Фарисеи роптали на Иисуса, что Он общается с мытарями (сборщиками налогов) и грешниками. Спаситель же отвечал, что «на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лука: 15, 7), «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Матфей: 9, 12). В этом контексте Иисус Христос рассказывает притчу о блудном сыне...
Младший сын попросил у отца причитающуюся ему часть наследства. Получив ее, он отправился в дальнюю страну, промотал состояние в пирах и распутстве. Когда же протрезвел, то подумал: у отца моего всего много, а я теперь сильно нуждаюсь, вернусь-ка домой и скажу: отче, я согрешил против неба и пред тобою...
Еще когда было далеко от дома, отец увидел блудного сына и сжалился (то есть даже наши мысли о покаянии много значат). Отец побежал к нему, пал на шею и расцеловал его. Потом велел принести лучшую одежду и устроить большое угощение...
Старший сын, возвращаясь с поля, услышал пение и ликование за воротами и спросил слугу, что сие значит? Тот объяснил ему. Тогда он не захотел идти в дом. Отец звал его, но он вознегодовал: я служу тебе столько лет, а ты никогда не дал мне даже козленка, чтобы повеселиться с друзьями; для этого же, который прогулял имение с блудницами, ты заколол откормленного теленка. Отец же сказал: брат твой был мертв и ожил, о том нам следует радоваться, а ты всегда со мною и всё мое – твое...
Я долгое время задавал себе вопрос: а где же девяносто девять праведников? В Евангелиях нет ни одного! Включая апостолов! Они ведь не понимали Христа при Его земной жизни, хвастались могуществом, которое Он передал им, спорили между собою, кто из них важнее, разбежались во время ареста Спасителя, отрекались от Него...
Если верить церковному начальству, праведников очень много, особенно канонизированных. Возьмем трех самых известных русских святых, в святости которых лично я не сомневаюсь. Иоанн Кронштадтский никаким праведником себя не считал. В своей книге с претенциозным названием «Моя жизнь во Христе» он признается, что мечтал быть известным проповедником, что женился по выгоде стать настоятелем Андреевского собора, что не чужд тщеславия, любит хорошие вещи и дорогие одежды...
Отец Иоанн потакал своим рьяным приверженцам, хотя отделился в храме от их поползновений железной решеткой. Более того, ему было известно, что часть его фанатов видят в нем новое воплощение Христа, но он не пресекал эти домыслы...
Не менее знаменитый подвижник Серафим Саровский вызывал зависть у монастырской братии, из-за его успехов в иноческих подвигах на него писали многочисленные доносы. Значит, батюшке Серафиму не доставало скромности и такта...
О Сергии Радонежском только скажу, что он так и не примирился со своим старшим братом. Все трое святы, ибо снискали плод покаяния, но праведниками не были...
А бывают ли таковые вообще? Из уст Христа мы слышим, что их большинство! Но где же они – люди, отказавшиеся от богатства и славы, работающие в поте лица своего, не завидующие и не осуждающие? Это простые смертные, ни на что не претендующие, кроме того, чтобы кормить и одевать нас, строить нам дома и собирать для нас автомобили. Они никому не известны, но благонадежны для Царства Божия...
Господь по поводу их судьбы спокоен, если подобное уместно говорить о всемогущем Творце. А вот нам, грешным, Он вынужден постоянно вправлять мозги. А если мы продолжаем упорствовать во зле, то жди беспорядков, революций и войн.
13.01.2017
13 января 2017
Иллюстрация к: Один грешник и девяносто девять праведников