ПРОМО АВТОРА
Иван Соболев
 Иван Соболев

хотите заявить о себе?

АВТОРЫ ПРИГЛАШАЮТ

Серго - приглашает вас на свою авторскую страницу Серго: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Ялинка  - приглашает вас на свою авторскую страницу Ялинка : «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Борис Лебедев - приглашает вас на свою авторскую страницу Борис Лебедев: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
kapral55 - приглашает вас на свою авторскую страницу kapral55: «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»
Ялинка  - приглашает вас на свою авторскую страницу Ялинка : «Привет всем! Приглашаю вас на мою авторскую страницу!»

МЕЦЕНАТЫ САЙТА

Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
Ялинка  - меценат Ялинка : «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»
kapral55 - меценат kapral55: «Я жертвую 10!»



ПОПУЛЯРНАЯ ПРОЗА
за 2019 год

Автор иконка Юлия Шулепова-Кава...
Стоит почитать Солёный

Автор иконка станислав далецкий
Стоит почитать ГРИМАСЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Автор иконка Сергей Вольновит
Стоит почитать КОМАНДИРОВКА

Автор иконка Владимир Котиков
Стоит почитать Марсианский дворник

Автор иконка станислав далецкий
Стоит почитать В весеннем лесу

ПОПУЛЯРНЫЕ СТИХИ
за 2019 год

Автор иконка Елена Гай
Стоит почитать ПУСТО В ДОМЕ

Автор иконка Виктор Любецкий
Стоит почитать Пусть день догорел — будет вечер?...

Автор иконка Владимир Котиков
Стоит почитать РОМАШКА

Автор иконка Alex Til
Стоит почитать И как могла ты полюбить?

Автор иконка Олесь Григ
Стоит почитать Точно срок отбывал

БЛОГ РЕДАКТОРА

ПоследнееПомочь сайту
ПоследнееПроблемы с сайтом?
ПоследнееОбращение президента 2 апреля 2020
ПоследнееПечать книги в типографии
ПоследнееСвинья прощай!
ПоследнееОшибки в защите комментирования
ПоследнееНовые жанры в прозе и еще поиск

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К ПРОЗЕ

Вова РельефныйВова Рельефный: "Это про вашего дядю рассказ?" к произведению Дядя Виталик

СлаваСлава: "Животные, неважно какие, всегда делают людей лучше и отзывчивей." к произведению Скованные для жизни

СлаваСлава: "Благодарю за внимание!" к рецензии на Ночные тревоги жаркого лета

СлаваСлава: "Благодарю за внимание!" к рецензии на Тамара Габриэлова. Своеобразный, но весьма необходимый урок.

Do JamodatakajamaDo Jamodatakajama: "Не просто "учиться-учиться-учиться" самим, но "учить-учить-учить"" к рецензии на

Do JamodatakajamaDo Jamodatakajama: "ахха.. хм... вот ведь как..." к рецензии на

Еще комментарии...

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ К СТИХАМ

ЦементЦемент: "Вам спасибо и удачи!" к рецензии на Хамасовы слезы

СлаваСлава: "Этих героев никогда не забудут!" к стихотворению Шахтер

СлаваСлава: "Спасибо за эти нужные стихи!" к стихотворению Хамасовы слезы

VG36VG36: "Великолепно просто!" к стихотворению Захлопни дверь, за ней седая пелена

СлаваСлава: "Красиво написано." к стихотворению Не боюсь ужастиков

VG34VG34: " Очень интересно! " к рецензии на В моём шкафу есть маленькая полка

Еще комментарии...

Полезные ссылки

Что такое проза в интернете?

"Прошли те времена, когда бумажная книга была единственным вариантом для распространения своего творчества. Теперь любой автор, который хочет явить миру свою прозу может разместить её в интернете. Найти читателей и стать известным сегодня просто, как никогда. Для этого нужно лишь зарегистрироваться на любом из более менее известных литературных сайтов и выложить свой труд на суд людям. Миллионы потенциальных читателей не идут ни в какое сравнение с тиражами современных книг (2-5 тысяч экземпляров)".

Мы в соцсетях



Группа РУИЗДАТа вконтакте Группа РУИЗДАТа в Одноклассниках Группа РУИЗДАТа в твиттере Группа РУИЗДАТа в фейсбуке Ютуб канал Руиздата

Современная литература

"Автор хочет разместить свои стихи или прозу в интернете и получить читателей. Читатель хочет читать бесплатно и без регистрации книги современных авторов. Литературный сайт руиздат.ру предоставляет им эту возможность. Кроме этого, наш сайт позволяет читателям после регистрации: использовать закладки, книжную полку, следить за новостями избранных авторов и более комфортно писать комментарии".




Коллекция


Виталий Феденко Виталий Феденко Жанр прозы:

Жанр прозы Миниатюра
897 просмотров
0 рекомендуют
0 лайки
Возможно, вам будет удобней читать это произведение в виде для чтения. Нажмите сюда.
КоллекцияСборник характеров и взглядов на жизнь.

Коллекция

 

Я испытываю не бомбу, – высокомерно сказал Выбегалло.

 – Я испытываю модель идеального человека. Какие будут еще вопросы?

 

А. и Б. Стругацкие, "Понедельник начинается в субботу"

 

Книга пара и свистка

 

С глубоким уважением к Хорхе Луису Борхесу.

И слегка к современности.

 

            Пар – удивительное состояние материи. Он уже не вода, но еще не воздух. Воду можно пить, пар – нельзя. Воздухом можно дышать, паром – нельзя. Пар – это бывшая вода, которая еще не стала воздухом. Пар – это нечто промежуточное. Между "да" и "нет", между "можно" и "нельзя", между "это прекрасно!" и "что за полная ерунда!".

            Из школьного курса физики известно, что если воду насильственно подогревать до определенной температуры, тогда и образуется пар. Не обязательно до 100 градусов по Цельсию, важно еще и внешнее давление.

            А еще биологи говорят, что человек в разном возрасте и в разных состояниях состоит из 60-80% воды.

            Соединяя биологию и физику (все открытия нынче делаются на стыке наук) можно сказать, что если человека каким-то образом постоянно разогревать, меняя внешнее давление, тогда внутренняя вода человека закипает, и будет получаться "Homo agitatus" – "человек возбужденный" или просто "Homo vapor" – "человек пара" (о "sapiens" уже можно забыть). Человек, который и не вода, и не воздух. И ни то, и ни се; и ни туда, и ни сюда; который никуда и никакой. Но очень активный. Потому что его разогрели до кипения. И которому надо куда-то выпустить свой внутренний пар.

            Но куда?

            В семью? Там и так хватает скандалов по бытовым мелочам. На улицу? Можно. Правда, есть опасность, что наткнешься на такого же "человека пара", и он тебе ответит неадекватно. То есть очень сильно и по лицу. Куда еще?.. Ну, какой нормальный современный человек будет выпускать пар в работу? Даже как-то неприлично об этом говорить.

            Но ведь есть Интернет. И есть соц. сети.

            Вот оно – счастье! Говори, что хочешь, и как хочешь. А если сам говорить не умеешь, перепощивай. Или перепащивай. Делай репосты и пере-репосты. Можно со своими комментариями. Комментарии под ником, без фото и без личных данных – это и есть самая настоящая и самая кипучая деятельность "человека пара". Ничего по сути, но масса амбиций и эмоций, выраженных, в основном, или в безоговорочном восхвалении, или в сколько-то этажных ругательствах. Сразу виден непосредственный выход внутреннего пара в свисток.

