«Лабиринт призраков» прочитан в феврале девятнадцатого года, после него мною прочитано порядка тридцать толстых романов, написаны рецензии, ворошатся собственные тексты, но книга не отпускает. Напишу-ка я на нее отклик, чтобы высвободить голову...
Для меня высший разряд литературы – это когда начинаешь жить в самой книге, становишься не просто свидетелем и даже не соучастником вершимого в ней действа, а как бы резервируешь для себя место ее персонажа. Я могу назвать для себя четыре такие книги: «Имя розы» Умберто Эко, «Дата Туташхиа» Чабуа Амирэджиби, «Волхв» Джона Фаулза, и вот теперь «Кладбище забытых книг» Карлоса Руиса Сафона.
Итак, последняя часть тетралогии - самый толстенный и в тоже время самый «удобоваримый» том. Следует оговориться, сам автор замечает, что все части его барселонской саги можно читать как отдельные романы, и не по порядку. Уже в этом Сафон превзошел остальных писателей. Но в тоже время «Кладбище забытых книг» цельная панорама событий и судеб, энциклопедический срез эпохи франкисткой Испании.
«Лабиринт» развязывает все узлы и недосказанности других частей грандиозной саги Сафона, но дает и росток нового витка затейливой истории «книжного паноптикума» (явлен его новый хранитель), хотя автор утверждает, что покончил с этой темой окончательно.
Судьбы писателей и книжников, какие они разные: Хулиан Каракс, Давид Мартин, Виктор Маташ – талантливо одаренные, неординарные и трагические личности, а клан семьи Семпере с «приемышем» Фермином – по сути, простые люди, но они не прогнулись обстоятельствам «непреодолимой силы», сохранив собственное достоинство, помогли сберечь светоч культурного наследия – книги.
И опять - незабываемо волшебная Барселона: ось ее добра и радости - бульвар Рамбла, и ее «дыба» - тюрьма Монжуик. Пожалуй, сага Сафона лучший туристический проспект по древней и прекрасной Барселоне.
Сафон, конечно, отдал дань феминистской моде: его Алисия Грис – некий универсальный солдат, правда добрый и красивый, по честно сказать, мне непривлекательный, не зря ведь она любимое дитя иезуитски жестокого Леандро Монтальво. Ну, а Маурисио Вальс, скакнувший из тюремщиков в министры культуры (любимец каудильо), и волей возмездия, издохший в узниках – это ли не пример головокружительных карьер и столь же ошеломляющих падений (при всех режимах и кратиях).
Потрясает трагическая история любви и смерти Исабеллы Хисперт - матери Даниэля Семпере.
И сама тетралогия, и последняя ее часть - вещи многоплановые, со сложной архитектоникой, множеством разнокалиберных персонажей, широким событийным спектром, но, при всей своей кажущейся «глыбе», ее романы читаются на одном духу. Так и хочется сказать: вот она - волшебная сила искусства, вернее, волшебное мастерство автора Карлоса Руиса Сафона!
30 марта 2021
Иллюстрация к: "Лабиринт призраков" Карлос Руис Сафон