добрый народ беспощадно ты губишь. 

                                   Отольются тебе наши стоны и плачь,

                                   Отольются тебе все слезы наши.

                                   Будь ты проклят, палачь Аркаша.

    Не осталось без  внимания доблестного "героя" и  Корнилово. Старожилы рассказывали,как в мае  22-го года Гайдар, с большим отрядоои нагрянул в село.Жители села были согнаны на площадь около  церкви и командир отряда учинил скорый, революционный суд. За контреволюционную деетяльность у многих конфисковали имущщество, многих арестовали, а нескольких человек расстреляли.На преступления Гайдара,в конце концов,были вынуждены обратить внимание губернские власти. Он был снят с должности и отозван.

        Восстания и в Хакасии , и в Сереже, и по всей России были жестоко подавлены. Известно, что в боях с повстанческой армией тамбовской губернии, командующий войсками Красной армии М. Тухачевский  применял и артиллерию, и авиацию, и даже отравляющие газы. Известно и то, что по указанию В. Ленина, членов семей повстанцев заключали в концентрационные  лагеря. Советская власть воевала со своими крестьянами, как с лютыми врагами.

       Следствием продразверстки был и Кронштадтский мятеж. Крестьянские восстания и Кронштадтский мятеж крепко  напугали большевистскую власть. Ленин понял, что продразвёрстку нужно отменять, и она была отменена. В стране вводили НЭП, а продразвёрстка была заменена продналогом.

       НЭП дал гигантский толчок развитию хозяйственной жизни страны. В магазинах и на рынке появились товары. Люди вздохнули свободно. Стала подниматься и деревня. «Обогащайтесь» - призывал член политбюро большевистской партии,   Николай Бухарин. Люди поверили призыву. В кратчайшие сроки сельское хозяйство достигло и превысило довоенный  уровень.

     Аксинья Петровна, опустившая крылья во времена продразвёрстки, вновь ожила. Она была ещё относительно молодой, здоровой и энергичной. Сыновья подрастали, входили в силу и оказывали матери большую помощь. В страдную пору нанимались работники.

          Перед бабушкой вырисовывалась счастливая и зажиточная жизнь. Нужно было увеличивать пахотный клин, разводить больше скота, заниматься доходными промыслами. Подходила пора женитьбы    сыновей, появление в доме невесток, а затем и внуков. Что больше нужно простой, русской женщине?

               Но мудрая партия, во главе с Иосифом Сталиным (Джугашвили), произвела очередной крутой поворот. В стране строились заводы, фабрики, электростанции. Нужно было закупать за границей оборудование. А для этого нужны были деньги. Где их взять? Продать хлеб. Но хлеб в частных руках и взять его не так просто. Времена продразвёрстки прошли. Вот и появилась гениальная идея - провести коллективизацию. В коллективных амбарах взять хлеб большого труда не стоит.

                 И началась в стране всеобщая, принудительная коллективизация или, как говорил «великий» Сталин, революция сверху.  Вместе с коллективизацией началось раскулачивание. Все крепкие, да и не только крепкие, крестьянские хозяйства уничтожались, разорялись и даже сжигались. Семьи кулаков  ссылались в тайгу, в болото, в глухомань, где они зачастую вымирали от голода и болезней.

                Непродуманные, волюнтаристкие решения и постановления центральной, большевистской власти, произвол и беззаконие местных властей привели к уничтожению лучшей части крестьянства. И Сталин, в одной из бесед с У. Черчиллем, признался в том, что за годы коллективизации было «пущено в расходы» тридцать миллионов крестьян. Сколько крестьян пострадало на самом деле - никто не знает. Это была настоящая война с собственным народом. Сельское хозяйство страны было отброшено на десятилетия . За годы советской власти оно так и не восстановилось.

                 Жители села Корнилово с большой настороженностью встретили коллективизацию. Настороженность зачастую перестала в скрытое или открытое сопротивление. Но вместе с коллективизацией шло и раскулачивание. Всех недовольных высылали из деревни, а имущество передавали колхозу.