            В паровозах позапрошлого века от свистка и то было куда больше толку – они хоть сигналы подавали. Мол, отойди, а то задавлю. А тут… Кто кого может задавить в соц.сети? И чем? Лайками?

            Основной запрос и основное желание "человек пара" – "подогрей меня". Потому что он сам уже не в состоянии собой управлять. Ему нужен внешний возбудитель и нагреватель. Даже, если дело касается обычных человеческих эмоций и потребностей. Казалось бы, зачем смотреть порнографический фильм, если рядом с тобой живая женщина, готовая на все? Чего тебе еще надо?! Оказывается, надо. Чтоб разогреть. Холодную внутреннюю воду до состояния хотя бы чуть теплой.

            Как быстрее и проще разогреть холоднокровного "человек пара"? Конечно, телевизором. И тем же интернетом. Потому что, чтобы там не говорили, интернет никогда не вытеснит телевидение. Они друг без дружки жить не могут.

            Телевидение подогревает своими новостями и политическими ток-шоу воду организмов до состояния кипения, а интернет дает возможность выпустить образовавшийся пар в виртуальный свисток. В результате ничего в этой жизни не меняется, но все довольны. Перегретые организмы радуются, что прокомментировали такой-то пост или такое-то видео и тем самым продемонстрировали свою активную жизненную позицию, не вставая с любимого продавленного дивана. А те, кто стоит за телевидением, довольны, что организмы не очень-то и протестуют. То есть, пусть высказываются, лишь бы на улицы и площади не выходили.

            А "Книги пара и свистка" не существует. И существовать не может. В отличие, скажем, от "Книги песка". Да и само понятие "Книга" значит все меньше и меньше. И все больше и больше значит понятие "текст". Особенно, если с картинками. Текст, в отличие от Книги, понятен большинству. Книга – немногим. Над Книгой думать надо. А текст можно просто просмотреть в своей ленте новостей. А можно и пропустить. Все равно от текста в жизни "человек пара" ничего существенно не изменится. Разве что на секунду-другую поднимется температура внутренней жидкости. Но так же быстро и упадет.

            Так что, вперед! От Книги к тексту. От собственного мнения к репосту. От внутренней работы мысли к внешнему разогреву. Вперед к торжеству цивилизации пара и свистка!

 

 

Первый поцелуй

 

            Интересно, кто помнит свой первый поцелуй?

            Не тот поцелуй, который в детском садике специально для фотографии в домашний архив (ути-пути, как умилительно!) на Новый Год. И не те поцелуи, которые на школьных вечерах, в темных углах, после стакана вина, просто для тренировки, просто для того, чтобы узнать, что это и как это делается. А тот, который первый сознательный поцелуй, который решила ему подарить. Именно ему. Как признание его тем, единственным (на тот момент). Как надежду ему, бестолковому, который не может сделать ни одного решительного шага без нее. Как обещание. Ну, не совсем так уж и обещание. Пусть сначала покажет себя, а дальше посмотрим.

            Карина свой первый поцелуй помнила.

            Она была эффектной брюнеткой с прекрасными вьющимися волосами, правильными чертами лица – небольшой рот с полными чувственными губами, большие глаза, которые она умело подчеркивала косметикой, и, что немаловажно, с прекрасными формами (злые языки говорили, что она полновата, но на то они и злые). И главное – она сама понимала, что она действительно хороша. Потому и не разменивалась на одноклассников. Часть из них тайно обожали ее, боясь не то что позаигрывать с ней, а даже просто заговорить, другая, меньшая, все-таки оказывала ей некие знаки внимания, но, конечно, получала в ответ в лучшем случае полное безразличие. Карина ждала кого-то другого. Лучшего.

            В этом ей очень помогала и даже очень вдохновляла ее мама. Другие языки (почти такие же злые, но постарше) утверждали, что замужество ее матери было "вскакиванием на последнюю подножку уходящего поезда". Мол, тот очень молодой старший лейтенант, который сейчас уже полковник в возрасте, при хорошей должности и одновременно отец Карины, не собирался становиться ни отцом, ни мужем. Мужем женщины, которая старше его на четыре года. Но пришлось. Жалеет ли он о случившемся, или нет, не узнать никогда. Военная тайна.

            Игорь был старше Карины на два года, жил в соседнем доме и учился в той же школе, что и Карина. А как старшеклассники замечают в школе младших? А никак. Ходит нечто мелкое, и ладно, пусть подрастет, а там будет видно. Он ее и не замечал, больше обращая внимание на одноклассниц, или на дочек знакомых его родителей. А дочек знакомых его родителей ему приводили предостаточно. Парень он был видный, спортсмен, почти отличник. Да еще и отец – генерал. Да еще и очень секретных войск. Какие там малолетки! Тут дай Бог разобраться с тем, что ему предлагают его же родители!

            Но в какой-то момент вдруг все сложилось. Карина закончила школу и стала не какой-то там "малолеткой", а вполне самостоятельной и очень видной "девушкой на выданье". Родители Карины в очередной раз поговорили с родителями Игоря. Игорь вспомнил, что в школе на переменках когда-то видел Карину. И на каком-то школьном вечере. Вроде бы. И тут все получилось.

            Правда, ненадолго. Через год после свадьбы внезапно умер папа-генерал. Без живого свекра почему-то очень быстро сократилось количество людей, которые хотели бескорыстно помочь молодой семье. Да и молодой муж-спортсмен как-то не очень беспокоился ни о семейном благополучии, ни о самой Карине. В одном из семейных скандалов он так и сказал: "Я еще не нагулялся".

            И Карина с мамой решили, что это раннее замужество было ошибкой. Но исправлять ошибку молодости Карина решила уже сама, без маминой помощи. Замуж надо выходить по  любви! И она подарила себя начинающему, нигде и никак не проявившему себя, но очень обаятельному актеру. Когда родилась дочь, а талант мужа-актера по-прежнему так никто не смог оценить по достоинству, Карина задумалась. Поговорила с мамой. И решила развестись.

            Бывший муж – актер оставил квартиру Карине с дочерью. И куда-то пропал. Но этого было мало, ведь и дочь, и саму Карину надо как-то обеспечивать. Кто это будет делать?

            Карина нашла выход. Точнее, выход нашел ее сам. Она по-прежнему была очень привлекательной женщиной, очень следила за собой, и на нее обратил внимание один бизнесмен в стадии "сразу после развода". Она, конечно, соблюла все правила приличия и их сроки, но потом подарила ему себя и свою дочь. Он принял подарок.

            Жить бизнесмен предпочитал за городом, в своем доме, поэтому и Карине, и ее дочери пришлось научиться водить автомобиль и принять подарки в виде двух разных авто. Ну, в самом деле, не ездить же в город на автобусе! Правда, Карина к тому времени уже нигде не работала. Ее дочь тоже, хотя говорила, что постоянно ищет работу.

            Вместо работы дочь Карины нашла отца ее будущего ребенка. Тоже дочери. Парень, по всем показателям, вроде, был и хорошим, и перспективным, но он почему-то не понравился маме Карины. Через какое-то время после свадьбы он перестал нравиться и Карине. Он, конечно, старался, но, по мнению старших женщин, он не смог бы обеспечить достойную жизнь их дорогой внучке и дочке.

