На одном порыве проглотил второй роман Карлоса Руиса Сафона «Тень ветра». В отличие от первой прочитанной мною «Игры ангела» (второй в тетралогии «Кладбище забытых книг»), этот роман показался мне более размытым, рыхлым, но не менее великолепным.
На эту вещь написаны десятки рецензий, поэтому не стану зацикливаться на сюжетных ходах и характеристике персонажей романа.
Это интеллектуальный детектив о книгах и книжниках. Для меня и родственных мне душ этим все сказано.
Правда, есть одно замечание, точнее мысль, которая преследовала меня на протяжении прочтения книги. Кощунственная мысль?! Мысль о том, что любовь, любовь вершина человеческих чувств, может быть ЗЛОМ.
Любовь главных героев Даниэля и Хулиана к прекрасным девушкам, их юношеская необузданная сексульность (автор очень деликатен в описании постельных сцен) приводят к тяжелейшим последствиям. Прежде всего, к смерти возлюбленной Хулиана – Пенелопы, при рождении плода их любви, и чуть не случившейся аналогии с любимой Даниэля – Беатрисы, к краху их семейств, к слому, казалось бы, вполне удобоваримых человеческих отношений. А уж неразделенная мальчишеская любовь будущего полицейского Фугеро, превращает его в настоящего монстра, убийцу-злодея. От безответной любви к Хулиану погибает и Нурия, дочь хранителя кладбища забытых книг, ее любовь жертвенна, побуждения Нурии чисты и благородны, но девушка гибнет.
И вот эти добрые, девственные мальчики, воспылав прекрасными чувствами, становятся причиной бед и трагедий людей окружающих их, да и самих себя ввергают (точнее и не выразиться) в преисподнюю.
Следует отметить историчность романа – болезненные миазмы буржуазного уклада, сполна описаны ужасы гражданской войны в Испании, ее послевоенного становления под диктатурой франкистов, и все это на фоне трусости и непротивления интеллигентных слоев населения (как и везде в мире).
30 марта 2021
Иллюстрация к: "Тень Ветра" Карлос Руис Сафон