                                                                            5          

       Аксинья Петровна, моя бабушка, в колхоз, конечно, не хотела. Она надеялась, что её не тронут. Надежда её основывалась на том, что в семье нет мужчины - хозяина, а главой хозяйства является женщина. Не будут же власти раскулачивать женщину? Да и хозяйство у неё не ахти какое.

      Но большевистская партия руководствовалась не обыкновенной, человеческой моралью, а революционной целесообразностью. И в свете этой целесообразности законы морали и человечности отменялись.

       Надежды моей бабушки не сбылись. Однажды утром к ней в дом пришла комиссия: двое мужчин и одна женщина - работница сельсовета. Фамилий и имён женщины и одного из мужчин я не знаю - бабушка их забыла, но второго мужчину она запомнила на всю жизнь - Афанасьев Власий.Работница сельсовета объявила бабушке, что она подлежит раскулачиванию, дом её переходит в собственность колхоза, имущество изымается, земля отбирается.

- Побойтесь Бога,- взмолилась женщина, - Я одна, без мужа подняла троих детей. Где у вас совесть?

- Ничего не знаем. Одевайтесь и уходите из дома.

- Куда же мы пойдём? На улице ведь ещё снег лежит.

- Это не наше дело. Идите, куда хотите. Ты, Аксинья, благодари своего Бога, за то, что вас не высылают из села, как других раскулаченных. Комитет бедноты учёл твоё вдовье положение.

- Значит, я вас должна ещё и благодарить?

- Не нужны нам твои благодарности.

В это время Вася лежал на кровати и с удивлением смотрел на непрошенных гостей, ничего не понимая. Михаила и Максима дома не было. Они куда - то спозаранку уехали.

- А что мне делать с Василием? - спросила бабушка, -Он  же инвалид, ходить не может.

- У нас пойдёт, - заявил один из мужиков. Это был Власий Афанасьев. Он схватил Васю и вытащил во двор. Там он посадил его возле забора и вернулся в дом.

- Всё, Аксинья. Забирай своего инвалида и уходи.

            Перекрестилась моя бабушка на иконы и со слезами вышла из своего дома навсегда. Добрые  люди, а их в деревне было немало, приютили раскулаченную семью. Какое - то время бабушка со своей семьёй жила у дальних родственников, а потом приобрела небольшой, пятистенный дом. Как это она сумела сделать? Я не знаю, но зато я знаю судьбу дома, построенного моим прадедом.

            Дом, отобранный у моей бабушки вскоре, после организации колхоза, был разобран и из него построили два небольших дома для полевых станов; один из них стоял на лугу, около Гусиного озера,  а второй на пригорке, недалеко от озера Белого. Я хорошо помню эти небольшие дома. В одном из них в 40 - е, 50 - е годы мне приходилось ночевать, вместе с другими мальчишками, во время сенокоса. О том, что это дедовские дома, я узнал значительно позже. В конце 50 - х годов их разломали, вероятно, на дрова.

     Дом, который купила  Аксинья Петровна стал нашим родным домом. В нём родился и я, и мои сёстры. В нём же умерла моя бабушка. Но всё это случилось позже, а в то время нужно было как - то приноравливаться к новой жизни, к новым непривычным и несправедливым порядкам. Не сразу, постепенно обжились, завели какое - никакое хозяйство. О своей земле уже не думали, работали в колхозе, а колхозов в Корнилово было даже два - «Политотдел» и «Победа партизан».

       Как - бы то ни было, но жизнь продолжалась. Братья работали в колхозе, Аксинья Петровна  вела домашнее хозяйство. Подошла пора жениться старшему сыну. Невесту он взял из соседней деревни - Логуново. Бабушке она сразу приглянулась - спокойная, работящая, заботливая, да к тому же ещё и красавица. Свою красоту и стройность она сохранила до старости.

Младший сын, Максим,  женится не торопился и бабушка даже не знала - есть ли у него подруга. Но вот однажды вечером мать и сын были в доме одни и  Максим немного робея , заявил,-

- Мать, я хочу  жениться.