            Скоро дочь Карины подала на развод. После развода ей досталась просторная трехкомнатная квартира в центре города. И, конечно, алименты и подарки.

            В одной из соц. сетей на страничке Карины можно найти фотографию, где на фоне прекрасного трехэтажного частного дома запечатлены мама Карины, сама Карина, ее дочь и ее внучка. Подпись под фотографией: "Четыре поколения красивых и успешных женщин".

 

Объяснятель

 

            Есть игра под названием "Крокодил". Почему она называется именно так, никто доподлинно не знает. Как никто не знает, кто и зачем более шестнадцати веков назад поставил рядом с городом Дели металлическую колонну и почему она до сих пор еще не заржавела. Но с "Крокодилом" все проще. Правила игры: игроку (или команде) задается слово, которое он должен с помощью мимики, жестов и поз объяснить остальным игрокам. При этом показывающий игрок может только кивать или еще как-либо жестами выражать свое согласие или несогласие с догадками других игроков. Говорить он не может. Игра очень интересная и веселая, особенно если попытаться жестами показать очень простые понятия: "штука", "бяка", "пример", ну и, конечно, "абракадабра". Хотя, "абракадабра" гораздо легче.

            Но если вы думаете, что объяснить людям, собравшимся перед вами в зале или на площади, то, что вы действительно имеете в виду с помощью слов, фраз и предложений намного легче, вы глубоко заблуждаетесь. Минимум каждый пятый поймет все не так. Кто-то тупо проспит вашу речь или проиграет в любимую игрушку на своем телефоне, кто-то не поймет, потому что вы использовали непонятное ему слово или словосочетание, а кому-то захочется зацепиться хоть за что-нибудь, хоть за запятую и просто поговорить. Поэтому, чтобы быть понятым при выступлениях перед большим количеством людей надо или тщательно подбирать слова или тщательно подбирать аудиторию.

            Денис умел подбирать нужные слова. Как это у него получалось, он, безусловно, смог бы вам объяснить. И вы бы ему обязательно поверили. Он бы вам рассказал, что такие способности есть у всех, просто не все их развивают должным образом, что надо прочувствовать, всем сердцем принять тему выступления, тогда все получится, ну, и так далее. Но сам он, в глубине души, считал свое умение необъяснимым даром свыше.

            Объяснять кому-то, что прав именно он, а не кто-то другой, Денис начал еще в детстве. И со своей семьи. Но у его отца был взрывной характер и тяжелая рука, поэтому Денис очень быстро переключился на воспитательниц и нянечек из детского садика. Он доступно объяснил воспитательнице, почему на его шкафчике должен быть нарисован не арбуз, а персик, а нянечке - почему его горшок должен стоять вот здесь, а не вон там. И обе женщины сразу же приняли его объяснения. Они до сих пор вспоминают его как очень способного мальчика. Даже говорят, что если бы им именно так и именно такие слова говорили их тогдашние знакомые мужского пола, они бы … Впрочем, неважно.

            В школе Денис очень доступно и доходчиво объяснил учителю физкультуры, что в проекции Меркатора неправильно передаются размеры континентов и стран, поэтому нельзя безоговорочно верить географическим картам. Денис и правда был очень умным и начитанным учеником. То, как он объяснил учителю труда суть второго закона Ньютона, а учительнице биологии геометрический смысл интегрирования, достойно отдельного описания. Но пусть это останется между ними. Другие учителя так же без особых возражений верили его объяснениям. Школу он закончил с золотой медалью.

            Позже Денис говорил, что если бы он вздумал объяснить агроному, как надо сажать и убирать зерновые культуры, а грамотному экономисту попытался бы рассказать о новой политической экономии, его бы, наверное, послали. Как один, так и другой. Но примерно в одном и том же направлении. А вот если наоборот, тогда и открывается простор для маневра и пояснений.

            Вопрос о том, какую Денису выбрать профессию, не стоял. Конечно же, журналистику. Правда, писал он чуть хуже, чем говорил. Поэтому всегда боялся письменных экзаменов. Вопрос был только в том, в каком заведении эту профессию лучше получить.

            В профильных вузах получалось слишком дорого. Но если в техническом вузе открываются факультеты психологии и биоэнергетики, то почему бы не стать первым журналистом-психологом среди инженеров? Он все объяснил приемной комиссии и преподавателям на экзаменах и стал. В дальнейшем это решение сыграло важную роль в его жизни. В любой проблемной ситуации он мог достать копию своего диплома и, потрясая ею, сказать: "Это я вам говорю как психолог!" А если было надо, то с той же копией мог сказать: "Это я вам говорю как инженер!" С другими журналистами он вообще не церемонился, хватало одной фразы: "Да я в самом крупном вузе страны уже на первом курсе был главным редактором!" То, что на самом деле он во время сессий распечатывал на принтере информационный листок, в котором предавалась гласности информация из деканата о том, сколько и у кого пересдач и несданных зачетов, в дальнейшем уже никого не интересовало. Объяснял-то ведь он здорово! И, в принципе, говорил вроде как правду.

            С трудоустройством особых проблем у Дениса не было. Он легко и с юмором объяснял сотрудницам HR-отделов (которые на собеседованиях, волнуясь, листали инструкции с вопросами и возможными ответами претендентов), почему именно он должен стать сотрудником их компании. И всегда побеждал. Когда у него набралось больше полутора десятков приглашений на работу, он остановился и задумался. Может, в первый раз в своей жизни.

            А чего, ему хочется на самом деле? Вот там, в глубине души?

            И он впервые решил поговорить с самим собой.

            Он начал что-то объяснять             самому себе, но почему-то сам себе не поверил. Повторил попытку – с тем же результатом. Сделал паузу и продолжил через неделю, через две - не получилось. Через месяц полного непонимания самим себя он плюнул и махнул на себя рукой. Как не непонятливого и неподдающегося. И пошел работать в…

            Неважно, куда, главное, что теперь у него было все хорошо.

            О том, как сложилась его дальнейшая судьба, можно почитать в интернете.

            Говорят, сейчас Денис работает пресс-секретарем у одного перспективного политика. О себе Денис наполовину в шутку, наполовину в серьез в кругу друзей говорит: "Народ не хочет, а часто просто не может понять, зачем было принято то или иное решение. Народу это надо объяснить. Но народу мало что-то объяснить один раз. Народу надо объяснять постоянно. Потому что решений принимается множество и очень разнообразных. Часто противоречивых. Поэтому я не "объяснитель", я - "объяснятель". И пока будет такой народ и такие решения, я всегда буду нужен".

 

Запах счастья

            Назовем его, скажем, Русланом. Какая кому разница? Дело ведь не в имени, а в сути. Правда?

            Руслан был равнодушен к запахам. Как и большинство мужчин, не разбирающихся в одорологии. Феромоны не счет, они человеком не осознаются. Те запахи, которые Руслан мог обонять, делились для него просто на приятные и на неприятные.

            Но последнее время ему стал являться (другого слова не подберешь) совершенно иной запах. Он не был ни плохим, ни хорошим, ни приятным, ни неприятным. Он был именно другим. Он непонятным образом и тревожил, и куда-то или к чему-то звал, и будоражил, и возбуждал. Самое странное в запахе было то, что он мог внезапно появиться на открытом пространстве, где не было видно ни одной причины возникновения запаха. А потом мог пропасть. И не появляться при больших скоплениях людей, где носителей различных запахов хоть отбавляй. То есть запах вел себя совершенно не так, как ведут себя остальные нормальные запахи.

