Теплой, темной французской ночью в старинном замке Монбельяр царило умопомрачительное веселье. В огромных залах, уставленных музейными экспонатами, вздымалось, летало, скакало, прыгало и носилось всё: сервизы графских столовых, кованные сундуки, мушкеты, отделанные золотом и серебром, картины древних художников, замшелые мумии каких-то виконтов и виконтесс… Вся эта вакханалия сопровождалась тихой классической музыкой, с репертуаром от Моцарта до Свиридова.
Причиной необыкновенной аномалии стало выпадение в реальность около пятидесяти привидений, которые вырвавшись в наш мир, решили «оторваться по полной» и устроили настоящий потусторонний бал. Естественно, некоторые по старой памяти напились до чертиков и стали буйствовать. Это завело остальных, ну и понесло, словно автомобили, потерявшие тормоза.
Постепенно общий хор разноязычных голосов стал заглушать даже звуки музыки. Привидения, одетые во все то, в чем когда-то покинули наш мир, изъяснялись на разных языках: в основном на французском, но прорывалась иногда и английская, и итальянская речь. Изъяснялись они громко, поскольку старались перекричать друг друга и музыку.
Виктор Косарев попал в эту компанию случайно. Много лет пребывая в Раю, он впервые добился небольшого отпуска — посмотреть на бывшую родину, то есть на наш реальный мир, а точнее — на Санкт-Петербург. А поскольку отпуск был первым в его загробной жизни, естественно, перепутал направления. Просто посмотрел, куда летит большинство «отпускников» и рванул за ними.
Теперь, мотался по этому чертовому замку, и кричал на русском: «Ребята, помогите, я не туда попал, мне в Питер надо!» Его никто не понимал, да и не слушал — все были заняты хулиганским шабашем. Он уже не летал по залам, просто уныло бродил, даже не уклоняясь от несущихся на него музейных экспонатов — они пролетали сквозь него. Он был здесь белой вороной — один в печали, все остальные буйно радовались.
Но вот, среди всеобщего грохота и гула, до слуха его донеслась знакомая музыка — «Танец с саблями» Хачатуряна. Никогда, в земной жизни он не интересовался классической музыкой. Она была скучна и непонятна для него, но танец с саблями, он запомнил, потому что по заводскому радио часто передавали его. Начальство считало, что искрометная и зажигательная музыка плодотворно действует на скорость рук работников конвейера. Вот и сейчас, настроение его стало постепенно подниматься. Он даже руками замахал, словно дирижируя невидимым оркестром.
Через минуту, уже находясь в состоянии эйфории, он услышал давно забытые слова: «Ах ты, ** твою мать!». Русский мат! Среди этой французкой нечисти! Он оглянулся в поисках автора слов и столкнулся нос к носу с веселым, наголо стриженным, с небольшой щетиной на лице мужиком.
Тот хотел пролететь сквозь него, но Виктор поднял руку и улыбнулся — радостно так, и наивно, словно ребенок, увидевший маму. Незнакомец резко тормознул.
— Ты что, ** твою мать, русский? — удивленно сказал он, глядя на расплывающуюся в улыбке рожу соотечественника.
— Земляк! — Виктор развел руки, желая обнять мужика, но тут же вспомнил, что они бесплотны и обнимание не пополучится. Тем не менее, они как-то сплелись телами.
— Ты как здесь очутился? — спросил мужик.
И тут Виктор вспомнил: эту морду, он же ее видел раньше… Торопливо разомкнул объятья и отстранился. Неприятная тень скользнула по лицу. Да, несомненно, это он — сосед, который…
Господи, как давно это было. Какие скандалы и драки. Драки скорее всего были односторонними побоями. Били его. Били дружки соседа и сам сосед. Вспомнил громкую музыку и бешенные танцы над головой среди ночи… И жена — Светочка, глупенькая бабочка, не устояла перед этим типом…
Он машинально ощупал голову — нет ли там рогов, Потом, спохватившись, резко отдернул руку и смутился, под пристальным взглядом Анатолия. Так звали того типа.
Наглая улыбка наплыла на лицо соседа и воцарилась там надолго. Эта улыбка, ухмылка несколько лет выводила его из себя, она заставляла Виктора почувствовать свою беспомощность и никчемность. Сейчас она привела его в ярость. Он кинулся на Анатолия с кулаками и… проскочил сквозь него. А тот продолжал улыбаться и, щурясь, промычал:
— Как был, бл*, чмо, так и остался.