- Жениться? Ну, ну... Не рано ли?

- У Михаила вон уже сын растёт, а мне рано...

- Ладно, не обижайся. Это я так, для порядка. А кого же ты хочешь замуж брать?

Этот простой и естественный  вопрос почему то смутил жениха,-

- Да я это, хочу...

- Ну чего  замямлил? Говори.

- Ты не сердись, но я хочу взять Афанасьеву Анну.

- Афанасьеву Нюрку ? Племянницу Власия?

- Ну да, её. А чем она тебе не подходит?

- А ты забыл, как её дядя, Власий, раскулачивал нас?

 - Нет  мама, я ничего не забыл, но Аня - то причём?

- Причём или не причём, но я не  хочу с Афанасьевыми роднится.

- А мне что делать?

- Не знаю. Ищи другую невесту.

- Не  нужны мне другая, мне нужна Аня.

На этом разговор был закончен и ни сын, ни мать не возвращались, но будущий жених обратился за помощью к старшему брату и к невестке, а они с осторожностью и оглядкой стали уговаривать бабушку. И добились своего - бабушка в конце - концов, сдалась.

    Сыграли небогатую свадьбу - на богатую не было достатка ни у той, ни у другой семьи. Афанасьева Власия на свадьбе не было. Он, к этому времени, уже уехал из Корнилово.

       Семья Тихоновых становилась больше и больше, но места хватало всем. Бабушка занималась хозяйством, нянчила внучат, а сыновья и невестки работали в колхозе. Невестка Анна, моя будущая мать постепенно освоилась в доме; хотя бабушка в первое время относилась к ней настороженно, но время всё сглаживает. Молодая невестка оказалась и весёлой, и приглядной, хорошей работницей, причём не только в доме, но и в колхозе. На любой работе она всегда была в числе первых. Особенно отличалась на вязке снопов – была не только  ударницей  в колхозе, но и одной из лучших в районе. Бригадиры и другие колхозные начальники побаивались её. Она могла отчитать кого угодно. Однажды у неё украли вязки, которыми обвязывали снопы. Эти вязки вязальщицы заготавливали заранее. Без них не соберёшь сноп.

     Ударница быстро провела следствие и обнаружила свои вязки у жены бригадира. Она так отчистила и воровку и бригадира, что они пожаловались самому председателю, а тот устроил показательный суд.Мудрый и справедливый суд присудил её, как она говорила, к «принуду» то есть к принудительным работам. Она так - же вязала снопы, но ей за работу не платили. Впрочем, и без «принуда» практически ничего не платили. Я думаю, ещё в те далёкие годы в Корнилово появилась песня, которую пели и в моё время, -

                                                Как в «Победе партизан»

                                                Переменна   пища:

                                                Утром чай, в обед чаёк,

                                                Вечером чаище.

 

       Как работала моя мать, я видел в детстве и помню до сих пор. По пшеничному полю двигалась жатка - лобогрейка, косила пшеницу и укладывала ее в кучки. За жаткой шла вязальщица - моя мать, она быстрыми и ловкими движениями собирала снопы, обвязывала их, заранее приготовленными вязками. При дневной норме в 300 снопов, моя мама навязывала до тысячи. Таких работниц называли «ударницами» и «тысячницами». Я думаю, что это про мою маму в те, далёкие времена сложили песню,-

                                                  Под горою, у колодца,

 &n... Читать следующую страницу »

Страница: 1 2 3


12 июля 2022

953 лайки
0 рекомендуют

Понравилось произведение? Расскажи друзьям!

Последние отзывы и рецензии на
«Текут реки»

Нет отзывов и рецензий
Хотите стать первым?


Просмотр всех рецензий и отзывов (0) | Добавить свою рецензию

Добавить закладку | Просмотр закладок | Добавить на полку

Вернуться назад








© 2014-2019 Сайт, где можно почитать прозу 18+
Правила пользования сайтом :: Договор с сайтом
Рейтинг@Mail.ru Частный вебмастерЧастный вебмастер