            Если случается какое-либо наваждение, то через какое-то время появляется "и вдруг". Такое "и вдруг" случилось с Русланом на пустынной улице.

            На тротуаре стоял грузовик и мешал проходу пешеходов. Чем думал водитель грузовика, оставляя его на тротуаре, а не на проезжей части, истории доподлинно не известно. Зато известно, что именно возле грузовика Руслан ощутил такое сильное давление (именно давление) того самого непонятного запаха, что чуть не задохнулся. Как он сам потом говорил, он "на автомате" дернул ручку двери грузовика. Дверь оказалась не заперта. Он сел в кабину, ключа зажигания не было. Опять же "на автомате" он снял грузовик с ручного тормоза и повернул руль налево, на проезжую часть. Грузовик стоял на пригорке, поэтому мягко сдвинулся с места, проехал несколько метров и с хрустом уткнулся правой фарой в фонарный столб. Тротуар был почти свободен. И что удивительно – в тот самый момент запах пропал. Руслан почувствовал необъяснимое облегчение, вылез из кабины и пошел дальше по своим делам.

            Следующее сильное явление запаха случилось с ним прямо на лестничной площадке в его доме. Руслан поднимался к себе домой (лифт, как обычно, не работал) и вдруг почувствовал дыхание? дуновение? зов? того загадочного запаха возле квартиры этажом ниже его собственной. Он подчинился зову. Позвонил. Постучал. Ничего. Запах усиливался. Он снова и снова звонил и стучал в дверь, пока дверь не открыла его соседка, женщина очень и очень преклонных лет. Оказалось, она вздремнула, а суп на плите уже весь выкипел, и начала обгорать и плавиться кастрюля. Запах гари в квартире соседки, наверное, стоял еще долго, но запах, призвавший к ней Руслана, пропал. А Руслан почувствовал почти то же самое, что чувствует мужчина в конце удачного полового акта.

            Слов "анализировать", а тем более "идентифицировать" в активном словаре Руслана не было, но после некоторых подобных случаев он интуитивно понял, что:

  1. Есть такой запах.
  2. Запах ведет к свершению благих дел и защите беззащитных.
  3. Это называется "справедливость".
  4. Достижение справедливости и есть счастье. И удовлетворение.

            На вопросы "Почему именно запах?" и "Почему именно я?" он ответы не искал. Принял все, как данность.

            После очередного явления запаха и очередного деяния Руслан с уважением стал назвать его с большой буквы - Запахом.

            Как-то вечером Руслан проходил мимо парка. На лавочках парка со времен его основания с наступлением темноты всегда располагались подростки и слегка нарушали законы, распивая спиртные напитки и даже иногда занимаясь незащищенным сексом. Руслан в подростковом возрасте и сам часто бывал в этом парке, но сейчас предпочитал обходить его стороной - что было, то было, а на сегодня хватит. Но тут возник тот самый запах. Даже не так – ЗАПАХ ВОЗНИК. И он звал Руслана в самую дальнюю и темную часть парка. Руслан подчинился зову.

            Запах его привел к одной лавочке, на которой очень нетрезвую девушку настоятельно склоняли к интимной близости ее же нетрезвые друзья.

            Руслан решительно вмешался. Он был трезв, он был старше и он был уверен в своих силах. И его вел Запах. Наверное, поэтому ему быстро удалось разбросать в разные стороны троих подростков со спущенными штанами. Девушку он взял на руки, но только с пятого раза понял ее домашний адрес, который она мужественно пыталась произнести. Он отнес ее по этому адресу. И когда Руслан поставил девушку под дверь ее квартиры, Запах пропал. То, какие слова он услышал в свой адрес от родителей девушки, не имеет отношения к рассказу о Запахе. И Руслан снова ощутил какое-то невероятное облегчение и удовлетворение.

            Осознав свою избранность Запахом, он записался на курсы рукопашного боя и на занятия в тире.

            Теперь он уже сознательно искал Запах. Можно, конечно, сказать, что он искал ситуацию, в которой он может помочь незнакомому человеку, восстановить справедливость и кого-нибудь защитить. Но будем честны перед собой и перед Русланом: он снова и снова хотел получать то неизъяснимое удовольствие, которое наступало после того, как он что-то совершал, а Запах пропадал.

            Самым ощутимым Запах был возле здания налоговой инспекции. Но там он был каким-то странным: то усиливался, то практически пропадал, и Руслан никак не мог найти конкретный источник Запаха, а значит и конкретную точку приложения себя. Рядом с другими государственными зданиями ситуация была похожей. Потому Руслан перешел в супермаркеты.

            Первое время Руслан был если не на седьмом, то точно на пятом небе от счастья. Прочитав несколько публикаций на сайте Общества потребителей и сделав копии некоторых документов и  законов, он успешно боролся и против "липовых" акций, и против продажи продуктов с истекшим сроком годности, и против произвола охранников. Но очень скоро он почувствовал, что все это для него слишком мелко. Не было того, большого и полноценного былого удовлетворения от совершенного им. Да и Запах никогда полностью не пропадал.

            В поисках Запаха Руслан решил пойти работать в полицию. И правда, а где еще защищать справедливость, как не в органах правопорядка? Конечно, Запах там чувствовался очень сильно. Но, проработав больше года, Руслан так и не понял, кто является большей угрозой для спокойной жизни: обычные граждане, которые еще только могут стать потенциальными преступниками, или сами правоохранители. Потому и уволился.

            Но в полиции он впервые столкнулся со странным на первый взгляд вопросом: "А можно ли ударить человека, если Запах справедливости зовет его к этому? Еще до  разбирательства. И вообще, можно ли убить человека, если Запах говорит о том, этот человек – преступник, а суда еще не было?"

            Впрочем, вопрос казался странным только на первый взгляд. Даже без второго взгляда Руслан нашел ответ и принял однозначное решение: Запах никогда не ошибается. Раз Запах говорит ему, что так нужно, значит, так и надо делать.

            Руслан никогда не интересовался положением дел в других странах. В школе у него с географией были нелады. Но однажды, готовя себе завтрак при включенном телевизоре, он ощутил Запах. Запах явно шел от телевизионных новостей. Руслан прислушался. В одной из стран, где-то на юге, нарастает напряженность, боевики захватили такой-то город, есть раненые и погибшие. Где находится эта страна, а тем более этот город, Руслан, конечно, не знал. Но теперь он почувствовал, что должен узнать. Чтобы защитить. Чтобы восторжествовала справедливость. Чтобы пропал Запах.

            Он прошел все собеседования, проверки и стал контрактником. Написал рапорт о переводе в самую горячую точку. Через какое-то время его действительно послали в ту самую страну. Сначала все было прекрасно: Запах появлялся и, если Руслан самоотверженно уничтожал боевиков, пропадал. И было удовлетворение. Но через какое-то время боевые действия в этом регионе затихли и почти прекратились. Личный состав начал пить и разлагаться другими способами. Руслану это очень не понравилось. Потому что пропал Запах и пропала цель. Руслан написал рапорт о переводе в другую горячую точку. Долго ждал. Перевели. Но, как оказалось, это была не совсем "горячая точка". Просто присутствие войск. Он написал рапорт о переводе еще в одну "горячую точку". То же самое. Запаха не было. И он уволился из армии.

            За время службы в войсках Руслан в поисках Запаха основательно изучил географию и завел новые знакомства. Что именно он понял и какие выводы сделал для себя – широкой публике неизвестно. Известно одно.

