А проблема вплотную смыкается со свободным выбором рода деятельности -- прежде всего для самообеспечения своей жизни товарами, продуктами и услугами, что в совокупности с другими индивидами и определяет общий уровень экономики общества.
И если выбор действительно свободен, то индивид естественно предпочтёт всему тяжёлому, грязному и опасному -- нечто более лёгкое, чистое, безопасное и сочетающее полезное одновременно с приятным.
Но экономика - далеко не та сфера, чтобы обходиться без грязной добычи природных ископаемых, без тяжёлого и опасного машиностроениях или с деяниями во вредных условиях. И, значит, свободная экономика, в сущности, обречена на постоянно-низкий уровень вместе с качеством жизни! Если только не организуется так называемый общественно-необходимый труд, с охватом всех без исключения тяжёлых, грязных и опасных профессий.
А самое приятное и полезное, наоборот - оказалось в том, чтобы прежде всего добывать монетарный капитал, а на него затем без особого физического труда - приобретать все товары и продукты, произведенные другими. Хорошо это или не очень - мнения разошлись.
Особенно, когда ко всем позитивным подвижкам цивилизации с внедрением прав и свобод человека - некоторые противоправные и прямо преступные деяния становились принципиально нераскрываемыми, если их удавалось опутать правовыми нормами и принципами, или облачить в рамки национальных законов. А сами преступления с невинными жертвами и ущербами превращаются при этом во вполне легитимные мысли, слова, убеждения и поступки, парадоксально подлежащие не осуждению, а наоборот -- строгой защите опасных для окружения правонарушений.
Но прежде всего - по самой чувствительной для живого существования проблеме, зависимой от разницы жизненной энергии -- затрачиваемой на труд и восполняемой результатами плодотворного труда.
Можно, разумеется, и эту разницу толковать по своему, ссылаясь на советскую, якобы, тормозящую мировой прогресс, запретную идеологию нетрудовых доходов. Но причём тут они, если подобные доходы объясняются не ссылками на советский период, а как церковно-славянское : "туне" -- даром, без оплаты + "ядство"-- питаться, есть.
То есть, во всех иных толкователях терминов - слышится один и тот же негатив : -- нетрудовые доходы есть одна из форм паразитического существования за счёт труда других субъектов права, целого коллектива или общества. К таким же относятся алкоголики, наркоманы и свободные бродяги, вдохновляемые тем самым на мысленное творчество - как на особые преимущества в сравнении с непосредственно созидающим физическим трудом.
Кто и каким трудом добывает своё благополучие -- вопрос отдельный. Но в современных условиях именно данный аспект -- уже вполне способен успешно разрешать международные проблемы.
Если по всей стране иметь постоянную динамику реальных ситуаций со сравнительной интерактивной статистикой населения, занятого на рабочих местах - к числу населения, дезорганизующего рабочие места на улицах и площадях, а тем более с погромами и поджогами, то видео и теле экранные показухи со столичными и иными протестами под всякими благовидными предлогами -- давно бы уже уступили место законным рабочим местам с мирным решением любых проблем без оружия, ажиотажей, истерик и настырно - бесполезного педалирования к свободным лидерам и правительствам -- с их всего лишь вербальными правами за кордоном. Потому и беснуются.
24 июня 2021
Иллюстрация к: Надо ли поднимать проблему тунеядства?