В 1909 году Ленин опубликовал знаменитую работу «Империализм и эмпириокритицизм». Ильич выступил против двух физиков с мировым именем – австрийца Эрнста Маха и швейцарца Рихарда Авенариуса, предшественников Альберта Эйнштейна. Мах не мог ответить В.И., поскольку не знал ничего о русском пламенном революционере, Авенариус же в тот момент находился на том свете в прямом смысле данного понятия.
Эмпириокритицизм – одно из направлений научного познания – утверждает, что продвигать науку можно лишь с помощью разума и опыта. Наш Ильич говорил о том, что объективная реальность существует вне пределов разума, а индивидуальное сознание может состоять на службе империализма. Обе стороны были по-своему правы, поскольку речь вели о разных вещах.
Мало кто отрицает наличие объективной реальности. Но можно ли ее изучать без наших органов чувств, большой вопрос. Объективная реальность вне нас не имеет ни цвета, ни запаха, ни звука, ни вкуса, а также привычных нам природы и предметов быта. Всё, что мы наблюдаем, есть образы нашего сознания и только через эти образы мы можем познавать мир. Это абсолютно ясно для человека, обладающего абстрактным мышлением, и абсолютно неясно для человека, не обладающего абстрактным мышлением, каковых, видимо, большинство.
Ленин был великим политическим деятелем, но аллегории, метафоры для него являлись закрытой темой, как сказал бы Иммануил Кант, «вещью в себе». И это правильно, ибо так специально устроено Некой Силой для того, чтобы люди жили нормально и счастливо и не мудрствовали лукаво. Именно лукавые мысли и довели человечество до империализма, рыночного беспредела и современного глобализма. Здесь Владимир Ильич прав.
Философия, которая в СССР была в полном загоне, занимается испокон века в основном причинностью, то есть причинно-следственными связями. Со «следствием» у нас всё обстоит неплохо. «Следствие» мы ежедневно видим собственными глазами. А в чем первопричина Всего Того, что мы видим?
Аристотель, ученик Платона и учитель Александра Македонского, усматривал первопричину в некоем Бессмертном Высшем Разуме, Который посредством своих энергий создал Вселенную, управляет ею и развивает ее.
Много позднее Готфрид Лейбниц, президент Берлинской академии наук, пришел к выводу о том, что созидательным началом окружающего нас мира являются крохотные монады, в которых заключены прообразы (семена) всех неорганических и органических процессов. Повелевает монадами Господь Бог. Это было смелое заявление, потому что элитой уже овладели «идеи атеизма». Дело оставалось за массами. Они вскоре подтянулись.
Что считают первопричиной атеисты? Случайность. Что такое случайность? «Непознанная закономерность», – отвечает Фридрих Энгельс, а за ним повторяет Владимир Ильич. Кто устанавливал эту закономерность? Никто? Или Сама Случайность? Атеисты называют теистов «сказочниками». На деле – они еще большие фантазеры.
Вот что именуется «противоречием противоречий» …
Когда Жанну д’Арк не пускали в Шинонский замок на встречу с дофином, внутри крепости и в округе куры перестали нести яйца. В силу таких обстоятельств запрет через две недели был отменен и обычное течение жизни восстановилось. При встрече будущий король Франции Карл VII спросил Орлеанскую деву:
– А причем здесь куриные яйца?
– Они – послание Бога, – сказала святая, не уточнив, что имеет в виду…
Куриное яйцо – символ троичности, символ Земли, символ Солнечной системы, символ первопричины. Возможно, это еще одна сказка, но сказка сказке рознь.
26.11.2018
26 ноября 2018
Иллюстрация к: Противоречие противоречий