            Его замечали практически во всех вооруженных столкновениях в разных регионах мира. Воюющим за совершенно разные стороны конфликта. Его узнавали везде, потому что у него всегда был один и тот же странный позывной: "Запах".

 

Творцы

 

- Вот что, старина, всякий раз, как тебя попросят что-либо объяснить,
ты, не торопясь, молча  зажги свою трубку, выпусти облако дыма
в лицо любопытному и произнеси эти вот простые слова:
 "А видели вы когда-нибудь, как течет река?"
- А что это должно означать?
- Ровным счетом ничего,

 

Андрэ Моруа. "Рождение знаменитости"

 

 

            Факт: весна, неделю идут дожди. В низинах вода поднялась чуть выше обычного уровня.

            Официальное заявление профильного ведомства: "Из-за непредвиденного увеличения количества весеннее - летних осадков и возникающими в связи с этим неудобствами мы тщательно отслеживаем состояние дел на дорогах и в подземных переходах. Все дорожные службы находятся в состоянии повышенной готовности. Дополнительно введены в действие более 18-ти передвижных пунктов мониторинга существующей ситуации.

            Вследствие длительной неблагоприятной погодной обстановки в течение зимнего периода не все ливневые канализации города оказались готовы к резкой весенней перемене температуры. Проводится дополнительное расследование причин неготовности каналов к сливу и степени их заполнения неизвестными предметами и субстанциями. По итогам расследования будут предприняты необходимые меры".

 

            Факт: прорвало канализационную трубу. Из нее все выливается на улицу. Уже три дня.

            Статья в газете: "В течение последних лет в городе медленно, но, к сожалению,  постоянно ухудшается экологическая обстановка. И это не может не вызывать определенную обеспокоенность. Увеличилось количество выбросов выхлопных газов,  что вызвано тем, что на дорогах стало больше автомобилей. С одной стороны это радует, потому что данный факт свидетельствует об улучшении качества жизни и о стремительном росте доходов горожан. С другой стороны появляются новые проблемы в виде смога и увеличения количества случаев заболеваемости верхних дыхательных путей.

            Проблемы порой возникают и в неожиданных проявлениях. Например, во много раз увеличилось количества мусора, который жильцы многоэтажных домов выбрасывают из своих квартир, и экскрементов, которые попадают в канализацию. Городские службы с трудом справляются со стремительно нарастающим объемом необоснованных отходов. Безусловно, значительное повышение уровня жизни может повлечь за собой прирост количества и объемов продуктов жизнедеятельности. И городская администрация была готова к этому. Но реальность, как оказалось, серьезно отличается от прогнозов специалистов и экспертов в данной сфере.

            Вот что сказал заместитель начальника соответствующей службы в интервью по поводу недавней случайной аварии на одной из улиц города: "Да мы все время работаем в режиме аврала. Канализация выработала свой срок службы еще лет тридцать назад. Нам срочно нужны деньги для капитального ремонта или хотя бы, чтоб поддержать трубы в том состоянии, в котором они есть". Также он официально заявил, что городской администрацией предпринимаются все необходимые меры для стабилизации ситуации. О состоянии ремонтных работ на аварийном участке наша газета обязательно сообщит в ближайших номерах.

           Это еще один пример того, что городские власти не остаются в стороне от проблем обычных жителей. Но в то же время через нашу газету администрация обращается к горожанам со следующим призывом: "Ввиду того, что пока не определена причина внеплановой аварии, и соответственно, не выработан комплекс мер по ее устранению, во избежание ухудшения экологической обстановки в месте возникновения аварии и прилегающих к ней районах просим жителей близлежащих домов в следующие две недели не пользоваться сантехническими приспособлениями без крайней нужды".

            Редакция полностью присоединяется к инициативе городской администрации".

 

            Факт: наверное, что-то где-то произошло.

            Блог: "Доброго всем времени суток! Не хотел на эту тему браться за перо, то бишь за клаву, но комменты в большом количестве заставили. Оно и понятно: народ походу волнует, что, мол, и как. И главное - почему? Но сначала слегка о последних новостях, а уже потом по сути.

            Был недавно на одном брифинге. Кроме меня, там было еще несколько известных блоггеров и десяток журналистов. Ну, посидели, послушали. Вяло позадавали вопросы. Я отмалчивался. А зачем, когда и так все ясно? После брифинга журналисты ломанулись к фуршетным столам. Я к этому делу равнодушен – бутерброд я и сам себе могу сделать. Я остался в зале и задумался. Над тем же вопросом, что и сейчас, что и всегда. А почему? Почему все так? Ну, так, как есть, а не так, как хотелось бы. Ответа на брифинге я бы не услышал. Это точно. Не тот был уровень.

            А вот недавно ехал в такси, заговорили, как полагается, про жизнь, так таксист выдал гениальную фразу. Ты, мол, закрой окно, а то тебе вообще все мысли выдует. Вот такая весомая житейская мудрость. Мол, надо еще знать, где сесть, чтоб не выдуло остатки мыслей. Тут можно долго распространяться, про то, в каких местах обычно хранятся разные мысли, и из каких конкретных мест их может выдуть. Или надуть. Но сейчас не об этом.

            Про главное. Пару дней назад беседовал со своим знакомым внештатным помощником советника одного министра и уже почти перед десертом все-таки задал ему сакраментальный вопрос: "А почему, собственно?" Тот ловко ушел от ответа – наверное, их там этому специально учат. Но по его глазам я увидел: есть что-то там, в глубине. Точно есть. То, что от нас прячут. И прячут умело.

            Но мы сдаваться не будем. Я – так точно. И буду продолжать делать свое дело.

            З.Ы.

            Я обычно редко обращаюсь с призывами к своим читателям – те несколько раз не в счет. Но сейчас не могу сдержаться.

            Люди, будьте людьми, а остальное приложится!"

 

Просто митинг

 

"Эти реки никуда не текут, они забыли про море.
Эти птицы никуда не летят, они забыли про небо.
Эти люди никуда не спешат, они забыли про время.
Мне очень жаль, мама, но эти реки никуда не текут".

 

"Эти реки никуда не текут", А.Макаревич.

 

            - Видел вчера по телевизору, что было?

            - Ты про перестрелку?

            - Нет, про новый закон, который они приняли.

            - Да, теперь нам вообще жизни не будет.

            - А когда они про нас думали?

            - Тоже верно.

            - А о чем закон?

            - Ты что, новенький?

            - Да. Друг посоветовал. Сказал, что тут можно заработать.

            - Тогда стой и молчи. Когда скажут – кричи.

            - А что кричать?

            - Что скажут, то и кричи.

            - А кто скажет?

            - Сам увидишь. Кто на сцене посредине – тот и главный. Что он скажет, то и кричи…

           

            - Не знаете, где ленточки раздают?

            - Какие ленточки?

            - Обычные. Чтоб на сумку повязать или на зеркало в машине. Говорят, всем надо быть с ленточками.

            - Про ленточки сегодня не слышал.

            - Может, в командирской палатке?

            - Там только посылают.

            - Куда?

            - На х… Говорят, чтоб ждали главных.

            - А кто сегодня главные?

            - А х… его знает. Так про ленточки ничего не знаете?

            - Пока нет.

            - Ну, если что – скажете.

            - Скажем. А ты куда?

