Чичиков был типичным русским предпринимателем. Задача его заключалась в том, чтобы написать приличную ревизскую сказку (договор купли-продажи), сдать ее в банк, получить деньги и уехать заграницу. На этом процесс предпринимательства завершался.
Вряд ли многие помнят, что в губернском городе N Чичикова считали сбежавшим с острова Святой Елены Наполеоном. Почему? Потому что, по мнению либералов, Бонапарт шел освобождать Россию от крепостного права.
Миссию французского императора завершил Александр II, прозванный на Западе Освободителем. Крестьянскую реформу он провел по-чичиковски. На негодные помещичьи угодья составили солидные описи, под них в банке получили компенсации золотом, а дальше следовали, известное дело, Париж и кутеж. Крепкие барские хозяйства уже дожимали другие соратники Чичикова – большевики.
Прототипом Чичикова был Чаадаев, но даже намекнуть на это Гоголь никак не мог, поскольку при написании «Мертвых душ» Петр Яковлевич имел официальный статус сумасшедшего. Пользуясь своим высоким положением в свете, он испросил аудиенции у Александра I (не Освободителя), чтобы высказать свои несвоевременные мысли.
Русская армия тогда готовилась добить наполеоновскую гидру «воровского свободомыслия» в ее логове, то есть оккупировать территорию Франции. Штаб-офицер Семеновского полка Чаадаев умолял царя не делать этого.
– А что же надо делать? – поинтересовался царь.
– Надо, – таинственно сказал доморощенный философ, – жить западным умом.
– Зачем?
– Своего-то нет, батюшка. Россия не может стать самостоятельной державой. Так лучше подчиниться кому-либо. Но не Китаю же?
Царь поморщился.
– У нас нет ни своей культуры, ни своей экономики, – заторопился Петр Яковлевич, – у нас нет никакого будущего, если мы не присоединимся к Западу…
Удивительно, почти дословно то же самое не очень давно заявил Альфред Кох. Человек достойный, ибо он стал (не многим так везет) персонажем русской народной поговорки «С нами Бог, а с ними Кох».
30 июля 2017
Иллюстрация к: Чичиков