Он повернулся, чтобы уйти, но вдруг сообразил, что другой компании здесь ему не найти, что пить-гулять с французиками да англичашками он никак не сможет, в силу непереносимости последних и отсутствия взаимопонимания. А с этим дуриком хоть поговорить можно. Поэтому поднял руки и миролюбиво провозгласил:
— Все, все, Витек, кто старое помянет, тому глаз вон. Что нам с тобой делить? Ты думаешь, я не жалею, что с тобой так поступал? Жалею, конечно, но ведь поздно! Поздно, Витек, поздно! Теперь, даже если захочу, ничего изменить не смогу. Теперь я в Аду…Кстати, а ты где? Как ты вообще сюда попал?
Виктор все еще кипел, но земное воспитание да плюс еще пребывание в райских кущах, где всепрощение являлось догмой, постепенно свели на нет и ярость и обиду на соседа. Поэтому он, как ни в чем не бывало, спрятал руки за спину и ответил:
— Я, вообще-то, в Раю. Вот отпустили на один вечер посмотреть на старый свой мир. Примерным поведением и неустанным трудом заслужил я это право. Пятнадцать лет натужной работы — и все коту под хвост!
— Чего ж так? — удивился Анатолий.
— Так меня же в Питер отпустили, на родину, а я по глупости попал вот сюда.
Какая-то француженка налетела на Виктора и объяла его шею.
— Же ву зем! — томно сказала она и прильнула к нему.
— Пошла вон, сука, — заорал на нее Толик и замахнулся полупрозрачной рукой.
Женщина недовольно что-то пробурчала на французском и ушла, покачивая полупрозрачными бедрами.
— Так ты из-за Питера пятнадцать лет корячился? Ну ты и лох!
— Почему же, я не корячился, я трудился на благо всех.
— Постой, это что же…** твою мать! — удивлению Анатолия не было границ, — в Раю работают?
— Да, а ты что думал? У нас дармоедов нет. Все работают, оттого и живем неплохо.
— Знаю я твое «неплохо», небось хлеб да сыр едите, о ресторанах и не слышали…
— А зачем нам рестораны. Мы сами готовим, сами и едим. Самую простую пищу: каши там всякие, картошку,
— Нет у нас не так. У нас если гулять — так гулять, если есть — так есть. Мы сами ничего не готовим, у нас работники для этого дела имеются.
— Это где ж такое водится?
— А то ты не догадался! В Аду конечно, в Аду! — Анатолий посмотрел на Виктора, — сам же пол жизни кричал: «Чтоб тебе гореть в Аду!»
— Что-то ты не больно подгорел-то.
— Дурак ты, Витя. Я ведь не лох, сам знаешь. Немножечко усилий, парочку знакомств, магарыч кое-где, кое-кому, и вот уже на моем месте жарится другой.
— А сюда ты зачем пожаловал?
— А просто захотелось Париж посмотреть. При жизни никак не удавалось, так хоть сейчас… Вот отпразднуем прибытие и потом всей этой гоп-компанией отправимся в столицу.
— И что… тебя вот так и отпустили?
Толик посмотрел на соседа, как учитель на бестолкового ученика:
— Знаешь что, Витек, эти французики здесь еще часа три будут выкаблучиваться, поэтому, время есть, давай спустимся вниз, там в подвале говорят бар открылся.
— Я не пью.
— Да знаю я, знаю! Мы тоже, бл*, не пьем и не едим — нет у нас ни желудков, ни ртов, ни горлов, — он засмеялся, — но ведь энергию надо же откуда-то брать. Сам знаешь, едим практически виртуально. И пьем также! Пошли, хватит спорить.
Сырой низкосводчатый подвал замка, в который более двухсот лет не ступала нога человека был срочно переоборудован в бар. От такого нашествия духов испуганные хозяева подвала — крысы и мыши — попрятались по норам и щелям, оттуда наблюдая за привидениями.
Они сели за маленький столик. Изящная официантка тут же подлетела к ним. Заказали бутылку коньяка из потаенных погребов замка и всякие западные деликатесы.
— А все-таки, какая-же ты сволочь, — не удержался Виктор, — ведь надо же, даже в Аду сумел прижиться!
— А ты, бл*, думал, что я так себе, да? — Толик повертел ладонью внизу, у стола, — а я оказался у-у-у-у, — он поднял руку и повертел ладонью над головой. Все в этом мире одинаково, понимаешь, братан, и в этом, и в том, и в другом… Вспомни поговорку: «Если человек глуп, то это надолго». А если он умен? А? Как я, например. Где хочешь выживу. Такие как я непотопляемы! Мы вездесущи!
— Ну, прямо там… вездесущие… Сволочи вы все и гады. Нормальным людям жизнь портите!