            - Говорят, где-то бутерброды с чаем раздают. Туда побегу. Хоть поем. А потом, наверное, домой. Холодно.

            - Если правда раздают – свистни.

            - Как всегда.

 

            - Стой! Куда?

            - За бутербродами с чаем. А вы кто?

            - Охрана.

            - Охрана чего?

            - Всего. Ты чего, жрать сюда пришел?

            - Нет. С утра, как приказали, уже был на месте. Сейчас замерз, хочу погреться и перекусить.

            - Скажи пароль.

            - Долой! Не позволим! Слава!

            - Проходи. Стой, а ты кто?

            - Волонтер. Вот принес немного еды, консервация домашняя…

            - Тебе в другую палатку. Вон туда. У нас тут строгий учет и контроль. Эй ты, в кепке, проводи волонтера!

            - Доктора! Найдите врача! Человеку плохо!

            - А в чем дело?

            - Человек упал, ему плохо.

            - Да он пьяный.

            - И что? Спасать не надо?

            - Никакой он не пьяный! У человека с сердцем плохо.

            - Это не наш. У нас тут сухой закон. Пить нельзя. Он со стороны пришел.

            - Так что, пусть умирает?

            - Это не наш.

            - Врачи вон в той дальней палатке, давайте его туда донесем…

            - Давайте, я помогу. А что, правда, обещали разрешить переночевать в гостинице?

            - Кому?

            - Приезжим. Я сам не местный…

            - Ага, щас. В гостиницах другие люди живут. А твое место в палатке. Если найдешь.

            - Да я так просто, спросить…

 

            - А какой плакат сегодня держим?

            - Не волнуйся, скоро придут и все дадут.

            - И заплатят?

            - Как всегда.

            - Мне в прошлый раз не доплатили.

            - Так кто тогда митинг заказывал?!

            - А я что, помню? Сказали: приходи – заплатят. Я и пришла.

            - Ты вообще телевизор смотришь? Те, которые тогда заказывали – они уже плохие. А те, которые сейчас заказывают – хорошие. Ясно?

            - И что, платить будут больше?

            - Нет, платить будут, как обычно. Но заплатят. По честному.

            - А кулечки дадут?

            - Нет. Кулечки – это на выборы. А сейчас – политическая ситуация.

            - Понятно. Но с кулечками было лучше. Я их потом еще долго использовала…

 

Переводчик

 

            Удивительно, но достоверных сведений о жизни того человека, которого еще совсем недавно и пресса, и телевидение называли "Великим переводчиком", "Переводчиком с любого языка на любой" и награждали прочими удачными и не очень титулами, не так уж и много. Статья в Википедии, конечно же, есть, но может, не столь уж неправы те, кто не очень доверяет Википедии? И дело даже не в том, что Переводчик (мы будем его называть именно так) по мере освоения им разных языков много раз менял свое имя и сообщаемые им детали собственной биографии. И не в том, что СМИ, по своему обыкновению, всякий раз приукрашали подходящие им для сенсации события или, наоборот, затушевывали неудобные им факты или мнения.

            Дело в том, что на сегодняшний день не найден ни один действительный родственник Переводчика или хотя бы записи о его жизни в официальных документах (свидетельство о рождении, медицинская карточка и т.п.), которые могли бы подтвердить год и место его рождения, национальность, образование и прочие данные, обязательные для любого нормального человека. А ведь где-то и когда-то такие документы существовали. Не могли же его принять на работу как минимум без паспорта. Но, как оказалось, в тех учреждениях, где он якобы работал, его данные почему-то не сохранились. В одной организации произошел пожар в бухгалтерии, где хранились и данные о сотрудниках. В другой – прорвалась труба, и вода залила архив, так что документы восстановлению не подлежали. В третьей бумаги были просто утеряны. Более того, реальные люди, которые когда-либо действительно знали Переводчика, чудесным образом куда-то пропали. Кто-то переехал в другой город или страну, не оставив своего адреса, кто-то перешел в мир иной, а кто-то просто пропал, и найти его сейчас не представляется возможным.

            Так что же нам действительно известно о том, кого так громко называли "Переводчиком всех времен и народов"?

            В нашем расследовании мы будем опираться только на неоспоримые зафиксированные факты и на такие свидетельства, которые, если и не являются стопроцентно достоверными, то, по крайней мере, представляются такими. Из нашего исследования мы сознательно исключаем то, что так любит обсуждать пресса, телевидение и интернет - сообщества, и то, что к нашему исследованию отношения не имеет. То есть личную жизнь Переводчика. Нас в первую очередь интересует сам феномен. И его конкретный носитель, то есть Переводчик. Потому мы будем использовать фрагменты его дневника, хотя само авторство дневника до сих пор подвергается сомнению некоторыми учеными и исследователями.

            Начнем со свидетельств тех, кто знал Переводчика еще до его всемирной известности, и которые (свидетельства) были опубликованы в скромных местных изданиях. Кажется, именно поэтому им можно доверять.

            Анна П., знакомая: "Я познакомилась с ним в архиве. Темы наших исследований не пересекались, но мы часто виделись в буфете и в курилке. Я бы не сказала, что он был мужчиной, который не производил впечатления на женщин. Невысокий, лет сорока, русые почему-то постоянно непричесанные волосы, которые при том, архивном освещении казались пегими. Пиджак на нем сидел так, как будто был куплен для кого-то другого, кто был побольше и поплечистей. Скорее всего, он был холостяком, женская рука никак на нем не была заметна. Что еще? Всегда был вежливым, внимательным: придержит дверь, подаст зажигалку, поможет донести документы до стола. Речь чистая, правильная, можно даже сказать, больше литературная, чем обыденная. Хотя много мы с ним и не разговаривали. Я бы его и не запомнила, если бы потом не увидела его в новостях. В телевизоре он был гораздо симпатичней, чем тогда в архиве".

            Олег Т., сотрудник: "Мы работали с ним в одном институте. Нельзя сказать, что мы были близко знакомы, просто я узнал, что есть такой человек, который днями и ночами просиживает в архиве, и даже не пришел на празднование дня рождения начальника отдела. Больше того, он не появился на юбилее директора института, где присутствовал весь, можно сказать, цвет нашей науки.  Потом, просматривая темы работ сотрудников – а вдруг что-то пересечется с моей темой, - я увидел, что он занимается черной магией. Оттолкнувшись от "Письма Анны Ярославны" ее отцу – Ярославу Мудрому (которое подавляющее большинство серьезных историков признали позднейшей подделкой), он пошел дальше и якобы нашел свидетельства того, что при дворе Генриха I практиковались сатанинские обряды. Конечно, это было полным бредом – не мог правитель одной из ведущих стран просвещенной Европы заниматься такой ерундой. А наш сотрудник, оказывается, мог.  И за это получал зарплату. Вот такой черной магией он и занимался".

            Анатолий Ч., сосед: "Он какой-то странный был. Я ему говорю: "Давай я тебе дверной замок починю, ты ж знаешь, я нормальный слесарь, я умею. Бесплатно. А он мне: "Зачем? Что у меня можно украсть? Все самое ценное у меня в голове".

            Прочие аналогичные свидетельства подтверждают сказанное и говорят только об одном: Переводчик больше предпочитал работать с архивными документами, чем с людьми, был нелюдим и, как это сейчас не покажется странным – был совершенно обычным человеком. До определенного момента.

            Фрагменты дневника Переводчика.

