Благодать и бессмертие – два атрибута христианского вероучения. Взаимосвязь их очевидна: благодать есть прообраз бессмертия.
Благодать – чистая бескорыстная радость, радостное настроение, не обусловленное житейскими причинами, такими как положение в обществе, удовлетворение насущных или ненасущных потребностей. Речь может идти о хорошей погоде, красивой местности, влюбленности, прекрасном самочувствии. Подобные ощущения знакомы каждому человеку вне зависимости от его убеждений.
Но есть люди, замороченные жизненными успехами, которые отрицают невещественную радость, утверждают, что ее не существует. Они позабыли про немеркантильные настроения. Врагами бескорыстной радости (благодати) становятся индивиды, приватизировавшие свои природные таланты и способности, потерявшие разумную скромность и впавшие в манию величия.
Характерным примером является Лев Толстой. Художественные его произведения написаны благодатной рукой, в них чувствуется радость бытия, присутствие Бога как Творца обстоятельств, особенно в «Войне и мире» (без последней «философской» части). Перейдя впоследствии к публицистике, Л.Н. принялся обличать близкое ему по родственным узам самодержавие, упорно свергать с пьедесталов Шекспира, Канта и апостола Павла. Графу не давали покоя стоявшие выше эстетически и нравственно личности.
Толстой свою жизнь и жизнь близких превратил в подлинный кошмар. Большинство людей, мнящих о себе незнамо что, но более низкого уровня развития занимаются тем же самым.
В Новом завете, несмотря на трагическую канву событий, слово «радость» упоминается десятки раз. Потому что, если смерти нет, печалится нам в быстротекущей жизни мира сего не о чем. Отрицание бессмертия ведет к тяжкой и бессмысленной реальности – некоему пиру во время чумы.
26.04.2020
26 апреля 2020
Иллюстрация к: Благодать и бессмертие