— Не мы портим, не мы… Вы сами виноваты. Вот скажи мне, отчего твоя Светка бегала ко мне по ночам? Ты не знал, что ли? Да потому, что я мужик! А ты лох, понял?
— Она бегала к тебе, потому что не любила меня. Это я ошибся, когда женился на ней. Не моя это была судьба. И потом, женщина ведь слабое существо, а ты подло соблазнил ее.
— Да ладно, чего теперь считаться. Все равно ни ты мне, ни я тебе морду набить не сможем. Так что давай поговорим о чем-нибудь другом.
— О чем?
— Ну, расскажи, например, как тебе живется в Раю, хорошо ли там?
— Хорошо, конечно, — нехотя ответил Виктор, — но в той жизни лучше было. Там я сам себе хозяином был. Захотел — на работу не пошел, захотел — женился, захотел — развелся, захотел — пиво попил, захотел — кваску…
— И что же, в Раю пиво не подают? — Глаза Толика изумленно расширились и брови поднялись до самой кромки бритой лысины.
— Нет, что ты! Нам и не надо его. Работаем всего по семь часов, потом строем идем в столовую. Там кормят неплохо, каши там всякие, блины, рыбу иногда подают…Молимся по нескольку раз в день… Вобщем неплохо, но отлучиться никуда нельзя. Все работы выполняются по норме. Не выполнишь норму — завтра будешь давать две нормы.
— Во, бл*, дают! В Раю! Пахать ! Нет, я не могу! Ну и придурки!
— А ты что же, не работаешь в Аду?
— Нет, я в котлах варюсь, — засмеялся Толик, — конечно же, не работаю. Ты когда-нибудь видел меня работающим? Я — руководитель! Я им был, им и остался! За меня работают, за меня горят в геенне огненной, за меня варятся в котлах — все делают за меня.
— Как это?
— Я только отдыхаю сам, все остальное за меня кто-то делает. Эх, Витек, до чего же ты отстал… Ну как тебе объяснить… Кто имел ум и хитрость, скажем, при коммунистах, так он и после них имеет. Он и после падения коммунизма у власти. Ты что не помнишь? Все партийные руководители высшего, и низшего, и среднего звена прекрасно устроились в новом капиталистическом мире. Ты где-то видел нищего, который раньше занимал какой-то пост в райкоме ли, в обкоме ли, или в горкоме? Нет, ты не видел, потому что их не было, потому что они умели устраиваться, приспосабливаться, потому что они не были лохами, вроде тебя.
— Значит, — свирепо посмотрел на него Виктор, — по-твоему, я лох?!
— Да, Витек, да! И не просто лох, ты самое настоящее «чмо».. Иначе, бл*, ты не стал бы горбатиться в Раю. Уму непостижимо: работать в Раю! Да на кой хрен мне тогда этот Рай!
Виктор уныло опустил голову:
— Где-то ты не прав. Не знаю где, но ты не прав!
— Да ладно тебе, не обижайся. Мир так устроен, что поделаешь! Я когда попал в Ад, тоже сначала немного растерялся. Все кругом горит, задымление ужасное, дышать нечем. Пекло! Черти мешают кипяток в котлах, чтоб погорячее было… А присмотрелся: да эти черти до смерти похожи на наших чиновников! Подошел к одному, показал ему пачку долларов. Он засмеялся и стал приглашать меня в котел с кипятком. Я — еще пачку. Он приглашает. Главное, вежливо так, приглашает: «Не угодно ли вам погреть свои косточки».
Я вытаскиваю третью пачку долларов. Он и говорит: «Не, дяденька, «зелень» у нас не в ходу. Золотишко нужно и серебро». И тут же посоветовал обратиться в обменный пункт, который наши ушлые ребята открыли в Аду лет пятнадцать назад.
— Да ты что! Обменный пункт! В Аду! Куда же смотрит этот, как его, дьявол? Или Воланд, ну, словом, главный ихний?
— Да, в Аду. А ты как думал? А главный ихний тоже старым стал. Я так понимаю, что черти и вся адская шушера либо обманывают его, либо делятся с ним. А может, и то, и другое.
— Поверить не могу, — возмутился Виктор, — расскажу в Раю — не поверят ведь.
— Ничего не поделаешь, коррупция, братан, коррупция. Она даже сюда пробралась. Наши ребята везде себя привыкли чувствовать как дома. Одни организовали обменные пункты, другие – виртуальные бордели, третьи — игорные дома… А черти — они ведь тоже, как это называется… А! Гуманоиды! Так им ничто человеческое и не чуждо.