            "19 апреля. Розеттский камень – прекрасная находка. Просто замечательная во всех смыслах. Но это только первый шажок – даже не шаг. А что делать с другими языками? Языком этрусков или с другими нерасшифрованными мертвыми языками? Как их понять?".

            "7 августа. Сегодня случилось непонятное событие. Не знаю, чем это закончится, что будет дальше, потому описываю, казалось бы, незначительный и странный случай, который произошел в архиве.

            Случайно нашел одну единицу хранения, не имеющую ни названия, ни ссылок, только архивный номер. Единица хранения представляла собой манускрипт (по моей оценке) X-XI века, потому что уже в XII в. наблюдалось снижение качества иллюстраций. Переплет, конечно, не был сродни переплету "Евангелия Гаримы", но, как и положено,  были те же доски (хотя и тонкие), обтянутые кожей. В целом, манускрипт был похож на загадочную "Рукопись Войнича": не хватало части страниц (сколько и каких – неизвестно), был написан на неизвестном (по крайней мере, мне) языке, были достаточно подробные и хорошо прорисованные иллюстрации, присутствовали явные тематические разделы. Но эта рукопись была, безусловно, лет на четыреста старше.

            С понятным каждому исследователю трепетом я держал в руках древний текст, всматриваясь в незнакомые мне символы и инстинктивно ощупывая переплет. Указательным пальцем правой руки я нащупал незначительное уплотнение на поверхности переплета. Я перевернул манускрипт, осмотрел вздутие с лупой. Мне показалось, что бугорок был сделан позднее, потому что под увеличительным стеклом был явно виден надрез кожи переплета именно в этом месте. Конечно, я достал скальпель (я всегда его ношу с собой, после того, как … неважно), провел лезвием по древнему надрезу и … 

            В лицо мне ударил столбик белесой пыли, как бывает, если наступишь на гриб дождевик. Я инстинктивно зажмурился, задержал дыхание, но, кажется, вдохнул … что? Споры? Порошок? Не знаю, что.

            Какое-то время я сидел, задержав дыхание, но я не спортсмен-подводник, поэтому скоро выдохнул, чем снова поднял облачко не то пыли, не то тех же спор. И опять глубоко вдохнул.

            Казалось бы – ерунда. Ну, вдохнул, ну, чихнул. Но проблемы возникли через несколько секунд. Слева от меня на столе лежал стандартный листок с правилами поведения в архиве. Справа -  манускрипт. На какое-то мгновение я потерял зрение, наступила полная темнота. Конечно, даже в темноте я помнил расположение текстов на столе. Вдруг буквы из инструкции слева и из манускрипта справа начали наливаться голубым светом, особенно (или только?) вертикальные и горизонтальные линии букв, подниматься от плоскости текста, смешиваться и (такое создавалось впечатление) входить мне в голову. Через глаза. Снова секундное помутнение – и я вдруг понял, что, я ПОНЯЛ. Я понял, что было написано на открытой странице древнего манускрипта. Но проблема заключалась в следующем: я понял, что я ПОНЯЛ, но я не понял, ЧТО я понял.

            Я понял общеприменимые глаголы и существительные, даже несколько прилагательных. Но я не понял большей части терминов. Таких понятий ни в моем мозгу, ни тем более в инструкции не было. Ситуация была похожа на расшифровку слова "Вимана" в санскрите. Как однозначно перевести "Вимана"? "Летательный аппарат"? "Самолет"? "Космический корабль"? Если не знаешь, что этот термин обозначает на самом деле, никогда не сможешь его адекватно перевести. В любом случае скатываешься до "Летающей огненной колесницы", то есть к объяснению неизведанного феномена с помощью уже известных тебе понятий. Или к принятию непонятных терминов в транслитерации. Что категорически не есть лекарство, а есть всего лишь плацебо для временной иллюзии понимания.

            Сказать, что я был потрясен случившимся – не сказать ничего. Или сказать очень мало. Я взлетел до небес, потому что я ПОНЯЛ. И я упал в самую бездну, потому что я НИЧЕГО НЕ ПОНЯЛ.

            В замешательстве я начал производить хаотические бестолковые действия. Полез в сумку, зачем-то достал распечатку статьи из немецкого журнала об автоматическом переводе, посмотрел на нее, и вдруг ситуация повторилась. Буквы из инструкции поведения в архиве, лежащей на столе,  и текст из первой страницы статьи у меня в руках вдруг налились тем же голубым светом, потом погасли, и я понял, что я ПОНЯЛ. Хотя до сих пор очень плохо знал немецкий язык. Но я понял, что написано на первой странице статьи. Перевернул страницу – тот же результат. Я понял, что там написано. Листая распечатку, я понял всю статью.

            В сумке же нашел японскую статью об истории перехода записи текстов в Японии от вэньяна до камбуна. На японском. И понял ее. Надо ли говорить, что японского я вообще никогда не знал. Понимание приходило сразу, одномоментно.  Так же, как и в прошлые разы. Буквы начинали светиться голубым светом, распадаться на отдельные линии, а потом смешивались и каким-то непостижимым образом попадали в мой мозг. И я понимал суть текста".

            Приводим этот достаточно длинный отрывок из дневника Переводчика по двум причинам. Первая: это один из самых ранних фрагментов дневника, поэтому, как нам кажется, ему еще можно доверять. Второе: в этом фрагменте описан сам способ получения Переводчиком своего дара. Конечно же, в нем присутствует достаточный элемент мистики, но его уже можно использовать как отправную точку для дальнейшего развития событий. В своих многочисленных выступлениях Переводчик, особенно в первое время, всегда просил выкладывать на стол слева лист с текстом на родном языке, справа – текст на любом, неизвестном ему языке.

            Результат известен всем, кто видел хоть одно шоу Переводчика: через несколько мгновений он переводил текст с любого известного на Земле языка на свой родной язык. Единственно, о чем он всегда предупреждал, так это о том, что некоторые термины он не сможет перевести адекватно, потому что в его словарном запасе может не быть соответствующих эквивалентов. Что также согласуется с записями в его дневнике.

            Из интервью с продюсером Переводчика.

            "Понимаете, его выступления не были шоу-бизнесом в чистом виде. Но я всегда требовал от местных организаторов выступления хотя бы минимальную поддержку: нормальный звук, свет, и, если это было возможно, то оформление сцены. Я понимаю, на его выступления собирались интеллектуалы, но их тоже надо было как-то развлекать. Я ему всегда твердил: "Ты полчаса поговорил про свою любимую теорию "смысл – текст" и остановись. Покажи какой-нибудь фокус. На "фокус" он всегда обижался. Но ты развлеки публику. Какой бы интеллектуальной она не была, ей все равно очень скоро становится скучно. Это закон сцены. Потом опять можешь читать лекцию про какую-нибудь свою семиотику. Но не больше получаса. Потом опять фокус. Лучше с привлечением добровольцев из публики. Они это любят.

            … Конечно, как вы говорите, были и комические случаи, были и достаточно серьезные. Из того, что было очень часто, чуть ли не на каждом выступлении – это когда ему подсовывали тексты на несуществующем языке. Ребенок от нечего делать нацарапал какие-нибудь символы, а ему подают как текст. Знаете, как в том старом анекдоте, когда лесорубам привезли новую автоматическую пилу, которая пилила все виды древесины, а они ей специально подсунули гвоздь, и очень обрадовались, когда она из-за гвоздя сломалась. Так и здесь. Только он не ломался, а очень расстраивался. Никак не мог понять, зачем с ним такое делают. Я ему раз сто тот анекдот рассказывал и говорил, что все люди такие. Люди не переносят, когда рядом оказывается кто-то, кто умнее их. А он мне – я же им знание несу, зачем же меня так? Что я ему мог ответить? Успокаивал, как мог.

            А из серьезных вещей… Конечно, нас приглашали в очень специальные и очень секретные организации. Предлагали разные зашифрованные тексты. Он или отказывался, или, если отказаться было нельзя, то всегда выдавал отрицательный результат. Не знаю, то ли действительно не мог прочитать шифровки, то ли просто не хотел".

            Из частной беседы ассистентки Переводчика по Скайпу (достоверность подтверждена свидетельницей и самой записью разговора. Из расшифровки записи удалены подробности личной жизни ассистентки).

            "Я тогда была в совершенно растрепанных чувствах. Мы с ним были больше года вместе… Что? Да с каким Переводчиком! С моим, с тогдашним. И он мне говорит, что он, дескать, еще не готов к совместной жизни, что пока его все и так устраивает, и вообще он не думал о женитьбе. А мне уже… неважно, ты знаешь, сколько лет. Но ведь все шло к этому. Все было нормально. И тут вдруг он такое заявляет…

            А на том выступлении я действительно напутала. Он (Переводчик – ред.) всегда требовал, чтобы слева лежал какой-то текст более-менее по теме перевода, а справа тот текст, который надо было перевести. У нас был отдельный человек, который, вроде как, готовил тексты для выступлений, но это был еще тот проходимец. Представляешь, однажды он мне предложил…

            И я перепутала бумажки, ну, бывает! Я положила слева один текст для перевода, а справа – второй. Я что, в них разбираюсь? И там, и здесь какие-то закорючки нарисованы. Мне это все одинаково. Тем более мне мой бывший позвонил, и такие хорошие слова говорил, что я поверила, что он уже не бывший, а настоящий. А, может, и будущий. Короче, я отключила телефон, когда в зале шум пошел. Выбегаю, а там полная непонятка.

            Переводчик закатил глаза (у него это часто бывало, но сейчас это было как-то по-особенному) и чего-то чирикает. То есть таких звуков от него я раньше не слышала. И человеческой речью это не назовешь. Хотя что-то похожее было. Потом сказали, что это был какой-то древний язык, которого никто и никогда не слышал. Но раз его никто не слышал, то и подтвердить его никто не может. В общем, скандал был еще тот.

            Выгребла я тогда от директора по полной. А сам Переводчик – ничего. Сказал только, что голова у него разболелась, но эксперимент удался. Что из-за моей ошибки он перевел текст с одного неизвестного ему языка на другой. И это было очень интересным, как он сказал, опытом в его жизни".

            После случайной ошибки ассистентки Переводчика изменилась и тематика его выступлений, и во многом его жизнь. Он начал менять свои имена, факты своей биографии, да и вообще, по оценкам некоторых экспертов, начал терять связь с реальностью.

            Из интервью с продюсером Переводчика.

            "Со временем с ним становилось работать все сложней и сложней. Не потому что он становился капризней, нет, в быту он был очень скромен, суммы гонораров его вообще не интересовали, были бы элементарные удобства – горячая вода, чистое белье, удобная одежда и тишина. Громкой музыки и криков он не переносил.

            Но он часто впадал в такое состояние… как бы это сказать… Как будто он был не здесь и не сейчас. А когда приходил в себя, мог заговорить на другом языке. Потом, заметив, что я его не понимаю, улыбался (улыбка была странная, чуть извиняющаяся, чуть сочувствующая) и говорил что-нибудь типа: "С тобой все в порядке?"

            Между выступлениями, во время переездов или отдыха – это ладно. Я как-нибудь перетерплю. Но такое начало случаться и на выступлениях. Представляете, полный зал, а он на полуслове прерывается и впадает в транс. Публика терпеливо ждет. Ладно, если одна - две минуты. Но бывало и подольше. Выпускаю ассистентку, просто, чтоб прошлась, чтоб публика на ее формы в прозрачном платье посмотрела. Если он все еще был в трансе, бывало, я выходил сам и нес какую-нибудь пургу о сложностях работы мозга, пока Переводчик не придет в себя. Пользовался его же рассказками из прошлых выступлений. Например, о невозможности адекватного перевода словосочетания "адронный коллайдер" на чукотский язык. И не потому – как объяснял Переводчик - что язык чукчей плохой или несовершенный. Просто у людей, пользующихся этим языком, нет необходимости использовать данное понятие, и потому нет аналога. Появится необходимость – появится и слово. Зато у чукчей восемь слов для обозначения снега. А у нас такого нет. Или как слово "кароси" на японском. Переводится как "смерть от переутомления на рабочем месте". Нормально? В каком еще языке есть такое? У какого народа?".

            Далее – еще один фрагмент дневника Переводчика, как нам кажется, важный для понимания дальнейших событий.

            "Неважно какого числа. Я осознал несколько очень простых, но важных для меня вещей.

            1. Языков на Земле не 6 или 7 тысяч, как пишут в … где-то. Их гораздо меньше, потому что диалекты для меня не новый язык, а подвид уже известного. Да и те, которые вроде как разные, все равно похожи. Если знаешь латынь, поймешь и английский, и французский, и немецкий. Я все их уже понял. А на многих и говорил. Дальше в расширении количества - тупик. Повтор. Тупое шоу. Неинтересно.

            2. Для меня почему-то пока ясен только тот язык, у которого есть своя письменность. И понимаю я только написанный текст. Это неправильно. Я в этом смысле ущербный. Нужно идти вперед.

            3. Любые сообщения: написанный текст, речь, обмен звуками, жестами, запахами или пока неизвестно чем (если вспомнить о том, как растения передают друг другу информацию), то есть любое общение между себе подобными – это, в конце концов, передача некоего смысла. Пока неважно, полностью ли, адекватно ли отображает данная знаковая система сам передаваемый смысл. Но получается, что надо от понимания способа передачи смысла (текста, речи и т.п.) переходить непосредственно к пониманию смысла. Потому что важнее сам смысл, а не способ его передачи.

            4. Значит надо изучать другие способы передачи смыслов. Какие? Виляние хвостом у собаки? Мурлыканье кота? Язык феромонов у муравьев? Что я смогу изучить с моими несчастными пятью-пятнадцатью чувствами (если к известным пяти добавить чувство температуры, чувство боли, вестибулярный аппарат и пр.)? А киты и акулы чувствуют электромагнитные линии Земли. Да я просто слепоглухонемой среди великолепия и богатства Природы. Я обречен на нищету восприятия в этом мире по своему рождению. Просто потому, что я всего лишь человек".

            Из интервью ассистентки Переводчика одному изданию (несмотря на то, что это издание часто име... Читать следующую страницу »

Страница: 1 2


23 мая 2017

0 лайки
0 рекомендуют

Понравилось произведение? Расскажи друзьям!

Последние отзывы и рецензии на
«Коллекция»

Нет отзывов и рецензий
Хотите стать первым?


Просмотр всех рецензий и отзывов (0) | Добавить свою рецензию

Добавить закладку | Просмотр закладок | Добавить на полку

Вернуться назад








© 2014-2019 Сайт, где можно почитать прозу 18+
Правила пользования сайтом :: Договор с сайтом
Рейтинг@Mail.ru Частный вебмастерЧастный вебмастер