Ну вот, обменял я, значит, свои доллары на злато-серебро и дал немного чертенку этому. Он тут же рожки навострил, прикинул что-то в уме и через минуту, смотрю, тащит уже какого-то бедолагу вместо меня в котел. Дальше — больше. Для некоторых не особо провинившихся, или уже отбывших наказание в котлах и на кострах, там созданы рабочие места. На полях работают, на каких-то фабриках… Меня хотели туда пристроить. Я опять золотишко выставил. Глядишь уже вместо меня трое лохов пашут. Я — последнее золотишко выставил, чтоб меня начальником сделали над этими рабочими. Через год все работающие отстегивали мне часть своей виртуальной зарплаты. Я ее конвертировал через наших ребят — банкиров, и — опять с золотишком.
Теперь я там не последний человек. Меня уважают. Вот, захотел в Париж сгонять. Пришел к Воланду, так мол и так, говорю, в Париж хочу слетать, справитесь без меня?
А он говорит, командировку не дам, сам, говорит, знаешь, народ может докопаться, начнут возмущаться… давай мы тебе просто премию выпишем и поедешь. Тебе, говорит, отдохнуть не мешает.
— Да ты что! Сам Воланд! И ты его видел?
— Как тебя сейчас. — Толик разлил коньяк по бокалам, — ну, давай, за встречу.
Потрясенный Виктор отпил немного и уставился на Толика:
Французские покойники в обнимку с английскими тянули какие-то свои заунывные песни и покачивались из стороны в сторону. Виктора это, видимо, раздражало. Поэтому, набрав в легкие побольше воздуха, он вдруг запел, стараясь перекричать иноземных певцов: «Ой, мороз, мороз, не морозь меня. Не морозь меня, моего коня». — Он подмигнул соседу.
Виктор очнулся от дум и присоединился к Анатолию: «Не морозь меня, моего коня, моего коня, белогривого….»
Они обнялись, частично проникая друг в друга, и орали, заглушая французов
— Ох, Витек, как же хорошо встретить земляка на чужбине.
— На чужбине даже враги россияне становятся друзьями.
— Давай еще споем, умоем, этих гадов. Твоя-то, как напьется в компании так и начинала петь «Виновата ли я, виновата ли я, Виновата ли я, что люблю…»
— Знала, коза, что виновата…
— Ты не держи на меня зла за прошлую жизнь — попросил Толик.
— Да что ты, нам велено все прощать. Да и что теперь говорить, я зла не помню.
— Тогда давай еще споем. Светкину песню!
— А давай! Вспомним ее заодно.
И они затянули: Виновата ли я, виновата ли я? Виновата ли я…
Анатолий плакал. Пел и плакал. На его щеках отчетливо блестели виртуальные слезы.
Глядя на него и Виктор по-детски скривил губы и схватился за голову.
— Вот скажи мне, Витек, отчего нам не жилось там, а? Почему я тебе пакости делал? До крови ведь бились! Друг друга ненавидели! Если бы кто-то сказал мне, что буду с тобой выпивать и песни петь, я бы засмеялся и сказал, что такого не может быть, а то и морду набил..
— Эх, Толик, брось, не терзайся, давай лучше еще раз споем. Может, Марсельезу?
— Нет, я слов не знаю, И потом, зачем нам радовать этих французиков. Давай лучше что-нибудь наше, Российское.
— А что?
— Шаланды полные Кефали, в Одессу Костя привозил….
— и все биндюжники вставали, када в пивную он ходил, — подхватил Виктор.
Они «пропели еще несколько песен.
Виктор посмотрел в подвальное окошко:
— Светает. Мне пора. Мне нельзя опаздывать, а то в следующий раз не отпустят.
— Вот чудак! Плюнь ты на этот Рай, пошли со мной. У нас в Аду лучше живется.
— Кому? Кому лучше живется? Тебе? Таким как ты? А я, ты же знаешь, сам говорил, что я лох, я буду таким же бедолагой, которого вместо тебя в котел отправили.
— Ты что, я за тебя заступлюсь!
— Это ты сейчас так думаешь, а попадем туда — станешь таким же, каким был в той, прошедшей жизни. Ты же меня и продашь в первый попавшийся котел.
— Может ты и прав, — печально сказал Анатолий. Ладно, братан, прощай, не поминай лихом.
— Прощай, — прослезился Виктор, жаль расставаться, но надо.
Через двадцать минут он нашел в замке портал и телепортировался в Рай, а Толик, как «Русо-туристо» продолжил свой вояж в Париж.
15 января 2017
Иллюстрация к: Вот и встретились два привидения...